Возрастные особенности крови у детей. Возрастные особенности крови. Клеточный иммунитет и его особенности

В плазме крови, как у ребёнка, так и у взрослого человека содержатся одни и те же вещества и примерно в одном и том же количестве. Это в особенности относится к неорганическим веществам. Содержание некоторых органических веществ с возрастом изменяется. В частности, у новорожденных и в первый год жизни кровь содержит меньше белков и ферментов, чем последующие годы, причем их количество весьма непостоянно, оно может то увеличиваться, то уменьшаться. К 3м годам содержание белков становится таким же, как и у взрослых.

С возрастом значительные изменения происходят в кровяных тельцах. До появления ребенка на свет его кровь получает значительно меньше кислорода, чем после рождения. Недостаток кислорода компенсируется повышенной способностью гемоглобина присоединять кислород: гемоглобин плода легко превращается в оксигемоглобин при концентрации кислорода, в 1,5 раза меньше той, какая необходима для такой же реакции у взрослого человека. К тому же количество эритроцитов в последние дни внутриутробного развития и у новорожденных может достигать 6 -7 млн.В этот период очень велико содержание в крови гемоглобина, примерно в 1,5 раза больше, чем у взрослых. У новорожденных часть гемоглобина \ около 20% \ соединяется с кислородом при более высокой его концентрации в окружающей среде, иными словами, приобретает свойства гемоглобина взрослых, что очень важно в связи с переходом к легочному дыханию. Размеры отдельных эритроцитов новорожденного неодинаковы: их диаметр от 3,5 до 10 мкм, тогда как у взрослых – от 6 до 9 мкм. Характерное для новорожденного очень большое количество эритроцитов делает кровь более густой \ вязкой \. При её отстаивании эритроциты, как и другие кровяные тельца, оседают значительно медленнее, чем у взрослых.

Так как скорость оседания эритроцитов \ СОЭ \ является важным показателем наличия в организме воспалительных процессов и других патологических состояний, то знание нормативных показателей СОЭ у детей разного возраста имеет большое практическое значение.

У новорожденных скорость оседания эритроцитов низкая \ от 1 до 2 мм \ ч \. У детей до 3 леи величина СОЭ колеблется в пределах от 2 до 17 мм\ч. В возрасте от 7 до 12 лет величина СОЭ не превышает 12 мм\ч.

Количество лейкоцитов у новорожденного может быть очень различно, но, как правило, оно возрастает в течение первых суток жизни до 15 – 30 тыс в 1мм 3 , а затем начинает снижаться.

Относительное количество отдельных видов лейкоцитов в первые дни жизни почти такое же, как и у взрослых.

Появление ребёнка на свет связано с воздействием на организм многих необычных, а потому сильных раздражений. Особое значение имеют перерезка пуповины, наступающие вслед за этим кислородное голодание и переход к легочному дыханию. Реакция со стороны крови выражается, прежде всего, в интенсивном разрушении эритроцитов, особенно тех, которые содержат гемоглобин с повышенной способностью присоединять кислород. Это в свою очередь вызывает усиленное образование всех кровяных телец. В кровь начинает поступать незрелые тельца, т.е. не завершившие своего развития, в частности, эритроциты, еще не потерявшие ядра. Накопление крови одного из продуктов распада гемоглобина часто приводит к появлению желтой окраски кожи и белочной оболочки глаз – так называемая желтуха новорожденных.

Через 5 -7 дней количество эритроцитов снижается до 4,5 – 5 млн. в I мм(В КУБЕ), а количество лейкоцитов – до 10 – 12 тыс. Однако, еще долго сохраняются резкие колебания количества кровяных телец, т.к. работа кроветворных органов до конца школьного возраста легко нарушается при самых различных воздействиях на организм. На первом году жизни таким воздействием может быть переход с грудного на искусственное или на смешенное кормление, а так же сильное возбуждение, ограничение подвижности / при пеленании / и т.д.

В дошкольном возрасте кроветворных органы реагируют на недостаток свежего воздуха, солнца, носильное физическое напряжение, болезни, нарушение режима питания и многие другие воздействия. Именно в эти годы легко возникает малокровие, которое при соблюдении правильного режима может быть ликвидировано. Большое значение для профилактики малокровие у детей имеет организация полноценного питания.

Некоторые особенности состава и свойств крови, характерные для периода новорожденности, постепенно исчезают. Так, размеры и количество эритроцитов, частота появления их незрелых форм, вязкость крови уже на 2 – 3 месяце становятся такими же, как и у взрослых. Количество лейкоцитов к 10 – 12 дню жизни устанавливается на несколько более высоком уровне по сравнению со взрослыми. Этот уровень сохраняется в течение всего дошкольного возраста. С возрастом меняется соотношение различных видов лейкоцитов. Если у новорожденных количество нейтрофилов больше, чем лимфоцитов, то уже через несколько дней, наоборот, последних больше, чес нейтрофилов. К четырем годам количество нейтрофилов и лимфоцитов становится примерно одинаковым. Лишь к 11 – 15 годам соотношение этих двух видов лейкоцитов приближается к тому, какое характерно для взрослых. Относительно небольшому количеству нейтрофилов в крови детей дошкольного возраста соответствует низкая фагоцитарная функция и пониженное содержание ферментов. По-видимому, это одна из основных причин повышенной восприимчивости детей к инфекционным заболеваниям.

III. ИМУННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ.

А. Иммунитет

I /. Защитные факторы организма.

Человек живет в окружении самых разнообразных микробов, в том числе и болезнетворных бактерий и вирусов. Многие из них находятся в организме больных животных и людей, от которых они могут тем или иным путем передаваться здоровым. Например, от больных животных человек при употреблении сырого молока может заразиться бруцеллёзом или ящуром. Возбудитель столбняка находящегося в почве через поврежденные ткани могут проникнуть в организм и вызвать тяжелые заболевания.

Хорошо известные инфекции, передающиеся воздушно – капельным путем / при кашле, чихании, громком разговоре и т.д. / Так люди заражаются гриппом, туберкулезом и другими инфекциями. Однако жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет, т.е. другими словами заражение всегда вызывает заболевание. Очевидно, в организме имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию и инфекции.

