Главные герои кусака андреев и их характеристика. Пересказ произведения "Кусака" Андреева Л.Н

1) Особенности жанра. Рассказ - эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века - защищает униженных и оскорбленных.

2) Тематика и проблематика рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло - два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло - нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем -находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «...В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале... вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости...» и в конце- «вновь промокшая, грязная...» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сен-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

3) Характеристика героев.

Образ Кусаки. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Кусака - никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба - вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

4) Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе - изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа - состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями. Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока- в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.

Название: Кусака

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 8мин 57сек

Аннотация:

Бездомная собака напугана жестокостью людей, злобой других собак. Она голодна, озлоблена, никому не доверяет. На зиму она нашла себе пристанище под террасой пустой дачи.
Весной на дачу приехали хозяева, семья с детьми. Сначала собака напугала веселую девушку Лялю, вцепившись ей в подол платья. Но люди оказались совсем не злыми. Собаку начали хорошо кормить. У нее даже появилось имя – Кусака. Дети охотно с ней играли, брали ее с собой на прогулку. Кусака поправилась, шерсть ее заблестела. Она стала похожа на настоящую собаку, которая охраняет своих хозяев. Она была очень горда от этого.
Но вот лето подошло к концу. Ляля начала спрашивать родителей, что же делать с Кусакой. Девушке было очень жаль бросать собаку. Но мать и слушать не хотела о том, чтобы ее взять с собой. И однажды все уехали, а Кусака вновь осталась одна. Сначала она искала людей, бегала на вокзал, заглянула в окна. Но когда наступила ночь, поняла, что она снова одна. И в беспросветной дождливой ночи очень долго был слышен ее отчаянный вой.

Л.Н. Андреев — Кусака. Прослушать краткое содержание онлайн.

План пересказа

1. Жизнь бездомной собаки.
2. Дачники дают собаке имя и постепенно приручают ее.
3. Кусака счастлива оттого, что нужна людям и любима ими.
4. Дачники уезжают, а Кусака остается.
5. Горе брошенной собаки.

Пересказ
I

Собака была ничьей, у нее не было имени, и неизвестно, где она зимовала и что ела. Дворовые собаки прогоняли ее от теплых изб, мальчишки бросали в нее палки и камни, а взрослые улюлюкали, страшно свистели. Собака убегала от всех, не помня себя от страха, пряталась глубоко в саду и зализывала раны и ушибы, накапливая страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пьяный мужик. Похлопав по коленке, он позвал ее к себе, назвал Жучкой. Она нерешительно подошла. Но настроение пропойцы резко изменилось, и, когда собака подошла и легла перед ним на спину, он пнул ее с размаху сапогом в бок. Жучка завизжала больше от обиды, чем от боли, а мужик пошел домой, где избил жену и изорвал платок, купленный ей в подарок.

С тех пор собака всегда убегала от людей, хотевших ее приласкать, а иногда со злобой набрасывалась на них. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи.

Наступила весна, и из города приехали дачники, «целая веселая ватага взрослых, подростков и детей». Первой, с кем познакомилась собака, была очень жизнерадостная симпатичная девушка. Она выбежала в сад и закружилась, а в это время к ней подкралась собака и схватила за подол платья. Девушка, испугавшись, убежала и всем сказала: «Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!..»

Дачники были очень добрыми людьми. «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему». Сначала они хотели прогнать злую собаку, которая еще и по ночам не давала спать своим лаем, но потом привыкли и по утрам иногда вспоминали: «А где наша Кусака?» Это новое имя так к ней и прикрепилось.

Кусака с каждым днем подходила к людям все ближе. Той самой девушке, по имени Леля, удалось найти подход к Кусаке. Однажды, разговаривая очень ласково с собакой, она к ней осторожно приблизилась. И Кусака второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, обидят ее или приласкают. Но ее приласкали. Вскоре прибежали все дети и по очереди ее гладили, а она еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки. От непривычной ласки Кусаке было больно, как от удара.

«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака. Ее кормили, и она изменилась до неузнаваемости: шерсть, висевшая прежде клочками, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Все это было непривычно для Кусаки, и она не умела ласкаться, как другие собаки.

Единственное, что она могла, это упасть на спину и завизжать. Но этого было мало, чтобы выразить всю любовь, и поэтому она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким». Людям это нравилось, и они нарочно ее ласкали, уговаривая поиграть еще. И она делала это еще много раз, но чужих все-таки боялась и пряталась в саду. Вскоре она привыкла не добывать себе пищу, потому что ее кормила кухарка, и все бол I. собака искала и просила ласк.

Наступила осень. Леля раздумывала, что же делать с Кусакой. Мама как-то сказала, что собаку придется оставить. Леле до слез стало жаль животное. Мама ответила ей, что они возьмут щенка, а «эта что — дворняжка!» Леля повторила, что ей жаль собаку, но уже не заплакала.

Стали собираться уезжать. Кусака, напугавшись и предчувствуя беду, убежала на край сада и глядела на террасу. «Ты здесь, моя бедная Кусачка», — сказала вышедшая Леля. Она позвала ее с собой, и они пошли по шоссе. Впереди была застава, возле нее трактир, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу. Илюша цинично и грязно ругался, а они хохотали без особого веселья.

«Скучно, Кусака!» — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Кусака металась по следам уехавших людей, бегала до станции, но затем вернулась. На даче она проделала новую штуку: «первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла ногтями». Но Кусаке не ответили, потому что в комнатах все было пусто.

Наступила ночь, и собака жалобно и громко завыла. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла».

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует - это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию - быть человеком.