Понятие экстремальных ситуаций, факторов и условий деятельности. Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях. Экстремальные условия и их влияние на человека. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в э

Изучение влияния климатических факторов на человека приобретает особую актуальность в районах с экстремальными природными условиями.

Понятие экстремальности окружающей среды применяется по отношению к различным типам сред, причем не только природных, но и социальных. Экстремальное действие на человека может оказывать быстрая смена привычных условий на новые – даже на более благоприятные для жизнедеятельности. Экстремальность различных воздействий неодинакова для представителей различных адаптивных типов людей, этносов и рас, а также для различных возрастных групп населения.

Представления об экстремальности меняются в зависимости от уровня экономического и социально-политического развития общества, поскольку этот уровень определяет степень зависимости человека от сил природы. Они меняются и в зависимости от степени освоенности человеком территории, ранее считавшейся экстремальной, т.е. от того, насколько активно человек воздействовал на окружающую его среду при создании благоприятных для жизни и трудовой деятельности условий.

Под экстремальными зонами (районами) обычно понимают обширные по площади территории с экстремальными природными условиями. К ним относятся: зона Арктики, охватывающая северные территории Азии, Европы, Северной Америки, а также Антарктический материк, на всей территории которого условия экстремальны для жизни человека. Под экстремальными локусами понимают небольшие по площади территории.

Выделяют абсолютно экстремальные зоны , в которых жизнь людей без специальных систем жизнеобеспечения практически невозможна, и относительно экстремальные зоны , в которых жизнь человека возможна, но в значительной степени затруднена.

Влияние экстремальных условий на человека может быть различно по продолжительности в годовом цикле. Так, например, в Восточной Сибири экстремально холодные условия имеют место в течение зимы, а в центральных областях Антарктиды экстремально холодные условия наблюдаются весь год. К экстремальным можно отнести территории с повторяющимися природными явлениями стихийного характера, например, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов.

Тесная экологическая связь существует между человеком и геохимическими условиями. Основная связь человека с геохимическими условиями природной среды осуществляется по пищевым цепям. В результате гомеостатической регуляции обменных процессов в организме человека происходит поддержание необходимых концентраций различных химических элементов, однако эта регуляция может осуществляться лишь при определенных концентрациях элементов во внешней среде, которые называются пороговыми концентрациями . Условия районов, которые по своим параметрам находятся между нижними и верхними пороговыми концентрациями, называются комфортными . Остальные районы являются экстремальными. Экстремальность территории по геохимическому фактору устраняется введением в рацион питания населения недостающих химических элементов.

Тема. Влияние экстремальных факторов на организм человека.

Цель урока: ознакомить учеников с понятием экстремальных факторов, их воздействием на здоровье человека.

Обучающие задачи: закрепить знания учащихся по теме темперамент; объяснить причины трудностей, с которыми сталкиваются люди, осваивающие нетипичные условия существования, ввести понятие экстремальных факторов и дать их классификацию; раскрыть физиологические механизмы, приводящие к терминальным состояниям, при воздействии экстремальных факторов среды на организм человека.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, используя сведения из дополнительных источников, развивать коммуникативные умения (работа в малых группах), развивать логическое мышление, используя задания типа «Причинно-следственные связи», «Дополните схему»

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, чувство гордости за своих соотечественников, совершивших открытия на благо общества.

Базовые понятия и термины: адаптация, акклиматизация, стресс, экологические факторы, экстремальные факторы, гравитация, статические поля, радиация.

Межпредметные связи: физика, экология, ОБЖ

Оборудование и материалы : компьютер, экран, презентация урока, распечатки дидактического материала для учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, мозгового штурма, работы в группах.

Ход урока

    Организация класса и опрос (7 минут)

    Фронтальное тестирование с взаимопроверкой по теме «Темперамент». Приложение №1

    Параллельно задания на карточках. Приложение №2

    Актуализация опорных знаний (7 минут)

Слайд №2

    (на слайде фото экологических факторов. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Что такое экологические факторы, их классификация.

Слайд №3

Ответ. Любые факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Слайды №4,5

    (на слайде адаптации. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Ответ. Адаптации растений и животных.

Слайд №6

Учитель разводит понятие адаптации и акклиматизации, объясняя, что несмотря на различие в проявлении часто их используют как синонимы.

