Спо среднее профессиональное образование. Каким бывает образование в нашей стране (незаконченное высшее, среднее, начальное)

образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят. выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производств, звеньями, помощи специалистам высш. квалификации. Для нек-рых специальностей С. п. о. - высш. квалификац. ступень. Особенность С. п. о. состоит в усвоении комплекса практич. исполнит, умений и навыков на базе достаточно широкой общеобразоват. подготовки (часто профессионально ориентированной).

Необходимость особой подготовки работников ср. квалификации выдвинута процессами специализации труда. Становление С. п. о. связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Особое значение имели деятельность городских школ и утверждение реального направления в общем образовании.

В 19 в. С. п. о. стало осмысливаться как специфич. часть нар. образования, развитие к-рой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, воен. дела, здравоохранения, просвещения и др. областей профессиональной деятельности.

В условиях НТР (с сер. 20 в.). С. п. о. выросло в одно из массовых направлений проф. образования. Вместе с тем динамика обновления техники, условий проф. деятельности и т. п. предъявляет повышенные требования к проф. мобильности специалиста, к его способности осваивать новые объекты и методы труда. Для теоретич. разработки совр. проблем и практич. организации процесса С. п. о. характерно рассмотрение его в контексте непрерывного образования. Развитие личности учащегося с учетом индивидуальных возможностей в освоении общеобразоват. и проф. знаний выступает задачей С. п. о. не менее значимой, чем собственно квалифициров. специалиста. При этом содержание С. п. о. формируется в русле фундаментализации теоретич. компонента (здесь значит. ельна роль вузовских технологий). и совершенствования практич. умений и навыков в конкретной области деятельности. При этом во мн. странах С. п. о. фактически становится ступенью высшего образования. Как и в др. отраслях образования, в системе С. п. о. все более значит. удельный вес приобретают самостоят. работы и самообразование учащихся, а также периодич. повышение квалификации и переподготовка. С др. стороны, эти обстоятельства диктуют необходимость постоянной связи орг-ций, в к-рых заняты специалисты, с уч. заведениями с целью оперативной корректировки содержания и специальностей подготовки. Этими проблемами занимаются и органы управления образованием.

Соответствие содержания образования совр. и перспективным требованиям проф. деятельности - одна из важнейших пед. и организац. проблем С. п. о. Она решается периодич. пересмотром уч. планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций, рационализацией методов и сроков обучения. При этом учитывается динамика содержания общеобразоват. подготовки в школах, а также достижения практики проф. образования на разл. уровнях. При разработке содержания С. п. о. принимаются во внимание особенности осн. контингента учащихся - подростков, часто с не вполне сформировавшимися личностными и проф. установками.

В условиях непрерывного образования система С. п. о. становится более гибкой, учитывающей разнообразные интересы учащихся, разл. пути получения ими образования. Создаются условия для дальнейшего проф. роста, расширяются возможности для поступления учащихся ср. проф. уч. заведений в вузы. В большинстве стран с развитыми системами проф. образования реализуется принцип единого уровня содержания общего образования во всех типах ср. проф. уч. заведений, идет совершенствование спец. и практич. подготовки. Основой формирования уч. планов стали квалификац. характеристики, определяющие уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями практич. деятельности на рабочем месте (см. Квалификация).

Гос. и муниципальные ср. проф. уч. заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных уч. заведений, принадлежащих отд. корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы проф. образования подготовка специалистов ср. звена часто ведется на базе ун-тов и профилированных (отраслевых). вузов. Гос-во оказывает влияние на программы подготовки через соответствующие образоват. стандарты, систему лицензирования и аттестации уч. заведений. См. также Средние профессиональные учебные заведения.

В СССР. в 20-х гг. первоочередное развитие получило пед. и мед. С. п. о. Развитая система С. п. о. (оно называлось средним специальным). сложилась в основном в 30-х гг.; при этом особое внимание уделялось специальностям промети, с. х-ва и транспорта. Разработка уч. планов и программ проф. подготовки в уч. заведениях координировалась со 2-й пол. 30-х гг. подразделениями, действовавшими в составе органов управления высшим образованием (см. Министерство высшего и среднего специального образования СССР). После создания Министерства просвещения СССР. (1967). на всесоюзном уровне координировалось содержание общеобразоват. подготовки учащихся техникумов, училищ и т. п. В 1945--90 уч. планы пересматривались в перспективе развития хоз. комплекса страны 6 раз; вводились новые специальности и специализации, расширилось внедрение вузовских форм занятий, уч. работы, практикоориенти-рованный характер приобрели обще-проф. и спец. занятия. Это позволяло в основном обеспечивать х-во, здравоохранение, отрасли культуры специалистами ср. звена.

