Законодательство разных стран о правах инвалидов. Социальная работа с детьми инвалидами за рубежом

Красовская Н. Н.

Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета (г. Минск)

ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ЗА РУБЕЖОМ

Инвалидность сегодня является проблемой не одного человека, а всего общества в целом. Постоянный рост численности инвалидов - c одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, независимо от его физических, психических, интеллектуальных способностей, - с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права - все это предопределяет важность социально–реабилитационной деятельности сегодня.

В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть «моделями инвалидности» , которые в целом можно разбить на две группы.

В первом случае инвалидность понимается как личная проблема (медицинская или так называемая «административная» модель ). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Согласно данной модели, инвалидность - это медицинская патология, чем инвалиды и отличаются от «нормальных» (здоровых) людей, а все проблемы инвалида - следствие данной патологии. Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика обозначаются термином «disabilism» - «дизабилизм», что предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным. Ценность человека рассматривается с точки зрения его «полезности» для общества. Такое понимание проблемы инвалидности доминировало в общественном сознании до середины XX в. и являлось характерным для индустриального общества вне зависимости от политического режима, когда человек рассматривался в первую очередь как производитель материальных и духовных благ.

Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема (так называемая «социальная» модель ). Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная организация, инфраструктура и т. д.), т. е. инвалиды рассматриваются скорее как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности, согласно данной модели, заключается в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав, а содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых человеческих прав .

Такой принципиально новый взгляд на проблему инвалидности связан, вопервых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а вовторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства», который наметился во второй половине XX в. Человек с ограниченными возможностями стал рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание условий для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.

Данный подход является сегодня основополагающим в формировании и развитии системы социальной реабилитации инвалидов за рубежом. Однако нельзя забывать о воздействии специфических условий каждой отдельной страны. Обобщая зарубежный опыт в целом, следует говорить об особенностях американской и европейской моделей. Несмотря на схожесть решаемых задач, имеют место быть различия в подходах, методах и организационном оформлении .

Так, в США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Социальная поддержка осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов , так как муниципалитеты (за плату) привлекают их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг. Основными среди них являются:

- адаптационная подготовка , помогающая инвалиду приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Ее цель - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность инвалида. Подготовка к труду призвана облегчить дальнейшее трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться в ней успеха;

- помощь инвалиду в обустройстве жилья призвана создать условия для нормального и независимого быта, самообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, приобретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида прежде всего дома , а не в стационаре;

- оказание транспортных услуг : социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприятия, в бассейн и т. д.;

Выплата специальных пособий и компенсаций , предусмотренных законодательством.

Большой интерес представляет практика социального обслуживания инвалидов в Великобритании . Круг организаций, оказывающих такого рода помощь, включает в себя 3 группы: местные власти , которые предоставляют большую часть социальных услуг инвалидам; частные владельцы домов , зарабатывающие тем, что они обеспечивают уход; общественный сектор , состоящий из благотворительных организаций, которые оплачивают штат и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги.

Социальные службы мобилизуют все возможности для того, чтобы помочь людям жить дома . Однако, те, кто нуждается в дополнительной поддержке в дневное время, могут посещать дневной центр , находящийся в пределах досягаемости от их дома.

Центры включают обслуживание людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды, которые кроме социальных работников включают психологов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей. Центры социального обучения (ЦСО) продолжают тренинг с молодыми людьми, имеющими трудности в обучении после окончания школы. Упор делается на самообслуживание и приобретение социальных умений, таких как совершение покупок, приготовление пищи, обращение с деньгами, пользование общественными местами. Это позволяет пациенту жить в обществе и рассчитывать на собственные силы. В центрах также проводятся занятия по рисованию, рукоделию, работе по дереву, физкультуре, чтению и письму.

Центры подготовки взрослых (ЦПВ) имеют рабочие места для инвалидов (работа от простой сборки компонентов и рукоделия до более сложных процессов, включающих использование резных и электроинструментов). Прогресс пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением.

При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Инвалиды принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом выплачивается субсидия. Штат центра занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях. Информация о службах занятости для инвалидов размещена в Кодексе хорошей практики инвалидов и в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центрами занятости.

