Заяц. Виды, фото, описание. Сказки на ночь. Сборник добрых сказок (Олег Акатьев)

Заяц белый, куда бегал?

Все помнят ответ? А что именно помогает зайцу бегать?

Конечно – лапы! К зиме лапы зайца обрастают плотной шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатый мех, а на ушах шерсть становится плотнее и похожа на бархат.

А уши-то тут причём? Да тоже, что бы бегать!

А бегать косому приходится часто и много. То сучок треснет, то снег под чьими-то лапами заскрипит, а у зайца уже и душа в пятки ушла: опять бежать надо?!

Слух у серенького (а зимой – беленького) отменный. Это, конечно, заслуга его больших длинных ушей. Удобные уши у зайца; поставил их торчком, покрутил туда-сюда, настроил свои локаторы и получай все лесные новости без опоздания! Бегать опять-таки удобно: заложил уши на спину, прижал поплотнее и мчись себе в любом густом подлеске, ни по чём сложенные в трубочку уши не повредишь! А надо – остановился, опять поднял свои звукоуловители и слушаешь: далеко ли погоня? Заодно и *остываешь* от бега.

Такие уши не просто уши, а природные радиаторы охлаждения. Не может наш зайчик потеть при беге, потовых желез у него почти нет, бережёт его организм воду, не даёт ей бездумно испаряться. Как быть? Если лишнее тепло от тела не отводить, то сварится наш косой в собственном соку.

Пожалела Мать-Природа зайчишку, подарила ему уши с толстыми жгутами-венами, которые проходят прямо под кожей на ушах, а сосудов в них видимо-невидимо, и просвет которых регулируется *в широком диапазоне*. Когда серенькому надо тепло «сбросить», сосуды расширяются на полную мощь, а когда поберечь – сужаются. Не грозит нашему зайчику ни головная боль от перегрева, но и замёрзнуть той головушке тоже не грозит.

Такие ушки на макушке позволяют жить зайцам не только в суровых русских лесах, но и в засушливых пустынях. Охлаждение за счёт теплообмена, знаете ли, очень выгодный подарок от Матери-Природы!

Чем жарче климат, тем больше тепла нужно рассеять, по сему, самые ушастые ушастики - это южные и пустынные зайцы. У последних длина их ушей составляет половину длинны тела!

Это заметил ещё в 1877 году Д. Аллен и написал целое экографическое правило, назвав его своим именем. И гласит оно, примерно, следующее: среди родственных форм теплокровных животных те, которые обитают в более холодном климате, имеют меньшие выступающие части тела (уши, ноги, хвост). А те, которые живут в жарком климате – наоборот.

Сравните фото среднестатистического русского зайца и *пустынника*. У-у-у, какие уши!!! А славная лисичка фенёк у-у-у как отличается своими ушками от привычной нам лисички-сестрички! Работает это правило по отношению ко всем животным, и для человека подходит на все 100%!

А вот сравнивать уши зайца и кролика мы не будем. Хотя они и относятся к одному отряду заицеобразных, но кролики всё же не зайцы. Это два самостоятельных вида. Между собой зайцы с кроликами не скрещиваются и детей у них не бывает!

Долгое время и зайцев, и кроликов считали грызунами, но и это оказалось в корне неверно. Они вовсе не грызуны, они – зайцеобразные!

И куда там кролику догнать нашего зайца! Разве может он разогнаться до 70 км. в час, как наш ушастый? Нет, не пара кроль зайцу, не пара!!!

И обходились же как-то наши прабабушки и прадедушки без кроликов на подворье. Как? Да зайцами и обходились! В Архангельской губернии, где мороз под 40* не редкость, очень любят тёплые вязаные вещи. А ещё живёт там заяц-беляк, который летом шкурку носит серенькую, зимой – шубку беленькую. Одной шкурки зайца на хорошие рукавицы не хватит, а хотелось бы ещё и шапочку. Есть выход! Шкурку зайца надо просто… ощипать. Сам по себе заячий мех очень недолгоноский, зато, благодаря обилию лёгкого пуха зимой – самый тёплый из всех *пухов*. Остевых волос на зимней шкурке почти нет, а вот пуха – предостаточно. Вещи из заячьего пуха получаются на диво тёплые и удобные.

