IV. Медицинский контроль питания летного состава. Особенности питания летного состава авиации вооруженных сил российской федерации Особенности организации питания летного состава

- 37.42 Кб

Введение______________________ ______________________________ ______________________________ _3

Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации_____________________ ______________________________ _____________________________4

Заключение____________________ ______________________________ _____________________________8

Список использованной литературы____________________ _____________________________9

Введение.

Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются. В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль доброкачественности продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказ Минобороны РФ от 22 июля 200г. № 400 «Об продовольственном обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время».

Питание летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации организуется через соответствующие столовые воинских частей.

При необходимости в дни полетов по заявке штаба авиационной воинской части питание летного состава может быть организовано непосредственно на аэродроме. Для этой цели приготовленная пища вывозится в термосах, а на аэродромах оборудуются специальные помещения для подогрева и приема пищи.

На питание по летному пайку зачисляются:
а) контингенты, поименованные в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "ж", "к", "л", "м", "н" примечания 1 к норме N 2, - приказом командира авиационной воинской части (военно-учебного заведения, учреждения);
б) военнослужащие летного состава, не входящие в штатные расчеты экипажей летательных аппаратов, но совершающие полеты по планам боевой и учебной подготовки, боевого дежурства и испытаний авиационной военной техники и имущества в воздухе, которым определена норма налета часов не менее нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов:
авиационных воинских частей и соединений, штабов, управлений и отделов воздушных армий, корпусов, военных округов, флотов - ежеквартально приказами командующих указанными объединениями по спискам, представляемым по подчиненности командирами авиационных соединений, отдельных воинских частей, начальниками штабов, управлений и отделов через заместителей командующих объединениями по тылу;
главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил - ежеквартально приказами начальников главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил, командующих Дальней авиацией и Военно-транспортной авиацией по согласованию с ЦПУ.
в) военнослужащие, поименованные в подпунктах "з" и "и" примечания 1 к норме N 2, - приказом командира воинской части, на базе которой совершаются прыжки с парашютом. При этом, если в назначенный день прыжки не состоялись или отменены, зачисленные на питание военнослужащие с довольствия в этот день не снимаются;
г) контингенты, поименованные в подпунктах "р", "с" и "т", - приказом командира воинской части.

Предоставление летному составу авиации питания по соответствующим пайкам прекращается:
при расформировании (переформировании) авиационных и авиационно-технических воинских частей;
при замене материальной части с прекращением полетов;
при переводе военнослужащих из одной авиационной (авиационно-технической) воинской части в другую;
при отстранении (в том числе и временно) от летной работы (от полетов) или обслуживания летательных аппаратов по решению командования или военно-врачебной комиссии;
при переводе на работу, не связанную с полетами или с обслуживанием летательных аппаратов.
В этих случаях со дня прекращения полетов или обслуживания летательных аппаратов военнослужащие летного и инженерно-технического состава авиации переводятся на продовольственное обеспечение по норме N 1.

Военнослужащие летного состава (в том числе прибывающие из военно-учебных заведений) вновь зачисляются на питание по летному пайку со дня вступления в исполнение воинской должности в составе экипажа летательного аппарата, указанного в приказе командира воинской части.

Пища в столовых летного и состава авиации готовится по предварительным заказам на основании раскладок продуктов.

Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе и в полете, не должны превышать 4 - 5 часов.

В выходные, праздничные и нелетные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до 3 раз в сутки с распределением продуктов пайка по энергетической ценности по приемам пищи; на завтрак - 30%, на обед - 50% и на ужин - 20%.
В дни полетов летный состав пищу принимает за 1,5 - 2 часа до начала полетов.
Продукты летного пайка по энергетической ценности в дни полетов распределяются в процентах:


Второй завтрак выдается в перерыве между полетами или после их окончания.

При выполнении продолжительных полетов личный состав экипажей самолетов и вертолетов обеспечивается бортовыми пайками согласно приложению N 21 к настоящему Положению. Заявки на необходимое количество пайков штаб авиационной воинской части подает в штаб авиационно-технической воинской части не позднее чем за 10 часов до вылета самолетов (вертолетов).

Бортовые пайки комплектуются столовыми авиационно-технических воинских частей на каждого члена экипажа в отдельности.

Бортовые сумки с уложенными в них бортовыми пайками и термосы с горячим чаем доставляются на аэродром к часу, указанному в заявке штаба авиационной воинской части, и сдаются под расписку в накладной на каждый самолет (вертолет) одному из членов экипажа.

При отмене или перенесении на сутки и более продолжительных беспосадочных полетов, а также при возвращении самолета (вертолета) из полета ранее назначенного срока выданные экипажу самолета продукты по бортовому пайку подлежат сдаче в столовую, члены экипажа в этом случае обеспечиваются питанием через столовые в установленном порядке.
Летный состав экипажей перелетающих самолетов и вертолетов и инженерно-технический состав, привлекаемый для сопровождения этих самолетов и вертолетов, на период перелета обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку и общевойсковому пайку в столовых летного и инженерно-технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета в порядке, или денежной компенсацией в порядке. Личный состав, получивший указанные талоны или денежную компенсацию взамен положенного питания, снимается с продовольственного обеспечения с выдачей аттестатов на продовольствие.

В таком же порядке обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку военнослужащие летного состава штабов, управлений и центральных органов военного управления при убытии в служебные командировки в авиационные и авиационно-технические воинские части.

Пищу в столовых летного состава на военных аэродромах по маршруту перелета летный и состав перелетающих самолетов получает в строгом соответствии с раскладками продуктов по нормам установленных пайков для летного и инженерно-технического состава авиации.