Инвалидам часто бывает нужно медицинское лечение, и больницы предоставляют кратко– и долговременные услуги по уходу амбулаторно или в клинике. Инвалидов порой помещают в больницу на короткие периоды, чтобы дать облегчение родственникам. Кроме медицинского и сестринского ухода, поддержки со стороны социального работника в больнице, инвалиды также могут получать лечение и терапию от психотерапевтов или трудотерапевтов.

Трудотерапия является одним из перспективных направлений работы с инвалидами за рубежом. Главная ее цель - коррекция физического и психологического состояний инвалидов посредством специфической трудовой деятельности , осуществляемой для оказания помощи инвалидам и достижения их независимости во всех аспектах повседневной жизни . Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя «инструкторами по труду», способствующими посредством труда ускорить восстановление утраченных жизненных функций человека и его выздоровление или способность самостоятельно обслуживать себя. Способствует развитию международно признанных норм обучения трудотерапевтов в различных странах Всемирная организация трудотерапевтов .

Работа трудотерапевта многогранна. Помощь и поддержка клиента подбирается конкретно под каждый индивидуальный случай. В функции трудотерапевтов входят оценка состояния инвалида; развитие его специфической физической активности; подбор, установка и применение адаптационного оборудования и инструментов; придание максимума независимости инвалиду и улучшение качества его жизни.

Не менее интересным представляется одно из наиболее успешных направлений работы с уязвимыми группами, получившее за рубежом название «оккупационной терапии» , т. е. терапии повседневными занятиями. Это форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социального блока, здравоохранения и образования. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях .

Заметим, что трудотерапия, используемая как вид реабилитационной деятельности, это далеко не оккупационная терапия. За рубежом специалистов этого направления готовят уже почти 70 лет. Особенно большое развитие оно получило в Великобритании и США .

Что же является содержанием оккупационной терапии и кто нуждается в ее услугах? Начинается она с функциональной диагностики , необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации , зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.

Таким образом, ключевой элемент оккупационной терапии - это выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Следовательно, оккупационная терапия имеет две стороны: реабилитационную , направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию (умывание, причесывание), и терапевтическую , направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования (вязание, шитье).

Попутно оккупационный терапевт может обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, престарелым или инвалидом, например: технике снятия физического и эмоционального стресса, связанного с уходом за кем–либо; умению найти занятия, значимые и интересные для человека; умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным; способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности.

В ряде стран оккупационные терапевты и их ассистенты работают в разнообразных учреждениях и организациях: отделениях «скорой помощи»; центрах детского здоровья, детских поликлиниках; реабилитационных центрах; психиатрических больницах; центрах психического здоровья; центрах дневного ухода за детьми; центрах лечения ожогов; ортопедических клиниках. Специалисты такого профиля оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и вследствие этого нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что оккупационная терапия за рубежом является интегральной частью основного комплекса услуг здравоохранения , которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. Она выгодна не только с социально–психологической , но и экономической точек зрения , т. к. позволяет: значительно сократить пребывание человека в больнице; уменьшить нужду в госпитализации; обеспечить скорейшее возвращение на работу; сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы; облегчить возвращение человека в общество.

В отечественной социальной работе данная специальность пока еще не получила своего официального статуса. Но как новое направление деятельности она, безусловно, перспективна. Являясь междисциплинарной и представляя собой профессиональную деятельность в сфере социальной защиты, здравоохранения и реабилитации, она требует соединения усилий различных министерств и ведомств для ее дальнейшего развития и лицензирования.

В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения. Все большее внимание уделяется комплексной реабилитации, в системе которой находят свое место меры профессиональнотрудовой реабилитации и социальносредовой адаптации инвалида.

Литература

1. Социальная работа / под ред.В. И. Курбатова - Ростов н /Д.: Феникс, 2003. - 480 с.

2. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова. - М.: Изд.–торг. корпорация «Дашков и К», 2007. - 240 с.

3. Ярская–Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская–Смирнова, Э. К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2005.

Прогуливаясь первое время по Барселоне, мы очень удивлялись огромному количеству инвалидов. Думала – странно, в Украине их столько нет. Скоро я поняла – в Украине инвалидов не меньше, просто мы их не видим. Они в нашей стране не просто соответствуют термину «люди с ограниченными возможностями», они – люди без возможностей вовсе. И не замечаем мы их, потому как они сидят в четырех стенах, не имея возможности даже выйти на прогулку – колясочники из-за физических ограничений, другие из-за страха невосприятия окружающими.

