Путешествие в мир клетки. Клеточное строение организма. Повторение Задания повышенной трудности

Цели:

1. Сформировать представление о клеточном строении живых организмов.

2. Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять словарный запас.

3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, аналитические способности.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 3 класс” автор Л.М.Цветова, рабочая тетрадь по окружающему миру, презентация микроскоп с препаратом, пакет, горошина, словарь урока: микроорганизмы, клетка, одноклеточные, микроскоп (новые слова вывешиваются на доске).

Ход урока

1. Адаптационный этап.

На уроках окружающего мира мы говорим о живых организмах.

Что к ним относится? (Слайд 3. Презентация)

Какие признаки живых организмов вы знаете? (Слайд 4)

А какое ещё свойство объединяет все живые организмы? (Слайд 5)

Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Слайд 6)

2. Основной этап.

Рассмотрите рисунки. (Слайд 7)

Что на них изображено?

Можно ли сказать, что это живые организмы?

К какой группе они относятся?

Достаточно ли наших знаний для ответа на эти вопросы?

Где мы их можем получить?

Откройте учебник на странице 9 и найдите значок дополнительной информации.

Прочитайте до рамочки.

Так, что же изображено на рисунке?

Что это за организмы?

Почему они так называются?

С помощью какого прибора их можно рассмотреть?

Какие живые существа относятся к микроорганизмам?

Все ли животные, растения и грибы являются микроорганизмами?

Какие из них?

У вас на столах лежат рисунки. Рассмотрите их. (Слайд 8)

Сравните по размеру, форме, цвету. Сделайте вывод.

Такое строение учёные назвали клеткой.

Почему именно клеткой выясним позже.

Организмы, которые состоят из одной клетки, называются - одноклеточными.

Как вы думаете, почему они так называются?

Что относится к одноклеточным микроорганизмам?

Все ли растения, животные и грибы одноклеточные?

Какие из них?

Давайте посмотрим, из чего состоят другие организмы. Для этого нам понадобится микроскоп. Мы будем исследовать кусочки репчатого лука. Вспомните правила пользования микроскопом.

А теперь рассмотрите, из чего же состоит лук.

Зарисуйте. (На листочках)

Сравните со слайдом. (Слайд 9)

Похожи ли эти кирпичики на клетки, которые мы рассматривали в начале?

Вот такое строение и назвали клеткой.

Какой сделаем вывод?

Только этих клеток сколько?

Можно ли сказать, что они одноклеточные?

Как они называются? Почему?

Посмотрите на строение клетки. (Слайд 10) Учёные после долгих наблюдений выяснили, что она состоит из оболочки, внутри есть жидкость и ядро. (Слайд 11)

Здесь обозначены не все компоненты клетки. Мы только начинаем изучать ее, и говорим об основных частях, а более подробно вы узнаете о строении клетки в старших классах.

Дома вы зарисуете строение клетки и напишите её основные части. Задание №2 в тетради.

Физкультминутка. (Слайд 12)

Мы слайды смотрели?
Наши глазки устали?
Сначала их закроем крепко-крепко!
Затем откроем широко,
Потом за кончиком указки последим,
Куда бы он ни двигался
Глаза следят за ним.
Теперь немного подмигнём сначала правым глазом
Левым же потом.

Можно ли наблюдать клетку живого организма без микроскопа?

Оказывается можно. Для этого нам понадобятся пакеты и горох. Положите горох в пакет и надуйте его. Похоже по строению на клетку?

Оболочка есть? Ядро? Что заменяет воздух?

А как ещё можно наблюдать строение клетки без микроскопа вы узнаете, выполнив дома задание №3.

3. Творческий этап.

Пользуясь информацией учебника, заполните таблицу, которая лежит у вас на столах.

Перечислите в ней живые организмы, которые состоят из клеток.

Что вы увидели, заполняя таблицу?

Что написали в первом столбике?

А во втором?

Названия одноклеточных организмов мы пока не знаем. Как они называются, вы будете изучать на уроках биологии.

Есть ли ещё какие-нибудь группы организмов, которые не обозначены?

Сделайте вывод.

Мы уже много узнали. А на сколько, хорошо вы запомнили, покажет модель, которую вы должны сделать.

В схеме нужно указать все известные признаки живых организмов.

Проверим. Какие признаки знали? (Слайд 13)

Какое ещё свойство объединяет все живые организмы?

Изучив сегодняшний материал, что вы написали в пустом квадрате? (Слайд 14)

Что мы исследовали сегодня на уроке?

Вспомните задачу, которую поставили в начале урока?

Как вы ответите на этот вопрос теперь?

Действительно ли оно является общим свойством для всех живых организмов?

Справились с задачей?

Обратимся к словарю урока. Назовите основные термины. Раскройте их значение.

Дома вы выполните практическую работу в тетради № 2, 3.

