Задержка умственного развития. Предупреждение и преодоление задержки умственного развития. ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются

Также причинами этого заболевания являются: нарушение питания плода, что вызвано дефекта­ми плаценты, недоношенность и ее осложнения, внутримозговое кровотечение, что вызвано затруднением высвобождения или непо­дачей кислорода в мозг, врожденное нарушение функ­ционирования щитовидной железы. В детстве умственную отсталость иногда вызывает травма мозга, которая была получена в результате несчастного случая или жестокого обращения с ребенком. Родителям следует понимать, что во время передвижения в автомобиле они должны пользоваться специальным сидением и ремнями безопасности. Дети, которые занимаются контактными видами спорта, обязаны надевать специальные защитные шлемы.

Признаки

В состав некоторых синдро­мов входит умст­венная отсталость, и их можно выявить при рожде­нии по конкретному набору физических симпто­мов. Явные и еле заметные физические симптомы указывают на определенный дефект и на степень его тяжести. Младен­цы с врожденным пороком чаще появляются на свет низким весом и небольшим ростом, с маленькой или большой головой. Зачастую дети рождаются с пороком сердца, у них присутствует затруднение дыхания, а в младенческом возрасте происходит развитие респираторных инфекций. Если возникают трудности в кормлении и пищеварении, это связано с наличием пороков желудочно-кишечного тракта.

Часто родители понимают, что младенец развива­ется не так, как все остальные. Зачастую родителей беспокоят две основные проблемы: медле­нное приобретение навыка сидеть и ходить и задержка речевого развития к 2-3 годам. Многие дети имеют слабую задержку разви­тия в определенных направлениях. Ум­ственно отсталые дети еще больше отстают в развитии во всех направлениях, но и у них это проявляется сильнее в одном направлении и слабее в других. Как и некоторые нормальные дети, новорожденные, обладающие средней или сильной степенью умственной отсталости, отличаются слабым сосательным и хватательным рефлексом. Их крики могут быть сла­быми или пронзительными. Со временем такие малыши, в отличие от здоровых ровесников, могут не общаться с близкими. У детей, страдающих врожденными пороками, часто сохраняется несоответствующий их возрасту вес, они не приобретают соответствующие физические и социальные навыки, такие как пер­вые шаги, способность агукать, улыбаться, смеяться, у них не развита мимика.

Это общее отста­вание сохраняется в течение всего периода раз­вития таких деток. Когда ребенок в школе неспособен действовать так же, как остальные дети, это сразу становится очевидным для опытного учителя. Малыш с нераспознанной задер­жкой в развитии не сможет участвовать в групповой активности, он будет играть один. Ребенок способен поддерживать ог­раниченные связи, имеет ог­раниченные навыки самообслуживания, иногда он не умеет кон­центрироваться на происходящих занятиях.

Диагноз

Диагностировать умственную отста­лость очень сложно, это требует участия профессионалов в области здоровья, способных оценить физический рост ребенка, стадию развития на­выков, которые требуют грубых и точных движений, речевое раз­витие и познавательные навыки, развитие социального характера. Если при этом будет выяв­лено повреждение головного мозга, то нужно провести консультацию у невролога, чтобы более четко оценить состояние нерв­ной системы.

Для постановки диагноза понадобится физическое обследование, тщательное изучение дородовой и послеродовой истории, изучение развития малыша, знакомство с историей родителей. Лабораторный анализ позволит изучить хромосомы. Если у ребенка случаются припадки (которые также могут быть следствием повреждений головно­го мозга), то для изучения электроволн в мозге ребенка может быть назначена ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Также необходимо исследовать состояния зрения и слуха. Физиотерапевт измерит мышечную силу малыша, выяснит, способен ли он поддерживать равновесие, уровень ловкости, тем самым определяя уровень развития навы­ков тонких и грубых движений. Логопед изучит степень раз­вития языковых навыков, а способ­ность слышать определит аудиолог. Психолог пользуется набором тестов для того, чтобы измерить умственное и эмоциональное развитие ребенка. Специалист по педагогике определит способности к обучению, оценит достижения в учебе.

