Николай алексей некрасов. Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой...

Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!

У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.

Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина . «Отечественные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,

мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

На место сетей крепостных
Люди придумали много иных...

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?..
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней – сломалися...
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.

В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. ()

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:

Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется –
Несокрушимая!

Биография и эпизоды жизни Николая Некрасова. Когда родился и умер Николай Некрасов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Николая Некрасова:

родился 28 ноября 1821, умер 27 декабря 1877

Эпитафия

«Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!..»
Из стихотворения Н. Некрасова «Баюшки-баю», написанного им в год смерти

Биография

Николай Некрасов, знакомый нам со школьной скамьи своими «народными» стихами, которыми вызывал сострадание к народным мучениям, и сам не понаслышке был знаком с тяготами и лишениями. Ещё в детстве, «благодаря» отцу, он видел насилие, жестокость и смерть; впоследствии тяжело страдал от нужды, а в последние годы жизни чудовищно мучился от неизлечимой болезни. Возможно, именно несчастья наполнили поэзию Некрасова тем чувством, которое вызывало настолько широкий отклик у читателей и выдвигало его в глазах многих современников в один ряд с Пушкиным.

Некрасов родился в дворянской, когда-то богатой семье. Отец хотел, чтобы юноша поступил в дворянский полк в Петербурге, но, оказавшись в столице, Некрасов понял, что хочет получить образование. Молодой человек не выдержал экзамена и остался при университете вольнослушателем. Мало того, отец так рассердился, что перестал помогать ему финансово, и молодой Некрасов, терпя страшную нужду, был вынужден искать любого заработка.

Несколько лет спустя дела будущего поэта немного поправились: он давал частные уроки и печатал статьи. Некрасов уже давно понял, что смысл его жизни - в литературе. Первый сборник стихов Некрасова был по-юношески максималистичным подражанием поэтам-романтикам, довольно неудачным, так что Василий Жуковский посоветовал начинающему автору печататься без имени, чтобы потом не краснеть за эти стихи.


Но Некрасов не опустил рук: он продолжал писать теперь уже в юмористическом и сатирическом жанре, начал работать над прозой. Он сблизился с В. Белинским и его литературным кружком, и знаменитый критик оказал огромное влияние на поэта и поддержал его. Но пока ещё именно издательская деятельность прославила Некрасова: он стал выпускать альманахи, в которых печатались Достоевский, Тургенев, Майков. А в возглавленном им «Современнике» с помощью Некрасова были открыты такие имена, как Иван Гончаров, Николай Герцен, Лев Толстой. Здесь же, в «Современнике», расцветает и поэтическое дарование самого Некрасова.

Так или иначе, а только в зрелые годы поэт обрёл ту славу, которой по праву заслуживал. Главной работой в жизни Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», итог многих лет наблюдений и раздумий о крепостной системе и жизни народа. Ко времени создания поэмы за Некрасовым уже сформировалась собственная поэтическая школа: группа поэтов-реалистов, противопоставлявших своё творчество «чистому искусству». Именно Некрасов стал символом гражданского значения поэзии.

За два года до смерти врачи обнаружили у Некрасова рак кишечника, который сделал последние годы его жизни невыносимо мучительными. Известие о том, что Некрасов смертельно болен, облетело Россию, и со всех её концов ему посыпались слова поддержки и утешения. Смерть Некрасова вызвала огромный общественный резонанс: несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожали гроб с телом от квартиры Некрасова до Новодевичьего кладбища. И когда выступавший на похоронах Достоевский поставил Некрасова на третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, ему не дали договорить, объявив поэта выше Пушкина.