В борьбе с инфекцией организм использует два вида факторов защиты: неспецифические / общезащитные / и специфические.

К неспецифическим факторам можно отнести кожу и слизистые оболочки, которая представляет собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся клетки- пожиратели – фагоциты. Фагоциты находятся в крови, а также в разных органах / в лимфатических узлах, костном мозге, селезенке и т.д. /

Общезащитные факторы не обладают выраженным избирательным / специфическим / действием на возбудителей инфекции, они препятствуют их проникновению в организм и нахождению там, при этом особенность каждого возбудителя не имеет существенного значения.

Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются специфические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обуславливают специфическую невосприимчивость организма к этой инфекции, против которой они выработаны. Это форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обусловливает защиту лишь против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям.

2/. Понятие об иммунологии, иммунитете, антигенах и антителах.

Уже в глубокой древности было замечено, что люди, переболевающие некоторыми заразными болезнями, вторично ими не заболевают. Древнегреческий историк Фукидид впервые описал большую эпидемию сыпного тифа / 430 – 425 г.г. до н.э. / «Кто перенес болезнь, был уже в безопасности, ибо дважды уже никто не заболевал…» Это явление было известно в Древнем Ки ан, Индии, Африке и других странах. Однако научные основы иммунологии были заложены только в XVIII – XIX в.в. работали Э. Дисениера, Л. Пастера, И.И Мечникова и др. Особенно интенсивно иммунология – наука о механизмах защитных реакций организма – стала развиваться во второй половине XIX в. Одним из основоположников иммунологии как науки считают французского ученого Луи Пастера, который разработал и ввел в практику эффективный метод борьбы с инфекционными болезнями – вакцинацию. В то время под иммунитетом понимали невосприимчивость к инфекционному агенту и, соответственно, все внимание ученых было обращено на изучение механизмов этой невосприимчивости. И.И Мечников развил теорию иммунитета, согласно которой невосприимчивость организма определяется фагоцитарной активностью лейкоцитов. Немецкий ученый Пауль Эрлих создал гуморальную теорию иммунитета, которая объясняла восприимчивость организма выработкой в крови защитных гуморальных веществ – антител.

В1906 г. И. Мечников и П. Эрлих получили за разработку теории иммунитета Нобелевскую премию. Основные положения их учения сохранились и до настоящего времени. Они выдержали проверку временем, экспериментальными фактами и клиническими наблюдениями. Однако в настоящее время, когда появилась возможность изучать клетку на молекулярном уровне, когда расшифрован генетический код, иммунология претерпела значительные изменения, Она обогатилась новыми фактами, которые привели даже к изменению самого определения иммунологии и иммунитета.

Иммунитетом престали называть только невосприимчивость к инфекционному агенту. Это понятие стало более широким, и, соответственно, намного расширился круг вопросов, которыми занимается иммунология. В новом понимании иммунитет – это сохранение генетического постоянства клеточных образований, защита, организм от всего, что генетически для него чужеродно: от микробов, от чужих клеток и тканей, от собственных, но низменных клеток, / например, раковых клеток/.

Чужеродные для организма макромолекулы называют антигенами. Под антигеном обычно понимают не свойственные данному организму соединения / чаще всего белки/, проникшие в его внутреннюю среду, минуя желудочно-кишечный тракт. Чужеродными могут стать собственные белки. Это имеет место, когда при инфекционных заболеваниях, отравлениях или других воздействия на организм в пораженном органе происходят изменения в структуре и свойствах тех или иных белковых соединений, которые становятся как бы чужеродными для организма, т.е. приобретают по отношению к нему антигенные свойства.

Поскольку такие антигены не привносятся извне, они были названы аутоантигенами. Образование аутоантигенов было обнаружено при некоторых заболеваниях крови,ожогах,ревматизме.

Защищая организм от антигенорв, кровь вырабатывает антитела/противотела/, которые обезвреживают антигены, вступая с ними в реакции самого различного характера.

В настоящее время хорошо известна химическая природа антител. Все они являются специфическими белками – гаммаглобулинами. Антитела образуются клетками лимфатических узлов, селезенки, костного мозга и др. Отсюда они проникают в кровь и циркулируют поорганизму.

Наиболее активно вырабатывают антитела лимфоциты и моноциты. Антитела по-разному действуют на проникшие в организм патогенные микробы или чужеродные вещества. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их. Антитела, нейтрализующие яды/ токсины/ бактерий, змей, яды некоторых растений, получили название антитоксинов, т.е. специфических противоядий. Антитела обладают специфичностью. Они действуют губительно только на тот микроб или его яды, или на чужеродный белок, который послужил причиной их образования.

Таким образом, в основе иммунологических реакций организма лежат два основных механизма – фагоцитарная активность некоторых клеток и формирование антител.

Важное значение в обеспечении иммунитета человеческого организма кроме крови имеют зобная железа, селезенка, костный мозг, глоточная, язычная и небная миндалины, червеобразный отросток слепой кишки/ аппендикс/ и лимфатические узлы. Совокупность этих органов объединяют под понятием «иммунный аппарат».

Виды иммунитета.

Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова не только у различных видов животных, но даже у отдельных представителей одного вида. Известно, что человек не заболевает чумой рогатого скота; с другой стороны, многие виды животных невосприимчивы к полиомиелиту, которым легко заражается человек. Такой естественный иммунитет можно рассматривать как видовой признак, обусловленный определенными биологическими особенностями организма. Иногда человек от рождения невосприимчив к какой-нибудь болезни. Он остается здоровым, несмотря на то, что соприкасается с больными, ухаживает за ними. Это тоже врожденный иммунитет, но не видовой а индивидуальный. Еще в прошлом веке французский ученый Л. Пастер экспериментально доказал, что врожденная невосприимчивость не может считаться абсолютно постоянной; несмотря на видовой иммунитет, цыплята заболевали сибирской язвой, если перед заражение они подвергались заражению. И вообще степень невосприимчивости к болезням непостоянна. Она определяется сопротивляемостью организма, которая изменяется в зависимости от его состояния и условий окружающей среды. Восприимчивость организма повышается, иными словами, понижается его сопротивляемость при переутомлении, охлаждении, подавленном настроении и т.п.

