Влияние освещения на зрение. Как правильно сделать освещения рабочей зоны возле компьютера Как выбирают местное электрическое освещение

Мероприятия, направленные на организацию охраны труда, применяются в учреждениях и на предприятиях повсеместно. Каким бы это ни казалось нелепым, но и техника безопасности на рабочем месте за компьютером также требует пристального внимания к себе. Конечно, ее нарушения не приведут к трагическим последствиям, но вред здоровью неправильное оснащение рабочего места принести может.

Как понять, что ваше рабочее место за компьютером организовано неправильно?

Существует несколько факторов, испытав которые на себе, можно понять, что пора менять свои привычки и создавать правильное рабочее место за компьютером. К таким факторам относят:

  1. Покрасневшие и слезоточивые глаза в конце рабочего дня.
  2. Жжение в глазах.
  3. Сильные головные боли.
  4. Снижение зрения.
  5. Утомляемость.
  6. Раздражительность.
  7. Бессонница.
  8. Боль в шее, руках и пояснице.

Возможны и другие индивидуальные симптомы.

Кодекс по трудовым отношениям не регламентирует работу трудового персонала за компьютером. Где же искать поддержку? Куда обращаться гражданам, которые каждый день часы проводят за данным прибором? Защиту следует искать в санитарных нормах рабочего места за компьютером. Эти нормы специально разработаны для данной категории работников и направлены на поддержание их эмоционального и физического здорового состояния.

Что же мы делаем не так? Основные ошибки в организации рабочего места

Можно выделить следующие нарушения охраны труда при работе за компьютером:

  1. Недостаточная площадь помещения, где размещается компьютер.
  2. Неправильный температурный режим в помещении или повышенная влажность.
  3. Работа без перерывов на отдых.
  4. Несоблюдение освещения помещений и рабочих мест.
  5. Неспособность работника снимать сильное психоэмоциональное напряжение.
  6. Неправильная самопроизвольная расстановка техники в рабочем помещении.
  7. Высокий уровень низкочастотных магнитных полей, исходящих от мониторов.

Как должно быть освещено рабочее место?

Освещение рабочего места за компьютером играет важную роль в комплексе мероприятий по охране труда. Глаза не должны страдать от яркого света или, наоборот, от затемнения. Глазам должно быть удобно.

Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.

Если вы используете защитные очки или просто носите обычные окуляры ввиду плохого зрения, то позаботтесь о том, чтобы их стекла всегда были идеально чистыми.

Правильное освещение рабочего места за компьютером поможет сохранить ваше хорошее зрение.

Как правильно организовать рабочую зону вблизи компьютера?

Представте, как обычно за столом вы читаете книгу, так вот монитор следует расположить от лица немного дальше этого расстояния. Верхний край экрана следует наклонить так, чтобы он располагался немного ниже глаз или на уровне с ними.

Если работа идет попеременно с бумагами и компьютером, листы следует расположить поближе к монитору, чтобы избежать долгих и частых переводов взгляда с листов на экран и обратно.

Освещение рабочего места за компьютером должно быть таким, чтобы на экране монитора не возникали блики. Используйте в качестве источников света хорошие современные светильники, позволяющие хорошо освещать рабочую площадку.

В комнате, где располагается компьютер, не допустимы темные или холодные оттенки стен. Цвета должны быть теплыми и успокаивающими. Это желтая, лимонная, персиковая, бежевая цветовые гаммы. Сочетание правильного цветового решения и хорошего освещения рабочего места за компьютером защитит ваши глаза от перегрузки, и под конец рабочего дня вы заметите, что глаза не выглядят такими уставшими и покрасневшими, как обычно.

Основные требования к освещению рабочей зоны

Требования к организации рабочего места за компьютером включают в себя следующие положения:

  1. В комнате, помимо искусственного света, должно присутствовать естественное освещение.
  2. Освещенность не должна вызывать чувство дискомфорта.
  3. Каждое рабочее место должно быть освещено индивидуально, чтобы человеку было комфортно под себя регулировать свет.
  4. Недопустимо присутствие негативного влияния на зрение человека.

Виды освещения

Естественное освещение представлено тремя типами (боковое, верхнее, комбинированное). То, какой тип присутствует в определенном помещении, зависит от местонахождения световых проемов (окон). Этот свет лучше всего подходит для человеческих глаз, поэтому при проектировании зданий особое внимание уделяют месторасположению окон.

Естественный свет благоприятно влияет на человека. При достаточном его количестве улучшаются обменные процессы в организме, налаживается деятельность нервных процессов, люди испытывают положительные эмоции, им легче дышать. Все это приводит к увеличению производительности труда.

Искусственное освещение применяют для замены естественного в темное время суток или при недостатке дневного света в помещении. Использовать в помещении, где располагаются компьютеры, необходимо не только общее освещение, но и локальное на каждом столе.

На работах, которые требуют повышенной точности и внимания, используют совместное освещение.

