Закон по идентификации крс и прослеживание. Порядок выдачи ветеринарного паспорта идентифицированным сельскохозяйственным животным. Ветеринарно-санитарное состояние пасеки

1. Учет и идентификация животных осуществляется в целях:

1) формирования в обществе более гуманного и ответственного отношения к животным,

2) получения полной и достоверной информации о животных, находящихся во владении физических и юридических лиц,

3) предотвращения распространения заразных болезней животных, включая заболевания, общие для человека и животных,

4) осуществления контроля в сфере обращения с животными.

2. В целях настоящего закона индивидуальной идентификации и учету подлежат:

1) собаки и кошки;

2) другие животные-компаньоны, за исключением мелких грызунов, пресмыкающихся, земноводных и рыб;

4) животные, используемые в притравочной деятельности;

5) служебные животные.

3. Учет и идентификация сельскохозяйственных животных осуществляется в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.

4. Учет и индентификация животных-компаньонов осуществляется без взимания платы за услугу, за исключением услуги по электронному мечению животного.

5. Учет и идентификация животных производится органами государственного ветеринарного надзора. Каждому животному присваивается индивидуальный пожизненный номер, который остается неизменным в случае смены владельца животного.

6. Данные учета вносятся в единую федеральную базу данных животных. Порядок учета и идентификации животных, а также порядок получения заинтересованными лицами сведений о собственниках животных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Ежегодному переучету подлежат:

1) собаки потенциально опасных пород,

2) служебные животные,

3) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

4) животные используемые в притравочной деятельности,

5) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

6) животные в приютах любых форм собственности,

7) животные, находящиеся в собственности юридических лиц.

8. Обязательному электронному мечению (чипированию) подлежат:

1) животные, отчуждаемые лицами, осуществляющими деятельность по разведению и/или торговле животными,

2) собаки потенциально опасных пород,

3) служебные животные,

4) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

5) животные используемые в притравочной деятельности,

6) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

7) животные в приютах любых форм собственности,

8) животные, находящиеся в собственности юридических лиц,

9) безнадзорные животные.

9. Документом, удостоверяющим факт постановки животного на учет и его идентификации, является удостоверение установленной формы, где указываются персональные данные владельца животного, индивидуальные характеристики животного, а также идентификационный номер животного и способ его идентификации.

10. Владельцем безнадзорного животного считается орган местного самоуправления, куда удостоверения о постановке на учет и идентификации безнадзорных животных передаются на хранение.

11. Постановка на учет животных лицами, осуществляющими деятельность по разведению и продаже животных, производится до отчуждения животных. Сведения о новых владельцах животных направляются в трехдневный срок в орган, осуществляющий регистрацию животных.

12. Снятие с учета умершего животного осуществляется в течение 5 дней с даты поступления в орган, осуществляющий постановку на учет животных, сведений, сообщенных владельцем животного либо иным лицом, обязанным в соответствии с требованиями настоящего закона и иных нормативно-правовых актов передавать сведения о фактах смерти животных.

Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ

Статья 11 Общие требования при обращении с животными.

1. Обращение с животными должно соответствовать принципам гуманности и ответственности, а также требованиям, установленным настоящим законом и иными нормативно-правовыми актами в сфере обращения с животными. Жестокое обращение с животными запрещается.

2. Лицо, во владении которого находится животное, обязано обеспечивать условия содержания животного, соответствующие его биологическим и индивидуальным особенностям, включая удовлетворение потребностей в пище, воде, сне, движении, общении и отдыхе.

3. При обращении с животными запрещается:

1) истязание животных, нанесение побоев, увечий, травм, причинение иного вреда животным;

2) проведение на животных без обезболивания ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

3) осуществление хирургического и иного травматического вмешательства в отношении организма животного, не являющегося оказанием ветеринарной помощи, за исключением оперативных вмешательств, осуществляемых с целью регулирования численности животных путем кастрации и стерилизации, а также проведением работы с экспериментальными животными;

4) использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных, за исключением случаев оказания ветеринарной помощи;

5) разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель, а также любое ограничение допуска в места проживания животных, если это представляет угрозу их здоровью или может привести к их гибели;

6) натравливание животных на человека или на других животных, в том числе на диких животных;

7) жестокая эксплуатация животных;

8) использование животных в общественных местах с целью сбора денежных средств (попрошайничества);

9) жестокое умерщвление животных,

10) другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными.

4. Обрезание ушей и хвостов животных допускается, только если является обязательным по стандарту породы. Указанные процедуры должны производиться ветеринарным врачом с обязательным обезболиванием.

5. Если дальнейшее использование животного перестало быть возможным по его целевому назначению, собственник животного обязан обеспечить содержание этого животного до естественной смерти или передать его в приют или реабилитационный центр, имеющий условия для содержания таких животных, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона. Непригодные к использованию по целевому назначению сельскохозяйственные подлежат умерщвлению в порядке, установленном настоящим законом, либо передаются лицам, имеющим условия для содержания таких животных.

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.08.2015 № 680 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Примечание РЦПИ.
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 7-1/68.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 июля 2002 года "О ветеринарии" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемые Правила идентификации сельскохозяйственных животных.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2010 года.

Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 декабря 2009 года № 2331

Правила
идентификации сельскохозяйственных животных

1. Общие положения

1. Настоящие Правила идентификации сельскохозяйственных животных (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 июля 2002 года "О ветеринарии" и определяют порядок проведения идентификации сельскохозяйственных животных.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) база данных по идентификации сельскохозяйственных животных - часть ветеринарного учета , предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая подразделениями местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, и используемая уполномоченным органом;
2) идентификация - система учета животных, включающая присвоение индивидуального номера животным путем биркования, чипирования, таврения с включением сведений о животном в базу данных и выдачей ветеринарного паспорта на животное;
3) индивидуальный номер - индивидуальный код, присваиваемый животному, включающий в себя буквенное и цифровое обозначение, наносимое на бирку, чип, болюс или тавро;
4) ветеринарное подразделение - подразделение местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, городов районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, осуществляющее деятельность в области ветеринарии;
5) разнарядка - документ вышестоящего ветеринарного подразделения нижестоящему ветеринарному подразделению о распределении (передаче) атрибутов и изделий ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи ветеринарных паспортов ;
6) средства идентификации сельскохозяйственных животных - бирки (визуальные навесные, с радиочастотной меткой), чипы, болюсы, тавро.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 07.10.2011 № 1146
3. Идентификации подлежат все сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Республики Казахстан. Молодняк крупного и мелкого рогатого скота, а также верблюжат идентифицируют по истечении 7 (семь) дней после их рождения, но не позднее 10 (десять) рабочих дней со дня рождения. Жеребят идентифицируют с 4-месячного возраста. Поросят идентифицируют с месячного возраста.
Все поголовье скота, перемещаемое на территории республики, идентифицируется в порядке, установленном в настоящих Правилах.
4. Процедура идентификации животных включает:
1) присвоение индивидуального номера и мечение сельскохозяйственных животных одним из способов, указанных в пункте 5 настоящих Правил;
2) выдачу ветеринарного паспорта на животное;
3) внесение сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии.
5. Мечение сельскохозяйственных животных в зависимости от вида осуществляется одним из следующих способов:
1) биркование (крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи);
2) таврение (лошади);
3) чипирование (электронный вид идентификации) (все виды сельскохозяйственных животных).
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.04.2010 № 374 .
6. Биркование осуществляется путем прикрепления бирки на ухо животного и размещения ее посередине во внутренней части уха, по возможности ближе к его основанию. На бирках указывается индивидуальный номер согласно пункту 7 настоящих Правил.
Крупным животным прикрепляются две одинаковые бирки (с одним индивидуальным номером), по одной на каждое ухо, мелким животным прикрепляется одна бирка на правое ухо. Бирки не снимаются в течение всей жизни животного. Для биркования могут быть использованы бирки с радиочастотной меткой для прикрепления на левое ухо крупных и мелких животных.
Таврение осуществляется холодным или горячим способами. Тавро наносят на левую сторону туловища: литерные коды республики, области и вида животного в области лопатки, индивидуальный номер в области бедра.
Чипирование, использование бирок с радиочастотными метками и болюсов осуществляется согласно соответствующей инструкции по их использованию.
Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146
7. Индивидуальный номер состоит из 12 (двенадцать) символов, которые имеют следующее обозначение:
первые два символа - литерный код Республики Казахстан (двухбуквенное сокращенное название, соответствующее коду ISO - Международной организации по стандартизации);
третий символ - литерный код области;
четвертый символ - цифровой код вида животного;
с пятого по двенадцатый символы - индивидуальный номер животного, за исключением лошадей.
Индивидуальный номер лошади включает четыре символа. Индивидуальный номер лошади при превышении четырехзначного числа, предусматривается путем включения к индивидуальному номеру серии в виде литерного обозначения букв латинского алфавита.
Присвоение индивидуальных номеров животным в пределах области, города республиканского значения, столицы осуществляется последовательно.
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.04.2010 № 374 .
8. Литерные и цифровые коды Республики Казахстан, областей, городов Астаны и Алматы, закрепленные для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, присваиваются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
9. Бирки, чипы, тавро, используемые для идентификации животных, должны соответствовать форме, размерам и характеристикам, указанным в приложении 2 к настоящим Правилам.
Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
10. Ветеринарные паспорта , чипы, бирки, болюсы животных после их убоя на убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктах и мясоперерабатывающих предприятиях передаются ветеринарным врачом убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктов и мясоперерабатывающих предприятий по описи ветеринарным подразделениям соответствующих административно-территориальных единиц, а при убое для личного потребления владельцами передаются ветеринарным подразделениям соответствующих административно-территориальных единиц.
Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
11. Ветеринарные паспорта, чипы, бирки, болюсы при гибели животного, а также возникновении случаев, предусмотренных в пунктах и настоящих Правил, уничтожаются комиссионно-ветеринарными подразделениями соответствующих административно-территориальных единиц.
Сноска. Пункт 11 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
12. При перемещении идентифицированных животных из территории одной административно-территориальной единицы в другую присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением соответствующих сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
13. Импортированным животным, имеющим племенную карточку сохраняют индивидуальные номера, присвоенные в стране-происхождения. Данные об импортированных животных заносятся в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных с выдачей ветеринарного паспорта на животное в порядке установленном настоящими Правилами после прохождения профилактического карантина (тридцать календарных дней с момента импорта (ввоза) животного).
14. Идентификации не подлежат импортируемые животные, пунктом назначения, которых является мясоперерабатывающие предприятия, убойные пункты, убойная площадка (площадка по убою сельскохозяйственных животных) и последующем их забое в течение 30 (тридцать) календарных дней с момента их импорта (ввоза).

