В каком диапазоне видит человек. Глаз и зрение: интересные факты. Психология зрительного восприятия

Цветовое зрение, как способность к различению цветов, функционирует за счет трех разновидностей колбочек, которые находятся в сетчатке и выполняют роль независимых приемников. У каждого типа таких рецепторов имеется своя спектральная чувствительность. Одни воспринимают красный цвет, вторые – зеленый, третьи – синий. У некоторых людей присутствует дихромазия, то есть они страдают врожденным расстройством цветоощущения.

Одна из человеческих способностей – различение цветов. Зрительный анализатор воспринимает разные по длине электромагнитные волны. Их световая часть является цветовой гаммой, которая отличается наличием постепенного перехода от красного к фиолетовому. То есть речь идет о цветовом спектре.

Основные составляющие спектра:

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Первые два обладают длинными волнами, два вторых – средними, оставшиеся – короткими. Есть оттенки промежуточные, которые глаз вполне может различать. Подобное свойство является очень важным для повседневной деятельности. Цветовыми сигналами пользуются, к примеру, в промышленной отрасли и транспортной.

Основных цвета – три. Перемеш ивая красный, зеленый и синий, получаются все существующие тона. Томас Юнг в своей работе заявил о том, что цветовое зрение существует благодаря присутствию в сетчатке трех важных элементов. Каждый воспринимает один из основных тонов, хотя могут раздражаться и двумя другими.

О трехкомпонентности цветоощущения говорили также М. Ломоносов и Г. Гельмгольц. Колбочки, находящиеся в сетчатке глаза, обладают пигментом, который оказывается под влиянием определенного монохроматического излучения. Световая волна любой длины будет по-разному воздействовать на три рецептора. Если раздражение присутствует одинаковое, все будет восприниматься в белом цвете.

Цвета могут быть хроматическими и ахроматическими.

  1. Цветовой тон (имеет значение то, насколько длинной является волна светового излучения).
  2. Насыщенность.
  3. Яркость.

Вторая группа отличается лишь яркостью.

Диагностика нарушений цветовосприятия

Расстройства могут иметь как врожденный характер, так и приобретенный. Зачастую врожденные дефекты цветоощущения наблюдаются у мужчин. Женщины от этого страдают намного реже.

Приобретенной патология становится, если возникают проблемы нарушения:

  • сетчатки;
  • зрительного нерва;
  • ЦНС (центральная нервная система).

Когда человек нормально воспринимает 3 основных цвета, его называют трихроматом, если только 2 из них – дихроматом. Тот, кто различает только один цвет, является монохроматом.

Крайне редко удается диагностировать ахромазию, то есть восприятие окружающего мира в черно-белых тонах. Подобное состояние провоцируется тяжелой патологией колбочкового аппарата.

При наличии врожденных нарушений цветоощущения никаких других изменений в зрительных органах обычно не бывает. Человек может узнать о том, что у него нарушено зрение цветное случайно, когда будет проходить медицинское обследование. Медосмотр в обязательном порядке назначается водителям и людям, работа которых связана с движущимися механизмами, а также представителям тех профессий, где нужно уметь отличать один тон от другого.

Наиболее серьезное нарушение – монохромазия. Какую бы окраску предмет ни имел, больной видит все серым. При этом отмечается сильное понижение зрительных функций. Монохроматы страдают от низкой световой адаптации. В дневное время у них практически не получается различать формы предметов, из-за чего возникает фотофобия. Поэтому такие люди вынуждены пользоваться солнцезащитными очками даже при дневном свете.

Гистологическое обследование зачастую никаких аномальных изменений в сетчатке страдающих от монохромазии не выявляет. Существует мнение, что в колбочках монохромата присутствует родопсин, а не зрительный пигмент.

Что касается дихромазии, то, когда происходит выпадение красного компонента, говорят о наличии протанопии. Если не воспринимается зеленый – дейтеранопия. Не различается синий – тританопия.

