Современные методы социального прогнозирования. В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей. Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная

социальный прогнозирование информация экстраполяция

В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и т.д. .

Сейчас мы подробнее рассмотрим методы, которые являются наиболее современными и применимыми методами социального прогнозирования, так как они постоянно совершенствуются новыми информационными технологиями и более удобны и практичны в использовании: фактографический метод (экстраполяция), моделирования и экспертизы .

При формировании прогнозов с помощью экстраполяции как правило исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики. Экстраполяционные методы являются одними из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования.

С помощью этих методов экстраполируются количественные параметры больших систем, количественные свойства экономического, научного, производственного потенциала, сведенья о результативности научно-технического прогресса, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и др .

Но уровень реальности такого рода прогнозов и соответственностепень доверия к ним в значительной мере обусловливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия "измерителей" по отношению к сути рассматриваемого явления.

Метод эффективен для краткосрочных прогнозов, в случае если сведенья динамического ряда выражены ярко и устойчиво. Ряд динамики (или динамический ряд) представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, определяющих изменение общественных явлений во времени .

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения .

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта .

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия. Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. Метод экспертизы основывается на накопленном опыте, знании особенностей функционирования и развития исследуемых объектов.

Начало методу экспертизы положила книга Трилла «Наука об управлении» (1911). В России наука об экспертизе начала развиваться с 1950-1960 гг.

Метод используется при неопределенности. Экспертиза - это предположение: что надо сделать, чтобы было «то-то»; или «что будет, если…» .

Экспертиза -- итоговое суждение эксперта (или группы экспертов, населения) о динамике показателей анализируемого объекта или об альтернативных вариантах их возможного развития в будущем, которое: объективно, научно обосновано, вероятностно по природе, корректируемо в рамках прогнозного периода по мере поступления новой информации, верифицируемо после завершения прогнозного периода, должно быть четким, ясным, не допускать неожиданных толкований, строго соответствовать заданию на прогноз, быть доказательным и воспроизводимым.

Основные цели экспертизы: повышение обоснованности принимаемых решений на основе заключений экспертов; контроль соблюдения соответствия и/или установления соответствия между характеристиками объекта экспертизы и требованиями, предусмотренными нормативными, нормативно - правовыми и законодательными документами различных уровней .

Экспертные методы прогнозирования наиболее востребованы, они хорошо работают на большие периоды и являются основными для долгосрочного прогноза. Рассмотрим популярные методы экспертизы:

Метод Дельфи является дальнейшим развитием методов анкетного опроса и состоит из нескольких туров последовательного анонимного анкетирования экспертов с обратной связью. Обратная связь осуществляется за счет того, что перед каждым последующим туром опроса экспертам сообщают обобщенные результаты предыдущего тура. Число туров определяется или требуемым уровнем точности, или установленной степенью детализации проблемы. Дельфийская процедура использует только числа .

Метод Дельфи - итерационная процедура, которая позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу.

Метод Дельфи (другие названия: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула») появился в 1950-1960 годы в США для исследования военно-стратегических и военно-технических проблем. Разработан корпорацией RAND, авторами являются О. Хелмер, Т. Гордон, Н. Долки.

Идея метода заключается в том, чтобы создать механизм, обеспечивающий сохранение анонимности точек зрения отдельных лиц и тем самым свести к минимуму влияние красноречивых и обладающих даром убеждать личностей на поведение группы в целом. Все взаимодействия между членами группы находятся под контролем со стороны координатора или руководящего звена, направляющего всю деятельность группы. Координатор регулирует процедуру анализа мнений и сохраняет их анонимность. Групповая оценка вычисляется им путем некоторого усреднения (обычно посредством нахождения среднего значения, или медианы) и доводится до сведения всех членов группы .

Цель метода Дельфи - уменьшить психологическое давление, испытываемое некоторыми людьми при личном контакте, и, следовательно, исключить влияние на конечный результат особо красноречивой или сильной личности. Метод Дельфи, предполагающий анонимность мнений, итерактивную процедуру обработки результатов, управляемую обратную связь, числовые оценки и статистическое определение групповой оценки, является ценным инструментом исследования для разработчиков имитационных моделей.