    Адаптация (следствие мутаций)

    Акклиматизация (в ДНК изменений не происходит)

Слайд №7

Учитель приводит пример с горцами. У горцев существует адаптация к условиям высокогорья (повышенное количество эритроцитов и гемоглобина в крови, которое определяется генетически). Человек проживший пол жизни на равнине переехав в горы постепенно акклиматизируется, но изменений в его ДНК не происходит и он не может передать данное приспособление потомству.

Слайд №8, 9,10,11

    Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, эндокринная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная.

Слайд №12

    Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование.

Слайд №13

    Какие стадии стресса вам известны?

Тревоги – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается.

Сопротивления (резистентности). Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального.

Истощения. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть.

Слайд №14

    Проблемная ситуация (3 минуты)

Ситуация. У водолаза, работавшего на большой глубине, повредился баллон с дыхательной смесью. Его резко подняли на поверхность и поместили в специальную декомпрессионную камеру (барокамеру), чтобы предотвратить кессонную болезнь.

Слайд №15

Вопросы:

Что такое кессонная болезнь? Что произошло с организмом водолаза в результате резкого подъёма? Каково действие барокамеры?

Слайды №16,17

Ответ: При повышении барометрического давления (погружение), газы переходят из крови в ткани, ткани насыщаются газами. Понижение барометрического давления (особенно резкое) сопровождается значительным переходом растворенных в тканях газов назад в кровь, но эти газы при резком подъеме с глубины на поверхность образуют большое количество газовых пузырьков в крови, растягиваются излишними газами легкие (возможен их разрыв).

    Лекция с элементами эвристической беседы (13 минут)

Слайд №18

Среди факторов среды обитания особо выделяют экстремальные факторы. Это крайние, весьма жесткие условия среды, не ответствующие врожденным и приобретенным свойствам организма. Кроме природных экстремальных условий (низкие и высокие температуры, условия высокогорья и др.), действующих на организм, существуют антропогенные воздействия. К ним относятся вызывающие перегрузки ускорение и невесомость, сильные электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Человек не в состоянии полностью приспособиться к влиянию таких условий, и это ведет к нарушению жизнедеятельности организма и болезням.

Слайд №19

Гравитация

Говоря простыми словами, гравитация - притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Гравитацию можно определить, зная массу тел и расстояние от одного до другого. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение.

Слайд №20

Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле. Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, лунная сила притяжения в шесть раз ниже земной.

Слайд №21

Впервые обосновал это научно и доказал с помощью математических вычислений ещё в XVII веке Исаак Ньютон.

Слайд №22

Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (гравитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, глотание и мочеиспускание, стали бы затруднительными.

Слайд №23

Мы учитываем действие гравитации, когда при кровопотерях укладываем человека в положение «ноги выше головы».

Слайд №24

Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для нижней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, выше в верхней половине тела.

Слайд №25

При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при полетах на самолетах и космических кораблях. Под влиянием ускорения изменяется дыхание и кровообращение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают недостаточно крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У пожилых людей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма.

Слайд №26

При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в верхнюю половину тела, в результате чего возникает отечность лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки снижает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы. Несмотря на то что человек осваивает космос уже более 40 лет, проблема невесомости все еще остается нерешенной.

Слайд №27

Статические поля

К действию природных электрических и магнитных полей живые организмы приспособились в процессе эволюции.

Слайд №28

Малиновка способна видеть магнитные поля.

Слайд №29

Многие птицы при перелётах ориентируются по магнитному полю Земли. У них в органе равновесия есть кристаллы магнетита, который играет роль встроенного компаса.

Слайд №30

Планета Земля обладает магнитным полем, структуру которого пчёлы используют для строительства своих домов (соты).

Слайд №31

Рыба гимнарх обитает в мутных водах Нила. Способность гимнархов испускать электрические импульсы давно обратила на себя внимание ученых, и с этой рыбой было проведено много исследований, показавших, что гимнархи способны различать предметы разной электропроводности.

Слайд №32

Электрический скат способен накапливать электричество в своем теле и разряжать накопленное напряжение на рыбах-жертвах и хищниках.

Слайд №33

Что по-вашему мнению изображено на фото?

Ответ. Это синтетическая ткань. В жизни же современного человека большую роль играют синтетические искусственные материалы, являющиеся источником возникновения так называемых стационарных, или статических, электрических полей.