2. Порядок проведения идентификации сельскохозяйственным
животным

15. Местный исполнительный орган областей (города республиканского значения, столицы):
1) утверждает план мероприятий по проведению идентификации сельскохозяйственных животных с указанием сроков и ответственных исполнителей и доводит его до местного исполнительного органа района, города областного значения;
2) осуществляет государственные закупки и транспортировку (доставку) изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, ветеринарного паспорта на животное;
3) обеспечивает ведение базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии.
16. Местный исполнительный орган района, города областного значения:
1) на основании плана мероприятий по проведению идентификации сельскохозяйственных животных составляет и утверждает график проведения идентификации сельскохозяйственных животных, доводит до акима города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа и обеспечивает его выполнение;
2) организует транспортировку (доставку) изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, ветеринарного паспорта на животное до акима города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
17. Аким города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в соответствии с графиком проведения идентификации сельскохозяйственных животных определяет время и место проведения процедуры идентификации сельскохозяйственных животных.
18. Ветеринарный врач ветеринарного подразделения:
1) осуществляет ведение базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных (ввод данных в базу данных) по месту проведения идентификации в порядке установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии;
2) присваивает животному индивидуальный номер;
3) после осуществления биркования, чипирования, таврения выдает владельцу животного ветеринарный паспорт на животное в соответствии с главой 3 настоящих Правил.
Сноска. Пункт 18 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.04.2010 № 374 .
19. Распределение приобретенных изделий и атрибутов ветеринарного назначения, для проведения идентификации сельскохозяйственных животных осуществляется на основе разнарядки.
20. Процедура биркования, чипирования, таврения сельскохозяйственных животных проводится физическими и юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области ветеринарии и/или государственными предприятиями в области ветеринарии, созданными местными исполнительными органами соответствующих административно-территориальных единиц, являющимися поставщиками услуг по проведению ветеринарно-профилактических мероприятий (далее - исполнитель).
Сноска. Пункт 20 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.04.2010 № 374 .
21. Исполнитель при проведении биркования, чипирования, таврения сельскохозяйственных животных оформляет ведомость по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Ведомость составляется в 2-х экземплярах, скрепляется подписью Исполнителя и ветеринарного врача ветеринарного подразделения и печатью последнего.
Один экземпляр остается у исполнителя мероприятий, второй - у ветеринарного врача ветеринарного подразделения для последующего внесения в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
Сноска. Пункт 21 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.04.2010 № 374 .
22. Владелец животного в период проведения идентификации сельскохозяйственных животных обеспечивает возврат стоимости ветеринарного паспорта на животное, бирок (чипов) для идентификации животных путем зачисления соответствующей суммы в доход местного бюджета в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.
23. При утере или повреждении (невозможно определить индивидуальный номер) одной из бирок у крупного животного, владелец животного обращается в местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы с заявкой о выдаче дубликата бирки.
Местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы обеспечивает в установленном порядке заказ дубликата бирки и его выдачу в течение трех рабочих дней со дня поступления дубликата бирки.
При утере или повреждении (невозможно определить индивидуальный номер) обеих бирок у крупного животного и бирки у мелкого животного, животное изолируется до проведения сверки индивидуальных номеров других животных хозяйствующего субъекта с ветеринарными паспортами животных и базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных для установления индивидуального номера животного, бирки которого были повреждены или потеряны.
Повторная идентификация этих животных проводится в порядке, установленном настоящими Правилами, с присвоением животному нового индивидуального номера.
Сноска. Пункт 23 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
24. Идентификация молодняка сельскохозяйственных животных, принадлежащих физическим лицам осуществляется на основе заявок предоставленных владельцами животных по достижении возраста животных, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
Идентификация молодняка сельскохозяйственных животных, принадлежащих сельскохозяйственным формированиям, и крестьянских хозяйств осуществляется в соответствии с представленным руководителем в ветеринарное подразделение соответствующих административно-территориальных единиц графиком предстоящего отела (окота, опороса).

3. Порядок выдачи ветеринарного паспорта идентифицированным
сельскохозяйственным животным

25. Ветеринарным врачом ветеринарного подразделения соответствующих административно-территориальных единиц в течение 3 (три) рабочих дней с момента присвоения животному индивидуального номера его владельцу выдается ветеринарный паспорт по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
26. Ветеринарный паспорт на мелкий рогатый скот (овцы, козы), свиней выдается на группу (отару) с указанием индивидуального номера каждого животного, по остальным видам животных - индивидуально.
27. Ветеринарным врачом ветеринарного подразделения в ветеринарный паспорт заносятся сведения о проведенных ветеринарных обработках и диагностических исследованиях животного, данные о владельце животного.
28. Последующее обновление данных ветеринарного паспорта животного осуществляется в процессе проведения ветеринарных мероприятий (диагностические исследования, профилактические обработки), смены владельца и в других случаях.
29. Ветеринарный паспорт скрепляется подписью и печатью ветеринарного врача ветеринарного подразделения соответствующих административно-территориальных единиц.
30. При выбытии крупных животных (реализация на воспроизводство) ветеринарный паспорт передается новому владельцу сельскохозяйственного животного с соответствующей отметкой в нем.
При выбытии части группы (отары) мелких животных (реализация на воспроизводство) новому владельцу выдается выписка из ветеринарного паспорта. По прибытию животного в пункт назначения, оформляется ветеринарный паспорт.
Соответствующие сведения вносятся в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
31. Выдача дубликата ветеринарного паспорта производится при его утере или ветхости.
Утерянные, испорченные ветеринарные паспорта считаются недействительными со дня подачи владельцами животных письменного заявления (с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи ветеринарного паспорта) ветеринарному врачу ветеринарного подразделения соответствующей административно-территориальной единицы.
Ветеринарный врач ветеринарного подразделения в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата ветеринарного паспорта с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу.
32. В ветеринарном паспорте на животное, выданном вместо утерянного или ветхого, ставится пометка "выданный повторно".

