Путешествия. Кругосветное плавание Чарльза Дарвина Чарльз дарвин кругосветное путешествие на судне бигль

Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ»

Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран,

посещенных во время кругосветного плавания корабля Ее Величества «Бигль»

под командованием капитана королевского флота Фицроя.

Чарлза Дарвина магистра наук, члена Королевского общества 1845 г.

Чарлзу Лайеллю, эсквайру, члену Королевского общества,

это второе издание с благодарностью посвящается как признание того,

что главные научные достоинства, которыми, быть может,

обладают этот «Дневник» и другие произведения автора,

обязаны своим происхождением изучению всеми известных,

удивительных «Основных начал геологии»

Предисловие ко второму изданию

Я уже указывал в предисловии к первому изданию настоящего сочинения и в «Зоологических результатах путешествия на „Бигле“», что в ответ на выраженное капитаном Фицроем пожелание иметь на корабле научного сотрудника, для чего он готов поступиться отчасти своими личными удобствами, я предложил свои услуги, на что было получено – благодаря любезности гидрографа капитана Бофорта – согласие со стороны лордов Адмиралтейства. Так как я чувствую себя всецело обязанным капитану Фицрою за счастливую возможность изучить естественную историю различных стран, которые мы посетили, то, я надеюсь, мне позволено будет выразить здесь лишний раз мою благодарность ему и добавить, что в течение пяти лет, проведенных нами вместе, я встречал с его стороны самую сердечную дружбу и постоянную помощь.

У меня навсегда останется чувство глубокой благодарности к капитану Фицрою и ко всем офицерам «Бигля» за то неизменное радушие, с которым они относились ко мне в течение нашего долгого путешествия.

Настоящий том содержит в форме дневника историю нашего путешествия и очерк тех наблюдений по естественной истории и геологии, которые, я полагаю, представят известный интерес для широкого круга читателей. В настоящем издании я значительно сократил и исправил одни разделы, а к другим кое-что добавил, чтобы сделать эту книгу более доступной широкому читателю; но, я надеюсь, натуралисты будут помнить, что за подробностями им надлежит обратиться к более обширным сочинениям, в которых изложены научные результаты экспедиции.

В «Зоологических результатах путешествия на „Бигле“» профессор Оуэн описал ископаемых млекопитающих, м-р Уотерхаус – современных млекопитающих, м-р Гульд – птиц, преподобный Л. Дженинс – рыб и м-р Белл – рептилий. Я добавил к описанию каждого вида заметки о его образе жизни и области распространения. Эти сочинения, появлению которых я обязан большому таланту и бескорыстному усердию упомянутых выше выдающихся ученых, не могли бы быть предприняты, если бы не щедрость лордов казначейства, которые, по предложению канцлера казначейства, любезно предоставили тысячу фунтов стерлингов на покрытие части расходов по изданию.

Со своей стороны я опубликовал отдельные тома: «Строение и распределение коралловых рифов», «Вулканические острова, посещенные во время путешествия „Бигля“» и «Геология Южной Америки». Шестой том «Geological Transactions» содержит две мои статьи – об эрратических валунах и о вулканических явлениях в Южной Америке. М-ры Уотерхаус, Уолкер, Ньюмен и Уайт опубликовали несколько превосходных статей о тех насекомых, которые были собраны, и я надеюсь, что за ними последуют многие другие. Растения южных областей Америки описаны д-ром Дж. Гукером в его большом труде о ботанике Южного полушария. Флора Галапагосского архипелага составляет предмет особого мемуара, опубликованного им в «Linnean Transactions». Преподобный профессор Генсло опубликовал список растений, собранных мной на островах Килинг, а преподобный Дж.-М. Беркли описал мою коллекцию тайнобрачных растений.

Я буду счастлив в свое время выразить признательность некоторым натуралистам за ту большую помощь, которую они оказали мне в течение моей работы над этим и другими сочинениями; но здесь я должен позволить себе лишь заявить о моей самой искренней благодарности преподобному профессору Генсло, который главным образом и привил мне – в годы моего студенчества в Кембридже – вкус к естественной истории, который – во время моего отсутствия – взял на себя заботу о коллекциях, посылавшихся мной на родину, и своими письмами руководил моими начинаниями и который – со времени возвращения – неизменно оказывал мне всяческую помощь, какую только может предложить самый добрый друг.

Даун, Бромли, Кент, июнь, 1845 г.