С нач. 70-х гг. ср. спец. образование стало рассматриваться как один из каналов получения молодежью общего ср. образования. Органичное сочетание общекультурной (гуманитарной). и проф. подготовки стало, однако, значит. проблемой из-за сложившейся в предшествующие годы ориентации уч. заведений на спец. образование. Это в целом снижало степень подготовленности специалистов к самостоят. работе, ограничивало возможности продолжения образования.

Вместе с тем в условиях командно-адм. управления экстенсивное увеличение числа специальностей и приема на них учащихся без достаточного учета реальной потребности в специалистах конкретных профилей привело к серьезным противоречиям в содержании образования и качестве подготовки. Отставала мате-риально-технич. и уч.-производств, база техникумов и училищ. Ок. 40% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих ср. спец. образования. На инж. должностях в разл. отраслях работало от 30 до 50% специалистов со ср. спец. образованием. Система подготовки специалистов ср. звена была рассредоточена между десятками мин-в и гос. ведомств. Пед. коллективы и руководители уч. заведений часто оказывались отстраненными от решения проблем уч. процесса.

В Рос. Федерации в нач. 90-х гг., особенно после введения Закона об образовании (1992), приняты нормативные документы, расширившие возможности совершенствования системы С. п. о. В 1994/95 уч. г. введен Гос. образоват. стандарт ср. проф. образования. Пересмотрен (1994). классификатор специальностей С. п. о. Он объединил 34 группы родств. специальностей (всего св. 250), в т. ч. новые профилированные по отраслям «экономика и управление», «менеджмент», «маркетинг». Присваиваемые в рамках специальностей конкретные квалификации устанавливаются Гос. образоват. стандартом ср. проф. образования.

Новая структура С. п. о. реализуется на путях принципиально нового подхода к построению постоянной и варьируемой частей уч. плана, призванных отражать в проф. и квалификационной направленности подготовки будущих специалистов как требования федерального стандарта, так и интересы регионов, отд. отраслей и групп предприятий.

В зависимости от характера специализации может меняться перечень и содержание преподаваемых предметов уч. плана, поскольку это не затрагивает федеральный компонент образования. Разл. требования регионов и отраслей х-ва обусловили большее, чем раньше, разнообразие типов ср. проф. уч. заведений.

Система рос. С. п. о. последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации, расширения возможностей для ступенчатой подготовки специалистов широкого профиля, обладающих проф. мобильностью и способностью быстрой адаптации к меняющимся условиям деятельности. В связи с этим вводится обязат. минимум содержания программы, обеспечивающий эквивалентность образования на всей терр. Рос. Федерации (содержание обязат. дисциплин и виды практич. обучения нормируются федеральным компонентом образоват. стандарта).

Подготовка специалистов широкого профиля обеспечивается углублением фундам. знаний, дифференциацией содержания обучения по осн. видам или объектам проф. деятельности. Усиливается проф. направленность общеобразоват. подготовки, к-рая ориентируется на базовый компонент общего ср. образования, а также установление рационального соотношения теоретич. и практич. обучения; комплекс занятий способствует формированию творческого мышления учащихся и высокой исполнит, культуры труда. Содержание образования формируется гл. обр. на основе дея-тельностного подхода и раскрытия в содержании уч. предметов и видах практики будущей производств, деятельности. Как важная задача С. п. о. рассматривается гуманитаризация С. п. о. и углубление изучения проблем мировоззренч. характера, ист., социально-культурных, экологич. и экон. проблем.

Лит.: Среднее спец. образование в СССР, М., 1962; Д с м ин А. Ф., Петров Б. И., Производственное обучение в техникумах, М., 1963; Кузьмин Б. А., Что такое техникумы СССР, М., 1966; Чупрунов Д. И., Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование, М., 1984; Structures of technological education and contributing si social factors. ed. by Wilfred Fixhwick, UNESCO, 1988. В. Г. Шипунов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

    Подлинность диплома проверяют в ВУЗе, если собираетесь продолжить обучения, получить второе высшее. Не забывают это делать и работодатели, особенно если вы претендуете на ответственную должность, работу в государственных органах. О том, как узнать, оригинальный ли перед вами документ, мы расскажем в этой статье.