Слайд №34

Исследования ученых показывают: эти поля неблагоприятно влияют на организм человека. Их отрицательное воздействие регистрируется при невысоком уровне напряженности поля в 30 кВ/м, в то время как наэлектризованная одежда может создавать поле напряженностью до 500 кВ/м.

Слайд №35

Радиация

Радиация - исходящий от любого источника поток энергии; ионизирующее излучение (альфа, бетта и гамма частицы).

Слайд №36,37,38

К природным источникам радиации относят космическое излучение, солнечные вспышки, радиоактивные горные породы.

Слайд №39

В настоящее время добавилось много антропогенных источников излучения. Так, на высоте 3000 м уровень космического излучения в три раза выше, чем на уровне моря, значит, во время полетов на самолетах мы подвергаемся дополнительному воздействию радиации. Источниками радиации в быту могут быть электронные и электрические приборы (например, цветные телевизоры), товары, при изготовлении которых используются радиоактивные элементы (часы со светящимся циферблатом), а также рентгенографические медицинские аппараты. Уровни радиации, превышающие естественный фон, опасны для живых организмов. Превышение естественного уровня радиации может про исходить при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атомных электростанциях.

Слайд №40

Радиоактивные вещества могут накапливаться в воздухе, воде, почве и оттуда попадать в организмы человека, животных и растений. Люди получают дополнительную дозу облучения, употребляя в пищу продукты, загрязненные радиоактивными веществами.

    Закрепление (12 минут)

Слайд №41

Работа с текстом (найти ошибки)

Гравитация

Чем слабее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (левитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, чихание и кашель, стали бы затруднительными. Мы учитываем действие гравитации, когда при высоком давлении укладываем человека в положение «ноги выше головы». Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для верхней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, ниже в верхней половине тела. При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при поездке в лифте . Под влиянием ускорения изменяется дыхание и пищеварение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают избыток крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У детей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма. При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в нижнюю половину тела, в результате чего возникает похудение лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки увеличивает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы.

Слайды № 42,43

«Миф или реальность»

    Все абиотические экологические факторы являются экстремальными

    Адаптация и акклиматизация -синонимы.

    Кессонную камеру называют компрессионной.

    При резком всплытии водолазы погибают от недостатка кислорода

    Гравитация есть у любого тела.

    Птицы способны ориентироваться по магнитному полю Земли

    Малиновка видит гравитационное поле

    Электрический угорь может ориентироваться при помощи статического электричества

    Гимнарх бьются током

Слайд №44

    Рефлексия (2 минуты)

1.Узнали ли вы сегодня что-то новое?

2.Что показалось самым интересным?

3.Что из того что узнали на ваш взгляд самое важное?

4.К какому выводу вы пришли?

Слайд №45

    Домашнее задание

Параграф 14 устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Сообщения Гипотермия, Гипоксия

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное - это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное - психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Экстремальная ситуация может иметь разные формы проявления: а) понижение организованности поведения; б) торможение действий и движения; в) повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация может быть скоропреходящей или длительной. При определении пригодности человека к той или иной профессии необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:

1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);

2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);

4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации).

Экстремальные факторы - чрезвычайно жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретенным свойствам человеческого организма. Их влияние ведет к высоким нервно-психологическим и энергетическим затратам, возникновению негативных функциональных состояний (стресс, конфликт, кризис, фрустрация, депривация), нарушениям адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

· различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

· дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

· условия работы, опасные для жизни

· высокая «цена» решений, ответственность, ситуации риска

· ситуации конфликта

· экономические факторы

· некомфортная организация рабочего места, не эргономичность

· чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

· воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

· воздействие неблагоприятных условий (химические, физические, радиационные, магнитные воздействия)

· наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.


В экстремальной психологии различают особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности.

Особые – деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления. Не имеют большой мощности и интенсивности.

Экстремальные – характерно постоянное действие экстремальных факторов. Потенциальная опасность. Негативные функциональные состояния выражены сильно.

Сверхэкстремальные – постоянное действие экстремальных факторов. Высокая интенсивность. Реальная опасность. Негативные функциональные состояния – крайняя степень выраженности. Обязательна реабилитация.