В случаях, когда на военных аэродромах не представляется возможным сорганизовать обеспечение летного состава авиации горячей пищей он обеспечивается рационами питания для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах.

На случай аварий и вынужденных посадок экипажи самолетов и вертолетов обеспечиваются комплектами аварийного запаса продовольствия.
В спасательных средствах коллективного пользования, находящихся на борту самолетов и вертолетов, несущих дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов, а также в спасательном имуществе наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных группах содержатся рационы питания (пайки).
Обеспечение комплектами аварийного запаса и рационами питания производится авиационно-техническими воинскими частями в порядке, устанавливаемом главнокомандующим Военно-воздушными силами по согласованию с ЦПУ в зависимости от типов самолетов.
Расходование комплекта аварийного запаса допускается только в случаях аварий и вынужденных посадок в пустынных и малонаселенных местностях и в море, а рационов питания (пайков) - при проведении поисково-спасательных работ по спасению личного состава, терпящего бедствие на море. Продукты аварийного запаса и рационы питания (пайки) списываются по актам, утверждаемым командиром авиационной воинской части, с приложением отчета начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы о проведении поисково-спасательных работ.

Заключение.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно- восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Список использованной литературы

  1. Общая и военная гигиена. Учебник. Под редакцией Лизунова Ю.В. СПб: СпецЛит. 2012.-736 с.
  2. Военная гигиена и эпидемиология: Учеб.пособие.- 2- изд. –М.: Медицина, 1988.-320 с. Беляков В.Д., Жук Е. Г.
  3. Учебник по военно-медицинской подготовке. Кувшинский Д.Д. 1972.-420с.
  4. http://www.tosnoaero.ru/ library/medicine/medicine02. pdf
  5. http://docs.pravo.ru/document/ view/14155327/

Описание работы

Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.
В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________________________________3
Организация питания летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации________________________________________________________________________________4
Заключение_______________________________________________________________________________8
Список использованной литературы_________________________________________________9

2. Она должна быть теплой, просторной, светлой и уютной. Должна состоять, как правило, из двух помещений.

Первое из них служит ожидальней и оборудуется вешалками для одежды, необходимым количеством стульев, кресел или диванов, столиками для газет, журналов, брошюр, медицинской литературы.

Второе помещение предназначается непосредственно для проведения медицинского осмотра. В нем должны быть стол для врача, стулья, кушетка, умывальник, антропометрическая аппаратура, настольная лампа, графин с чистой питьевой водой , медицинский шкаф для хранения медицинского имущества и медикаментов, необходимых для проведения осмотра и оказания неотложной помощи.

3. При проведении предполетного медицинского осмотра в ожидальне фельдшер (медицинская сестра) проводит осматриваемому летному составу измерение температуры тела. В случае отсутствия ожидальни измерение температуры тела проводится в коридоре или в другом отапливаемом помещении.

4. Комната предполетного медицинского осмотра оборудуется устройством громкоговорящей связи с руководителем полетов и динамиками для прослушивания радиообмена экипажей.

Приложение

к Правилам (п. 55, 58)

Особенности организации питания летного состава

В настоящее время используются следующие виды питания летного состава:

повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;

бортовое питание в длительных полетах более 4 часов;

питание и водообеспечение в аварийных условиях;

питание при вылете по тревоге.

Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.

Питание летного состава должно отвечать следующим физиолого-гигиеническим требованиям:

суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых, предусмотрены летным пайком;

замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;

калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.

Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.

В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

Предполетное питание

Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.

Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует – начальник медицинской службы авиационной части.

Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме – вторые завтраки или ужины.

Предполетное питание является важным средством
повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5–2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).

Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.

В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.

В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.

Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.

Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.

Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.

Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.

В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20–35 % общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36–40 %.

При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30 %, на обед 50 %, на ужин 20 % общей суточной калорийности рациона.

Распределение суточного рациона по приемам пищи

(в % от общей калорийности летного пайка)

Прием пищи

Дневные полеты

Ночные полеты

с 15 до 17 часов

с 8 до 9 часов и

с 14 до 15 часов

Первый завтрак

Второй завтрак

Первый ужин

Второй ужин

Питание на необорудованных аэродромах

В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.

При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.

Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).

Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.

Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Питание в полете

При выполнении длительных беспосадочных полетов (более
4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.

В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.

Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.

В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.

Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.

Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.

Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.

Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи – через 4 часа после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи – через каждые 4 часа полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4–5 часов каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.

В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.

За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.

При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен
принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.

Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.

После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.

Питание и водообеспечение в аварийных условиях

В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.

В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).

Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:

санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;

контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;

контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.

Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.

Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.

Организация питания при вылете по тревоге

При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.

Комплекты наборов продуктов должны хранится в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.

Вылет экипажей натощак не допускается.

Приложение

к Правилам (п. 103)

Методика

проведения барокамерных подъемов

Перед барокамерными подъемами проводится медицинский осмотр в объеме предполетного (опрос о самочувствии, сне и отдыхе, измерение пульса, артериального давления и температуры тела, осмотр зева и проверка носового дыхания). Указанный осмотр может быть расширен за счет применения функциональных нагрузочных проб. Для лиц старше 35 лет обязательной является запись электрокардиограммы в трех стандартных отведениях.

Подъем на высоту 5000–6000 м

Подъем проводится в барокамерах, оборудованных системой дистанционного управления аварийной подачи кислорода и аппаратурой для регистрации электрокардиограммы. В высотных испытаниях одновременно принимают участие не более четырех и не менее двух человек. Один из них назначается старшим. Связь осуществляется по переговорному устройству.