На следующем уроке мы рассмотрим клетки различных организмов.

Учитель начальных классов Файзуллина О.В.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

Обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

Проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование : компьютер, микроскопы, мультимедийный проектор, эк ран

Ход урока:

Этапы урока, цель

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, школьные принадлежности, микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
2. Постановка цели и темы урока Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

II . Актуализация знаний. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.

1. Введение новых знаний с опорой на опыт детей.. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему. Погружение в тему.

III .Физминутка (3мин) IV .Первичное закрепление нового материала.

V .Работа по учебнику

VI . Закрепление Цель: повторить и закрепить изученный материал.

VII. Итог урока

1.Рефлексия. (1 мин)

2.Домашнее задание

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков. Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( На доске надпись:КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма. слайд - Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока? 1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!!

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.


Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).) Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
Игра «Дополни предложение»
Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно- двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.
Человек относится к миру живой природы Отправимся в путешествие ….
Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много много шариков, которые по форме похожи на клетку

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро. Ядро главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.
Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества. Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму. Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/ Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями
Вставить пропущенное слово Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... - плотной прозрачной оболочкой. Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные.... . Важнейшим органоидом клетки является.... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … . Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды Выписать основные функции клеток
    Обеспечивают организм кислородом Защищают от микробов Помогают двигаться Образуют влажный защитный слой
Вывод: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. При размножении клетки делятся, затем снова растут и снова делятся, образуют новые, себе подобные клетки. Замена погибших клеток в организме происходит постоянно, пока человек живет. Деление клеток способствует росту человека – его костей, мышечной и всех других тканей, заживлению порезов, ран, поврежденных мышц, срастанию сломанных костей
Самостоятельная работа Тест
1. Кто является первооткрывателем клеток? А. М. Ломоносов Б. Дж. Бруно В. Р. Гук 2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками? А. Бинокль Б. Микроскоп В. Телескоп 3. Какие организмы состоят из клеток? А. Только растения Б. Только животные В. Все живые организмы 4.Установите соответствие:

1 Ядро

5. Что является причиной роста любого организма?

А. Питание клетки

Б. Дыхание клетки

В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./

6. Сколько видов клеток находится в организме человека?

А. 100

Б. 200

В. 300

К сожаление нам пора возвращаться путешествие подошло к концу

Вывод: клетка - живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями.

Так клетка, кажется, мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Выставление оценок

1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5

2. Подготовить сообщение об открытии клетки

3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

Урок окончен, всем СПАСИБО!

Гилёва Галина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Абакана «Лицей»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Технологическая карта

Тема

« Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Цел, задачи

Развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности .

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли ; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице

(Познавательные УУД )

Основные понятия

Клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия

Межпредметные связи

Окружающий мир (Анатомия, биология, химия)

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр. 19-23

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Стр.22-23 №57,58

Листок исследователя

Презентация «Клетка»

Для учителя: ноутбук, медиапроектор, набор для опытов, микроскоп, демонстрационный материал «клетка лука»

Для обучающихся: листок исследователя, учебник, тетрадь, набор для исследования клетки, толковые словарики

Организация пространства

Фронтальная форма

Индивидуальная работа

Работа в группе

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Называют, чем занимаются учёные, какие качества им нужны, повторяют правила поведения на уроке.

Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

- Добрый день, мои любители природы.

Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

1 мин.

2. Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вспоминают пройденный учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

«Мозговой штурм» - работа по группам

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает.

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Да.

Как?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему? Это будет первым проблемным вопросом урока.

Гипотезы.

О чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов.

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

3 мин.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Обсуждение проблемной ситуации.

Почему не смогли ответить на вопросы?

Недостаточно знаний.

1мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Формулируют цель урока.

Называют шаги учебной деятельности.

Знакомятся с листком исследователя.

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

1мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слушают рассказ учителя

Работа с планом.

Работа в группах.

Дети рассматривают содержимое тарелочек.

Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.

Индивидуальная работа с листком исследователя

Формулируют выводы.

Выступают, делятся полученными знаниями.

Предположения детей

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

План

  1. Определить значение клетки
  2. Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

4 группа: дополнительный материал о клетках.

(На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты, чтобы дети не видели их.)

Возьмите на парты по тарелочке.

Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо.

Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме урока?

Проверка. Выступление представителей от групп.

Что является главной частью клетки?

Что такое цитоплазма?

Какую роль играет оболочка?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель)

(Показывается морковка и семечко, которое сажается)

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные.

Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

20 мин.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Проговаривание полученных знаний.

Отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. клеточное строение.

Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро.

Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются.

Клетки отличаются…….. по размерам, форме и выполняемым функциям.

Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера.

Так почему мы растём?

4мин.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

Тест.