Основным путем повышения эффективности и надежности деятельности в экстремальных условиях является формирование функциональных резервных возможностей компенсаторного типа (дополнительные знания, умения и навыки, включаемые в деятельность при появлении экстремальных факторов), а так же развитие у субъекта труда общих и специальных акмеологических инвариант профессионализма.

Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях:

Профессиональная деятельность претерпевает изменения в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка тормозит поисковую деятельность, затрудняет самостоятельное принятие решения, снижает гибкость мыслительных процессов, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллектуальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни люди проявляют экономные стили. Это, прежде всего, конструктивный стиль – овладение ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств и сохранения собственного статуса, взаимодействие с людьми и организация устойчивой социальной поддержки. Этот стиль является результативным и в то же время щадящим, ибо он сохраняет здоровье и психику человека. Другим экономным стилем авторы называют рефлексивный стиль – управление ситуацией через переоценку ценностей, более адекватный уровень притязаний, пластичность жизненных стереотипов.

Менее экономными, отмечают те же авторы, являются: волевой стиль как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины, безкомпромиссного отношения к себе и окружающим, стремление быть максимально результативным, обостренная реакция на неудачи. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, невосполнимым потерям, к профессиональной деквалификации, к невозможности «продержаться» в течение длительного профессионального марафона. Непродуктивным, по мысли авторов, является и капитулятивный стиль : если цель труда не имеет личностного смысла для человека, то происходит отказ от деятельности. Этот стиль деятельности реже наблюдается у лиц с профессиональной психологической подготовкой.

При труде и деятельности в экстремальной ситуации у человека нередко вырабатываются: активная адекватная реакция, направленная на устранение или преодоление экстремальных факторов, стремление увеличить продуктивность деятельности; мобилизационный настрой, повышение продуктивности мышления, ускорение быстроты действия за счет укрупнения его единиц; расширение сенсорного входа (периферическое зрение, экстрасенсорная чувствительность), избирательное ограничение действий, экономичность; расширение мышления и сознания, выход за пределы данной ситуации, умение увидеть ситуацию в более широком контексте; переход на более высокие уровни обобщения или «спуск к интуиции»; способность к поиску нового, творческого решения и избирательные продуктивные ошибки; защитные и приспособительные механизмы обеспечения нужной мобилизации; оперативное мышление – создание либо новой системы действий, либо новой комбинации ранее известных действий, вследствие чего неопределенный сигнал превращается в определенный, происходит укрупнение оперативных единиц в единый целостный план решения.

Экстремальные факторы зачастую оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья лиц, выполняющих оперативные задачи . Наиболее наглядными проявлениями являются нервно-психические дизадаптивные расстройства . Зачастую они приводят к осложениям: от функциональных сдвигов (физического и психоэмоционального переутомления, бессонницы, раздражительности, тревожности) до пред- или патологических нарушений. В основе и тех, и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма . Такая реакция организма расценивается как «профессиональный стресс» .

Одним из наиболее часто встречающихся форм психических нарушений являются посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). При ПТСР характерными признаками являются нарушения вегетативной системы, которые постепенно переходят в психофизиологические изменения на невротическом уровне с переходом в соматическую патологию. Согласно исследованиям, ПТСР развиваются у более 30% участников активных боевых действий, кроме того, участники испытывают значительные сложности социальной адаптации в мирной жизни и требуют пристального внимания и помощи медико-социальных служб. При этом число таких военнослужащих, нуждающихся в медико-психоневрологической помощи, в последние годы увеличивается .

Экстремальные факторы влияют и на другие органы и системы органов. Патология центральной нервной системы, как правило, обусловлена травматическими воздействиями. Частыми нарушениями у сотрудников силовых ведомств являются различные сенсорные расстройства .

Исследования показали, что у участников вооруженных конфликтов расстройства регуляторных функций выявляются, прежде всего, со стороны вегетативной нервной системы (ВНС) и приводят к развитию вегетативно-психических, вегетативно-соматических и вегетативно-висцеральных расстройств. Изменения тонуса центров ВНС приводят к нарушению процессов адаптации на различных уровнях, неустойчивости к физической нагрузке. Эти перестройки формируют психофизиологические особенности военнослужащих .