Глава I. Сантьягу в архипелаге Зеленого Мыса (Байя в Бразилии)

Порто-Прая Рибейра-Гранде. – Атмосферная пыль с инфузориями. – Повадки морской улитки и спрута. – Скалы Св. Павла – невулканического происхождения. – Своеобразные инкрустации. – Насекомые – первые поселенцы на островах. – Фернанду-ди-Норонья. – Байя. – Полированные скалы. – Повадки рыбы Diodon. – Пелагические Confervae и инфузории. – Причины окрашивания моря.

К орабль флота ее величества, десятипушечный бриг «Бигль» под командой капитана королевского флота Фицроя отплыл из Девон-порта 27 декабря 1831 г. после того, как сильные юго-западные ветры дважды принуждали его вернуться. Экспедиция имела целью довершить гидрографическую съемку Патагонии и Огненной Земли, начатую экспедицией капитана Кинга в 1826–1830 гг., произвести съемку берегов Чили, Перу и некоторых островов Тихого океана и, наконец, провести ряд хронометрических измерений вокруг земного шара . 6 января мы достигли Тенерифа, но высадиться нам не позволили из опасения, что мы можем завести холеру; на следующее утро мы видели, как солнце, показавшись из-за причудливых очертаний острова Гран-Канария, вдруг озарило Тенерифский пик, между тем как низкие части острова все еще скрывались за кудрявыми облаками. То был первый из тех многих восхитительных дней, которых мне никогда не забыть. 16 января 1832 г. мы бросили якорь у Порто-Праи на Сантьяго [Сантьягу], главном острове архипелага Зеленого Мыса.

С моря окрестности Порто-Праи выглядят безжизненными. Вулканический огонь прошедших веков и палящий зной тропического солнца сделали почву во многих местах непригодной для растительности. Местность постепенно поднимается плоскими уступами, по которым разбросаны там и сям конические холмы с притупленными вершинами, а на горизонте тянется неправильная цепь более высоких гор. Картина, открывающаяся взору сквозь туманный воздух этой страны, очень любопытна; впрочем, едва ли человек, только что побывавший в роще из кокосовых пальм, куда попал прямо с моря, и притом впервые в жизни, может судить о чем-либо, – настолько он полон переживаемым счастьем.

Остров этот обыкновенно считают весьма неинтересным, но человеку, привыкшему к одним только английским пейзажам, новый для него вид страны совершенно бесплодной кажется исполненным величия, которое было бы нарушено, будь зелени больше. На обширных пространствах лавовых полей едва ли отыщешь хоть один зеленый листок, а между тем там умудряются поддерживать свое существование стада коз и даже несколько коров. Дожди здесь выпадают очень редко, но в году есть один короткий промежуток времени, в течение которого идут сильные ливни, и сразу же после того из каждой трещины пробивается слабая зелень. Она скоро засыхает, и этим-то естественным сеном и питаются животные. На этот раз дождя не было весь год.

В 1831 г., в сентябре, по возвращении из геологической экскурсии и при содействии Генсло, Дарвин был зачислен в качестве натуралиста в состав экипажа британского военного брига «Бигль».

«Бигль» готовился под начальством капитана Фиц-Роя к длительному плаванию. Он отправлялся к берегам Южной Америки для исследования Патагонии, Огненной земли, побережий Чили, Перу и островов Тихого океана, для изучения условий плавания, обследования и съемки берегов и выполнения различных специальных поручений английского адмиралтейства. Путешествие предстояло длительное и не совсем безопасное. Дарвин без колебания покидает берега родной страны. 27 декабря 1831 г. маленький 235-тонный бриг, распустив паруса, уходит в далекий океан…

Ко времени, когда Дарвин отправился в свое знаменитое путешествие, он был уже высоко образованным человеком. Эдинбург и Кембридж, не выполнив своего прямого назначения, косвенно способствовали умственному развитию молодого Дарвина. Он был в курсе современной ему изящной словесности, хорошо знал научную литературу в области ботаники, зоологии и геологии, был опытным натуралистом и обладал основательными знаниями в области методики зоологических, ботанических и геологических полевых исследований. Генсло в своем письме к Дарвину от 24 августа 1831 г. оценивал его как законченного натуралиста, способного по-настоящему наблюдать и «отмечать все то, что заслуживает быть отмеченным в естественной истории». Путешествие на «Бигле» продолжалось с 27 декабря 1831 г. по 2 октября 1836 г. Ученик Генсло превзошел все ожидания своего учителя. Как говорит Дарвин, «путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность». Натуралист «Бигля» должен был обслуживать на борту корабля все естествознание. Он был «геологом, ботаником, зоологом». Я был вынужден, - пишет Дарвин в «Автобиографии», - внимательно сосредоточиться в нескольких отраслях естественной истории, благодаря чему изощрялись мои способности к наблюдению, хотя, прибавляет он; они были хорошо развиты и ранее».