Приложение 1
к Правилам идентификации

Литерные и цифровые коды Республики Казахстан,
областей, городов Астаны и Алматы, закрепленные для
проведения идентификации сельскохозяйственных животных

Сноска. Приложение 1 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

Литерный
код

Цифровой код для
штрих-кода

Наименование

Республика Казахстан

Акмолинская область

Алматинская область

Актюбинская область

Атырауская область

Восточно-Казахстанская область

Жамбылская область

Западно-Казахстанская область

Костанайская область

Карагандинская область

Кызылординская область

Мангистауская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Южно-Казахстанская область

город Алматы

город Астана

Цифровой код сельскохозяйственных животных

1 - крупный рогатый скот
2 - мелкий рогатый скот
3 - свиньи
4 - лошади
5 - верблюды

Приложение 2
к Правилам идентификации
сельскохозяйственных животных

Формы, размеры и характеристика бирок, чипов и
тавро для сельскохозяйственных животных

Сноска. Приложение 2 в редакции постановления Правительства РК от 07.10.2011 № 1146 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

Средства идентификации сельскохозяйственных животных (бирки, бирки с радиочастотной меткой, чипы, болюсы) должны быть изготовлены производителями, находящимися в Списке производителей, размещенном на интернет-ресурсе Международного комитета по ведению записей о животных (ICAR): www.service-icar.com/manufacturer_codes/ Manufacturers_DB/manufacturer_codes_main.asp, при этом образцы закупаемых средств для идентификации должны быть размещены на указанном интернет-ресурсе.
Бирки должны:
быть устойчивыми к внешним воздействиям и легко считываться в течение всего жизненного срока животного;
исключать повторное использование;
иметь твердый кольцеобразный наконечник шипа на тыльной части бирки и уплотнительное кольцо в лицевой части бирки, обеспечивающее разрушение ушной бирки при ее расстегивании;
быть такой конструкции, которая после крепления к животному не причиняет ему вреда;
на бирках должны быть нестираемые надписи;
иметь желтый цвет, на каждой стороне бирки должны быть нанесены торговая марка (торговый знак) производителя и дата производства (месяц, год).
Лицевая сторона бирки должна иметь штрих-код. На бирках для крупных и мелких животных штрих-кодом закодирован индивидуальный номер животного, с использованием цифровых кодов для обозначения Республики Казахстан, областей, городов Астаны и Алматы, указанных в приложении 1 к настоящим Правилам. В штрих-коде индивидуальный номер животного с использованием цифровых кодов состоит из 14 (четырнадцать) символов.
Радиочастотные метки в бирках и чипы, должны соответствовать международным стандартам ISO 11784 и ISO 11785.
Размер тавр: для взрослых животных высота 8 см, ширина 5 см; для молодняка высота 5 см, ширина 3 см. Тавро для горячего таврения изготавливают из полосового железа с гладкой поверхностью шириной 18-30 мм, толщиной 3 мм. При таврении холодом используют стандартный размер цифр.


Приложение 3
к Правилам идентификации
сельскохозяйственных животных

Ведомость
о проведении идентификации сельскохозяйственных животных

Ф.И.О.
владельца
или
наимено-
вание
юриди-
ческого
лица,
которому
принадле-
жат
сельско-
хозяйст-
венные
животные

Адрес
владельца
или
наимено-
вание
юриди-
ческого
лица

Учетный
номер
объекта
произ-
водства,
осущест-
вляющего
выращи-
вание
животных

Данные о сельскохозяйственных
животных

Приме-
чание

Дата
прове-
дения
иден-
тифи-
кации

Иден-
тифи-
ка-
цион-
ный
номер

Иден-
тифи-
ка-
цион-
ный
номер
мате-
ри

Ме-
тод
иден-
тифи-
кации

Вид

Пол

Масть

Кли-
чка

Воз-
раст







































































Дата составления ведомости ___ _______ 20__ г.

Исполнитель ____________________
(Ф.И.О., подпись)

Ветеринарный врач ветеринарного подразделения ____________________
(Ф.И.О., подпись, печать)

Приложение 4
к Правилам идентификации
сельскохозяйственных животных

(1-бет)/(страница 1)

Ветеринариялық паспорт
Ветеринарный паспорт

Аудан/район (қала/город)
____________________________ облыс/область

(2-бет)/(страница 2)

Ветеринариялық паспорттың нөмipi/Номер ветеринарного паспорта: №____*

Жануар туралы деректер / Данные о животном:
Tүpi / Вид _________________________________________________________
Жынысы / Пол _______________________________________________________
Малдың түci / Масть ________________________________________________
Аты / Кличка _______________________________________________________
Жасы / Возраст _____________________________________________________
Бірдейлендіру әдici / Метод идентификации __________________________
Малдың тегі туралы деректер (егер асыл тұқымды жануар болса) /
Данные о родителях (если племенное животное) _______________________

Ауыл
шаруашылығы
жануарлары
тиесілі иесінің
Т.А.Ә. немесе
заңды тұлғаның
атауы / Ф.И.О.
владельца или
наименование
юридического
лица, которому
принадлежит
сельскохозяйст-
венные животные

Иесінің
мекен-жайы
немесе заңды
тұлғаның
атауы /
Адрес
владельца или
наименование
юридического
лица

Ауыл шаруашылығы
жануарларының иесі
ауыстырылған күн/
Дата смены
владельца
сельскохозяйствен-
ных животных

Ауыл шаруашылығы
жануарлары иесінің
ауыстырылуын
растайтын
мемветсанинспектордың
қолы мен мөpi /
Подпись и печать
госветсанинспектора,
подтверждающего смену
владельца
сельскохозяйственных
животных

















Берілген күні 20 __ ж. ___ ______. / Дата выдачи ___ ______ 20 __ г.