Перед размещением людей в барокамере следует обязательно проверить положение вентилей: атмосферный вентиль должен быть открыт, а вакуумный закрыт. Перед испытанием проводится беседа о целях подъема с обязательным освещением следующих положений:

практически здоровый человек, как правило, ощущает изменение своего состояния под влиянием недостатка кислорода на высотах 5000–6000 м;

подъем на высоту 5000–6000 м предназначается для практического показа возможности распознавания высотной гипоксии по собственным ощущениям и для обучения мерам по устранению кислородного голодания в высотном полете;

ощущения, возникающие на высоте при дефиците кислорода, весьма индивидуальны и обычно проявляются при повторных воздействиях высотной гипоксии;

умение распознать кислородное голодание в полете, принять грамотное решение и выполнить необходимые действия по устранению гипоксии является залогом успешного выхода из аварийной гипоксической ситуации в высотном полете.

В барокамере летный состав знакомится со штатной работой кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения, признаками их неисправности или неправильной эксплуатации. В целях демонстрации штатной работы кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения летному составу предлагается:

надеть шлемофон или защитный шлем и кислородную маску, подсоединить кислородную маску к кислородному прибору;

открыть на щитке кислородный вентиль и по манометру индикатора кислорода убедиться в достаточности запаса кислорода;

перевести ручку крана дополнительной подачи кислорода (ручной выключатель автомата подсоса воздуха) в положение
«100 % О2»; при нормальной работе кислородно-дыхательной аппаратуры лепестки индикатора указателя кислорода отслеживают «вдох–выдох».

Ознакомление с наиболее типичными нарушениями правил эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения осуществляется посредством имитации следующих ситуаций:

«взлет» с закрытым бортовым кислородным вентилем или без запаса кислорода; при этом стрелка манометра индикатора кислорода находится на отметке «О»;

неприсоединение кислородной маски к кислородному прибору и (или) неплотное ее прилегание к лицу; в этих случаях даже после перевода крана дополнительной подачи кислорода в положение
«100 % О2» и форсированном дыхании через кислородную маску лепестки индикатора кислорода остаются неподвижными.

До подъема и на высоте 5000 и 6000 м при дыхании воздухом и после переключения дыхания на 100 %-ный кислород летчики (курсанты) заполняют протокол: указывается положение лепестков индикатора кислорода, выполняется в течение 1 минуты тест
«счет–письмо», оценивается самочувствие в баллах (5–1 балл) и фиксируются ощущения в протоколе записей обследуемого при подъеме на высоту 5000–6000 м (далее именуется – протокол) (приложение № 1 к приложению № 6 к настоящим Правилам).

Подъем от земли (0 м) до высоты 5000 м и от 5000 до 6000 м проводится со скоростью 15–20 м/с при дыхании воздухом (кислородные вентили в барокамере закрыты, маски подсоединены к кислородным приборам). Длительность пребывания на каждой высоте (5000 и 6000 м) – 5 минут. В конце пребывания на высоте 6000 м летчики (курсанты) по команде врача выполняют практические действия по устранению гипоксического состояния: открывают приборный кислородный вентиль, переходят на дыхание 100 %-ным кислородом (переключатель на «100 % О2»), плотно фиксируют кислородную маску на лице. После этого в протоколе отмечают положение лепестков индикатора кислорода, изменение самочувствия и ощущений, выполняют тест «счет-письмо». В это же время начинается спуск до земли со скоростью 10–15 м/с.

Досрочное прекращение подъема (восстановление кислородного обеспечения до истечения 10-минутного пребывания на высоте 5000–6000 м) осуществляет врач путем дистанционного включения аварийной подачи кислорода только при пониженной переносимости высотной гипоксии: активные жалобы на плохое самочувствие, неадекватность реакции сердечно-сосудистой системы на гипоксию (учащение пульса более чем на 40 уд/мин, повышение систолического артериального давления более чем на 30 мм рт. ст., брадикардия), выраженное ухудшение умственной работоспособности.

В течение всего подъема врач обязан вести непрерывное наблюдение за обследуемыми, их внешним видом, поведением, динамикой частоты сердечных сокращений и артериального давления, контролировать правильность и своевременность выполнения теста «счет–письмо» и записей в протоколе. У практически здоровых людей при кратковременном (до 10 минут) пребывании на высоте 5000–6000 м отмечается достаточно выраженная активация сердечно-сосудистой системы и дыхания, возрастают частота и глубина дыхания. Частота сердечных сокращений повышается на 20–30 уд/мин, артериальное давление – на 10–20 мм рт. ст. Характерными ощущениями в этих условиях являются тяжесть и (или) пульсация в голове, слабость, головокружение, ухудшение зрения, нехватка воздуха, сердцебиение, затруднение при счете. У отдельных лиц, особенно молодого возраста, выраженная тахикардия и усиленное дыхание обусловлены эмоциональной напряженностью, на что косвенно указывает высокий уровень частоты сердечных сокращений и артериального давления еще до подъема на высоту. С ними врач должен проводить индивидуальные беседы в целях устранения эмоциональной напряженности. Резкое увеличение частоты сердечных сокращений или быстрое урежение пульса на высоте 5000–6000 м являются неблагоприятными признаками и обычно предшествуют обморочному состоянию.

Все функциональные изменения, возникающие в период проведения подъемов, должен фиксировать врач. Это необходимо для своевременного оказания неотложной медицинской помощи, а также для вынесения правильного заключения о реакции летчика на гипоксию. Врач, проводящий подъемы на 5000–6000 м, должен гарантировать их безопасность и уметь оказывать первую медицинскую помощь в каждом конкретном случае. Данные о результатах подъемов врач заносит в журнал учета барокамерных подъемов летного состава войсковой части (приложение № 2 к приложению № 6 к настоящим Правилам) и в медицинские книжки летного состава.

