Бак анализ мочи. Бактериологическое исследование крови. Подготовка к бактериологическому посеву

Мазок из зева берут для проведения стандартного бактериологического исследования с целью изучения микробного состава и количественного соотношения микрофлоры носоглотки. Это метод лабораторной диагностики, позволяющий выявить возбудителей инфекционно-воспалительных заболеваний верхних отделов респираторного тракта. Для определения этиологии инфекции необходимо провести бактериологическое исследование отделяемого носа и зева на микрофлору.

Специалисты направляют больных с хроническим , и в микробиологическую лабораторию, где стерильным ватным тампоном отбирают биоматериал из носа и зева и проводят его исследование. По результатам анализа специалист определяет возбудителя патологии и его чувствительность к антибиотикам.

Причины и цели взятия мазка на микрофлору из зева и носа:

  • Диагностика , вызванной бета-гемолитическим стрептококком и приводящей к развитию тяжелых осложнений - гломерулонефрита, ревматизма, миокардита.
  • Наличие в носоглотке золотистого стафилококка, провоцирующего образование фурункулов на коже.
  • Бактериологический посев клинического материала при воспалении носоглотки проводится с целью исключения дифтерийной инфекции.
  • Подозрение на менингококковую или коклюшную инфекцию, а также респираторные недуги.
  • Диагностика стенозирующего , абсцессов, расположенных рядом с миндалинами, включает однократное проведение анализа.
  • Лица, контактные с инфекционным больным, а также дети, поступающие в детский сад или школу, проходят профилактическое обследование с целью выявления бактерионосительства.
  • Полное обследование беременных женщин включает взятие мазка из зева на микрофлору.
  • Мазок из зева и носа на стафилококк с профилактической целью сдают все медицинские работники, воспитатели детских садов, повара и продавцы продуктовых магазинов.
  • Мазок из зева для определения клеточного состава отделяемого. Исследуемый материал наносят на специальное предметное стекло. Под микроскопом врач-лаборант подсчитывает количество эозинофилов и прочих клеток в поле зрения. Проводится исследование для определения аллергической природы заболевания.

В баклабораторию направляют больных для исследования материала из носоглотки с целью исключения или подтверждения конкретной инфекции. В направлении указывают микроорганизм, наличие которого необходимо подтвердить или опровергнуть.

Микрофлора носоглотки

На слизистой оболочке зева и носа обитает множество микроорганизмов, составляющих нормальную микрофлору носоглотки. Исследование отделяемого горла и носа показывает качественное и количественное соотношение микробов, обитающих в данном локусе.

Типы микроорганизмов, обитающих на слизистой носоглотки у здоровых людей:

  1. Бактероиды,
  2. Veillonella,
  3. Escherichia coli,
  4. Branhamella,
  5. Pseudomonas,
  6. Streptococcus matans,
  7. Neisseria meningitides,
  8. Klebsiella pneumonia,
  9. Эпидермальный стафилококк,
  10. Зеленящий стрептококк,
  11. Неболезнетворные нейссерии,
  12. Дифтероиды,
  13. Коринебактерии,
  14. Candida spp.,
  15. Haemophilis spp.,
  16. Actinomyces spp.

При патологии в мазке из зева и носа можно обнаружить такие микроорганизмы:

  • Бета-гемолитический группы А,
  • S. aureus,
  • Листерия,
  • Branhamella catarrhalis,
  • Acinetobacter baumannii,

Подготовка к анализу

Чтобы результаты анализа были максимально достоверными, необходимо правильно отобрать клинический материал. Для этого следует подготовиться.

За две недели до забора материала прекращают прием системных антибиотиков, а за 5-7 суток рекомендуют перестать использовать антибактериальные растворы, ополаскиватели, спреи и мази для местного применения. Сдавать анализ следует натощак. Перед этим запрещено чистить зубы, пить воду и жевать жвачку. В противном случае результат анализа может оказаться ложным.

Мазок из носа на эозинофилы сдают также натощак. Если человек поел, необходимо подождать как минимум два часа.

