Холотропное дыхание самостоятельно. Техника Байбак убирает проблему полностью. Самостоятельное холотропное дыхание: техника в домашних условиях

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”

В последнее время стало модно увлекаться различными дыхательными техниками, которые применяются в современной психологии. Все чаще возможно натолкнуться на информацию о той или иной психотехнике, методе ее выполнения, эффективности, разных отзывах. Сюда же относится и холотропное дыхание. На эту тему общаются многие люди, посещают семинары, тренинги, высказывают свои впечатления, делятся опытом. Давайте разберемся, что представляет собой эта методика, как и для чего ее применяют.

Что такое холотропное дыхание?

Если разобрать термин «холотропный» на части, его происхождение идет от греческих слов holos (в переводе: целый, целостный) и tropein (ведущий). При соединении значений переведенных терминов получается «дыхание, ведущее к целостности». Это разновидность психотерапии с работой над личностным ростом человека, заключается в особой дыхательной технике, которой занимаются люди в течение определенного времени под музыку.

Холотропное дыхание запускает целую цепочку химических реакций в организме людей, что приводит к изменениям в работе нервной системы: активизируются структуры, ответственные за бессознательные процессы, долговременную память, эмоции. Так происходит терапия дыханием на глубинном уровне, которая освобождает личность от давних психологических травм. По истечении определенного времени пациент преображается, излечивается от болезней.

Занятия с дыханием при помощи холотропной техники были разработаны американским психологом по имени Станислав Гроф в пятидесятые годы. Двадцать лет спустя, когда удалось сделать много положительных исследований, методику официально признали и разрешили по всему миру в качестве альтернативного метода. Ее применяют вместо использования психотропных препаратов и считают эффективной терапией для пациентов.

Цель терапевтических занятий с дыханием при помощи холотропной техники – исцелить человека, чтобы он достиг целостности во время погружения на один из глубоких уровней сознания. Основа, на которой базируется такая методика – совокупность духовных и психологических практик всего мира, приобретенных человечеством за многие тысячелетия существования.

На деле занятия, включающие эту уникальную технику, выглядят следующим образом: выполняется учащенное, глубокое, связное дыхание без пауз между вдохом-выдохом; упражнения сопровождаются побуждающей ритмичной музыкой. В результате человек погружается в необычное состояние, во время которого получает поток бессознательного опыта. Далее к технике подключается рисование, танцы, обсуждение происходящего процесса.

Холотропное дыхание: вред или польза?

У такой техники дыхания, как и у лекарственных препаратов, есть положительное и отрицательное влияние на здоровье человека с побочными эффектами, поэтому мнения психотерапевтов кардинально разделяются. Те, кто применяет на практике холотропное дыхание, утверждают, что это самый безопасный способ лечения психологических проблем. Остальная часть специалистов считает методику очень опасной для психики и физического состояния пациента. Вот в чем заключается негативное влияние данной техники дыхания на здоровье человека:

  • Ее сравнивают с тем, как дышит женщина во время родов, спортсмен при спринтерском забеге, турист, когда поднимается в горы. В результате происходит следующее: резко повышается уровень углекислого газа в тканях, что вызывает гипервентиляцию легких. Эти процессы являются катализатором таких опасных реакций, как: рефлекторное сужение сосудов, резкое повышение кровяного давления, снижение гемоглобина в крови, нарушение метаболизма. Человек испытывает временное удушение мозга, начинают постепенно отмирать нервные окончания.
  • В процессе одного занятия с дыханием при помощи холотропной техники человеческий организм теряет до трех литров углекислого газа, что может привести к головокружению, потере сознания.
  • Если выполнять самостоятельно такую холотропную терапию, не зная всех особенностей правильной техники дыхания, есть риск появления отека мозга и летального исхода.
  • Сделав даже одну неправильную манипуляцию во время занятия с дыханием по холотропной технике в домашних условиях, возможно нанести непоправимый вред центральной нервной системе, миокарду, печени, почкам.