Лечение

Умственная отсталость не поддается лечению. Но степень отсталости малыша иног­да можно существенно уменьшить, если рано установить диагноз, и как можно раньше приступить к осуществлению соответствующей педагогиче­ской программы.

Дети с врожденными пороками иногда нуждаются в интенсивном, постоянном и сложном медицинском уходе. Если наблюдается резкое отставание физического развития или, когда отста­лость ребенка очень тяжелого характера, роди­телям приходится находить людей для ухода за их малышом, чтобы иметь возможность отдохнуть. Братья и сестры умственного отсталого ребенка с трудом под­лаживаются к нему, ведь он сильно «от­личается» от них и отнимает слишком много времени и сил у родителей. Другим детям в семье нужно объяснять, как необходимо относиться к людям, неспособным развиваться.

Лечение и уход за ребенком с задержкой развития различен, что зависит от возраста, здоровья и уровня развития. Иногда интенсивные меди­цинские мероприятия могут быть необходимы только в первые месяцы жизни, потом необходимость в них умень­шается, так как требуются педагогические и профес­сиональные мероприятия. Ребенок, неспособный к нормальному развитию, нуждается в социальной поддержке всю жизнь. Тяжелая задача родителей детей с недостаточ­ным развитием — забота об их будущем.

В этой статье:

Задержка умственного развития - это не психическая болезнь. Правильным будет назвать это особым психическим состоянием, которое характеризуется невысоким уровнем развития центральной нервной системы.

Считается, что у детей с диагнозом «задержка умственного развития» нет шансов полностью догнать обычных детей. Малыши могут развиваться, но лишь до определенной границы биологических возможностей.Родным детей с подобным диагнозом крайне сложно принять тот факт, что у их чада диагностировали умственную отсталость.

Для них очень важно сделать все, что только возможно, ради того, чтобы ребенок стал таким же, как все. На самом деле это неправильный путь. Помочь малышу адаптироваться в социальной среде можно только принимая его таким, какой он есть. Лишь в этом случае есть вероятность, что его точно так же смогут принять в социуме.

Признаки умственной задержки

У детей задержка умственного развития может быть как врожденной, так и приобретенной в возрасте до трех лет. Главный признак, указывающий на
заболевание - это нарушение работы интеллекта. Как правило, связаны эти нарушения с патологиями мозга и нервной системы.

Кроме нарушений в работе интеллекта, задержка умственного развития может привести детей к социальной дезадаптации. Такие дети страдают нарушением речевых и психомоторных функций, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.

Олигофрения: что нужно знать?

Задержки умственного развития также принято называть одним простым словом - «олигофрения», что в переводе с древнегреческого означает «малоумие». Так болезнь называют в том случае, если выявлена причина ее появления. Если же причина неясна, то более уместным считается термин «умственная недостаточность».

Это понятие более широкое, так как в него умещается не только отставание развития, вызванное органическими нарушениями, но и педагогическая либо же социальная запущенность.В психиатрии человека с олигофренией характеризуют как личность, неспособную научиться самостоятельно жить в социальной среде.

Врожденная умственная отсталость, она же олигофрения, накладывает определенные ограничения на развитие малыша, который не может достичь того же уровня, что и здоровые дети. Когда же речь идет и приобретенном слабоумии - деменции, то подразумевают снижение уровня интеллекта по сравнению с показателями возрастных норм.

Степени тяжести умственной отсталости

Степень задержки умственного развития у детей может быть разной. Всего выделают несколько таких степеней умственного отставания:

  • легкую;
  • умеренную;
  • глубокую.

Каждая из степеней характеризуется определенным уровнем IQ. Если у детей с легкой степенью показатель IQ колеблется в пределах 50-69 пунктов, то у ребят с четвертой степенью IQ составляет не более 20 пунктов.

Самая легкая - это первая стадия. Дети с диагнозом «задержка умственного развития первой стадии» обладают основными навыками самообслуживания и домашней работы, могут обучаться в специализированных заведениях по специальной программе, способны будут со временем научиться простому ремеслу для заработка.

Средняя (умеренная) степень олигофрении характеризуется усложненным освоением детьми навыков самообслуживания, задержкой речевого развития. Такие дети часто не могут справиться с освоением даже самых простых движений, не всегда понимают обращенную к ним речь, требуют к себе повышенного внимания как в детском, так и во взрослом возрасте.