Взятие материала

Чтобы правильно взять материал из зева, пациенты откидывают голову назад и широко раскрывают рот. Специально обученный персонал лаборатории шпателем прижимает язык и собирает отделяемое глотки специальным инструментом – стерильным ватным тампоном. Затем извлекает его из полости рта и опускает в пробирку. Пробирка содержит специальный раствор, которой предотвращает гибель микробов во время транспортировки материала. Пробирку необходимо доставить в лабораторию в течение двух часов с момента забора материала. Взятие мазка из горла – процедура безболезненная, но неприятная. Прикосновение ватного тампона к слизистой глотки может спровоцировать рвотные позывы.

Чтобы взять мазок из носа, необходимо усадить пациента напротив и слегка запрокинуть ему голову. Перед анализом необходимо очистить нос от имеющейся слизи. Кожу ноздрей обрабатывают 70% спиртом. Стерильный тампон вводят поочередно сначала в один, а затем в другой носовой ход, проворачивая инструмент и плотно прикасаясь к его стенкам. Тампон быстро опускают в пробирку и направляют материал на микроскопическое и микробиологическое исследование.

Микроскопическое исследование

Исследуемый материал наносят на предметное стекло, фиксируют в пламени горелки, окрашивают по Граму и изучают под микроскопом с иммерсионным маслом. В мазке обнаруживают грамотрицательные или грамположительные палочки, кокки или коккобациллы, изучают их морфологические и тинкториальные свойства.

Микроскопические признаки бактерий - важный диагностический ориентир. Если в мазке находятся грамположительные кокки, расположенные скоплениями, напоминающими гроздья винограда, предполагают, что возбудителем патологии является стафилококк. Если кокки окрашены по Граму положительно и располагаются в мазке цепочками или парами, возможно это стрептококки; грамотрицательные кокки - нейсерии; грамотрицательные палочки с закругленными концами и светлой капсулой - клебсиеллы, мелкие грамотрицательные палочки - эшерихии, . Дальнейшее микробиологическое исследование продолжают с учетом микроскопических признаков.

Посев исследуемого материала

Каждый микроорганизм растет на своей «родной» среде с учетом рН и влажности. Среды бывают дифференциально-диагностическими, селективными, универсальными. Их основное предназначение – обеспечение питания, дыхания, роста и размножения бактериальных клеток.

Посев исследуемого материала необходимо проводить в стерильном боксе или ламинарном шкафу. Медработник должен быть одет в стерильную одежду, перчатки, маску и бахилы. Это необходимо для соблюдения стерильности в рабочей зоне. В боксе следует работать молча, аккуратно, обеспечивая личную безопасность, поскольку любой биологический материал считается подозрительным и заведомо заразным.

Мазок из носоглотки засевают на питательные среды и инкубируют в термостате. Спустя несколько суток на средах вырастают колонии, имеющие различную форму, размер и цвет.

Существуют специальные питательные среды, которые являются селективными для конкретного микроорганизма.

Материал втирают тампоном в среду на небольшой площадке размером 2 кв. см., а затем с помощью бактериологической петли штрихами рассевают по всей поверхности чашки Петри. Посевы инкубируют в термостате при определенной температуре. На следующий день посевы просматривают, учитывают количество выросших колоний и описывают их характер. Пересевают отдельные колонии на селективные питательные среды для выделения и накопления чистой культуры. Микроскопическое изучение чистой культуры позволяет определить размер и форму бактерии, наличие капсулы, жгутиков, спор, отношение микроба к окрашиванию. Идентифицируют выделенные микроорганизмы до рода и вида, при необходимости проводят фаготипирование и серотипирование.

Результат исследования

Результат исследования врачи-микробиологи выписывают на специальном бланке. Для расшифровки результата мазка из зева требуются значения показателей. Название микроорганизма состоит из двух латинских слов, обозначающих род и вид микроба. Рядом с названием указывают количество бактериальных клеток, выраженное в особых колониеобразующих единицах. После определения концентрации микроорганизма переходят к обозначению его патогенности – «флора условно-патогенная».

У здоровых людей на слизистой оболочке носоглотки живут бактерии, выполняющие защитную функцию. Они не доставляют дискомфорта и не вызывают развития воспаления. Под воздействием неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов количество этих микроорганизмов резко увеличивается, что приводит к развитию патологии.