Хочешь, чтобы твои уши не замёрзли? Вперёд, за зайцем! Поиграй с ним в «Попробуй – догони!».

Жила-была капелька воды. Звали ее Льдинка. Рядом жили ее сестры - тоже Льдинки. Были они такие крошечные, что только в самую сильную лупу и разглядишь.

Дом Льдинки был высоко-высоко в небе. Люди называли его «облако».

Однажды поднялся сильный ветер. Он пригнал к дому Льдинки другие облака. Много облаков. Они сталкивались между собой. Небо темнело, гремел гром, грохотали молнии. Неожиданно пол под ногами Льдинки проломился. Она начала падать. Вниз. К земле.

Льдинка падала и думала: «Что же меня ждет на земле?» И постепенно таяла. Теперь это была уже не Льдинка, а Капелька. Рядом с ней падали к земле другие Капельки.

И вот уже видна земля, река, ручейки. К одному из таких ручейков и летела Капелька.

Но это был совсем не ручеек. Это были такие же Капельки, как и она. Они весело бежали вперед, перепрыгивали через камешки.

Куда вы бежите? - спросила Капелька.

Мы хотим увидеть море! - отвечали ей.

«Я тоже хочу увидеть море...» - подумала Капелька и побежала вместе со всеми. Они добежали сначала до маленькой речки. Потом до большой реки.

И вот, наконец, море. Огромное. Раскинулось до самого горизонта. Вода в нем соленая. Живут в нем самые разные диковинные рыбы. А еще живут многие миллионы Капелек. Точно таких, как наша.

Пригрело солнышко. Капелька купалась в его лучах. Она поднималась все выше и выше. Все дальше и дальше от моря. Все ближе и ближе к дому.

И вот она дома. Теперь она снова Льдинка. А рядом - ее сестры. Они вернулись домой из далекого путешествия и принесли с собой много интересных историй...

Почему у зайца уши длинные

(сочинил мой сын, 8 лет. Я слегка доработал)

В давние-давние времена жил-был заяц. Уши у него были небольшие, почти как у кошки. И любил он воровать у крестьян капусту и морковку.

Пошел однажды заяц на поле. Вырвал одну морковку, вторую, третью… И так увлекся, что не услышал, как сзади к нему подошел крестьянин. Мужик поймал зайца, привязал за уши веревку и подвесил на дерево. Висел заяц, висел. А уши его потихоньку растягивались.

Немного времени спустя вновь появился крестьянин. Увидел он длинные заячьи уши и пожалел косого - будут такие уши издалека в траве видны, будут цепляться за кусты - не убежать косому от волков и лис. Отпустил крестьянин зайца. Быстро убежал длинноухий под защиту леса, только его и видели.

Погоревал заяц в лесу, но снова пришел на поле за морковкой - уж очень вкусной она ему показалась. На этот раз издалека услышал он приближение мужика и успел вовремя убежать.

С тех пор у всех зайцев вырастают длинные чуткие уши, которыми они слышат приближение врага: волка, лисы, собаки или человека…

Это было давно-предавно. Когда не было ни мультфильмов, ни кино. Ни даже компьютера в первобытной пещере. А на Земле жили первые звери: первый еж, первый волк, первый медведь, первый енот. Но рассказ не о них, а о зайце. Так вот…

Больше всего на свете заяц мечтал вырасти. Как слон. Или хотя бы как лось. Что он только ни делал: и витаминную заячью капусту ел, и полезную морковку грыз, и зарядку по утрам делал, и на ветке висел…

И все напрасно.

Однажды заяц решил отпраздновать День рождения. Гости пришли с капустно-морковными букетами. А сосед-еж вынес на поляну именинный пирог с одной свечкой.