    Красный диплом вручают отличникам, студентам, которые имели выдающиеся успехи во время обучения. Несмотря на все утверждения, что цвет документа на успешность не влияет, работодатели обращают на этот факт внимание. И если перед рекрутером будет выбор между двумя кандидатами, он отдаст предпочтение человеку с красным дипломом. В чем его отличие от обычного, как получить документ и что он даст – об этом читайте в статье.

    После того, как система высшего образования прошла обновление, многих абитуриентов озадачили нововведения. Так, вместо специалистов, которых ВУЗы выпускали ранее, сейчас можно получить дипломы бакалавра, магистра и специалиста. Какая разница между этими понятиями? Какие знания получил человек со степенью магистра, а что изучал специалист? Об этом мы сегодня и расскажем в этой статье.

    Первым документом, который говорит об образовании личности, является аттестат. Он подтверждает, что базовый уровень знания уже получен. Но многие школьники не понимают, зачем еще им нужен этот документ. Тем более, что в школах часто пугают отчислением и невыдачей сертификата. Чем это грозит и зачем он вообще нужен? Подробнее мы расскажем об этом в статье.

    В колледж поступить можно после девяти или одиннадцати лет учебы в школе. Многие отдают предпочтение институтам, полагая, что в другом месте дают не столь качественные знания. Однако, человек с дипломом колледжа ничем не хуже. Он также способен построить успешную карьеру, хорошо зарабатывать, получить востребованную работу. Что дает диплом колледжа? Об этом читайте в этой статье.

    Неполное высшее образование ранее подтверждалось специальным дипломом, но сейчас он упразднен. Вместо этого выдают справку о прослушанных курсах, сданных экзаменах. При своей незавершенности, такое образование не будет бесполезным. Оно позволит продолжить обучение – поступить в другой институт, восстановится. Также справка о неполном ВО требуется на работе, для записи в трудовую.

    Получить такой документ проще всего, если вы проживаете в том же городе, где и учились. В остальных случаях придется потратить больше времени.

    Многие школьники не понимают, зачем нужно учиться все 11 классов, если можно уйти после девяти. Конечно, хочется побыстрее забыть об уроках, контрольных и домашних заданиях. Но они ждут их и в колледже. Не всегда стоит уходить после девяти лет, теряя массу перспективных вариантов. Если такая возможность есть – лучше проучиться 11 классов.

    Неоконченное высшее образование – подобную характеристику получает учеба в ВУЗе, которую студенту не удалось довести до логического завершения. Причиной этому может быть желание поменять специальность и уйти из этого института или неуспеваемость. Вместо диплома человек получает справку о длительности обучения, его сроках, экзаменах и курсах.

    Разновидности современного высшего образования в России зачастую ставят в тупик желающих поступать в тот или иной ВУЗ. От будущих студентов можно услышать следующий вопрос в различных его вариациях: бакалавр – это полное высшее образование или нет?

    Чем отличается бакалавриат от магистратуры?

    Прошло уже 15 лет с момента присоединения России к Болонскому процессу, направленному на гармоничную интеграцию систем высшего образования в европейских государствах.

    Как и колледжи, техникумы обладают статусом средне-специальных учебных заведений, в которых учащиеся получают профессионально-техническое образование. В России первые техникумы появились во второй четверти XX века

    После окончания школы выпускники, желающие получить в будущем востребованную специальность и высокооплачиваемую работу, интересуются поступлением в колледж. Но не все до конца понимают, чем же колледж отличается от техникума или училища и какое образование он даст абитуриентам. Наиболее распространенный вопрос касается качества получаемого в них образования.

    В социальных сетях и на разнообразных форумах часто поднимается вопрос о том, как восстановить потерянный диплом. Существует множество ситуаций, когда потребовался документ, подтверждающий получение образования, а на руках его не оказалось. Подробнее о восстановлении документа читайте в нашей статье.

    Потенциальные абитуриенты, выбирающие учебное заведение для будущего поступления, часто задаются вопросом: чем отличается среднее образование от среднего специального. Давайте разберемся в этом вопросе.

    Многих соискателей работы интересует вопрос: среднее специальное образование - это какое образование? Для получения ответа разберемся в терминологии. Среднее специальное образование (или ССО) представляет собой средний между школой, профтехучилищем и ВУЗом уровень профобразования. Данный образовательный уровень предполагает получение учащимися разнообразных технических и гуманитарных специальностей при условии наличия аттестата об окончании средней школы.