М.О./М.П.
(жануардың паспортын берген
жергілікті атқарушы органның
мөpi / печать местного исполнительного ____________________________
органа, выдавшего паспорт животного) (Т.А.Ә., қолы / Ф.И.О.,
подпись)

Ескертпе: *жануар паспортының нөмipi ауыл шаруашылығы жануарларының жеке нөміріне сәйкес келеді. Паспортты ауыл шаруашылығы жануарларының тобына (отарына) берген кезде төртінші жеті сан (бірдейлендіру нөмipiнiң жеке тасымалдаушысы) көрсетілмейді. Бұл сандар жануарлар паспортының 3-беттегі кecтeciнiң 3-бағанында көрсетіледі.
Примечание: *номер паспорта животного соответствует индивидуальному номеру сельскохозяйственных животных. При выдаче паспорта на группу (отару) сельскохозяйственных животных четвертые семь цифр (индивидуальный носитель идентификационного номера) не указывается. Эти цифры указываются в 3 графе таблицы на 3 странице паспорта животного.

3-бет / Страница 3

Күні/ Дата

Ауыл
шаруашылығы
жануарларының
тобына
(отарына)
паспорт
берген кезде
бірдейлендіру
нөмірін
тасымалдаушы /
Носитель
идентификацион-
ного номера при
выдаче паспорта
на группу
(отару)
сельскохозяйст-
венных животных

Ауыл шаруашылығы
жануарларының
тиісті ауруы
бойынша
ветеринариялық
ic-шаралардың (егу,
өңдеу, манипуляция-
лар немесе
диагностикалық
тесттер*) атауы /
Наименование
ветеринарных
мероприятий
(прививки,
обработки,
манипуляции или
диагностические
тесты*) по
соответствующему
заболеванию
сельскохозяйствен-
ных животных

Ветеринариялық
ic-шараларды
жүргізген
ветеринариялық
қызметкердің
Т.А.Ә. /
Ф.И.О.
ветеринарного
работника,
проводившего
ветеринарные
мероприятия

Қолы/
Подпись

































































































Ескертпе: * ветеринариялық ic-шараларды (егу, өңдеу, манипуляциялар немесе диагностикалық тесттері) жазу кезінде ауыл шаруашылығы жануарлары ауруының атауын көрсету қажет.
Примечание: * при записи ветеринарных мероприятий (прививки, обработки, манипуляции или диагностические тесты) необходимо указывать наименование болезни сельскохозяйственных животных.

Общее об идентификации товаров. Формирование новых позиций, положений в любой области знаний начинается с определения основных понятий, терминов, положений. Поэтому мы также начнем с формирования новых положений, терминов, понятий в области новых свойств товара-идентичности и подлинности. Основным термином, который стоит в заголовке данной лекции и которым мы будем опелировать, является идентификация (от лат. identificare - отождествлять).

«Идентификация продукции» - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду продукции.

В зависимости от назначения различают следующие виды
идентификации: ассортиментная (видовая), качественная
(квалиметрическая). Ассортиментная (видовая) идентификация - установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования. Качественная (квалиметрическая) идентификация - установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Идентификацию проводят как органы по сертификации, и испытательные лаборатории, так и эксперты-аудиторы самостоятельно. Определяют путём: на основе анализа документов, характеризующих партию продукции; либо путём исследований и испытаний продукции.

Основные задачи идентификации. К основным задачам идентификации относятся: определение основных критериев идентификации однородных групп продукции; определение правил проведения идентификации; определение показателей, при испытаниях продукции с целью ее сертификации; разработка методов идентификации продукции.

Критерии идентификации - характеристики продукции, позволяющие отождествлять конкретный образец наименование представленной продукции с наименованием, указанным на маркировке и в товаросопроводительных документах, а также требованиям, определенными НД. В качестве критериев идентификации выбираются показатели, которые позволяют провести комплексную оценку пищевой продукции: типичность для конкретного вида наименования или однородной группы продукции; объективность и сопоставимость; проверяемость; трудность фальсификации. Показатели, определяемые, при испытаниях продукции с целью сертификации подразделяются на три группы: 1) показатели для целей идентификации; 2) показатели для подтверждения безопасности и других обязательных требований для целей обязательной сертификации; 3) остальные показатели при добровольной сертификации.

Процедура проведения идентификации пищевой продукции. Процедура идентификации включает следующие этапы:
-анализ товарно-сопроводительной документации;

Предварительный осмотр партии и анализ маркировки и упаковки продукции;
- испытания продукции по органолептическим и физико-химическим показателям.

а) анализ товаросопроводительных документов , к которым относятся: контракт, счет-фактура, инвойс, сертификат происхождения продукции, транспортная накладная, качественное удостоверение изготовителя, сертификат соответствия и т.п., осуществляется путем сопоставления сведений, содержащихся в них.
б) при предварительном осмотре партии пищевой продукции обращается внимание на то, что: маркировкадолжна быть на: этикетке, вкладыше, таре и непосредственно на потребительской упаковке.
этикеткадолжна быть чистой, целой, плотной и аккуратно наклеенной, а так же содержать следующую информацию: страна изготовитель (поставщик); предприятие-изготовитель; штриховой код; наименование и состав продукции; масса нетто; дату выработки и срок годности при хранении и реализации; условия хранения (если продукция требует особых условий хранения); пищевую, энергетическую ценность; обозначение нормативной документации; информацию об использовании пищевых добавок с указанием класса; добавки или обозначения ее по индексам кодирования стран ЕЭС;
Органолептические показатели- характеристики основополагающих потребительских свойств, определяемые с помощью органов чувств человека.