Всего важнее было изучение геологии посещенных стран.

Среди книг, взятых Дарвином с собою, был первый том «Основ геологии» Лайелла (1830). «Эта книга, - писал Дарвин, - оказала мне большую пользу… Самое первое исследование, которое мне пришлось сделать, продолжает он, обнаружило мне с полной очевидностью громадное превосходство основной точки зрения Лайелла, по сравнению с идеями авторов других сочинений». Это признание Дарвина тем более интересно, что Генсло, напутствовавший своего ученика, предупреждал его о необходимости использовать богатый материал «Основ геологии», но ни в коем случае не следовать смелым реформаторским взглядам Лайелла. Вопреки советам Генсло, Дарвин обратил большое внимание именно на идеи Лайелла.

Путешествие было длительным. В связи с задачами, поставленными перед «Биглем», Дарвин имел возможность производить частые поездки на берег, совершая порою довольно длительные натуралистические экскурсии, исследуя геологию, флору и фауну посещенных местностей.

Несомненно, геологические исследования Дарвина представлял» выдающееся явление в науке, а их результаты были знаменательны.

Так, изучая геологию Южной Америки, Дарвин твердо убеждается в несостоятельности «изобретенной» теории катастроф и подчеркивает, следуя Лайеллу, значение естественных факторов в истории земной коры и ее животного и растительного населения. Палеонтологические находки в Южной Америке сопоставляются им с современной фауной этого материка. Ему тотчас бросается в глаза тесное сродство между рымершими и современными животными Южной Америки - «между многими вымершими неполнозубыми и современными муравьедами и броненосцами. Наконец, еще более близкое родство между ископаемыми и современными видами Ctenomys и Hydrochoerus (туко-туко и водосвинки). Некоторые формы поражают его тем, что совмещают признаки нескольких современных отрядов. Эти факты свидетельствуют о связях между формами геологической современности и геологического прошлого - явление, которое производит на Дарвина глубокое впечатление. «Я не сомневаюсь, - пишет Дарвин в своем дневнике, - в том, что это удивительное сходство между вымершими и современными животными одного и того же материка прольет когда-нибудь больше света на вопрос о появлении и исчезновении организмов на земной поверхности, чем какой бы то ни было другой разряд фактов».

1 - ископаемый Mylodon robustus, 2 - современный Bratridactylus (из Полякова)

Никто другой, как именно Дарвин и «пролил свет» на эти факты, показав позднее в своем «Происхождении видов», что отмеченное им сходство между вымершими и современными видами объясняется тем, что последние - изменившиеся (эволюировавшие) потомки первых. Дарвин фактически установил наличие преемственных связей между современными и вымершими формами.

Далее Дарвин обратил пристальное внимание на факты географического распределения живых существ. Так, сравнивая фауну Южной и Северной Америки, Дарвин задумывается над причинами их значительного различия. В Южной Америке - ряд форм (американские обезьяны, лама, тапиры, ленивцы, муравьеды, броненосцы), которых нет в Северной; в свою очередь в последней имеются формы, отсутствующие в Южной Америке. Дарвину и в голову не приходит рассматривать эти факты статически, с точки зрения, теории творения. Напротив, он залагает основы исторического метода в зоогеографии, оценивая фауну Южной и Северной Америки в ее изменении, в ее соотношениях с геологическим прошлым. Дарвин вскрывает причины зоогеографического разобщения и изменения первоначально сходных фаун Южной и Северной Америк.

Привлекая для зоогеографических выводов палеонтологический материал, Дарвин писал, что в недавнем прошлом «Северная и Южная Америка стояли ближе друг к другу по характеру своих наземных обитателей, чем теперь». Причина утраты прежнего сходства заключается в том, что общие обоим материкам формы вымерли, а в дальнейшем произошла изоляция фаун Южной и Северной Америки друг от друга благодаря наличию непроходимой преграды в южной части Мексики. Здесь раскинулось обширное плоскогорье и «только немногим видам удалось пройти через, эту преграду».

Итак, современная фауна Южной и Северной Америки - результат естественных процессов. «Я не знаю, - говорит натуралист «Бигля», - другого случая, где бы так определенно обозначались и эпохи, и способ распадения одной большой области на две хорошо охарактеризованные зоологические провинции».