Психотерапевты, являющиеся сторонниками холотропной методики лечебного дыхания, придерживаются противоположного мнения. Они утверждают, что абсолютно здоровый человек, не имеющий противопоказаний и прошедший профессиональное обучение у последователей-учеников Станислава Грофа в сертифицированных центрах, получит только положительный эффект для здоровья. Вот, как эта техника влияет на человеческий организм:

  • Холотропное дыхание считается самой быстродействующей методикой среди остальных психотехник. Она ведет к скорым личностным изменениям. Это происходит, потому что во время холотропного занятия рассматривается не каждая травматическая ситуация из прошлого по отдельности, а целый обобщающий блок.
  • Ваша внутренняя система организма сама выбирает, какую психологическую проблему следует рассматривать в данный момент, благодаря чему специалист-психолог не манипулирует вашим сознанием (в отличие от других направлений психотерапии). Это называется неманипулятивной особенностью холотропной техники.
  • Дыхание, на котором основана данная методика, помогает прорабатывать во время занятия самые глубокие частицы полученного негативного психологического опыта.
  • Благодаря занятиям с использованием холотропной методики, человек во время дыхания осознает корни своего психологического напряжения и освобождается от них.
  • Техника дыхания по холотропной методике эффективно лечит психосоматические болезни (патологии, вызванные негативным психологическим состоянием человека) даже в самых безнадежных случаях.
  • Пациент с легкостью может побороть вредные привычки, зависимость, посещая занятия, основанные на учащенном дыхании.
  • Выполняя упражнения их холотропной методики, человек практически сразу избавляется от последствий хронических стрессов, усталости, к нему возвращается чувство внутренней гармонии.

Для чего еще применяется холотропное дыхание?

Холотропную методику с уникальным дыханием нельзя считать панацеей от всех бед и болезней людей, однако ее применение все же имеет свой положительный эффект во многих случаях. Использование такой дыхательной психотерапии настолько широко, что сравнивается с бесконечными возможностями человеческого сознания. Холотропное дыхание успешно применяется не только для лечения психологических патологий. Оно эффективно при борьбе с лишним весом; хорошо работает во время терапии от нарко- или алкозависимости. Как работает эта техника дыхания для лечения определенных проблем:

  • Для похудения. Во время применения дыхания, используемого в холотропной терапии, происходит гипервентиляция легких. В организм поступает огромное количество кислорода, которое способствует эффективному сжиганию жировых клеток. В результате такого дыхания ускоряются обменные процессы, а это помогает очищать организм от вредных веществ и шлаков.
  • Для лечения алкоголизма. Холотропная дыхательная техника оказывает терапевтическое действие для больных, страдающих алкогольной зависимостью. При ее использовании человек погружается в глубины своего сознания и сталкивается с негативным опытом, который привел его к этой проблеме. Пациент переживает эту ситуацию в голове по-новому, получает осознание и исцеляется от полученной ранее травмы. Потребность в алкогольном допинге отпадает, что позволяет успешно одолеть зависимость.

Как проходит групповой сеанс?

Для выполнения дыхания по холотропной технике в специализированных центрах создаются соответствующие условия, которые направлены на расслабление человека и освобождение от негативных переживаний. Это достигается путем выполнения несложных требований, которые необходимы для занятий:

  • Групповой сеанс с использованием холотропной дыхательной техники проходит в виде семинаров, количество которых зависит от индивидуальных проблем каждого посетителя (от 8 до 15 занятий).
  • Продолжительность одного занятия может варьироваться от трех до восьми часов.
  • Участники разбиваются по парам: один будет исполнять роль ситтера (помощника, который обеспечивает безопасность человеку, выполняющему дыхание), а другой – холонавта (дышащего).
  • Занятие начинается с расслабления и релаксации под специально подобранную ритмичную музыку (она помогает соблюдать сердечный и дыхательный ритмы).
  • Когда подходит к концу основной этап занятия с дыханием, все участники приступают к творческому выражению своих эмоций: рисуют, свободно танцуют, лепят из глины причудливые фигуры. Если они захотят, то могут обсудить все, что пережили на протяжении этих часов.
  • Занятие сопровождается специально подобранной музыкой (более подробно о ней читайте далее).

