Сестринский уход за взрослыми и детьми при бронхиальной астме. Медицина. Сестринский уход при бронхиальной астме План сестринских вмешательств при бронхиальной астме

Диагностика.

    Неотложная помощь при приступе, астматическом статусе.

    Принципы терапии.

Бронхиальная астма (asthma - затруднённое дыхание) - хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит измененная реактивность бронхов, обусловленная иммунологическими или неиммунологическими механизмами. Обязательным клиническим проявлением является приступ удушья, вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Очень распространенное заболевание.

Этиология. Основную роль в возникновении БА играют аллергены -вещества, вызывающие аллергические реакции. Они могут быть инфекционной и неинфекционной природы.

Аллергены неинфекционной природы:

    бытовые аллергены домашняя пыль, книжная пыль, перо подушек;

    аллергены растительного и животного происхождения - пыльца трав, скошенное сено, шерсть животных;

    отдельные продукты - яйца, клубника, шоколад;

    лекарственные вещества - антибиотики, витамины;

    химические средства - порошки, клей.

Бронхиальная астма, возникающая в результате воздействия неинфекционных аллергенов, называется атопической.

Аллергены инфекционной природы: различные бактерии, вирусы, грибы, гельминты, простейшие.

Они вызывают БА, называемую инфекционно-аллергической .

Атопическая и инфекционно-аллергическая БА объединяет большинство случаев возникновения заболевания (называются "иммунологическая БА "). Но есть неиммунологическая БА, в ее возникновении не удается установить роли аллергена. Причины неиммунологической БА: физическая нагрузка, вдыхание холодного влажного воздуха - это неспецифические раздражители, воздействующие через блуждающий нерв на измененную реакцию бронхов. Это астма физического усилия. Различают неврогенную БА - у лиц с неустойчивой нервной системой, при остром психическом переживании; дисгормоналъную БА - при климаксе; аспириновую (астматическая триада).

Способствующие факторы: наследственная предрасположенность, патология верхних дыхательных путей, аллергическая настроенность организма (крапивница, сенная лихорадка), хронический бронхит.

Клиника - основным клиническим проявлением является приступ удушья.

1)Атопическая Б А - приступ возникает быстро, внезапно, начинается с ощущения заложенности в носу, стеснения в груди, сопровождается надсадным кашлем и быстро прекращается.

2)Инфекционно-аллергическая БА - приступ развивается постепенно на фоне обострения хр. бронхита, более затяжное течение.

3)Аспириновая астма - приступ связан с приемом НПВС (угнетают синтез простогландина Е, который обладает бронхолитическим действием.

Во время приступов удушья затрудняется выдох, при тяжелых приступах и вдох. Дыхание становится шумным, сопровождается дистанционными "хрипами жужжащего и свистящего характера. Больной принимает вынужденное положение, сидя, оггираясь на руки, плечи грудная клетка приподняты и сдвинуты вперед, голова втянута в плечи, расширена - положение ортопноэ.

При аускулътации - резко удлиненный выдох и большое количество сухих разнообразных хрипов; перкуторио - коробочный звук, нижняя граница легких опущена, подвижность ее ограничена. Пульс учащен.

В начале приступа мокрота отсутствует, затем начинает отделяться в виде "слепков бронхов"\ В мокроте большое количество эозинофилов, часто - кристаллы Шарко-Лейдена (продукты распада эозинофилов), спирали Куршмана. В OAK -повышение количества эозинофилов.

Диагностика. При атопической бронхиальной астме более легкое течение: приступы не чаще одного раза в неделю, быстро проходят при применении ингалятора, восстанавливается нормальное дыхание; в межприступный период больные чувствуют себя хорошо.

При инфекционно-аллергической БА более медленный выход из приступа, постепенное уменьшение одышки. В межприступный период может возникать затрудненное дыхание, выслушиваются сухие хрипы в легких. При исследовании функции внешнего дыхания остаются признаки нарушения бронхиальной проходимости (по данным спирографии, пневмотахометрии, пневмотахографии. Осложнения: эмфизема легких, легочная недостаточность.

Доврачебная помощь при приступе:

1) вызвать врача;

2) помочь больному принять удобное положение с упором на руки;

3) расстегнуть стесняющую одежду;

4) использовать карманный ингалятор (бронхолитик не более трех раз);

5) наблюдение: пульс, ЧДД, АД, цвет кожных покровов;

6) приготовить шприцы, эуфиллин, преднизолон, адреналин, атропин, системы,

бикарбонат натрия.