Оценивается цветоразличительная способность при помощи:

Зачастую при обследовании пользуются методом Е. Рабкина, суть которого – применение основных цветовых свойств (тон, насыщенность, яркость).

Таблица для диагностики представляет собой совокупность различных по яркости и насыщенности цветных кружков. Ими производится обозначение геометрических фигур, а также цифр, которые необходимо увидеть или прочитать.

Если человек является цветоаномалом, он будет не в состоянии различить определенную фигуру либо цифру, которая выводится кружками одного оттенка.

В процессе тестирования обследуемый сидит, повернувшись спиной к окну. Расстояние от глаз к таблице – от 0,5 до 1 м. На чтение таблицы дается не более 5 секунд. Если таблица сложная, тогда времени отводится больше.

Когда будут обнаружены расстройства цветоощущения, врач заполняет специальную форму. Нормальному трихромату удастся справиться со всеми 25 таблицами, а дихромату только с 7-9.

Следует сказать, что встречается аномальная трихромазия, то есть ослабленное различение основных тонов светового спектра. Человек с аномальной трихромазией справляется минимум с 12 таблицами.

Когда возникает потребность в обследовании большого количества людей, специалисты пользуются самыми трудными для распознавания таблицами. Так можно проверить наличие расстройств сразу у многих людей. Нормальная трихромазия диагностируется в том случае, когда обследуемые правильно распознают используемые тесты при троекратных повторах. Если человек не может пройти даже один тест, тогда диагноз уточняется при помощи имеющихся в запасе таблиц.

Лечение хромотерапией

Цвет может использоваться в качестве лечебного средства. Благодаря хромотерапии в организме происходит много положительных изменений.

Если правильно подобрать оттенки, можно достичь:

  1. Нормализации вещественного обмена и различных физиологических процессов.
  2. Укрепления иммунных сил.

Метод показан для применения в любых условиях – и в больнице, и дома. Если назначается лечение в домашних условиях, понадобится запастись цветными бумажными листами. Необходимо расположить лист на расстоянии 1,5 м и сконцентрироваться на нем. Достаточно 10 минут для одной процедуры, чтобы появились улучшения в эмоциональном и гормональном фонах. Подобное состояние отобразится на внутренних органах.

Если для занятий взять разноцветные лампочки, то процедура может длиться намного дольше – от часа до двух.

Домашняя хромотерапия предполагает использование ванн и душевых кабин, которые отличаются наличием разнообразных цветов. Метод хорош тем, что комбинируется с гидротерапией.

Когда пациент обращается в лечебное учреждение, специалисты применяют специальное оборудование, при этом сами принимают решение, какие оттенки на данный момент будут уместными.

Врач-психотерапевт также может помочь пациенту справиться с определенной проблемой. Для этого используется метод визуализации. Пациент в воображении рисует картины, которые озвучивает врач. Успокоение наступает, если мысленно представить, к примеру, зеленый лес, а над ним голубое небо. Когда нужна активизация, пациент рисует в мыслях предметы красных тонов.

Со временем человек самостоятельно сможет заниматься подобными упражнениями.

Не зря врачи прибегают к хромотерапии. Множественные исследования показали, насколько эффективным может быть воздействие определенного цвета, если его правильно подобрать. Каждый из трех основных цветов дает свои положительные эффекты.

Благодаря влиянию красного происходит:

Действие синего приводит к таким эффектам:

  • уменьшению возбужденности;
  • успокоению, расслаблению;
  • исчезновению тревожности;
  • подавлению активности инфекции;
  • уменьшению сердцебиения;
  • понижению давления, в том числе и внутриглазного;
  • устранению расстройств нервного характера;
  • уменьшению эпилептических припадков, а также воспалительных процессов.

Результат влияния зеленого:

  • внутреннее спокойствие;
  • уменьшение сердцебиения;
  • понижение давления;
  • устранение спазматических явлений;
  • исчезновение возбуждения и эмоционального напряжения.

