Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки. Конспект интегрированное занятие «аквариум»

Организация: МБДОУ МО «Детский сад № 161»

Населенный пункт: г. Краснодар

Задачи:

Коррекционные:

Расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;

Совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

Развитие связной речи;

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

Развитие наблюдательности, мышления;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

Согласование прилагательных с существительными;

Образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

Закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать

Оборудование:

Магнитная доска, буквы, игра «Магнитные рыбки», картина «Аквариумные рыбки», фланелеграф, плоскостные изображения аквариумных рыб, разрезные картинки с разными рыбами.

Действующие лица: клоун Барбарискин,

Ход занятия:

Логопед: Ребята сегодня к нам пришел в гости добрый и веселый клоун зовут его – «Барбарискин». Он очень хотел познакомиться с вами, но сейчас Барбарискин очень грустный и печальный, потому что у него беда. Его пригласила в гости на день рождения лучшая подруга «Вафелька», ей очень нравятся «аквариумные рыбки». И Барбарискин хочет подарить ей рыбок, да только не знает ничего про них.

Дети давайте поможем «Барбарискину»?.

Дети: Да!

Логопед: Расскажем «Что может делать рыбка?»

Дети по одному называют слово действие и садятся на свое место (плавать, дышать, спать, открывать рот и т.д.).

Логопед: А сейчас отгадайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые плавцы.

(Картинка аквариума)

Дети: Аквариумные рыбки

Логопед: Кто живет в аквариуме?

Дети: Там живут рыбки.

Логопед: рыбки, которые живут в аквариуме, как называются?

Дети: Аквариумные рыбки.

Логопед: Давайте все вместе перечислим Барбарискину аквариумных рыбок, которых мы знаем. (логопед показывает картинки рыб).

Дети: Меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи и т.д.

Логопед: Ребята, а почему их называют рыбками? Как вы думаете?

Дети: Потому что они живут в воде.

Логопед: Правильно, они живут в воде, у них есть голова, туловище, хвост, плавники, жабры, которыми они дышат под водой, и их тело покрыто чешуей.

Логопед: А почему мы называем их не рыбами, а рыбками?

Дети: Потому что они очень маленькие.

Логопед: А давайте вместе с Барбарискиным сходим в зоомагазин и познакомим его с рыбками.

Дети: Давайте!!!

Логопед вместе с детьми проходят к заранее подготовленному фланелеграфу.

На фланелеграф выставлены картинки (аквариум, рыбки).

Игра «Отгадай рыбку».

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется…… (Меченосец)

(Н.В. Нищева)

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Это рыбка не простая.

Рыбка эта…. (Золотая)

(Н.В. Нищева)

Логопед: Как здорово ребята! Мы с вами узнали и отгадали рыбок, которые находятся в нашем зоомагазине.

Логопед: Нам нужно возвращаться в детский сад, и для того чтобы обратно дорога была веселей физкультминутку выполняй скорей!

Физкультминутка «Аквариум» (Работа над координацией речи и движений, развитие подражательности).

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Плавные повороты туловища вправо влево и наоборот.

(Н.В. Нищева)

Логопед: А теперь давайте научим Барбарискина как ласково можно назвать рыбку или ее часть:

Игра «Назови ласково».

Например: рыба – рыбка.

Голова, хвост, плавник, ус, чешуя

Логопед: Барбарискин! Сколько рыбок ты хочешь подарить «Вафельке»?

Барбарискин: Одну. Но самую красивую!

Логопед: Наши ребята могут тебе в этом помочь. Посчитать наших рыбок.

Игра «1, 3, 5».

Например: Одна рыбка, три – рыбки, пять – рыбок и т.д.

Рыбка, хвост головка, плавник, ус, сомик.

Барбарискин: Ребята помогите мне для «Вафельки» разобрать слова «Сомик», «Гуппи»»?

Логопед: Конечно Барбарискин мы все вместе поможем тебе. «Сомик» - назовите звук, который стоит в конце этого слова ([к]). Найдите букву в слове «Гуппи» - назовите согласный звук, который стоит в середине слова ([п]). Найдите букву в слове.