Неотложная помощь при приступе БА:

1) устранить контакт с аллергеном;

        легкий приступ может быть купирован больным самостоятельно вдыханием через рот одного из бронхорасширяющих веществ - астмопент, сальбутамол, беротек;

иногда достаточно принять препарат в таблетке - теофедрин, эуфиллин;

    горячее щелочное питье;

    горчичные ножные ванны;

    при некупирующемся приступе назначают подкожно эфедрин и антигистаминный препарат, например супрастин, пипольфен;

среднетяжелые и тяжелые приступы Б А требуют обязательного парентерального введения лекарственных средств и нахождения больного в стационаре: в/в струйно или капельно эуфиллин;

    в/в вводят кортикостероидные препараты - преднизолон, гидрокортизон.

В межприступный период при тяжелом течении БА больных переводят на прием кортикостероидов внутрь, начиная с 5-6 таблеток, постепенно снижая дозу. Эуфиллин или препараты пролонгированного действия - теопек, теобелонг - также принимают в таблетках. Используется и карманный ингалятор. Если есть четкая связь с инфекцией - назначают антибактериальную терапию, используют отхаркивающие средства. Обязательно проводят физиолечение для улучшения бронхиальной проходимости - дыхательная гимнастика, массаж, индуктотермия. Санаторно-курортное лечение.

Иногда, несмотря на проводимую терапию, приступ БА затягивается на часы и даже дни, либо после короткого перерыва начинается вновь. В таких случаях развивается закупорка бронхов вязкой слизью вплоть до развития синдрома "немого легкого", характерного для самого грозного осложнения - астматического статуса. Астматический статус - тяжелая асфиксия, связанная с диффузным нарушением проходимости бронхов. Астматический статус характеризуется устойчивостью (резистентностью) к лечению теми спазмолитиками, которые были ранее эффективны, и прогрессированием процесса.

Симптоматика. В ответ на введение спазмолитиков и ингаляцию симпатомиметиков (беротек, сальбутамол, астмопент), у больного вместо улучшения состояния нарастает удушье, развивается острая дыхательная недостаточность, повышается АД, появляются боли в сердце, тахикардия, аритмия. Это обусловлено кардиотоксическим действием этих препаратов. Эти симптомы присущи для / стадии астматического статуса.

Если больного не вывести из такого состояния его состояние прогрессивно ухудшается: нарастает закупорка бронхов вязкой мокротой, частое поверхностное дыхание, уменьшаются звучность и количество сухих хрипов, вплоть до формирования "немого легкого". Такое состояние характерно для // стадии статуса.

В отдельных случаях лечение не приводит к улучшению состояния. Тогда астматический статус переходит в /// стадию: больной впадает в кому и возможность вывести его из этого состояния минимальная. В большинстве случаев наступает смертельный исход в результате паралича дыхательного центра.

Неотложная помощь при астматическом статусе:

    запретить больному пользоваться карманным ингалятором;

    дать горячее щелочное питье;

    придать больному удобное положение;

дать увлажненный кислород;

    успокоить больного, т.к. он возбужден;

    ерличдр этого применялись адреномиметики, их следует отменить; 7)/Ввести в/в струйно преднизолон - до 1000мг в сутки, затем капельно в

изотоническом растворе хлорида натрия; 8) для устранения ацидоза - в/в вводят щелочной раствор: бикарбонат натрия;) если есть связь с инфекционным процессом, необходимо парантерально

вводить антибиотики; 1)оксигенотерапия; 1)ИВЛ, в тяжелых случаев накладывают трахеостому.

Прогноз - разный и зависит от многих факторов.

Профилактика: устранение контакта с аллергеном, улучшение бытовых условий, санация хронических очагов инфекции, предупреждение ОРЗ, полноценное и своевременное лечение ОРЗ. Больные находятся под диспансерным наблюдением.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

Студентка: 542 группы специальность

060501«Сестринское дело»

Утешева Галия Сатвалдовна

Руковадитель: преподаватель педиатрии,

Коновалова Татьяна Юрьевна

Г.Энгельс

2015 г.

Содержание

п/п

Содержание

Стр.

Введение

Глава1.

Заболевание органов дыхания. Бронхиальная астма

1.1

Клиническая картина

1.2

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

1.3

Осложнение

1.4

Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

1.5

Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

1.6

Диета при бронхиальной астме детского возраста

1.7

Глава2.

Этапы исследовательской работы

2.1

Практическая часть. Наблюдение из практике

2.2

2.3

Глава3.

Заключение

Глава4.

Список используемой литературы

Глава5

Приложения

Введение

Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.

Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей.

Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста.

Целью работы является определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой .

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    Изучить статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой детей в ГУЗ СО «Новоузенская РБ».

    Проанализировать работу медицинской сестры педиатрического отделения при уходе за детьми данной патологии.

3. Разработать памятки по ……………………

Объект исследования : бронхиальная астма у детей.

Предмет исследования : медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

ГЛАВА 1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

1.1. Особенности клинических проявлений в детском возрасте

Бронхиальная астма - это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания.
Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.

У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, вдыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.

Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.

Многи дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.

Особенности развития у детей

При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:

Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.

Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.

Одышка после занятий спортом.

Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.

Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.

Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.

Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.

Основные симптомы приступа бронхиальной астмы - одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях - удушье.

У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.

Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.

Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры - раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).

Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.

Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.

Клиническая классификация бронхиальной астмы

Лёгкая

Среднетяжелая

Тяжёлая

Симптомы появляются реже I раза в месяц, короткие приступы (часы-дни)

Симптомы появляются 3-4 раза в месяц

Симптомы появляются несколько раз в неделю, тяжёлые приступы, астматические состояния

Ночные симптомы возникают редко или отсутствуют

Ночные симптомы 2-3 раза в неделю

Частые ночные симптомы

ПОС или ОФВ, >80% должного

ПОС или ОФВ, >60% и <80% должного

ПОС или ОФВ, <60% должного

Вариабельность ПОС 20-30%

Вариабельность ПОС >30%

Вариабельность ПОС >30

1.2.Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

Аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

Инфекция верхних дыхательных путей;

Медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);

Факторы внешней среды (изменение погодных условий);

Генетический фактор.

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).

различают три формы бронхиальной астмы:

Атопическая (аллергическая);

Инфекционно-аллергическая(обязательное присутствия хронического очага инфекции);

Смешанная.

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

1.3. Осложнения бронхиальной астмы у детей

У детей, страдающих бронхиальной астмой, особенно при тяжёлом течении заболевания, могут возникать различные осложнения.

Ателектазы лёгочной ткани , возникновение которых связано с закрытием просвета спазмированных бронхов слизистой пробкой. Развитию ателектаза способствуют отёк слизистой оболочки бронхов, дискриния бронхов, неравномерность вентиляции, сопутствующий эндобронхит, а также присущая детскому возрасту узость просвета бронхов.

Ателектазы чаще возникают при бронхиальной астме у детей раннего возраста и реже у детей более старших возрастных групп, что может быть связано с увеличением просвета бронхов с возрастом. Возникают ателектазы преимущественно в средней доле правого и в верхней доле левого лёгкого, в переднем и язычковом сегментах, но могут развиваться сразу в обоих лёгких. У наблюдаемых нами детей с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы констатировалось в 15% случаев.

Возникновение ателектазов лёгочной ткани происходит в периоде обострения бронхиальной астмы и сопровождается усилением одышки, в лёгких обнаруживаются участки ослабленного дыхания с укорочением перкуторного звука над ними.

Ателектазы лёгких у детей с бронхиальной астмой в большинстве случаев имеют благоприятный исход. Но при отсутствии надлежащего лечения при несвоевременном распознавании инфицированных бронхоэктазов последние могут быть причиной формирования пнвмосклероза и бронхоэктазов.

В редких случаях при бронхиальной астме у детей может возникнуть пневмоторакс, развитие которого обусловлено разрывом эмфизематозной лёгочной ткани на высоте тяжёлого астматического приступа.

При этом значительно ухудшается общее состояние больного, появляется резкая боль в грудной клетке, усиливается одышка и цианоз, отмечается значительное снижение артериального давления, обнаруживается отставание поражённое половины грудной клетки в акте дыхания, её выбухание, расширение и сглаженность межрёберных промежутков, ослабление или полное исчезновение дыхательных шумов, тимпанический звук на стороне поражения, смещение органов средостения в противоположную сторону.

У детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы, особенно в старшем возрасте, может развиться хроническая эмфизема лёгких . Её возникновение сопровождается выраженными нарушениями лёгочных функций и деятельности сердечнососудистой системы.

Течение бронхиальной астмы у детей может осложниться хроническим неспецифическим бронхолёгочным процессом . По данным литературы у 12% детей старшего возраста, страдающих бронхиальной астмой в течение длительного времени, обнаруживаются бронхоэктазы. При тяжёлом и длительном течении бронхиальной астмы у некоторых детей старшего возраста может развиться хроническое «лёгочное сердце» и хроническая лёгочносердечная недостаточность.

К редким осложнениям бронхиальной астмы у детей относятся интерстициальная, медиастинальная и подкожная эмфизема , развитие которых связано с разрывом альвеол и последующим проникновением воздуха в результате повышенного внутриальвеолярного давления соответственно в интерстициальную ткань лёгких, средостение, подкожную клетчатку шеи, грудной клетки, иногда в подкожную клетчатку лица и живота. На подкожную эмфизему указывает появление крепитации воздуха в подкожной клетчатке.

Диагноз подтверждается обнаружением при рентгенографическом исследовании воздушных полостей в интерстициальной ткани лёгкого, средостении и подкожной клетчатке. Среди наблюдаемых нами детей со среднетяжёлым и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы соответственно в 1 и 2% случаев отмечалось развитие медиастинальной эмфиземы; вместе с тем, у 2% детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы констатировалось развитие подкожной эмфиземы в области шеи.

