Плохое психологическое состояние. Все так живут и ничего. Или плохое психологическое состояние нашего общества. Негативные психологические состояния человека

    Почему человек, чувствуя постоянное страдание, подавленность, невозможность выйти из цикла своих мыслей и однотипных действий, все равно не предпринимает активных действий для того, чтобы справиться со своим состоянием?

    Первая причина: недостаточная информированность населения о том, что умение обращаться с собой, своими чувствами и отношениям - это тоже навык. Если его не привили в детстве, то ему можно и нужно учиться. Для этого есть психологи, психотерапевты, коучи. В нашей стране все еще отсутствует культура ухаживания за своим душевным состоянием.

    Вторая причина: стандартный тезис, который можно часто услышать: «многие так живут», «у кого-то и похуже и ничего» и т.д.. То есть плохое психологическое состояние, проявления личностных расстройств и психосоматических заболеваний воспринимается как норма в нашем обществе.

    Почему же так много людей живут, находясь в психодинамике, руководствуются защитными проявлениями, примеряют и играют в «чужие роли», испытывают дисгармонию, страх, не могут найти себя, обнаружить свой смысл?!

    Здесь речь может идти о травматизации каждого поколения в силу объективных причин: война, экономическая нестабильность, трудная политическая ситуация. Плохое морально-психологическое состояние населения обусловлено также и тем, что в нашей стране нет достаточных социальных гарантий, человек очень плохо защищен, нет условий для формирования чувства безопасности. С точки зрения пирамиды А. Маслоу человек вынужден постоянно переподтверждать возможность удовлетворить базовые физиологические потребности и потребность в безопасности.

    Даже в случае, когда продолжительное время в стране оказывается стабильная ситуация, этого не является достаточным для того, чтобы почувствовать защищенность, так как силен предыдущий опыт, то есть исторические знания, которые свидетельствуют о том, что в нашей стране спокойная политическая, экономическая ситуация - непостоянное явление.

    Таким образом, человек постоянно тратит ресурсы на право «быть в этом мире»: на борьбу со страхами, на поиски опоры в окружающем мире и в себе. Это первостепенная задача. Из-за того, что все ресурсы уходят на это, часто нет возможности продвинуться на следующий уровень, который необходим для улучшения качества жизни, - уровень переживания ценности, поиск самого себя и своего собственного, а также осмысленности своего жизненного контекста.

    Возможно, стоит говорить о том, что в последние годы ситуация стала относительно стабильней, чем 20-40-60 лет назад. Но этого не достаточно, чтобы самостоятельно искоренились страхи, тревоги, которые передаются нам в семейной системе. Одно поколение закладывает следующему схожие модели поведения, способы реагирования, позиции и жизненные установки. Изменение этих моделей поведения происходит медленно и качественное изменение возможно лишь тогда, когда есть благоприятные внешние условия. Мы вновь и вновь постоянно наталкиваемся на предпосылки того, что жизнь наша может резко ухудшится и воспринимаем эти предпосылки гипертрофированно, исходя из ранее приобретенного собственного опыта или опыта других. Поэтому новый виток экономической нестабильности, который мы можем наблюдать сейчас, способствует быстрому развитию новых (старых) тревог, страхов, проживания жизни в защитных реакциях.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой")напряженности , то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. "Эмоциональное решение" значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции" поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное "эмоциональное планирование". Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и "ситуативных" (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс . Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на "хороших" (евстресс) и "плохих" (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное "эмоциональное планирование", а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство тревога . Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога", "тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.

Как показывают данные многих исследований, "тревожные" испытуемые превосходят "нетревожных" в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени "вязкости" данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойством его характера.

"Мягкие" формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, "вязкой", плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации . Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей "порог терпимости" конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме депрессии , когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в "себя" и становится безразличным к внешним раздражителям. В формефиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при "автоагрессии"), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность. Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однакоперсеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое;ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

Контрольные вопросы

    Что такое состояние психической напряженности?

    Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

    Что характерно для состояния тревожности, беспокойства?

    Что ты знаешь о фрустрации как психическом состоянии?

    Чем персеверация отличается от ригидности?

    Пройди тест "Скрытый стресс".

Часто даже незначительные повседневные неприятности самым существенным образом действуют на нервы молодого человека. На первый взгляд кажется, будто они не оставляют следа в психике, однако их регулярное повторение приводит к серьезным осложнениям. Вот девять обычных ситуаций, когда эти неприятности возникают. Пометь, какие из них тс5я больше всего нервируют.

    Ты хочешь позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

    Когда ты сам ведешь машину, а кто-то непрерывно дает тебе советы.

    Когда ты замечаешь, что кто-то наблюдает за тобой.

    Если ты с кем-то разговариваешь, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу.

    Когда кто-либо прерывает ход твоих мыслей.

    Ты плохо чувствуешь если видишь комбинацию цветов, которые, по твоему мнению, не сочетаются друг с другом.

    Когда ты здороваешься с кем-либо за руку и не ощущаешь ни малейшего ответного чувства.

    Разговор с человеком, который все знает лучше тебя.

Если ты пометил более пяти ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на твои нервы. Попытайся избавиться от них, чтобы они не укоренились.

ЛИТЕРАТУРА

    Актуальные проблемы стресса. - Кишинев, 1976.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1992. - С. 124 - 126, 318 - 350.

    Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1964.

    Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.

    Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - С. 98 - 110.

    Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. - С. 132.

    Психологический словарь. - С. 9, 10, 33, 34, 158, 159, 230, 271, 344, 374, 386, 387,407, 433, 434.

    Психология. Словарь. - С. 29,145, 256, 327, 359,374, 394, 395.

    Селье Ганс. На уровне целого организма. - М., 1972.

    Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

    Стресс жизни. Сборник. - С.-Пб,. 1994.

    Стресс и его патогенетические механизмы. - Кишинев, 1973.

    Эмоциональный стресс. - Л., 1970.

Негативные психологические состояния человека

гнев агрессивный настрой мимический отвращение

Выраженный криминогенный характер носит агрессия.

Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние.

Главный жест агрессии -- сжатая в кулак рука. Данный жест может иметь разную степень агрессии. Если руки вашего собеседника вытянуты по швам, при этом обе сжаты в кулаки, то это признак нарастания негатива у человека, он настраивается на поединок. Если кулаки постепенно поднимаются, достигнув уровня груди, то это тревожный фактор. Человек принял бойцовскую стойку, подготовился к удару, и остаются считанные секунды до открытого проявления агрессии. Если у вашего собеседника начинают «чесаться» кулаки -- он потирает пальцами одной руки другую руку, сжатую в кулак, то он также настроен негативно по отношению к вам.

Если ваш собеседник обхватывает себя руками за плечи -- это признак сдерживаемой агрессии. Это значит, что человек готов ринуться в бой, но пытается себя сдержать. Если вы не намерены вступать с ним в поединок, то, увидев такой жест, должны изменить тактику ведения переговоров: сменить тему, изменить тон.

Характерный для настроенного агрессивно по отношению к вам человека жест -- заложенные за спину руки с захватом запястья. Этот жест опасен, так как он невидим для собеседника, если человек убирает свои руки за спину, то создается впечатление, что он что-то от вас прячет, возможно, это оружие для предстоящей схватки. Но даже без оружия этот жест, сам по себе, очень опасен и означает, что человек явно имеет недобрые намерения.

