Сестринский процесс. Краткая характеристика основных этапов сестринского процесса Сестринский процесс включает все этапы кроме

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

Глава 5.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПАЦИЕНТУ

Рассматриваемые вопросы:

5.1. Определение сестринского процесса.

5.2. Обследование пациента.

5.3. Выявление проблем пациента.

5.4. Планирование сестринской помощи.

5.5. Выполнение плана сестринских вмешательств.

5.6. Оценка сестринской деятельности.

Ключевые понятия: сестринский процесс, потребности по Маслоу, объективная информация о пациенте, "лечебные" отношения, сес­тринская история болезни, сестринский диагноз, существу­ющие проблемы, потенциальные, планирование сестрин­ской помощи, цели, индивидуальный план, независимое вме­шательство, зависимое вмешательство, взаимозависимое вмешательство, методы ухода, правила ухода, потреб­ность в помощи, виды оценки сестринской деятельности.

Одним из основных и неотъемлемых понятий современной американской и западноевропейской моделей сестринского дела является сестринский процесс. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за последующие десяти­летия ее апробации в клинических условиях полностью доказала свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.

Исходя из результатов исследования сестринского дела, про­веденного Европейским Региональным Бюро ВОЗ: «Суть сестрин­ского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом сестра осуществляет этот уход, представляет собой суть сестрин­ского процесса. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удов­летворение потребностей и решение проблем...».

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязан­ностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здраво­охранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациен­тами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между медсестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Что дает для практики сестринский процесс? Какие ставит цели?

1. Определяет конкретные потребности пациента в уходе.

2. Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия.

3. Определяет план действий, стратегию, направленную на удов­летворение нужд пациента.

4. Оценивает эффективность проведенной работы, эффектив­ность сестринского вмешательства.

5. Гарантирует качество оказания помощи, которое можно про­контролировать.

Содержание определения сестринского процесса - логически обоснованная структура мышления и действий медицинской сест­ры, направленная на организацию сестринской практики. Сестрин­ский процесс - научно обоснованный метод систематического оп­ределения ситуации, в которой находится пациент, и возникающих в этой ситуации проблем с целью построения плана ухода, который будет приемлем и для пациента, и для медицинской сестры.

Американский психолог Авраам Маслоу исследовал побудитель­ные мотивы поведения человека, его жизни и выразил свои обоб­щения в виде известной пирамиды (рис. 1).

Потребностью он назвал недостаток того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Он выделил 14 основных жиз­ненно важных (по его мнению) потребностей человека (есть, пить, дышать, выделять, быть здоровым, быть чистым, одеваться и раз­деваться, избегать опасности, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, двигаться, общаться, иметь жизненные ценности, иг­рать, учиться и работать) и расположил их в порядке подчиненно­сти (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.

Таким образом, основная цель сестринского процесса - поддер­жание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни. Эта задача окажется невыполнимой, если не видеть в пациенте личность, име­ющую не только физические и биологические проблемы со здо­ровьем, но и психологические, социальные, духовные.

Медсестра в пределах своей компетенции должна помочь паци­енту в получении «недостающего». Рассматривая каждого человека через призму основных человеческих потребностей, медицинская сестра решает, каким образом она может помочь пациенту в кор­рекции, восстановлении нарушенных потребностей, в его личном и социальном приспособлении к болезни, в преодолении социальной адаптации.

Таким образом, для организации качественного ухода медсестра, основываясь на собранной и тщательно проанализированной ин­формации о своем пациенте, должна определить его нарушенные потребности и возникающие в связи с этим проблемы, как у само­го пациента, так и у его семьи или у коллектива, в котором он находится. Если вспомнить, что определение по-гречески - «диаг­ноз», то медицинская сестра диагностирует нарушенные потребно­сти и возникшие в связи с этим проблемы. Для этого медсестра оценивает следующие группы параметров:

¨ состояние основных функциональных систем организма;

¨ эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адапта­ции к стрессам;

¨ социологические данные;

Рис. 1. Пирамида человеческих потребностей.

¨ данные об окружающей среде в плане положительных и отри­цательных влияний.

Так как сестринский процесс - процесс циклический, то его организационная структура состоит из нескольких последователь­ных этапов: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявлен­ных потребностей (проблем), выполнение плана необходимых се­стринских вмешательств и оценка полученных результатов и кор­рекция в случае необходимости.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:

1. Системный и индивидуальный подход к обеспечению сест­ринского ухода.

2. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

3. Возможность широкого использования стандартов професси­ональной деятельности.

4. Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента.

5. Универсальность метода.

6. Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание.

7. Качество предоставляемой помощи и профессионализм меди­цинской сестры документируются.

8. Демонстрирует (раз это задокументировано) уровень профес­сиональной компетенции, ответственность и надежность медсест­ринской службы, медицинского обслуживания.

9. Гарантирует безопасность проведения медицинского обслу­живания.

Являясь систематическим методом решения проблем, сестрин­ский процесс может быть применен во всех областях практической деятельности. Он способствует получению медсестрами большей автономности и ответственности, что поддерживает расширение их роли, способствует сотрудничеству среди работников здравоохране­ния и стимулирует профессиональный рост.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы - лечении пациента, и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя стадиями.

Первый этап: обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента (схема 1).

В «Записках об уходе» Флоренс Найтингейл в 1859 году писала: «Важнейший практический урок, который может быть дан меди­цинским сестрам - это научить их тому, за чем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния, какие признаки являются существенными, какие можно прогнози­ровать, какие признаки указывают на недостаточный уход, в чем выражается недостаточность ухода». Как актуально звучат эти слова в наши дни!

Цель обследования - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать ин­формационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет получен­ная ею информация.

Данные обследования могут носить субъективный и объектив­ный характер. Источником информации является, в первую оче­редь, сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья, эта информация носит субъективный характер. Только сам пациент может дать такого рода информацию. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выражен­ные вербальным и невербальным методами.

Объективная информация - данные, которые получены в ре­зультате наблюдений и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относятся:

1. Сбор анамнеза, включающий:

историю возникновения той или иной проблемы в здоровье пациента;

социологические данные (взаимоотношения, финансовый ста­тус, источники, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);

данные о развитии (если это ребенок);

- интеллектуальные данные (речь, память, уровень общения, интеллект и т.п.);

данные о культуре (этнические и культурные ценности);

данные о духовном развитии (духовные ценности, вера, при­вычки и т.д.);

психологические данные (индивидуальные особенности харак­тера, поведение, настроение, самооценка и способность принимать решения).

Пациент, который настроен отвечать на вопросы, дает наиболее точную информацию об особенностях стиля жизни, настоящих и прошлых заболеваниях, ощущаемых симптомах и существующих проблемах. Источником информации может быть не только пост­радавший, но и члены его семьи, коллеги по работе, друзья, случайные прохожие и т.д. Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии и т.п. В экстремальных ситуациях они могут оказаться единственными доступными источниками, из ко­торых можно получить информацию об особенностях заболевания, принимаемых медикаментах, аллергических реакциях и т.д. Полу­ченная информация является как бы отправной точкой информа­ционной базы о пациенте.

Схема 15


В связи с тем, что оценка состояния пациента является непре­рывным процессом, медицинская сестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачи, санита­ры, младшие медицинские сестры, лаборанты и т.д.).

В ходе сбора данных медицинская сестра устанавливает с паци­ентом «лечебные» отношения:

· определяет ожидания пациента и его родственников от лечеб­ного учреждения (от врачей, медицинских сестер - чего ждут, на что надеятся, в чем помогут?);

· осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

· начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния;

· получает информацию, которая требует дополнительной про­верки (информация об инфекционном контакте, туберкулезе, льго­тах, проведенной операции и т.п.);

· устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни, отношения «пациент-семья».

По мере необходимости для получения дополнительных сведе­ний о пациенте привлекаются работники социальной службы, и теперь уже нередко представители духовной сферы, юристы и т.п. Все они являются потенциальными источниками информации.

В ряде случаев получить необходимые сведения можно из меди­цинской документации (амбулаторная карта, выписка из истории болезни, больничный лист, документы с места работы, учебы, об оказанной медико-санитарной помощи и т.д.) о состоянии здоро­вья пациента в прошлом, о методах его лечения, о достигнутых результатах. Просмотр специальной медицинской литературы по­могает сестре повысить образовательный уровень по необходимому вопросу, дополнить и завершить информационную базу данных о пациенте.

2. Физическое обследование пациента:

– пальпация;

– перкуссия;

– аускультация;

измерение артериального давления и т. д.

3. Лабораторные исследования.