Барбарискин: Ой ребята спасибо большое за помощь! Сам бы я не справился с таким сложным заданием. Вы настоящие друзья!

Итог занятия

Дополнительное задание: «Назови рыбку и посели ее в аквариум».

Логопед раздает детям разрезные картинки с разными рыбами (речные, морские, аквариумные). И выставляет на фланелеграф картинку с аквариумом.

Дети выбирают аквариумных рыбок, называют и крепят к картинке «аквариум» на фланелеграфе.

Барбарискин: Ура! Спасибо вам ребятишки. Теперь я точно знаю, какую рыбку я подарю на день рожденья «Вафельке», она очень ей понравится.

Логопед: Если не секрет, а какую рыбку ты хочешь подарить ей Барбарискин?

Барбарискин: «Золотую рыбку». Говорят она еще может желания исполнять. Ну все побежал в зоомагазин. До свиданья ребята.

Список литературы

Список литературы

1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под редакцией О.С. Ушаковой. – М. ТЦ Сфера, 2004.

2.Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

3.Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Вместе учимся, играем»).


Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «декоративные (аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности, обучать контролю и самоконтролю.

Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Графические модели рыб, рисунки с кормом для аквариумных рыб; наборы открыток с изображением декоративных рыбок в аквариуме. Справочник по разведению рыбок в аквариуме. Детские рисунки. Дневник наблюдений дежурных за поведением рыбок. Оборудование для ухода за рыбками (тер-мометр, груша для подкачивания воздуха или компрессор, светильники, обогреватель). Емкости для воды (тазики или кастрюли). Мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка (10 квадратов, 10 треугольников, пять прямоугольников). Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства. Фланелеграф или наборное полотно. Наборы овалов - моделей рыбок у детей и у педагога (разного размера и расцветки). Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.

Ход занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

Часть 1. Условия, необходимые рыбкам для жизни в аквариуме.

Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.

П. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?

Д. Чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски.

П. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?

Д. Аквариум сверху надо прикрыть, чтобы в воду не попадала пыль. Но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм.

Хорошо поселить в аквариум сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма.

В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.

П. Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?

Д. Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.

П. Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?

Д. Добавить в воду воздух.

П. Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают угле-кислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?

Д. Растения очищают воду. Они нужны и для того, чтобы рыбки могли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.

П. Что еще кладут на дно аквариума?

Д. На дно кладут песок и камни.

П. Можно ли обойтись без них?

Д. Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что зацепиться, не за что держаться.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.

П. Что еще важно для рыбок?

Д. Надо чаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.

П. Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-то забыли?

Дети говорят, что забыли про корм, который нужен рыбкам, и составляют рассказ о нем по опорным карточкам с изображением корма для аквариумных рыбок.

Часть 2. Заполним аквариум водой

П. Какой формы могут быть аквариумы?

Д. Прямоугольной, круглой, квадратной.

П. Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?

Д. Для него нужна подставка?

П. Почему?

Д. Шарообразный аквариум неустойчив, он покатится, и вода выльется.

П. А как можно доказать правильность ваших выводов?

Д. Можно взять мяч или шарик и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик и шарик покатятся, а брусок останется на месте.

П. А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?

Д. Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего его делать из стекла или прозрачной пластмассы.

П. А какие аквариумы бывают по объему, по тому, сколько помещается в них воды?

Д. Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды; средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.

П. Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. (Показывает на две емкости, например на тазик и кастрюлю вместимостью примерно по 4 л) Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти емкости водой?

Д. Нужны вода и то, чем ее можно наливать в аквариум. А еще мерные емкости.

Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки (1 л и 0,5 л воды), баночки (1 л и 0,5 л); если есть маленький аквариум для мальков, можно использовать его.

П. Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку и на кастрюлю) может поместиться в аквариуме (кастрюле)?

Вызванный ребенок отмеривает воду, берет ее из большого ведра большим ведерком или банкой. Дети считают, сколько этих мерок ребенок выливает в кастрюлю, и откладывают квадраты: получается столько квадратов, сколько ведерок или банок вместилось в кастрюлю (напр. четыре).