Для того чтобы сгладить агрессивный настрой вашего собеседника, вы можете использовать следующие невербальные средства. Во-первых, попы-тайтесь сократить дистанцию между вами, используйте тактильное воздействие -- дотроньтесь до человека. Помните, все ваши действия, движения должны быть крайне медленными, чтобы ваш собеседник не принял их за наступление с вашей стороны. Помните еще и о том, что если он настроен «безусловно» агрессивно, то есть заранее планирует драку вне зависимости от вашего поведения, тогда никакие средства вам не помогут. Вам следует подумать о том, как прервать ваш разговор и уйти в безопасное место, предоставив ему возможность выплеснуть агрессию на кого-нибудь другого.

Для человека, настроенного агрессивно, характерны особая поза, осанка и походка. Эти невербальные знаки смогут выдать своего воинственно настроенного обладателя. Ваша задача -- уметь их расшифровать.

Об агрессивном настрое человека может свидетельствовать поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед. Как правило, он старается прикрыть отдельные участки своего тела на случай, если вы первым начнете атаковать. Эти участки -- наиболее уязвимые места человека. Для мужчин -- это паховая область, нос, челюсть. У женщин (хотя такое яркое проявление агрессии среди женщин не столь популярно, но все же возможно) -- это область груди и лицо.

Агрессивная походка очень яркая -- человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег -- это признак высокой степени напряжения.

Если вы подозреваете вашего собеседника в недобрых намерениях, вам следует обратить внимание на его осанку. Если ваши подозрения верны, то ваш собеседник не стоит прямо, вытянувшись во весь рост. Он немного приосанился, вжал голову в плечи -- сам врос в землю, стал компактным, теперь ему удобно наносить удары. Если вы сидите, тогда ваш собеседник может вытянуть шею вперед, а плечи откинуть назад. Причем голова его будет не-много наклонена так, что в вашу сторону будет устремлен лоб, самая твердая часть головы, готовая принять ваш удар.

Если человек не старается скрывать негативные эмоции, то их очень легко вычислить по мимике. Она достаточно красноречиво отражает эмоциональный настрой! Как определить, что ваш собеседник настроен агрессивно?

Агрессия -- это своего рода защитная реакция организма. Человек начинает проявлять агрессию, как только понимает, что сильно уступает вам в каких-то вещах. Это может быть порождение гнева, ненависти, зависти. Возможно, ваш собеседник слабее вас в ораторском искусстве, не владеет талантом убеждения, понимает свою интеллектуальную ущербность, поэтому, за неимением других аргументов, у него и появляется желание победить вас доступным ему способом -- с помощью силы.

Мимика агрессии очень активна -- это сдвинутые к переносице брови, раздувающиеся ноздри, пошатывающиеся скулы, иногда с поскрипыванием зубов, очень плотно сжатые губы. Это мимические признаки того, что ваш собеседник очень агрессивно настроен. Не всегда эти мимические сигналы отражаются на лице все вместе, чаще всего имеется один или два признака. Если на лице вашего собеседника вы заметите хотя бы один из вышеназванных сигналов, насторожитесь -- он не очень рад вам.

Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.

Агрессивный настрой человека можно вычислить по тому, как он с вами говорит. Его слова подобны ударам: резкие, четкие звуки, между которыми достаточно длинные паузы. Нежелание вступать с вами в диалог также может быть проявлением скрытой агрессии.

Если человек настроен агрессивно, то он, как правило, повышает громкость голоса. И делает это неосознанно либо для того, чтобы спровоцировать вас на выгодные для него действия, либо чтобы запугать. Возможно, ваш оппонент не обладает грамотной вербальной аргументацией, поэтому пытается объяснить свою точку зрения иными способами, то есть прибегает не к силе слова, а к громкости своего голоса.

Он пытается «доходчиво», в медленном темпе объяснить свою точку зрения. Как правило, это ему не удается. На самом деле он вас провоцирует, пытается, что называется, «наехать»: «Я непонятно объясняю?» Все это делается для того, чтобы вызвать у своего собеседника испуг, получить преимущество перед поединком. Он попытается провоцировать, пуская в ход пренебрежительные и язвительные интонации, смешки, ухмылки.