В норме содержание сапрофитных и условно-патогенных микробов в носоглотке не должно превышать 10 3 – 10 4 КОЕ/мл, а патогенные бактерии должны отсутствовать. Определить патогенность микроба и расшифровать анализ может только врач, обладающий специальными навыками и знаниями. Доктор определит целесообразность и необходимость назначения больному противовоспалительных и антибактериальных препаратов.

После выявления возбудителя патологии и его идентификации до рода и вида переходят к определению его чувствительности к фагам, антибиотикам и противомикробным препаратам. Лечить заболевание горла или носа необходимо тем антибиотиком, к которому выявленный микроб максимально чувствителен.

результатов исследования мазка из зева

Варианты результатов исследования мазка из зева:

  • Отрицательный результат посева на микрофлору – возбудители бактериальной или грибковой инфекции отсутствуют. В этом случае причиной патологии являются вирусы, а не бактерии или грибы.
  • Положительный результат посева на микрофлору – наблюдается рост патогенных или условно-патогенных бактерий, способных вызвать острый фарингит, дифтерию, коклюш и прочие бактериальные инфекции. При росте грибковой флоры развивается кандидоз полости рта, возбудителем которого являются биологические агенты 3 группы патогенности – дрожжеподобные грибы рода Candida.

Микробиологическое исследование отделяемого зева и носа на флору позволяет определяют вид микробов и их количественное соотношение. Все патогенные и условно-патогенные микроорганизмы подлежат полной идентификации. Результат лабораторной диагностики позволяет врачу правильно назначить лечение.

Бактериологический посев (бакпосев) – это микробиологическое лабораторное исследование биологического материала человека путем его посева на определенные питательные среды при определенном температурном режиме с целью выявления наличия в нем любого количества патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и дальнейшего решения задач специфического лечения.

При выделении определенных микроорганизмов проводится второй немаловажный анализ – антибиотикограмма – определение чувствительности обнаруженных патогенов к антибактериальным препаратам и бактериофагам.

Преимуществами бактериологического посева являются:

Высокая специфичность метода (то есть перекрестных ложных реакций не наблюдается).
Возможность исследовать абсолютно любую биологическую жидкость человека.
Лечебная цель – определение чувствительности выявленного микроба к тому или иному лечебному средству (антибиотикограмма), что позволяет с достаточно высокой точностью проводить лечебные назначения.

Недостатки бактериологического посева:

Длительность получения результата.
Высокие требования к забору материала.
Определенные требования к квалификации персонала бактериологических лабораторий.

Показания для проведения бактериологического исследования

Применение микробиологического метода исследования достаточно широко распространено в медицинской практике, в частности, в инфекционных болезнях, гинекологии, урологии, хирургии, отоларингологии, онкологии и других. Безусловным показанием для необходимости проведения бакпосева являются любое воспалительное заболевание органов и систем организма человека, подозрение на септический процесс.

Материал для бакпосева

Для исследования забираются следующие биологические среды организма человека: носоглоточная слизь, слизь из зева, секрет бронхиального дерева (мокрота), испражнения (кал), слизь уретры, цервикального канала, секрет простаты, моча, кровь, спинномозговая жидкость, грудное молоко, желчь, содержимое кист, воспалительных очагов, раневое отделяемое.

Какие микроорганизмы можно выявить при бакпосеве

В слизи носа и зева можно обнаружить гемолитические стрептококки (Streptococcuc pyogenes, Streptococcuc agalactiae), пневмококки (Streptococcuc pneumoniae), золотистый стафилококк (Staphylococcus auereus), коринобактерии дифтерии (Corynebacterium diphtheriae), гемофильную палочку (Haemophilus influenzae типа b), менингококк (Neisseria meningitidis), листерии (Listeria).

В испражнениях пытаются выявить кишечную группу бактерий – салмонеллы и шигеллы (Salmonella spp., Shigella spp.) иерсинии (Iersiniae spp.), тифо-паратифозную группу бактерий (Salmonella typhi, Salmonella paratyphi A, Salmonella paratyphi B), условно - патогенные возбудители кишечных инфекций, анаэробные микробы, возбудителей пищевых токсикоинфекций, а также обследовать кал на дисбактериоз кишечника.

В содержимом ран, биопунктате, гнойном отделяемом можно выявить псевдомонады или синегнойную палочку (Pseudomonas aeruginosa).