Как показывает практика, при любой болезни хромотерапия благоприятным образом сказывается на самочувствии пациента.

У большинства людей цветовое зрение находится в нормальном состоянии, что существенно облегчает выполнять ту или иную работу. Однако следует регулярно появляться на консультацию к офтальмологу, чтобы исключить вероятность возникновения приобретенного расстройства цветоощущения. Эффективные методы помогут выявить имеющуюся аномалию.

6972 28.02.2019 6 мин.

Глаз человека – это целая оптическая система, довольно сложная по своей конструкции. В ней находятся биологические линзы, которые имеют свой отдельный и неповторимый фокус. Именно так при преломлении света, происходит проецирование картинки. И если система работает нормально, изображение будет чётким. Для фокусного расстояния существует своя величина, она постоянна и зависит она от того, насколько изогнуты биологические линзы. В здоровых глазах среднее расстояние не должно превышать 24 мм –это та норма, которая равна расстоянию между роговицей и сетчаткой.

При преломлении света происходит процесс называемый рефракцией, которая имеет свои измерительные величины – диоптрии. Если преломление происходит без каких-либо отклонений, изображение попадает прямо на сетчатку и там фокусируется. За определение нормы зрения принято считать единицу или 100%, но данная величина относительна в зависимости от индивидуального случая.

Что является нормой

Установлено, что нормой зрения считается острота зрения – 100% или V=1.0, рефракция глаза равна 0, – 22-24 мм рт.ст.

Нормой принято считать совокупность показателей рефракции и остроты, давление в данном случае относится к сторонним факторам оценки, но в некоторых случаях играет значительную роль, т.к. отражается в первую очередь на четкости зрения.

Почему острота и рефракция являются ключевыми:


Определяют остроту зрения , в то время, как рефракция измеряется линейно, т.е фактически в сантиметрах/метрах измеряют длину положения фокусной точки. При обнаружении отклонений по зрению определяют , и диагностируют одно или совокупность ниже перечисленных заболеваний.

Какие бывают отклонения

Из-за того, что световые потоки преломляются неправильно, то есть нарушается рефракция, возникают различные отклонения в зрении. Чаще всего люди начинают ощущать размытость предметов. В зависимости от типа искажения у пациентов наблюдаются такие нарушения зрения:

  • . Пожалуй, самое распространённое из заболеваний, при котором происходит фокусировка не на сетчатке, а перед ней. Симптоматика: снижение зрения на дальние предметы, довольно быстрое утомление глаз, дискомфорт в виде рези, болей в височных частях головы.

  • . В этом случае, фокус изображения находится за сетчаткой. Человек плохо видит на близком от глаз расстоянии. Происходит затуманивание, на лицо явное , может возникнуть .

  • . Здесь наблюдается неспособность фокусировки на сетчатке. Основой нарушения является неправильная форма роговицы или хрусталика. Основные симптомы: искажение изображения, раздвоение предметов, усталость через небольшой промежуток времени (астенопия), не отпускающее напряжение и, как следствие, головные боли.

  • . Комплекс заболеваний на основании отклонений от нормы внутриглазного давления. Чаще диагностируется повышенное ВГД, чем пониженное, и имеет разные последствия. При пониженном развивается , при пониженном . При сильном повреждении зрительного нерва наблюдается сильное ухудшение зрения вплоть до полной слепоты. Данное заболевание лечится только оперативным путём и различается несколько различных форм, среди которых есть необратимые.

  • Катаракта . с прогрессирующим действием. Болезнь может возникнуть в молодом возрасте, но в основном развивается у пожилых. Человек начинает болезненно реагировать на свет, плохо различать цветовые оттенки, возникают трудности при чтении и значительно и темноте.

Некоторые заболевания возникают на протяжении жизни. Это обуславливается такими факторами, как специфика работы, ежедневное зрительное напряжение, вредное производство или ненадлежащие условия труда. Нередко такие болезни могут быть переданы по наследству и уже в самом раннем возрасте у детей могут диагностироваться глазные заболевания.