Для агрессивно настроенного человека характерно понижение тембра голоса, использование более низких тональностей, интонаций, иногда с хрипотой. Такие голосовые изменения тоже имеют цель напугать собеседника.

Иногда агрессия не успевает перерасти в драку, и человек срывается на крик. Человек, сдерживающий агрессию, находится в состоянии сильного напряжения. Если вы так и не дали ему повода для применения силы, то от этого его напряжение не уменьшится. И ему по-прежнему требуется разрядка. Очень часто такая разрядка происходит в форме крика. Это тоже своего рода невербальная форма выхода агрессии. Если он сорвался на крик, то уже вряд ли применит силу к вам. У него просто не осталось сил на драку. В такой ситуации вам лучше подождать, пока его гнев утихнет и он успокоится.

Вы сможете попробовать снять напряжение вашего собеседника с помощью невербальных сигналов. Используйте силу своего голоса, чтобы его успокоить, разрядить. Вы должны говорить медленно, нежно, ласково, как бы убаюкивать, усыплять его бдительность. Говорить можете все что угодно, например, настаивать на своем мнении, которое и вывело его из равновесия, но по невербальным сигналам он должен прочесть следующее: «Не бойся меня. Я твой друг. Успокойся. Не переживай. Лучше дружи со мной -- это выгоднее». Если вы сумеете правильно использовать свои голосовые возможности, тогда ваш агрессивно настроенный собеседник покорится вам, умерит свой пыл, его агрессия уйдет либо будет обращена в другое русло.

Гнев -- эмоциональное состояние, которое развивается у человека в состоянии, которое, обобщая, можно назвать состоянием фрустрации -- когда человека ограничивают в свободе, создаются препятствия на его пути к получению удовольствия, любых других приятных эмоций, либо создаются препятствия на его пути к достижению цели. Гнев -- эмоция сильная, о чем свидетельствуют сопровождающие ее физиологические изменения (подъем артериального давления, сердцебиение, напряжение мышц, увеличение концентрации гормона стресса кортизона и др.). Усиленная физиологическая атрибутика гнева служит главной цели -- разрушению объекта или причины, вызвавшей гнев.

Проявление гнева может быть разной степени выраженности и разного качества, о чем можно судить по характеру различных эмоциональных определений -- гневный, яростный, недовольный, злобный, раздраженный.

Недовольный -- эмоциональное определение, характеризующее слабую степень проявления гнева, которое развивается у человека в ответ на фрустрацию. Мимическое выражение недовольства сосредотачивается в области рта -- губы сжимаются и слегка выпячиваются вперед, углы рта заостряются и опускаются. Именно про такое лицо говорят, что «скорчил мину». Демонстрация недовольства всегда носит «адресный» характер, но в отличие от выраженного гнева представляет только пока демонстрацию возможности развития гнева.

Хронически недовольное выражение лица можно наблюдать у хронических невротиков, сосредоточенных на своей личностной позиции «жертвы». Чаще всего недовольное выражение лица можно наблюдать у пациентов с ипохондрическими переживаниями.

Раздражение -- также слабая степень проявления гнева, которая чаще всего развивается у субъекта на аверсивную стимуляцию. В качестве примера можно привести все проявления гиперестезии -- светобоязнь, непереносимость громких звуков, запахов и т.п. Мимическое выражение раздражения носит более рефлекторный характер -- чаще всего наблюдается непроизвольное сокращение лобных мышц в области переносицы, сощуривание глаз, при этом человек выглядит так, будто он съел что-то кислое или у него внезапно заболела голова. Раздраженный субъект, в отличие от недовольного, не демонстрирует вам своего раздражения (хотя он может реагировать раздражением на задаваемые ему вопросы точно так же, как на резкий звук или яркий свет), а рефлекторно проявляет свою возбудимость. Поэтому если мы фиксируем у больного раздраженность, мы должны думать о синдроме гиперестезии.