Естественное освещение зависит от конструкции здания и количества оконных проемов, а искусственное контролируется энергетическими компаниями.

Как может быть освещено рабочее место искусственно?

Для создания искусственного освещения используют разнообразные лампы.

Теряют свои позиции лампы накаливания. Люди отдают все большее предпочтение светодиодным устройствам, так как их свет схож с естественным освещением, и приносящим экономию люминесцентным.

Виды светильников

Для освещения рабочей зоны за компьютером используют следующие виды светильников:

  1. Для направленного освещения рабочей зоны используют светильники прямого света.
  2. Световой поток направляется вверх, тем самым создавая равномерное освещение рабочей зоны, у светильников отраженного света.
  3. Специальные плафоны, способствующие рассеиванию света по всем сторонам, имеются у светильников рассеянного света.

Светильники могут быть встроенными, потолочными, напольными, настольными и настенными.

Встроенные и потолочные устройства освещают все помещение, а напольные, настенные и настольные прекрасно подходят для регулировки света непосредственно в компьютерной зоне.

Комбинируя несколько светильников, можно добиться оптимальных условий труда для всего коллектива.

Какое освещение выбрать для рабочей зоны непосредственно у компьютера?

Расчет освещения сводится к выбору необходимой системы освещения, локальных светильников и их количества.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны является естественное, но при его недостаточном количестве следует использовать светодиодные или галогенные лампы, которые устанавливают на расстоянии в полметра от монитора.

Свет от лампы не должен падать на глаза работнику и на монитор. Освещение должно быть рассеянным, направленный свет будет действовать раздражающе.

Цвет освещения должен быть равномерно желтым, который максимально приближен к естественному свету.

Идеальный вариант для освещения рабочей зоны - шарнирные светильники. Они помогают регулировать направление светового потока, что очень удобно.

Как выбирают местное электрическое освещение?

Существуют законодательно закрепленные документы, в которых прописываются необходимые нормативы освещения рабочего места за компьютером. К этой документации относят санитарные нормы и правила.

В помещении, где располагаются компьютеры, должно быть равномерное освещение. Световой поток на рабочем столе должен быть от 300 до 500 люкс. В специально разработанных нормах и правилах норма освещенности представлена в люксах (лк).

Искусственное освещение в рабочей зоне должно соответствовать следующим правилам:

  1. Не создавать на экране монитора блики.
  2. Давать поток света не ниже указанной нормы в 300 лк.
  3. Яркость элементов, входящих в состав осветительных приборов, не должна быть больше предела в 200 кд/м 2 .

Руководствуясь вышеуказанными нормами освещенности, можно создать прекрасные условия для работы за компьютером и при этом не навредить зрительной системе.

Расчет освещения производят на основе определения фактической освещенности рабочей зоны имеющимися светильниками. При этом сопоставляют фактическую освещенность с ее нормативным значением.

Что делать, если на рабочем месте отсутствует естественное освещение?

Если в рабочей зоне будет полностью отсутствовать дневной свет, то такие обстоятельства будут способствовать существенному подрыву здоровья.

Если же все-таки такое рабочее место существует, то необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда:

  1. Рабочие часы необходимо сократить.
  2. При размещении искусственного (электрического) освещения правильно пользоваться расчетом необходимого света, нормативами и правилами в этой области.
  3. Стены, пол и потолок в помещении должны иметь светлые оттенки.
  4. Для обогащения светового потока рекомендуется использовать дополнительное UV-излучение.
  5. Приложить все усилия и использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы перевести рабочий коллектив в помещение с естественным освещением.

Тот работодатель, который стремится улучшить качество труда своего персонала, всегда получит хорошую производительность труда. Несоблюдение вышепрописанных требований приведет к психоэмоциональным расстройствам внутри коллектива, потере зрения работниками, ухудшению их здоровья и, соответственно, поспособствует снижению производительности.

Как должно быть освещено место школьника?

В учреждениях образования все рабочие места освещены в соответствии с нормами и правилами. А как же правильно организовать рабочую зону в домашних условиях?

  1. Компьютерный стол должен стоять сбоку по отношению к оконному проему.
  2. Лампы, которые освещают рабочую поверхность, должны быть мощными (минимум 60 Вт).
  3. Свет, падающий от настольной лампы, должен иметь желтый оттенок.
  4. Идеальным вариантом в использовании будут светодиодные лампы.
  5. Помимо локального освещения, в комнате должно присутствовать хорошее общее освещение.
  6. При отсутствии местного освещения, необходимо приобрести настольную лампу.

Следите за здоровьем своих детей, пользуйтесь всеми советами по организации освещения рабочей зоны. Не забывайте, что пренебрежение основными правилами ведет к болезням зрительного аппарата.

Несколько заключительных слов

Подведем итоги и расскажем еще о нескольких рекомендациях по правильному освещению рабочей компьютерной зоны.