Дарвин широко синтезирует данные зоогеографии, геологии и палеонтологии, и кажется, что анализ фауны Америки дан не человеком, еще далеким от эволюционной теории, а напротив, - зоогеографом-эволюционистом, вооруженным историческим методом исследования. Особенно интересны данные, собранные им в отношении Галапагосских островов. Этот архипелаг расположен в Тихом океане на экваторе, в 700 км от западных берегов Южной Америки. Здесь Дарвин имел возможность изучать своеобразные эндемичные (встречающиеся только в данном месте) формы галапагосских мухоловок, вьюрков, дроздов-пересмешников, галапагосского канюка, сову, своеобразную галапагосскую морскую ящерицу - амблиринха, черепах и т. п. Дарвин обращает внимание на ряд замечательных фактов, характеризующих фауну Галапагосских островов.

Ему бросается в глаза, что галапагосская фауна несет на себе печать сходства с фауной Южной Америки, но вместе с тем отлична от нее, так как представлена сходными, но все же другими видами. Дарвин спрашивает себя: «почему здесь коренное население было сотворено по американскому типу организации?». Он еще не дает категорического ответа на поставленный вопрос. Он только тщательно записывает факты в свой дневник, размышляет над ними, анализирует их и, вместе с тем, сопоставляя их, с удивительной проницательностью устанавливает связи между ними. Однако ответ на поставленный вопрос уже ясен из замечания Дарвина, что животные островов Зеленого мыса, отличаясь от фауны африканского побережья, все же носят африканский отпечаток, между тем, как на Галапагосском архипелаге (примыкающем к Америке) они носят печать американского происхождения.

В этом сопоставлении звучит вывод из него. Очевидно, обитатели островов Зеленого мыса - это изменившиеся (эволюировавшие) потомки африканских форм, тогда как формы Галапагосских островов - эволюировавшие потомки форм Южной Америки. Впрочем, сам Дарвин занят пока что не выводами, а собиранием фактов. Он обращает внимание на то, что каждый остров галапагосской группы имеет некоторое число своих форм, явно родственных формам других островов той же группы, но в то же время отличающихся от них. Например, на каждом острове галапагосской группы имеется своя форма вьюрка, но все они, вместе взятые, образуют одну естественную группу. «Можно действительно представить себе, - пишет Дарвин, - что был взят один вид и модифицирован в различных концах архипелага». Другими словами, все галапагосские виды вьюрков, очевидно, произошли от одного первоначального. В этом решении вопроса подчеркнуто несогласие с теорией творения. Дарвин высказывает ясно выраженное сомнение в том, чтобы «творческая сила» (творец) создала для каждого острова особый вид вьюрка. Не без чувства легкой иронии пишет он: «чрезвычайно удивляешься количеству творческой силы, если можно употребить это выражение, проявившейся на этих малых, голых и скалистых островах». Во время путешествия Дарвин еще не высказывает какой-либо эволюционной концепции, он пока еще не эволюционист, а только строгий и пристрастный критик креационизма, - строгий потому, что он хочет верить прежде всего фактам - пристрастный по той простой причине, что при первом же соприкосновении с фактами он все яснее видит Несостоятельность креационизма. Так, в 1835 г. в черновой записи о галапагосских дроздах-пересмешниках, Дарвин прямо пишет, что «зоология Архипелага вполне заслуживает исследования, ибо такого рода факты подорвали бы неизменность видов».

«Бигль» проделал большой кругосветный путь. Покинув Англию, он сперва следовал вдоль восточных (атлантических), а затем западных берегов Южной Америки. В сентябре 1835 г. он достиг упомянутых выше Галапагосских островов, а затем пересек Тихий океан, чтобы обследовать прибрежные воды Новой Зеландии и Австралии. В мае 1836 г. «Бигль» - у берегов Африки. Обогнув ее южную оконечность, «Бигль» 17 августа снова очутился в Атлантическом океане, пересек его и, посетив еще раз берега Бразилии, направился на родину. 2 октября 1836 г. корабль бросил якорь у берегов Англии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Королевском военно-морском флоте Великобритании это был уже второй из восьми кораблей «Бигль» (HMS Beagle). Названием послужила популярная среди английской знати порода охотничьих собак. Заказ на его постройку был отдан в июне 1818 года на верфи Вулвич (Woolwich), но на воду спущен корабль был только в мае 1820. Стоимость составила 7803 британских фунтов стерлингов, что в переводе на сегодняшний курс, равняется 600 тысячам.

Первоначально судно проектировалось как бриг-шлюп, однако в 1825 было переоборудовано в барк для проведения научно-исследовательских экспедиций.


Маршрут путешествия

Утром 27 декабря 1831 года из гавани Плимута в путешествие на корабле «Бигль» отправился экипаж из семидесяти трех человек. Капитан Роберт Фицрой в своих записях отмечал, что судно оставляет Англию, полностью обеспеченное всем необходимым для предстоящего путешествия. Все, что он запрашивал у Адмиралтейства, было предоставлено.