Можно ли самостоятельно освоить данную методику?

Если вы однозначно решили для себя, что способны заниматься таким методом самопознания, и имеете огромное желание, в домашних условиях самостоятельное освоение холотропной техники с определенным способом дыхания возможно. Благодаря интернет-ресурсам, специализированной литературе, разным видео-урокам, у вас есть уникальная возможность проводить занятия эффективно. Ознакомьтесь далее с холотропной техникой учащенного дыхания, которую вы сможете выполнять дома самостоятельно.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях

При выполнении домашних занятий с применением холотропной техники минусом для полноценности сеанса является отсутствие ситтера. Если у начинающего практиканта есть возможность обеспечить себе пару – идеально. Невозможности выполнения занятия с «нянькой» не может быть препятствием к применению этой методики. Вот важные рекомендации для домашних занятий, во время которых используется холотропное дыхание:

  • Перед сеансом выберите себе комфортную комнату для занятия, предварительно проветрив ее.
  • Запаситесь подходящей музыкой (об этом более конкретно смотрите в отдельном пункте ниже).
  • Определите для себя, какую конкретную проблему вы хотите решить при помощи холотропной терапии с учащенным дыханием (личностную или семейную, к примеру). Вы должны дышать, чтобы достичь конкретного эффекта, а не ради самого процесса.
  • Выполняйте максимально глубокие, частые вдохи-выдохи, не делайте пауз в дыхании. Дополнительные особые рекомендации здесь не нужны, это невербальная техника, которая заключается в минимальном вмешательстве во время занятия. В чем-то ее возможно сравнить с медитацией.
  • Используйте разные положения тела, которые будет подсказывать ваше сознание.
  • Пережив эмоциональный опыт, займитесь вашим любимым творческим процессом, к примеру, рисованием увиденных образов, танцами, лепкой из глины или пластилина.
  • Вы должны осознать пережитые эмоции.

Какая музыка необходима?

Подбирайте располагающую к расслаблению музыку: звуки природы, бубна, барабанной дроби. Будет лучше, если для каждого этапа вы выберете разные музыкальные подборки. Вначале должна быть стимулирующая и побуждающая мелодия, затем – драматичная вперемешку с динамичной. В конце должен наступить музыкальный прорыв с переходом к более спокойной, медитативной музыке. Ознакомьтесь с поэтапным описанием музыкального сопровождения всего занятия в холотропной технике:

  1. Первые 8 секунд занятия должна звучать легкая музыка, побуждающая, стимулирующая дыхание.
  2. До 20 секунды занятия запишите еще более стимулирующую дыхание мелодию.
  3. Последующие 20 секунд холотропного занятия должна звучать этническая запись с использованием барабанной дроби.
  4. После – интенсивность занятия по дыханию с холотропной техникой сменяется трансовым состоянием, поэтому следующие 35 секунд должна звучать драматическая мелодия.
  5. Далее происходит спад драмы, и стиль музыкального сопровождения сменяется сердечной, теплой музыкой. Это длится следующие 15 секунд занятия с выполнением дыхания в холотропной технике.
  6. После – мелодия должна плавно перейти в спокойную, но сохранять интенсивность. Такой ритм следует соблюдать до самого конца занятия по дыханию в холотропной технике.