Даже сооружения банального пандуса люди могут ждать годами. А такая роскошь, как нормально работающий (и установленный в правильном месте) лифт в метро, и вовсе кажется достижением из другой галактики…

Испания же демонстрирует не просто отлаженные бытовые условия для инвалидов. Здесь видно абсолютную зрелость общества, которое не делится на здоровых и больных, на красивых и не очень.

Мне бы хотелось очень много вам показать на тему жизни инвалидов в Барселоне. Но по этическим соображениям здесь практически не будет фотографий людей. И заранее прошу прощения за некоторые формулировки и «диагнозы на глаз».

Я живу в спальном районе Барсы, учусь в ее самом туристическом сердце. Каждый день я езжу на метро или на велосипеде, хожу в спортклуб, на пляж, в музеи, по магазинам. И везде я вижу людей с ограниченными возможностями.

Вот, рядом со мной в метро без сопровождения едет парнишка с синдромом Дауна. За соседним столиком в кафе попивает пивко колясочник с другом. Бассейны в нашем спортклубе оборудованы специальными креслами для погружения в воду неходячих людей. А периодически на занятия приходят ребята с проблемами умственного развития – их сопровождают специалисты.

Барселона не идеальна, но продумана очень хорошо.

Везде есть пандусы и съезды.

Все торговые центры и 95% станций метро оборудованы лифтами.

Если конструкция станции не позволяет коляске заехать в вагон, то здесь никому не вешают лапшу на уши, что переоборудование станции невозможно. Здесь просто сооружают нехитрый пандус.

Дорога, вымощенная брусчаткой, имеет специальную асфальтированную полосу для инвалидного кресла.

Инвалиды в Барсе не выживают, они живут максимально нормальной жизнью. Ходят в кафе, на шоппинг, встречаются с друзьями. Город приспособлен для того, чтобы физические ограничения не мешали человеку по возможности самостоятельно себя обслуживать. «Сходить», куда хочется, купить то, что понравилось.

И самое главное для меня – это отношение к ним людей. Та самая зрелось общества. Никто не заостряет внимание на «неполноценности» человека. Его просто принимают и живут рядом с ним.

На детской площадке никто не шарахается от того, что рядом расположилась компания колясочников. В вагоне метро люди просто не обращают внимания на парня с ДЦП в инвалидном кресле, который не может говорить, а только издает непривычные для нас звуки. На него не таращатся, а продолжают читать книги, ковыряться в телефонах. Но в нужный момент все автоматически расступаются, чтобы он мог проехать.

На парковке никто не занимает места для инвалидов. И в магазине никто не вломится в примерочную для них. Даже если рядом нет инвалидов, а в другие примерочные очередь.

Найти работу в России могут не больше 15 процентов людей с ограниченными возможностями

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ сегодня численность инвалидов трудоспособного возраста приближается к четырем миллионам человек. При этом очень многие хотят работать, но не могут работу найти.

Вопрос трудоустройства людей с ограниченными по здоровью возможностями стоял и в советское время. Но тогда больше половины из них были трудоустроены. А сегодня, по разным данным, найти работу могут не больше 15 процентов. Достучаться же до власти им нелегко.

Ростовчанина Андрея Баталова узнала вся страна, когда на «Прямой линии» с Владимиром Путиным режиссер Никита Михалков рассказал главе государства о ростовском инвалиде, который приехал, чтобы задать свой вопрос, но не смог попасть в студию.

Андрей Баталов хотел рассказать президенту, что многие инвалиды – умные люди, у многих высшее образование, и они способны быть управленцами, развивать собственный бизнес. Они вполне могут быть руководителями и трудоустраивать себе подобных. От администрации города он просил помощь в предоставлении мест под офис. Но его бизнес-план был отвергнут.

Чиновники к 2020 году планируют обеспечить работой не менее половины инвалидов трудоспособного возраста, что будет соответствовать уровню занятости инвалидов в странах Западной Европы. Сегодня такой показатель выглядит фантастическим. Непонятно, как удастся всех трудоустроить.

Ведь у нас в стране нет программ интеграции людей с инвалидностью на уровне государства, как на Западе. Зато есть бесперспективные программы по оборудованию рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.