  1. Не забывайте: сильно яркий свет может привести к стрессу и быстрой утомляемости, а, наоборот, приглушенный заставит глаза напрягаться, что приведет к слезотечению, жжению и покраснению.
  2. Вокруг рабочей зоны, помимо локального освещения, должен быть комфортный фон общего освещения. Идеально, если это будет рассеянный свет.
  3. Используя комбинированное освещение, не забывайте о том, что рабочая зона должна быть выделена светом в несколько раз сильнее, чем другое пространство в помещении.
  4. Нельзя ставить настольную лампу на уровне глаз. Пускай она будет немного выше него или ниже. Лучше она будет располагаться у вас за спиной, но при этом не должны образовываться тени.
  5. Компьютерные столы лучше приобретать светлых оттенков.
  6. Не следует садиться спиной к окну, лучше всего сесть к нему боком.

Слайд 2

Руководитель проекта - учитель физики Егорова Лидия Рушановна

Слайд 3

Как портится зрение за время учёбы? Мы проанализировали данные районной поликлиники. Из них следует, что у значительного числа выпускников с ослабленным зрением, оно падает за время учебы в школе:

Слайд 4

Мы так же составили сравнительный графикснижения зрения за время учебы в школе № 2 по годам: за 2007 и 2008 гг - 2007 год - 2008 год

Слайд 5

19,4% 15,6% 15,9% 11,6% Школа № 1 Школа № 4 Школа № 3 Школа № 2 Диаграмма нарушения зрения по школам города

Слайд 6

Глаз человека

Слайд 7

При близорукостиизображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

Слайд 8

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения.

Слайд 9

Глазное яблоко

Слайд 10

Влияние освещенности помещения на здоровье учеников Измерения с помощью прибора созданного учениками для определения освещенности (устройство прибора, справочные материалы.)

Слайд 11

Схема прибора для измерения освещенности Прибор состоит из подставки, кнопки, микроамперметра, полупроводникового датчика (фоторезистора - прибора, сопротивление которого зависит от освещенности) и крышки для него.

Слайд 12

Электрическая схема В p-n переходе при облучении светом возникает электродвижущая сила и образуется электрическое поле

Слайд 13

В приборе применены полупроводниковые фотоэлементы, создающие ЭДС и преобразующие энергию излучения в энергию электрического тока. Поле p-n-перехода заставляет неосновные носители полупроводников перемещаться через контакт. Между полупроводниками устанавливается разность потенциалов, равная фотоЭДС. Сила тока зависит от интенсивности падающего света и сопротивления нагрузки(микроамперметра). То есть она прямо пропорциональна освещенности.

Слайд 14

Мы провели сравнение освещенности от запыленной и чистой лампы:

Слайд 15

При прочих равных условиях освещенность от запыленной лампы оказалась меньше, чем от чистой

Слайд 16

Результаты измерения освещенности в кабинетах школы: хорошая средняя плохая

Слайд 17

Факторы, влияющие на снижение остроты зрения Наследственность; Последствие перенесенных болезней; Несоблюдение требований гигиены зрения. Зрение портится из-за плохой освещенности. Причинами плохой освещенности являются: - Неисправные лампы или использование ламп меньшей мощности Грязные, покрытые пылью лампы Шторы в пол-окна Большое количество высоких цветов на окнах Плохая освещенность кабинета № 30 заключается в том, что стена корпуса начальных классов закрывает свет во второй половине дня. Даже на переменах глаза не отдыхают!

Слайд 18

Другое требование гигиены зрения - соблюдение расстояния наилучшего зрения

Слайд 19

Берегите зрение!!! Морковь - содержит витамин А, необходимый для глаз. Черника - существенно улучшает зрение.

Слайд 20

Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, занятия спортом способствуют сохранению зрения В России курит каждый шестой школьник! А ведь современный досуг приносит часто куда более вреда, чем самый напряженный умственный и даже тяжелый физический труд. Тут и алкоголь, и наркотики, и табакокурение, что способно вызвать сильнейшие интоксикации организма и непредсказуемо повлиять на орган зрения. А неправильное питание? Так что любое безапелляционное утверждение типа "Много читал - глаза испортил" следует подвергать самому серьезному сомнению...

Слайд 21

Рекомендации: заведующим кабинетами: Следить за наличием неработающих ламп и устранять этот недостаток. Проводя генеральную уборку в классе, не забывать о светильниках. Выбирая красивые шторы, не забывать, что окно в классе служит для освещения рабочих мест. Не злоупотреблять большим количеством цветов на подоконнике. При выборе цвета для окраски стен, особенно в кабинетах с плохой освещенностью, отдавать предпочтение светлым тонам.

Слайд 22

Рекомендации: - Ученикам, не зависимо от возраста, мы советуем давать возможность глазам отдыхать через 30 - 40 минут работы, когда мышцы глаз напряжены. - Следить за освещенностью рабочего места дома. - Не наклоняться низко (ближе вытянутой руки) над книгой. - Вести здоровый образ жизни. - Если же зрение стало снижаться, то консультации врача, упражнения для глаз позволят остановить этот процесс.

