Закаливание естественными природными факторами. Закаливание дошкольников естественными природными факторами. Закаливание организма против орви

Организм человека постоянно подвержен воздействию разнообразных природных явлений, в том числе и неблагоприятных.

На нас действуют холод и жара, резкие перепады атмосферных давлений, магнитные аномалии.

Обрести устойчивость к неблагоприятным природным воздействиям позволяют закаливающие тренировки.

Посредством систематического закаливания достигается определенная устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды и вырабатывается невосприимчивость к заболеваниям. Очень точно и образно дается определение понятия "закаливание" в словаре Даля: "Закаливать человека - это приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости".

Еще выдающийся чешский философ и педагог Ян Амос Коменский говорил, что человек, как и растение, нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей и холодов, иначе он слабеет и вянет.

И действительно, крепкое здоровье и устойчивость к заболеваниям определяются состоянием защитных сил организма, а последние в свою очередь находятся в прямой зависимости от степени закаленности всего организма и отдельных его систем, что достигается наряду с физическими и специальными закаливающими тренировками с использованием естественных факторов природы - воздуха, воды, солнца, холода и жары.

У незакаленного человека защитные силы организма слабы, оттого-то он и подвержен заболеваниям, особенно простудно-вирусного характера.

Обычно охлаждение провоцирует у незакаленного человека развитие хронических заболеваний. Тому, кто всерьез намерен заняться закаливанием своего организма, следует твердо усвоить предельно простые правила.

Закаливающие тренировки должны быть доступными, систематическими, периодически повторяющимися, наращивание нагрузок - постепенным, а дозирование их - обязательно строго индивидуальным.

Каждый приступающий к закаливанию, должен оценить возможности своего организма воспринимать различные закаливающие нагрузки, учитывая при этом, что адаптационные возможности далеко не у всех одинаковы, а субъективных ощущений недостаточно для оценки состояния своего организма.

Приступая к закаливанию природными факторами, важно знать и учитывать следующее:
1. Закаливание нужно начинать с простых форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой), заниматься им систематически, строго дозируя закаливающие нагрузки с учетом индивидуальных возможностей); переходить к более сложным формам только после соответствующей подготовки. Приступать к купанию в ледяной воде следует после консультации у врача.

2. В теплые погожие дни хорошо почаще обнажать тело, подвергая его воздействию воздуха и солнца в пределах времени, допускаемого состоянием здоровья и степенью закаленности.

3. Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе, при этом одеваться нужно так, чтобы не испытывать продолжительное время ни ощущения холода, ни избытка тепла. Головной убор в холодный период года носить обязательно.

4. Спать следует в не слишком мягкой постели, оставляя открытой форточку на ночь (даже в сильные морозы держать ее слегка приоткрытой).

5. Очень важно приучить себя ежедневно утром и вечером полоскать носоглотку и мыть ноги холодной водой. Не менее 2-3 раз в неделю плавать в прохладной (еще лучше в холодной) воде или принимать такой же душ.

6. Ни в коем случае не злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода - не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов .

Такое закаливание можно проводить, даже не раздеваясь, за счет длительного пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и погодных условий - во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, на рыбной ловле или обычной прогулке.

Одеваться при этом нужно легко и свободно, но соответственно погодным условиям: чрезмерное укутывание будет препятствовать закаливанию.

Наиболее доступная и распространенная форма закаливания - воздушные ванны. Принимать их лучше всего в теплые погожие дни, в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений); продолжительность процедуры дозируется сугубо индивидуально в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода дольше четырех минут не рекомендуется.

Начинать прием воздушных ванн нужно при температуре воздуха не ниже комнатной (+16...+18°С) с пяти минут, к концу месяца довести до 20-30 минут (при условии повседневного закаливания). При температуре воздуха свыше +20° - с 10 минут до часа. При приеме воздушной ванны осуществлять также самоконтроль с помощью субъективных ощущений.

Так, например, при возникновении состояния озноба ее прием следует прекратить, одеться и согреться энергичными движениями. В течение дня воздушные ванны можно повторять 2-3 раза, с интервалами не менее чем через час.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытых помещениях с повышенной температурой воздуха снижает способность организма противостоять простудным заболеваниям. Поэтому следует стремиться, чтобы на работе и дома температура окружающего воздуха была прохладной, т.е. в пределах 16-18°С.

Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Контрастность температур воздуха надежно закаливает организм. Лучше всего при температуре ниже 16° находиться в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде, а дома почаще частично или полностью обнажать тело, разумеется, ни в коем случае не допуская переохлаждения.

Обязательно следует обеспечивать приток свежего воздуха в квартиру. В любое время года форточка (зимой хотя бы частично) должна оставаться открытой.

К.М. Приходченко

Закаливание воздухом

Температура воздуха обычно ниже температуры тела, и поэтому воздух раздражает кожу, слизистые оболочки дыхательных путей и находящиеся в них нервные окончания - рецепторы. При постепенном увеличении этого раздражения приобретается устойчивость организма к температурным колебаниям.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С 0), теплые (свыше 22С 0), индифферентные (21-22С 0), прохладные (17-21С 0), умеренно холодные (13-17С 0), холодные (4-13С 0), очень холодные (ниже 4С 0).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Прогулки на воздухе проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проводил как можно больше времени вне помещения - на свежем воздухе, причем не только летом, но и зимой. Ежедневная прогулка во все времена года не только в солнечную, но и в пасмурную погоду должна входить в режим дня ребенка любого возраста. Известный советский педиатр акад. Г. Н. Сперанский писал, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Ежедневные прогулки укрепляют НС, улучшают кровообращение, закаливают и предохраняют от рахита.