Михаил Васильевич Ломоносов

Роберт Гук

Антони Ван Левенгук

Бинокль

Микроскоп

Телескоп

Только растения

Только животные

все живые организмы

4. Установите соответствие

оболочка полужидкая масса

Питание клетки

Дыхание клетки

деление клетки

3 мин.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель : самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Самооценивание.

Слушают информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). Пересказ стр. 20-23

Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие исследователи!

3мин.

Ядро - самая важная часть клетки. В клетке ядро обычно находится в центре. В ядре хранится наследственная информация о клетке и организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, на кого будет похож будущий организм – на папу или маму, а бывает такое, что будущий организм может походить на бабушку или дедушку.

Цитоплазма является для клетки внутренней средой. Состоит из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же пронизана многочисленными нитями. В цитоплазме живут органоиды (рибосомы, хлоропласты и др.). Цитоплазма есть и в растительной, и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды, и в ней идут многие химические реакции. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом, функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частей клетки.

Оболочка . И в растительной, и в животной клетках является своего рода забором, который окружает клетку снаружи. Основная работа – защита. Ведь у клетки, как и у любого другого живого организма, есть свои враги. Поэтому оболочка защищает клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена и т.д. На поверхности оболочки можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. Это помогает им сообщаться друг с другом. К тому же поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами. Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток-соседок, перемещаются некоторые вещества.

Ф.И.

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.
  2. Определить значение клетки.
  3. Определить виды клеток

Строение клетки

Тест

1. Кто является первооткрывателем клеток?

а) Михаил Васильевич Ломоносов;

б) Роберт Гук;

в) Антони Ван Левенгук.

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

а) бинокль;

б) микроскоп;

в) телескоп.

3. Какие организмы состоят из клеток?

а) только растения;

б) только животные;

в) все живые организмы.

4. Установите соответствие

ядро небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

цитоплазма внешняя оболочка клетки

оболочка полужидкая масса

5. Что является причиной роста любого организма?

а) питание клетки;

б) дыхание клетки;

в) деление клетки.

Конспект урока на тему: « Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других.

Цели, задачи:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.

Этап урока

Деятельность на уроке

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд1

Добрый день.

Слайд 2

Добро пожаловать в научную лабораторию. Сегодня на уроке я вам предлагаю стать учёными-исследователями. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

Слайд3

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

2. Актуализа­ция знаний

Слайд4

Работа по группам:

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

(Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает).

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему?

Выдвигаются гипотезы детей.

Слайд5

Как вы считаете, о чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: «Клетка - основа строения и роста живых организмов».

3. Постановка учебной задачи

Слайд6

Чтобы мы можем узнать по этой теме?

Постановка задач урока: (ответы детей)

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд7

Рассказ учителя:

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Слайд8

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

Слайд9

Давайте составим план нашего исследования:

План

    Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя. (работа с микроскопом, работа с учебником с. 20)

    Определить значение клетки (работа с учебником с. 21)

    Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

На партах микроскоп. Детям предлагается рассмотреть и зарисовать клетки луковой шелухи

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

Какой вывод мы можем сделать о строении клетки?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные. Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

Слайд10

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Слайд11

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

5. Закрепле­ние знаний и способов действий

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Слайд12

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. (клеточное строение).

Главными частями клетки являются: ………..(оболочка, цитоплазма и ядро).

Живые клетки ……… (дышат, питаются, растут и размножаются).

Клетки отличаются…….. (по размерам, форме и выполняемым функциям).

Микроскоп – прибор для изучения ……….. (объектов маленького размера).

Так почему мы растём?

6. Подведе­ние итогов уро­ка. Рефлексия. Домашнее задание

Подведём итоги урока. Закончите предложения:

Слайд13

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Домашняя работа:

Подготовить кроссворд по теме «Клетка – основа строения и роста живых организмов. Пересказ стр. 20-23

Приложение:

Листок исследователя

    Строение клетки

Зарисуй строение клетки луковой шелухи. Подпиши главные части клетки.

«Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Цели, задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.


    Какие клетки мы можем увидеть без помощи микроскопа?

    Значение клеток:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

    Какие виды клеток встречаются в человеческом организме?


__________________ _________________ __________________ __________________

    Докажи, что клетка живая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп. Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее, и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.

Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики.

Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)

Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)

Именно клетка составляет основу любого организма. Слайд 1

Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?

1. Узнать строение и функции животной клетки.

2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.

3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду. Слайд 2

Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!! Слайд 3

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.

Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал). Слайд 4

Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна… Эти слова станут нашим девизом.

Игра «Дополни предложение»

Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно-двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.

Человек относится к миру живой природы

Отправимся в путешествие ….

Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много-много шариков, которые по форме похожи на клетку.

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Слайд 6

Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. Слайд 7

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни. Слайд 8

Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.

Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества.

Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания

Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться

Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму.

Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/

Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями. Слайд 9