Иммунитет бывает не только врожденным, но и приобретенным в течение жизни. Этот иммунитет возникает после перенесения инфекционного заболевания и предохраняет от возможности повторного заболевания. После некоторых болезней (оспа, скарлатина, корь) такой естественно приобретенный иммунитет настолько прочен, что сохраняется всю жизнь.

Существуют, однако, инфекции, после которых невосприимчивость если и наступает, то на очень короткое время (грипп, дизентерия). Всякий иммунитет, независимо от того, присущ ли он всем людям либо только данному человеку от рождения, или появился в результате перенесенного заболевания, но не вызван искусственным путем, называется естественным.

по отношению к некоторым заразным болезням можно вызвать иммунитет искусственным путем при помощи соответствующих прививок или введения лечебных сывороток. Первые попытки искусственно вызвать невосприимчивость к заразным болезням относятся к глубокой древности. Более тысячи лет назад в Грузии в целях предохранения от заболевания оспой кололи кожу здоровых людей иглами, смоченными оспенным гноем. В Африки с незапамятных времен применяли прививки, предохраняющие от последствий укусов ядовитых змей.

В конце XVIII в. английский сельский врач Дисенпер доказал, что если человеку привить коровью оспу, он легко ее перенесет и в дальнейшем будет невосприимчив к человеческой оспе – тяжелой и нередко смертельной болезни.

Во второй половине XIX в. Пастер, изыскивая способы воздействия на микробов, создал учения о предохранительных прививках путем введения в организм вакцин – культур ослабленныхмикробов.Вакцины изменяют иммунные свойства организма и способствуют образованию антител; тем самым создается активный искусственный иммунитет. Вырабатывается он не сразу (иногда через несколько недель), но сохраняется годами и даже десятилетиями. В настоящее время для приготовления вакцин против различных заболеваний пользуются ослабленными или убитыми микробами, а также препаратами, приготовленными из микробных взвесей. Некоторые инфекции (дифтерия) развиваются так быстро, что часто организм не успевает выработать достаточное количество антител и больной погибает. Своевременно введенная лечебная сыворотка , содержащая уже готовые антитела, обеспечивает усиленную борьбу с микробами. Чтобы получить такую сыворотку, иммунизируют животное (лошадь или кролик), иными словами, вызывают у него искусственный иммунитет путем повторного введения убитых или живых, но ослабленных микробов, либо их токсинов, при этом в крови животного появляются антитела, которые и используются для лечения человека.

Путем введения больному готовых антител создается искусственный иммунитет, который называется пассивным , так как сам организм никакого участия в его образовании не имеет. Обычно этот иммунитет очень недолговечен и редко сохраняется больше месяца, но зато появляется сразу же после введения сыворотки. Наиболее иммуногенной, т.е. легче всего вызывающей иммунитет, и вместе с тем безвредной считается фракция сыворотки, содержащая гамма-глобулин.

Морфологический состав периферической крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина (22-23 г%), эритроцитов (6-7 млн. в 1 мм 3) и лейкоцитов (до 30 000 в 1 мм 3), так называемый физиологический гиперлейкоцитоз, РОЭ - 10 мм/час. При этом нейтрофилы составляют 60% всех белых кровяных телец, лимфоциты - 20- 25%. Содержание гемоглобина к концу первой недели падает до 18- 19 г% , а количество эритроцитов - до 4-5 млн. в 1 мм 3 . В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. К 3-4-му месяцу жизни ребенка содержание гемоглобина устанавливается на уровне 12-14г%, а количество эритроцитов 3,8-4 млн. в 1 ля3. По мере развития ребенка отмечается и снижение содержания в крови молодых форм эритроцитов. Так, количество ретикулоцитов с 1,5% в периоде новорожденности снижается до 0,7% к месячному возрасту и до 0,4-0,5% к 4-5 годам.
Содержание лейкоцитов у детей различных возрастных групп - см. Лейкоцитарная формула, у детей.
Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты претерпевают наименьшее изменение. Количество их у новорожденного составляет 200-230 тыс. в 1 мм 3 крови. В более старшем возрасте (к 2-3 годам) содержание тромбоцитов достигает 200-300 тыс. в 1 мм 3 .
Показатели времени свертывания и кровотечения у детей всех возрастов существенно не отличаются от показателей взрослых.

Возрастные особенности иммунной системы. Органы иммунной системы у детей.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают. Иммунная система у плода В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.). Иммунная система у новорожденных У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией. В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.



Первый критический период имунной системы у ребенка - первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG. Второй критический период имунной системы у ребенка - 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы. Третий критический период имунной системы у ребенка - 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. Четвёртый критический период имунной системы у ребенка - 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы. Пятый критический период имунной системы у ребенка - подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам. Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

Периферические органы иммунной системы:

Лимфатические узлы,

Селезенка,

Миндалины глоточного кольца (в том числе и аденоидная ткань),

Образования из лимфоидной ткани в кишечнике (в том числе и аппендикс).

Особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей.

Клеточный иммунитет и его особенности

Клеточный и гуморальный иммунитет – это не одно и то же. Все-таки существует разница между этими понятиями. Каждый из представленных видов имеет собственную схему работы и определенный набор функций, за выполнение которых он отвечает.

Сегодня под клеточным иммунитетом подразумевается действие В- и Т-лимфоцитов, которое направлено на разрушение особого рода клеток. В их мембранах содержатся чужеродные человеческому организму вещества, которые способны негативно на него влиять.

Обычно клеточный иммунитет отвечает за противостояние бактериальный и вирусным инфекциям: туберкулезу, проказе и др. Кроме этого, только благодаря клеточному иммунитету, находящемуся на должном уровне, в здоровом организме человека не появляются и не распространяются раковые клетки, которые являются причиной возникновения опухолей.

Известный российско-французский биолог Илья Ильич Мечников разработал клеточную теорию иммунитета, получившую развитие со стороны его последователей. Однако все было не так просто, потому что этой теории противостояли противники взглядов Мечникова.