Закаливание воздухом

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Воздушные ванны

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16 0 С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22 0 С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание водой

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Водные процедуры - доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Пагубное влияние непосредственного охлаждения слизистой оболочки носа, глотки и гортани на защитные свойства мукоцилиарного клиренса, который останавливается, а его защитный организм перестаёт действовать, что закономерно приводит к простуде. В этих случаях, защита слизистой верхних дыхательных путей (ВДП) от непосредственного охлаждения может предупредить простуду. Однако даже такие меры защиты носа, глотки и гортани от их охлаждения не защищают от простуды, при охлаждении всего организма или отдельных его частей. Особенно ярко это проявляется при охлаждении ступней ног, которые через рефлексогенные зоны на подошвах ног, имеют прямую связь со слизистой ВДП. Благодаря именно этой рефлексогенной зоне ног, охлаждение подошв ног вызывают рефлекторную реакцию со стороны слизистых оболочек, в виде остановки мукоцилиарного клиренса, как будто произошло местное охлаждение ВДП, что закономерно приводит к простуде.

Наиболее распространенные – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25 0 С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2 0 С и доводится до 5-10 0 С.

Оказалось, что тренировочное охлаждение подошв ног не только успешно адаптирует мукоцилиарный клиренс к подобным нагрузкам, но и дополнительно активизируется его для борьбы с простудной инфекцией. Поэтому, тренировка холодом именно подошв ног является для организма наиболее эффективным способом закаливания. Например, ежедневное обливание по пояс ледяной водой не даёт такой выраженной устойчивости к холоду, какую организм приобретает после тренировочного охлаждения подошв ног. Практическое использование тренировочного охлаждения ступней ног даёт наиболее быстрый (10 - 12дней) и эффективный результат по адаптации организма к холоду и выработке устойчивости людей к простуде от охлаждения.

Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28 0 С, а затем снижая ее до 12-15 0 С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.

Опыты показали, что уже в течение первой минуты после, погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа.

Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям.

Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода.

Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кожные кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает к внутренним органам, а кожа становится бледной и холодной. Иногда появляются так называемая «гусиная кожа» и дрожь. Однако уже через полминуты - минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла - кожа розовеет и становится теплой.

При длительном охлаждении после недолгого ощущения тепла кожа вновь бледнеет, даже приобретает синюшный оттенок, синеют губы и наступает озноб. Эти явления крайне вредны.

При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком, как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.

Так же как и воздухом, закаливание водой вне помещения начинают летом: теплая вода предохраняет еще не окрепший организм от охлаждения, и продолжают систематически в течение всего года. Закаливание водой проводят на улице в хорошо защищенных от ветра местах, а в холодное время года и в ветреную погоду летом только в помещении с температурой воздуха не ниже 19-20°С. Важно не допустить охлаждения ребенка перед процедурой.

В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывания, обливание стоп, а также обтирания, общие обливания, душ и купания.

Ванны, умывания и обливание стоп. Академик Г. Н. Сперанский не рекомендует даже грудных детей купать в очень теплой воде, так как это изнеживает детский организм. Температура воды в ванне для детей первого полугодия жизни должна равняться температуре тела 36-37°С, для детей второго полугодия и более старших 31°С. После ванны полезно облить ребенка 2 - 3 л воды с температурой на 1-2°С ниже той, что была в ванне. Со временем ее снижают еще на 1-2°С.

Температура воды для обливания после гигиенической ванны сначала равна 36°С, а затем через 2-3 дня, снижая ежедневно на один градус, ее доводят до 28°С. Нужно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка во время и после обливаний и в случае необходимости приостановить снижение температуры воды и ли совсем отказаться от этой процедуры.

Летом гигиеническую ванну лучше проводить на воздухе, снижая температуру воды до 35-36°С.

С конца первого года жизни ежедневно утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка умывают прохладной водой не ниже 18°С. С полутора лет ребенка ежедневно умывают до пояса теплой водой 36° С, а затем ее температуру постепенно понижают до комнатной. Дошкольники и школьники моются до пояса самостоятельно. После умывания кожу растирают полотенцем, лучше махровым, до легкого покраснения. Если ребенок привык летом умываться до пояса прохладной водой, важно сохранить эту привычку и в зимнее время.

С двух лет перед сном ежедневно обливают стоны (местное обливание) сначала теплой водой (36°С), а затем постепенно снижают ее температуру через каждые 2 - 3 дня на 1°С и доводят до 20-18 0 С. Для дошкольников и школьников температура воды может быть снижена до 15 0 С. Дети, которым проводят обливание стоп на протяжении всего года, обычно реже болеют простудными заболеваниями.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Обтирания начинают, когда ребенку исполнится 6 мес. Эта довольно нежная и наиболее простая водная процедура также требует постепенности в снижении температуры воды. До обтирания водой в течение 7-10 дней делают растирания рукавичкой из фланели рук и ног ребенка по направлению к сердцу, затем шеи, груди, живого и поверхности тела сзади.

Начинают обтирания теплой водой (35-36°С). Через каждые 5-7 дней температуру ее снижают на 1°С и доводят для детей первого года жизни до 28-30°С. для двух- и трехлетних малышей до 26-25°С. Обтирания детей дошкольного возраста начинают при температуре воды 33–32°С, постепенно доводя ее до комнатной. Однако вода не должна быть ниже 16-17°С. В случае перерыва в обтираниях вновь начинать их следует водой той температуры, которая была при последней процедуре. После длительных перерывов обтирания возобновляют при более высокой температуры воды. Иногда по указанию врача добавляют соль из расчета 1-2 ч.л. соли на стакан воды.