Основными принципами метода "Дельфи" являются:

ѕ анонимность участников (участники опроса только заполняют вопросники и не взаимодействуют лично);

ѕ процедура анкетирования является многотуровой;

ѕ после проведения очередного тура информация обрабатывается и передается участникам, анонимность сохраняется.

При использовании метода Дельфи достигается большее согласие между групповым мнением и мнениями отдельных членов группы, чем при методах, требующих личных контактов.

Метод мозгового штурма -- основывается на коллективной генерации идей, высказываемых спонтанно участниками различных профессий и специализаций . Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" , в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

ѕ генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;

ѕ анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками .

Метод комиссий (круглого стола) -- группа экспертов многократно собирается с целью прямого обсуждения одного и того же вопроса. В нем организатор экспертизы не руководит обсуждением, а только гарантирует интенсивную работу каждого эксперта. Метод оперативен, однако имеется угроза взаимного влияния мнений экспертов, особенно мнений признанных авторитетов в данной области исследований.

Метод комиссий учитывает осуществление экспертизы в форме свободного обмена мнениями с целью получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов существенно сокращает время экспертизы, упрощает приобретение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» -- способом назначения. Обычно это 10--12 человек. Для получения качественного прогноза предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение. Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается, что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов .

В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы. Задача соотнесения, координирования собственной точки зрения с другими мнениями не всегда решается просто. Поэтому экспертов необходимо обучать межличностному общению, а организаторам процедуры желательно учитывать рекомендации психологов -- специалистов по общению.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом путем постановки вопросов о будущем состоянии объекта прогнозирования и его прогнозного фона. При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом, вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта .

Преимущество метода «интервью»: благоприятная обстановка, изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

Метод аналитических докладных записок - самостоятельная работа эксперта над анализом динамики объекта прогнозирования и возможных путях его развития, предполагается, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов.

Сценарный метод - метод построения прогнозного сценария - аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта.

Таким образом, написание сценария - это идентификация логической последовательности событий с целью показать, как исходя из существующей ситуации может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. Основное значение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление факторов фона и формулирование критериев для оценки целей. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования .

При разработке сценария, поскольку в ней принимает участие группа специалистов, всегда возникает неопределенность, связанная с субъективностью их суждений. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. Поэтому важным качеством сценария является согласованность мнений экспертов.

Сценарий может быть представлен как в текстовой, так и в числовой форме.

Данный метод базируется на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, предполагает выявление степени влияния новых технологий и техники на темпы развития научно-технического процесса и, как следствие, социальных процессов. Как уже отмечалось выше, имеется тесная взаимосвязь между различными направлениями прогнозирования, порождаемая детерминацией всех существующих в объективной реальности явлений. А поэтому изменения, происходящие в природе или в области техники, могут вызвать серьезные изменения социальной жизни общества, породить в нем как позитивные, так и негативные процессы .

Исторически одним из первых методов, который стал широко использоваться в прогностике, стал метод экстраполяции. Его суть – построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозов. При таком подходе осуществляется выбор оптимального вида функций (учет времени, условий и т.д.). Большой эффект дает использование формул сложной экстраполяции, выводов теории вероятностей, теории игр – всего арсенала современной математики и кибернетики, что позволяет точнее оценивать масштабы возможных сдвигов и экстраполируемых тенденций.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены. Это вызвано рядом причин. Некоторые социальные процессы развиваются по кривым, близким к логической функции. До какого-то момента процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Неучет этого требования приводит к серьезным ошибкам.

Одним из путей проверки надежности этого метода может явиться экстраполяция кривых роста «до абсурда». Он показывает, что действующий механизм в перспективе может измениться, могут возникнуть новые тенденции в его функционировании. В этом случае для правильного решения необходим комплексный подход, сочетающий логический анализ, экспертные оценки и нормативные расчеты.