Наиболее объективный и достоверный характер носят наблюде­ния и данные медицинской сестры, полученные ею в процессе личной беседы с пострадавшим, после его физического обследова­ния и имеющихся лабораторных данных.

Располагая информацией о пациенте, пользуясь его доверием и доверием его родственников, медицинская сестра помнит о праве пациента на конфиденциальность информации.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса являются документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сес­тринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни - юридический протокол-документ самостоятель­ной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рам­ках ее компетенции. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и реко­мендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия каче­ства оказания помощи и ее безопасности.

Когда необходимая информация о пациенте собрана, ее следует проанализировать, чтобы определить возможности пациента в пла­не самоухода, помощи на дому и его потребность в сестринском вмешательстве. Для этого требуется определенный уровень знаний о физической, психологической и социальной деятельности чело­века и владение основными знаниями сестринского дела.

Как только медицинская сестра приступила к анализу получен­ных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестрин­ского процесса (схема 2) - установление проблем пациента и фор­мулировка сестринского диагноза. Необходимо отметить, что цель сложна и многообразна. Она заключается, во-пер­вых, в определении проблем, возникающих у пациента как своего рода ответных реакций организма. Проблемы пациента подразделя­ются на существующие и потенциальные. Существующие пробле­мы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациента, беспокоящие его в настоящее время, - боль, стрессовое состояние, ограничение под­вижности, дефицит самоухода и общения. Потенциальные пробле­мы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с тече­нием времени. Источниками таких проблем могут быть: окружаю­щая среда, настоящее и имеющиеся хронические заболевания па­циента, проводимое медицинское лечение и сестринский уход, больничная обстановка, проблемы личного характера и т.п. У на­шего пациента потенциальными проблемами являются: появление пролежней, пневмония, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой). Во-вторых, в установлении факторов, способствующих или вызывающих раз­витие этих проблем; и, в-третьих, в выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разре­шению его проблем. Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может при­ступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рас­сматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагно­зы, которые, если не лечатся, но могут оказать пагубное влияние на пациента, обладают первичным приоритетом. Сестринские ди­агнозы с промежуточным приоритетом включают неэкстремальные и неопасные для жизни потребности пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета - потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу (Гордон, 1987).

Схема 16


Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учетом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром, стресс - пер­вичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынуж­денное положение, ограничение движений, дефицит самоухода и общения - промежуточные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каж­дой выявленной проблеме медсестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.

После обследования, установления диагноза и определения пер­вичных проблем пациента, сестра формулирует цели ухода, ожида­емые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения по­ставленных целей. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса - планированию сестринской помощи (схема 3).

Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:

· определение типов сестринского вмешательства;

· обсуждение плана ухода с пациентом;

· определение желаемых результатов ухода;

· ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

План ухода координирует работу сестринской бригады, сестрин­ский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддержи­вать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, по­скольку в нем указываются материалы и оборудование, необходи­мые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех материалах и оборудовании, которые использу­ются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном отделе­нии и учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов. Постановка целей сестрин­ского ухода необходима по следующим причинам: она дает направ­ление для индивидуального сестринского ухода, сестринских дей­ствий и используется для определения степени эффективности этих действий. Постановка целей ухода должна соответствовать оп­ределенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемое™»). Необхо­димо заметить, что в постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там, где может), его семья, а также другие специалисты. На каждую цель и на каждый ожидаемый результат должно быть отведено время для оценки. Это время за­висит от природы проблемы, ее этиологии, общего состояния па­циента и установленного лечения. Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными целями являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период време­ни, обычно за 1-2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долго­срочными являются цели, которые достигаются за более длитель­ный период времени, т.е. более двух недель. Они обычно направ­лены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобрете­ние знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего прихо­дится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.

Существует семь направлений определения целей и ожидаемых результатов:

1. Факторы, сосредоточенные на пациенте, которые отражают реакцию пациента на сестринское вмешательство.

2. Единичные факторы - когда каждая цель или каждый ожида­емый результат должны выводиться для ответной реакции пациента, только тогда медицинская сестра сможет точно определить, был ли достигнут ожидаемый результат.

3. Наблюдаемые факторы, когда посредством наблюдения меди­цинская сестра отмечает возникшие изменения в состоянии здоро­вья пациента.

4. Измерительные факторы (точное измерение физиологических показателей состояния здоровья пациента и их конкретное описа­ние).