При этом отмечается, что летчик (курсант) ознакомлен с воздействием высотной гипоксии и обучен мерам по ее устранению, указываются наиболее характерные ощущения гипоксического состояния, изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также результаты теста «счет–письмо». Одновременно дается оценка степени переносимости кратковременного действия высотной гипоксии – умеренная или выраженная. Переносимость гипоксии оценивается как нормальная или пониженная. Диапазон изменений психофизиологических показателей при нормальной и пониженной переносимости высотной гипоксии (высота 5000–6000 м) приведен в приложении № 3 к приложению № 6 к настоящим Правилам.

Лица с пониженной переносимостью гипоксии временно отстраняются от летной работы. При выявлении пониженной переносимости гипоксии этих лиц направляют на стационарное обследование в отделение врачебно-летной экспертизы госпиталя.

Подъем на высоту 13 500 м

Подъемы на высоту 13 500 м проводятся в барокамере, оборудованной кислородно-дыхательной аппаратурой в варианте комплекта кислородного оборудования ККО-5 или ККО-15 с использованием защитного снаряжения, (высотного компенсирующего костюма ВКК-6 или ВКК-15 в сочетании с защитным шлемом ЗШ-5 или ЗШ-7 и кислородными масками КМ-34, КМ-34Д, КМ-35 или гермошлемом ГШ-6). Перед подъемом проводится десатурация в целях профилактики высотной декомпрессионной болезни.

К высотным испытаниям допускается летный состав, изучивший особенности работы и эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения на высоте более 12 000 м и прошедший обучение дыханию и речи под избыточным давлением. Подъем проводится в индивидуально выбранном и подогнанном снаряжении не более четырех и не менее двух человек одновременно. Связь осуществляется по переговорному устройству. Визуальное наблюдение ведется через иллюминаторы.

Перед высотными испытаниями врач посредством технического подъема должен определить высоту срабатывания (создания избыточного давления) каждого кислородного прибора КП-52, имеющегося в барокамере. Это позволит ему точнее прогнозировать очередность и момент создания избыточного давления в снаряжении у каждого летчика, более полно и внимательно наблюдать за их реакциями на моделируемую аварийную ситуацию. Затем летчиков инструктируют о целях предстоящего подъема, особенностях работы кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения, возможных декомпрессионных нарушениях и мерах по их устранению, а также напоминают о наиболее характерных ощущениях дискомфорта при создании избыточного давления в снаряжении на высоте более
12 000 м.

Летному составу разъясняются следующие положения:

ознакомление с условиями пребывания и работы при барокамерном подъеме на высоту до 13 500 м в снаряжении с избыточным давлением поможет летчику быстро и правильно оценить аварийную ситуацию и выполнить необходимые действия при разгерметизации кабины самолета в стратосферном полете;

подъем на высоту 13 500 м проводится для практического ознакомления летчика с необычными условиями пребывания и работы в снаряжении с избыточным давлением и предметного показа эффективности и надежности защитных средств при разгерметизации кабины на больших высотах;

включение кислородного прибора КП-52М в режим избыточного давления происходит автоматически на высоте
11 000–13 000 м;

в момент срабатывания кислородного прибора создается избыточное давление в системе дыхания (до 400–500 мм вод. ст.) и камерах высотного компенсирующего костюма (до 1 кгс/см2); при этом могут отмечаться кратковременные затруднения дыхания и речи, резкое обжатие тела костюмом, непроизвольное изменение позы, ограничение и затруднение движений, сужение поля зрения вследствие «вырастания» герметического шлема;

через 3–5 секунд после срабатывания кислородного прибора избыточное давление автоматически уменьшается до
100–150 мм вод. ст. в системе дыхания и до 0,1–0,15 кгс/см2 в высотном компенсирующем костюме; одновременно уменьшаются или полностью исчезают указанные дискомфортные ощущения;

по мере дальнейшего подъема плавно нарастает избыточное давление в системе дыхания и снаряжения, которое на высоте
13 500 м устанавливается в пределах 400–500 мм вод. ст. в кислородной маске (герметическом шлеме) и 0,4–0,5 кгс/см2 в высотном компенсирующем костюме; нарастают ощущения дискомфорта, но в значительно меньшей степени, чем при создании максимального избыточного давления в снаряжении на высоте 11 000–13 000 м.

Непосредственно перед подъемом врач проводит летному составу:

надевание и подгонку защитного снаряжения (высотный компенсирующий костюм, кислородная маска или герметический шлем);

проверку герметичности надетой кислородной маски (или герметического шлема);

регистрацию исходных физиологических показателей (частоты сердечных сокращений, артериального давления);

проверку работоспособности и исправности кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения путем создания вручную избыточного давления до 500 мм вод. ст. и 0,5 кгс/см2 в кислородной маске и высотном компенсирующем костюме или до 1000 мм вод. ст. и 1,0 кгс/см2 – в герметическом шлеме и высотном компенсирующем костюме. При неисправности кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения избыточное давление не создается;

30-минутную десатурацию (дыхание 100 %-ным кислородом в барокамере на земле).