За несколько лет под эти программы федеральный бюджет выделил миллиарды. Возмещались затраты компаний-работодателей на создание инфраструктуры, адаптацию инвалида на рабочем месте и наставничество. И что в итоге? Уровень трудоустройства инвалидов повысился лишь на несколько процентов.

Почему же труд инвалидов не пользуется спросом у отечественных работодателей? Казалось бы, принятие на работу инвалида дает организации определенные льготы. Однако в нашей стране льготы, как известно, часто оборачиваются проблемами, а потому организациям проще инвалидов на работу не брать.

В санитарных нормах, предписывающих для каждого такого сотрудника особое рабочее место, говорится, что оно обязательно должно быть просторным, иметь хорошую вентиляцию. Его ни в коем случае нельзя организовывать в цокольном или подвальном этажах. Полы в помещении, где трудится инвалид, не должны быть скользкими, их обязательно надо утеплить.

То есть при создании рабочего места нужно учитывать особенности недуга, которым страдает работник. Сердечники должны исполнять трудовые обязанности в комнате, где отсутствует солнечная сторона. А стол работника, переболевшего туберкулезом, наоборот, следует развернуть на южную сторону.

Кроме того, работодателю надо учесть и еще несколько немаловажных моментов. В здании, где работают инвалиды, придется открывать столовую, чтобы готовить для них горячую пищу (это обязательное требование), а также кабинет врача (на всякий случай). Если сложить все затраты, то организация рабочего места инвалида по сегодняшним нормам и правилам может доходить до шестисот тысяч рублей и выше (не считая услуг приглашенного врача и повара). Понятно, что подобную сумму государство за каждого инвалида платить не будет. Максимум на что может рассчитывать сердобольный руководитель – 100 тысяч рублей компенсации за каждое рабочее место для инвалида.

Хорошо если человек, имеющий группу инвалидности, в состоянии нормально передвигаться: до работы он дойти сможет. А если, например, речь идет об инвалиде-колясочнике? За ним нужно посылать социальное такси или специальный автобус. Если все дополнительные затраты вычитать из скромной зарплаты инвалида каждый месяц, то получать ему будет нечего.

Содержать в штате человека с ограниченными возможностями для любого работодателя очень накладно и очень непросто. Такой работник может постоянно сидеть на больничном, уходить – раньше, приходить – позже, и это ему будет легко сходить с рук. А уволить инвалида очень непросто. Работодатель должен убедить такого человека уйти по собственному желанию, либо устраивать ежегодную аттестацию с целью подтвердить его профнепригодность

Но в наших министерствах привыкли мыслить в глобальных масштабах. На разработку неисполнимых технических регламентов и сомнительных проектов по трудоустройству государство не жалеет миллиарды.

А в итоге в службы занятости обращаются единицы. И помогают с работой далеко не всем.

Дело, конечно, не в том, что люди ленятся идти в службы занятости. Чаще всего сюда приходят инвалиды третьей группы – с самыми легкими формами заболеваний. Колясочники, люди с ослабленным слухом или зрением чаще всего остаются «за бортом». В том числе и потому, что не каждый раз, например, инвалида по слуху может сопровождать по назначению сурдопереводчик, а без него диалога со специалистом службы занятости не получится.

В Минтруде предлагают переформатировать работу центров занятости населения. Теперь предпочтение будет отдаваться инициативной работе с инвалидами. Согласно новому законопроекту, бюро МСЭ будут предоставлять службам занятости информацию о желании человека с ограниченными возможностями работать, а также о его согласии на подбор тех или иных вакансий. Документ предусматривает и содействие в поиске работы тем инвалидам, для которых это будет прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Программы сопровождения, в рамках которых людям с инвалидностью не только предложат откликнуться на вакансию, но и научат составлять резюме, презентовать себя и успешно проходить собеседование, ориентироваться на рынке труда, сегодня очень востребованы. Понятно, что служба занятости в одиночку с этой проблемой справиться не может. С 2011 года государство стало поддерживать общественные организации, которые занимаются трудоустройством инвалидов на открытом рынке. Но их на сегодня очень мало.

За рубежом же проблему трудоустройства инвалидов решают более основательно. Во многих странах мира приняты специальные программы по включению инвалидов в производственную деятельность.