Медицинские противопоказания к применению

Перед выполнением дыхательных упражнений нужно выяснить, нет ли у вас каких-либо медицинских противопоказаний к применению данной методики. Существует немало противопоказаний к тому, чтобы заниматься таким видом дыхания. Ознакомьтесь с подробным списком заболеваний/показаний, наличие которых запрещает заниматься холотропной терапией:

  • В процессе проведения занятия по учащенному дыханию человек может переживать эмоциональные всплески, стрессы, физически ощущать свои переживания (через повышение температуры тела, к примеру). Для тех, кто страдает стенокардией, гипертонией, сердечной недостаточностью, астмой – все это очень опасно и может привести к летальному исходу.
  • Беременность. Это может привести к гибели плода в утробе матери.
  • Занятия с использованием холотропной терапии не показаны, если человек страдает эпилепсией. Применение такой методики повышает риск возникновения припадка от полученных эмоций.
  • Не занимайтесь холотропной техникой, если вы недавно перенесли операцию или какую-либо травму. Упражнения с интенсивным дыханием могут привести к разрыву швов.
  • Противопоказаны занятия на основе холотропной методики во время острой стадии инфекционных заболеваний.
  • Дети, не достигшие 14-летнего возраста, на такие сеансы не допускаются.

Видео-урок: Как научиться правильно дышать

Если вы хотите эффективно применять холотропную методику, важно научиться правильно дышать. В противном случае это не только не окажет никакого действия в процессе терапии, а даже может повлечь за собой огромные проблемы со здоровьем и необратимые процессы в организме с летальным исходом. Ознакомьтесь ниже с исчерпывающим видео-уроком, обучающим правильной технике дыхания во время холотропного сеанса. Так вы узнаете много полезных рекомендаций, инструкций, которые помогут вам получить исцеляющий эффект от использования данного способа.

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД .

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки) , а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа .

Термин «холотропный» образован от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ».

История

Станислав Гроф

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий . Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален (англ. Esalen Institute ) в Биг-Сюре , Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования [неизвестный термин ] .

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Физиологический механизм

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа , которое ведет к сужению сосудов . Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям - ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от нехватки воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга , более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации

Противопоказания к применению

У метода есть ряд противопоказаний :

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации ;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания;

Переживания

Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области :

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ) , в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм ;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО -феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия ;
  • целительство и ведовство ;
  • лабораторный психокинез .

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе . Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной .

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт» . Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой - в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения . Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Справедливости ради, стоит отметить, что методика Бутейко приводит к кардинально противополжным результатам - снижению уровня и увеличению уровня СО 2 в крови, что также приводит к негативным последствиям. .

Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течение сессии холотропного дыхания составляет 2-3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии , чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом .

У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются » на него, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны . Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.

См. также

Примечания

  1. JOSEPH P. RHINEWINE & OLIVER J. WILLIAMS Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // THE JOURNAL OF ALTERNATIVE AND COMPLEMENTARY MEDICINE . - 2007. - В. 7. - Т. 13. - С. 771–776. - DOI :10.1089/acm.2006.6203
  2. «Мифы и тупики поп-психологии» // С. С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. с.97-98
  3. Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer . - Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. - Т. 27.
  4. Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine . - September 2007. - В. 7. - Т. 13. - DOI :10.1089
  5. Сайт метода Бутейко
  6. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ
  7. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
  8. В.Майков. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  9. В.Майков Сущность холотропного подхода .
  10. Ю. А. Бубеев, И. Б. Ушаков, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции // Авиакосмическая и экологическая медицина . - 1999. - Т. 33. - № 2. - С. 22-26.
  11. Владимир Емельяненко - сертифицированный психотерапевт Европейской Трансперсональной Ассоциации (ЕВРОТАС)
  12. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ, Институт трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2008 г. ISBN 978-5-17-054421-9
  13. Тев Спакс. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии
  14. Colorado governor signs "rebirthing" ban
  15. CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  16. Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания
  17. ЖИЗНЬ: Галлюцинации из ничего
  18. Сергей Кардаш
  19. Юрий Бубеев, Владимир Козлов

Ссылки

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание- Holotropic Breathwork»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Экология здоровья: Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет.

На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?

О методе холотропного дыхания

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…

Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».

Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным , в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным .

Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении» . Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности» .

Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).

В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом .

В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно , отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.

Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет . Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.

После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания , в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.

Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал , который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие , что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).