Слизь урогенитального тракта обследуют на предмет наличия в ней возбудителей инфекций, передающихся половым путем – гонококка, трихомонады, грибов (Neisseria gonorrhoeae ,Trichomonas vaginalis, грибы рода Candida), уреаплазму (Ureaplasma urealyticum), микоплазму (Mycoplasma hominis), листерии (Listeria), также можно исследовать мазок на бактериальную флору.

Кровь можно посеять (обследовать) на стерильность.

Такие материалы, как грудное молоко, моча, секрет простаты, соскоб, мазок, раневое содержимое, суставная жидкость, желчь исследуют на общую обсемененность (бактериальную флору).

Что представляет собой бактериологический посев?

Материал для исследования в бактериологической лаборатории помещают (делают посев) на специальные питательные среды. В зависимости от желаемого поиска того или иного возбудителя или группы возбудителей посев производится на разные среды. Например, это может быть избирательная или элективная питательная среда (для роста какого-то одного возбудителя, рост других микробов при этом угнетается), примером которых может быть свернутая лошадиная сыворотка для выявления возбудителей дифтерии или среда с селенитом или с солями желчных кислот для обнаружения кишечных возбудителей.

Другим примером могут быть дифференциально-диагностические среды (среда Гисса), которые используются для расшифровки бактериальных культур. При необходимости с жидких питательных сред делают пересев на твердые среды с целью большей идентификации колоний.

Затем питательные среды помещают в термостат (специальный прибор), в котором создаются благоприятные условия (температура, влажность и др.) для роста и размножения возбудителей, в термостате среды находятся определенное время.

Далее проводят контрольный осмотр выросших колоний микроорганизмов, которые называют «культурой микроорганизмов». При необходимости проводят микроскопию материала колоний с предварительной окраской специальными красителями.

Что оценивается при контрольном осмотре? Это форма, цвет, плотность колоний, после дополнительного исследования – способность разлагать некоторые неорганические и органические соединения.

Далее проводят подсчет возбудителей. При микробиологической исследовании учитывается такое понятие, как колониеобразующая единица (КОЕ) - одна микробная клетка, способная образовать колонию, или видимая колония микробов. По КОЕ возможно определить концентрацию или количество микроорганизмов в исследуемом образце. Подсчет КОЕ проводится разными методами: подсчетом колоний под микроскопом, методом серийных разведений, секторным методом.

Правила забора биологического материала для бактериологического посева

Качество проводимого бактериологического посева во многом зависит от правильности забора материала для исследования. Нужно помнить простое правило: стерильная посуда и стерильные инструменты! Несоблюдение этих требований приведет к контаминации (внешней обсемененности материала представителями кожи и слизистых, окружающей среды, не имеющих клинического значения), что автоматически сделает исследование бессмысленным. Для забора материала используют стерильную посуду, которая выдается в самой бактериологической лаборатории на руки пациенту при амбулаторном обследовании, для забора испражнений, мочи. Из различных очагов воспаления забор проводится только стерильными инструментами (шпатели, петли, ложки) специально обученным медицинским работником (в поликлинике обычно это медсестра инфекционного или смотрового кабинетов).

Кровь и мочу собирают в сухие пробирки, остальные материалы в посуду с транспортной питательной средой.

Другое правило: забор материала до начала антибиотикотерапии! На фоне приема антибиотиков результат будет существенно искажен. Если принимали такие препараты, то прекратить их прием за 10 дней до исследования и сообщить врачу о факте приема любых антибактериальных препаратов.

Должна быть обеспечена быстрая доставка в лабораторию! Микроорганизмы могут погибнуть при высыхании, изменении кислотности. Например, кал должен быть доставлен в теплом виде .

При заборе мочи: после утренних гигиенических процедур забирается средняя порция утренней мочи в количестве 10-15 мл в стерильную посуду. Доставить в лабораторию в течение 2х часов.

При заборе мазка из зева и носа: нельзя утром чистить зубы, полоскать рот и нос дезинфицирующими растворами, пить и есть.

Забор испражнений должен производиться утром стерильной лопаточкой в стерильную посуду в объеме 15-30 гр. Недопустимо попадание в пробу мочи. Доставка в течение 5 часов. Не допускается замораживание или ночное хранение. Собирать кал без применения клизм и слабительных.