Ярость -- наиболее яркие проявления эмоционального состояния гнева. Всем знакомо специфическая мимическая экспрессия гнева, которая к тому же дополняется вегетативной «окраской». Весьма характерное сокращение лобных мышц и движение бровей. Брови опушены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Хотя надо помнить, что морщины на переносице (вертикальные складки) не обязательно означают, что человек сердится, такие же складки наблюдаются при концентрации внимания. Взгляд -- заостренный, прищуренный, фиксирован на источнике раздражения и гнева. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными. Стиснутые зубы и плотно сжатые губы являются универсальным способом выражения гнева в цивилизованном мире, хотя изначально архаический человек, так же как и животные, выражал свой гнев оскаленными зубами. Современный человек может проявлять ярко выраженный архаический гнев, т.е. оскаливать рот, если находится в состоянии активной борьбы, битвы.

К вегетативным проявлениям гнева относятся покраснение лица, инъекция склер, блеск глаз (сверкающий взгляд), учащенное дыхание (раздувающиеся ноздри).

Злоба -- эмоциональное состояние, которое, также как и гнев, часто сопровождается агрессивным поведением, но, можно сказать, на сознательном уровне. Агрессивное поведение человека, испытывающего гнев, носит скорее рефлекторный характер. Почему? Потому что не только эмоционально, но и физиологически человек готов к «бурному» проявлению двигательной активности, однако его агрессивное поведение хотя и носит разрушительный характер, но при этом не всегда бывает «адресным», т.е. направленным на какого-либо конкретного человека. Гневный субъект может, к примеру, рушить неживые объекты, попавшиеся ему под руку, наносить удары или повреждения самому себе.

Злоба проявляется во взгляде («злобный», «звериный», «недобрый» взгляд) и по сравнению с гневом имеет более бедные мимические, а также незначительные соматоневрологические проявления.

Отвращение -- эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Человек может не принимать, т.е. выказывать отвращение по отношению к неживым объектам (пища, запахи, даже цвет) и к живым объектам, включая животных и людей.

Мимические проявления отвращения примерно такие же, как при недовольстве или раздражении, часто субъект еще сморщивает нос (как бы задерживает дыхание). Обращает на себя внимание тенденция отталкивания или объекта от себя или себя от объекта. В последнем случае человек слегка отводит голову назад, либо отворачивает голову. Можно представить себе образ ребенка, которого «воротит» от навязываемой ему манной каши.

Презрение -- эмоциональное состояние, мимические проявления которого довольно трудно описать, но при этом каждый человек способен распознать выказываемое ему презрение по тем негативным чувствам, которые у него самого при этом возникают, когда он в ответ на презрение со стороны другого испытывает обиду, стыд, гнев, вину, печаль. Считается, что презрение -- холодная эмоция, но ее демонстрация другому человеку вызывает у этого человека самые «горячие», живые чувства. В этом моменте кроется уже нечто противоречивое.

Выражая презрение, человек в буквальном смысле становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови могут быть также приподняты, уголки губ могут быть сжаты или быть слегка приподнятой нижняя губа, в мимике презрения нередко присутствует усмешка или кривая ухмылка.

В сегодняшнем мире, полном стрессовых факторов, людское психическое здоровье подвергается серьезным рискам. Хуже всего то, что многие не хотят об этом говорить, скрывают свои внутренние проблемы и боятся просить о помощи. Предупреждающие признаки того, что психологическое состояние человека стало нездоровым, никогда не должны игнорироваться. Поэтому будьте внимательны к себе и другим людям.

● Изоляция

Если вы заметили, что человек избегает друзей или закрылся в себе, это может быть опасным сигналом. Попытайтесь поговорить с ним и узнать, что толкает его к изоляции и плохо влияет на его психологическое состояние. Помогите ему ощутить себя менее одиноким. Очень часто люди с депрессией не видят смысла встречаться с кем-либо, чувствуя, что они будут только напрягать окружающих.