Линия жизни

28 ноября 1821 г. Дата рождения Николая Алексеевича Некрасова.
1832 г. Поступление в ярославскую гимназию.
1838 г. Переезд в Петербург.
1839 г. Поступление в качестве вольнослушателя на филологический факультет Петербургского университета.
1840 г. Выпуск первого сборника стихов «Мечты и звуки».
1842 г. Знакомство с Авдотьей Панаевой.
1843 г. Начало издательской деятельности.
1847 г. Некрасов становится руководителем журнала «Современник».
1858 г. Выпуск сатирического приложения к «Современнику» — журнала «Свисток».
1865 г. Создание первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1868 г. Назначение редактором журнала «Отечественные записки».
1875 г. Болезнь.
27 декабря 1877 г. Дата смерти Николая Некрасова.
30 декабря 1877 г. Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Г. Немиров, где родился Некрасов.
2. Дом № 11 по Революционной (ранее - Воскресенской) улице, здание Ярославской гимназии, где Некрасов учился с 1832 по 1838 гг.
3. Дом № 13 по Поварскому переулку в Петербурге, где в кв. 7 Некрасов жил с 1845 по 1848 гг.
4. Мемориальный музей-квартира Некрасова в бывшем Доме Краевского (№ 36 по Литейному проспекту) в Санкт-Петербурге, где находились редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки» и где Некрасов жил с 1857 по 1877 гг.
5. Литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», где Некрасов жил в летние месяцы в 1861-1875 гг.
6. Дом-музей в бывшем охотничьем домике Некрасова в Чудово, где писатель проводил летние месяцы с 1871 по 1876 гг.
7. Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Некрасов.

Эпизоды жизни

Отец Некрасова был семейным деспотом, который ужасно обращался и с собственной женой, и с крепостными. Для поэта его образ олицетворял самодурство и жестокость власть имеющего, тогда как мать Некрасова стала в его глазах символом кроткой и долготерпеливой России.

Личная жизнь Некрасова вызывала немало сплетен и возмущения в обществе. Поэт был влюблён в Авдотью, жену своего друга, писателя Ивана Панаева, и троица жила вместе в квартире Панаевых больше 15 лет, что послужило поводом к общественному осуждению. А уже в зрелом возрасте 48 лет Некрасов познакомился с крестьянской девушкой Фёклой Викторовой, которую вывозил в свет, назвав более благородным именем Зинаида, и с которой впоследствии обвенчался.

Некрасов, как и его предки по мужской линии, был заядлым игроком в карты. Но, в отличие от них, он выигрывал, а не наоборот. Так, с помощью карточной игры ему удалось возвратить отобранное за дедовские долги наследное поместье Грешнево, дом детства поэта.

Заветы

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - бог тебе судья!»

«Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив».


В рамках проекта «Живая поэзия» Михаил Полицеймако читает стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос»

Соболезнования

«Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
Н. Г. Чернышевский, писатель

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого».
Дмитрий Писарев, литературный критик

«После Пушкина Достоевский и Некрасов - первые у нас поэты города…»
Валерий Брюсов, поэт

«…человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности».
Иван Панаев, писатель и друг Некрасова

Биография Некрасова


Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года (10 декабря по новому стилю) в Подольской губернии. Отец будущего великого поэта был очень властным человеком со сложным характером. Примечательно, что мать Некрасова, Елена Закревская, вышла замуж против воли своих родителей. Она была утонченной, прекрасно воспитанной девушкой, которой вскружил голову небогатый и малообразованный офицер.


Все-таки правы были родители Елены Закревской: ее семейная жизнь сложилась плачевно. Николай Некрасов, вспоминая свое детство, часто сравнивал свою мать с мученицей. Он даже посвятил ей множество своих красивых стихотворений. В детстве классик русской поэзии также подвергался тирании своего жестокого и властолюбивого родителя.


У Некрасова было 13 братьев и сестер. В детстве Николай Некрасов неоднократно был свидетелем жестоких расправ своего отца над крепостными крестьянами. Во время своих разъездов по селам, Алексей Некрасов часто брал маленького Николая с собой. На глазах мальчика крестьян избивали до смерти. Эти печальные картины тяжелой жизни русского народа глубоко залегли в его сердце, и нашли впоследствии отражение в его творчестве.