Обтирания следует проводить как в летнее, так и зимнее время. Лучше это делать после ночного сна, когда тело ребенка еще теплое. Обтирание делают куском фланели, рукавичкой, специально сшитой из специальной ткани или концом хорошо выстиранного полотенца, намоченным и хорошо выжатым. Обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь и спину. После этого малыша завертывают в простынку и насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Обливание – следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30 0 С, в дальнейшем снижая ее до + 15 0 С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Обливания начинают с годовалого возраста, а душ в виде ежедневной процедуры закаливания – не раньше полутора лет. Если обливания или душ проводят в холодную пору, ребенка приучают к ним постепенно. Летом же их начинают сразу, используя садовую лейку с сеткой или кувшин, и устраивают, как правило, на воздухе при температуре в тени не ниже 18°С. Зимой обливание или душ проводят утром, после ночного сна, в ванной комнате. Температура в помещении должна быть не ниже 18-19°С. Пусть малыш потрогает воду рукой и убедится, что она не холодна и не горяча. Удобно проводить обливание в специально оборудованной кабине, защищающей от ветра. При этом важно, чтобы струя воды не попадала на голову - высота ее падения на малыша до 3 лет не должна превышать 10 см, для ребенка дошкольного возраста она может быть равна 25-50 см. После обливания тело вытирают досуха и энергично растирают.

Как и другие водные процедуры, обливание требуют постепенного снижения через 2 - 3 дня температуры воды с 36-35°С на 1°С ежедневно, доведения ее для детей 2-го года жизни до 28-26°С, для детей 3-го года - до 25-24°С. Дошкольникам температура воды может быть постепенно снижена до 22-20°С, а детям 6 - 8 лет - даже до 18°С. Длительность обливания или душа - не более 1 - 2 мин.

Нужно считаться с ощущениями ребенка во время процедуры и не спешить со снижением температуры. Обливания начатые летом, желательно продолжать и в холодное время года. Естественно, что они противопоказаны значительно ослабленным и больным (лихорадящим) детям.

Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32 0 С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2 - 3 раза воду 35-40 0 С с водой 13-20 0 С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

Купание - одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы купание не принесло вреда, приступать к нему можно после того, как ребенка уже несколько раз обливали водой или он принимал душ.

Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего возраста, т. е. тогда, когда ребенок достаточно хорошо ходит. Течение должно быть медленным, дно песчаным, а глубина такой, чтобы вода доходила приблизительно до колен. Нельзя купаться в загрязненных водоемах, вблизи мест водопоя скота. Вместе с малышом в воде обязательно должен находиться взрослый. Чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него отрицательного отношения к купанию, нельзя обрызгивать, насильно погружать его в воду. Перед купанием тело малыша предварительно согревают упражнениями или игрой, однако нельзя купать и разгоряченных, вспотевших детей.

Купаясь, нужно больше двигаться, тогда даже прохладная вода будет переноситься легко. После купания ребенка вытирают досуха, одевают и отводят в тень для отдыха. Если он озяб, его заставляют побегать. Солнечные ванны после купания недопустимы.

Не рекомендуется купаться натощак, а также раньше чем через 1 - 2 ч после еды. Дошкольникам достаточно искупаться один раз в день. Здоровым школьникам в жаркое время года можно позволить это дважды с перерывом в 3 - 4 ч. Малыш находится в воде вначале не более 3 - 5 мин, затем это время можно увеличить до 8 - 10 мин. Хорошо закаленным школьникам время купания можно продлить до 20 мин. Чем выше температура воды и чем больше двигается ребенок, тем дольше он может находиться в воде.

Длительное купание - до «посинения» очень вредно. Однако в повседневной жизни дети нередко злоупотребляют купанием, а взрослые относятся к этому равнодушно.

Температура воздуха при купании не должна быть ниже 24-22°С, температура воды для детей до 10 - 12 лет – 22-20°С, для детей более старшего возраста – 20-18°С. Старшим детям купание можно разрешать при температуре воздуха 18-20°С и воды 15-16°С. Лучшее время для купания - вторая половина дня, особенно после 16 ч, так как вода к этому времени хорошо прогревается.

Наиболее сильное влияние на организм оказывают морские купания, при которых к температурному и механическому раздражению добавляется и химическое. Курс морских купаний, а они разрешаются детям не ранее чем с 3-летнего возраста,- 20 - 25 в месяц.

С 4 - 5 лет под руководством и с помощью взрослых детей учат плавать. Во время купания необходимо наблюдать за состоянием ребенка. - При появлении бледности, синевы губ, озноба купание должно быть прекращено. Детям, истощенным, страдающим резким малокровием, активным туберкулезом, эпилепсией, болезнями сердечно-сосудистой системы, почек и некоторыми другими болезнями, купание противопоказано.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 сек. (для длительно занимающихся – 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

Противопоказаний правильному закаливанию почти нет: есть, только большие или меньшие ограничения в смысле температуры и времени.

Преклонный возраст не является противопоказанием, но только напоминает об осторожности в применении крайних температур. Так, у лиц преклонного возраста возможны перерождения сосудов, недопустимы холодные воздействия и сильные души; возможность миокардита ограничивает применение слишком жарких процедур, которые дают нагрузку на сердце. Здесь надо действовать весьма осторожно, предварительно укрепив сердце.

Закаливание солнцем

Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита.

Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Нельзя забывать, что солнечные ванны - это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом использовании принести вред, в частности вызвать перегревание, что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Поэтому недопустимо даже малейшее перегревание, ибо оно вызывает головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головные боли, повышенную раздражительность, сердцебиение, снижение массы тела, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 40 0 С. Длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.

Солнечные ванны детям нельзя проводить так, как это рекомендуется взрослым. Дети до года в летнее время должны находиться в «кружевной тени» деревьев. Дети старше года принимают солнечные ванны во время игры. В первые дни продолжительность их не должна превышать 5 - 6 мин. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10 мин.

Солнечные ванны

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18 0 С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание в парной

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

Иногда родители интересуются, можно ли парить детей в бане. Этого делать нельзя. При усиленном росте ребенка сердце его несет большую нагрузку. Чрезмерная жара увеличивает ее и может оказаться очень вредной.