В большинстве стран Европейского союза, как и у нас в стране, введена система квотирования для инвалидов определенного числа рабочих мест на предприятиях. А в таких странах, как США, Великобритания, странах Скандинавии, Канаде, наоборот, отказались от квот для инвалидов, но в то же время там требуют от работодателей позитивного отношения к приему на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, особое значение уделяют оснащению рабочих мест.

Во Франции инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтов. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов). Деятельность этих организаций, направленная на инвалидов, софинансируется со стороны Ассоциации по управлению Фондом социализации инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.

В Германии некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в десятки институтов начального обучения инвалидов (Berufsbildungswerke). Продолжить образование они могут в институтах продолжительного обучения инвалидов.

При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, рабочее место обеспечивается необходимым оборудованием.

Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для людей с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Инвалиды в Англии принимаются на работу с испытательным сроком (шесть недель), при этом им выплачивается субсидия. Конечно, о таком отношении нашим инвалидам приходится только мечтать.

«Людей с инвалидностью у нас в стране социально реабилитировали через спорт, искусство, оздоровительные программы, но их не готовили к тому, чтобы получать профессию, – замечает Янина Урусова, член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью при Президенте РФ. – На сегодняшний момент мы имеем «класс социальных благополучателей, а не рабочий ресурс, который государство предполагает в людях с инвалидностью, требуя от промышленности и бизнес-структур их трудоустройства».

Если на проблему взглянуть с этой точки зрения, то все сразу встает на свои места, ибо создание «рабочих мест для инвалидов» – это профанация, поскольку нет такой профессии «инвалид».

Есть переводчики, IT-эксперты, менеджеры, слесари, имеющие инвалидность. И рабочие места должны предоставляться им по их квалификации, а не по признаку инвалидности.

Чиновники Минтруда соглашаются, что нужно разрабатывать дополнительные меры по привлечению инвалидов к труду и поощрять тех работодателей, которые трудоустраивают их сверх квоты. Но до сих пор не определились с деталями. Зато определились с тем, как воздействовать на нарушителей. Суть нового законопроекта в том, чтобы всем миром навалиться на нарушителей законов и предписаний. Роструду поручается контролировать выполнение требований доступности госуслуг для инвалидов в учреждениях занятости и социальной защиты, Ространснадзору – в сфере транспорта, Росздравнадзору – в сфере здравоохранения, Рособрнадзору – в образовательных организациях.

Побуждать нерадивых чиновников и работодателей к соблюдению прав инвалидов, разумеется, нужно. Но не отпугнет ли целая армия проверяющих тех, кто действительно стремится помочь инвалидам? Им нужны не проверки, а внятные правила и экономические стимулы для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Пока же стимулы ничтожно малы, ждать прорыва в трудоустройстве инвалидов при таком положении дел не приходится.

А может, не грех уже и чужим опытом воспользоваться?


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Валерий Спиридонов рассказывает, как инвалиды живут и работают в странах Европы, и делится своими впечатлениями о существующих там программах реабилитации, которые помогают людям с ограниченными возможностями оставаться полноценными членами общества и трудиться на его благо.

Общие ценности: забота и равноправие инвалидов на примере Европы

Проживая жизни в бешеном современном ритме, люди настолько сильно поглощены личными проблемами и заработком денег, что попросту забывают ценить свое здоровье. Мы воспринимаем его как само собой разумеющееся. Однако никто не застрахован от инвалидности. Конечно же, многие люди уже рождаются с определенными нарушениями в умственном, психологическом или физическом развитии, но миллионы ежегодно приходят к инвалидности из-за вредной работы, перенесенных травм, аварий.

По подсчетам социологов, на данный момент больше миллиарда человек страдают от проблем с инвалидностью, что составляет около 15% населения планеты. Когда в 1970-е подобное исследование проводила Всемирная организация здравоохранения, эта цифра едва доходила до 10%. Больше всего к инвалидности склонны люди пенсионного возраста, но и дети не защищены от этой проблемы.

К сожалению, во многих странах мира к инвалидам относятся как к обузе, ведь они представляют собой льготную социальную группу населения, имеющую доступ к бесплатному обеспечению и ряду других преимуществ. В России и странах СНГ к вопросам о социальной защите инвалидов стали серьезно относиться только с недавних пор. Хотя они стабильно получали пенсионные выплаты по инвалидности, люди с ограниченными возможностями по-прежнему были изолированными от общества и оставались наедине со своей проблемой.