Последняя стадия - это глубокая задержка, или идиотизм. Дети с диагнозом «задержка умственного развития глубокой стадии» остаются на уровне ребенка
трех лет. Они не понимают правил, не соблюдают инструкции, неспособны слушать и запоминать, имеют проблемы с двигательной активностью, страдают недержанием кала и мочи. Не исключены неврологические нарушения. Как правило, вызывают такую тяжелую степень заболевания органического и генетического характера, не так часто - травмы головного мозга.

Считается, что окончательно вылечить умственную отсталость у детей невозможно. Да, в отдельных случаях применяются стимулирующие лекарства, но эффект будет ровно таким, насколько это возможно в границах биологических возможностей ребенка.

Именно поэтому то, насколько удачным будет внедрение ребенка в социум, во многом зависит от выбранной для его случая системы лечения, обучения, воспитания.
Причины задержки умственного развития

У детей задержка умственного развития может быть вызвана целым рядом причин – как генетического характера, так и связанных с особенностями окружающей социальной среды. В зоне риска дети родителей, родственники которых имели подобный диагноз. Именно на генетическом уровне проблема передается в 50 процентах случаев. Также очень часто выявить причину умственной задержки у ребенка не представляется возможным.

Ниже перечислены основные причины отсталости детей в интеллектуальном развитии:

  • заболевания генетического характера;
  • внутриутробные поражения;
  • интоксикация;
  • отравление плода алкоголем;
  • воздействие медикаментозных средств;
  • радиация и химиотерапия;
  • гипоксия;
  • недоношенность последней степени;
  • родовые травмы;
  • инфекции, поражающие центральную нервную систему;
  • социальная запущенность на фоне плохого питания и педагогического невнимания.

Диагноз - не приговор!

Как уже упоминалось выше, у детей задержки умственного развития не лечатся. Тем не менее речь идет не обо всех детях с таким диагнозом. Не поддаются лечению только те
ребята, причиной отсталости которых является тяжелая генетическая наследственность или социальные причины. А таких на самом деле всего около 30%. Все остальные, а это подавляющее большинство, получили такой диагноз в результате соматических причин, поэтому их можно и нужно лечить.

К сожалению, чаще всего медики ставят диагноз «задержка умственного развития» и вместе с ним крест на маленьком пациенте, считая, что лучшим решением проблемы для него станет обучение в спецшколе для недоразвитых детей. Такой подход в корне неверен и уже успел искалечить жизни многих семей.

На самом деле у большей части детишек, страдающих умственным недоразвитием, эта проблема носит временный характер. Достаточно будет выявить причину задержки, чтобы понять, насколько эффективным сможет стать лечение и введение коррекционной программы.
Если причина в наследственности, когда малыш не может развиваться выше отмеренной метки, это одно. В таком случае он действительно потребует специального ухода и обучения.

Но если задержка умственного развития - это последствия хронической инфекции, аллергии, порока сердца и так далее, то дело поправимо. Ослабленный болезнями организм ребенка действительно снижает активность процесса его развития. Результат - задержка умственного развития, диагноз, лишающий права на нормальную жизнь. Если же обеспечить таким детям правильный подход, укрепляя первым делом иммунитет, создавая комфортные условия в семье, в школе, в детском саду, то можно будет добиться позитивной динамики.

Задержка умственного развития также может стать последствием неблагоприятных социальных условий, в результате чего травмируется психика детей. Например, они могут быть лишены контроля и внимания со стороны взрослых.

Примерно такого же эффекта, часто сами того не понимая, добиваются родители, метод воспитания у которых - это чрезмерная забота и опека малыша. Инфантильные дети растут неприспособленными к жизни, эгоистичными и зависимыми от других. В таких случаях изменить ситуацию можно будет, только поменяв условия воспитания.

Меньше шансов повлиять на процесс умственного развития будет в случаях с детьми, которые перенесли болезни головного мозга, родовые травмы либо были отравлены в утробе матери токсинами, пострадали в результате инфекций или удушья.