По окончании десатурации производится подъем до высоты 13 500 м при дыхании 100 %-ным кислородом по следующей циклограмме:

подъем до высоты 8000 м со скоростью 30–50 м/с; остановка в течение 1–2 минут, регистрация частоты сердечных сокращений (артериального давления), летчики записывают в протокол оценку самочувствия, положение лепестков индикатора кислорода ИК-52, проверяют плотное прилегание герметического шлема;

подъем до высоты 13 500 м со скоростью 50 м/с с остановкой на этой высоте в течение 2–3 минут. В процессе подъема на высоте 11 000–13 000 м срабатывает кислородный прибор КП-52. Во время остановки производится регистрация частоты сердечных сокращений. Летчики докладывают врачу о самочувствии, записывают в протокол положение лепестков индикатора кислорода ИК-52, давление в герметическом шлеме (кислородной маске), основные дискомфортные ощущения, отмечают возможность выполнения рабочих движений и ведения связи по переговорному устройству;

спуск до высоты 7000 м со скоростью 50 м/с и далее со скоростью 30 м/с до земли. Регистрация частоты сердечных сокращений (артериального давления). Запись летчика о самочувствии после завершения спуска.

Летчик (курсант) во время подъема ведет самонаблюдение и протокол записей летчика при подъеме на высоту 13 500 м (приложение № 4 к приложению № 6 к настоящим Правилам), в котором фиксирует положение лепестков индикатора кислорода
ИК-52, давление в герметическом шлеме (кислородной маске), самочувствие в баллах (1–5), возможные дискомфортные или болезненные ощущения, отмечает особенности ведения связи по переговорному устройству и выполнения управляющих движений при избыточном давлении в снаряжении.

На всех этапах подъема врач должен вести непрерывное визуальное наблюдение за летчиком, его внешним видом и поведением, поддерживать с ним связь по переговорному устройству, оперативно контролировать динамику частоты сердечных сокращений (артериального давления), фиксировать его реакции на стрессовые условия моделируемой разгерметизации кабины и возможные нарушения состояния организма вследствие воздействия декомпрессии и внезапного создания избыточного давления в снаряжении. Это необходимо для обоснования оценки результатов подъема, переносимости летчиками высотной декомпрессии и условий дыхания и работы в снаряжении с избыточным давлением, а также для своевременного принятия срочных мер при ухудшении состояния обследуемого.

Досрочное прекращение подъема осуществляется только при развитии высотной декомпрессионной болезни любой формы и степени, а также высотного метеоризма, бароотосинусопатии и бароденталгии, не поддающихся купированию изменением режима подъема (уменьшение скорости подъема, площадка) и физиологическими приемами самопомощи (произвольная отрыжка, отхождение газов естественным путем, глотание, зевание, «вентиляция » ушей).

При проведении подъема на высоту 13 500 м следует помнить о возможности развития высотной гипоксии вследствие плохой подгонки маски. В случае ее недостаточной фиксации летчик должен плотнее прижать маску и подтянуть ремень. При неэффективности указанного мероприятия подъем прекращается, включается аварийная подача кислорода и производится спуск.

У практически здоровых лиц, пользующихся правильно подогнанным снаряжением, подъем на высоту до 13 500 м вызывает заметные функциональные изменения только на высоте
11 000–13 000 м при срабатывании механизма создания избыточного давления в снаряжении: частота сердечных сокращений возрастает на 10–15 уд/мин, артериальное давление – на 20–25 мм рт. ст. В процессе спуска и снижения избыточного давления показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления нормализуются.

При этом отмечается, что летчик ознакомлен с воздействием декомпрессии и факторов моделируемой разгерметизации кабины на высотах до 13 500 м. Указываются наиболее характерные для него ощущения дискомфорта при создании избыточного давления в снаряжении. Одновременно дается оценка переносимости больших степеней разрежения атмосферы (декомпрессии).

размер шрифта

ПРИКАЗ Минобороны РФ от 15-10-92 200 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ... Актуально в 2018 году

6. Питание летного и инженерно - технического состава авиации

152. Питание летного и инженерно - технического состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации организуется через соответствующие столовые воинских частей (летного, инженерно - технического состава).

При необходимости в дни полетов по заявке штаба авиационной части питание летного и инженерно - технического состава может быть организовано непосредственно на аэродроме. Для этой цели приготовленная пища вывозится в термосах, а на аэродромах оборудуются специальные помещения для подогрева и приема пищи.

153. На питание по летному пайку в соответствии со статьей II настоящего Положения зачисляются:

а) контингенты, поименованные в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "ж", "к", "л", "м", "н" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), - приказом командира авиационной части (военно - учебного заведения, учреждения);

б) военнослужащие летного состава, не входящие в штатные расчеты экипажей летательных аппаратов, но совершающие полеты по планам боевой и учебной подготовки, боевого дежурства и испытаний авиационной техники и имущества в воздухе, которым определена норма налета часов не менее нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов <*>:

<*> Нормы налета часов устанавливаются ежегодно приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Авиационных частей и соединений, штабов, управлений и отделов воздушных армий, ВВС военных округов, групп войск, флотов, авиации округа ПВО, штабов и управлений армий, флотилий, других видов Вооруженных Сил Российской Федерации - ежеквартально приказами командующих указанными объединениями по спискам, представляемым по подчиненности командирами авиационных соединений, отдельных частей, начальниками штабов, управлений и отделов через заместителей командующих объединениями по тылу;

Главных штабов и управлений и служб видов Вооруженных Сил Российской Федерации, управлений командующих Дальней авиацией и Военно - транспортной авиацией - ежеквартально приказами начальников главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих Дальней авиацией и Военно - транспортной авиацией по согласованию с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны Российской Федерации <*>.

<*> За дни, не связанные с выполнением полетов, разрешается летному составу штабов, управлений и служб выдавать положенный ему продовольственный паек продуктами на руки или выплачивать взамен его денежную компенсацию в порядке статьи 22 настоящего Положения.

Военнослужащие, указанные в настоящем подпункте, норма налета часов у которых меньше нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов, обеспечиваются питанием за счет государства по летному пайку только в дни полетов;

в) военнослужащие, поименованные в подпунктах "з" и "и" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), - приказом командира воинской части, на базе которой совершаются прыжки с парашютом. При этом, если в назначенный день прыжки не состоялись или отменены, зачисленные на питание военнослужащие с довольствия в этот день не снимаются;

г) контингенты, поименованные в подпунктах "р", "с" и "т", - приказом командира воинской части.