В Европе уже довольно давно действуют законы и реабилитационные программы, направленные на то, чтобы устранить дискриминацию инвалидов и помочь им безболезненно интегрироваться в общество. Любому человеку для эмоционального и физического здоровья необходима занятость, общение с людьми и равенство в правах, поэтому европейские системы социальной защиты инвалидов отлично показывают себя на практике и заслуживают особого внимания.

Что понимают под термином "инвалидность"

В России, на Украине и в некоторых других странах инвалидность определяется тремя группами, каждая и которых присваивается в зависимости от уровня ограничения возможностей человека. В Европе такие оценки и распределение проводятся по другим критериям, позволяющим оценить процент потери трудоспособности инвалидов.

К инвалидам относятся не только колясочники и люди, потерявшие конечности, но также дети и взрослые со сложными психологическими или физическими заболеваниями, с полной или частичной потерей зрения, слуха, проблемами в развитии и не только.

К каждой такой группе необходим особый подход, но важно понимать, что они все имеют право на полноценную и счастливую жизнь без ограничений. Иногда для обеспечения такого результата инвалидам достаточно оказать небольшую поддержку и помощь, чем и занимаются европейские специалисты.

Как общество в Европе относится к инвалидам

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Всегда найдутся люди, которые будут тыкать пальцами и отворачиваться при виде инвалидов, но современное общество постепенно становится более сознательным и лояльным.

Сегодня люди с ограниченными возможностями могут свободно посещать кинотеатры, кафе и рестораны в Европе, так как эти места оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочими полезными техническими решениями, помогающими инвалидам не испытывать дискомфорта. Это требование к бизнесу на уровне законодательства.

В большинстве случаев люди с инвалидностью сами изолируют себя от общества, так как боятся насмешек и неприятных взглядов, именно поэтому в Европе с ними работают специально обученные психологи и сопровождающие.

Они помогают им адаптироваться к обществу, правильно воспринимать происходящее и учат общаться. Большой популярностью пользуются группы реабилитации, в которых инвалиды знакомятся между собой и вместе восстанавливаются.

Социологические опросы, проведенные среди европейского населения еще в 2001 году, на тему того, что люди испытывают в присутствии инвалидов, выявили, что около 20% человек чувствуют себя некомфортно. Однако остальные респонденты не видели в этом никакой проблемы. Недавние исследования показали, что данный показатель постепенно снижается.

Где в Европе наиболее выгодные условия для обучения и работы инвалидов

Германское правительство весьма эффективно занимается социально трудовой реабилитацией инвалидов. Германия входит в список европейских государств, которые считают выплаты пенсий инвалидам гораздо менее эффективной стратегией, чем их специализированное обучение и обеспечение работой. Заботой о людях с ограниченными возможностями здесь заняты многие государственные учреждения, а также церковные и общественные организации.

Все эти рабочие и организационные моменты находятся под ответственностью Федерального управления по труду. Финансы на обеспечение инвалидов поступают из заработных плат трудящихся и предпринимательских взносов.

Случай каждого инвалида рассматривается индивидуально, чтобы определить для него наиболее подходящую профессию. Затем проходит профессиональная адаптация, обучение и при необходимости повышение квалификации.
Работодатели заинтересованы в найме таких сотрудников, так как они получают дотации от государства. Насчитывается более 40 специальностей подготовки инвалидов, включая сферу торговли, обработку древесины и металла, а также кожи и тканей. Продолжительность обучения может составлять от двух месяцев до двух лет.

Ярким примером успешной профессиональной реабилитации стал центр в Гейдельберге, в котором основам программирования, радиотехники и электроники обучается больше 800 человек. Дети-инвалиды в Германии на их выбор могут учиться в специализированных или обычных школах наравне с другими детьми.

Весьма эффективно трудоустройство инвалидов контролируется в Великобритании, где работодатель обязуется не просто взять человека с ограниченными возможностями на работу, но и обеспечить его благоприятными условиями труда, а также специализированным обучением, повышением квалификации и карьерным ростом. Не менее внимательно к этому вопросу отнеслось и правительство Франции. Там действуют специальные квоты на рабочие места для инвалидов.