Слайд 23

Посмотреть все слайды

Введение

Российское государство проявляет неустанную заботу о здоровье учащихся, обеспечении безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Дальнейшее улучшение условий обучения требует улучшения качества контроля над соблюдением действующих норм по технике безопасности.

В правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных в законном порядке, изложены требования техники безопасности, подлежащие выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений.

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная группа

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные

Учащиеся средней школы

Учащиеся институтов

Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Цель работы

Целью работы было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого мною были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.

Объекты исследования

Объектами исследования были кабинеты: № 32 – немецкий язык, № 35 – математика; № 23 – географии; № 34 – химия, биология; № 26 – русский язык, № 24 – физика.

Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые).

Методика проведения работы

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Таблица 2: типы освещения

Тип освещения

Характеристика

Естественное

Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Искусственное

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных,

люминесцентных или накаливания.

Совмещённое

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

2)достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Ксв);

4) достаточный коэффициент заглубления (К).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

1)Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(частота окон).

2)Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

3)Окраска интерьера помещения;

4)Расстановка и окраска мебели;

5)Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

Введение в исследовательскую работу:

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещённости школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Лампы дневного света - у них световой спектр ближе к естественному свету.

Но, безусловно, естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зренья . В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам.

Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают окна в кабинетах или нет?

И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять почти весь солнечный свет равный примерно 80%, а если к тому же окна грязные, то всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете влияет и растительность.

Гигиенически недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс).Но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «тёплые тона» (оранжевый и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

Таблица: Ориентация окон (нормы)

Помещения

Ориентация окон (для умеренной зоны)

оптимальная

допустимая

Классные

комнаты

ЮГ, ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК

Не больше 25% на юго-запад и запад

Ориентация окон помещений относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

Таблица №: сводная таблица исследования кабинетов

Ориентация окон

Естественная освещённость

Искусственная освещённость

Коэффициент заглубления

Немецкий

Юго-восток

0,25

1516,5 Вт/м 2

Математика

Северо-Зап

0,25

2340Вт/м 2

География

Юго-восток

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2160Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1000 Вт/м 2 ,

2241Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2257,65 Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1863 Вт/м 2

Пояснение : в столбце искусственная освещенность первая цифра показывает фактическое освещение, а через запятую то количество искусственной освещённости, которая необходима; в столбце естественная освещённость первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.

ХОД ИСЛЕДОВАНИЙ:

1) Определить ориентацию окон всех классных комнат, сравнить полученные данные с гигиеническими нормами (табл. 1).

2) Определить достаточный коэффициент естественной освещенности.

Определить площадь застеклённой поверхности всех окон класса;

3) Определить достаточность искусственного освещения.

Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это

верхнего края окна над полом делённого на глубину помещения.

Данные по измерению кабинетов:

Кабинет немецкого языка №32

Отсюда, S пола =33,7 м 2

S окон =10,8 м 2

В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 3,6 метра, площадь всех окон равна10,8 м 2

Кабинет физики №24:

Отсюда, S пола = 49,8 м 2

S окон = 12 м 2

Кабинет русского языка №26:

5,80метров

Отсюда, S пола =50,17 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет химии №34:

Отсюда, S пола =41,4 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет математики №35:

Отсюда S окон=9 м 2

S пола=52,9 м 2

Кабинет географии №23:

Отсюда, S пола =48 м 2

S окон =12 м 2

Формулы расчётов:

К(световой) =Sокон /Sпола

Гигиеническая норма 0,25.

А при расчётах коэффициента световой энергии я получила следующие результаты:

Кабинет №32 К(световой) =10,8 м 2 /33,7 м 2 =0,32

Кабинет №24 К(световой) =12 м 2 /49,8 м 2 =0,24

Кабинет №26 К(световой) =12 м 2 /50,17 м 2 =0,24

Кабинет №34 К(световой) = 12 м 2 /41,4 м 2 =0,28

Кабинет №35 К(световой) =9 м 2 /52,9 м 2 =0,17

Кабинет №23 К(световой) =12 м 2 /48 м 2 =0,25

Искусственное освещение равно : удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

К заглубления = высота верхнего края окна над полом делённая на глубину помещения.

Выводы к каждому кабинету:

Вывод к кабинету немецкого языка №32:

При норме достаточного коэффициента естественной освещённости ровном 0,25 в кабинете немецкого языка световой коэффициент равен 0,32.

Значит, в этом кабинете достаточная естественная освещённость превышает норму.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, хорошо. Но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно (свет сильно светит в глаза и мешает).

И всё же это хорошо, ведь естественная освещённость благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

И даже недостаток искусственной освещенности может заполнить преобладание естественной. Но вот утром, когда солнышко светит не ярко, нам в кабинетах просто необходимо искусственное освещение, в частности простые лампочки накаливания. В кабинете немецкого языка имеется четыре лампочки, с белыми плафонами, мощностью 150Вт, горят все четыре.