Также среди военнослужащих значительно чаще выявляется патология сердечнососудистой и дыхательной систем. Воздействие стрессогенных факторов формирует развитие артериальной гипертензии. В условиях локального вооруженного конфликта наблюдается увеличение заболеваемости гипертонической болезнью. У комбатантов частота артериальной гипертензии возрастает в одинаковой степени, как у лиц молодого возраста, так и в старшей возрастной группе. Характерным признаком нарушений работы сердечнососудистой системы является вовлечение сердца в патологический процесс .

У сотрудников силовых ведомств нарушение обмена веществ выявляется значительно чаще в сравнении с людьми менее экстремальных профессий. У них наблюдается высокий процент дисбаланса как показателей липидного обмена, так и отклонения параметров углеводного обмена. Следует отметить, что эти изменения не связаны с поражениями органов и систем. У значительной части военнослужащих выявлены нарушения электролитного обмена в виде гипокалиемии. Также доказано, что в этих условиях происходят значительные изменения вязкости крови, агрегации форменных элементов крови, индекса деформируемости эритроцитов с формированием коронарного синдрома. Со стороны сердечно-легочной системы определяются явления сердечно-дыхательного дисхронизма .

Психоэмоциональное напряжение, обусловленное стрессовыми ситуациями, предполагает наличие прямой связи с нарушениями репродуктивной функции в виде половых дисфункций . Высокий уровень заболеваемости простатитом, гиперплазия предстательной железы, эректильные расстройства, а также низкая мотивация к созданию семьи, отсутствие желания иметь детей, низкий уровень знаний по профилактике инфекций, передаваемых половым путем.

При воздействии на организм стрессорных факторов различной природы возникают изменения иммунной системы. Во время командировки в районы боевых действий существенно увеличивается содержание иммунокомпетентных клеток с их активацией и усиленной секрецией цитокинов, аларминов. Такое состояние напряжения иммунной системы у военнослужащих сохраняются в течение 6 месяцев по возвращении к мирной жизни .

Эндокринной системе отводится одна из ведущих ролей в формировании регуляции механизма компенсации на различные экстремальные факторы, воздействующие на организм. Однократное или кратковременное воздействие нервно-психических факторов, как правило, не приводит к стабильной перестройке механизмов регуляции гомеостаза, тогда как длительный и многократный стресс может являться основой стрессиндуцированного развития патологии .

Интенсивность и продолжительность физической нагрузки в сочетании с другими экстремальными факторами формирует определенную динамику гормонов, ответственных за обеспечение реагирования организма военнослужащего на стрессорные воздействия.

Не менее важным фактором, приводящим к изменениям функционирования регуляторных систем орга­низма, является смена среды обитания. На каждой территории присутствуют определенные климатогеографические особенности, которые формируют биоритмику жизнедеятельности организма. Физиоло­гическая функция каждого органа зависит от обусловленных внешней средой биоритмов .

При смене территории обитания в регуляторных системах организма происходят адаптивные перестройки, направленные на приспособление к изменившимся природным условиям окружающей среды, для обеспечения адекватного жизненного процесса .

Специфика профессиональной деятельности сотрудников связана с многочисленными командировками в «горячие точки» страны. Зачастую район боевых действий находится на значительном расстоянии от места постоянной дислокации личного состава. Предположим, что отправная точка располагается в северных широтах, а время отправки – февраль – период времени, соответствующий разгару зимы с короткой световой и продолжительной ночной фазами дня. В «горячей точке» (как правило, это южные районы РФ) в это время внешние природные процессы соответствуют, как минимум, весеннему периоду на севере, т.е. на 1,5-2 месяца позже .

Таким образом, у комбатантов в дополнение к многочисленным факторам, приводящим к напряжению регуляторных систем (боевой стресс, психоэмоциональная, физическая нагрузка, стесненные социально-бытовые условия) значительный вклад вносит нарушение привычной биоритмики жизненных процессов, связанных с перемещением и длительным пребыванием на отличающуюся территорию. Все эти факторы в совокупности требуют срочного включения механизмов адаптации организма с мобилизацией и перераспределением резервных возможностей организма для обеспечения комфортного пребывания в новых условиях.