● Отсутствие личной гигиены

Это симптом, который многие люди игнорируют, но он один из самых важных. Если человек перестаёт по утрам принимать душ или начинает редко стирать свою одежду, это означает, что он не может мотивировать себя что-то делать и чувствует к тому, что происходит с ним и вокруг него.

● Усталость

Депрессия и беспокойство вызывают проблемы со сном, вплоть до бессонницы. Люди могут не спать всю ночь, обдумывая все ситуации и постоянно . Вскоре их внешний вид становится утомленным и измождённым, словно они не спали целую неделю.

● Изменения в настроении

Плохое психологическое состояние может вызвать тревогу, гнев, капризность и другие внезапные изменения настроения. Кроме того, преувеличение каждой мелочи – например, обвинение самих себя в несущественных промахах и ошибках часто приводит к постоянным мыслям о наихудшем сценарии.

● Рискованное поведение

Чрезмерное употребление алкоголя и других вредных веществ не всегда обусловлено психическими заболеваниями; однако это тоже может быть заметным симптомом. Люди в плохом психологическом состоянии могут искать что-то, что придает смысл их жизни и заполняет внутреннюю пустоту.

● Чрезмерный акцент на проблемах

Многие люди заблуждаются в том, считая, что проблемы с концентрацией связаны только с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Однако они возникают ещё и потому, что и тревожные мысли блокируют мозг и фактически не впускают в него другую информацию.

● Физические симптомы

Обычно считается, что нездоровое психологическое состояние и психические недуги не имеют физических проявлений, но это неверно. Тревога и депрессия могут вызывать тошноту, рвоту, высокую температуру, дрожь и панические атаки. Это снижает уровень энергии и делает человека вялым и апатичным. Так что не списывайте подобный симптом просто на пищевое отравление.

● Уход от ответственности

Отсутствие работы или возможности учиться, неспособность и нежелание выполнять даже самые простые действия на работе и в быту могут быть серьезными признаками психических расстройств. Человеку трудно найти , поскольку он ощущает бессмысленность собственного существования, а потому пренебрегает своими обязанностями.

● Сообщения в социальных сетях

Это новый признак того, что у человека плохое психологическое состояние, появившийся в эпоху интернета. Люди с психическими проблемами считают, что могут высказывать свои чувства, мысли и эмоции только в социальных сетях, потому что в реальной жизни их якобы никто не будет слушать. Они отчаянно хотят охватить максимальное количество виртуальных фоловеров, френдов и читателей, а потому постят много сообщений, причем далеко не все из них позитивны.

Состояние психики изменчиво на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно мы испытываем разнообразные виды эмоций и смену настроения, что приводит к становлению общего психического состояния. Оно может проявляться нейтрально, позитивно при радостных событиях и неожиданных известиях, негативно при тяжёлой стрессовой ситуации или, к примеру, затянувшемся конфликте. Психологические проявления обусловлены социальными, культурными, внешними и внутренними факторами, на базе которых строится вся наша жизнь.

Психические состояния обладают неоднозначной трактовкой. В основном, это совокупная характеристика психологической и поведенческой жизнедеятельности индивида за конкретный промежуток времени. Она отображает смену психологических процессов при ситуативных, эмоциональных, поведенческих переменах, а также особенности психоэмоционального склада человека.

Психические состояния имеют тесную взаимосвязь с психологическими особенностями личности и процессами, происходящими на физиологическом уровне. В некоторых случаях психологические процессы отображают как самочувствие индивида, так и психические проявления, которые при неоднократном повторении могут перейти в личное свойство человека. Следовательно, можно утверждать, что психологическое состояние по своему строению является многообразным, перетекающим из одной формы выражения в другую, изменяющим своё направление движения.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Причины образования и развития

Основная причина развития психических проявлений выражается в поведенческих и социальных условиях среды индивида. Если психологические установки соответствуют идеалам и намерениям личности, она будет умиротворённой, позитивной, благодушной. При невозможности реализовать свои внутренние потребности человек будет испытывать эмоциональный дискомфорт, что впоследствии выльется в тревожность и негативное психическое состояние.