Нужно сказать, что клеточные факторы иммунитета и его звенья действительно существуют. Основным клеточным звеном иммунной системы являются лейкоциты. К звеньям также относятся и фагоциты, а также вспомогательные клетки: тучные клетки, базофилы, тромбоциты и эозинофилы. Механизм клеточного иммунитета выглядит со стороны как слаженная работа всех компонентов системы, которая направлена на поддержание и обеспечение полноценного функционирования различных органов организму человека.

Если взрослый или ребенок повторно заболевают болезнями, за борьбу с которыми отвечает клеточный иммунитет, то нужно обязательно провести тщательное исследование для того, чтобы проверить все его показатели и найти причину появляющихся заболеваний.

Чаще всего средством лечения в такой ситуации являются соответствующие витаминные препараты. Эффективными сборами, где много витаминов для поднятия иммунитета, считаются «Имьюн Саппорт», препарат, который назначается исключительно взрослым, драже «Антошка» и «Фо Кидс», которые предназначены для детей.

Возрастные особенности органов кроветворения

К органам кроветворения и иммунной защиты относятся красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, диффузная лимфоидная ткань слизистых оболочек пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы, кожи. Все органы топографически разобщены, но образуют единую системы благодаря постоянной миграции и рециркуляциии клеток, в них через кровь, лимфу, тканевую жидкость.

Возрастные особенности кроветворения

В процессе роста изменяется соотношение красного и желтого костного мозга. С возрастом увеличивается и масса различных кровяных клеток в костном мозге.

Сразу же после рождения красная кровь новорожденных характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и большим количеством эритроцитов.

Через несколько часов после рождения содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается, на вторых суток жизни содержание гемоглобина и эритроцитов уменьшается.

Красная кровь новорожденных отличается от крови детей более старших возрастов не только в количественном, но и в качественном отношении.

Различают несколько периодов кроветворения.

Внутриутробные периоды:

эмбриональный (первые 4-5 недель). Органы кроветворения - мезенхима желточного мешка, где образуются эритроциты и гранулоциты.

собственно внутриутробный (после 5 недель) - органы кроветворения - печень, костный мозг. Лимфоидная ткань. Образуются лимфоциты, гранулоциты, мемфоциты, мегакариоциты.

Внеутробный период - с момента рождения. Органы кроветворения - миелоидная и лимфоидная ткань. Образуются все виды форменных элементов.

Умеренно унитарная теория кроветворения

Все клетки крови образуются из единой клетки предшественницы - с физиологической точки зрения выделяют 3 этапа кроветворения.

I этап - стволовой клетки - есть единая стволовая клетка - полипотентная. Она способна дифференцироваться, размножаться. Из нее образуются все виды форменных элементов.

II этап - частично детерминированная клетка - способна дифференцироваться и размножаться.

У новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы.

Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.

особенности состава крови у детей

Морфологический состав периферической крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина (22-23 гр)эритроцитов(6-7 млн. в 1 мм 3) и лейкоцитов (до 30 000 в 1 мм 3), так называемый физиологический гиперлейкоцитоз, РОЭ - 10 мм/час. При этом нейтрофилы составляют 60% всех белых кровяных телец, лимфоциты - 20- 25%. Содержание гемоглобина к концу первой недели падает до 18- 19 г% , а количество эритроцитов - до 4-5 млн. в 1 мм 3 . В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. К 3-4-му месяцу жизни ребенка содержание гемоглобина устанавливается на уровне 12-14г%, а количество эритроцитов 3,8-4 млн. в 1 ля3. По мере развития ребенка отмечается и снижение содержания в крови молодых форм эритроцитов. Так, количество ретикулоцитов с 1,5% в периоде новорожденности снижается до 0,7% к месячному возрасту и до 0,4-0,5% к 4-5 годам.
Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты претерпевают наименьшее изменение. Количество их у новорожденного составляет 200-230 тыс. в 1 мм 3 крови. В более старшем возрасте (к 2-3 годам) содержание тромбоцитов достигает 200-300 тыс. в 1 мм 3 .
Показатели времени свертывания и кровотечения у детей всех возрастов существенно не отличаются от показателей взрослых.


5. Возрастные особенности иммунной системы. Органы иммунной системы у детей.

По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают. В период внутриутробного развития у плода формируется система. У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна.

Первый критический период имунной системы у ребенка - первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. . Второй критический период имунной системы у ребенка - 3-6 мес. Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной систем. Третий критический период имунной системы у ребенка - 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. Четвёртый критический период имунной системы у ребенка - 4-6-й год жизни. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы. Пятый критический период имунной системы у ребенка - подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции, также повышается восприимчивость к микробам. Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций.

Органы входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы.Особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей.

Иммунная защита организма осуществляется двумя способами - специфическими клеточными механизмами и гуморальными. Клеточный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, называемые сенсибилизацией. В результате этих реакций Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген. При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются два вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти. Т-лифоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о данном конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы. Особенностью новорожденных детей является наличие большого процента так называемых невинных лимфоцитов, т.е. необученных лимфоцитов, которые еще не встречались с антигенами (не сенсибилизированы). Другой особенностью клеточного иммунитета новорожденных детей является сниженная киллерная активность Т-лимфоцитов. Полноценной реакции лимфоцитов на антигены мешает и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров - клеток, которые подавляют иммунный ответ. Такие особенности клеточного иммунитета необходимы для нормального развития плода во внутриутробном периоде в условиях постоянного взаимодействия с клетками и веществами материнского организма.

Гуморальный иммунный ответ. Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма - кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются антитела - белки, которые связывают чужеродные агенты. После этого подключаются другие звенья иммунитета (система комплемента), и происходит разрушение опасных микробов и веществ. Антитела (они же иммуноглобулины) синтезируются В-лимфоцитами. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с чужеродным агентом и затем информируют В-лимфоцит о конкретной структуре антигена, после чего В-лимфоцит начинает синтезировать специфические антитела. У новорожденных детей количество В-лимфоцитов, которые уже стали вырабатывать антитела, значительно снижено.