Это было проигнорировано Н.С.Хрущевым и теми силами (в том числе и научными), которые на основе существующей динамики развития СССР в 50-е годы (был подъем и быстрый рост народного хозяйства) и ведущих капиталистических стран, переживавших в этот период ряд кризисных явлений, сделали долгосрочный прогноз о достижении Советским Союзом самых передовых позиций в мире к началу 80-х годов, что было объявлено наступлением эры коммунизма.

Очень широко в прогнозировании используются экспертные методы, начиная от аналитических записок и заседаний «круглых столов» с целью согласования мнений и выработки обоснованного решения до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных значений, которая включает следующие этапы: выбор состава экспертов и оценка их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценка согласованности мнений экспертов; оценка достоверности результатов; составление программы для обработки экспертных заключений.


Решение такой непростой задачи, как прогнозирование новых направлений, необходимое для определения перспективы, тенденций, требует более совершенных научно-организационных методов получения экспертных оценок.

Один из них именуется методом дельфийского оракула или методом Дельфи. Он предусматривает сложную процедуру получения и обработки ответов. На ее основе ученые делают прогнозы, касающиеся научно-технического и социального прогресса, военно-политических и некоторых иных проблем на десятки лет вперед. Но в какой степени надежны составленные подобным образом долгосрочные (а тем более сверхдолгосрочные) предвидения и сам метод их формирования?

Прогнозы, получаемые с помощью метода Дельфи, строятся на исследовании и объективном знании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого будущего. При этом большую роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, поскольку основывается на большом опыте эксперта. В таких случаях прогнозы всегда оказываются ошибочными, чему история знает немало примеров. Поэтому и интуитивный подход не всегда приводит к нужным результатам, особенно при решении задач большой сложности, а социальное прогнозирование все чаще сталкивается именно с такими задачами. Изучение интуитивных прогнозов, пишет, например, австрийский прогнозист Э.Янч, обнаруживает, что «они представляют собой скорее беспорядочные обрывки систематического мышления, некритические экстраполяции нынешнего состояния дел и повторения других прогнозов» .

Обычно метод Дельфи позволяет выявить преобладающее суждение опрашиваемых по избранному кругу проблем. Он особенно пригоден для составления краткосрочных прогнозов, предсказания локальных событий, т.е. в сравнительно простых случаях. Но использование метода экспертных оценок в любом его варианте для долгосрочного, комплексного и тем более глобального, социального предвидения повышает надежность прогнозов.

Наряду с положительными сторонами метода экспертных оценок необходимо отметить и его недостатки: он громоздок, так как много времени уходит на каждый цикл получения ответов экспертов, дающих довольно большой объем информации. Кроме того, поскольку метод основан на интуиции и субъективных взглядах опрашиваемых, качество оценки прямо зависит от квалификации экспертов.

Большую роль в социальном прогнозировании играет эффект Эдипа, т.е. возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения и угрозы. Так, построение графика преступлений в России в 90-е годы может привести к выводу о неотвратимом их росте, о вовлеченности в преступную жизнь все большего количества населения. Однако именно осознание и понимание такой перспективы приводит к тому, что общество сосредоточивается на этом явлении и принимает меры, чтобы данный прогноз не состоялся.

Таким образом, прогнозы обладают способностью к самореализации, но только в том случае, если смыкают в единую цепь потребности и интересы людей как на уровне общественной, производственной, так и их личной жизни. Опыт прогнозирования и реализации прогнозов показывает, что их ценность связана также с неоднозначностью подходов к решению общественных проблем, с глубиной анализа степени вероятности наступления возможных изменений.

Огромную роль в социальном прогнозировании играет морфологический синтез, который предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Данный метод отвечает на следующие типы вопросов: а) какие средства необходимы для получения прогнозной информации; б) какова последовательность наступления событий; в) как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы? Но особенно значимо в этом методе требование – не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.

В числе методов, применяемых в социальном прогнозировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта, исследования, социального процесса или явления.