1.4 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь медицинская сестра ограничивает контакт больного с аллергеном.

Расстегивает ребенку ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.

Если ребенок находится в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.

Медицинская сестра помогает больному присесть, ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.

Следует успокоить пациента. Поговорить на отвлеченные темы или рассказать, что во время приступа астмы нечего бояться.

Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).

Затем следует купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого медицинская сестра готовит противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если ребенок сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).

обучает родственников легкого массажу. Помассирует пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.

Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, вызывает бригаду скорой помощи.

1.5. Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

Лечение бронхиальной астмы - сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач. Не пытайтесь лечить ребенка сами, обратитесь к специалисту.

Ингаляторы . Дети болеющие бронхиальной астмой часто пользуются ингаляторами (лекарство вдыхается из баллончика-ингалятоpa). Вдыхаемый препарат может быть в виде аэрозоля (газообразное состояние вещества) или в виде мельчайшего порошка.

Ингаляционно вводятся расширяющие бронхи препараты, гормональные лекарства и др. Однако, когда больной ребенок вдыхает лекарство из баллончика-ингалятора, до его бронхов доходит всего 10-20 % лекарства. Большая часть препарата оседает в пути, на задней стенке глотки. К тому же дети, особенно маленькие, плохо понимают указания и могут неправильно и неэффективно вдыхать лекарство из баллончика.

Для улучшения процесса вдыхания препарата используют специальные приспособления: спейсеры, турбухалеры, небулайзеры, систему «легкое дыхание» и др. В детской практике их применение обязательно, так как позволяет использовать меньшие дозы, иметь меньше затрат и снизить риск развития побочных эффектов. Обычно такие приспособления можно купить в аптеке, нередко они продаются вместе с баллончиком-ингалятором или лекарством для ингаляции.

Спейсер - вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозольного лекарства. Лекарство из баллончика-ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Таким образом, можно сделать не один вдох, а несколько, пока большая часть лекарства не попадет в легкие. Спейсер повышает процент попадания лекарства в легкие до 30 %. Спейсер применим только для аэрозоля, но не для сухого порошка.

Небулайзер - техническое устройство, переводящее лекарство в аэрозольное облако. Пути формирования аэрозольного облака различны, в зависимости от этого различают ультразвуковые и компрессорные (пневматические, струйные) небулайзеры.

С помощью небулайзера можно проводить длительные ингаляции аэрозолями растворов лекарственных веществ.

Система «легкое дыхание» активируется вдохом больного ребенка. Ингалятор срабатывает автоматически на вдох пациента, поэтому не нужно координировать вдох и момент нажатия на клапан баллончика-ингалятора. Используется вместе со спейсером. Скорость выброса лекарства в системе «легкое дыхание» в 4 раза ниже, чем в обычных ингаляторах, и созданное облако аэрозоля не ударяет в заднюю стенку глотки. При этом проникновение в дыхательные пути увеличивается в 2 раза.

Фитотерапия . Фитотерапия играет положительную роль в профилактике приступов бронхиальной астмы, удлинении межприступного периода, сокращения побочных эффектов от препаратов. Этот метод прекрасно дополняет традиционное медикаментозное лечение, повышая его эффективность.

1.6. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.

При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога(1 раз в год).

При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.

Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

1.6. Диета при бронхиальной астме детского возраста

Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.

Потенциально аллергенными являются:

    рыба и другие морепродукты;

    яйца;

    цитрусовые;

    бобовые;

    орехи;

    гусиное и утиное мясо;

    малина;

    клубника;

    томаты;

    шоколад;

    дыня;

    персик;

    дрожжи и изделия из них;

    мед.

Именно эти продукты запрещены ребенку, страдающему бронхиальной астмой, и не должны присутствовать в его рационе в периоде обострения заболевания. Также стоит ограничить употребление:

    манной крупы;

    творога;

    молока;

    сметаны большой жирности;

    пшеничного хлеба;

    куриного, говяжьего и свиного мяса.

Эти продукты усиливают симптомы при аллергическом рините, дерматите и провоцируют зуд кожи.

В течение дня организму нужно получать полноценный рацион пищи. Здоровому ребенку и больному с астмой жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы.

Он

и обеспечивают их нужным зарядом сил и энергии для адекватного роста и развития. У детей различного возрасту нужно минимизировать употребление легкоусвояемых углеводов, ведь они не только могут вызвать аллергию, но приведут к обострению симптомов заболевания.

Больному ребенку с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:

    мясо кролика, телятины, индюшки;

    фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);

    каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);

    растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);

    кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);

    сливочное масло;

    компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.

Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты – со сливочным и растительными маслами.