Кровь для бакпосева берется до начала антибиотикотерапии на фоне подъема температуры в стерильную пробирку в количестве не менее 5 мл (детям), не менее 15 мл (взрослым).

Мокрота собирается утром натощак в стерильный контейнер во время приступа кашля со слизью. Перед забором почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой. Доставить в лабораторию в течение 1 часа.

Грудное молоко собирается после гигиенической процедуры. Околососковая область обрабатывается тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом. Первые 15 мл сцеженного молока не используются. Затем 5 мл сцеживается в стерильный контейнер. Доставить в течение 2х часов.

Отделяемое половых органов: у женщин забор проводится не ранее, чем через 14 дней после менструации, не ранее чем через 1 месяц после отмены антибиотиков, желательно в течение 2х часов не мочиться; у мужчин – не рекомендуется мочиться в течение 5-6 часов до взятия пробы.

Сроки готовности бактериологического посева

При исследовании слизи из носоглотки результат будет готов через 5-7 дней, исследование испражнений займет около 4-7 дней. При обследовании соскоба урогенитального тракта длительность исследования займет 7 дней. Посев на общую флору длится 4-7 дней. Больше всего по длительности готовится кровь на стерильность – 10 дней. Однако самый ранний предварительный результат могут дать через 3 дня.

Результат бактериологического исследования

Результатом бакпосева является как качественная оценка (сам факт наличия возбудителя в исследуемом образце), так и количественная оценка (концентрация возбудителя в материале).

Расшифровка количественного результата проводится самым простым способом. Выделяют 4 степени роста (обсемененности) микроорганизмов в исследуемом материале. Для 1 степени роста характерен скудный рост только на жидкой среде, на твердой – роста нет; для 2 степени – рост на плотной среде до 10 колоний одного вида; для 3 степени – от 10 до 100 колоний; для 4 степени – более 100 колоний.

Это важно для условно-патогенной флоры, при выявлении которой 1 и 2 степень не считают причиной болезни, это просто свидетельствует о загрязненности материала для исследования, 3-4 степени указывают на этиологию (причину) заболевания. Если выделена патогенная флора, то учитываются все без исключения выделенные колонии, то есть все 4 степени.

Результат подсчета колоний в КОЕ/мл расшифровывается следующим образом: 103/мл означает обнаружение 1 колонии; 104/мл – от 1 до 5 колоний; 105/мл – рост 5-15 колоний; 106/мл – более 15.
Количественный результат важен не только для определения степени обсемененности, но и контроля правильности проводимого лечения.

Определение чувствительности выделенного микроорганизма к тому или иному антибактериальному препарату является важной составляющей бактериологического исследования. Набор препаратов, к которому чувствителен или резистентен возбудитель, и является антибиотикограммой .

Чувствительность возбудителя – это восприимчивость к лекарственному препарату, то есть антибиотик подействует на рост и размножение микроба. Резистентность – устойчивость возбудителя к тому или иному препарату, то есть антибактериальный препарат не подействует.

Антибиотикограмма выдается в определенных единицах измерения – минимальной ингибирующей концентрации (МИК).

Врач инфекционист Быкова Н.И.

Исследование бактерий имеет большое практическое значение для человека. На сегодняшний день открыто большое количество прокариот, которые отличаются друг от друга по патогенности, области распространения, форме, размерам, количеству жгутиков и другим параметрам. Чтобы детально изучить данный штамм, применяется бактериологический метод исследования.

Какие существуют методы клеток?

Чтобы определить, являются ли бактерии патогенными, проводят исследование культуры различными способами. Среди них:

1. Бактериоскопический метод.

2. Бактериологический метод.

3. Биологический метод.

Бактериоскопический и бактериологический основаны непосредственно на работе с клетками прокариот, когда биологический анализ требуется для изучения влияния таких клеток на живой организм подопытных животных. По степени проявления тех или иных признаков заболевания ученый может сделать вывод о наличии или отсутствии патогенных бактерий в пробе, а также естественно их размножить в организме животного для получения их культуры и использования в других работах.

Бактериологический метод исследования отличается от бактериоскопического. В первом для анализа используется специально подготовленная культура живых прокариот, когда во втором проводится работа с мертвыми или живыми клетками на предметном стекле.