Основное значение прогнозного сценария связано с определением перспектив развития, основной его линии, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки уровней достижения цели.

Кроме того, используются прогнозные графы, которые могут быть ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы, быть связными или несвязными и т.д. Совместно с деревом целей они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

И, наконец, в социальном прогнозировании широко используется метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Среди методов решения задач оптимизации широко распространено линейное программирование. В задачах динамического программирования рассматривают систему, которая со временем может менять свое состояние, но этим процессом можно управлять.

Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Однако в моделировании есть и отрицательные стороны, обусловленные недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период.

Таким образом, социальное прогнозирование базируется на различных методах изучения объективных закономерностей научно-технического и социального прогресса, а также на моделировании вариантов их будущего развития с целью формирования, обоснования и оптимизации перспективных решений.

Социальное прогнозирование – междисциплинарный комплекс исследований, связанных с определением вариантов развития социальных процессов и выбора наиболее приемлемых, способных обеспечить их реализацию.

Виды социальных прогнозов

Метод прогнозирования: прогнозная экстраполяция метод экспертных оценок, «мозговая атака», метод Дельфи и т.п.

Социальное прогнозирование – предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

Метод прогнозной экстраполяции;

Метод экспертных оценок;

Коллективная экспертиза, мозговая стадия;

Метод моделирований;

Метод математического моделирования.

Слово «прогнозирование » происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который свя­зан с управлением процессом.

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии како­го-либо явления в будущем .

В узком значении прогнозирова­ние означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количес­твенными оценками и с указанием более или менее опреде­ленных сроков изменения этого явления .

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содей­ствовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходи­мых путей и средств претворения в жизнь намечаемой програм­мы действии.

Под прогнозом сле­дует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности . Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о буду­щем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную мо­дель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достовернос­ти высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным явля­ется то, что прогнозирование исходит из многозначности раз­вития.

Прогноз имеет конкретный харак­тер и обязательно связан с определенны­ми количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний.

Можно сделать вывод, что предсказание – это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное про­гнозирование - определение вариантов развития и выбор на­иболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, време­ни и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность воз­можных решений.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, спе­цифические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую сте­пень вероятности . Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возмож­ных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматри­ваемую систему, правильно определить вероятностные количе­ственные и качественные параметры ее развития в перспекти­ве, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает ди­рективным характером.

В заключение можно сказать, что ка­чественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей об­щество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пре­делах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия про­гнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предви­дение социальных явлений и процессов и управление ими тесно свя­заны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный про­цесс, мы можем активно содействовать его развитию, способст­вовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сфе­рах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематич­но. Чем это определяется?

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей мо­жет создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порож­дать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования : эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, мо­делирование и экспертизу является достаточно условной, по­скольку прогностические модели предполагают экстраполя­цию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогно­зов также используются методы аналогии, дедукции, индук­ции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнози­ровании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что сле­дующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квад­раты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расче­тах будущей численности населения, его половозрастной и семей­ной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рас­считано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно пост-
роить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экст­раполяции как метода прогнозирования в некотором роде ог­раничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного раз­вития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные осо­бенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (умень­шенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструирован­ный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоин­ство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социаль­ном проектировании точнее говорить, что созданная на основе за­мысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огруб­ляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектиро­ванию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что мо­дель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектиро­вании. Приемы моделирования способны облегчить задачи про­ектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходу изложения своей точ­ки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обы­денных форм визуализации, широко применяемой в моделирова­нии. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только вы­работать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и спо­собы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр.

Анализ и моделирование социальных систем в последнее вре­мя разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экс­пертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определен­ности параметров, подлежащих изучению.

Экспертиза в контексте исследований по искусственному ин­теллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или пло­хо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело обще­системный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания зада­чи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.


ВВЕДЕНИЕ

При разработках прогнозов специалисты нередко встречаются с трудностями, которые связаны с недостаточной определенностью терминологии этого сравнительно нового направления научных исследований.

Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения. Иногда некоторые из этих понятий употребляются как синонимы, иногда в каждое из них вкладывается разный смысл. Такое положение во многом затрудняет развитие прогностики и порождает бесплодные дискуссии по вопросам терминологии.

В 1975 г. Комитет научно-технической терминологии Академии наук СССР подготовил проект терминологии общих понятий прогностики, а также объекта и аппарата прогнозирования. Проект был разослан для широкого обсуждения в организации, занимающиеся проблемами прогностики, доработан с учетом замечаний и опубликован в 1978 г. в 92-м выпуске сборников терминов, рекомендуемых к применению в научно-технической литературе, информации, учебном процессе, стандартах и документации. В настоящем разделе предпринимается попытка свести в систему часть терминов (некоторые из них выходят за рамки указанного словаря), которые обозначают исходные понятия прогностики и без которых затруднительно воспринимать последующее изложение (словарь дается в Приложении).

Предвидение и прогнозирование. Представляется необходимым ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, - предвидение, которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное и др.). Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления; интуитивное - на предчувствиях человека, обыденное - на так называемом житейском опыте, связанных с ним аналогиях, приметах и т.п.; религиозное - на вере в сверхъестественные силы, предопределяющие будущее. Имеется на этот счет и масса суеверий.

Иногда понятие предвидения относят к информации не только о будущем, но и о настоящем, и даже о прошлом. Это происходит тогда, когда к еще неизвестным, непознанным явлениям прошлого и настоящего подходят с целью получения о них научного знания так, как если бы они относились к будущему. Примерами могут служить оценки залежей полезных ископаемых (презентистское предвидение), мысленная реконструкция памятников древности с применением инструментария научного предвидения (реконструктивное предвидение), оценка ретроспективы от настоящего к прошлому или от менее далекого к более далекому прошлому (реверсивное предвидение), оценка ретроспективы от прошлого к настоящему или от более далекого к менее далекому прошлому, в частности - для апробации методов предвидения (имитационное предвидение).

Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: относящуюся к собственно категории предвидения - предсказательную (дескриптивную, или описательную) и сопряженную с ней, относящуюся к категории управления - предуказательную (прескриптивную, или предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества. Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования. Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции - подсознания. Иногда это понятие распространяют на всю область простейшего опережающего отражения как свойства любого организма. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Иногда это понятие распространяют на всю область сложного опережающего отражения, являющегося свойством высшей формы движения материи - мышления. Наконец, прогнозирование (которое часто употребляют в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.

Предуказание выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования, текущих управленческих решений. Целеполагание - это установление идеально предположенного результата деятельности. Планирование - проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Проектирование - создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент - решение. Но решения в сфере управления необязательно носят плановый, программный, проектный характер. Многие из них (так называемые организационные, а также собственно управленческие) являются как бы последней ступенью конкретизации управления.

Эти термины могут быть определены и как процессы разработки прогнозов, целей, планов, программ, проектов, организационных решений. С этой точки зрения прогноз определяется как вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Цель - решение относительно предположенного результата предпринимаемой деятельности. План - решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Программа - решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, социально-экономических и других проблем или каких-то их аспектов. Программа может являться предплановым решением, а также конкретизировать определенный аспект плана. Проект - решение относительно конкретного мероприятия, сооружения и т.д., необходимого для реализации того или иного аспекта программы. Наконец, собственно решение в данном ряду понятий - идеально предположенное действие для достижения цели.

Религиозное предвидение имеет собственные формы конкретизации. Так, «предсказание» принимает форму «откровения», прорицания (пророчества), гадания, а «предуказание» - форму «предопределения», волхования, заклинания, просьбы молитвы и пр. Но все это (равно как и формы конкретизации интуитивного и обыденного предвидения) является особой темой.

Важно подчеркнуть, что предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Без учета этой связи невозможно понять сущность прогнозирования, его действительное соотношение с управлением. В предуказании может преобладать волевое начало, и тогда соответствующие цели, планы, программы, проекты, вообще решения оказываются волюнтаристскими, субъективистскими, произвольными (с повышенным риском неоптимальности, несостоятельности). В связи с этим желательно преобладание в них объективного, исследовательского начала, чтобы они были научно обоснованными, с повышенным уровнем ожидаемой эффективности принимаемых решений.