Особенности детского диетического питания

Диета, страдающего бронхиальной астмой малыша, не должна содержать продукты, в состав которых входит тирамин и гистамин. Эти вещества при аллергическом рините или другом виде аллергии усугубляют их проявления.

Наибольшее содержание гистамина и тирамином отмечается в твердых сырах (чеддер, рокфор, камамбер), квашеной капусте, говяжьих сосисках и сардельках, рыбных консервах, копченых колбасах. Эти продукты противопоказаны больнымастмой, как при ее обострении, так и в период ее ремиссии.

У детей с бронхиальной астмой, пища не должна солиться. Она готовится без использования различных усилителей вкуса и пряностей. Лук, чеснок, перец и горчица раздражают слизистую оболочку кишечника и вызывают в ней воспаление.

1.7. Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей

Первичная профилактика (для предотвращения развития бронхиальной астмы):

    рациональное питание женщины в период беременности;

    ограничение принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью;

    соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок;

    исключение пассивного курения.

Вторичная профилактика (для предупреждения обострения заболевания):

    следует исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами в быту;

    при пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты;

    при физической нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов, которые рекомендует пульмонолог или аллерголог;

    вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне приема антигистаминных препаратов;

    родители должны четко знать последовательность действий в домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован или ему не будет оказана медицинская помощь.

Глава 2.Анализ работу медицинской сестры педиатрического отделения при уходе за детьми ба…………

Исследование проводилось на базе городской детской поликлиники № 1.

Я проходила пред практ в отд кот обслуж. … детей кол коек …………

Для изучения проблем пациенто педиатр возраста я провела анкетирование и проанализировала статист данные и выявила, что ба стоит на 2 месте после заб ЖКТ (диаграмма 1)

Диаграмма 2

Проанализировав стат данне за 5 лет выявила, что дети в возрасте 4-7 лет и 8-15 лет страдают чаще заб ба

30. Основная причина инфекционно-аллергической бронхиальной астмы:

1) переохлаждение

2) стрессы

3) хронический бронхит

4) авитаминоз

31. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) сухой кашель

2) кашель с мокротой

3) приступы удушья

4) боли в грудной клетке

32. Основная причина возникновения атопической бронхиальной астмы:

1) авитаминоз

2) аллергия

3) частые стрессы

4) ожирение

33 Приступ удушья развивается в результате:

1) воспаления

2) переохлаждения

3) бронхоспазма

4) сухого надсадного кашля

34. В патогенезе приступа удушья присутствует:

1) отек слизистой бронхов

2) высокая температура тела

3) наличие гнойной мокроты

4) непродуктивный кашель

35. Характер мокроты при бронхиальной астме:

1) слизистая

2) слизисто-гнойная

3) гнойная

4) стекловидная

36. Один из распространенных бытовых аллергенов:

1) антибиотики

2) продукты пчеловодства

3) дерматофагоидные клещи

4) апельсины, мандарины

37. При бронхиальной астме наиболее часто затруднен:

2) выдох

3) вдох и выдох

4) выдох через нос

38. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) головная боль, цианоз

2) приступ удушья

3) боли в области сердца

4) надсадный сухой кашель

39. Положение пациента в постели в момент приступа удушья:

1) Фаулера

3) сидя с упором на руки

40. Дыхание в момент приступа удушья:

1) везикулярное

2) жесткое

3) шумное, с хрипами

4) резко ослабленное

41. При аускультации в легких в момент приступа выслушивается:

1) шум трения плевры

2) влажные хрипы

3) крепитация

4) сухие разнообразные хрипы

42. При перкуссии звук над легкими при бронхиальной астме:

2) тимпанический

3) коробочный

43. В мокроте кристаллы Шарко-Лейдена обнаруживаются при:

1) хроническом бронхите

2) бронхиальной астме

3) крупозной пневмонии

4) бронхоэктатической болезни

44. Признаки нарушения бронхиальной проходимости определяются при:

2) рентгенографии легких

3) спирографии

4) бронхоскопии

31. Спирали Куршмана в мокроте выявляются при:

1) очаговой пневмонии

2) хроническом бронхите

3) бронхиальной астме

4) абсцессе легкого

45. Самое тяжелое осложнение бронхиальной астмы:

1) абсцесс легкого

2) астматический статус

3) легочное кровотечение

4) экссудативный плеврит

35. В патогенезе астматического статуса ведущая роль принадлежит:

1) диффузному нарушению проходимости бронхов

2) эмфиземе легких

3) развитию «легочного сердца»

4) отеку легких

37. При лечении атопической бронхиальной астмы в первую очередь следует:

1) принимать антибиотики

2) устранить контакт с аллергеном

3) проводить щелочные ингаляции

4) заниматься дыхательной гимнастикой

46. При тяжелом приступе удушья пациенту назначают:

1) беротек, дитек в ингаляторе

2) папаверин, платифиллин

3) преднизолон, гидрокортизон

4) сульфокамфокаин, мезатон

44. При атопической астме приступ удушья можно купировать введением:

1) беротек, сальбутамол

2) реополиглюкина

3) ципрофлоксацина

4) аминокапроновой кислоты

1) верошпирон, фуросемид

2) бисептол, сульфален

3) теопек, теофилонг

4) амоксициллин, амоксиклав

48. Для подбора эффективного препарата при бронхиальной астме используют:

1) спирометр

2) небулайзер

3) пикфлоуметр

4) ингалятор

49. Аппарат, определяющий пиковую скорость выдоха:

1) спирограф

2) пикфлоуметр

3) спирометр

4) спейсер

50. Приоритетная проблема пациента при пневмотораксе:

1) сильная боль в грудной клетке, одышка

2) высокая температура тела

3) кровохарканье

4) приступ удушья

51. При пневмотораксе дыхание на пораженной стороне:

1) жесткое

2) не проводится

3) крепитация

4) везикулярное

52. Пневмоторакс может осложниться:

1) почечной недостаточностью

2) легочным кровотечением

3) сердечной недостаточностью

4) экссудативным плевритом

«Сестринское дело в терапии 150

СП в терапии

53. Субъективный метод исследования - это:

а) осмотр

б) пальпация

в) перкуссия

г) расспрос пациента

54. Объективные методы исследования - это:

а) осмотр, пальпация

б) расспрос пациента

в) рентгенография, бронхография

г) ЭКГ, ЭхоКГ

55. К патологическим типам грудной клетки относится:

а) нормостеническая

б) астеническая

в) гиперстеническая

г) эмфизематозная

5. Перкуссия – это метод обследования пациента с помощью:

а) выстукивания

б) выслушивания

в) ощупывания

г) осмотра

56. Для выявления патологических изменений в легочной ткани применяют:

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

57. Для определения границ легких применяют

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

58. Число дыхательных движений в норме:

а) 16-20 в мин

б) 20-30 в мин

в) 60-80 в мин

г) 12-14 в мин

59. При аускультации легких у здорового человека выслушивается:

а) везикулярное дыхание

б) жесткое дыхание

в) крепитация

г) сухие хрипы

60. Патологически усиленное везикулярное дыхание называется:

а) бронхиальное

б) жесткое

в) амфорическое

г) крепитация

61. Частота сердечных сокращений в норме:

а) 16 – 20 в мин.

б) 60 – 80 в мин .

в) 40 – 60 в мин.

г) 80 – 120 в мин.

62. К рентгенологическим методам исследования относится:

а) бронхография

б) ректороманоскопия

в) цистоскопия

г) лапароскопия

63. На общий анализ мокроту собирают:

а) в чистую широкогорлую банку с крышкой

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в стерильную банку

64. На чувствительность к антибиотикам мокрота собирается:

а) в чистую широкогорлую банку

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в темную чистую посуду

65. К методу функциональной диагностики при заболеваниях легких относится:

б) спирография

в) измерение АД

г) рентгенография

66. Апноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

67. Тахипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

68. Брадипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

69. При экспираторной одышке затрудняется:

а) выдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание

70. При инспираторной одышке затрудняется:

б) вдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание


Похожая информация.


Инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.

Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.

В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.

Объективно:

Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно - легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно – жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.

Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.

I. Нарушенные потребности пациента:

ü физиологические:

- есть (необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты)

- пить (необходимость приема обильного теплого щелочного питья)

Дышать (одышка)

- быть здоровым (заболевание)

- избегать опасности (возможность развития осложнений)

- двигаться (одышка)

- спать, отдыхать (одышка, кашель)

ü психо-социальные:

- общаться (кашель, одышка)

- работать (временная нетрудоспособность)

II. Проблемы пациента:

ü физиологические:

Приступы удушья

Кашель

- трудно отделяемая мокрота

- экспираторная одышка

ü психологические:

- неумение пользоваться ДАИ

Дефицит общения

ü социальные:

- социальная изоляция

- временная нетрудоспособность

ü духовные:

- дефицит самореализации

Приоритетные :

- кашель с трудноотделяемой мокротой,

- экспираторная одышка.

Потенциальные:

- риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, острой дыхательной недостаточности, утраты жизнедеятельности

Приоритетная проблема : экспираторная одышка.

Цель:

краткосрочная : пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток.

долгосрочная : пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.

Сестринские вмешательства

Обоснование

1. Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием

2. При возможности – исключить воздействие аллергенов .

3. Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.

Для улучшения состояния

4. Объяснить необходимость приема удобного положения – сидя с упором на руки

Для облегчения дыхания.

5. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости – провести оксигенотерапию.