Направление, выбранное для путешествия, было популярным маршрутом кораблей в XIX столетии. «Бигль» взял курс на юг, 16 января 1832 года он достигает островов Зеленого Мыса. Плывет к мысу Горн, двигаясь вдоль побережья Южной Америки, затем 21 ноября бросает якорь у острова Чилоэ. Следующей точкой маршрута становится Галапагосский архипелаг, после него корабль пересекает Тихий океан, направляясь в Сидней (Австралия).

Барк плывет по Индийскому океану, и 29 апреля 1836 года прибывает на Маврикий. На его пути следования были Кейптаун (Южная Африка), острова Святой Елены и бразильское побережье – город Баия-де-лос-Сантос. Путешествие близится к завершению, после Азорских островов экспедиция направляется обратно в Англию.


Южная Америка

Большую часть своих исследований Дарвин провел на южном побережье континента, там, где сегодня находятся Аргентина и Чили. Именно в Латинской Америке естествоиспытатель совершил открытия, которые оказали влияние на его последующую работу.

Возле Рио-де-Жанейро было собрано множество образцов растений, насекомых и животных. Пару недель ученый провел в небольшом коттедже, расположенном возле горы Корковадо. Он занимался упаковкой и сохранением находок, писал заметки и письма в Англию.

При изучении Пунта-Альты добычей ученого стала окаменелость неизвестного ему животного. Она находилась на обрыве скалы, ниже слоя морских раковин. После этой находки Дарвин задумался над вопросами: "Какова причина отсутствия в Южной Америке живых животных такого вида?" и "Влияет ли на их вымирание окружающая среда?"


Галапагосский архипелаг

Ученые описывают его как уникальный, научно важный и биологически выдающийся объект на Земле. Сегодня Черепашьи острова - одно из самых популярных мест отдыха среди туристов. Именно здесь Дарвин лично увидел последствия эволюции в изоляции. Например, о том, из какой части архипелага приплыла черепаха, можно было легко узнать по ее панцирю.

Экспедиция побывала всего на четырех островах, но собранной информации было достаточно, чтобы натуралист нашел подтверждения своей теории. Он называл Галапагосы «маленьким миром посреди большого».


Прибытие в Англию

2 октября 1836 года судно завершило кругосветное путешествие, которое длилось 4 года, 9 месяцев и 5 дней. Якорь бросили в городе Фалмут (Англия), откуда Дарвин без промедления отправился в Шрусбери. Там он встретился со своей семьей, а следующий день провел, рассылая письма своим друзьям.


Дальнейшая судьба «Бигля»

Корабль участвовал еще в трех экспедициях. В 1845 году он был переоборудован в судно береговой охраны для контроля судоходных путей у побережья Эссекса. В 1870 году был продан господам Мюррею и Трейнеру для разбора.

В 2000 году Роберт Прескотт, профессор шотландского Университета Сент-Эндрюс, начал вести поиски «Бигля». И он абсолютно уверен, что нашел его, ведь исследования возможного местонахождения дока были успешны. Под грязью, в лимане Эссекса, обнаружили следы древесных пород и старинный якорь образца 1841 года. Изображение георадара показывает корабль, по размерам похожий на 27-метровый бриг.

В декабре 2011 года было объявлено о создании первой полномасштабной копии судна в музее Nao Victoria. Для строительства используется нотофагус.


Дневники и заметки Чарльза Дарвина

Во время путешествия на корабле «Бигль» натуралист заполнил бесчисленное количество записных книг. В них содержится информация и значимые факты о животном и растительном мире, который он исследовал. Более 1500 различных видов были переправлены к нему домой за время плавания.


Ученые отмечают, что записи очень подробные, в них содержится много важных деталей. Дневник Дарвин вел с начала плавания, и уже с первых страниц заметна заинтересованность автора теоретическими вопросами. Он часто его перечитывал, после чего перерабатывал свои теории, учитывая полученную новую информацию.

Маршрут плавания корабля «Бигль»

Истории науки известно немало экспедиций, имевших серьезные цели и давших важные результаты. Но стать знаковыми, ключевыми, удалось только некоторым из них: к примеру, открытию Колумбом Америки или кругосветному плаванию Магеллана… По воле судьбы длительному путешествию судна «Бигль» (1831 - 1836), в котором участвовал молодой Дарвин, также суждено было значиться в первых строках списка знаменательных свершений человечества. Когда 27 декабря 1831 года парусник покидал гавань Плимута, ничто не указывало на то, что эта «кругосветка» войдет в историю: для корабля под командованием капитана Фиц-Роя этот поход был далеко не первым, да и задание для участников экспедиции представлялось весьма рутинным - гидрографические исследования и картографирование побережья Южной Америки. На судне должность натуралиста не была основной. Просто Роберт Фиц-Рой решил: если уж «Бигль» намеревается обогнуть Землю, то какой-нибудь естествоиспытатель вполне смог бы изучить растительный и животный мир планируемых для посещения материков и островов (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. Корабль «Бигль», на котором Дарвин совершил кругосветное путешествие