Библиографический список

  1. Кубасов Р.В. Медицинские аспекты профессиональной безопасности участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. – Вып. 2, № 6.– С. 91-94.
  2. Апчел А.В. Влияние профессиональной нагрузки на секрецию адренокортикотропного гормона и кортизола у сотрудников органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 4 (77). – С. 56-58.
  3. Лупачев В.В., Юрьева М.Ю., Кубасов Р.В. Изменения общих сывороточных иммуноглобулинов и показателей сердечнососудистой системы у моряков в динамике Арктического рейса//Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 3 (40). -С. 383-385.
  4. Кубасов Р.В. Состояние гипофизарно-тиреоидной системы регуляции у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 445-447.
  5. Gorbachev A.L. The iodine value in hair as a marker of iodine status of organism // A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, M.G. Skalnaya, A.R. Grabeklis, R.V. Koubassov, Lomakin Y.V. // 3rd Int. Symposium FESTEM. –Santiago De Compostela,Spain, 2007. P. 58. (Quimica Clinica: 2007; 26 (S1). Spec. Suppl.)
  6. Кубасов Р.В. Содержание кортизола и изменения артериального давления у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Военно-медицинский журнал. – 2012. – № 5. – С. 59-60.
  7. Большаков А.А., Косова И.В., Буюклинская О.В. Оценка результативности системы менеджмента // Ремедиум. 2015. № 7-8. С. 61-65.
  8. Koubassov R. Hypophysis-thyroid regulation features at different professional law-enforcement officer groups / R.Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // International Journal of Collaborative Research on Internal Medicine & Public Health (IJCRIMPH). – 2012. – Vol. 4, No 5. – P. 707-712.
  9. Дёмин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа // Экология человека. – 2013. – № 4. – С. 43-48.
  10. Koubassov R. Thyroid hormones status features at different professional law-enforcement officer groups / R. Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // Abstract collection of 5-th International Online Medical Conference (IOMC 2012). –USA, 2012. – P. 68-69.
  11. Кубасов Р.В. Проблемы профессиональной безопасности сотрудников силовых ведомств – участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – № 1. – С. 39-46.
  12. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. – 2014. – № 9. – С. 48-59.
  13. Горелов А.В. Взаимосвязи между содержанием в сыворотке крови витаминов и гормонов системы гипофиз – половые железы у детей Европейского Севера / А.В. Горелов, Р.В. Кубасов, Ф.А. Бичкаева, Л.П. Жилина // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 24-26.
  14. Кубасов Р.В. Изменения содержания гормонов надпочечников у сотрудников правопорядка г. Архангельска, выполняющих служебные обязанности экстремальных условиях командировки в “горячие точки” / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, С.А. Стукова // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2014. – Т. 48, № 2.– С. 65-67.
  15. Поскотинова Л.В., Шевченко О.E., Демин Д.Б., Кривоногова Е.В. Содержание интерлейкина 6 и интерлейкина 10 при различных типах организации биоэлектрической активности головного мозга у подростков 15-17 лет // Экология человека. – 2010. – № 5. – С. 46-50.
  16. Кубасов Р.В. Уровни содержания адреналина и норадреналина в организме сотрудников правоохранительных органов при различной степени напряженности из профессиональной деятельности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский // Медицина катастроф. – 2014. – №. 3. – С. 32-34 .
  17. Koubassov R.V. Adrenocorticotropic Hormone and Cortisol Secretion Changes among Law Enforcement Personnel During a Mission to the Areas of Local Armed Conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev // International Journal of Biomedicine. – Vol. 4, No. 2. – 2014. – P. 76-78.
  18. Хлопина И.А., Шацова Е.Н., Лупачев В.В., Чернозёмова А.В., Кубасов Р.В. Характеристика диастолической функции левого желудочка у больных после аортокоронарного шунтирования // Вестник РАМН. – 2015 – № 2, Т. 70. – С. 196-202.
  19. Бичкаева Ф.А., Годовых Т.В., Третьякова Т.В Соотношение гуморальных факторов естественного иммунитета и показателей липидного обмена у детей-аборигенов Северо-востока России // Экология человека. – 2010. – №. 5 – С 17-19.
  20. Кубасов Р.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев ответ на стрессовые факторы / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10, ч. 5.– С. 1010-1014.
  21. Кубасов Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные воздействия внешней среды / Р.В. Кубасов // Вестник РАМН. – 2014. – № 9-10. – С. 102-109.
  22. Gorbachev A.L. Bioelement effects to thyroid gland at children living in iodine-adequate territory / A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, R.V. Koubassov, M. Skalnaya, A. Grabeklis, Y. Lomakin, A. Pliss // Микроэлементы в медицине. – 2007. – Т.8., Вып.3. – с. 37-40.
  23. Кубасов Р.В. Гипофизарно-надпочечниковая и тиреоидная секреция у сотрудников МВД при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов // Вестник РАМН. – 2015. – № 1-2. – С. 36-40.
  24. Кубасов Р.В. Симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечниковая активность у сотрудников МВД России при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, Е.Д. Кубасова // Экология человека. – 2015. – №. 6. – С. 9-14.
  25. Кубасов Р.В. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности сотрудников силовых ведомств // Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, Е.Н. Сибилева, А.В. Апчел, А.М. Иванов, В.А. Сидоренко // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2015 – № 2, Т. 50. – С. 217-223.
  26. Кубасов Р.В. Изменения гормонального статуса у военнослужащих при командировке в зону локального вооруженного конфликта / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, В.В. Лупачев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». – 2016. – № 1. – С. 42-50.
  27. Дёмин Д.Б. Оценка полиграфических реакций при биоуправлении параметрами ритма сердца у подростков с разными вариантами вегетативного статуса // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – № 2. – С. 11-15.
  28. Koubassov R.V. Steroid Regulatory Function at Different Professional Law-Enforcement Officer Groups in Dependence from Professional Load / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev, E.N. Sibileva // American Journal of Clinical and Experimental Medicine. – 2013. – Vol. 1, No. 3. – P. 44-47.
  29. Koubassov R.V. Variations in adrenal hormones in law enforcement servicemen during a mission to local armed conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky // American Journal of Experimental and Clinical Research. – 2014. – Vol. 1, No. 4. – P. 64-67.
  30. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. – 2016. – № 6. – С. 43-46.
  31. Третьякова Т.В. Взаимоотношения между содержанием в сыворотке крови токоферола, ретинола и гормонами репродуктивной системы у детей / Т.В. Третьякова, Р.В. Кубасов, О.С. Власова и др. // Клиническая и лабораторная диагностика. – 2009. – №. 12 – С. 11-14.
Количество просмотров публикации: Please wait