Проводя с раннего возраста разумное и систематическое закаливание организма ребенка, родители должны по всем неясным вопросам консультироваться с врачом и всегда следовать его советам.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытых помещениях с повышенной температурой воздуха снижает способность организма проти-востоять простудным заболеваниям. По-этому следует стремиться, чтобы на работе и дома температура окружаю-щего воздуха была прохладной, т. е. в пределах 16-18°С. Благоприятно воз-действует на организм колебание су-точной температуры. Контрастность тем-ператур воздуха надежно закаливает организм. Лушче всего при температу-ре ниже 16° находиться в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде, а дома почаще частично или полностью обнажать тело, разумеется, ни в коем случае не допуская переохлаждения. Обязательно следует обеспечивать при ток свежего воздуха в квартиру. В любое время года форточка (зимой хотя бы частично) должна оставаться открытой.

Закаливание солнцем .

Солнечные лу-чи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные измене-ния почти всех физиологических функ-ций: повышается температура тела, уча-щается и углубляется дыхание, расши-ряются кровеносные сосуды, усиливает-ся потоотделение, активизируется об-мен веществ.

При правильном дозировании регу-лярные солнечные облучения положи-тельно влияют на функциональное сос-тояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной ра-диации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает рабо-тоспособность мышц, усиливает сопро-тивляемость организма к заболеваниям.

Загорать лучше всего в теплые сол-нечные дни во время загородного от-дыха в движении, в полутени деревьев. Самый полезный и красивый загар - золотистый - образуется под солнеч-ными лучами, ’’пропущенными” через листву деревьев. Именно так следует закаливать детей, поскольку длительное пребывание под прямыми солнечными лучами им противопоказано.

Принимать солнечные ванны лучше всего летом - с 8 до 11 часов, весной и осенью - с 11 до 15 часов. Зимой лучше всего с февраля, в погожие по-луденные часы, в защищенных от ветра местах, можно принимать солнечные мини-ванны, начиная с двух-трех минут. Загорать лучше всего в движении.

Совершенно ошибочно подчас судят об эффекте закаливания солнечными лучами по степени загара. Стремясь получше загореть, многие остаются на солнце недопустимо долго, что приводит к перегреву организма, ожогам кожи и тепловым ударам. Нельзя забывать, что злоупотребление солнечными ван-нами может вызвать серьезные нару-шения в организме, в том числе и та-кие, как малокровие, нарушения об-мена веществ, ослабление иммунитета, а при повышенной радиационной актив-ности солнца - даже привести к лейкемии.

Вот почему, начиная принимать сол-нечные ванны, необходимо строго соб-людать постепенность и последователь-ность в наращивании дозировок облу-чения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, а также климатические и радиационные условия солнцестояния, воздействующие на интенсивность солнечного облучения.

При наличии существенных откло-нений в состоянии здоровья, прежде чем начинать прием солнечных ванн, необходимо проконсультироваться у врача с целью определения индивиду-ального режима закаливания солнцем.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в тече-ние 10-20 минут, постепенно увели-чивая на 5-10 минут продолжитель-ность процедуры с доведением ее не более как до 2-3 часов (суммарно в течение дня). При этом через каждый час необходимо не менее 15 минут отдыхать в тени. Тем, кому по сос-тоянию здоровья солнечные ванны про-тивопоказаны, можно заменить их воз-душными с частичным использованием рассеянных и отраженных солнеч-ных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухуд-шение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздей-ствия солнечного облучения на ор-ганизм.

Хождение босиком. Это одно из самых древних средств закаливания. Оно оказывает общеукрепляющее воз-действие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой верх-них дыхательных путей существует тес-ная рефлекторная связь. Так, при мест-ном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляется насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. При лю бом случайном охлаждении стоп чело-век рискует простудиться. Хождение босиком способствует активности тер-мо- и механорецепторов стопы, а зна-чит, и надежной адаптации организма к местному охлаждению.

Хождение босиком кроме закали ваюшсго воздействия на организм ока-зывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно свя-занные со всеми частями тела и ор-ганами. Через стопы босохождение ока-зывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Начинать заниматься босохождением в условиях квартиры можно в любое время года. Но и дома продолжитель-ность такой процедуры вначале следует ограничивать до ощущения ногами сос-тояния холода. Как можно чаще разу-ваться и ходить босиком нужно летом. Полезно ходить босиком по мокрой траве (после дождя и по росе). Кстати, травы и сами по себе постоянно выде-ляют соки, многие из которых обладают определенными лечебными свойствами, что повышает оздоровительную эффек-тивность закаливания. Летом, в теплую погоду, продолжительность босохожде-ния для здоровых людей не ограничи вается. Слабым и болезненным, в осо-бенности подверженным простудным за-болеваниям, надо начинать с 15-20 ми-нут (можно по нескольку раз в день, с перерывом не менее двух часов). Осенью, весной и в холодные летние дни хождение босиком ограничивается погодными условиями; при этом нельзя допускать, чтобы ноги ощущали сос-тояние холода более 3-4 минут.

Приучив ноги к холоду, можно прак-тиковать непродолжительные (не более трех минут) ’’прогулки” босиком по снегу, лучше всего по свежему, только что выпавшему или тающему, однако предварительно следует разогреться энергичными движениями до ощущения тепла во всем теле, а после ’’прогулки” хорошо растереть ступни ног.

После хождения босиком ноги нужно тщательно вымыть, а сухую кожу стоп смазать кремом для ног.

Отправляясь в поход, стопы перед обуванием полезно обернуть свежими листьями одуванчика или мать-и-мачехи, подорожника, чистотела, фиалки, ольхи. Антисептические свойства этих растений способствуют размягчению мозолей, пре-пятствуют отекам, образованию потер-тостей, проникновению инфекций и по-тению ног.