10 вопрос Возрастные особенности нервной системы. Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды. Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Головной мозг. Масса головного мозга новорожденного относительно велика: 340 - 400 г. (у мальчиков на 15 - 20 г больше). По массе головной мозг наиболее развитый орган, но это не характеризует его функциональных возможностей. Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг достигает максимальной массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые 1-2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем спинной мозг растет быстрее головного.Приблизительно к 5 годам мозг ребенка начинает по внешности походить на мозг взрослого. По химическому составу мозг детей раннего возраста значительно отличается от мозга более старших детей и взрослых как в отношении нейроглобулина, так и в отношении нейростромина.Спинной мозг в эмбриональный период начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка оказывается более законченным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого; у молодых плодов доходит до крестцового канала, у новорожденных - до нижнего края II поясничного позвонка, а в более позднем возрасте - лишь до I поясничного позвонка.Во внеутробной жизни рост спинного мозга протекает также достаточно энергично.Гистологическое строение спинного мозга у детей различных возрастов изучено сравнительно мало; оно, по-видимому, не имеет столь существенных возрастных различий, как это установлено в отношении строения головного мозга. Спинной мозг. К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции. Масса спинного мозга у новорожденного равна 3 - 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам она удваивается, к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам становится в 4 раза больше, чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше, чем у новорожденного, и становится такой, как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Его длина равна 14-16см, что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр канала спинного мозга у новорожденных относительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Спинной мозг новорожденного заканчивается на уровне нижнего края 2-го или 3-го поясничного позвонка. К концу первого года жизни он занимает такое же положение, как и у взрослых,- находится на уровне 1-2-го поясничного позвонка. Ко времени рождения все нервные, и глиальные клетки спинного мозга хорошо развиты и по структуре не отличаются от клеток у детей дошкольного возраста. У детей старшего возраста они становятся крупнее.

11 вопрос. Типы высшей нервной деятельности . Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью.

Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. В основе

деления на типы положены три основных показателя. Во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, т.е. способность нейронов коры адекватно отвечать на сильные раздражители. Во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соот-ношение силы процессов возбуждения и торможения. При доминировании возбуждения над торможением у человека быстро образуются положительные условные рефлексы, но затрудняется выработка дифференцировочного торможения. Если превалирует торможение

над возбуждением, развивается общее торможение коры. И в-третьих, подвижность процессов возбуждения и торможения, что выражается в скорости, с которой один процесс сменяется другим.

На основании этих признаков выделили четыре типа высшей нервной деятельности: 1) сильный неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением); 2) сильный уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов (наблюдается быстрое привыкание к обстановке, имеет место активная реакция на новые раздражители); 3) сильный уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов (на новые раздражители наблюдается незначительная реакция, для всех действий характерна медлительность); 4) слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения (наблюдается быстрая истощаемость организма, потеря работоспособности при необычных раздражителях, быстрота перехода в заторможенное состояние).

Первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй - сангвиническому, третий - флегматическому, четвертый - меланхолическому.

Кроме того, при анализе функционального состояния нервной системы человека с учетом врожденных способностей выделяют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и смешанный.

12 вопрос Значение типов ВНД . Высшая нервная деятельность ребенка обладает рядом особенностей, в связи с чем предложена классификация ее типов у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкорковыми структурами. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Это сангвинический тип, который характеризуется быстрым образованием, угасанием и восстановлением условных рефлексов. Процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Дети отличаются хорошим поведением и живым темпераментом. Речь быстрая и громкая, отчетливая, с богатым запасом слов, сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Флегматический тип, у которого условные рефлексы образуются быстро и имеют четкие тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к раздражителям, отличаются примерным поведением и хорошо учатся. Речь правильная, с большим словарным запасом, без эмоций,

жестикуляции и мимики. В трудных ситуациях дети повышают свою активность и стараются выполнить задачу.

Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный

тип. Холерический тип, у которого хорошо выражена подкорковая деятельность, не всегда хорошо регулируемая корой. Условные связи образуются медленно. Дети учатся посредственно и трудно приспосабливаются к требованиям школы. Они возбудимы, эмоциональны и вспыльчивы, с необоснованными срывами. Речь развита нормально, но неровная и с колеблющимися интонациями.

Слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный тип. Меланхолический тип отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорковых структур, слабой деятельностью сигнальных систем. Условные рефлексы образуются медленно. Дети быстро утомляются и впада-

ют в тормозное состояние. Речь у них слабая и тихая, бедная словами. У таких детей легко развиваются неврозы.

Физиологические особенности системы крови в разные возрастные периоды касаются физико-химических свойств плазмы, форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов), системы свертывания крови, кроветворения и определяются уровнем развития морфологических и ферментативных структур органов системы крови, а также нервногуморальных механизмов регуляции их деятельности. Кроме того, физиологические особенности системы крови новорожденных определяются недостатком кислорода во внутриутробном периоде, влиянием гормонов крови матери, травматизацией при родах, прекращением плацентарного кровообращения и переходом в новые условия существования.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА, КОЛИЧЕСТВА И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КРОВИ

Количество крови. Количество крови у новорожденного находится в зависимости от первоначальной массы и длины тела, от времени перевязки пуповины. У новорожденных и грудных детей относительная масса крови больше, чем у взрослых (до 15% массы тела), и только к 6-9 годам происходит постепенное снижение ее количества до дефинитивного уровня (7-8%). В период полового созревания наблюдается некоторое увеличение количества крови. Эти возрастные изменения количества крови обусловлены уровнем метаболических процессов в организме и необходимостью кислородного обеспечения органов и тканей. Около 60-80% общего объема крови находится в венах (в раннем возрасте меньше), остальная часть - в полостях сердца, артериях и капиллярах. Объем циркулирующей крови (в мл на 1 кг массы тела) составляет: у новорожденных -110- 195, у грудных детей - 75-110, у детей первого детства - 51-90, у подростков - 50-92, у взрослых - 50. У мальчиков количество крови несколько больше, чем у девочек. В зависимости от индивиду альных особенностей количество крови в организме может колебаться в довольно широких пределах.