Для улучшения дыхания и газообмена в легких

6. Обеспечить теплым питьем

7. Обеспечить прием лекарственных препаратов по назначению врача: ингаляции беродуала, β2–агонистов длительного действия, ГКС.

8. Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок.

Для профилактики развития осложнений

9. Контролировать внешний вид и состояние пациента: ЧДД, пульс, АД.

10. При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения:

ДН,

- соблюдения гипоаллергенной диеты,

- соблюдения режима труда и отдыха,

- постоянного приема ЛС,

- при усилении одышки – пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал)

Для профилактики развития осложнений.

Реализация:

- зависимые вмешательства: 7

- независимые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Оценка:

Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток.

К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.

3.2. Наблюдение из практики 2.

В пульмонологическом отделении к пациенту Власову Д. 48 лет, страдающему БА смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья.

Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта.

При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное – пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.

Неотложное состояние приступ бронхиальной астмы .

Информация, позволяющая определить неотложное состояние:

- внезапное развитие приступа у пациента, страдающего бронхиальной астмой,

- вынужденное положение пациента – сидя с упором на руки,

- экспираторная одышка, ЧДД 40 в мин,

- сухие свистящие хрипы,

- тахикардия, артериальная гипертензия

Алгоритм действий медицинской сестры:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1. Обеспечить пациенту физический и психический покой, успокоить, объяснить, что приступ носит обратимый характер.

Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием.

2. При возможности исключить контакт с причинно значимым аллергеном.

Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

3. Придать пациенту удобное положение - сидя с упором на руки.

Для облегчения дыхания.

4. Расстегнуть стесняющую одежду.

Для облегчения дыхания.

5. Обеспечить доступ свежего воздуха.

Уменьшение гипоксии.

6. Срочно вызвать врача через третье лицо.

Для оказания квалифицированной помощи.

7. Обеспечить теплым питьем.

Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

8. Применить карманный ингалятор с бронхолитиком (беротек) или ингаляцию через небулайзер.

Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.

9. Приготовить лекарственные препараты:

- бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин

- ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др.

Для оказания квалифицированной помощи.

10. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

3.3. Выводы:

Проанализировав обе сестринские истории болезни пациентов, страдающих БА, видны различия в оказании медицинской помощи:

- в первом случае, выполняя сестринский процесс, медицинская сестра выявляет нарушенные потребности и проблемы пациента, решая их с учетом приоритетности;

- во втором случае сестринский процесс заключается в оказании неотложной доврачебной помощи, связанной с ухудшением состояния и развитием угрозы для жизни пациента.

В ходе работы продемонстрировано использование всех этапов сестринского процесса, целью которого является удовлетворение жизненно-важных потребностей организма, поддержание и восстановление независимости пациента в самоуходе. И главная роль в этом принадлежит медицинской сестре.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что главная роль медицинской сестры направлена на улучшение качества жизни пациента, облегчение состояния пациента, предотвращение обострения заболевания и адаптация человека в социуме после приобретения данного заболевания.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа в медицине подразумевает собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и, в первую очередь, не навредить ему.

Изучив теоретические вопросы бронхиальной астмы (этиологию, клиническую картину, осложнения, методы диагностики, особенности лечения и профилактики), проанализировав наблюдения из практики, я пришел к заключению, что цель моей курсовой работы достигнута.

Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. Но пациенты с одинаковыми диагнозами имеют различные приоритетные проблемы, что продемонстрировано в практических наблюдениях, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам.

С момента установления диагноза медсестре необходимо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования различными средствами доставки лекарственных препаратов (ДАИ, мультидиск, спинхалер, турбухалер и т. д.), методах самоконтроля (ПФМ), чтобы предотвращать развитие обострений.

Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получил бесценный опыт для работы по своей профессии.

5. ЛИТЕРАТУРА

1. Ненашева астма: Карманное руководство для практических врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. – 96 с., ил.

2. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы Под ред. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2012. – 108 с., ил.

3. Смолева дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / ; под ред. К. м.н. . – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 473 с., ил.

Сестринский уход при бронхиальной астме является важной составляющей лечения больных любого возраста. Роль среднего медицинского персонала особенно велика при уходе за пациентами со средней и тяжелой степенью болезни, которые сопровождаются приступом удушья.

Сестринский процесс при бронхиальной астме направлен на улучшение общего состояния больного, наступление ремиссии, а также недопущение развития осложнений. Вмешательство медсестры может быть зависимым (исполнение распоряжений лечащего врача), взаимозависимым (в составе медицинской бригады) и независимым (измерение физических параметров, рекомендации по диете).

Особенностью процесса при данной болезни является значительная роль среднего медицинского персонала в установлении причин обострения болезни, нарушений предписаний и потребностей пациента.