Определяем достаточность искусственной освещённости (И.О), которая может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. А для того, чтобы в данном кабинете (не без малых погрешностей) определить достаточность освещения, необходимо знать удельную энергомощность

(УЭМ) для этих типов лампочек, (но люминесцентные лампы отсутствуют в нашей школе). Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 метр 2 площади помещения. Для ламп накаливания УЭМ равно 45Вт на 1 м 2 .Обычная мощность ламп определяется типом ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически активными ультрафиолетовым излучением. Мощность ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт. Но в нашей школе нет таких лампочек вообще. И к этой теме мы ещё вернёмся.

Так, как окна в этом кабинете выходят на юго-восток, что соответствует нормам, значит, в первой половине дня здесь хорошая освещённость. Что, конечно же, положительно влияет на учёбу, ведь в основном мы занимаемся в первой половине дня. И, правда, приятные лучи солнышка хорошо влияют на глаза, да и успокаивают нервы. Ребята из 5-ых классов тоже приходят на уроки немецкого языка, и если во всех кабинетах будет так ярко светить солнце, то всем будет приятно в них находиться. Но, конечно, если солнце будет светить в глаза, то это будет создавать неудобства, именно по этому для каждого кабинета должны индивидуально подбираться шторы. Поэтому в кабинет немецкого языка лучше повесить плотные шторы.

Светло-голубой цвет стен хорошо сочетается со школьной мебелью.

По гигиеническим нормам на 1м 2 поверхности класса нужно 45Вт. Значит, для того чтобы осветить поверхность класса, площадь которого равна 33,7 м 2 ,

нужно 1516,5 Вт/м 2

(45Вт? 33,7 м 2 =1516,5 Вт/м 2)

Но это то количество ватт, которое необходимо, а что же на самом деле? А фактически мы имеем всего 600 Вт/м 2

(ФИО = 4?150 = 600 Вт)

ФИО в кабинете немецкого языка в два с половиной раза меньше нормы.

В два с половиной раза меньше нормы, не слишком ли много? И нужно ли увеличить? Даже учитывая то, что естественная освещённость превышает норму, но, всё же проведя уроки в кабинете можно понять, что освещённость в этом кабинете не нужно увеличивать, с другой стороны опять же утром естественного света мало.

Даже неокруглённый коэффициент заглубления больше нормы, что положительно сказывается на общей освещённости, и это очень хорошо.Вообще, кабинет производит очень хорошее впечатление.

Много света (так как окна выходят на юго-восток). Шторы идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного освещения достаточно, но искусственного недостаточно, поэтому его нужно увеличить. Конечно, желательно поставить в кабинет люминесцентные лампы, кабинет сам по себе длинный и для него будет легче подобрать именно люминесцентные лампы, тем более понадобится совсем не большое количество. Осмотрев кабинет, я могу с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. В кабинете часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера в кабинете приятная, успокаивающая.

В кабинете созданы все условия (кроме искусственного освещения) для создания спокойной рабочей атмосферы.

Выводы к кабинету математики № 35:

Получается, что кабинет расположен так, что окна выходят на северо-запад. Значит, исходя из этого, мы можем предположить, что естественного освещения будет не хватать.

Так как нормой светового коэффициента является? , но у нас получилось 0,17, значит, в этом кабинете недостаточный световой коэффициент.

Фактически мы имеем всего 1000Вт, но для этого класса необходимо 2340Вт, а имеется почти в полтора раза меньше.

(ФИО = (6 ? 150) +100 = 1000 Вт/м 2)

(45Вт? 52 м 2 = 2340Вт/м 2)

Значит, в классе не хватает как естественного, так и искусственного света.

В этом кабинете проводятся не только занятия по математике, но и по другим предметам. Например, у 9«б» класса часто проходят уроки черчения, отсюда следует, что обязательно нужно улучшить искусственную обстановку в этом кабинете, потому что недостаточная освещённость может отразиться на зрении детей. Что нельзя допустить, потому что в этом классе (как и в других) имеются ребята с проблемами зрения.

ФИО будет составлять (6 ?300) + 300 = 2100Вт.

Именно тогда фактическая освещённость приблизится к гигиенической норме.

Я считаю, что в определённые кабинеты, в которых сильная недостаточность естественного освещения, можно установить специальное освещение. Так как в этом кабинете световой коэффициент составляет всего 0,17 , а должно быть по норме 0,25 , то мне кажется, что этот кабинет нуждается в специальных школьных светильниках.

При норме 0,5 получилось всего 0,4, это значит, что не могут окна такого размера осветить помещение, глубина которого 6 метров.

Выводы к кабинету географии №23:

Юго-восточная сторона это хорошо по гигиеническим нормам, значит, в кабинете должна быть хорошая естественная освещённость. Окна относительно чистые. На окнах висит тюль, что не мешает проникновению солнечного света. Получилась норма, значит, в этом кабинете абсолютно точно рассчитано естественное освещение. Может быть, в это заслуга не только хороших окон, но и то, что окна кабинета выходят на юго-восточную сторону.