Физико-химические свойства крови. Вязкость крови , обусловленная наличием в ней белков и эритроцитов, в первые дни после рождения велика, из-за увеличенного количества эритроцитов. На 5-6-й день она понижается, достигая к концу 1 -го месяца жизни той вязкости, которая устанавливается у детей старшего возраста. У школьников вязкость крови после учебной нагрузки обычно становится выше, чем до нее. Длительная, напряженная физическая работа также приводит к увеличению вязкости крови у детей, которое может длиться до 2 сут.

У новорожденных детей pH - кислотность (7,31) и буферные основания крови (43,5 ммоль/л) снижены, т.е. наблюдается ацидоз (сдвиг кислотно-щелочного равновесия в кислую сторону), сначала декомпенсированный, а затем - компенсированный. К концу 1 -й недели эти показатели начинают превышать уровень взрослых (7,44 и 47,3 ммоль/л), и только к 7-8 годам они начинают соответствовать дефинитивным (взрослым) значениям (7,42 и 44,5 ммоль/л).

Количество и состав плазмы. У новорожденных плазма составляет 43-46% от общего объема крови (у взрослого 55-60%). К концу 1-го месяца жизни ребенка процент содержания плазмы достигает уровня взрослого человека и затем, в грудном возрасте и в детстве до 15 лет, повышается до 60-65%. Только по завершению пубертатного периода относительный объем плазмы начинает соответствовать дефинитивному уровню.

Белковый состав. Количество белка в сыворотке крови новорожденных 47-56 г/л. С возрастом количество белка увеличивается, особенно интенсивно нарастает в первые 3-4 года, достигая уровня взрослых (70-80 г/л). Уменьшенное количество белка в плазме крови у детей первых месяцев жизни объясняется недостаточным проявлением функции белковообразовательных систем организма.

С возрастом изменяется и белковый коэффициент крови - соотношение между альбуминами и глобулинами плазмы крови. В момент рождения общее содержание глобулинов у ребенка выше (36%), чем у матери, а содержание альбуминов снижено (61%). Высокое содержание гамма-глобулинов в момент рождения связано с тем, что они про ходят через плацентарный барьер от матери. Количество их в крови постепенно уменьшается нормализуясь к 2-3 годам (13-14%). Содержание альбуминов постепенно повышается, достигая уровня взрослых к 3 годам (63-65%).

В связи с меньшим количеством белков в плазме онкотическое давление плазмы крови снижено. Эти показатели достигают взрослого уровня к 3-4 годам жизни.

Биохимический состав. Количество аминокислот в крови детей первых лет жизни за висит от типа вскармливания, но общее их количество на 30-35% меньше, чем у взрослых. В плазме определяются следующие аминокислоты: серин, глицин, глютаминовая кислота, аргинин, метионин, цистеин и лизин.

Количество мочевины и мочевой кислоты в сыворотке крови детей увеличивается от периода новорожденное™ к 2-14 годам (2,5-

4.5 ммоль/л; 0,14-0,2 ммоль/л и 4,3-7,3 ммоль/л; 0,17-0,41 ммоль/л соответственно).

Гликогена в крови детей больше (120-210 мг/л), чем у взрослых (70-120 мг/л), а содержание глюкозы - ниже. Так, в сыворотке крови ребенка первых дней жизни концентрация глюкозы составляет 1,7-4,2 ммоль/л и достигает уровня взрослых (3,3-5,6 ммоль/л) в 12-14 лет. У детей выражен повышенный гликолиз, поэтому содержание молочной кислоты в крови у них больше на 30%, чем у взрослых. С возрастом содержание молочной кислоты в крови детей постепенно снижается (с 2,0-2,4 у новорожденных до 1,0-1,7 ммоль/л - к 14 годам).

Ферментный состав. В крови плода отсутствует угольная ангидраза. В крови новорожденных ее очень мало и ее активность составляет 4-24% от уровня взрослых. Содержание этого фермента, соответствующее дефинитавному, устанавливается к 5 годам жизни ребенка. В первые недели жизни ребенка активность ферментов амилазы, каталазы, липазы, трансаминазы несколько снижена. Их актавность постепенно возрастает в течение 1-го года жизни. Содержание в крови щелочной фосфатазы повышено в течение всего детства, что связано с формированием и усиленным ростом костей.

Минеральный состав. Подробное описание будет дано в главе «Водно-электролитный обмен» (гл. 13).

3. Особенности состава и свойств крови у детей разного возраста

Кровь - это жидкая ткань, состоящая из плазмы и взвешенных в ней кровяных клеток. Она заключена в систему кровеносных сосудов и благодаря работе сердца находится в состоянии непрерывного движения. Количество и состав крови, а также ее физико-химические свойства у здорового человека относительно постоянны: они могут подвергаться небольшим колебаниям, но быстро выравниваются. Относительное постоянство состава и свойств крови является необходимым условием жизнедеятельности всех тканей организма. Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды носит название гомеостаза .

В нормальных условиях в организме циркулирует не вся кровь, а только ее часть, другая часть находится в депо крови: в селезенке, печени и подкожной клетчатке и мобилизируется, когда возникает необходимость в пополнении циркулирующей крови. Так, во время мышечной работы и при кровопотерях кровь из депо выбрасывается в кровяное русло. Потеря 1/3-1/2 количества крови опасна для жизни.

Кровь состоит из жидкой части плазмы и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. На долю форменных элементов приходится 40-45%, на долю плазмы - 55-60% от объема крови.

Если налить в пробирку немного крови, то через 10 или 15 минут она превратится в пастообразную однообразную массу - сгусток. Затем сгусток сжимается и отделяется от желтоватой прозрачной жидкости - сыворотки крови. Сыворотка отличается от плазмы тем, что в ней отсутствует фибриноген, белок плазмы, который в процессе коагуляции (свертывания) превращается в фибрин, благодаря совместному действию протромбина, вещества, вырабатываемого печенью, и тромбопластина, находящегося в кровяных пластинках - тромбоцитах. Таким образом, сгусток представляет собой сеть фибрина, улавливающую эритроциты и действующую как пробка, закупоривающая раны.

Плазма крови - это раствор, состоящий из воды (90-92%) и сухой остаток (10-8%), состоящий из органических и неорганических веществ. В него входят форменные элементы - кровяные тельца и пластинки. Кроме того, в плазме содержится целый ряд растворенных веществ:

Белки. Это альбумины, глобулины и фибриноген.