«Бигль» был хорошо построенным небольшим бригом класса «Чероки» водоизмещением 235 тонн. Оснащен 8 пушками. До этого путешествия корабль плавал теми же водами в 1826-1830 годах с кораблем «Эдвенчер». В 1825 году «Бигль» был переоборудован в барк для исследовательских целей и принял участие в трех экспедициях. По окончании экспедиции Чарльза Дарвина он сделал еще два плавания: в 1837-1841 годы под командованием Джона Викема для гидрографической съемки северного побережья Австралии и долин тамошних рек; в 1841-1843 годы под командованием Джона Стокса для гидрографической съемки берегов Новой Зеландии. В 1845-1870 годах «Бигль» нес береговую службу в Саутенде, в устье реки Темзы. В состав экспедиции входили:

v капитан корабля, начальник экспедиции и руководитель съемок - Роберт Фиц-Рой

v 2 лейтенанта - Джон Викем и Бартоломью Джон Саливен

v помощник руководителя съемок штурман Джон Стокс

v врач Бенджамин Байн

v команда корабля: 10 офицеров, боцман, 42 матроса и 8 юнг

v натуралист Чарльз Дарвин

v инструментальный мастер Джон Стеббинг, которого пригласил сам капитан и лично выплачивал ему жалованье

v художник и чертежник А. Эрл, которого в Монтевидео заменил из-за болезни Ч. Мартенс

v миссионер Р. Маттьюс, направлявшийся на Огненную Землю для насаждения христианства среди туземцев

v три туземца с Огненной Земли, вывезенные Фицроем в предыдущую экспедицию

Задачи, поставленные Британским Адмиралтейством в официальных документах, Дарвин сформулировал в своем «Дневнике исследователя».

Первой задачей была детальная съемка восточных и западных берегов Южной Америки и прилегающих островов. На основе этой съемки экспедиция должна была составить точные морские карты, которые бы облегчили плавания кораблей в этих водах. Из пяти лет плавания «Бигля» большая часть времени была потрачена именно на эти исследования. Корабль находился у восточных и западных берегов Южной Америки 3,5 года - с 28 февраля 1832 до 7 сентября 1835 года. Капитан Фиц-Рой доставил в Адмиралтейство более 80 карт разных частей побережья и островов, 80 планов бухт и гаваней с указанием всех якорных остановок и 40 рисунков-пейзажей посещенных мест.

Вторая задача заключалась в создании цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Именно для выполнения этой задачи «Бигль» и должен был совершить кругосветное путешествие: убедиться в правильности хронометрического определения долготы можно при условии, что определение по хронометру долготы любой исходной точки совпадает с такими же определениями долготы этой точки, которое проводилось по возвращению к ней после пересечения земного шара. Эти задачи открыто свидетельствуют об истинных целях, которые ставило британское правительство, снаряжая дорогостоящую экспедицию. «Владычица морей», которая потеряла североамериканские колонии, направила свои устремления на Южную Америку. Продолжая старую борьбу с некогда могучей Испанией, Великобритания в первой трети XIX века решила использовать внутренние исследования в латиноамериканских республиках, которые недавно объявили себя независимыми .


Рисунок 2.2. Маршрут плавания корабля «Бигль»

1 - Девонпорт, 2 - Тенерифе, 3 - острова Зеленого Мыса, 4 - Баия, 5 - Рио-де-Жанейро, 6 - Монтевидео, 7 - Фолклендские острова, 8 - Вальпараисо, 9 - Лима, 10 - Галапагосские острова, 11 - Таити, 12 - Новая Зеландия, 13 - Сидней, 14 - Хобарт, 15 - залив Короля Георга, 16 - Кокосовые острова, 17 - Маврикий, 18 - Кейптаун, 19 - Баия, 20 - Азорские острова.

В один из пасмурных декабрьских дней 1831 г. десятипушечный военный бриг «Бигль» под командой капитана Фиц-Роя покинул берега Англии. На корабле отправлялась экспедиция Британского адмиралтейства, которая должна была составить подробные морские карты и нанести на них очертания восточного и западного побережий Южной Америки. В это дальнее кругосветное плавание, кроме команды и офицеров, отправлялся молодой ученый Чарлз Дарвин - будущий великий естествоиспытатель.