Контингенты, поименованные в подпунктах "о" и "п" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), на питание по летному пайку зачисляются в порядке, предусмотренном в указаниях (приложение N 23 к настоящему Положению) <*>.

<*> Не приводится.

Зачисление военнослужащих инженерно - технического состава авиации на питание в разрешенных случаях производится приказом командира авиационно - технической части.

154. Предоставление летному и инженерно - техническому составу авиации питания по соответствующим пайкам прекращается:

При расформировании (переформировании) авиационных и авиационно - технических частей;

При замене материальной части с прекращением полетов;

При переводе военнослужащих из одной авиационной (авиационно - технической) части в другую;

При отстранении (в том числе и временно) от летной работы (от полетов) или обслуживания летательных аппаратов по решению командования или военно - врачебной комиссии;

При переводе на работу, не связанную с полетами или с обслуживанием летательных аппаратов.

В этих случаях со дня прекращения полетов или обслуживания летательных аппаратов военнослужащие летного и инженерно - технического состава авиации переводятся на продовольственное обеспечение по норме N 1 (Приложение N 1 к статье 16 настоящего Положения).

Генералы, офицеры, прапорщики и военнослужащие срочной и сверхсрочной службы летного состава (в том числе прибывающие из училищ) вновь зачисляются на питание по летному пайку со дня вступления в исполнение должности в составе экипажа летательного аппарата, указанного в приказе командира воинской части.

155. Пища в столовых летного и инженерно - технического состава авиации готовится по предварительным заказам на основании раскладок продуктов.

156. Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе и в полете, не должны превышать 4 - 5 часов.

В выходные, праздничные и нелетные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до 3 раз в сутки с распределением продуктов пайка по энергетической ценности по приемам пищи: на завтрак - 30%, на обед - 50% и на ужин - 20%.

В дни полетов летный состав пищу принимает за 1,5 - 2 часа до начала полетов.

Продукты летного пайка по энергетической ценности в дни полетов распределяются:

Прием пищи При полетах с 3 - 5 часов При полетах с 8 - 9 и с 14 - 16 часов При ночных полетах
1 завтрак 10 - 15 20 - 25 20 - 25
2 завтрак 25 - 20 15 - 10
Обед 35 - 40 35 - 40 40 - 35
1 ужин 30 - 25 30 - 25 25 - 30
2 ужин 15 - 10

<*> Выданные бортовые пайки записываются членам экипажей самолетов в аттестаты на продовольствие.

Бортовые сумки с уложенными в них бортовыми пайками и термосы с горячим чаем доставляются на аэродром к часу, указанному в заявке штаба авиационной части, и сдаются под расписку в накладной на каждый самолет (вертолет) одному из членов экипажа.

158. При отмене или перенесении на сутки и более продолжительных беспосадочных полетов, а также при возвращении самолета (вертолета) из полета ранее назначенного срока выданные экипажу самолета продукты по бортовому пайку подлежат сдаче в столовую, члены экипажа в этом случае обеспечиваются питанием через столовые в установленном порядке.

159. Летный состав экипажей перелетающих самолетов и вертолетов и инженерно - технический состав, привлекаемый для сопровождения этих самолетов и вертолетов, на период перелета обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку и общевойсковому пайку в столовых летного и инженерно - технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета в порядке, указанном в Приложении N 25 к настоящему Положению, или (если перелет связан с посадками на аэродромах гражданской авиации) денежной компенсацией в порядке, установленном статье 27 настоящего Положения. Личный состав, получивший указанные талоны или денежную компенсацию взамен положенного питания, снимается с продовольственного обеспечения с выдачей аттестатов на продовольствие.

В таком же порядке обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку военнослужащие летного состава штабов, управлений и центрального аппарата при убытии в служебные командировки в авиационные и авиационно - технические части.

Пищу в столовых летного и инженерно - технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета летный и инженерно - технический состав перелетающих самолетов получает в строгом соответствии с раскладками продуктов по нормам установленных пайков для летного и инженерно - технического состава авиации.

160. На случай аварий и вынужденных посадок экипажи самолетов и вертолетов обеспечиваются комплектами аварийного запаса продовольствия (Приложение N 19 к настоящему Положению).

В спасательных средствах коллективного пользования, находящихся на борту самолетов и вертолетов, несущих дежурство по поисково - спасательному обеспечению полетов, а также в спасательном имуществе наземных поисково - спасательных команд и спасательных парашютно - десантных группах содержатся рационы питания (пайки) (Приложения N 15 и 18 к настоящему Положению).

Обеспечение комплектами аварийного запаса и рационами питания производится авиационно - техническими частями в порядке, устанавливаемом главнокомандующим Военно - воздушными силами по согласованию с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны Российской Федерации в зависимости от типов самолетов.

Расходование комплекта аварийного запаса допускается только в случаях аварий и вынужденных посадок в пустынных и малонаселенных местностях и в море, а рационов питания (пайков) - при проведении поисково - спасательных работ по спасению личного состава, терпящего бедствие на море. Списание продуктов аварийного запаса и рационов питания (пайков) производится по актам, утверждаемым командиром авиационной части, с приложением отчета начальника поисково - спасательной и парашютно - десантной службы о проведении поисково - спасательных работ.