Закаливание водой.

Воду называют эликсиром жизни. Систематические об-ливания и купания, особенно в холод-ной воде, в сочетании с интенсивными физическими упражнениями - мощный стимулятор бодрости и неиссякающий источник здоровья.

У всех народов холодная вода из-давна считалась целителем многих не-дугов. Культ воды создавался тыся-челетиями. Закаливание холодной водой было основой физического воспитания еще в древней Спарте.

Холодной воде (под холодной под-разумевается вода температурой +10... +14°) как закаливающему и врачую-щему средству воздали должное целые поколения гидропатов. Родоначальни-ком рационального водолечения считает-ся знаменитый греческий врач Гиппо-крат (460-337 гг. до н. э.), который досконально изучил физиологическое влияние воды на организм человека. Он определил, что холодная вода воз-буждает, а теплая расслабляет, и считал ванны, обтирания и обливания холод-ной водой сильнодействующим терапев-тическим средством.

Исключительное значение примене-нию холодной воды придавал также выдающийся врач древнего Рима Авл- Карнелий Цельз. Он писал: ”В холод-ной воде - исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрым дух”.

Известный ученый XIX века Эртель говорил, что вода ’’оживляет и осве-жает организм человеческий точно так, как освежает и оживляет заболевшее растение”. А народный лекарь С. Кнейп, живший в XIX веке в Германии, прос-лавил себя тем, что излечивал самые упорные, не поддающиеся обычным лечебным средствам заболевания, приме-няя компрессы, обтирания, обливания и ванны. Кнейп считал, что ’’чем вода холоднее, тем лучше”, но при этом требовал очень строгого дозирования холодовых нагрузок в каждом отдель ном случае. Так, например, при голов-ных болях он рекомендовал опустить голову в холодную воду и неторопливо сосчитать до пятнадцати, после чего протереть насухо полотенцем.

Обливание холодной водой, купание в открытых водоемах, в снегу и про-рубях, особенно между заходами в па-рилку, были традиционными формами закаливания у русских.

Одним из первых русских врачей, широко использовавшим методику во-долечения, был М. Ломовский. Про-пагандируя применение холодной воды, он с воодушевлением писал: ’’Нужна только сила и непреклонность благой воли, и холодные живительные струи колодезной кристальной воды, орошая с головы до ног, всякому упрочат здоровье во всех отношениях”.

Действительно, закаливание водой является общедоступным и наиболее эффективным средством укрепления здоровья. Даже кратковременные холод ные обливания, действуя на централь-ную нервную систему, снимают утом-ление, бодрят.

Воздействие холодной воды рефлек- торно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится третья часть всей крови человека). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и мозг, одновремен-но неся с собой дополнительные пи-тательные вещества и кислород к клет-кам организма. Вслед за первоначаль-ным кратковременным сужением кож-ных сосудов наступает вторая реф-лекторная фаза реакции - их расши-рение, при этом происходит покрас-нение и потепление кожи, что сопровож-дается приятным чувством тепла, бод-рости и мышечной активности. Суже-ние, а затем расширение кровеносных сосудов - это своего рода гимнастика сердечно-сосудистой системы, способ-ствующая интенсивному кровообраще-нию. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резер-вной массы крови (особенно нахо-дящейся в печени и селезенке).

Под действием холодной воды акти-визируется диафрагма, усиливается вен-тиляция в легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благотворно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене ве-ществ в целом. К тому же усиливается половая потенция, что оказывает сти-мулирующее воздействие на нервную систему, а значит, и на мироощущение.

Однако главным достоинством за-каливания водой является совершен-ствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окру-жающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в ’’боевой готовности”.

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаж-дении тела происходит более стойкое сужение сосудов кожного покрова, зна-чительно увеличивается потеря тепла, а теплопродукция оказывается недос-таточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед-ствиям. Вот почему при закаливании организма холодной водой большое внимание следует уделять дозированию холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании. Особенно благоприят-на комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные фор-мы закаливания с двигательной ак-тивностью»

Начинающим закаливаться водой прежде всего следует приучить себя регулярно мыть лицо и руки только холодной водой, что само по себе уже способствует повышению работоспособ ности, бодрому самочувствию и приу-чает ’’чувствовать” холодную воду.

Доступные приемы закаливания - обмывание ног и полоскание горла холодной водой. Выполнять эти про-цедуры лучше всего во время утренне-го туалета или вечером перед сном (можно утром и вечером).

Людям ослабленным и после болез-ни следует начинать применять воду в целях закаливания крайне осторож-но. Вначале лучше пользоваться водой комнатной температуры и давать ор-ганизму незначительные холодовые наг-рузки. Первое время продолжительность водных процедур не должна превышать двух минут. В последующем темпера-туру воды следует постепенно снижать (примерно на один градус через каждые 3-4 дня). Практически здоровые люди, не подверженные частым простудным заболеваниям, могут сразу начинать с обтирания и обливания холодной водой в течение не более половины минуты; постепенно увеличивая про-должительность, можно за 1-2 меся-ца довести дозировку процедуры до 1,5 минуты.

Обтирание тела - наиболее ’’мягкое” средство закаливания водой. Оно выполняется хорошо отжатой губкой или мокрым полотенцем. Сначала об-тирают руки, затем шею, грудь, спину, ноги. Движение рук при обтирании должно быть направлено по ходу со-судов, от периферии к центру. На жи-воте нужно совершать круговые дви-жения по часовой стрелке. Начинающим лучше первое время пользоваться водой комнатной температуры, постепенно пе-реходя к прохладной, а затем к холодной.

Привыкнув к обтиранию, следует перейти к более ощутимой процедуре - обливанию или душу.