При органолептической оценке продукции используются следующие методы:
- визуальный метод- для определения с помощью органов зрения внешнего вида и цвета, внутреннего строения и других показателей;
- вкусовой метод- для определения вкуса продукции с помощью вкусовых точек на языке и небе; - обонятельный метод- для определения с помощью обоняния запаха (аромата, букета) продукции;
- осязательный метод- для определения с помощью осязания консистенции продукции.

Физико-химические показатели- характеристики физических и химических свойств пищевых продуктов, определяемые физическими и химическими измерительными методами испытаний.
Эти методы подразделяются на следующие подгруппы:
- физические методы - для определения физических показателей качества с помощью средств измерений (массы, объема, измерительных приборов, установок);
- химические методы - для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок. Физические и химические методы имеют разновидности: микроскопия, спектрофотометрия и т.д.

Идентификация сельскохозяйственных животных. Предстоящее вступление РК в ВТО требует приведения системы ветеринарии и обеспечения безопасности и качества продукции в соответствии с международными требованиями и нормами. Согласно Санитарному Кодексу наземных животных ВОЗ животных (МЭБ), членом которой является РК, (является с 1995 года), идентификация животных является основой контроля их здоровья, перемещения с целью обеспечения эпизоотического благополучия и ветеринарно-санитарной безопасности продуктов и сырья животного происхождения. Идентификация животных- это система учета и присвоения или снятия в случае (падежа или убоя) учетного номера животных, введения в специальную идентификационную базу данных сведений о его поле, породе, масти, возрасте, о владельце, проведенных ветеринарно-профилактических мероприятиях, сопровождающаяся выдачей ветеринарного паспорта. Идентификационная база данных ветеринарных мероприятий (наличие достоверных сведений о количестве животных, эпизоотической ситуации позволяет подготовить реальные счеты при планировании бюджетных средств на проведение ветеринарных мероприятий), обеспечения эффективности мер по профилактике, ликвидации очагов острых инфекций. Идентификация также является обязательным условием при ведении международной торговли животными и основой безопасности животноводческой продукции. В связи с этим в последнее время правительствами многих стран принимаются активные меры по стимулированию владельцев к идентификации животных. Так, например, в странах дальнего ближнего зарубежья (Молдова, Украина, США и тд.) проводится целенаправленная государственная поддержка системы идентификации животных путем выделения финансовых средств из государственного бюджета на организацию данного предприятия.

Лекция № 10 Тема:Маркировка продукции и товаров. Экомаркировка.

Вопросы лекции:

1 Маркирование продукции знаком соответствия

2 Введения о маркировке консервных изделий (мясной, молочной, рыбных)

З Экомаркировка

4 Акцизная марка, потребительская маркировка

5 Основные положения закона «О товарных знаках»

Все о главном в маркировке . Сегодня при покупке пищевых продуктов покупатель проявляет дотошность и придирчивость. И не только потому, что большой выбор. Желая употреблять в пищу качественные и безопасные продукты, а также имея за плечами негативный опыт 90-х годов, когда доля некачественной или поддельной продукции достигла 70%, потребитель внимательно исследует упаковки и ценники, надеясь получить максимум информации о том, чем он питается.

Маркировка - продуктов питания это один из способов, позволяющих производителю представить потребителям свой продукт. При грамотном нанесении информации на упаковку или этикетку она может стать одним из факторов повышения потребительского спроса, поэтому многие производители, маркируя свой товар, стремятся продемонстрировать как можно больше его достоинств (например, медали, полученные на различных выставках) и как можно глубже спрятать недостатки, рискуя вступить в противоречия с законодательством.

Маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, графических и цветовых символов (условных обозначений), а также их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), ярлык (бирку) или этикетку и обеспечивающих право потребителя на осознанный выбор приобретаемого товара. Информация о товаре (маркировка) может быть доведена до потребителя в следующем виде:
потребительская маркировка , предупредительная маркировка, информация о подтверждении соответствия (знаки соответствия, знаки качества, знаки одобрения), экологические знаки и заявления (экологическая маркировка), транспортная маркировка , специальная защитная маркировка, товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения товара.

В РК требования к маркировке пищевых продуктов законодательно установлены в «ТР о безопасности пищевой продукции», « О товарных знаках», «О Техническом регулировании « О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Порядок предоставления права маркирования продукции и услуг Знаком соответствия. Маркирование сертифицированных продукций и услуг Знаком соответствия осуществляет заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) в соответствии с требованиями СТ РК 3.0, СТ РК 3.4 СТ РК
3.25-2001. Право на маркирование продукции и услуг Знаком соответствия и предоставляет орган по сертификации, осуществляющий сертификацию продукции или услуги в установленном порядке. Способ и место нанесения Знака соответствия определяются органом по сертификации совместно с заявителем.

В Москве завершилась выставка AgroFarm-2017. Одной из тем, оказавшихся в центре внимания участников деловой программы мероприятия, стала проблема идентификации животных в России. Варианты ее решения обсуждаются давно, но сдвинуть дело с мертвой точки пока не удается. На одном из заседаний за круглым столом « Идентификация и систематизация поголовья скота в России », организованном в рамках выставки, речь шла о подходах и требованиях к учету, идентификации животных и законодательных изменениях в этой сфере. Наш корреспондент выяснил, что предлагает отраслевое ведомство и какие вопросы интересуют специалистов ветеринарных служб, представителей бизнес-сообщества. В России немало компаний, готовых предлагать свои услуги по автоматизации процедур учета и идентификации сельскохозяйственных животных, ведению базы данных.