(45Вт?48 м 2 = 2160Вт/м 2) (ФИО = 150 ? 8 = 1200Вт.)

Значит, для освещения кабинета географии нужно 2160Вт, а фактическое искусственное освещение равно 1200Вт, это почти в два раза меньше, чем требуется. Отсюда следует, что дети будут недополучать света утром. А ведь работа проводиться и с картами, атласами, в этом кабинете, впрочем, как и во всех очень важную роль играет освещение.

ФИО будет = 300 ? 8 = 2 400Вт

И тогда даже будет превышать норму, но можно сделать два выключателя, для того, чтобы 7 лампочек были присоединены к одному, а одна к другому. Или увеличить мощность семи лампочек, а одну оставить без изменения. Тогда ФИО будет равно

(7? 300) + 150 = 2250

Что, мне кажется, будет вполне нормально.

При норме 0,5 К з (коэффициент заглубления) в кабинете математики он составляет 0,3 , что меньше нормы.

Это тоже влияет на общую ситуацию с освещённостью.

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,25.

Но вот искусственное нужно увеличить.

Выводы к кабинету физики №24:

Северо-западная сторона это не очень хорошо для кабинета физики.

Норма светового коэффициента почти ровна норме (0,24).

Искусственное освещение, которое требуется для данного кабинета недостаточно, ведь фактическое освещение составляет всего лишь 1000Вт/м 2 , а для этого кабинета нужно 2241 Вт/м 2 .

Желательно увеличить количество лампочек в кабинете.

Коэффициент заглубления в данном помещении равен 0,4 при гигиенической норме 0,5. В классе хорошо подобранны тона, шторы.

Выводы к кабинету химии №34:

Окна кабинета выходят на северо-запад, что нежелательно. Норма светового коэффициента превышает норму (норма 0,25) и составляет 0,28. Для этого класса это совсем неплохо, ведь он больших размеров по сравнению с остальными.

Но вот фактическое искусственное освещение почти в два раза меньше нормы. Для кабинета необходимо 1863 Вт/м 2 , а вот на самом деле 900 Вт/м 2 .

Рекомендуется, как и в предыдущих случаях, увеличить число лампочек. Ведь даже, несмотря на то, что естественная освещённость превышает норму утром, когда солнце ещё не светит ярко, нам необходима искусственная освещённость, а в таком случае (искусственная слишком мала) не удастся получить достаточной освещённости кабинета.

Коэффициент заглубления практически в норме, он составляет 0,4.

Класс очень светлый и тёплый, хорошо подобранны шторы.

Выводы к кабинету русского языка №26:

Уровень естественной освещённости практически равен норме, он составляет 0,24. Но вот искусственная освещённость портит картину, она почти в два раза меньше нужной, и составляет 1200 Вт/м 2 .

2 часть. Уровень зрения в нашей школе.

По данным ежегодной медицинской проверки учащихся по 5,7,9,11 в нашей школе 23 человека имеют проблемы со зрением, из них:

5,9,11 классы - 11 человек

7 классы - 12 человек

Диаграмма №1: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2002год

Вся школа (дети с недостатками зрения)-48 %

Только 7-ые классы- 52%

Возьмём проверку за 2004 год (чётные классы) и уже знакомые нам 7-ые стали 9-ыми, посмотрим на диаграмму (2), на которой 9-е классы 9 человек с нарушениями зрения, а по всей школе 13 человек и опять самое большое количество приходится на эти классы.

Диаграмма 2: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2004год

Вся школа - 31%. И уже 9-ые классы-69%

Но ведь не только в школе дети могут приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность, чтение лёжа, нарушение осанки, не соблюдаются гигиенические нормы, как, например: антропометрия, это несоответствие школьной мебели к росту ребёнка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка - это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.

Часть 3. Заключение

Проведя исследование освещения школьных помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением школьных помещений, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

· для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различения символов замедляется в 1,5- 2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз

Приложение:

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Список используемой литературы:

1)А.Смитт, К.Хондерсен, Изучаем физику.- М., «Росмэн»,

2)Большая книга экспериментов.- М., «Росмэн».

3)Епашников М.М. «Электрическое освещение» -Л., Просвещение.

4)Долин П.А., «Справочник по технике безопасности»-М.

5)Кузнецов Б.В.,«Историческая личность» -М.

6) «Энциклопедия», М., «Росмэн»

7) Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.

8)Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970

С развитием компьютерных технологий и их доступностью компьютеры прочно прописались в нашей жизни. Это объективный факт. Поэтому стал вопрос, каким образом правильно организовать освещение такого рабочего места, чтобы минимизировать негативное влияние такой работы на зрительную системы человека, ведь как ни крути, а без этого все равно не обойтись.

Данная статья расскажет, почему необходимо правильно организовать подсветку компьютерного рабочего места, особенно для школьников и на что обратить внимание в первую очередь.