Отец поэта мечтал, что Николай пойдет по его стопам и станет военным и в возрасте 17 лет отправил его в столицу России для определения в дворянский полк, однако, у будущего классика возникло непреодолимое желание продолжить свое образование. Он не внял угрозам отца лишить его содержания, и поступил вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета. Годы студенчества запомнились Некрасову. Это была пора нищеты и лишений. У него даже не было денег, чтобы нормально пообедать. Однажды Николай Алексеевич даже лишился крова и в конце ноября оказался на улице, больной и лишенный средств к существованию. На улице над ним смилостивился один прохожий и отвел его в ночлежку, где даже Некрасов заработал 15 копеек, написав кому-то прошение.


Постепенно жизнь начала налаживаться, и Некрасов научился зарабатывать себе на жизнь написанием небольших статей, сочинением романтических стихов и созданием легкомысленных водевилей для Александрийского театра. У него даже начали появляться сбережения.


В 1840 году вышел в свет сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки». Известный критик Белинский так раскритиковал его стихи, что Николай Алексеевич в расстроенных чувствах кинулся скупать и уничтожать весь тираж. Теперь это издание является библиографической редкостью.


Некрасов долгое время руководил журналом «Современник» и под его умелым руководством издание стало очень популярно среди читающей публики.


Тут и в личной жизни произошли перемены. Еще в 40-х годах критик Белинский привел Некрасова в гости к известному литератору Панаеву. Его супруга Авдотья Панаева считалась в литературных кругах очень привлекательной, у нее была масса поклонников. Одно время даже сам Федор Михайлович Достоевский добивался ее расположения, но ему было отказано. А вот с Некрасовым у них сложились отношения. Он сумел отбить супругу у Панаева.


Будучи уже достаточно взрослым человеком и знаменитым писателем, Некрасов пристрастился к игре. Стоит отметить, что его дедушка по отцовской линии в свое время проиграл все свое состояние в карты. Получается, что страсть к игре передалась Николаю Некрасову по наследству.


В 50-х годах XIX века он часто начал посещать Английский клуб, где проходила игра. Когда Авдотья Панаева заметила, что эта игровая зависимость может привести к плачевному результату. На это Николай Алексеевич заметил ей, в карты он никогда не проиграется, потому что играет с людьми, у которых нет длинных ногтей.


В жизни Некрасова был любопытный случай. Его однажды обыграл один писатель-беллетрист Афанасьев-Чужбинский, который славился длинными ухоженными ногтями. Кстати, в то время многие мужчины носили длинные ногти. Это было признаком аристократизма и считалось изысканным. Так вот, сел Некрасов разыграть с беллетристом партию в карты «по чуть-чуть». Пока игра шла по маленьким ставкам, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» выигрывал и радовался, что Афанасьев-Чужбинский так удачно заглянул к нему на обед. Но, когда ставки решили поднять, то фортуна внезапно отвернулась от поэта и повернулась к беллетристу. В итоге Некрасов проиграл тысячу рублей (очень большая сумма по тем временам). Как оказалось потом, Некрасова жестоко обманули. Афанасьев-Чужбинский сумел пометить крап карт своими красивыми и длинными ногтями. Получается, что Николай Алексеевич стал жертвой обычного шулера, а ведь казалось бы, писатель, культурный человек.


Ежегодно Некрасов откладывал на игру около 20 000 рублей – огромные, надо сказать деньги. В процессе игры он увеличивал эту сумму в несколько раз, и потом начиналась игра по очень большим ставкам. Стоит отметить, что со временем классик и сам овладел некоторыми шулерскими приемами, которые неплохо его выручали время от времени и делали очень успешным игроком, не знавшим проигрыша.