– Дуй на свечку и загадывай желание, – сказал еж. – И тогда твое желание обязательно сбудется…

Заяц дунул что есть силы – свеча погасла.

– Ну и что ты загадал? – заинтересовались все.

– Я хочу вырасти большим, – сказал заяц.

– Отличное желание, – сказал енот и, подойдя к имениннику, стал тянуть его за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ой, ты что делаешь?! – закричал заяц.

– Исполняю твое желание, – ответил енот.

– Дай-ка и я помогу, – обрадовалась лиса и тоже стала тянуть зайца за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ай-ай-ай, у меня уши оторвутся, – закричал заяц.

– Терпи, иначе не вырастешь, – сказала лиса.

– Смотрите, кажется, он немного подрос, – прищурился еж.

– Точно, точно, – зашумели гости. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

Конечно, заяц ни на сантиметр не подрос, только уши чуть-чуть вытянулись.

– Дайте-ка мне, – волк схватил зайца за уши и поднял над землей. – Смотри, заяц! Сейчас Москву увидишь!

Уши у зайца еще больше оттянулись.

– Расти, заяц, большой-пребольшой, – дружно закричали гости.

Позже всех пришел медведь.

– Что это вы делаете? – удивился он.

– Помогаем зайцу расти, – закричали все радостно.

– Сейчас и я помогу, – сказал медведь. Но так как уши были заняты, медведь схватил зайца за хвост и стал тянуть в другую сторону. Все тянут за уши – а медведь за хвост.

– Ай-ай-ай, – закричал именинник. – Ой-ой-ой!

И тут заячий хвост не выдержал и оторвался. Все повалились в одну сторону, медведь – с хвостом – в другую…

А именинник выскочил из кучи-малы и бросился наутек – в третью.

С тех пор на свой День рождения заяц гостей больше не приглашал.

Теперь вы понимаете, почему у зайца такие длинные уши и такой короткий хвост? И почему, завидев лису, волка или медведя, он сразу дает стрекача?

Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.

Почему у зайца и кролика длинные уши, зачем кролику и зайцу нужны такие длинные уши. В этой статье подробно написано зачем и почему у кроликов и зайцев длинные уши.

Понятно, что в первую очередь уши нужны именно чтобы слышать. Внешняя часть уха выполняет роль рупора, не только улавливающего, но еще и усиливающего внешние звуки. И чем больше ушная раковина, тем острее слух ее обладателя. Не зря, стараясь лучше расслышать тихий голос, мы прикладываем к уху ладонь, увеличивая, таким образом, площадь поверхности ушной раковины. В продолжение эксперимента можно слегка «смять» пальцами свое ухо и убедиться в явном ухудшении слуха.

Для зайца же быстрое распознавание опасности и спасительное бегство – одни из основных способов выживания. Поэтому и уши его так велики. Рекордсмен по длине ушей – американский заяц или «кожаный кролик» — уши взрослого зверька больше его самого.

Помимо простого улавливания звуковых волн, внешнее ухо отвечает еще и за отсечение лишних шумов, мешающих распознавать жизненно необходимую информацию. Работая как резонатор, ухо усиливает только те звуки, частоты которых совпадают с его собственными.

Наличие двух ушей, расположенных по обе стороны головы обеспечивает, так называемый, бинарный эффект – умение определять направление на источник звука. Еще точнее определить местоположение объекта помогает подвижность ушных раковин: поворачиваясь навстречу фронту звуковой волны, ухо как будто указывает направление, откуда может исходить опасность.

Основной способ избежать этой опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, сбивающих с толку преследователя, зайцу помогают… уши. Именно длинные (а не круглые!) уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая лучшую аэродинамику.

Но даже этим функция длинных ушей не исчерпывается: большие уши спасают бегущего зайца от перегрева, активно излучая тепло без потери ценной влаги. Это качество дает зайцу существенное преимущество перед хищниками: именно из-за перегрева те быстро устают и прекращают погоню.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок эволюции.