Почему важна подсветка компьютерного стола

Практически всю информацию (до 80 %) люди получают через зрение. Поэтому предельно важно беречь свое зрение, чтобы не пропускать важную информацию. Несмотря на высокую эффективность, какой обладают компьютеры, длительная работа за ними приводит к постепенному падению остроты зрения.

Обратите внимание! Наибольшую опасность несоблюдение правил работы за компьютером оказывает на школьников, которые не склонны считаться со своим здоровьем, пока она не даст сбой.

Это негативное влияние можно в определенной степени нивелировать, соблюдая правила работы, а также правильно организовав освещение за компьютером. Если этого не сделать, то в будущем возможно:

  • падение остроты зрения;
  • усталость глаз;
  • зуд и сухость глаз;
  • общее раздражение;
  • падение общего состояния здоровья;
  • боли в суставах;
  • патологические явления в нервной системе, которые проявляются в ухудшении сна, появлении бессонницы и т.д.

В первую очередь начинать организацию освещения необходимо с самого помещения. Оно должно иметь искусственное и естественное освещение. Причем большую роль следует уделять именно естественной подсветки.

Обратите внимание! Не допускается работа за компьютеров в подвальных и полуподвальных помещениях.

Помещение с компьютерами

Эти требования сохраняются как для классных комнат и офисов, так и по возможности, домашних комнат.
Для взрослого человека рабочее место за компьютером должно составлять не меньше 6 м2, а объем – более 20 м3. При этом надлежит учитывать отделку, имеющуюся в помещении на предмет коэффициента отражения. В норме она должна быть:

  • применимо к стенам - 0,5-0,6;
  • применимо к потолку - 0,7-0,8;
  • применимо к полу - 0,3-0,5.

Чтобы создать такой коэффициент отражения нужно применять диффузно-отражающие комплектующие.

Какие варианты подсветки существуют

Освещение рабочего места за ПК всегда должно организовываться с помощью двух типов подсветки:

  • естественное освещение. Оптимальный вариант. Это обусловлено тем, что для наших глаз естественный свет нашего светила является самым оптимальным. Для того, чтобы естественной подсветки были достаточно, необходимо разместить рабочее место вблизи оконных проемов;

Обратите внимание! Под естественным освещением понимается свет, который дает солнце утром, днем и вечером, а также световой поток, которых доходит до земли через тучи.

Естественная подсветка компьютера

  • искусственное освещение. Такой тип подсветки организуется с помощью разнообразных осветительных приборов. Они используются тогда, когда естественной подсветки недостаточно.

Искусственное освещение компьютерного стола

Использование искусственного освещения для рабочего места за компьютером актуально в следующих ситуациях:

  • когда работа за компьютером осуществляется в вечернее и ночное время;
  • когда естественного освещения недостаточно. Такая ситуация может возникнуть в пасмурный день, во время проливного дождя и т.д.;
  • в период, когда световой день короче. Например, в зимние и осенние месяца включать дополнительную подсветку необходимо намного раньше, чем весной и летом.

Кроме этого, искусственное освещение рабочего места за любым компьютером может быть следующим:

  • общим. Для создания такого уровня подсветки используется потолочная система освещения. К примеру, она может организовываться с помощью центральной люстры или точечных светильников, размещенных по периметру помещения;

Общее освещение стола

  • рабочее. В данной ситуации подсветка рабочего места осуществляться настенными, настольными или напольными осветительными приборами (бра, различные лампы, торшеры и т.д.).

Рабочая подсветка стола

Освещение рабочего стола при работе за компьютером максимально полно осуществляется с помощью рабочей подсветки. Но допускается и комбинирования общей и локальной подсветки.

Какие требования нужно соблюдать при организации подсветки компьютерного стола

Существует специальная документация, в которой прописаны все нормативы и нормы, которые следует учитывать при организации освещения при работе за компьютером. К такой специальной документации относиться СНиП. Все нормы здесь приведены в люксах.

Нормы СНиП

Согласно этой документации, для качественной подсветки рабочего места за ПК стоит руководствоваться следующими нормами:

  • естественное освещение, а точнее его коэффициент (КЕО) должен быть не ниже 1,5% — 1,2%;
  • световой поток естественной подсветки должен падать на стол слева;
  • искусственная подсветка должна создавать равномерное освещение общего плана.

При этом на рабочем столе световой поток должен достигать 300-500 люкс. Чтобы достичь такого высокого показателя допускается дополнительное размещение на поверхности стола осветительных приборов настольного типа.
Согласно СНиП, местное освещение должно отвечать следующим требованиям:

  • не продуцировать бликов на плоскости экрана монитора;
  • давать световой поток не менее 300 люкс;
  • ограничение прямой блёскости, исходящей от источника света;
  • яркость светящихся поверхностей, в роли которых выступают различные элементы осветительных приборов, а также оконные стекла, не должна преодолевать предел в 200 кд/м2.

Обратите внимание! Отраженная блескость для рабочих поверхностей может ограничиваться правильным подбором настольных ламп, а также оптимальным их расположением. Причем эти параметры должны соотноситься с естественным источником света.