Профилактические методы

К таким методам относят:

  • Отказ от вредных привычек. Курение вызывает спазмы сосудов, а алкоголь разрушает печень, которая самым прямым путём влияет на глаза.
  • Здоровое и сбалансированное питание позволит сохранить систему сосудов в здоровом виде, а значит и кровообращение будет на должном уровне.
  • Витаминотерапия и общего характера. А какие витамины позволят укрепить зрение описано в этой .
  • Регулярные занятия спортом способствуют улучшению циркуляции крови.
  • Избегайте сильных нагрузок, тяжестей, длительной работы у монитора.
  • Делайте гимнастику для глаз и пальминг – это позволяет поддерживать мышцы в тонусе и расслаблять глаза после сильного утомления.

Упражнения

Среди самых распространённых и простых упражнений можно выделить несколько. Они помогут укрепить мышечные группы глаз, а значит стимулировать укрепление положения роговичной части и хрусталика, кровообращения и обогащение всех частей глаза кислородом.


По Бейтсу

Известный офтальмолог XIX века, констатировавший, что зрительные отклонения зависят от перенапряжения групп глазодвигательных мышц, У. Бейтс изобрёл уникальный метод расслабления глаз – пальминг. Для его применения ничего не требуется. Кроме собственных ладоней. Потрите их, чтобы возникло тепло, и приложите к глазным яблокам, слегка надавив тыльной стороной. Повторит несколько раз. Мысленно представьте красивый пейзаж или картинку, вспомните о приятном, и продолжайте до тех пор, пока не почувствуете расслабленности в глазных мышцах. Показателем станет тот факт, что начнут пропадать вспышки при закрытых глазах.

На ряду, с этими известными авторами существует ещё несколько методов, но все они перекликаются между собой и имеют общую основу. Без регулярного применения на практике гимнастики, результатов можно не ждать, так утверждают все, кто применяет нетрадиционные методы на практике.

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы: Зрение - способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка и предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.

Рис.1. Строение глаза

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: - врожденная слепота;

- косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;

- неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

- близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

- дефокусировка (астигматизм) - как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

- глаукома – повышение внутриглазного давления;

- катаракта - помутнение хрусталика (“живой” природной линзы внутри человеческого глаза);

- воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

- слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

- повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.

Рис. 5. Типы миопии.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Рис. 6. Дальнозоркость.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Так видит мир дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.

Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. (Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Рис. 8. Астигматизм.

Косоглазие - положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. (Рис. 9)

Рис.9. Косоглазие.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)

Рис. 10. Близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости . Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0 D (диоптрий), среднюю до 6,0 D и высокую (сильную) - от 6,0 D и выше. Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней степени.

Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Рис.13.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих!!!

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это - ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера .

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14). Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

Наш эксперимент:

1. Изучение различной литературы.

2. абота с детьми.

3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.

План эксперимента:

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.

Результаты исследований

Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1 ) . Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).

Табл.1 Результаты замеров (приложение 3 ).

Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

Если уже слабая близорукость - через каждые 30 мин

2. Отдых для глаз - это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения (приложение 2 ).

3. Ограничьте компьютер и телевизор.

4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.

7. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

2. Интернет-ресурсы

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны

Именно с помощью зрения человек воспринимает большую часть информации из окружающего мира, поэтому все факты, связанные с глазами, интересны человеку. На сегодняшний день их существует огромное количество.

Строение глаза

Интересные факты о глазах начинаются с того, что человек является единственным существом на планете, имеющим белки глаз. В остальном глаза заполнено колбочками и палочками, как и у некоторых животных. Эти клетки находятся в глазу в количестве сотни миллионов и являются светочувствительными. Колбочки реагируют на смену освещенности и цветов больше, чем палочки.