С пациентом необходимо проводить беседу о болезни, симптомах, жалобах

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает в себя:

  • Подготовку больного. Подготовку к лабораторным, инструментальным и дополнительным методам исследования, а также перед консультацией специалиста.
  • Беседы. С пациентом, его родственниками и близкими о болезни, симптомах, жалобах, правилах диетического питания.
  • Контроль. Контролируется исполнение назначений врача.
  • Планирование. Медицинская сестра должна сформировать оптимальный план ухода за больным.

Обязанности медсестры

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает вмешательства медперсонала по нескольким направлениям.

Сбор и анализ информации

Собираются и анализируются первичные сведения, то есть пожелания и жалобы пациента, составляется история болезни, определяется ее начало. Выявляются провоцирующие факторы.

Проводится первичный осмотр пациента, фиксируются основные данные.


При бронхиальной астме проводится первичный осмотр пациента

Первичные действия

Производятся действия по результатам анализа собранной информации – устраняются выявленные потенциальные источники проблем. Это могут быть как внешние раздражители, так и проблемы с удовлетворением естественных нужд организма – питания, отдыха, сна, дыхания.

Алгоритм действий также должен включать в себя шаги по уменьшению риска осложнений.

Непосредственный уход в стационаре

В стационаре пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой
  • Режим. Организуется, доводится до пациента и контролируется режим дня. Также на данном этапе в обязательном порядке проводятся разъяснительные беседы с родными пациента о болезни, ее особенностях и механизмах терапии.
  • Питание. Пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой на все время нахождения в больнице.
  • Условия. Обеспечиваются и контролируются условия, в которых содержится больной. В обязательном порядке обеспечивается ежедневное проветривание и влажная уборка дважды в сутки. Контролируется нормальное эмоциональное состояние больного, наличие у него средств развлечения (игры, компьютер, телевизор). Обеспечиваются условия для ежедневной гигиены.
  • Лечение. Контролируется исполнение прописанных процедур, до больного и его родственников доводятся необходимость точного исполнения предписаний врача, вероятные побочные эффекты, если они имеются. Также проводится обучение как пациента, так и его родных навыкам обращения с ингалятором.
  • Наблюдение. Фиксируется ход лечения, реакция пациента на терапию. Обеспечивается оперативное информирование лечащего врача об изменении состояния.

Сестринский процесс при лечении детей

Сестринский процесс при бронхиальной астме при лечении пациентов детского возраста отличается необходимостью более активной работы с родителями ребенка.

При лечении детей соблюдается режим дня, тишины и ночного отдыха
  • Беседы. Необходимо разъяснить родителям и ребенку причины болезни, особенности ее лечения и методы профилактики осложнений. Следует убедить родителей в обязательности стационарного лечения и строгого исполнения предписаний врача. Особое внимание уделяется щадящему режиму работы органов дыхания, нервной системы.
  • Питание. Родителям и ребенку объясняется важность соблюдения диеты в больнице, а также после выписки.
  • Досуг. Следует объяснить родителям важность устойчивого эмоционального состояния ребенка, для чего посоветовать передать ему любимые игрушки, книги.
  • Контроль. Строго контролируются условия содержания пациента, положенная уборка, проветривание, а также соблюдение режима дня, тишины и ночного отдыха. Контролируется исполнение пациентом гигиенических процедур.
  • Лечение. Следует обучить родителей ребенка и его самого правилам пользования ингалятором, методикам контроля состояния и ведения дневника. Необходимо сопровождать родителей во время медицинских процедур и исследований, а также контролировать усвоение ими полученных навыков.
  • Выписка. После окончания лечения ребенка в стационаре следует разъяснить ребенку и его родителям обязательность и особенности режима дня, диеты и регулярных консультаций педиатра.

Помощь медсестры при приступе удушья

При начале приступа медсестра должна немедленно вызвать врача, а также оказать первую помощь до его прибытия. Алгоритм действий медицинской сестры при наступлении приступа бронхиальной астмы включает в себя следующие шаги:

При приступе удушья желательно провести кислородотерапию
  1. Вызов врача. Следует немедленно вызвать дежурного врача (для детей – дежурного педиатра).
  2. Успокоить пациента. Особенно важным это является для детей.
  3. Положение. Перевести пациента в полусидячее положение для облегчения дыхания.
  4. Воздух. Обеспечить доступ свежего воздуха, снять тугую одежду с груди, при возможности – провести кислородотерапию.
  5. Теплое питье. Подготовить теплое питье и напоить пациента.

Резюме

Роль медсестры в процессе лечения больного бронхиальной астмой велика.

Клиника данной болезни очень зависима от строгого исполнения врачебных предписаний, недопущения переутомлений и нервного перевозбуждения, исключения внешних раздражителей.

Все это, а также первая помощь при приступе, обеспечивается средним медицинским персоналом.