Кроме этого в данном вопросе существуют следующие требования:

  • яркость бликов, появляющихся на экране монитора, должна быть ниже 40 кд/м2;
  • ослепленность, которая учитывается для светильников, не должна преодолевать предел в 20 кд/м2;
  • еще одним важным показателем является степень дискомфорта. Он для административно-общественных помещениях должен составлять менее 40 кд/м2;
  • яркость между рабочими поверхностями (ее соотношение) не должно быть выше 3:1 - 5:1. При этом данный показатель между поверхностями оборудования и стен и рабочими поверхностями должен быть 10:1.

Руководствуясь всем этим, имеется возможность организовать наилучшие условия для того, чтобы зрительная система во время работы за ПК не перетруждалась. Это позволит человеку, работающим за такой техникой, сохранить свое зрение и общее самочувствие на высоком уровне.

Какие осветительные приборы можно использовать

Главным аспектом в организации подобного освещения, после учета требований, приведенных в СНиП, является правильный выбор светильников. Ведь именно от них напрямую завесит качество светового потока и его положительное или пагубное воздействие на зрительный анализатор человека.
Чтобы создать качественное освещение компьютера во время работы следует использовать определенные светильники, которые оснащены специальными зеркализованными решетками. Такие решетки имеются у осветительных приборов типа ЛПО36.

Лампа типа ЛПО36

Также такие светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими высокочастотными аппаратами. Специалистами рекомендуются в данной ситуации использовать осветительные приборы прямого света с отражающей поверхностью. Под такие требования подходят следующие типы ламп:

  • ЛПО13;
  • ЛСО4;
  • ЛПО5;
  • ЛПО31;
  • ЛПО34.

Все они должны быть оборудованы люминесцентными лампами типа ЛБ, которые предназначены для организации системы освещения внутри помещений.
Кроме люминесцентных источников света допускается применение и ламп накаливания. Сегодня, когда самыми эффективными и выгодными по многим параметрам являются светодиодные лампочки. Их также можно использовать для освещения компьютерного стола.
Все осветительные приборы местной подсветки должны иметь в своём составе непросвечивающийся отражатель.

Дополнительные правила подбора осветительных приборов

Кроме вышеописанных параметров выбора светильников, которые основаны на требованиям нормативной документации (СНиП) можно подобрать наиболее оптимальные лампы для создания местной подсветки. Но это далеко не полный перечень всех параметров, которые должен выполнять светильник. Самым главным дополнительным требованием, которое должен выполнять светильник является его небольшие габариты при высоких показателях мощности.

Лампа-трансформер

Считается, что самым оптимальным вариантом будет покупка многофункциональной лампы на гибком держателе. Наличие у осветительного прибора функции трансформера позволит вам регулироваться высоту подачи светового потока или закрепить его на углу стола, где он не будет мешать проведению основных манипуляций, связанных с компьютером и офисным оборудованием.
Стоит помнить, что в выборе источника света можно руководствоваться не только требованиями, указанными в СНиП, но и собственными пожеланиями. Это в основном касается выбора цветовой температуры.

Цветовая температура светового потока

Кому-то более приятен холодный оттенок, а кому-то – теплый. Если вы не будете сочетать свои пожелания с имеющимися требованиями, то вам вряд л удастся создать качественное освещение своего места за ПК, чтобы оно идеально удовлетворяла ваши персональные потребности.

Как стоит размещать осветительные приборы над столом

Над рабочей поверхностью светильники стоит размещать в виде прерывистых или сплошных линий. Они должны размещаться сбоку и быть параллельными для зрения. Также нужно учитывать возможность изменения положения монитора во время его эксплуатации.

Вариант размещения лампы

Также допускается периментальное расположение светильников. Но при этом должна создаваться осветительная зона над поверхностью стола. Причем свет от нее должен большей частью падать на передний край рабочей поверхности.

Обратите внимание! Обязательно необходимо соблюдать защитный угол для ламп. Он должен быть не меньше 40 градусов.

Помните, что какой бы вариант размещения светильников вы бы ни выбрали, они не должны мешать вам выполнять вашу работу и не ослеплять в процессе своего функционирования.

Заключение

Взявшись правильно оформить место работы за ПК, нужно брать во внимание множество факторов и нюансов. Если за ПК вы работаете постоянно, то к этой задаче необходимо подходить ответственно. Только в такой ситуации подсветка компьютерного стола будет отвечать всем вашим пожеланиям, а также отвечать имеющимся в специальной документации требованиям.

Влияние недостатка освещения на развитие близорукости

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, – все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:

– изучить освещение рабочего места учащихся начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная комната начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности приведены в таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто учебных. – Ред. )

Из этих данных видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998-1999 уч. г. в выбранном для наблюдения первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал. В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т. В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т., входившей в группу риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся из 20.

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и учитывая примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до 18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете начальных классов;
– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, 1975. С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.