При обливании следует опрокинуть на себя таз (ведро) с водой, чтобы она потоком стекала по всему телу:

Чтобы продлить закаливающее воз-действие холодной воды, не следует после ее применения вытираться поло-тенцем, а протереть насухо только го-лову, мокрое тело же размассировать легкими поглаживающими движениями до ощущения приятной теплоты, после чего быстро одеться. При ощущении холода после одевания необходимо вы-полнить несколько согревающих упраж-нений или побегать.

Эффективным средством закалива-ния, интенсивно тренирующим механиз-мы терморегуляции и значительно по-вышающим тонус нервной системы, является контрастный душ (поперемен-но теплый и холодный). В зависимости от разности температуры различают: сильноконтрастный (перепад темпера-туры больше 15°), среднеконтрастный (перепад 10... 15°) и слабоконтрастный перепад (менее 10°). Контрастное за-каливание вызывает лечебно-закалива- ющее воздействие с быстрым дости-жением эффекта тренировки физиоло-гических механизмов теплоадаптации.

Практически здоровые люди могут начинать пользование контрастным ду-шем со среднеконтрастного и по мере привыкания переходить к сильноконт-растному. При значительных отклоне-ниях в состоянии здоровья пользование сильноконтрастным душем допускается только с разрешения врача.

Продолжительность контрастного душа или обливания следует ограни-чить временем до пяти минут, в течение которых производить перемены тепла на холод; при каждой перемене теп-ловое воздействие должно быть при-мерно в два раза более продолжитель-ным, чем холодовое (например, воз-действие теплой воды - 40 секунд, воздействие ХОЛОДНОЙ воды - 20 се-кунд). Завершить контрастную проце-дуру нужно обязательно воздействием холодной воды.

Купание в открытых водоемах яв-ляется наиболее действенным средством закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не реже двух купаний в не-делю. Во время купаний нужно энер-гично двигаться, лучше всего плавать. При плавании водная среда оказывает легкое массирующее воздействие На поверхность тела - прорабатываются мышцы, подкожные капилляры и нерв-ные окончания, одновременно происхо-дит повышенный расход энергии и уси-ленная теплопродукция, за счет кото-рой в какой-то мере восстанавливают-ся теплопотери.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зави-симости от ее температуры и погодных условий, от степени тренированности, здоровья занимающегося закаливанием.

Для практически здоровых людей наиболее рациональной является сле-дующая дозировка купаний по времени:

температура

2... +5 близка к 0°

продолжительность

купания

6-16 мин

і < »

1,5-3 ” 1-1,5 ”

30-45 с 15-30 с

около 1 мин

3-6

воды, град +22... +25 +18...+21 +14...+17 +10...+13 +6... +9

Во всех этих случаях воспринимае-мая купающимся холодовая нагрузка не будет превышать 30-35 ккал/м^ поверхности тела, является средней, и практически здоровыми людьми перено-сится легко, без каких-либо отрица-тельных последствий.

После купания следует насухо выте-реть голову, а мокрое тело растереть руками или сделать самомассаж (см. приложение 6 - Тонизирующий са-момассаж), затем быстро одеться. При ощущении холода нужно выполнить несколько согревающих упражнений (лучше при ходьбе) или совершить пробежку. Появление приятного чув-ства теплоты во всем теле будет сви-детельствовать о положительном воз-действии на организм процедуры купания.

При закаливании холодом, в том числе и в процессе купания, нельзя опускать переохлаждения. Появление ’’гусиной кожи”, озноба свидетельству-ет о чрезмерных холодовых нагрузках. При переохлаждении нужно согреться путем энергичного растирания тела ру-ками или полотенцем докрасна, согре-вающими упражнениями и горячим питьем (лучше чаем).

Систематические закаливания водой обязательны для всех, кто хочет дос-тигнуть высшей формы закаливания холодом - ’’моржевания”.

Зимнее плавание. Зимнее плавание не только оказывает наибольший за-каливающий эффект, но и является сильнейшим методом физиотерапии и физиопрофилактики. Однако при не-достаточной подготовке и неумелом использовании очень высоких холодо-вых нагрузок зимнее плавание вместо пользы может принести вред организ-му. Поэтому готовиться к нему нужно заблаговременно, основательно и не только физически, но и психологиче ски. Ведь окунуться в ледяную ку-пель - значит преодолеть существен-ный холодовой барьер, что не всякому под силу. Впрочем, и домашнее закали-вание - эффективная мера, которая поможет приумножить степень здоровья и на долгие годы сохранить творческую активность. Не исключено, конечно, что привычка к холодной воде сама по себе ’’завлечет в прорубь”, приоб-щит к племени ’’моржей”.

Нужно иметь в виду, что занятия зимним плаванием должны проводить-ся организованно, в составе секций (групп) зимнего плавания под руко-водством тренера или хотя бы опытного общественного инструктора.

В Белоруссии секции зимнего пла-вания организованы в Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве, Бобруйске, Витебске и других городах. Такая популярность организованного ’’моржевания” не слу-чайна. Оздоровительная программа сек-ций зимнего плавания удачно сочетает общефизические и закаливающие тре-нировки. Общеразвивающие упражне-ния, бег, подвижные и спортивные игры завершаются плаванием в откры-том водоеме, зимой - в проруби. Ре-гулярные занятия (три раза в неделю) оказывают общеукрепляющее воздей-ствие,надежно. закаливают организм.

Тренеры и общественные инструкто-ры, обычно большие энтузиасты зим-него плавания, организуют и проводят занятия с учетом накопленного опыта по апробированной методике, дают ква-лифицированную консультацию по воп-росам закаливания холодом.