Своевременная диагностика - залог успеха

Независимо от типа задержки умственного развития у детей, крайне важно своевременно провести диагностику для выявления его основной причины. Лечение обязательно должно проводиться в комплексе, с привлечением родителей, педагогов, применением лекарственных препаратов и современных методик.

Не рекомендуется по отношению применять к детям не до конца проверенные методики, например фетальную терапию, мануальную терапию, а также электропроцедуры.

Что касается задачи родителей, то главная их миссия - наблюдать за развитием малышей и в случае подозрений на задержку развития не откладывая обратиться к опытному врачу. И, конечно же, в случае подтверждения диагноза не терять надежду и делать все, чтобы помочь детям справиться с проблемой, насколько это будет возможно.

Задержка в развитии — симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. Следует отметить, что задержка психоречевого развития может иметь наследственную этиологию. В некоторых случаях в зависимости от этиологического фактора и общего состояния здоровья ребёнка — это необратимый патологический процесс. Ранняя, и соответственно своевременная, диагностика нарушения довольно затруднительна. Однозначно, при первых же проявлениях клинической картины у ребёнка следует срочно обращаться за медицинской помощью, а не игнорировать симптом или предпринимать попытки устранить его самостоятельно.

Этиология

Что касается этого патологического процесса, то здесь нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки в развитии имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР).

Задержка развития речи (ЗРР) может быть обусловлена следующими этиологическими факторами:

  • травмы головы или новообразования в головном мозге;
  • патологии нервной системы;
  • инфекционные недуги, которые перенесла мать во время беременности;
  • нарушение слухового восприятия или полная глухота;
  • социальная неадаптированность;
  • если взрослые не стимулируют развитие речи у ребёнка - по звукам или неправильно выговариваемым словам они понимают смысл сказанного и реагируют на это. В таких случаях ребёнок просто не будет стараться говорить правильно, так как достигает нужного результата сразу же.

Как правило, задержка речевого развития у детей определяется до трёх лет. Если до этого возраста малыш не научился выговаривать верно, не имеет определённого словарного запаса, который оптимален для его возраста, то требуется консультация психолога, невролога и логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) может быть обусловлено как патологическими, так и социальными факторами. К первым следует отнести:

  • поражения центральной нервной системы ребёнка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода (ЗРП) со всеми вытекающими последствиями;
  • вредные привычки матери — курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение;
  • инфекционные заболевания (чаще всего к такому симптому приводит , );
  • заболевания с наследственной этиологией;
  • аутоиммунные патологические процессы;
  • нарушение функционирования сенсорного восприятия информации (зрение и слух).

К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие:

  • частые психологические травмы;
  • педагогическую запущенность ребёнка;
  • ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

Как правило, дети с задержкой психического развития замкнуты, не любят подпускать к себе чужих людей, в том числе и своего возраста. Такой диагноз ставится в младшем дошкольном и школьном возрасте, когда ребёнок начинает общаться с другими детьми.

Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию:

  • эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера;
  • бытовая или химическая (характерна для детей на первом году жизни);
  • ЗВУР, которые имеют хромосомную природу - , ;
  • инфекционные заболевания;
  • последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода);
  • недуги генетической природы.

Не исключение в этом случае и социальные причины — дефицит ухода и питания, частые и педагогическая запущенность ребёнка.

О задержке полового созревания можно говорить тогда, когда у мальчиков к 14 годам и у девочек к 13 годам отсутствуют возрастные изменения. Возникновению симптома предшествуют следующие факторы:

  • хромосомные нарушения;
  • онкологические процессы, которые приводят к неправильной выработке гормонов;
  • перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • неполноценное питание.

В некоторых случаях задержка полового развития может наблюдаться у девочек, которые с раннего возраста занимаются спортом - постоянные физические нагрузки изменяют естественные физиологические процессы.

Симптоматика

Для каждой формы задержки развития характерна своя клиническая картина. Задержка речевого развития характеризуется следующими признаками:

  • в первые месяцы жизни малыш не гулит;
  • дети в возрасте года не откликаются на своё имя;
  • ребёнок не распознаёт картинки в книгах, не может выполнить простейшее поручение взрослых;
  • в возрасте 2-3 лет ребёнок не произносит простые предложения и осмысленные фразы;
  • ребёнок реже других детей задаёт вопросы.