За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни . Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе . Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.

Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции , которая может быть полезна всем и каждому.

С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой .

Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы . Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».

В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства . Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда- поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного.

Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода : ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.

Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке , хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов .

Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания .

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.

Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.

Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.

В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.

Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.

Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…

То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.

Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…

Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем . А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.

Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.

Дыхание – один из главнейших связующих элементов между внешним миром и телом человека, его психикой и духовностью.

В древних традициях шаманизма северных народов и мексиканских племен, практиках индийских йогов и шаолиньских монахов использовали глубокое дыхание как важную часть религиозных, мистических обрядов.

Современные методы исцеления души и тела вобрали в себя «дуэт» тайных знаний магов, целителей и исследования основоположников психоанализа и аналитической психологии – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Одним из самых выдающихся психотерапевтических способов, признанных официальной медициной, является холотропное дыхание.

Гениальный автор этой мощной и чудодейственной практики – величайший ученый, «гуру психологии», американский психиатр и психоаналитик чешского происхождения – Станислав Гроф. Вместе с супругой Кристиной в середине прошлого столетия он разработал дыхательную психотехнику, которая базировалась на серьезной теоретической базе.

В отличие от основателей ребефинга Леонарда Орра и вайвейшн Джима Леонарда корифей холотропного дыхания – известный ученый, профессор психологии Калифорнийского института Интегральных Исследований, руководитель международной трансперсональной ассоциации, автор 13 книг и 140 статей, переведенных на 16 языков мира.

В 1975 году его разработка была признана официальной американской медициной как действенная психотерапевтическая практика, в 1993 году она нашла признание в России, в 1998 году Станислав Гроф посетил Москву, а в 2007 – стал почетным доктором МГУ.

В чем суть холотропного дыхания?

Чудесная сила основана на четырех элементах: глубоком, интенсивном и одновременно связном дыхании, в котором отсутствуют паузы между вдохом и выдохом; побуждающей ритмичной музыке; спонтанном погружении в поток бессознательного и психоанализе всплывающего опыта.

Его дальнейшее проявление происходит в творческой фантазии: рисовании мандал, телесно-ориентированной терапии, обсуждении происходящих процессов.

«Холотроп» или, ласково называемая российскими учениками Станислава Грофа – «холотропка», переводится с греческого как holos – «целый» и tropein – «то, что ведет, путь, дорога». Цель – это путь самопознания, «возвращения к целому», объединение сознания и глубинного подсознания в единый механизм понимания себя, своих эмоций, эмоциональное взросление и созревание как личности.

Холонавты-практики могут открыть давно забытые глубинные психологические травмы, конфликтные ситуации, создающие жизненные проблемы в настоящем, и освободиться от этих «барьеров».

Холотропка – вред или спасение?

У данного популярного метода, созданного как альтернатива психотропному препарату ЛСД, существует немало сторонников среди профессионалов, но также есть специалисты, которые его активно критикуют, называя опасным для здоровья. Что происходит во время дыхательной сессии с человеком?

Техника глубокого ритмичного дыхания через рот в быстром темпе с отсутствием пауз (как , подъеме в горы или ) вызывает резкое повышение уровня кислорода в организме, в том числе и мозге, провоцирующее падение содержания углекислого газа в тканях и гипервентиляцию в легких.

Это состояние ведет к появлению опасных реакций: рефлекторному сужению сосудов, резкому повышению кровяного давления, гемоглобин – основной проводник кислорода к клеткам тела – снижает свою работоспособность, создавая дефицит этого жизненно важного элемента в тканях, нарушается кислотно-щелочной баланс и общий обмен веществ. Наступает временная гипоксия (удушение) мозга, на фоне которой происходит отмирание нервных окончаний.

Мало того, организм за сессию холотропного дыхания теряет от двух до трех литров углекислого газа, что в медицинских трактатах именуется как крайне тяжелая степень гипокапнии.