В последнее время часто создаются условия, когда нормальная деятельность различных подразделений правоохранительной системы, направленная на охрану общественного порядка, борьбу с преступностью, охрану интересов государства, защиту прав и свобод граждан и т.д., нарушается внезапным осложнением оперативной обстановки. Привычные условия деятельности меняют природные и технические катастрофы, эпидемии и эпизоотии, массовые беспорядки, социальные катаклизмы и ведение боевых действий. Они по своим параметрам значительно выходят за рамки привычных норм, заставляя использовать непривычные формы и приемы работы, в том числе и делового общения. В связи с этим следует обратиться к ряду особенностей влияния внешних факторов экстремальности на состояние человека, выделив особенности общения в этих условиях.

Психологическая сущность экстремальных условий заключается в разрушении привычных систем отношений; изменении системы мотивации деятельности; изменении норм (правовых, моральных и прочих), которыми привычно пользуется человек. В экстремальных условиях люди могут оказаться и по своей воле (как профессионалы различных специальных подразделений, врачи, транспортники и т.п., так и нонконформисты), и вопреки своей воле (жертвы катастроф и стихийных бедствий, лица, подвергшиеся наказанию и т.п.).

Возникновение экстремальных условий обычно влечет за собой установление специального правового режима, часто связанного с повышенной ответственностью должностных лиц, к некоторым ущемлениям прав и свобод граждан (ограничение передвижения, отказ в переписке или регистрации, мобилизация населения на производство восстановительных и спасательных работ и прочее), а также с усилением полномочий органов государственной власти и государственного управления в целях восстановления и поддержания общественного порядка, защиты граждан, охраны их здоровья, собственности, оказания помощи пострадавшим и обеспечения необходимых условий для перехода к нормальному функционированию государственных органов и общественных организаций. К задачам, решаемым правоохранительными органами в сложных условиях, относятся также предупреждение и пресечение распространения ложных и провокационных слухов, паники и возможных массовых беспорядков; осуществление режима допуска в очаги экстремальных условий; контроль за исполнением должностными лицами правил карантина. К основным функциям правоохранительных органов в местностях, объяаленных на военном или чрезвычайном положении, относятся: участие в изъятии транспортных средств и иного необходимого имущества государственных предприятий, учреждений, индивидуальных и кооперативных предприятий, отдельных граждан, ограничение интенсивности уличного движения, регулирование работы торгующих организаций, распределение въезда в определенные местности и выезда из них, участие в выселении в административном порядке лиц, признанных социально опасными как по своей противоправной деятельности, так и по связям с преступной средой.