Авиационных столовых. Трапезничал там в двух разных - для авиатехников и инженеров и для лётного состава. У них разное нормативное питание, так что логично и разведены по разным зданиям. А Центр большой, контингента на всех хватает.
Понимаю, что крылатые машынки большого размера, конечно же, интересней, но мне очень любопытно было там осмотреть и опробовать самые простые частички быта - жилые дома, наглядную агитацию, питание, дороги и т.п. Так что сейчас - про прозаическую еду и посуду. А равно - и про тюменские контрольные весы:-)

Ну что? Зайдём унутрь?


Первой была столовая для инженерно-технического персонала (см. заглавное фото). Там мы обедали.

2. Осенне-зимняя раздевалка. Это на самом входе. Левей дверь - умывальники и туалет.

3. А вот это - зав.столовой. Обсуждаем с ней, как будем проводить наше питание документально. Дело в том, что учреждения и пункты питания сейчас по сердюковским реформам выведены за штат ВС и находятся на аутсорсинге, обслуживая военных по договору. Т.е. там трудятся гражданские служащие, не имеющие отношения к вооружённым силам, а также и к их льготам.

В столовой все начали сразу всё снимать, чем немало шокировали окружающих, особенно работников. Видимо, там сроду никому не приходило в голову, что в столовой кому-то что-то может быть интересно, кроме проверяющих комиссий. Я подошёл к заведующей, стоявшей в конце прохода, и спросил:
- Здравствуйте! Чем кормить будете?
Она зарделась от такого прямого и неожиданного вапроса и смущенно проговорила:
- Чем? Ну, чем положено по норме, тем и будем...
- Хорошо, спасибо, мы всё запечатлеем! (круглые глаза заведующей с немым вопросом - "а кто это такие???")

4. По умолчанию на обеденный комплект (до горячего) ставят вот такую закусь:

5. Выглядит это примерно так (в кадре drvicious ).

6. Затем вдоль ряда идут официантки с раздаточными столиками, и раздают еду: первое (4 выбора), потом второе (3 выбора), яблочный сок "Малыш". Ну, конечно, не только нам, но и техникам, сидевшим дальше.

7. На стенах - успокоительно-нейтральные композиции. Природа, цветочки там всякие...

8. Специальный уголок с инвентарём, положенным по договору с армией. Там всё одинаково и не особо гибко: никакой отсебятины, а только то, что полагается по нормативам. Обязательное - контрольные весы.

9. Повара и их блюда.

10. И нормативный уголок в целом. Есть даже ящик для возмущений и предложений.

11. А вот и авиабарышня идёт, посланица питания, с очередной партией супа. Народу-то много.

12. Везёт вот такую тележку. Тут 4 вида супа.

13. Я беру себе борщ.

14. А это - второе.

Еда совершенно обыденная, простая, без изысков. Кто обедал в стандартных заводских столовых - сразу меня поймёт. Однако и наедаешься хорошо, мне до вечера есть не хотелось совсем.

15. Сама столовая большая, гораздо больше лётной. Это и понятно: ведь на одного лётчика на аэродроме приходится по 8-10 других специалистов.

16. Ещё раз взглянем на столовский зал. "Люди из интернета", шокировавшие обслугу непрерывным фотографированием, почти ушли - остались только двое. Обедающих тоже сейчас мало - рановато, массово придут попозже, к двум.

17. Теперь - столовая для лётного состава, тут был ужин. Нормы здесь иные, более мощные, чем в инженерно-технической. Так в ВВС повелось очень давно, ещё с зари авиации: у лётчиков - особое питание, по своим нормам.

18. На входе на втором этаже. Вдалеке - окошко для приноса грязной посуды.

19. Состав лётного пайка, закреплённый не абы как, но Постановлением Правительства.

20. Нормативно-контрольный уголок. Как положено. И тут - контрольные весы.

21. Повара и блюда.

22. Раздаточное окошко.

23. Общий вид столовского зала (между 7 и 8 вечера). Лётчики как раз стали массово приходить после дневных полётов, и ужинали.

24. Стартовая позиция ужина: хлеб, масло и сыр.

25. Ешкин кот, под чай - подстаканники! Как трогательно! :-)

26. Гвоздь программы (абсолютный) - несладкий квас в кувшинах, типа монастырского домашнего. Настолько вкусный, что я пил, пил и не мог напиться. Пять стаканов выпил. Такого, наверное, после Соловков-2005 ни разу и не пил. Самое сильное воспоминание о столовой:-)

27. А вот и чай (он был, правда, так себе).

28. Подстаканник поближе. Дешёвый вариант, но всё равно приятно за правильную ретроградскую традицию:)

И в заключение, надо остановиться и на наездах по этому поводу. Меня в опубликованных заметках о Дягилево и аэродроме успели уже пообвинять в разных грехах, как водится. В отношении столовой и питания эти обвинения свелись к двум линиям:

А) Это показуха! В армии так не питаются! Вас обманывали!

Ну во-первых, это не просто армия. Это - авиация. У которой несколько иные нормы питания.

Во-вторых, столовые эти - офицерские (и прапорщиков, которые сейчас, правда, вымирают, т.к. звания уже не присваиваются). Специфика авиации в том, что в ней традиционно высок удельный вес специалистов, которые, как правило, не солдаты срочной службы. И это касается не только лётчиков. Вообще, как я понял, удельный вес срочников в авиации вряд ли выше 25-30%. А что это значит? То, что не менее 3/4 состава питающихся - офицеры и прапорщики.

И в-третьих. Блогеры - не генералы с инспекцией, из-за них никто траву красить не будет и банкеты закатывать тоже. Так что питались тем, чем Бог послал что положено по общим нормам.

Б) А чего это ты показываешь образцовую часть? Надо ехать в такие ебеня, где солдаты кормятся из ведра, как свиньи, вот это и показывать. Тогда толк будет!