У всех взрослых людей размер глазного яблока практически идентичен и составляет 24 мм в диаметре, в то время как новорожденный ребенок имеет диаметр яблока в 18 мм, а вес почти в три раза меньше.

Интересно, что иногда человек может видеть перед глазами различные плавающие помутнения, которые в действительности являются нитями белка.

Роговица глаза покрывает всю его видимую поверхность и является единственной частью тела человека, которая не снабжается кислородом из крови.

Хрусталик глаза, обеспечивающий четкость зрения, постоянно фокусируется на окружающей обстановке со скоростью 50 предметов в секунду. Движется глаз с помощью всего лишь 6 глазных мышц, являющихся самыми активными во всем организме.

Интересные факты о глазах включают в себя информацию о том, что чихнуть с открытыми глазами невозможно. Ученые объясняют это двумя гипотезами - рефлекторным сокращением мышц лица и защитой глаза от попадания микробов из слизистой носа.

Мозговое зрение

Интересные факты о зрении и глазах часто имеют данные о том, что на самом деле человек видит мозгом, а не глазом. Данное утверждение было научно установлено еще в 1897 году, подтвердив, что глаз человека воспринимает окружающую информацию в перевернутом виде. Переходя через оптический нерв к центру нервной системы, картинка переворачивается в привычное положение именно в коре головного мозга.

Особенности радужной оболочки

Они включают в себя тот факт, что радужка каждого человека имеет 256 отличительных характеристик, в то время как отпечатки пальцев отличаются лишь по сорока. Вероятность найти человека с такой же радужной оболочкой практически равна нулю.

Нарушение цветовосприятия

Чаще всего данная патология проявляется как дальтонизм. Интересно, что при рождении дальтониками являются все дети, но с возрастом у большинства приходит в норму. Чаще всего от данного нарушения страдают мужчины, не способные видеть определенные цвета.

В норме человек должен разделять семь основных цветов и до 100 тысяч их оттенков. В отличие от мужчин 2 % женщин страдают от генетической мутации, которая наоборот расширяет спектр их восприятия цветов до сотен миллионов оттенков.

Нетрадиционная медицина

Учитывая интересные факты о нем породили иридодиагностику. Она представляет собой нетрадиционный метод диагностирования заболеваний всего организма при помощи исследования радужной

Затемнение глаза

Интересно, что пираты носили повязки на глаза не для того, чтобы скрыть свои повреждения. Они закрывали один глаз, чтобы тот быстро смог адаптироваться к плохому освещению в трюмах корабля. Поочередно используя один глаз для помещений с тусклым освещением и палубы с ярким светом, пираты могли более эффективно вести бой.

Первые затемненные очки для обоих глаз появились не для защиты от яркого света, а для скрытия взгляда от посторонних лиц. Использовались они сначала только китайскими судьями, чтобы не демонстрировать окружающим личные эмоции к рассматриваемым делам.

Голубой или карий?

Цвет глаз человека определяется количеством концентрации в организме пигмента меланина.

Находится между роговицей и хрусталиком глаза и состоит из двух слоев:

  • переднего;
  • заднего.

Медицинскими терминами они определяются как мезодермальный и эктодермальный соответственно. Именно в переднем слое и распределяется красящий пигмент, определяя цвет глаз человека. Интересные факты о глазах подтверждают, что окраску радужке обеспечивает только меланин, независимо от того, какого цвета глаза. Оттенок меняется только за счет смены концентрации красящего вещества.

При рождении практически у всех детей данный пигмент полностью отсутствует, поэтому глаза новорожденных голубые. С возрастом они меняют свой цвет, который полностью устанавливается только к 12 годам.

Интересные факты про глаза человека также утверждают, что цвет может меняться в зависимости от некоторых обстоятельств. Учеными на данный момент установлено такое явление, как хамелеон. Оно представляет собой смену цвета глаза при длительном нахождении на холоде или при длительном ярком освещении. Некоторые люди утверждают, что цвет их глаз зависит не только от погоды, а и от личного настроения.