Этапы бактериологического метода исследования. Микробиология

Принцип изучения свойств бактериальной культуры может пригодиться как для ученых-микробиологов, которые поставили цель исследовать прокариотические клетки, так и для лаборантов, задача которых заключается в установлении патогенности или непатогенности бактерий, а затем диагноза пациента.

Методика изучения бактерий делится на три этапа:

1. Выделение бактерий из первоначальной пробы.

2. Высевание бактерий и выращивание изучение ее свойств.

3. Детальное исследование бактериальных клеток.

Первый этап

Проба, или мазок, берется со свободной поверхности среды или у пациента. Таким образом мы получаем «коктейль» из множества видов бактерий, которые должны высеять на питательную среду. Иногда появляется возможность выделить сразу необходимые бактерии, зная их очаги распространения в организме.

Через двое-трое суток отбираются нужные колонии и высеваются на твердые среды чашек Петри с помочью стерильной петли. Во множестве лабораторий работают с пробирками, где может находиться твердая или жидкая питательная среда. Так и проводится бактериологический метод исследования в микробиологии.

Второй этап

После получения отдельных колоний бактерий проводится непосредственный макро- и микроанализ. Измеряются все параметры колоний, определяется цвет и форма каждой из них. Нередко проводится подсчет колоний на чашке Петри, а затем в исходном материале. Это имеет значение при анализе патогенных бактерий, от числа которых зависит степень заболевания.

Бактериологический метод исследования, 2 этап которого заключается в изучении отдельных колоний микроорганизмов, может быть сопряжен с биологическим способом анализа бактерий. Еще одна цель работы на этом этапе - увеличить количество исходного материала. Это можно сделать на питательной среде, а можно провести эксперимент в естественных условиях на живых подопытных организмах. Патогенные бактерии будут размножаться, и в результате кровь будет содержать миллионы клеток прокариот. Из взятой крови легко приготовить необходимый рабочий материал бактерий.

Третий этап

Самая важная часть исследования - это определение морфологических, биохимических, токсигенных и антигенных свойств культуры бактерий. Работа ведется с заранее «очищенными» культурами на питательной среде, а также с препаратами (зачастую окрашенными) под микроскопом.

Установить принадлежность патогенных или условно-патогенных бактерий к той или иной систематической группе, а также определить их устойчивость к лекарствам позволяет бактериологический метод исследования. 3 этап - антибиотики, т. е. анализ поведения клеток бактерий в условиях содержания лекарственных препаратов в окружающей среде.

Исследование устойчивости культуры к антибиотику имеет важное практическое значение, когда необходимо прописать для конкретного пациента необходимые, а главное, действенные препараты. Здесь и может помочь бактериологический метод исследования.

Что такое питательная среда?

Для развития и размножения бактерии должны находиться в заранее подготовленных По консистенции они могут быть жидкие или твердые, а по происхождению - растительные или животные.

Основные требования к питательным средам:

1. Стерильность.

2. Максимальная прозрачность.

3. Оптимальные показатели кислотности, активности воды и других биологических величин.

Получение изолированных колоний

1. Метод Дригальского. Он заключается в том, что на бактериальную петлю наносится мазок с различными видами микроорганизмов. Этой петлей проводят по первой чашке Петри с питательной средой. Далее, не меняя петлю, методом остаточного материала проводят по второй и третьей чашкам Петри. Так, на последних образцах колонии бактерии будут засеваться не слишком плотно, тем самым упрощается возможность найти необходимые для работы бактерии.

2. Метод Коха. В нем используются пробирки с расплавленной питательной средой. Туда помещается петля или пипетка с мазком бактерий, после чего содержимое пробирки выливается на специальную пластинку. Агар (или желатин) застывает через какое-то время, а в его толще легко обнаружить нужные колонии клеток. Важно перед началом работы развести смесь бактерий в пробирках, чтобы концентрация микроорганизмов не была очень большой.

Этапы которого основаны на выделении нужной культуры бактерий, не обходится без этих двух способов нахождения изолированных колоний.

Антибиотикограмма

Визуально реакцию бактерий на препараты можно заметить двумя практическими способами:

1. Метод бумажных дисков.