    Структура среднего профессионального образования играет сегодня важнейшую роль в вопросе подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

    С каждым днем возрастает потребность в специалистах-практиках. Вместе с тем с развитием экономики и производства регулярно повышаются требования к их профессионализму и уровню квалификации.

    Дефицит кадров повышает интерес к специалистам среднего профессионального образования. Должности, считавшиеся ранее непрестижными, сейчас все более востребованы на рынке труда. Вопрос подготовки кадров в данных областях становится актуальным. В связи с этим специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров среднего звена (ссузы), по-прежнему занимают прочное место в системе российского образования.

    Государственные учреждения среднего профессионального образованияосуществляют на сегодняшний день обучение по 280 различным специальностям. С развитием и модификацией производства этот список регулярно растет и пополняется.

    Виды ссузов

    Среднее профессиональное образование может быть реализовано на двух ступенях. Выделяют начальный и повышенный уровни.

    На сегодняшний день в Российской Федерации существует два типа учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере профессионального образования второй ступени:

    • техникум - основной тип учебного учреждения, где студенты имеют возможность получить среднее профессиональное базовое образование;
    • колледж - заведение повышенного уровня, где ведется преподавание по углубленным программам (может быть подведомственным подразделением университета или института либо самостоятельной структурой).

    Начальное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить в лицеях и профтехучилищах (ПТУ). Эти учебные заведения имеют разную образовательную базу.

    Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки студентов.

    По окончании учебного заведения с углубленным преподаванием выпускнику присваивается квалификация «специалист», учащимся лицеев и училищ - «специалист начального уровня».

    Среднее профессиональное образование начального уровня

    Средние профессиональные учреждения в сфере начальной подготовки включают в себя специализированные лицеи и училища.

    Количество заведений с базовым обучением составляет в нашей стране порядка 4 тысяч на сегодняшний день. Их посещает более 1,5 миллиона подростков.

    Граждане, получившие профессиональное начальное образование, вправе продолжить учебную карьеру в ссузах повышенного уровня по сокращенным программам.

    Также при необходимости учащиеся могут получить аттестат об общем среднем образовании. Для этого следует сдать государственный экзамен, на основании которого выдается соответствующий документ.

    Выпускники, получившие среднее профессиональное образование начального уровня, имеют право продолжить учебную карьеру в техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях.

    Среднее профессиональное образование повышенного уровня

    Желающие получить среднее образование повышенного уровня должны выбрать для поступления не лицей, не ПТУ, а колледж или техникум.

    В России насчитывается более 2,5 тысячи ссузов с углубленным изучением, которые посещают около 2,3 миллиона студентов.

    Повышенный уровень средние специальные учебные заведения получают за счет введения в образовательные нормы дополнительных программ:

    • профессиональная практика;
    • углубленное изучение отдельных предметов и дисциплин;
    • получение дополнительной специальности параллельно с основной.

    Обучение в ссузах повышенного уровня максимально приближено к университетскому. Студенты здесь имеют большее количество аудиторных часов, чем в заведениях начального образования, сдают экзамены и зачеты, пишут курсовые и дипломные работы.

    Например, студентам, выбравшим строительный колледж, наравне с выпускниками вуза того же направления необходимо сдавать и защищать квалификационные дипломные проекты, связанные со специализированной тематикой. Единственное отличие - в заниженных требованиях к учащимся ссузов. Поэтому средние учебные заведения повышенного уровня вполне можно считать низшей ступенью высшего профессионального образования.

    Нередко колледжи являются структурным подразделением университета и находятся под ведомством данного учебного заведения. Студентам, планирующим продолжить обучение в заведениях высшего профессионального образования, следует обратить внимание на этот факт. Имея диплом такого колледжа, выпускники вправе получить профильное образование в университете по сокращенным программам. Это является большим преимуществом, так как дает возможность сократить срок обучения в вузе, а также совмещать работу и учебу.

    Условия поступления

    В ссузы могут поступить лица, получившие основное общее или среднее общее образование. Этот пункт является одним из основных требований.

    Абитуриенты учебных заведений начального профессионального образования освобождены от сдачи обязательных вступительных экзаменов. Для зачисления необходимо представить следующие документы:

    • подлинник документа о школьном образовании (9 или 11 классов);
    • 4 фотографии (3 х 4);
    • медицинскую справку;
    • копии паспорта и свидетельства о рождении;
    • заявление на имя директора о зачислении.