Изменение психологического статуса влечёт за собой смену мироощущений, чувств, настроения, эмоций человека. При реализации индивидом личных эмоциональных потребностей психическое состояние сходит на нет, если же произошла определённая фиксация или немотивированный отказ от психологической реализации, наступает отрицательная стадия проявления психического состояния. Она определяется раздражением, проявлением агрессии, фрустрацией, тревожностью. Войдя в новое психическое состояние, человек вновь пытается добиться желаемого результата, однако не всегда достигает конечной цели. В этом случае организм включает средства психологической защиты, предохраняющие состояние человека от стресса и психического расстройства.

Психическое состояние является целостной, подвижной, относительно устойчивой и полярной структурой, имеющей собственную динамику развития. Оно зависит в равной степени от временного фактора, единой циркуляции психологических процессов и эмоций в организме, наличии противоположного состоянию значения. Любовь сменяется ненавистью, гнев — милостью, агрессия — умиротворённостью. Глобальная смена психоэмоциональных ощущений происходит у беременной женщины, когда тревожность может буквально за пару минут перейти в позитивное расположение духа.

В период беременности у женщины изменяется гормональный фон в организме, все соматические процессы направлены на развитие плода. При постоянном угнетённом настроении будущей матери, у новорождённых детей могут наблюдаться некоторые виды отклонений в психической активности. Определяется заторможенность развития психических реакций, слишком активная или пассивная моторика движений, дальнейшее медленное ментальное развитие. Примеры подобных случаев на сегодняшний день, к сожалению, не являются редкостью. Поэтому необходимо всегда осознавать и контролировать собственные психические состояния, чтобы тревожность не проявилась в психологии детей и не сопутствовал близким людям.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности. Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала. Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение. Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар. Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Тест-опросник Г. Айзенка

Уровень текущего психического состояния можно определить по тесту-опроснику Айзенка, включающему в себя сорок вопросов личностного и эмоционального характера. Самооценка психических состояний Айзенка рассматривает четыре основных вида негативных проявлений человека: фрустрацию, личностную тревожность, агрессию и ригидность.

Тревожность личности обуславливается ожиданием негативного развития событий, неудачи в сфере деятельности, возникновением трагичных или катастрофичных ситуаций. Тревожность носит диффузный характер, не имея под собой объективных оснований для переживания. Со временем у человека образуется замедленное развитие психической реакции на реальную тревожную ситуацию.

Фрустрация – предстрессовое состояние, возникающее в определённых ситуациях, когда у индивида появляются препятствия на пути к достижению намеченной задачи, изначальная потребность остаётся неудовлетворённой. Выражается в отрицательных эмоциональных проявлениях.

Агрессия является активным психическим проявлением, при котором человек достигает своей цели при помощи агрессивных методов воздействия на окружающих, применения силы или психологического давления.

Ригидность подразумевает трудности смены вида деятельности, выбранного индивидом, в ситуации, когда требуется объективное его изменение.

Диагностика самооценки по Айзенку выявляет присущее на данный момент психическое состояние, при помощи наводящих вопросов помогает определить степень его тяжести. Данный тест позволит объективно взглянуть на собственные психоэмоциональные и поведенческие проявления, переосмыслить некоторые из них и, возможно, со временем полностью избавиться от них. Самооценка психических состояний Айзенка является ключиком к улучшению психологического самочувствия и физического здоровья.

Психические состояния человека имеют многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством различных социальных, физических, внешних и внутренних факторов. Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния позволит избежать усугубления личностных отрицательных психоэмоциональных процессов.