2. Разведение бактерий и антибиотика в жидкостной среде.

Метод бумажных дисков требует наличия культуры микроорганизмов, которые были выращены на твердой питательной среде. На такую среду кладут несколько бумажек округлой формы, пропитанных антибиотиками. Если препарат успешно справляется с нейтрализацией бактериальных клеток, после такой обработки останется участок, лишенный колоний. Если же реакция на антибиотик отрицательная, бактерии выживут.

В случае использования жидкой питательной среды сперва готовят несколько пробирок с культурой бактерий разных степеней разведения. В эти пробирки добавляют антибиотики, и в течение суток наблюдают за процессом взаимодействия вещества и микроорганизмов. В конечном итоге получается качественная антибиотикограмма, по которой можно судить об эффективности препарата для данной культуры.

Основные задачи анализа

Здесь перечислены по пунктам цели и этапы бактериологического метода исследования.

1. Получить исходный материал, который будет использоваться для выделения колоний бактерий. Это может быть мазок с поверхности любого предмета, слизистой оболочки или полости органа человека, анализ крови.

2. на твердой питательной среде. Через 24-48 часов на чашке Петри можно обнаружить колонии бактерий разных видов. Отбираем по морфологическим и/или биохимическим критериям нужную и проводим уже с ней дальнейшую работу.

3. Размножение полученной культуры. Бактериологический метод исследования может опираться на механический или биологический способ увеличения численности культуры бактерии. В первом случае ведется работа с твердыми или жидкими питательными средами, на которых в термостате размножаются бактерии и образуют новые колонии. Биологический способ требует естественных условий увеличения численности бактерий, поэтому здесь микроорганизмами заражается подопытное животное. Через несколько суток в пробе крови или мазке можно обнаружить множество прокариот.

4. Работа с очищенной культурой. Чтобы определить систематическое положение бактерий, а также их принадлежность к возбудителям заболеваний, необходимо провести тщательный анализ клеток по морфологическим и биохимическим признакам. При исследовании патогенных групп микроорганизмов важно знать, насколько эффективно действие антибиотиков.

Это была общая характеристика бактериологического метода исследования.

Особенности проведения анализа

Главное правило проведения бактериологического исследования - это максимальная стерильность. Если идет работа с пробирками, посевы и пересевы бактерий должны проводиться только над нагретой спиртовкой.

Все этапы бактериологического метода исследования требуют использования специальной петли или пастеровской пипетки. Оба инструмента должны быть предварительно обработаны в пламени спиртовки. Что касается пастеровской пипетки, то тут перед термической стерилизацией необходимо отломать кончик пипетки пинцетом.

Техника посева бактерий тоже имеет свои особенности. Во-первых, при посеве на твердые среды проводят бактериальной петлей по поверхности агара. Петля, конечно же, уже должна иметь на поверхности образец микроорганизмов. Также практикуется посев внутрь питательной среды, и в этом случае петля или пипетка должны достичь дна чашки Петри.

При работе с жидкими средами используются пробирки. Здесь важно следить, чтобы жидкости не касались краев лабораторной посуды или пробки, а используемые инструменты (пипетка, петля) не дотрагивались до посторонних предметов и поверхностей.

Значение биологического метода исследования

Анализ пробы бактерий имеет свое практическое применение. Прежде всего бактериологический метод исследования может использоваться в медицине. К примеру, необходимо изучить микрофлору больного, чтобы установить правильный диагноз, а также выработать правильный ход лечения. Здесь помогает антибиотикограмма, которая покажет активность лекарственных препаратов против возбудителя заболеваний.

Анализ бактерий используется в лаборатории для определения таких опасных заболеваний, как туберкулез, возвратный тиф или гонорея. Также он применяется для изучения бактериального состава миндалин, полостей органов.

Бактериологический метод исследования можно использовать для определения загрязненности среды. По данным о количественном и качественном составе мазка с поверхности какого-либо предмета определяется степень заселенности данной среды микроорганизмами.

С помощью бактериологического исследования изучаются свойства разнообразных бактерий, благодаря чему устанавливается правильный микробиологический диагноз. С помощью этого метода исследования можно определить заболевание на ранних стадиях его развития.