П. А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко или пол-литровую банку) поместится в аквариуме (кастрюле)?

Другой ребенок отмеряет воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треу-гольники: получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость (напр. восемь).

П. Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить кастрюлю? Ведь мы заполняли водой ту же емкость.

Д. Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором - восемь треугольников.

П. Верно. А почему восемь, а, например, не семь? Как узнать, правильно ли мы измерили?

Правильно ли мы сосчитали количество мерок?

Д. Надо сравнить мерки между собой.

П. Как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.

Д. Надо измерить большую мерку маленькой, определить, сколько маленьких мерок в большой.

П. Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?

Д. Узнать, сколько раз маленькая мерка вмещается в большой.

Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведерко и переливает воду в большое. Убедившись, что оно еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает ее в большое ведерко. Дети убеждаются, что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.

П. Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?

Д. Она больше в два раза.

П. Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерение?

Одни дети предлагают в своих моделях заменить квадрат на два треугольника, другие - заменить два треугольника одним квадратом.

П. Если два треугольника заменить на один квадрат, получим следующее (показывает)

П. Если один квадрат заменить на два треугольника, то получим следующее (показывает)

П. Давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нём в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требуется 2 л воды, а для одной маленькой достаточно 1 л воды. (Прикрепляет к фланелеграфу две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку.

Читает задачу еще раз.) Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне?

Вызванный ребенок с помощью разрезных цифр, знаков «+» и «=» выкладывает решение задачи, а дети делают то же у себя на столах. Записи могут получиться различными.

Главное, чтобы ребенок мог объяснить свое решение.

Примечание. Если ребенку трудно «записать» решение с помощью цифр, он может сделать это с помощью квадратов или прямоугольников и квадратов.


П. Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды, которых нет в природе? Посмотрите: это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки были получены ее разновидности: телескоп, шубункин, вуалехвост, львиноголовка, комета.

Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог выкладывает схему происхождения золотой рыбка и ее разновидностей.


П. Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?

Д. Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму посмотришь на рыбок -и становится радостно.

П. У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?

Д. В речке для рыб есть все необходимое: еда, вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками, которые живут в аквариуме, мы ухаживаем:

кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут:

останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют, так как вода станет грязной...

П. Каким одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме?

Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, педагог подсказывает слова «декоративные, аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинки с изображением корма и условиями для жизни рыбок, для составления рассказа о декоративных рыбках.


Условия, необходимые для жизни декоративных рыбок

а – дом; б – человек; в – глаза, чтобы ими любоваться; г – песок, камушки;

д – растения; е – вода; ж – тепло; з – свет; и – корм.

Дети должны выбрать следующие карточки: дом, человек, аквариум, глаз и составить определение «аквариумные рыбки» по ним.

П. А что является главным условием для жизни рыб в аквариуме?

Д. Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.

Часть 4. Комбинации рыбок.

П. Вспомним, сколько рыбок мы хотели поселить в аквариуме, и каких?

Д. Три рыбки две большие и одну маленькую.

П. В зоомагазине оказалось в продаже пять видов рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.

Дети рассматривают графические модели рыбок прикреплённые к фланелеграфу.


П. Определите, какая модель какой рыбке соответствует.

Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответствует: серый большой овал - серебристый карасик, красный большой овал - золотая рыбка, желтый большой овал - золотой карась, зеленый маленький овал - меченосец, коричневатый овал - сомик.

П. На какие две группы можно разделить этих рыбок?

Д. На две группы: большие и маленькие рыбки.

Вызванный ребенок делит овалы на две группы: разбивает множество на два подмножества).

П. Сколько видов больших рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карась.

П. Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?

Д. Два вида: меченосец, сомик.

П. Давайте, определим, какие наборы рыбок можно сделать. У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших рыбок и одной маленькой и расскажите о своем выборе соседу по столу.

Дети составляют из овалов наборы рыбок и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе.

П. Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов - и все красивые!

Конспект занятия по рисованию для старшей группы "Аквариум"

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Эвристическая беседа – 6 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.

4. Динамическая пауза – 2 мин.

5. Итог занятия:

а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?

Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)

Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,

Не поет, не рычит, не урчит.

Не пойму почему, вот беда.

Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на

5. Физминутка

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.

Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Тема: Рыбки в аквариуме.

Цель:

Уточнить и расширить знания детей о типичных представителях растительного и животного мира аквариума, многообразии его обитателей.

Познакомить с разновидностями аквариумных рыб, воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

Эмоциональный настрой

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами

Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие за новыми знаниями и прекрасными впечатлениями

Слушают

Личностные

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Каких животных называют рыбами?

Где живут рыбы?

На какие две группы можно разбить рыб по месту обитания?

Пресноводные – какие?

Морские - ?

Молодцы! Как много вы знаете о рыбах.

А хотелось бы вам попасть в подводный мир и понаблюдать за рыбами?

Рыба

Тело покрыто чешуёй.(слайд 2)

В реках, морях, озёрах, океанах.(слайд 3)

Пресноводные и морские (слайд 4)

Живут в пресной воде

……. в солёной воде

Слайды подводного мира (слайд 5)

Познавательные

«яркое пятно»

Формулирование темы урока

Во все времена людей привлекала прохладная синева морей и океанов, озер и рек. Даже сейчас, в XXI веке, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды.

Однако каждый может иметь перенести частицу подводного мира домой, наблюдать за его обитателями, открывать его тайны.

Посмотрите, дом стоит.

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

Что это за дом?

Что такое аквариум?

АКВА – в переводе с латинского ВОДА

*сосуд для содержания и разведения водных растений и животных.

Впервые аквариумы изобрели в Китае в 1368 году. Они были не стеклянные, а фарфоровые и стояли они в домах богатых людей.

Кто жильцы этого домика?

- какова же тема нашего урока?

Аквариум

(слайд 6)

Рыбы (Слайд 7)

- Аквариумные рыбки

Метапредметные

Побуждающий к плану диалог

Составление плана урока

Что именно про аквариумных рыбок надо узнать?

На какие вопросы следует ответить??

Давайте ваши вопросы запишем по-другому.

А чтобы мы не забыли, о чём надо узнать, нам помогут вопросы:

На доске появляются вопросы: КТО живёт? ЧТО есть? КАКИЕ рыбки? ЧЕМ питаются? ЗАЧЕМ нужны?

Начинаем искать ответы на наши вопросы.

Называют вопросы:

Какие рыбы живут в аквариумах?

Чем питаются рыбки?

Как за ними ухаживать?

(слайд 8)

Дети читают вопросы хором.

Регулятивные

Постановка учебной проблемы

через подводящий диалог

Решение проблемы

Кто ещё обитает в аквариуме?

Какую работу они выполняют?

(приклеить ответ – рыбку)

А у кого из вас есть дома аквариумные рыбки?

Вы будете нашими консультантами.

К вам обращаются за помощью Миша и Маша. Вы знаете, что они всегда спорят друг с другом, и не могут решить, кто прав.

а) Экологическая проблема.

Маша: Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в аквариуме?

Миша: Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей

- О каком важнейшем обитателе хотел сказать Миша?

Зачем нужны водоросли?

Маша прислушалась к вашим советам и поняла

Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"

- Как понимаете это высказывание?

(приклеить ответ – рыбку)

Итак, аквариум готов.

Ракушки, улитки, лягушки (слайд 9)

Они очищают аквариум и воду от остатков пищи, отходов

Дети поднимают руки

(слайд 10)

Водоросли

Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим рыбам

(Слайд 11)

Запустить:

насыпать песок или камни

Налить воды

Посадить растения

Запустить рыбок

(Слайд 12)

Познавательные

Регулятивные

Знакомство с рыбками

Сейчас мы ответим на вопросы:

«Какие рыбки живут в аквариумах?»

«Чем они питаются?»

Гуппи – одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

Меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча.

К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,

Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика

Это сомики . Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия

Барбусы. Потомок золотой рыбки. Это выносливая и привлекательная рыбка. У нас около 20 видов. Кормят этих небольших рыбок дафниями, Циклопом, мотылём, а также разнообразными сухими кормами. На дно аквариума укладывают сетку. При отсутствии сетки большую часть выметанной икры рыбы попросту съедят. Родина Юго – Восточная Азия и Африка.