Важнейшие способы научного обоснования предуказаний - описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз) - составляют три основные функции каждой научной дисциплины. Прогноз не есть лишь инструмент такого обоснования. Однако его практическое значение сводится именно к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений. Только в силу этого прогнозирование за последние десятилетия приняло беспрецедентные масштабы, стало играть важную роль в процессах управления.

Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это существенно). Прогнозист исходит из диалектической детерминации явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через случайности, что к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов. Только при таком подходе прогнозирование может быть эффективно использовано для выбора наиболее вероятного или наиболее желательного, оптимального варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

ТИПОЛОГИЯ ПРОГНОЗОВ

Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов, организации прогнозирования и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? Соответственно различаются два типа прогнозов: поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, трендовыми, генетическими и т.п.) и нормативные (их называли программными, целевыми).

Поисковый прогноз - определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях очень похоже на нормативные плановые, программные или проектные разработки. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определенных норм, тогда как первое - стохастическое (вероятностное) описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Нормативное прогнозирование не только не исключает нормативные разработки в сфере управления, но и является их предпосылкой, помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. Это обстоятельство побудило выявить специфику прогнозов, обслуживающих соответственно целеполагание, планирование, программирование, проектирование, непосредственно организацию управления. В итоге по критерию соотнесения с различными формами конкретизации управления некоторые специалисты выделяют ряд подтипов прогнозов (поисковых и нормативных).

Целевой прогноз собственно желаемых состояний отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? В данном случае происходит построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности: нежелательно - менее желательно - более желательно - наиболее желательно - оптимально (при компромиссе по нескольким критериям). Ориентация - содействие оптимизации процесса целеполагания.

Плановый прогноз (план-прогноз) хода выполнения (или невыполнения) планов представляет собой по существу выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выяснением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений. Такой прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?

Программный прогноз возможных путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Для ответа на этот вопрос важны и поисковые и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной. Тем самым как бы завершается отбор возможностей развития объекта исследования, начатый плановым прогнозированием.

Проектный прогноз конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий отвечает на вопрос: как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть? Здесь также важно сочетание поисковых и нормативных разработок. Проектные прогнозы (их называют еще прогнозными проектами, дизайн-прогнозами и т.д.) призваны содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Организационный прогноз текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей отвечает на вопрос: в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели? Сопоставление результатов поисковых и нормативных разработок должно охватывать весь комплекс организационных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

Социального Методы социального прогнозирования : краткая характеристика. Поисковое социальное прогнозирование Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках...

Понятие «социальное прогнозирование»

Изначально социальное прогнозирование получило название «футурология». С латинского оно переводится как учение о будущем.

Определение 1

В широком смысле этого слова, футурология выступает в качестве исследования будущих событий и явлений, а также социального устройства; и создания представления о будущем всего человечества, опираясь на опыт прошлого и происходящие события в настоящем. В узком же смысле, футурология может считать отдельной областью научного знания, которая включает в себя всю совокупность перспектив развития отдельного человека или всего общества в целом.

Футурология также может быть сразу нескольких видов:

  • Религиозная футурология;
  • Художественная футурология;
  • Научная футурология.

Прогнозирование, а также процесс, которые выстраивается на его основе – выработка прогноза – это вероятность суждения о состоянии конкретного явления или процесса, но уже в будущем, с учетом его нынешнего состояния и возможностей развития. Также прогнозирование – это один из метод научного исследования, которые позволяет выявить перспективы развития определенного явления. Преимущественно прогнозирование связано с количественными показателями, нежели с качественными, но при этом оно совершенно не исключает и их значимость. В целом, как мы ранее указали, прогнозирование (футурология) осуществляется на нескольких основных уровнях:

  1. Бытовой уровень (например, использование народных примет для определения погоды, урожайности);
  2. Художественная литература (определение вымысла, интуиция);
  3. Строгие рациональные формы (научное прогнозирование, которые используют ученые в различных сферах жизни человека).