Льготы и выплаты инвалидам в европейских странах

— Литва. Довольно интересная система выплаты пособий инвалидам сложилась в этой стране. Рассчитывать на их получение могут только люди, утратившие трудоспособность не менее чем на 45 процентов. Все они получают базовую пенсию в размере 115 евро, а размер остальной доплаты зависит от трудового стажа. Государство предлагает таким людям выгодные скидки на использование общественного транспорта. Дополнительные отпускные недели, снижение налогов и специальные субсидии на жилье.

— Польша. Инвалиды старше 30 лет получают пособие, если у них есть пять лет рабочего стажа, а младше — от одного до четырех лет стажа. Если доход такого гражданина превышает 70% от среднего уровня зарплаты в Польше, пособие будет выплачиваться не в полном размере. В любом случае пенсия по инвалидности не может быть меньше 216 долларов.

— Германия. Люди с тяжелой формой инвалидности, которая не позволяет им работать более трех часов, получают полное пособие — около девяти тысяч евро в год. Работающие до шести часов ежедневно, могут рассчитывать лишь на половину. В основе социально трудовой реабилитации германцев-инвалидов лежит принцип: чем больше работы, тем меньше пособие. Дети могут получать пособие по инвалидности до 27 лет.

В каких европейских странах инвалиды могут бесплатно пользоваться услугами персональных ассистентов

Германское законодательство гласит, что бесплатно пользоваться услугами персонального ассистента может только человек с тяжелой формой инвалидности. Остальные могут на несколько часов в день нанимать сопровождающего за счет муниципалитета или за дополнительную плату.

Схожая система действует и в Швейцарии, где с недавних пор муниципалитет взял на себя оплату сопровождающих и персональных ассистентов инвалидов, если занятость таких специалистов занимает не более 20 часов в неделю. Подобное нововведение особенно благоприятно сказалось на семьях с детьми-инвалидами, ведь теперь они смогут вести нормальную жизнь в кругу родных и близких, а не в специализированных учреждениях, как это практиковалось ранее.

В Латвии, где больше 18 тысяч инвалидов нуждаются в помощи персональных ассистентов, услуги таких специалистов тоже можно получить бесплатно. Для этого нужно обратиться в социальную службу самоуправления с соответствующим заявлением и указанием предполагаемой занятости такого ассистента (не более 40 часов в неделю).

Нетрудно прийти к выводу, что правительства практически всех европейских государств серьезно занимаются совершенствованием социальной защиты и обеспечения инвалидов. Новые законы и поправки обязательно учитывают неточности, устраняя их. К людям с ограниченными возможностями относятся как к равнозначной и неотъемлемой части общества, что освобождает их от физических и психологических проблем.

В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолога - педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.

· Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями здоровья в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение).

· Во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье.

· В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение.

· В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае.

В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как "стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов.

· изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности;

· разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам.

Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.

В США действует программа "Инклюжен”. Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" (закон № 93-112, 1973 г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким, образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

По всей стране стали появляться общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей - инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель "Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.

В поддержку этой модели обучения было снято несколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными возможностями. Однако, в США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.

Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.

В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью "развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной”.

Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи.

В Великобритании так же существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование.

Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

Для работы с детьми с нарушениями интеллекта в ряде стран, преимущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.

Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идёт переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно.

Это переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).

3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.

5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.

7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.

Интересен опыт работы, за рубежом, с онкологически больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США

функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с

определенными заболеваниями, другие всем нуждающимся умирающим

людям. В Королевстве Норвегия, где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологических больных берут на себя общественные и частные организации.

Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, - это "Норвежское общество борьбы с раком" (НОБР). Помощь в основном оказывается в окружных больницах НОБР (их пять), где работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста - соционома (социальный работник со специальной подготовкой, в том числе и юридической, подготовкой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.

Деятельность социального работника за рубежом начинается с роддома, в основном, направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т.д. Социальный работник работает в тесном тендеме с медиками и психологами с появлением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на свет, чего нельзя сказать о России.

Таким образом, можно сделать соответствующий вывод: социальный статус детей с ограниченными возможностями в России всё ещё очень низкий. Действительно раннее включение таких детей в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, изменений законодательства, дополнительных усилий. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Одно из таких усилий, частично решающее эту проблему является ранняя социальная адаптация, как процесс возвращения и приобщения детей к социальной жизни.