Неорганические соли. Находятся растворенными в виде анионов (ионы хлора, бикарбонат, фосфат, сульфат) и катионов (натрий, калий, кальций и магний). Действуют как щелочной резерв, поддерживающий постоянство рН, и регулирует содержание воды.

Транспортные вещества. Это вещества - производные от пищеварения (глюкоза, аминокислоты) или дыхания (азот, кислород), продукты обмена (двуокись углерода, мочевина, мочевая кислота) или же вещества, всасываемые кожей, слизистой оболочкой, легкими и т.д.

В плазме постоянно присутствуют все витамины, микроэлементы, промежуточные продукты метаболизма (молочная и пировиноградная кислоты).

К органическим веществам плазмы крови относятся белки, которые составляют 7-8%. Белки представлены альбуминами (4,5%), глобулинами (2-3,5%) и фибриногеном (0,2-0,4%).

К органическим веществам плазмы крови относятся также небелковые азотсодержащие соединения (аминокислоты, полипептиды, мочевина, мочевая кислота, креатинин, аммиак). Общее количество небелкового азота в плазме составляет 11-15 ммоль/л (30-40 мг%). В плазме крови содержатся также безазотистые органические вещества: глюкоза 4,4-6,6 ммоль/л (80-120 мг%), нейтральные жиры, липиды, ферменты, расщепляющие гликоген, жиры и белки, проферменты и ферменты, участвующие в процессах свертывания крови и фибринолиза.

Неорганические вещества плазмы крови составляют 0,9-1%. Из плазмы крови образуются телесные жидкости: жидкость стекловидного тела, жидкость передней камеры глаза, перилимфа, цереброспинальная жидкость, целомическая жидкость, тканевая жидкость, кровь, лимфа.

К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Эритроциты выполняют в организме следующие функции:

1) основной функцией является дыхательная - перенос кислорода от альвеол легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;

2) регуляция рН крови благодаря одной из мощнейших буферных систем крови - гемоглобиновой;

3) питательная - перенос на своей поверхности аминокислот от органов пищеварения к клеткам организма;

4) защитная - адсорбция на своей поверхности токсических веществ;

5) участие в процессе свертывания крови за счет содержания факторов свертывающей и противосвертывающей систем крови;

6) эритроциты являются носителями разнообразных ферментов (холинэстераза, угольная ангидраза, фосфатаза) и витаминов (В1, В2, В6, аскорбиновая кислота);

7) эритроциты несут в себе групповые признаки крови.

Эритроциты составляют более 99% клеток крови. Они составляют 45% объема крови.

Лейкоциты, или белые кровяные шарики, обладают полной ядерной структурой. Лейкоциты - это защита организма от инфекции путем фагоцитоза (поедания) бактерий или же посредством иммунных процессов - выработки особых веществ, которые разрушают возбудителей инфекций. Лейкоциты действуют в основном вне кровеносной системы, но в участки инфекции они попадают именно с кровью.

Тромбоциты, или кровяные пластинки - плоские клетки неправильной округлой формы диаметром 2-5 мкм. Тромбоциты человека не имеют ядер - это фрагменты клеток, которые меньше половины эритроцита. Главной функцией тромбоцитов является участие в гемостазе. Тромбоциты помогают "ремонтировать" кровеносные сосуды, прикрепляясь к поврежденным стенкам, а также участвуют в свертывании крови, которое предотвращает кровотечение и выход крови из кровеносного сосуда.

Тромбоциты продуцируют и выделяют ряд биологически активных веществ: серотонин (вещество, вызывающее сужение кровеносных сосудов уменьшение кровотока), адреналин, норадреналин, а также вещества, получившие название пластинчатых факторов свертывания крови. Так у тромбоцитов есть различные белки, способствующие коагуляции крови. Когда лопается кровеносный сосуд, тромбоциты прикрепляются к стенкам сосуда и частично закрывают брешь, выделяя так называемый тромбоцитарный фактор III, который начинает процесс свертывания крови путем превращения фибриногена в фибрин.

Тромбоциты выполняют защитную функцию. Тромбоциты содержат большое количество серотонина и гистамина, которые влияют на величину просвета и проницаемость капилляров. Продолжительность жизни тромбоцитов составляет от 5 до 11 дней.

Особенности состава крови у детей

Физико-химические особенности крови детей разного возраста отличаются известным своеобразием .

Количество крови. Относительное количество крови у детей с возрастом уменьшается. У новорожденных оно находится в известной зависимости от первоначального веса и роста, от времени перевязки пуповины, а также, по-видимому, от индивидуальных их особенностей.

Общее количество крови у новорожденных составляет от 10,7 до 19,5% (в среднем 14,7%) веса тела, у грудных детей -- от 9 до 12,6% (в среднем -- 10,9%), у детей от 6 до 16 лет -- около 7%; у взрослого количество крови составляет 5,0--5,6% веса тела.

Иными словами, на 1 кг веса тела у новорожденного приходится около 150 мл крови, у грудных детей -- около 110 мл, у детей младшего школьного возраста -- около 70 мл, старшего школьного возраста -- 65 мл и у взрослых -- 50 мл. У мальчиков крови несколько больше, чем у девочек. По-видимому, общее количество крови может колебаться в довольно широких пределах.

Удельный вес крови у новорожденных колеблется от 1060 до 1080; он очень быстро снижается до 1055--1056 и снова несколько повышается (1060--1062) у детей школьного возраста; у взрослых удельный вес крови колеблется от 1050 до 1062. У крепких детей и при поздней перевязке пуповины у новорожденных удельный вес крови выше, чем у детей слабых и при ранней перевязке пупочного канатика.

Свертываемость крови. Время свертывания крови у новорожденных может колебаться в довольно широких пределах; начало свертывания обычно лежит в пределах нормы взрослого (4,5--6 минут), а окончание часто запаздывает (9--10 минут). При резко выраженных желтухах новорожденных свертываемость крови может быть еще более замедлена. У детей грудного и следующих возрастных периодов свертывание крови заканчивается в течение 4--5,5 минут.