Самостоятельные, непрофессиональные эксперименты с данной практикой могут в этом случае привести к необратимым изменениям, вплоть до отека мозга и летального исхода. Значительный вред может нанести это состояние также ЦНС, мышце сердца, тканям печени и почек.

Сторонники трансперсональной психологии, главным компонентом которой является холотропная терапия, утверждают, что абсолютно здоровому взрослому человеку, не имеющему противопоказаний к данному методу самоисследования, прошедшему обучение у профессионалов-учеников и последователей Станислава Грофа (в России – Владимира и Кристины Майковых и Светланы Дороганич) или сопутствующих сертифицированных центрах, вход в измененные состояния сознания не страшен.

Холотропное дыхание само по себе безопасно, контролируется ситтером (или группой ситтеров), проводится под наблюдением опытного ведущего-инструктора (психотерапевта). Оно представляет собой научно подтвержденный, экспериментально доказанный действенный метод выявления и эффективного решения самых разных психологических проблем. Главным катализатором этих процессов служит не химическое психоактивное вещество, а мощный естественный физиологический процесс – .

Важнейший эффект от холотропной терапии – колоссальное освобождение человеческого сознания от внутренних «крючков», зажимов, барьеров, неосознаваемых страхов, блоков, самых разных психических напряжений. Кроме того, холонавт получает у своего бессознательного карт-бланш на самые смелые шаги в самореализации, самоактуализации и творческом выражении.

Для кого существуют противопоказания к такой терапии?

  • Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипертонией, острыми болезнями сердца, спазмами сосудов головного мозга),
  • астмой в тяжелой форме,
  • глубокими неврозами,
  • заболеваниями мозга,
  • беременностью,
  • острыми инфекционными болезнями,
  • глаукомой,
  • вывихами,
  • серьезными эмоциональными расстройствами.

Людям, страдающим эпилепсией, разрешение выдает психотерапевт. К тому же, с ними инструкторы занимаются в индивидуальном порядке, на групповые сеансы такие пациенты не допускаются.

Учимся правильной технике самостоятельно!

Сколько ни говорят о вреде самостоятельного изучения методики холотропного дыхания, но в связи с популярностью этого процесса самопознания многие любители экстрима все же рискуют в домашних условиях попытаться очистить сознание и скорректировать внутренний мир, устранив проблемы. В этом случае необходимо обезопасить себя от травм в комнате, где будете заниматься, покрыв мягкими материалами все опасные углы и поверхности.

Вместе с вами в этом помещении обязательно должен находиться ситтер, или нянька, который будет оберегать от возможных эксцессов. Он должен быть достаточно опытным, знать большинство методик данного типа терапии, помогать дышащему, а не диктовать свои условия, не бояться различных реакций холонавта, а по завершению практики внимательно выслушать «путешественника».

Итак, холотропное дыхание имеет пару характеристик: частоту и глубину. Представьте, как дышит собака, и попытайтесь воспроизвести такое же дыхание, увеличив амплитуду. Сначала совместить глубину и интенсивность вдохов и выдохов бывает сложно, но со временем это может получиться.

Первые 20 минут сессии очень важны для погружения в ИСС, или транс, то есть измененное состояние сознания. На протяжении остального времени холотропной сессии вам придется внимательно прислушиваться к своим ощущениям и регулировать частоту и силу дыхания в соответствии с ними. Возможно, в какие-то минуты вам совсем не захочется дышать, нужно воспринять это как часть происходящих процессов.

Надо отметить, что в холотропке важную роль играет побуждающая, ритмичная, правильно подобранная музыка. Специальные композиции составляются из расчета: первые 8 минут – музыка побуждающая, легкая, помогающая дыханию, следующие 12 мин – стимулирующая дыхательный процесс, еще 20 минут – барабаны, маракасы, этно-ритмы, следующие 20-25 мин – драматическая музыка, квинтэссенция, «прорыв», еще 15 минут – теплая сердечная музыка полета, открытости, остальное время до конца сессии должна воспроизводиться созерцательная, но достаточно интенсивная мелодия, которая послужит стимулом для продолжения духовной работы.