Для того чтобы провести бактериологическое исследование необходимо взять бакпосев из зева или носа. У представителей мужского пола могут брать сперму на проведение анализа, с помощью которого выявляют трихомонады. Данное исследование не только способно выявлять концентрацию патогенных микроорганизмов в материале, который забирается для анализа. С помощью этого исследования можно исследовать отделяемое половых органов представителей мужского и женского пола, а также ликвоту, кровь и мокроту.

Сырье для бактериологического анализа может браться из:

  • Анального отверстия (калл).
  • Из слизистых оболочек рота, носа и половых органов (зев).
  • Из ран человека.

Благодаря высокому уровню эффективности данного исследования обеспечивается благодаря обнаружению видов грибков и бактерий.

Определение вирусов производится в зависимости от сложности их итиологии. Бактериологическое исследование проводится по назначению врача при подозрении на какое-либо заболевание. Отдельные виды этого исследования производятся регулярно (например, исследование на яйцеглисты производится один раз в год).

Посевы бактериальных культур производятся с помощью бактериологической петли или пастеровской пипетки.

Перед проведением анализа бактериологическая петля поддается стерилизации методом прокаливания пламенем.После этого петля проходит процесс остужения методом прикосновения к незасеянному ангару. Далее этот инструмент ополаскивается в специальной стерильной жидкости.

В том случае, если для исследования используется пастеровская пипетка, то ее кончик необходимо обломать с помощью пинцета. Далее пипетку некоторое время удерживают над пламенем.

Бакпосевы характеризуются использованием жидких и твердых сред. Культура бактерий растирается о поверхность агара. С этой целью используется петля. В том случае, если посев производится в агаровом или желатиновом столбике, то питательная среда прокалывается острой иглой или петлей. В том случае, если производится посев в жидкую среду, то необходимо смотреть, чтобы края пробирки не смачивались этой жидкостью. Если посевы берутся в пробирки, то их нельзя оставлять в открытом положении длительное время, так как это может негативно повлиять на результат исследования.

После того, как посев поместили в пробирку, ее сразу же подписывают. Далее производится идентификация бактериологической культуры. С этой целью изучают биохимические и физиологические свойства бактерий. Очень часто при данном исследовании используется серологический способ идентификации. Высокоэффективным также является биологический метод идентификации. Он заключается в заражении животных материалом, который исследуется. Для того чтобы выделить чистые культуры, применяется метод идентификации.

Виды метода идентификации:

  1. Механический метод идентификации заключается в растирании по поверхности плотной среды исследуемого материала. Для выполнения этого действия чаще всего используется бактериальная петля или стерильный шпатель.
  2. При использовании биологического метода идентификации необходимо создать такую среду, которая будет наиболее благотворна для развития бактерий.

Независимо от метода исследования необходимо использовать только стерильные и термически обработанные инструменты. Благодаря этому можно получить правильные и точные результаты исследования, что даст возможность поставить правильный диагноз и назначить рациональное лечение.

Бактериологический (микробиологический) анализ включает в себя исследования кала, мочи, мокроты, маки из зева и т.д. Они проводятся с целью выявить причину инфекционного воспалительного процесса, поставить диагноз и назначить соответствующее лечение.

Бактериологический анализ также позволяет провести определение чувствительности бактерий к антибиотикам, и в ряде случаев к бактериофагам. Он заключается в выделении чистой культуры возбудителя заболевания и его идентификации, то есть изучении свойств микроорганизмов в бактериологической лаборатории с целью принадлежности их к тому или иному виду или роду.

Выделение чистой культуры возбудителя из посева – это первый этап исследования. Последующими являются:

  • идентификация микроорганизма;
  • определение чувствительности выявленных патогенных микроорганизмов к антибиотикам и бактериофагам.

Для выделения чистых культур могут использоваться как механические, так и биологические методы.

При механическом методе каплю исследуемого материала растирают по поверхности плотной питательной среды в первой, второй и третьей чашках Петри. А само выделение чистой культуры включает ее исследование и отсев на свежую питательную среду.

Биологические методы в свою очередь, основаны на учете специфических свойств выделяемого микроба, отличающего его от других микробов в исследуемом материале. При этом методе используются питательные среды, в которых созданы благоприятные условия для развития определенного вида микробов.

Предварительная заявка на консультацию