    В некоторых случаях при поступлении на отдельные специальности среднего профессионального образования при необходимости на усмотрение учебного заведения проводится собеседование с кандидатом. Абитуриенту может быть предложено пройти письменные и на уровень знаний по школьным предметам. Подобные требования могут предъявляться и в том случае, если число желающих обучаться по данной специальности превышает количество бюджетных мест. В такой ситуации конкурс производится на основании среднего балла аттестата и результатов пройденных тестов.

    Прием в учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня осуществляется на конкурсной основе на базе вступительных экзаменов.

    Одним из основных требований, предъявляемых к ссузам, является наличие лицензии. Поэтому перед подачей документов как в государственное, так и в коммерческое учреждение следует удостовериться в том, что у заведения имеется соответствующий документ с текущим сроком действия.

    Студенты, нуждающиеся в жилплощади на период учебы, обеспечиваются общежитием.

    Вне конкурса в ссуз зачисляются следующие категории граждан:

    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • дети-инвалиды;
    • лица иных категорий, льготное поступление которых предусмотрено государством.

    С развитием современных информационных технологий процесс подачи документов в средние профессиональные учебные заведения модифицируется и упрощается. Многие заведения активно используют интернет-технологии для приема заявлений. Формы анкет выкладываются на официальном сайте учебного учреждения.

    Такой способ удобен и абитуриенту, и членам приемной комиссии. Для того чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету на сайте учебного заведения. Решение об участии в конкурсе принимается дистанционно. Оригиналы документов абитуриент представляет после получения положительного решения. До этого момента его личное присутствие необязательно.

    Формы и длительность обучения

    Среднее профессиональное образование возможно получить на следующих формах обучения:

    • очная;
    • очно-заочная (вечерняя);
    • заочная.

    Срок получения начального профессионального образования составляет от двух до трех лет на базе девяти классов и от одного до двух лет после одиннадцати классов. Сроки напрямую зависят от учебного заведения и выбранной специальности.

    Длительность получения среднего повышенного профессионального образования также определяется уровнем подготовки учащихся. Для поступивших после девяти классов он составляет от трех до четырех лет. На базе одиннадцати классов - от двух до трех лет.

    Сроки подачи документов

    Учебные заведения вправе устанавливать свои сроки начала приема документов. Обычно комиссия начинает работать в июне, после окончания выпускных экзаменов (но не позднее 20 числа), и принимает заявления до конца августа (но не позднее 26 числа).

    Следует иметь в виду, что сроки подачи на очную и заочную, бюджетную и контрактную формы обучения могут разниться.

    Образовательные стандарты

    Как правило, стандарты среднего профессионального образования состоят из двух частей. Первая - это федеральная программа, утвержденная Министерством образования. Каждый год этот документ может модифицироваться. Общие нормативы и требования, принятые в отношении ссузов, обязаны соблюдать все учреждения сферы среднего профессионального образования.

    Вторая - программа, утвержденная на региональном уровне. Поэтому лица, обучающиеся в однотипных учебных заведениях, могут изучать разные предметы и иметь разное количество аудиторных часов.

    Программы среднего профессионального образования повышенного уровня допускают получение дополнительных специальностей на бюджетной или платной основе.

    По окончании обучения учащиеся в обязательном порядке проходят После успешной сдачи выпускникам присваивается квалификация. В случае отрицательного результата учащийся получает справку о прохождении курса обучения в данном заведении с указанием срока и количества аудиторных часов.

    Лица, не прошедшие итоговую аттестацию, вправе пройти ее на следующий год.

    Финансирование

    Студенты, получающие среднее профессиональное образование, имеют право обучаться в учебном учреждении бесплатно.

    Выпускники заведений, получившие диплом начального уровня и решившие продолжить свою образовательную карьеру в колледжах или техникумах, также могут претендовать на государственное финансирование.

    Получение второго образование в ссузе того же уровня - только платное.

    Кроме того, лицеи и ПТУ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе.

    Студенты, проходящие обучение на бюджете, получают стипендию в установленном порядке.

    Специальности среднего профессионального образования

    Для тех, кто решил получить гуманитарное или техническое образование, специальности, список которых утвержден для учебных учреждений Минобразованием, дают возможность освоить достойную профессию.