-


19
Содержание
1. ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методызакаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.
2.5.Организация закаливания
Литература.
1.ЗАКАЛИВАНИЕ
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реаги-рующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание -- это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.
Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:
Закаливание -- это система мероприятий. Вернее, зака-ливание -- это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе -- дома, в детском саду, в школе.
Механизмы защиты и компенсации генетически предо-пределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.
Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сер-дечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны ин-тенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).
* Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-
то нужно только поддерживать определенный уровень
здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому
закаливание для каждого индивидуально, его нужно
проводить только в семье, а в детском учреждении можно
выбирать только те методы и методики, которые абсолют-
но безвредны для всех.
Закаленный человек -- это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.
Гомеостаз -- это постоянство внутренней среды организ-ма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внут-ренних органов, т. е. он не болеет.
Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.
Современные экологические катастрофы постоянно напомина-ют нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.
Принципиальная схема закаливания детей
Факторы закаливания
Тепло, холод; механические и другие раздражители
Средства закаливания
Воздух, вода, солнце
Механизмы закаливания (какие системы организ-ма участвуют)
Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовид-ной железы и др.
Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые от-делы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)
Внешнее проявление спе-циальной закаливающей процедуры
Сосудисто-двигательная реакция:
I фаза -- вазоконстрикция (сужение сосудов),
II фаза -- вазодилятация (расширение сосудов)
III фаза -- паретическая (нежелательная)
Результат закаливания
Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при ох-лаждении, теплоотдача при перегревании)
Морфофункциональные проявления закаливания
Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижнос-ти нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивос-ти. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель-ной систем
Положительная динамика клинических проявлений
Компенсация и нормализация функционального состояния орга-низма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уров-ня физической подготовленности
Данная схема дает возможность сориентироваться при выбо-ре средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с со-стоянием здоровья ребенка.
Так, при слабости со стороны центральной нервной систе-мы не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.
Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо боль-ше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.
Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).
1.1.Основные факторы закаливания.
Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:
среда, окружающая ребенка;
сам ребенок;
врач, дающий рекомендации;
родители и воспитатели -- исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.
1.1.1.Среда.
частая смена метеоусловий;
изменение климата;
монотонность температурных условий, плохой микро-климат помещений;
постоянное ухудшение экологической ситуации -- все это требует тренировки адаптационных механизмов;
рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адап-тацию.)
1.1.2.Ребёнок.
Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:
На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:
-- незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;
«гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2--2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;
потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при
охлаждении;
бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;
до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;
невнимание к движениям, закутывание, утяжеление одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);
до 2,5 лет ребенок термолабилен.
Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:
аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;
заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;
-- наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины -- это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации
сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из
организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной
дисфункцией -- это дети с дефицитом катехоламинов.
У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.
1.1.3.Врач.
К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае -- это беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.
1.1.4. Родители.
Бросаются из крайности в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправиль-ные даже теоретически выводы (а главное -- перенос на боль-ного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).
Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание -- это образ жизни, необходимый как система, а не как «хочу -- не хочу», «пойдет -- не пойдет»...

1.2.Основные принципы закаливания.
* Учет возрастных и индивидуальных особенностей
По индивидуальному преобладанию процессов возбуждения и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».
Естественно, что «шустрикам» больше подходят процеду-ры с более высокими температурами, а «мямликам» -- более низкими.
* Учет состояния здоровья: больным детям больше подходят
щадящие процедуры: укорочение времени воздействия зака-ливающего фактора, уменьшение контраста и т. п.
Необходимо помнить о возрастных особенностях реакции детей на закаливающие процедуры: например, ожог от горя-чей воды или заболевание от слишком холодной воды может наступить не сразу, а к концу дня или через несколько дней.
В связи с вышеизложенным заявления некоторых «специ-алистов» о том, что стоит облить детям ноги холодной водой и «мы увидим, как заблестят их глазенки», можно считать без-ответственными в рамках детского учреждения, где собраны разные дети.
* Систематичность
* Постепенное увеличение силы раздражителя
Ориентир на слабого ребенка. Температура -- не ведущий
показатель. Главное -- хороший сон, аппетит, эмоциональное состояние, отсутствие дрожи, озноба и т. д.
* Теплые ноги и теплые руки
Нельзя «по приказу» оголять детей в ДОУ. Но постепенно увеличивать порог раздевания нужно, иначе эффективности закаливания не будет.
* Положительная эмоциональная реакция на процедуру - обязательное условие
Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен пре-дыдущими занятиями.
1.3.Средства и методызакаливания
Для закаливания используются факторы внешней среды в следующей последова-тельности по степени воздействия: воздух, вода, солнце. Данные факторы используются как отдельно, так и в виде комплексных процедур, при этом необходимо учитывать следующее:
Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (например, увеличение продолжительности воздействия при одной и той же температуре, или наоборот).
Контрастность (например, «холод--тепло--холод» или, наоборот, «тепло--холод--тепло»).
Без снижения температуры, когда имеет место короткая экспозиция действия закаливающего фактора и частое его повторение.
2.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Трех свойств воды -- растворять, удалять (медленно смывать) и укреплять -- вполне достаточно для нас, чтобы утверждать, что вода излечивает все вообще излечимые (!) болезни, ибо всякое при-менение воды при лечении имеет целью удалить корень болезни.
Благодаря этому возможно:
растворить в крови болезненные вещества;
удалить растворимые;
-- сделать снова правильным течение крови по ее руслу
после очищения;
-- наконец, укрепить ослабленный организм.
2.1.Обливание водой.
Процедура, требующая доста-точной устойчивости к снижению температуры среды. При про-ведении процедуры обливания важно знать, чт и т.д.................

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Так как большая часть населения нашей страны проживает в условиях средних и высоких широт, где главным фактором, к действию которого надо приспосабливаться, является холод, основное внимание в дошкольных учреждениях и в семье направлено на закаливание холодом. Однако систематические закаливающие процедуры создают возможность организму легко переносить не только холод, но и жару.

Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Напомним основные особенности терморегуляционной системы ребенка раннего возраста:

1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще недостаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла. Например, когда у ребенка при действии одинаковых факторов бывает температура тела выше, чем у взрослого.