Нарушения в психомоторном развитии проявляются следующим образом:

  • отсутствует сосредоточенность на ярких предметах или звуках (дети с двухмесячного возраста);
  • отсутствует эмоциональный интерес к новым предметам, нет двигательной активности;
  • резко отстаёт формирование лепетной речи;
  • к 12 месяцам ребёнок не понимает обращённой к нему речи;
  • после 15 месяцев наблюдается бесцельная активность;
  • после двух лет нет словарного запаса.

Патологические процессы в психическом развитии имеют следующую клиническую картину:

  • замедленное, часто неточное восприятие;
  • поверхностное, нестойкое внимание;
  • нарушение образного и абстрактного мышления — ребёнок не может выразить свои мысли;
  • ограничение словарного запаса, нарушение речи.

Нарушения в развитии полового созревания проявляются только к 13-15 годам и имеют следующие признаки:

  • у девочек к 14 годам нет месячных и отсутствует увеличение молочных желез;
  • у мальчиков к 14 годам не развиты половые органы;
  • к 15 годам нет лобковых волос.

Проявление любого вида задержки в развитии требует консультации у профильного медицинского специалиста.

Диагностика

Программа диагностики может включать следующие методы:

  • стандартные лабораторные исследования (забор крови и мочи);
  • определение уровня гормонов крови;
  • иммунологические исследования;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • психологические тесты;
  • консультации у смежных специалистов (зависит от типа задержки в развитии и текущей клинической картины).

Лечение должен назначать только врач, самостоятельно что-либо предпринимать в таких случаях не следует, так как можно только усугубить состояние.

Лечение

Что касается медикаментозной терапии, то она будет сугубо индивидуальной, так как будет зависеть от первопричинного фактора. Практически всегда лечение включает работу ребёнка и родителей с или . Если речь идёт о нарушении речевого развития, то обязательны консультации и занятия у . В более сложных случаях врачи рекомендуют постоянное обучение ребёнка в специализированных учебных учреждениях, где для них адаптирована программа.

В широком смысле задержка психического развития у детей представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей . При своевременной терапии данную патологию удается излечить полностью или частично.

Ключевыми факторами является степень прогрессирования недуга и причины его проявления. Лечение заболевания включает в себя прием определенных медикаментов, занятия с профильными специалистами и специальные медицинские процедуры . О симптомах и лечении задержки психического развития у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

В медицинской практике термином ЗПР обозначается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка.

Происходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей на протяжении длительного времени преобладают игровые предпочтения, мышление отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний.

По сравнению со сверстниками дети с ЗПР отличатся ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности .

Чем вызывается?

Причины ЗПР включают в себя многочисленные факторы, которые создают угрозу эмоционально-волевого развития ребенка. Возникать такая опасность может на фоне наследственности, осложнений в период вынашивания плода , сложных родов и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Внешние факторы могут спровоцировать задержку психического развития у ребенка только при наличии внутренних предпосылок.

Воздействие окружающей среды в данном случае становится причиной прогрессирования патологии и усиления интенсивности ее симптоматики.

Причинами задержки нервно-психического развития у ребенка могут стать следующие факторы:


Классификация и виды

Классификация задержки психического развития детей осуществляется в зависимости от причин, которые спровоцировали данную патологию. В педиатрии чаще всего встречается четыре типа заболевания.

Каждая из его форм имеет свои характерные черты и является ключевым фактором для определения комплекса лечебных действий. Прогнозы при разных формах ЗПР отличаются.

В большинстве случаев нарушения являются обратимыми, но и исключением может стать патология, возникшая на фоне генетических предпосылок.

Основная классификация ЗПР у детей:

ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития у детей может сопровождаться элементами аутизма. Данное сочетание патологий является осложнением ЗПР и подразумевает специальные методы лечения.

Опасностью ЗПРР в таком случае становится развитие . В медицинской практике эффективных способов терапии этой патологии не существует. Полностью вылечить аутизм невозможно.