Скалярии. Относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник. Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством. Родина - водоёмы Амазонки

Петушки. Рыбки – петушки очень яркие. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

Гурами . У гурами тоненькие и длинные усики. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

Золотые рыбки. Первые аквариумные рыбки

Предок золотых рыбок - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Вуалехвост - это короткотелые золотые рыбки.

Имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой. У некоторых рыбок есть чешуйки, а у некоторых их нет. Вуалехвосты очень медлительны и живут недолго

(узнать интересное об этих рыбках – золотая рыбка, вуалехвост)

О каких рыбках узнали?

-Чем питаются рыбки?

(приклеить ответ – рыбку)

Много интересного вы рассказали, но меня мучает вопрос: зачем нужны аквариумы, аквариумные рыбки?

Путь к познанию науки (клик)

учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения;

сомик, барбус – умеют кашлять, когда степень загрязнения воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно, если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде.

(приклеить ответ – рыбку)

Сообщения детей о рыбах

(Слайды 13 – 21)

Дети перечисляют рыбок

Называют питание рыбок

(Слайд 22)

Ответы детей:

Рыбки красивые

хобби

рыбки лечат

предсказывают погоду.

успокаивают

Метапредмет-ные

Личностные

Коммуникативные

Творческое воспроизведение

- А сейчас мы попробуем «запустить» аквариум.

(на столах конверты, в которых лежат заготовки для аквариума: модели рыбок, детали для аппликации: водоросли, камушки, рачки и т.д. Будьте внимательны, создайте правильный аквариум)

Выставка работ.

(Слайд 23)

Работа в группах:

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Логические

Личностные

Коммуникативные

Рефлексия

узнал

вспомнил

Я повторил

удивился

(Слайд 24)

Ответы детей

Личностные

Конспект занятия "Аквариум и его обитатели". Вторая младшая группа

Цель : Познакомить и расширить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбы, улитки,растения;

Задачи:
Закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем)
Развивать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Расширить словарный запас детей.
Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материал и оборудование : аквариум в уголке природы,модель рыбы,пластилин,дощечка для лепки,стеки,запись музыки "звуки моря", мольберт.

Ход занятия:

(дети сидят полукругом перед столом,на котором находиться аквариум накрытый платком, у нас аквариум прикручен к стене и рядом мольберт с магнитами для показа фотографий рыб)


Воспитатель :- Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
- Посмотрите,дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
(ответы детей)
Воспитатель
:- Правильно, аквариум,а какие жильцы живут в аквариуме (Рыбы,улитки)
-Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицою была,
Рыбка эта не простая-
Рыбка эта- золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется (меченосец)

2. Рыбу хищную с усами
Называем мы...(гурами)

3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)

4.Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)

5. Красиво в стеклянном доме,
Все рыбки – как на экране,
Но рыбка по имени (Гуппи)
Мечтает об океане!
Г. Максимова



Воспитатель: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
(обращает внимание детей на модель рыбки)
- Тело у рыб овальной формы
- Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбкам плавать в воде)
- Хвост(помогает плыть, рулить и поворачивать)
- Глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет век)
- Рот(чтобы питаться)
- Жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)\
- Тело покрыто чешуйками.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме,показываем картинки улиток и растений и ракушек, также можно показать наглядно ракушки(ответы детей)

Правильно - это улитки,ракушки,аквариумные растения.
Воспитатель: Как выдумаете, рыбки, улитки они живые или нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
Воспитатель: В чистой воде. Знаете, ребята,аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты,для выделение кислорода, а некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками. Кушают рыбы специальный корм который продается в зоомагазинах. Ну что ребятки устали? Давайте мы подвигаемся.
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Воспитатель : - Посмотрите,ребята,у нас есть рыбки,но они почему то, без чешуи. Давайте мы их украсим.
(На столе рыбки и рядом пластилин. Скатываем маленькие шарики и прижимаем пальчиком на тело рыбки) (во время лепки мы включаем музыку шум моря)