2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех слоев (в частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у детей можно не наблюдать так называемой гусиной кожи, образующейся для уменьшения теплоотдачи и профилактики переохлаждения.

3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую поверхность (0,069 кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг массы тела), поэтому детский организм в одних и тех же условиях быстрее охлаждается, чем взрослый.

Рассмотрим некоторые принципы закаливания.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может проявиться не сразу, а только через 2–3 дня.

2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки, через 5–7 дней.

Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды.

Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же, как в еде, сне и др.

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.

Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех групп закаливания:

I группа – здоровые, ранее закаливаемые;

II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;

III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Дети III группы принимают процедуры без снижения температуры, а для II группы начальная и конечная температура закаливающего фактора выше на 1–2, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня на 3-й, а через 7–8 дней).

Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна только спустя 2 месяца после очередного заболевания о.

4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

5. Многофакторность закаливания – использование разных физических агентов: холода, тепла, механического воздействия движения воздуха, воды и др. (нельзя закалить ребенка, только, например, водными процедурами, так же как нельзя заменить прогулку никакими другими средствами в целях закаливания).

6. Полиградационность закаливания – применение раздражителей, разных по силе и времени воздействия (слабые, сильные, быстрые, медленные, средние). Цель такого закаливания – не дать организму привыкнуть только к одному стереотипу закаленности (если действовать, например, только контрастным душем). При условии полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающиеся в жизни.

7. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Так, при обливании стоп (что стало традиционным в последнее время) тело остается незакаленным, и, наоборот, водные процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

8. Выполнение закаливающих процедур для повышения устойчивости организма к термическим воздействиям в разном состоянии его терморегуляции, как в покое, так и при различной двигательной активности ребенка.

9. Состояние организма – учет предшествующей деятельности. Интенсивные, непривычные мышечные нагрузки могут затормозить течение термовосстановительного процесса после охлаждения даже у закаленных детей.

Какие же существуют факторы закаливания?

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.

Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путем создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее или сквозное), а также температурного режима: в помещении для детей младших групп температура должна быть 22–20 С.

Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствие детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до 16 оо, и прекращают его за 20–30 мин до их возвращения.

При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать ребенка – соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Закаливающие мероприятия не исчерпываются указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей 3–6 и 7-12 месяцев (см. табл. 11) осуществляется практически без снижения температуры, в режиме дня следует использовать все возможности (при переодевании детей, на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и др.).

Таблица 10

Примерная схема одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха

Примечание. В помещении нецелесообразно надевать детям раннего возраста носки или гольфы (это можно делать на короткое время с целью закаливания).

При температуре ниже -15 о количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (шерстяное платье, теплое белье и др.).

Таблица 11

Примерные закаливающие мероприятия

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть малыша.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду (только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую кофточку, надеть носки и т. п.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°).

Сон на воздухе относится к местным процедурам, повышающим устойчивость лица и верхних дыхательных путей к холоду. Особенно он полезен в прохладное время (не ниже -10 о) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносят на веранду перед сном.

Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических кровеносных сосудов. Цикл «нагревание – охлаждение» должен повторяться 3–5 раз и более, в зависимости от наличия времени (табл. 12).

Таблица 12

Схема проведения контрастных водных процедур

Эта схема примерная, важно, чтобы при организации процедур соблюдался принцип: не меняя температуры контраста, увеличивать или уменьшать количество перемен. Зимой – холодная – теплая – холодная; летом: теплая – холодная – теплая. После болезни ребенку обливают ноги только теплой водой, поэтому рефлекс, выработанный ранее, не угасает.

Закаливанию стоп способствует их обмывание – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку и др.

Хождение босиком начинают при температуре пола не менее 18 о: ребенок сначала ходит в носках 35 дней, затем без них по 3–4 мин, далее процедуру увеличивают на 1 мин в день – до 15–20 мин.

После этого проводят обливание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Температура воды при этом 37–36 о, в процессе закаливающих мероприятий ее постепенно снижают, доводя до 20 о.

Полоскание горла прохладной водой – один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36–37 о. Далее температуру снижают через каждые 3–4 дня на 1–2 о, доводя ее до 8-10 о. Детей раннего возраста, еще не умеющих полоскать горло, приучают по схеме полоскания пить прохладную воду (предварительно нужно посоветоваться с врачом).

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Значительная сила воздействия обусловливает некоторые ограничения их использования в условиях общественного воспитания, особенно по отношению к детям первых трех лет жизни.

Детям второго и третьего года жизни рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке, в отличие от специальных солнечных ванн, которые проводят в более старших возрастных группах. Для этого используются площадки сплошной тени, светотени («кружевная» тень от деревьев), а также места, освещенные прямыми лучами солнца.

В первые дни дети могут находиться под прямыми лучами солнца не более 5–6 мин, а после появления хорошего загара – 8-10 мин по 2–3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка, кепка).

Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).

Противопоказаниями (временными) к проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсикоинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Как только острое состояние патологического процесса минует, можно приступать к закаливанию сначала с использованием местных процедур, а затем и общих.

Для осуществления контроля за результатами закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы 127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещают сведения о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня. Если же проводятся специальные водные процедуры, то их записывают в тетради или на отдельном листе и отмечают знаком плюс (+) или минус (-) (чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за здоровьем детей в истекшее время. По итогам оздоровительных мероприятий можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье малышей.

Таблица 13

Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)

Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлаждения и перегревания организма.

Различают три фазы действия холодового фактора на организм:

1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.

2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.

3. Застой крови в результате спастического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранения тепла).

Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза – патологическая, она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу при закаливании допускать нельзя.

Так же как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдаются покраснение лица и потоотделение, ребенка нужно увести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.