    Средние профессиональные образовательные учреждения проводят подготовку кадров в следующих отраслях:

    • сельское и рыбное хозяйство;
    • медицина и здравоохранение;
    • топливно-энергетическая сфера;
    • производство продуктов питания, напитков и табачных изделий;
    • изготовление текстильных изделий;
    • изготовление кожгалантереи и обуви;
    • деревообработка;
    • целлюлозно-бумажное производство;
    • издательское и полиграфическое производство, производство печатной продукции;
    • производство нефтепродуктов, газовая и ядерная промышленность;
    • химическое производство;
    • производство электрооборудования и оптического оборудования;
    • машинное производство;
    • производство резиновых и пластмассовых изделий;
    • металлургия;
    • транспортное производство;
    • мебельное производство;
    • ювелирные изделия;
    • изготовление музыкальных инструментов;
    • производство спорттоваров;
    • обработка вторсырья;
    • прочие производства;
    • гостиничный и ресторанный сервис;
    • торговля (оптовая и розничная);
    • логистика;
    • строительство;
    • образовательная и педагогическая деятельность;
    • медицина и здравоохранение;
    • финансовая деятельность;
    • социальные науки;
    • недвижимость;
    • естественные науки;
    • гуманитарные науки;
    • культура и искусство;
    • экономика и управление;
    • информационная безопасность;
    • обслуживание;
    • землеустройство и геодезия;
    • геология и полезные ископаемые;
    • авиа- и ракетно-космическая техника;
    • морская техника;
    • радиотехника;
    • автоматизация и управление;
    • информатика и вычислительная техника;
    • лесопереработка;
    • защита окружающей среды и безопасность жизнедеятельности.

    Специализация учебных заведений зачастую связана с региональными особенностями, спецификой экономики и производства в том или ином регионе. С целью подготовки квалифицированных кадров и осуществляется профориентирование учебных заведений.

    ПТУ, техникум или колледж - чему отдать предпочтение?

    Выбор учебного заведения напрямую зависит от ваших планов.

    Если после окончания учебного заведения вы хотите стать студентом вуза, больше всего подойдет колледж с обучением по данной специальности (например, для последующего поступления в строительный университет стоит выбирать строительный колледж; чтобы в дальнейшем освоить профессию врача - медицинский колледж и так далее).

    Рабочую специальность высокой квалификации вы получите в специализированном техникуме.

    В ссузах повышенного уровня также занимаются подготовкой кадров интеллектуального труда среднего разряда - бухгалтеров, учителей младших и средних классов, аудиторов, а также специалистов многих других направлений.

    Если вы хотите в короткие сроки получить специальность, лучшим выбором станет среднее профессиональное образование начальной ступени.

    Понятия среднего профессионального образования и технического часто путают. Однако это не одно и то же. Понятие среднего профессионального образования связано с видом учебного заведения и того вида образования, что оно дает. А техническое образование – это вид ряда специальностей, которые можно получить в среднем профессиональном или высшем учебном заведении.

    Среднее профессиональное образование

    Когда после окончания 9 или ученик школы решает поступать в училище, техникум, колледж – он выбирает заведение среднего профессионального образования. Такие учебные заведения готовят квалифицированных служащих и рабочих среднего звена. Среди училищ и колледжей можно назвать учебные заведения самых разных направлений: медицинские, музыкальные, автомобильные, морские, художественные, педагогические, юридические, заведения общепита и многие другие.

    Направлений для подготовки кадров среднего звена существует очень много: это и гуманитарное, и техническое, и естественнонаучное, и социальное. Срок обучения в разных заведениях среднего профессионального образования так же различен. Некоторые программы рассчитаны на три учебных года, некоторые на четыре. Имеет значение и тот факт, после какого класса приходят ученики. В одном и том же коллеже ученики после могут изучать четырехлетнюю программу, а после 11 класса – двухлетнюю.

    После окончания среднего профессионального заведения его студенты получают профессию и могут начинать работать или пойти учиться дальше – в высшее учебное заведение.

    Техническое образование

    Техническое образование – это одна из форм образования, связанная с получением технической специальности. Такая форма образования помогает подготовить инженеров, рабочих, мастеров, техников для промышленности, автомобильной отрасли, строительства, транспорта, лесного и сельского хозяйства.

    В процессе получения профессии студенты технических специальностей изучают множество дисциплин, связанных с пониманием физических, математических, химических процессов, происходящих в материалах и машинах, со сложными расчетами, вычислениями и чертежами при воспроизведении механизмов. Все эти знания нужны им для дальнейшего практического использования материалов, машин, аппаратов и автоматизированных систем управления.

    Получать техническое образование можно в целом ряде учебных заведений.