Так и представляется такая картина: приходит классик домой после напряженной игры, где он выиграл много тысяч рублей, садится за стол и пишет:

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,


Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.


Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,


Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!


Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,


Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?


Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?


Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.


Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."


Ветер несет им печальный ответ: - Вашему пахарю моченьки нет.


Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.


Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,


Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.



Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.


Как и все азартные люди, Некрасов был очень суеверным человеком. Однажды его личные суеверия обернулись настоящей трагедией. Игнатий Пиотровский, который работал вместе с Некрасовым в издательстве «Современника», обратился к Николаю Алексеевичу с просьбой одолжить ему некоторую сумму денег. Но, к сожалению, Некрасов ему отказал: намечалась крупная игра, а одалживать кому-то деньги перед игрой считается очень нехорошей приметой. Пиотровский пригрозил, что в случае отказа покончит жизнь самоубийством, но Некрасов так и остался непреклонным. В итоге проситель притворил свою угрозу в жизнь – пустил себе пулю в лоб. Этот случай Некрасов потом вспоминал всю свою оставшуюся жизнь, и очень сожалел о том, что не пришел человеку на помощь в трудную минуту.


Женщины Некрасова


В жизни Некрасова было несколько женщин. Он любил роскошный образ жизни и старался ни в чем себе не отказывать. Он больше 16 лет прожил в браке с Авдотьей Панаевой, причем вместе с ее законным мужем. Такой вот «тройственный союз» продлился вплоть до смерти законного супруга.


Стоит отметить, что красавица Авдотья Панаева не сразу ответила на ухаживания настойчивого и пылкого Николая Алексеевича. Иван Панаев – ее супруг буквально через год совместной жизни совершенно перестал обращать на нее внимание и стал проводить время с друзьями и легкодоступными женщинами. Жена оказалась совершенно никому не нужной.


Некрасов долго ухаживал за ней, но никак не мог добиться благосклонности. Авдотья Яковлевна не верила в искренность его чувств. Однажды Некрасов катал ее по Неве и пригрозил ей, что в случае отказа он прыгнет в реку, а плавать он совершенно не умеет, поэтому непременно утонет. Панаева только презрительно хмыкнула, а Некрасов не преминул тут же претворить свою угрозу в жизнь. Авдотья Яковлевна в ужасе начала кричать, поэта спасли и она, наконец, ответила на его ухаживания.


В 1846 году супруги Панаевы и Некрасов вместе провели лето и по приезде в Петербург поселились вместе в одной квартире. В 1849 году Некрасов и Авдотья ждали ребенка и вместе писали роман «Три стороны света», к сожалению, мальчик родился очень слабым и вскоре умер.


Некрасов был очень ревнивым и страстным человеком. Приступы ярости у него сменялись периодами черной меланхолии и хандры. В конце концов, они . В 1864 году Авдотья Яковлевна вышла замуж за критика Головачева и родила дочь.


Некрасов сходится с француженкой Селиной Лефрен. Эта ветреная женщина помогла Некрасову промотать большую часть его состояния и вернулась к себе на родину, в Париж.


Последней женщиной в жизни классика русской литературы была Фекла Анисимовна Викторова.
К тому времени Некрасов уже сильно пристрастился к спиртному. За шесть месяцев до своей смерти обвенчался с девятнадцатилетней Феклой. Девушка, которую он называл Зинаидой, оставалась с ним вплоть до самой его смерти, которая наступила 27 декабря 1877. Николай Алексеевич Некрасов умер от рака прямой кишки.

Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

Биография

Рождение

Принадлежал к дворянской семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

Ранние годы

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

Начало литературной деятельности

Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки». Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н.Н.

Полевой похвалил дебютанта, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

В начале 1840-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

«Современник»

В конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».

Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову справедливо ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».