Особую сложность новички испытывают при работе с телом и психологическими зажимами. При их проработке могут возникать телесные блоки в виде ощущений, как бы сводящих мышцы конечностей. Они мешают, отвлекают новичка и не дают ему продвигаться в глубину своих переживаний. Прорабатываются они через напряжение рук или ног, но без помощи ситтера.

Нянька может взять руку, но холонавт должен тянуть ее на себя, вложив максимум сопротивления. Блоки могут выражаться болью. Холонавт может попросить надавить ситтера на болезненную область: успешная проработка проявится выходом из этого негативного ощущения. Опытный ситтер знает запрещенные области тела, с которыми работать нельзя! Это: область горла, лица, гениталий и у женщин – груди. Для компенсации этой боли ситтер может дать холонавту тряпку для скручивания или двигая ноги в бедренной области.

По завершению сессии нужно немного полежать, затем нарисовать мандалу: круг на листе, а в нем – все, что заблагорассудится. Можно создавать эти «круги переживаний» сколько угодно. Далее ситтер выслушает холонавта, а в конце проведет психоанализ, подталкивая дышащего к пониманию и решению проблем.

Реальные отзывы о холотропном дыхании

Андрей, 29 лет: « … На первую сессию «холотропки» пришел жутким скептиком. Однако мой скепсис улетучился в тот же день! Мне казалось, что я давно решил многие психологические проблемы, но на самом деле я их только спрятал поглубже. Когда я их вытащил, ко мне пришло понимание того, как нужно к ним правильно относиться. Холотропное дыхание для меня – надежная батарейка и неизведанный деликатес, который каждый раз дает мне подзарядку и удивительные ощущения! А, главное, не нужно искать никаких сторонних ресурсов, так как все это есть внутри тебя! Остается лишь грамотно их использовать… »

Наталья, 43 года: « … Компания холотропщиков давно стала для меня тесным сообществом любимых подруг, с которыми мы делимся самым сокровенным. Я всякий раз, приходя на сеанс, знаю, что глубинный процесс дыхания связан с чувствами и в этот раз меня ждет открытие новых эмоций и ощущений. Какие только переживания не встречаются при лечении телесных «замков», зажимов и блоков! Гнев и ярость, раздражение и благодарность, любовь и ощущение бесконечного счастья – все это можно испытать, освобождая свое сознание!

Незабываемым и чрезвычайно полезным оказывается опыт ситтерства – заботиться о людях, помогать им, откликаться и слушать дышащего в процессе. Это открыло новые грани сочувствия и сопереживания каждому человеку во мне, я стала возвращаться к себе, к своему телу. Желаю всем ярких, незабываемых открытий! »

Светлана, 25 лет: « … После сеансов холотропа меняется мировоззрение, внутри ощущаешь переоценку ценностей. Но сохраняется подобное состояние не больше полугода, если его не практиковать. Я, например, набралась смелости и уверенности у опытного психолога, а сейчас свои тренинги начала вести сама, хотя ответственность огромная!!! »

Николай, 30 лет: « … Мечтал попасть на сессию холотропного дыхания давно, но неотложные дела постоянно меня отвлекали, и я снова откладывал свое желание на «потом». Но однажды решил пойти, несмотря ни на какую спешность. Нам, новичкам, сначала объяснили, что и как будет, но сам процесс описанию не поддается. Тело крючило и колбасило, зато все ощущения, как пазл, чудесным образом гармонично расставлялись по местам. Снова жду «холотропки», хоть и страшно, но безумно интересно! »

Ирина, 52 года: « … Впервые в жизни прошла 3 сеанса «холотропки». Потрясающее состояние! Гена, мой ситтер, – настоящий ангел-хранитель! Заботился обо мне все свои и мои сессии! Спасибо! Парадокс: в жизни у меня сейчас сложная ситуация, а я ощущаю себя 20-летней девчонкой! Улыбаюсь и ветер в голове! »