Самые интересные факты о строении глаза человека содержат данные о том, что на самом деле все люди на свете голубоглазые. Высокая концентрация пигмента в радужной оболочке обеспечивает поглощение световых лучей высоких и низких частот, за счет чего их отражение приводит к появлению коричневого или черного цвета глаз.

Цвет глаз во многом зависит от географической местности. Так в северных регионах преобладает население с голубым цветом глаз. Ближе к югу насчитывается большое количество кареглазых, а на экваторе практически все население имеет черный цвет радужной оболочки.

Более полувека назад ученые установили интересный факт - при рождении мы все дальнозоркие. Только к достижению шестимесячного возраста зрение нормализуется. Интересные факты о глазах и зрении человека также подтверждают, что полностью формируется глаз по физиологическим параметрам к семилетнему возрасту.

Зрение может сказываться и на общем состоянии организма, так при превышенных нагрузках на глаза наблюдается общее переутомление, головные боли, усталость и стрессовое состояние.

Интересно, что научно не доказана связь между качеством зрения и витамином моркови каротином. На самом деле этот миф взял свое начало со времен войны, когда англичане решили скрыть изобретение авиационного радара. Они объясняли быстрое обнаружение вражеских самолетов острым зрением своих летчиков, которые ели морковь.

Чтобы самостоятельно проверить остроту зрения, следует взглянуть на ночное небо. Если возле средней звезды ручки большого ковша (Большой Медведицы) удается разглядеть маленькую звезду, то все в норме.

Разные глаза

Чаще всего такое нарушения является генетическим и никак не сказывается на общем здоровье. Разный цвет глаз носит название гетерохромия и может быть полным или частичным. В первом случае каждый глаз окрашен своим цветом, а во втором одна радужка поделена на две части с разной окраской.

Негативные факторы

Больше всего на качество зрения и здоровье глаз в целом влияет косметика. Также негативно сказывается и ношение узкой одежды, поскольку она затрудняет кровообращение всех органов, в том числе и глаз.

Интересные факты о строении и работе глаза подтверждают, что ребенок не способен плакать в первый месяц жизни. Точнее при этом совершенно не выделяются слезы.

Состав слезы имеет три компонента:

  • воду;
  • слизь;

Если пропорции данных веществ на поверхности глаза не соблюдаются, появляется сухость и человек начинает плакать. При обильном течении слезы могут напрямую поступать в носоглотку.

Статистические исследования утверждают, что в год каждый мужчина плачет в среднем 7 раз, а женщина 47.

О моргании

Интересно, что в среднем человек моргает 1 раз в 6 секунд в большей степени рефлекторно. Данный процесс обеспечивает глазу достаточное увлажнение и своевременное очищение от загрязнений. По статистическим данным, женщины моргают в два раза чаще мужчин.

Японские исследователи установили, что процесс моргания действует еще и как перезагрузка для концентрации внимания. Именно в момент закрытия век падает активность нейросети внимания, поэтому и наблюдается моргание чаще всего после завершения определенного действия.

Чтение

Интересные факты про глаза не упустили такой процесс, как чтение. По данным ученых, при быстром чтении глаза утомляются намного меньше. При этом чтение бумажных книг всегда осуществляется на четверть быстрее, чем электронных носителей.

Ошибочные мнения

Многие считают, что курение никак не сказывается на здоровье глаз, но на самом деле табачный дым приводит к закупорке сосудов сетчатки глаза и приводит к развитию множества заболеваний зрительного нерва. Курение, как активное, так и пассивное, может привести к помутнению хрусталика, хроническим конъюнктивитам, желтым пятнам сетчатки, слепоте. Также при курении становится вредным ликопин.

В обычных случаях данное вещество оказывает благотворное влияние на организм, улучшая зрение, замедляя развитие катаракты, возрастные изменения и защищая глаз от ультрафиолетового излучения.