Поздние годы

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция могла лишь ненамного продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…» Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самих похоронах Некрасова продолжался спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) Некрасова вслед за ними, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества

Все эти точки зрения не односторонние. Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Считается, что ни у кого из больших русских поэтов наших нет большего количества откровенно плохих стихов. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание, часто даже в ущерб художественным качествам. Многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Многие отмечают, что между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике, т.н. Плещеев, Минаев.

Но именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе.

Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Белинский сказал о Некрасове: «Что за талант у этого человека, и что за топор его талант!». Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Некрасов не даёт отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении и антиэстетизме, в конце концов добивается вполне активного впечатления.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет пред нею покорно выю. Он смело вступает в бой с тёмными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, всё содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.

Первая по времени большая поэма Некрасова, «Саша», открывающаяся лирическим вступлением - песнью радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 1840-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, то на душе сверху и ляжет». Написанная раньше Тургеневского «Рудина», Некрасовская «Саша» (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа.

В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные.

Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876).

В ней немало балагурства, но также немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, однако есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшим моментом поэмы считается песня финальная песня Гриши Добросклонова, заканчивающаяся словами «ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка Русь». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов - «Русские женщины» (1871-72), но конец её - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения.

Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта. Зато покаянию и обязан Некрасов своим произведением - «Рыцарь на час». И знаменитый «Влас» тоже вышел из настроения, глубоко прочувствовавшего очищающую силу покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал...», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», - писал Дмитрий Писарев.

Поэзию Некрасова высоко ценил В. И. Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров. О нём ср. «Русская библиотека», изд. М. М. Стасюлевичем (вып. VII, СПб., 1877); «Сборник статей, посвященный памяти Некрасова» (СПб., 1878); Зелинский, «Сборник критических статей о Н.» (М., 1886-1891); Евг. Марков в «Голосе» 1878, № 42-89; К. Арсеньев, «Критические этюды»; А. Голубев, «Н. А. Некрасов» (СПб., 1878); Г. З. Елисеев в «Русском Богатстве» 1893, № 9; Антонович, «Материалы для характеристики русской литературы» (СПб., 1868); его же, в «Слове», 1878, № 2; Скабичевский, в «Отечественных записках», 1878, № 6; Белоголовый, в «Отечественных записках», 1878, № 10; Горленко, в «Отечественных записках», 1878, № 12 («Литературные дебюты Н.»); С. Андреевский, «Литературные Чтения» (СПб., 1893).

Список произведений

Адреса

Санкт-Петербург

  • июль - декабрь 1840 - дом Щанкина - Свечной переулок, 18;
  • декабрь 1840 - начало 1841 - дом Барбазана - Невский проспект, 49;
  • конец 1841 - начало 1842 - доходный дом Головкиной - Гребецкая улица, 28;
  • октябрь 1845 - 1848 - Поварской переулок, 13, кв. 7;
  • 1848 - июнь 1857 - дом княгини Урусовой - набережная реки Фонтанки, 19;
  • июнь 1857 - доходный дом Имзена - Малая Конюшенная улица, 10;
  • конец августа 1857 - 27 декабря 1877 - дом А. А. Краевского - Литейный проспект, 36, кв. 4.

Ярославль

  • 1832-1838 - Ярославская гимназия - Революционная (тогда Воскресенская) улица, 11
  • 1832-1838 - дом, где жил с братом Андреем - Революционная, 8

Память

  • Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлота (б/н VP-BAZ).
  • В честь Некрасова назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли), в районе которого он провёл своё детство.
  • Имя Некрасова носит педагогический колледж в Санкт-Петербурге.
  • В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861-1875 годах устроен музей-заповедник поэта.
  • С 1946 года в Санкт-Петербурге работает Музей-квартира Н. А. Некрасова.
  • В городе Чудово Новгородской области работает Дом-музей Н. А. Некрасова.
  • Имя писателя носит Центральная универсальная научная библиотека (Москва).
  • Именем Некрасова названы улицы в Волгограде, Воронеже, Казани, Калининграде, Липецке (снесена), Лобне, Ломоносове, Минске, Новокузнецке, Одессе, Павловске, Подольске, Перми, Реутове, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Уссурийске, Ярославле, Евпатории, Туле и других населённых пунктах.
  • Писателю установлены памятники в Некрасовском, Немирове, Санкт-Петербурге, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах.