Дарвин родился в 1809 г. в маленьком городке Шрусбери, расположенном в Средней Англии. Уже в раннем детстве у мальчика обнаружилась любовь к природе и страстное стремление собирать коллекции растений, насекомых, минералов и т. п. Он много читал и особенно увлекался книгами по естествознанию и описаниями путешествий. Большое впечатление на него произвела книга «Чудеса света»; она вызвала в нем горячее желание путешествовать.

Позднее, будучи студентом университета, Дарвин углубленно занимался ботаникой, геологией и зоологией. Он научился самостоятельно работать не только с книгой, но и вести наблюдения в природе. По окончании университета Дарвин оказался лучшим кандидатом на должность натуралиста в кругосветной экспедиции на корабле «Бигль». Мечты Дарвина о путешествии сбывались.

«Бигль» благополучно пересек Атлантический океан н в конце февраля 1832 г. прибыл в Бразилию. Здесь Дарвин впервые увидел тропический лес. Молодой исследователь бродил по лесам, удивляясь и радуясь необыкновенному богатству тропической растительности, наблюдал невиданные растения. Покой знойного, неподвижного лесного воздуха нарушали лишь лениво порхавшие огромные бабочки. Однажды в лесу Дарвина неожиданно застигла тропическая гроза, которая оставила у него неизгладимое впечатление.

Пока офицеры «Бигля» занимались картографической съемкой побережья Южной Америки, Дарвин знакомился с самыми интересными местами этой части земного шара. Он побывал в Уругвае, Чили и Аргентине. Ученый ознакомился с природой и животным миром пампы. В то время, когда Дарвин путешествовал по пампе, ее покрывала густая зеленая трава. В пампе встречались большие стада коров, лошадей и овец. Здесь Дарвин познакомился с гаучосами - своеобразной южноамериканской народностью, образовавшейся от смешения испанцев с индейцами. Внешность гаучосов обращала на себя внимание: они были статны и красивы, носили яркую одежду, ножи за поясом, на сапогах огромные шпоры; на плечи гаучосов спадали длинные вьющиеся волосы.

В пампе Дарвину попадались стаи страусов-нанду, насчитывавшие 20-30 голов. Птицы очень близко подпускали к себе всадников и только в последний момент распускали крылья и быстро убегали. Доверчивых же куропаток, по рассказу ученого, можно было просто убивать ударами палки.

Дарвин собрал большую коллекцию животных пампы: несколько млекопитающих, 80 различных птиц и много пресмыкающихся. Из крупных животных интересен один вид оленя с отвратительным запахом. Дарвин узнал, что в пампе олени боятся только людей, едущих верхом на лошади, но если подбираться к стаду ползком, то олени из любопытства смело подойдут к человеку и постараются его рассмотреть. В Южной Америке ученый видел много грызунов. Здесь ему попался самый крупный в мире грызун - водосвинка - весом около 40 кГ. Водосвинки обитают небольшими группами по берегам озер и рек, питаясь водяными растениями.

Дарвин впервые в науке описал другого своеобразного грызуна - туко-туко, который, подобно кротам, ведет подземный образ жизни.

Южнее, в Патагонии, сухие травянистые степи чередовались с обширными безводными пространствами, покрытыми колючими, почти не проходимыми для человека кустарниками. Местами поверхность равнины покрывал толстый слой гравия. Животный мир здесь был беднее. Чаще других встречался агути.

На побережье океана, на обширных илистых отмелях Дарвин наблюдал жизнь чаек, а на песчаных буграх - грифов. Заинтересовали исследователя броненосцы. Одни из них обладают способностью с поразительной быстротой зарываться в песок, другие - молниеносно свертываться в шар, когда приближается опасность.

На низменном, глубоко вдающемся в залив Баия-Бланка мысе Пунта-Альта Дарвин обнаружил кости древних гигантских наземных животных. Эти кости встречались здесь в таком большом количестве, что мыс казался склепом вымерших чудовищ. Ученый нашел остатки девяти крупных млекопитающих четвероногих. Все они принадлежали к травоядным формам, жившим в третичное или четвертичное время. Дарвин обратил внимание, что кости животных были похожи на кости современных зверей, но только намного крупнее их. Тогда-же в сознании ученого возник вопрос: почему вымерли все эти гигантские ламы, ленивцы, броненосцы? Современная ему наука ответа на этот вопрос не давала.

Эта замечательная находка имела огромное значение для всей последующей научной работы Дарвина. Она зародила в сознании ученого мысли, развитые им позднее и легшие в основу его эволюционного учения.

На пути к Буэнос-Айресу встречались маленькие, утопающие в зелени садов города. С интересом осмотрел Дарвин бойни, которые, по его словам, были главной достопримечательностью столицы Аргентины - Буэнос-Айреса.