Вязкость крови. У новорожденных вязкость крови повышена. К концу 1-го месяца жизни вязкость крови снижается до цифр, отмечаемых и у более старших детей; средний показатель вязкости крови равен 4,6, а сыворотки крови -- 1,88 (Дорон).

Продолжительность кровотечения у нормальных детей всех возрастов колеблется в пределах 2--4 минут, т. е. приблизительно в пределах нормы взрослого.

Осмотическая стойкость эритроцитов. У детей периода новорожденности, по-видимому, имеются красные кровяные тельца как с повышенной, так и с пониженной осмотической стойкостью. Существенной разницы между осмотической стойкостью красных кровяных телец у мальчиков и у девочек отметить не удается; желтуха новорожденных сопровождается незначительным нарастанием осмотической резистентности эритроцитов.

У детей грудного возраста несколько повышено число высокоустойчивых форм эритроцитов и снижено число среднеустойчивых форм при одинаковом количестве низкоустойчивых форм; у недоношенных детей осмотическая резистентность эритроцитов несколько повышена по сравнению с таковой у грудных детей.

У здоровых грудных детей максимальная осмотическая стойкость эритроцитов (метод Лимбека) колеблется от 0,36 до 0,4% NaCl, минимальная -- от 0,48 до 0,52% NaCl. У детей более старших -- максимальная 0,36--0,4% NaCl и минимальная 0,44-0,48% NaCl.

Реакция оседания эритроцитов (РОЭ). У новорожденных оседание красных кровяных телец замедлено, что, может быть, стоит в связи с низким содержанием у них в крови фибриногена и холестерина. С 2-месячного возраста, а иногда и несколько раньше оседание эритроцитов ускоряется, и приблизительно с 3-го месяца жизни и до 1 года РОЭ несколько выше, чем у взрослых. На 2-м году жизни РОЭ снова несколько замедляется и в дальнейшем держится на цифрах, более или менее обычных для взрослых.

Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет около 2 мм, у грудных детей -- от 4 до 8 мм и у более старших -- 4--10 мм в течение 1 часа; у взрослых -- 5--8 мм (по методу Панченкова). Зависимость скорости оседания эритроцитов от пола ребенка отметить не удается.

Химический состав крови. У здоровых детей химический состав крови отличается значительным постоянством и сравнительно мало меняется с возрастом. В 1-й месяц жизни в крови новорожденного еще много фетального гемоглобина (HbF). У недоношенных уровень фетального гемоглобина может составлять 80- 90%. К моменту рождения ребенка значительно увеличивается содержание взрослого гемоглобина (HbA), и уровень его продолжает интенсивно нарастать в течение всего 1 месяца жизни ребенка, а концентрация HbF резко снижается. К 3-4 месяцам в норме HbF в крови ребенка отсутствуют.

Цветовой показатель в первые 2- 3 недели жизни ребенка несколько превышает единицу (до 1,3), на 2 месяце он равен единице, а затем снижается до величин, нормальных для взрослых (0,85- 1,15).

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) зависит от многих физических и химических свойств крови. У новорожденных она составляет 2 мм/ч, у грудных 4- 8, у более старших 4- 10, у взрослых 5- 8 мм/ч. Более медленное оседание эритроцитов у новорожденных объясняется низким содержанием в крови фибриногена и холестерина, а так же сгущением крови.

В первые дни жизни ребенка наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, это объясняется поступлением в организм ребенка через плаценту материнских гормонов, сгущением крови в первые часы жизни, рассасыванием внутритканевых кровоизлияний, всасыванием продуктов распада тканей самого ребенка в связи с недостаточным поступлением пищи в первые дни жизни.

Химический состав крови детей разного возраста

Уровень Hb, г / л

Число эритроцитов 10-12/л

Колебания числа лейкоцитов 10-9/л

Нейтрофилы, %

Эозинофилы, %

Базофилы, %

Лимфоциты, %

Моноциты, %

Тромбоциты, 10-11 /л

Новорожденный

Возрастная физиология

Физиология - наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии...

Гигиена органов мочевыделительной системы детей дошкольного возраста

орган мочевыделительный дошкольник заболевание Почки у новорожденного короткие и толстые, сильнее, чем у взрослого, выступают в брюшную полость. На поверхности почек видны борозды, соответствующие границам между их долями...

Детская анестезиология

Детский церебральный паралич. Этиология, патогенез, клинические проявления

Согласно М.М. Кольцовой , ведущим дефектом при ДЦП является нарушение двигательной сферы, представляющее собой своеобразную аномалию моторного развития...

Закаливание детей четвёртого года жизни

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. Основные эффекты закаливающих процедур: · укрепление нервной системы...

Коррекция нарушения пересказа у детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии...

Метаболический синдром

Ожирение в области живота (мужской, абдоминальный, центральный или яблоковидный тип) является ведущим признаком МС. Именно этот тип ожирения обычно связан с высоким уровнем триглицеридов (ТГ)...

Методика развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести

У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей)...

Особенности применения лекарственных средств в различные возрастные и физиологические периоды

Поскольку после пяти лет основные клинико-фармакологические параметры у детей мало отличаются от таковых у взрослых, привлекают к себе внимание их особенности у детей от момента рождения до пяти лет...

Пневмония в гериатрии

Проявления «классической» легочной симптоматики пневмоний - притупление перкуторного звука, локальное бронхиальное дыхание, усиление бронхофонии...

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

2.1 Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном возрасте К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста...

Реологические свойства крови и их нарушения при интенсивной терапии

«Неньютоновский» характер крови и связанный с ним фактор скорости сдвига обязательно должны учитываться при измерении вязкости в клинической лабораторной практике...

Роль фельдшера в профилактике анемии у детей младшего и среднего школьного возраста

Участие медицинской сестры в организации медицинской помощи при кишечной непроходимости у пациентов разного возраста в условиях стационара

Имея представления о формах КН, сестре не следует ставить себе цель определить форму КН. При любой форме действия ее на этапе оказания доврачебной помощи будут одинаковые -- как при «остром животе»...

Эффективность работы пищеварительных ферментов в зависимости от химических и физических факторов