В филателии

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1946 год

    Почтовая марка СССР, 1971 год

Русский поэт, литературный деятель.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии (ныне на Украине), где в то время квартировал полк его отца, майора Алексея Сергеевича Некрасова (1788-1862).

Детские годы Н. А. Некрасова прошли в отцовском имении - сельце Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне в ). В 1832-1838 годах он учился в Ярославской гимназии.

В 1838 году Н. А. Некрасов был отправлен в для определения на военную службу, но вопреки воле отца в 1839 году решил поступать в Санкт-Петербургский университет. Не выдержав вступительных экзаменов, в 1839-1840 числился в нем вольнослушателем, посещал лекции на филологическом факультете. Лишенный материальной поддержки отца, Н. А. Некрасов вел жизнь полубездомного столичного бедняка.

Первые стихотворные опыты Н. А. Некрасова появились в печати в 1838 году. В 1840 году он опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», который был встречен суровой рецензией . Большую часть тиража книги автор выкупил и уничтожил.

В 1840-х годах Н. А. Некрасов начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Он писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Написанные им под псевдонимом «Перепельский» водевили ставились на сцене Александрийского театра.

С 1841 года Н. А. Некрасов начал сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах он сблизился с и его кружком.

В 1843-1846 годах Н. А. Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология », «1 апреля», «Петербургский сборник». Особенный успех имел последний, в котором была напечатан роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

Издательские дела Н. А. Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он вместе с И. И. Панаевым приобрел у издателя П. А. Плетнева журнал «Современник». В этом журнале Н. А. Некрасову удалось сплотить лучшие литературные силы своего времени. В годы руководства «Современником» (1846-1866) наиболее полно раскрылся его талант редактора и организатора литературных сил.

В середине 1850-х годов Н. А. Некрасов серьезно заболел, интенсивно и довольно успешно лечился в Италии. Его выздоровление и возвращение в совпало с началом эпохи реформ , ознаменовавшейся беспрецедентным расцветом русской общественной жизни. В творчестве Н. А. Некрасова наступил период, выдвинувший его в первые ряды литературы: он стал поэтом-гражданином по преимуществу, его стихи наполнились социальным содержанием. Главными деятелями некрасовского «Современника» в это время стали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

На рубеже 1860-х годов развернулось дарование Н. А. Некрасова как народного поэта и сатирика, обличителя «верхов» и заступника угнетенных. В эти годы из-под его пера вышли такие произведения, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей». В 1856 году вышел в свет сборник Н. А. Некрасова
«Стихотворения», воспринятый читающей публикой как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности.

В 1859-1861 годах в поэзии Н. А. Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи «Дума», «Похороны», «Калистрат» и поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863) обогатили русскую литературу не только целым рядом поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя, но и серией светлых картин из жизни крестьянства, галереей крупных, мужественных народных характеров.

В 1866 году «Современник» был закрыт. С 1868 года Н. А. Некрасов приобрел у А. А. Краевского право на издание журнала «Отечественные записки», поставленный им на такую же высоту, какую занимал «Современник». С его изданием были связаны последние десять лет жизни поэта. В эти годы он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), писал поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873). Н. А. Некрасов создал также серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875-1876).

Последние годы жизни Н. А. Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью (рак). В это время он создал цикл стихов «Последние песни», в которых с необычайной поэтической силой подвел итоги прожитой жизни.

Н. А. Некрасов скончался в 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Его похороны на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря приобрели характер спонтанной народной демонстрации. Они стали первым в истории прецедентом всенародной отдачи последних почестей литератору.