На риск развития аутизма указывают следующие дополнительные симптомы при ЗПРР:

  • скудная мимика;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянное выполнение действий, не имеющих смысловой нагрузки;
  • частичное или полное отсутствие речи;
  • аномальная речь.

О причинах развития ЗПР и способах выхода из ситуации в этом видео:

Осложнения и последствия

При ЗПР возникает риск нарушения речевого развития ребенка.

Последствиями сочетания таких патологий могут стать дисграфия или дислексия .

Результатом прогрессирования данных состояний может стать критично низкий уровень успеваемости в школе.

Адаптироваться в обществе детям с задержкой психического развития крайне сложно. Попытки сверстников найти к ним подход спровоцируют не только замкнутость ребенка, но и приступы агрессии.

Осложнениями ЗПР могут стать следующие состояния:

  • развитие сложных психических расстройств;
  • значительное нарушение элементарных навыков;
  • серьезные проблемы с социальной адаптацией;
  • развитие сопутствующих заболеваний (ЗПРР, ЗРР и пр.).

Как выявить?

Отчетливо симптоматика задержки психического развития у ребенка проявляется к пяти или шести годам .

Такие дети в значительной степени отличаются от сверстников по имеющимся навыкам и некоторым чертам поведения.

Например, элементарные действия им даются с трудом (завязывание шнурков, самостоятельное одевание, употребление пищи и пр.). Дополняется клиническая картина отклонениями психо-эмоциональными нарушениями.

Симптомами ЗПР в большинстве случаев являются следующие факторы:

Характерные качества

При задержке психического развития интеллект у детей практически не нарушается, но происходят серьезные отклонения в процессе восприятия определенной информации.

Ребенку с таким диагнозом сложно запоминать учебный материал и проанализировать его. Восприятие у таких детей осуществляется фрагментарно.

Для детей с ЗПР характерны следующие качества:


Методы диагностики

Диагноз ЗПР может быть установлен детям, достигшим четырехлетнего возраста. В большинстве случаев выявление данной патологии осуществляется у дошкольников.

Тревожным сигналом становится плохая успеваемость ребенка в школе и трудности с усвоением учебного материала.

Подтверждается диагноз комплексным обследованием детей и заключением специальной комиссии (ПМПК).

Диагностика проводится следующими методами:

  • обследование профильными специалистами (логопед, детский психолог, невролог, педиатр, психиатр и пр.);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • исследование интеллектуальных процессов;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ и ЭЭГ;
  • обязательная дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией.

Лечение и коррекция

Методы лечения ЗПР всегда назначаются в соответствии с индивидуальной клинической картиной состояния здоровья ребенка.

Детям с таким диагнозом должна быть оказана помощь не только психологов и педагогов, но и со стороны родителей.

Медикаментозная терапия используется только при отсутствии результатов других методик или замедленной тенденции к выздоровлению.

Микротоковая рефлексотерапия

Использование микротоковой рефлексотерапии при лечении ЗПР у детей показывает хорошие результаты и ускорение тенденции к выздоровлению. Суть данной процедуры заключается в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами .

При своевременном применении данной методики поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются. Процедура разрешена для детей с шестимесячного возраста.

Занятия с дефектологом и логопедом

Проведение занятий с логопедом и дефектологом входят в число обязательных методов лечения ЗПР у детей. Упражнения и обучающий материал подбираются каждому ребенку индивидуально .

Логопеды дополнительно могут использовать технику точечного массажа (на область кончика носа, между глаз, в центре подбородка, в уголках губ и под ушными раковинами оказывается легкое воздействие массажными движениями).

В большинстве случаев необходимость занятий с такими специалистами возникает при достижении ребенком пятилетнего возраста.

Цель логопедических и дефектологических занятий:

  • развитие памяти ребенка;
  • улучшение моторики;
  • нормализация артикуляции;
  • улучшение адаптационных качеств;
  • устранение ;
  • улучшение мышления.

Лекарственная терапия

Выявить необходимость использования медикаментозной терапии при ЗПР может только невролог или невропатолог .

Применяются лекарственные препараты в первую очередь для восстановления определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Самостоятельно принимать такие медикаменты нельзя ни в коем случае . Для лекарственной терапии должны быть определенные основания, выявленные путем комплексного осмотра малыша и проведения специальных процедур исследования его ЦНС и отделов головного мозга.