На пути к Огненной Земле «Бигль» посетил Фолклендские (Мальвинские) о-ва. Внимание ученого привлекли пингвины, ловко и быстро нырявшие за рыбой. Дарвин попытался оттеснить одного из пингвинов от моря, но встретил упорное сопротивление со стороны птицы, стремившейся к воде.

На Огненную Землю мореплаватели прибыли летом. Однако температура воздуха днем здесь редко превышала 7° и почти ежедневно шел дождь или снег. Буковые леса, покрывающие округлые утесы, оказались непроходимыми. Коренные жители острова, несмотря на холодную погоду, были одеты только в плащи из шкуры гуанако, шерстью наружу.

«Бигль» подошел к знаменитому мысу Горн. Стояла редкая для этих мест тихая погода. Путь в Тихий океан лежал через один из каналов Магелланова пролива. Искусно лавируя среди бесчисленных камней, «Бигль» вышел на просторы океана и прибыл в Вальпараисо - главный морской порт Чили. Сквозь легкую голубую дымку солнечного дня здесь четко вырисовывались величественные снежные вершины Анд.

Дарвин совершил несколько экскурсий в Анды. По дороге ознакомился с тяжелыми условиями труда горняков на медных рудниках и золотых приисках. В Чили путешественнику посчастливилось наблюдать извержение вулкана Осорно, ярко-красное зарево которого отражалось даже в водах океана. А в г. Вальдивии Дарвин пережил сильное землетрясение. В момент толчка он отдыхал, лежа в лесу, вблизи берега моря. Землетрясение длилось две минуты. Ощущение при первых толчках Дарвин сравнил с покачиванием судна на легкой боковой зыби или с теми ощущениями, которые испытывает человек, скользя по тонкому льду, прогибающемуся под его тяжестью. Более страшное зрелище наблюдал капитан Фиц-Рой, который был во время землетрясения в городе.

Дарвин продвигался вдоль побережья Чили до тех пор, пока путь на север не преградила безводная пустыня Атакама. Здесь он побывал на знаменитых разработках чилийской селитры. Дорога к руднику шла по пустыне, покрытой толстой коркой белой поваренной соли и гипса, своим видом напоминавшей грязный тающий снег. Местами на песке встречались бледно-желтые лишайники. То и дело попадались кости и высохшие трупы павших животных.

Пласты азотнокислого натрия залегали близ поверхности земли и разрабатывались открытым, карьерным способом.

Дарвин на борту корабля «Бигль»

Покинув берега Южной Америки, «Бигль» направился к расположенному на самом экваторе Галапагосскому архипелагу, острова которого покрывает черная базальтовая лава. Из кратеров некоторых вулканов поднимались струйки пара. Все вокруг хранило следы недавнего извержения. На угрюмых скалах росли лишь чахлый кустарник, да одинокие акации и кактусы. На островах водились гигантские слоновые черепахи весом более 150 кГ. Дарвин испытал силу черепахи, встав на ее спину. Черепаха свободно подняла его и повезла. На этих островах водилось много птиц, среди которых даже хищные были очень доверчивы.

После продолжительного перехода по беспредельным просторам Тихого океана «Бигль» подошел к о-ву Таити, а затем к Новой Зеландии, отсюда он пошел к Австралии. Дарвин совершил поездку в Голубые горы. Путь его пролегал через эвкалиптовые леса, через пустынную, слегка волнистую равнину, покрытую пучками бурой, жесткой травы - превосходного корма для овец.

Из Австралии «Бигль» направился к берегам Европы. По дороге корабль останавливался у затерянных среди океанских просторов маленьких островков. Дарвин установил вулканическое происхождение некоторых из них. Он исследовал коралловые острова и разработал теорию возникновения и развития их. Эта теория и в наше время считается наиболее правильной.

Кругосветное плавание «Бигля» продолжалось пять лет. Осенью 1836 г. Дарвин вернулся в Англию, где почти безвыездно прожил до конца жизни. Результаты своих наблюдений ученый изложил в замечательной книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Кроме того, он написал много научных трудов по зоологии, ботанике, геологии и другим наукам, обобщив материалы своих наблюдений во время экспедиции.

Во время плавания на «Бигле» у Дарвина сложились новые взгляды на историю развития жизни на Земле. Его научные работы произвели революцию в естествознании и нанесли сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных. Дарвинизм - величайшее завоевание человечества, положившее начало современной научной биологии.

Умер Чарлз Дарвин в 1882 г. До последних дней своей жизни он сохранял работоспособность и удивительную ясность мышления.