Эта часть - не образцовая. Она, скорей всего, повыше уровнем, чем простая линейная часть в периферийном округе, так как тут переучиваются экипажи со всей России. Но и не паркетная, для генералов "арбатского военного округа". Тут идёт обычная боевая учёба, рутинные операции, тренажёрные тренировки.

Второе. Сам подход "надо показывать только плохое" - он заведомо гнил. Это зялто-методика: "снимаем помойки" и получаем много возмущённых лайков, а также (попутно) отличный рейтинг. Путь "армейских навальных".
Как пример. Представьте себе, что я приезжаю в новый город и специально там выискиваю помойки, мусор, развалины и руины. Именно специально. Обьективен ли будет тогда взгляд на город? Нет. Точно так же - если бы я там снимал только вылизанные открыточные красоты, не показывая город просто таким, как он есть. Это тоже не годится. Поэтому мой метод - метод чукчи: "что вижу, о том пою". На мой взгляд, это нормальный подход. Его я и применяю.

Количество на одного человека в сутки, г
варианты комплектования N 1 N 2 N 3 N 4
Хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта 50 100 100 100
Консервы мясорастительные или мясоовощные - 250 250 -
Консервы мясные - - - 250
Консервы мясные фаршевые 100 100 - -
Консервы первых обеденных блюд без мяса - - 250 -
Консервы овощные закусочные - 100 - -
Картофельное пюре сухое 60 - - -
Сметана сублимационной сушки 50 - - -
Масло коровье консервированное 30 - - -
Драже шоколадное - 30 30 -
Кофе натуральный растворимый - 2 - -
Чай черный 2 - 2 2
Соки плодовые и ягодные 330 - 400 330 - 400 330 - 400 330 - 400
Сахар 15 30 15 15
Соль поваренная пищевая 5 5 5 5
Перец 1 1 1 1
Салфетки гигиенические (дезинфицирующие),
шт.
2 2 2 2
Ложка пластмассовая, шт. 1 1 1 1
Вскрыватель консервов, шт. 1 1 1 1

Примечания: 1. По данной норме обеспечивать личный состав экипажей самолетов и
вертолетов.
2. Бортовые рационы для экипажей самолетов и вертолетов в полете расходовать из расчета:
на первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи, а на
последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета.
3. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа самолета
(вертолета) выдавать один бортовой рацион. Экипаж в этом случае с довольствия в столовой не
снимается.
При полетах (для вертолетов в отрыве от мест постоянной дислокации) продолжительностью
свыше 8 ч на личный состав экипажей самолетов и вертолетов, получивший бортовые рационы,
продукты по летному пайку на очередные приемы пищи, совпадающие по времени с полетом, в
столовую не выписываются и пища не готовится.
После окончания полета летный состав зачисляется на предусмотренные очередные приемы
пищи в столовой воинской части. Пищу при этом летный состав получает в строгом соответствии с
раскладкой продуктов на соответствующий прием пищи и по времени не позднее чем через 1 ч
после посадки на аэродром.
4. Каждому члену экипажа выдавать поливитамины при полетах продолжительностью:
до 24 ч - 1 драже;
более 24 ч - 2 драже.
5. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и
вертолетов, совершающих длительные полеты, комплектование и выдача бортовых рационов в
зависимости от продолжительности полетного времени (в том числе по маршруту) производится
при продолжительности полета:
к 4 ч после последнего предполетного приема пищи - один рацион первого или четвертого
варианта;
от 4 до 8 ч - по одному рациону первого и третьего вариантов, при этом из продуктов третьего
варианта готовится обед на борту самолета или вертолета, состоящий из первого и второго
горячих блюд;
от 8 до 12 ч - по одному рациону первого, второго и третьего вариантов;
от 12 до 16 ч - по одному рациону первого, второго, третьего и четвертого вариантов;
от 16 до 20 ч - по одному рациону первого, третьего, четвертого и по два рациона второго
вариантов;
от 20 до 24 ч - по одному рациону первого, третьего и по два рациона второго и четвертого
вариантов.
6. При комплектовании и выдаче бортовых рационов для экипажей самолетов и вертолетов
разрешается заменять соки плодовые и ягодные фруктами свежими согласно нормам замены.
7. Для членов экипажей самолетов при совершении ими длительных высотных полетов с
разрежением воздуха в кабине, соответствующим высоте свыше 5000 м, вместо вариантов
данного рациона разрешается выдавать следующий набор продуктов в тубах:
пюреобразные первые и вторые обеденные блюда в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
пюреобразные молочно-сладкие блюда и напитки в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные с мякотью и сахаром в алюминиевых тубах N 13 по 165 г
- 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные осветленные с сахаром в алюминиевых тубах N 13 по
165 г - 1 шт.;
салфетки гигиенические - 4 шт.
Ассортимент пюреобразных консервов может быть частично изменен и расширен с учетом
пожеланий летчиков. Вместо наконечников из органического стекла могут поставляться
наконечники-мундштуки из парафинированного картона разового пользования.
8. В десантируемых спасательных средствах коллективного пользования, предназначенных
для оказания помощи личному составу, терпящему бедствие в акваториях Северного Ледовитого
океана, содержится набор продуктов по бортовому рациону (вариант N 2). Количество бортовых
рационов определяется типом спасательного средства.
9. Основанием для списания в расход бортовых рационов для экипажей самолетов и
вертолетов служат рапорт командира подразделения, приказ командира воинской части и выписка
из полетного листа о продолжительности полета.
10. По решению начальника Центрального продовольственного управления Министерства
обороны Российской Федерации бортовой рацион для экипажей самолетов и вертолетов может не
укомплектовываться вскрывателем консервов.