Решение перечисленных выше задач накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения требует от сотрудника дипломатических способностей и психической уравновешенности, знания психических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях.

Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У ряда лиц понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции. Люди в экстремальных условиях легче поддаются влиянию эмоций, им труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными, разумными доводами и аргументами. Сотрудникам правоохранительных органов в таких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции. Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляются раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия легче вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большое влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.

Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чувствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти предпринимают все меры борьбы с последствиями стихийных бедствий, что все делается последовательно, целеустремленно, по единому плану. Население должно видеть, что люди, отвечающие за правопорядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.



В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человека на экстремальные условия. В результате анализа они были сгруппированы по двум основным уровням.

Положительные реакции:

– мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;

– возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;

– актуализация творческих возможностей, повышение готовности к решительным и смелым действиям;

– повышение выносливости, неприхотливости, понижение порогов ощущений, ускорение реакций;

– снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.

Отрицательные реакции:

– появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения;

– появление страха, боязнь за себя и дело, острая борьба мотивов долга и личной безопасности;

– значительное снижение нижнего порога нравственной допустимости, разрушение обычных нормативных этических представлений;

– проявление растерянности, оцепенения, ступора или фрустрации (то есть появление чувств безысходности и отчаяния);

– непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности;

– разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;

– недостаточная мобилизованность, несобранность;

– утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости;

– острые психозы.

Для понимания этических обоснований общения сотрудников с гражданами и между собой в экстремальных условиях рассмотрим изменения, происходящие в характере общения и взаимодействий. Проведенный анализ позволяет сгруппировать их в следующей таблице:

Нормальные условия
Стиль управления
Демократический Авторитарный
Стиль отношений
Многослойные симпатии и антипатии, управленческие и зависимые Двухуровневые функционально-официальные или неформально-дружеские
Конфигурация связей
Межгрупповые и внутригрупповые отношения, наличие 3–4 неформальных групп Отношения строятся в форме колеса с лидером в центре
Групповая мораль
Весь спектр оттенков, подходов Резкое деление на черное и белое, без полутонов, групповая мораль становится предельно простой
Санкции
Предусматривает способы взоимосвязи лидера группы с людьми – чередование по типу: поглаживание, поощрение, порицание, наказание Предельная жестокость санкций, так как от этого зависит жизнь группы

При анализе факторов, влияющих на общение, часто обнаруживалось, что определенные элементы поведения людей в ходе общения сотрудников с ними в экстремальных условиях рассматривались однозначно как просто вредные и сознательно вносимые для осложнения общения. Однако дело обстоит несколько иначе, в силу чего представляется полезным рассмотреть формы и признаки изменения поведения людей в острособытийных ситуациях, выделив аспекты, сказывающиеся на эффективности общения.

Первым типом поведения в острособытийных ситуациях, воспринимаемых индивидом как экстремальные, является конфликт. При этом возникает неразрешимое противоречие мотивов, происходит изменение доминант, что приводит к подавлению сознания и воли, резко снижает возможности и поле общения. Другим типом поведения в острособытийной ситуации является кризис. Человек осознает, что наступил критический момент, характеризующий поворотный пункт на его жизненном пути, и в то же время ощущает неспособность изменить сложившуюся у него систему ценностей, к чему его вынуждают сложившиеся обстоятельства. В этих условиях человек теряет “точки опоры” и попадает во власть полного произвола. Третьим типом поведения в острособытийной ситуации являются стресс и фрустрация. В этом случае обнаруживается неспособность человека контролировать развитие событий при одновременно возникающей потребности в нахождении выхода из создавшейся ситуации. Особенностью поведения в данной ситуации является то, что человек ориентирован (на уровне психологической установки) на удовлетворение данной потребности “здесь и теперь”. Эта психологическая установка порождает отношение агрессивного неприятия всего того, что, по мнению индивида, ей не соответствует. Все эти формы реакции человека на возникшую экстремальную ситуацию являются средствами его психологической защиты.