Что касается прогнозирования, которое относится к развитию социальных явлений и процессов, то оно носит название «социальное прогнозирование». Состояние общества, его развитие в будущем всегда было объектом исследований. Прогнозирование в социальной сфере напрямую связано с целеполаганием, а также планированием, программированием тех или иных явлений, проектирование и управлением, что будет очень эффективно сказываться на достижении именно того результата, который наиболее благоприятен и ожидаем.

Социальное прогнозирование может быть сразу нескольких типов. Во-первых, это поисковые прогнозы, которые осуществляются для поиска совершенно новых тенденций или альтернатив развития. Во-вторых, нормативные прогнозы – прогнозирование возможности появления и внедрения новейших норм, традиций и правил в обществе. В-третьих, аналитические прогнозы - поиск вероятных следствий, которые порождаются реальными причинами тех или иных процессов и явлений. Последний тип прогноза – прогнозы-предостережения, которые направлены на выявление и предупреждение наиболее нежелательных путей развития процессов и явлений в обществе.

Ключевые методы футурологии

Замечание 1

Для осуществления социального прогнозирования чаще всего используют как качественные, так и количественные методы социологического исследования. прогнозирование само по себе выступает в качестве отдельного метода, а также способа исследования какого-либо объекта прогнозирования. Он направлен на то, чтобы выявить тенденции развития и разработать прогноз по наиболее благоприятным способам улучшения ситуации в будущем. Совокупность всех правил, методов, а также используемых приемов составляет методику социального прогнозирования.

Одним из наиболее распространенных методов социального прогнозирования является метод экспертных оценок. Чаще всего он используется в рамках организации долгосрочных прогнозов. В данном случае прогнозирование осуществляется на основе мнения, которое высказывает эксперт данной области. Перед ним ставится задача, и после ее анализа производится создание прогноза (причем, как благоприятного, так и нежелательного). Отметим, что эксперт – это специалист с достаточным уровнем знаний и квалификации, который относится к проблемной сфере.

Экспертные оценки также могут быть индивидуальными или коллективными. К методам индивидуальных экспертных оценок относят следующие: аналитический метод (анализ какой-либо ситуации, составление аналитической записки по результатам исследования); метод интервьюирования – осуществление непосредственного контакта с экспертом по принципу «вопрос-ответ»; метод написания сценария (определение логики развития того или иного процесса или явления с учетом времени и различных внешних факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние).

Что касается метода коллективных экспертных оценок, то здесь также следует обратить внимание на достаточно разветвленную структуру. Во-первых, сюда входит метод комиссий (так называемое коллективное совещание, в ходе которого определяется актуальная проблема, выявляется процесс, его нынешнее состояние и возможные состояния в будущем); метод «Дельфи» - он состоит в том, что необходимо организовать систематический сбор экспертных оценок, обеспечить их математическую и статистическую обработку, а затем уже корректировку экспертами своих собственных оценок на основе результатов каждого цикла обработки данных.

Методика экспертной работы при организации социального прогнозирования может включать в себя несколько ключевых этапов, которые связаны друг с другом. Если один этап будет упущен, то есть вероятность некорректных результатов прогнозирования. К этапам следует отнести следующие:

  • Определение круга экспертов в той или иной области по изучаемой проблеме, процессу или явлению;
  • Выявление круга проблем или одной актуальной проблемы, которая должна быть разрешена и спрогнозированы ее возможные последствия;
  • Обсуждение плана действий а также временного промежутка;
  • Разработка критериев, которые будут использоваться дл создания экспертных оценок;
  • Обозначение форм и способов, в которых будут выражены результаты экспертизы. Это может быть написание аналитической записки, организация «круглого стола» с дальнейшим обсуждением и дискуссией, научная конференция, публикация в сборнике или выступление экспертов с представлением результатов их работы – презентация.