Открывая заседание, модератор круглого стола, заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что в России содержится 85% поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, имеющегося на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И как это неудивительно, но только в нашей стране не урегулированы отношения в сфере идентификации животных, многое еще предстоит сделать на законодательном уровне. В Белоруссии и Кыргызстане уже приняты законы об идентификации, утверждены подзаконные акты. В Казахстане соответствующие положения включены в закон о ветеринарии, определен порядок выполнения процедур.


В России внесенные в 2015 году поправки в закон о ветеринарии предусматривают положения об идентификации. Принят перечень видов животных, подлежащих идентификации. Но этого явно недостаточно. Что не получается, почему и что предлагает отраслевое ведомство? Ответить на эти вопросы попытался заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, который представил возможные подходы к идентификации сельскохозяйственных животных в нашей стране.

По выражению чиновника, существует несколько развилок в решении поставленных задач. В свое время дискутировали, принимать отдельный закон об идентификации животных или включить соответствующие положения в закон о ветеринарии. «По логике вещей, конечно, нужно было принимать отдельный федеральный закон, поскольку эта масштабная задача касается и ветеринарии, и племенного дела, и фискальных вещей. Но ограничились положениями в закон о ветеринарии и отсылками к подзаконным актам, которые должен разработать Минсельхоз. Над этими актами идет работа. Но законотворческий процесс у нас долгий, подзаконные нормативные акты без автора, то есть непонятно, кто их сотворил, и, как правило, компромиссные, поэтому неудобные в использовании, – обрисовал положение дел Николай Власов. – И все-таки в этом году такой нормативный акт появится, мы сделаем все от нас зависящее», – пообещал чиновник.


Прежде чем перейти к сути идей Россельхознадзора, он заметил, что эти предложения чиновники пытались отрабатывать по разным связям с бизнес-сообществом и даже с ветеринарными службами России. Но попытка оказалась бесплодной – службы не отзываются на эти инициативы. Тем не менее сегодня есть понимание, что должно быть сделано. Прежде всего нужно четко разделять понятия учета животных (это общий термин) и процессов маркирования животных (снабжения их метками, позволяющими отличить одно животное от другого). Процедуры различаются в зависимости от вида животных.

Развилки маркировки

В Россельхознадзоре не стали изобретать велосипед, а предпочли следить за ситуацией в отрасли, изучали опыт соседних стран. Например, в коневодстве основной метод маркирования – чипирование, в животноводстве (крупный рогатый скот) – электронное биркование, позволяющее уменьшить количества ручного труда при выполнении ветеринарных процедур, диагностики и т. д. В ведомстве считают, что применительно к лошадям и коровам маркировка должна быть строго индивидуальной.

Способ маркирования овец и коз – еще одна из развилок в решении проблемы. Поскольку овцы живут в устойчивых группах, то теоретически возможна индивидуальная и групповая маркировка. Овец и коз, которые содержатся в ЛПХ, предлагается маркировать индивидуально. Что касается стад, то вопрос нужно обсуждать с бизнес-сообщетвом. При использовании группового маркирования придется вводить определенные ограничения, при индивидуальном маркировании таких ограничений не будет.

Свиней, содержащихся в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, следует маркировать индивидуально, для этого предлагается использовать кишечные метки (остаются в желудке, правда, дорогостоящие и не очень надежные) либо татуировку или бирку (машиночитаемые). Животных на современных свиноводческих предприятиях не нужно маркировать, считают в Росельхознадзоре, достаточно их регистрации и учета. Если хозяйство, например, торгует поросятами, то их перед выходом предлагается маркировать. В средних по масштабу свиноводческих хозяйствах возможно применение группового маркирования.

Для кошек и собак маркирование обязательное, что в интересах хозяев животных. Поскольку, например, с собакой без маркировки скоро фактически невозможно будет выехать за пределы России. Варианты маркировки – вживляемые чипы или неснимаемые ошейники. Альтернативный чипированию вариант недешевый, но выбор у владельца животного должен быть, считают в ведомстве.

Комнатных питомцев (птиц, аквариумных рыбок и т. п.) предлагается не маркировать. Птицы, которые содержатся в ЛПХ, подлежат групповому маркированию посредством кольцевания. На промышленных птицеводческих комплексах маркировать птиц не следует. Варианты маркирования племенных животных и птиц будут предлагать узкопрофильные специалисты в этой сфере.


Маркировку рыбы и других гидробионтов предлагается осуществлять исключительно в зоотехнических целях и племенной работы, отдельных гидробионтов маркировать не нужно. При этом важно обеспечить учет и идентификацию аквариумов или водоемов, в которых они содержаться. По мнению чиновников, не надо маркировать пчел и шмелей, учитывать следует ульи, обеспечив их идентификацию с пасекой.

Точность идентификации

Что касается процедуры идентификации, то Россельхознадзор предлагает следующую трактовку термина. Первичная идентификация животных – это сопоставление в информационных системах номера средства идентификации и данных конкретного животного.

На практике это означает, что по бирке или метке животного можно будет найти конкретные сведения о нем в базе данных (кто хозяин, где содержится, чем и когда привито и т. д.). Чтобы такая информация попала в базу данных, нужен уникальный идентификатор, не связанный с видом животных. Россельхознадзор предложил структуру индивидуального и стадного идентификаторов (применяются вместе или по отдельности).