При задержке психического развития у детей могут быть использованы следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Кортексин);
  • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка.

Семейная атмосфера играет ключевую роль в лечении ЗПР у ребенка. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода.

От поведения родителей во многом зависит тенденция к выздоровлению и результативность проводимых способов коррекции. Взрослым необходимо помнить о том, что с ребенком придется постоянно заниматься (даже во время игр и общения).

При воспитании детей с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

  1. Ускорить процесс лечения ребенка могут дельфинотерапия и иппотерапия (считается, что лошади и дельфины помогают детям в значительной степени нормализовать психическое состояние).
  2. Ребенка надо всегда хвалить за успехи и подбадривать (поддержка родителей придаст ему уверенности в себе и поможет развить адаптационные навыки).
  3. Если малышу сложно выполнять элементарные действия (например, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр.), ни в коем случае нельзя его критиковать, наказывать или оставлять без внимания (обучение надо осуществлять постепенно).
  4. Ссоры между членами семьи, нервные срывы на ребенке и другие негативные факторы должны быть исключены .
  5. С ребенком надо как можно больше общаться (надо стараться обсуждать с малышом все, что его окружает).
  6. Во время игр или прогулок ребенку надо преподносить важную информацию в игровой форме (описание флоры, фауны, окружающих предметов, зачем они нужны и пр.).
  7. Не стоит ставить перед ребенком сложно-выполнимые задачи (родители должны учитывать, что причиной отсутствия определенных навыков у ребенка является не лень, а имеющаяся патология).

Где лечить в России?

При наличии осложнений, отсутствия результатов терапии или определенных медицинских показаний, ребенку может быть назначено специализированное лечение задержки психического развития.

В медицинской практике в последние годы стали широко использоваться хирургические методы исправления недуга. В России клиники, предлагающие спектр процедур по устранению ЗПР, находятся в основном в Москве .

Примеры столичных клиник, занимающихся лечением ЗПР у детей:

  • Клиника восстановительной неврологии;
  • Медикор плюс;
  • Александрия.

Прогнозы

При своевременном и правильном лечении задержка психического развития у детей в значительной степени снижает свою интенсивность .

Если патология сопровождается осложнениями, то возникает необходимость определения ребенка в специализированную школу или коррекционные классы. Общая программа обучения будет для него слишком сложной.

Кроме того, не стоит прекращать занятия даже при наличии тенденций к улучшению состояния здоровья. Заболевание имеет высокий риск регресса.

При правильном и своевременном лечении возникает вероятность следующих факторов:

  • ребенок хорошо адаптируется среди сверстников;
  • функции головного мозга и нервной системы в значительной степени восстанавливаются;
  • развиваются определенные таланты (музыкальные, хореографические и пр.);
  • диагноз не мешает получить высшее образование и добиться успехов в профессиональной деятельности.

Можно ли предупредить болезнь?

Профилактикой ЗПР рекомендуется заниматься на этапе планирования беременности. Если у родителей выявлены патологии, повышающие риск задержки психического развития у ребенка, то в первую очередь необходимо максимально снизить их проявление.

Медики отмечают, что психическое формирование снижается у детей к восьмилетнему возрасту. Если до этого периода заболевание не будет диагностировано, то риск его развития минимален.

Меры профилактики ЗПР включают в себя следующие рекомендации :

  • внимательное отношение родителей к этапу планирования ребенка;
  • предотвращение воздействия на плод любых неблагоприятных факторов;
  • профилактика и своевременное лечение соматических и инфекционных заболеваний у детей с самого раннего возраста;
  • при подозрении на ЗПР у ребенка необходимо в кратчайшие сроки пройти обследование;
  • обеспечение благоприятных условий воспитания ребенку.

При наличии у ребенка любых симптомов задержки психического развития, необходимо в кратчайшие сроки провести его обследование в медицинском учреждении.

Если диагноз подтверждается, то начало терапии должно быть осуществлено незамедлительно. Раннее выявление патологии и правильный подход к ее лечению увеличивают шансы возникновения благоприятной тенденции и хороших прогнозов.

Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!