Интересные факты о глазах опровергают мнение о том, что излучение монитора негативно сказывается на зрении. На самом деле вред глазам приносит избыточное напряжение при частой фокусировке на мелких деталях.

Также многие уверены в необходимости осуществлять роды только кесаревым путем при наличии у женщины плохого зрения. В некоторых случаях это действительно так, но при близорукости можно пройти курс лазерной коагуляции и предупредить риск разрыва или отслоения сетчатки во время родов. Данная процедура осуществляется даже на 30-й неделе вынашивания плода и занимает всего несколько минут, совершенно не оказывая негативного влияния на здоровье и матери, и ребенка. Но как бы там ни было, старайтесь регулярно посещать специалиста и проверять свое зрение.

Многие из нас могут задаться вопросом, что же такое зрение?

Зрение дает нам способность видеть окружающий мир, во всей его красочности и разнообразии. Если человек хорошо видит, это свидетельствует о его хорошем здоровье. Способность видеть может доставлять нам огромное удовольствие. Это очень важно, поскольку это дает нам большое душевное удовлетворение и отдых. Человек, лишенный зрения — не может полноценно воспринимать мир.

Зрение – это великий подарок природы, который дан человеку, поэтому его нужно беречь и стараться сохранить в течение всей нашей жизни. Зрение очень важно для нормального формирования психики человека, ведь оно обеспечивает связь между нами и окружающим миром, способностью восприятия окружающего мира. Мы можем видеть не только форму предметов, но и цвет, а также способны целенаправленно дотянуться до предмета и потрогать его, чтобы удостовериться, какой он на самом деле.

К примеру, для детей, это очень важный виток в развитии, без этого обойтись нельзя. Мы учимся понимать окружающий нас мир и постигать его. С помощью зрения мы получаем около 90% от общей информации. Именно поэтому зрение является огромной ценностью для человека!

Если говорить научным языком, то зрением является особая оптикобиологическая система, бинокулярная (то есть обеспечивающаяся двумя глазами). Информация воспринимается сначала отдельно, а затем обрабатывается в головном мозге, в результате чего мы видим полную картинку. С помощью зрения мы можем воспринимать свет, его видимые излучения, что позволяет создать цветное и объемное зрение, а также возможность видеть предметы в пространстве, нахождение их относительно друг друга.

Зрение человека высокоорганизованное. Оно включает в себя такие анатомические образования, как , прежде всего сетчатка и хрусталик, а также вспомогательные структуры: мышцы глаза, век, слёзный аппарат, кроме того зрительные нервы, хиазма, зрительный тракт, латеральное коленчатое тело промежуточного мозга, зрительная радиация, зрительная кора.

Именно с помощью всех этих образований мы способны видеть, к примеру, свет от свечи в темноте на расстоянии нескольких километров!

А с помощью всем со школьных лет известных палочек и колбочек, которые расположены в сетчатке глаза, мы можем различать цвета, причем огромное количество разных оттенков.

Конечно, цветное зрение обеспечивается на свету, а при слишком ярком свете, мы видим просто белое пятно, из-за возбуждения всех типов цветовых рецепторов глаза. Также, мы способны четко различать предметы, большие и маленькие, это достигается с помощью остроты зрения.

Контрастность зрения позволяет нам отличать предметы между собой, которые плохо различаются по цвету и яркости от общего фона. А также, зрение позволяет нам адаптироваться к изменениям окружающей обстановки: к темноте, цветовому освещению, кроме того, оно позволяет нам возмещать недостатки зрительного аппарата.

Важность зрения в нашей жизни переоценить нельзя. Поэтому каждому неоходимо следить за ним, ухаживать, знать, что наших глаз. То, каким вы будете созерцать окружающий мир, зависит только от вас!

Related posts:

Строение глаза. Каким его видит и описывает М. Норбеков.

Как ухаживать за глазами каждый день?

Массаж шиацу для улучшения зрения.