Важность процедуры идентификации обусловлена тем, что во многих случаях нужно быстро получить информацию о животном и желательно точную. Введение соответствующих данных (место рождения, порода, пол, возраст, продуктивность, диагностические исследования и др.) в информационную систему в Россельхознадзоре предлагают считать учетом. С перечнем обязательных требований еще предстоит определиться.

«Битому неймется»

Когда речь зашла об информационной системе, то в очередной раз Россельхознадзор предложил использовать свою систему. По выражению Николая Власова, «битому неймется. И отдавать эту функцию бизнес-сообществу, как сделано в Германии или Голландии, нецелесообразно. Иначе пользование базами данных будет платным. Да и среднее время жизни ООО в России таково, что все это, скорее всего, будет не надолго и ненадежно. Альтернатива Россельхознадзору – Минсельхоз, Росрыболовство или Минприроды».


Чиновник заметил, что содержание базы данных выходит далеко за функции и даже за интересы надзорного ведомства. Логичный вариант – передать базу данных в ведение Минсельхоза. «Но пока у нас не заработала информационная система в сфере сельского хозяйства, когда заработает – не очень понятно», – сказал Николай Власов.

Все предложения Россельхознадзора, о которых шла речь в выступлении его представителя, уже направлены в Минсельхоз России. Сроки принятия нормативных актов Николай Власов назвать затруднился.

Специалисты департамента ветеринарии Минсельхоза, которые разрабатывают правила идентификации животных, не готовы были дать свои комментарии в день проведения этого заседания в рамках выставки.


Вопросы без ответов

Еще одна тема выст упления Николая Власова за круглым столом – электронная сертификация. Дискуссии в профессиональном сообществе по этому вопросу не прекращаются. Без идентификации не может быть прослеживаемости продукции и сертификации в электронном виде.

Ситуация в этой сфере, по данным на первую половину февраля, различается в зависимости от региона. По оценкам Россельхознадзора, 41 субъект РФ более-менее подготовлен к введению электронной сертификации. Эти регионы не «испытают шока при переходе. У всех остальных, если переход случится сегодня, будут большие проблемы», – резюмировал Николай Власов.

Вопросы к докладчику не заставили себя ждать, как только чиновник объявил о готовности на них ответить. Первым прозвучал вопрос о том, как будет решаться задача электронной сертификации в регионах, испытывающих проблемы с интернет-доступом. Николай Власов считает, что такие регионы погоду не делают и в силу их особенности на этих территориях, как правило, ничего не производится. Кроме того, в правилах есть пункт, разрешающий удаленную работу по оформлению и гашению ветеринарных сертификатов. При этом чиновник признал наличие проблемы: в некоторых российских районах нет ни цифровой электронной, ни телефонной связи.


Известно надзорному ведомству и о том, что сегодня к оформлению электронных ветеринарных сертификатов не готовы сетевые магазины, крупные торговые предприятия. Их веб-интерфейс не подходит для этих целей. Но оформлять сертификаты придется, поскольку продукция до момента ее реализации направляется в собственную товаропроводящую сеть (на склады, в распределительные центры и т. п.). Предстоит проводить интеграцию целого ряда технологических процедур. В настоящее время реализуется несколько пилотных проектов в этой сфере.

Ряд вопросов аудитории был связан с электронной идентификацией. В частности, представитель одной из коммерческих компаний, разработавшей базу данных идентифицированных животных, попытался узнать, почему остаются без ответа обращения в федеральную службу с просьбой учесть опыт компании в этой сфере. Интересна ли государственным органам практика внедрения подобных решений? И куда такие предложения можно направлять?

Ответил Николай Власов следующее: «Обращаетесь вы к нам правильно. Если вам не ответили, это не значит, что вопрос не был замечен. Нам пока ответить нечего. Для начала должен быть определен орган государственной власти, который будет поддерживать информационную систему. Пока об этом говорить преждевременно. Что касается роли бизнеса в целом в данном контексте (В подтексте вопроса бизнес интересовало именно это. – Прим. ред. ), то позиция Россельхознадзора такова. Как орган госвласти мы не стремимся стать коммерческой компанией, предоставляющей электронные услуги. Мы видим свои задачи в том, чтобы сформировать ядро федеральной системы, а интерфейс оставляем на разработку внутри бизнес-сообщества».


Вместо заключения

Несмотря на большое количество времени, отведенного для обсуждения проблемы идентификации за круглым столом, широкий спектр прозвучавших мнений и готовности коммерческих компании активно участвовать в реализации проектов по автоматизации процессов и обмену данными между создаваемыми информационными системами, расставить все точки над «i» не удалось. Мы планируем вернуться к обсуждению вариантов идентификации животных. И приглашаем к участию в разговоре на интернет-страницах портала все заинтересованные стороны.

А пока юридическая служба Ассоциации «Ветбезопасность» подготовила информацию о действующих нормативно-правовых актах, которыми регулируются в России отношения в сфере идентификации животных, а также о проектах нормативно-правовых актов, подготовка которых продолжается.


Наша справка

В настоящее время отношения в сфере идентификации регулируются рядом нормативно-правовых актов. Согласно статьям 2.1 и 2.5 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» животные (за исключением диких, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при идентификации и учете животных, являются ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных должны установить порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

Согласно информации, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных проходит оценку регулирующего воздействия, по итогам которой готовится заключение.

Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161. В него включены:

Лошади, ослы, мулы и лошаки

Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки

Верблюды