5. Факторы, ограниченные во времени. Для каждой цели и каж­дого ожидаемого результата должны быть установлены временные рамки до того момента, когда должна появиться ожидаемая реак­ция на сестринское вмешательство.

6. Совместные факторы. Совместное с пациентом определение целей и ожидаемых результатов.

7. Реально осуществимые факторы. Краткие реально осуществи­мые цели и ожидаемые результаты дают пациенту и медицинской сестре ощущение скорого завершения лечения.

Во время написания целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый ре­зультат) и условия (с помощью чего/кого). Например: медсестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие - делать инъекции; временной кри­терий - в течение двух дней; условие - с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.

Схема 17


В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пострадавшим может иметь следующий вид:

1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью бесе­ды, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом.

2. Решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целью профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с понижен­ным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожне­ние кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим.

3. Определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.

Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, т.е. тот минимальный уровень обслужива­ния, который обеспечивает качественный уход за пациентом. Сле­дует отметить, что разработка стандартов сестринской практики, как и критериев оценки эффективности сестринской помощи, се­стринской истории болезни, сестринских диагнозов, для здравоох­ранения России дело новое, но крайне важное.

После формулировки целей и задач по уходу медицинская се­стра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сес­тринскую историю болезни.

Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процес­са - планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:

1. Какова цель ухода?

2. С кем я работаю, что представляет собой пациент как лич­ность (его характер, культура, интересы и т.п.)?

3. Каково окружение пациента (семья, родственники), их отно­шение к больному, их возможности для оказания помощи, их от­ношение к медицине (в частности, к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?

4. Каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом?

5. Каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?

6. Каковы возможные последствия?

Спланировав мероприятия по уходу за пациентом, сестра их выполняет. Это будет четвертый этап сестринского процесса - осу­ществление плана сестринских вмешательств (схема 4). Его целью является обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, то есть оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потреб­ностей; обучение и консультирование, при необходимости, паци­ента и членов его семьи.

Осуществление плана ухода требует выполнения следующих функций («ЛЕМОН», 1996 г.):

· координации и осуществления сестринского ухода в соответ­ствии с согласованным планом оказания помощи;

· регистрации планируемого и непланируемого ухода и оказы­ваемой и неоказываемой помощи.

Выбор наиболее эффективного и соответствующего вмешатель­ства зависит от:

· точного определения потребностей пациента;

· понимания того, что любой медицинский диагноз и лечение могут повлиять на конечный результат;

· знания возможных вариантов сестринского вмешательства для решения конкретной проблемы.

Существуют три категории сестринского вмешательства: незави­симая, зависимая, взаимозависимая. Выбор категории основывает­ся на нуждах пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требо­вания со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т.д.

Схема 18


Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка па­циента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т.д.

По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешатель­ство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее бе­зопасности для больного, медсестра должна уметь определить, яв­ляется ли данное предписание необходимым для пациента, пра­вильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную, учтены ли противо­показания, совместимо ли данное лекарственной средство с други­ми, правильно ли выбран путь введения. Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской помощи для пациента, медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т.д. Необходимо помнить, что медицин­ская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и также ответственна за послед­ствия ошибки, как и тот, кто его назначил.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает сов­местную деятельность медсестры с врачом и другими специалиста­ми - физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудни­ками социальной помощи.

Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтичес­ких целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (созда­ние благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотива­ция пациента) и т.п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Правила ухода за пациентами (познавательные, межличностные и психомоторные навыки):

· познавательные навыки включают знания об уходе за больны­ми. Медицинская сестра должна знать причину каждого вмеша­тельства и разновидности ответных реакций организма на эти вмешательства;

· межличностные навыки - медицинская сестра должна уметь общаться с пациентом, его семьей и с другими членами медицин­ской бригады, т. е. обладать коммуникационными навыками и высокой культурой общения;

· психомоторные навыки или технические включают непосред­ственные потребности в уходе за пациентами. Например, личная гигиена больного, выполнение инъекций и т. п.

Потребность пациента в помощи может быть временной, посто­янной и реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на ко­роткий период времени, когда существует дефицит самоухода, на­пример, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жиз­ни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позво­ночника и костей таза и т.д. Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхатель­ная гимнастика, беседа с пациентом.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациен­тами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет -это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межлично­стные отношения между больным, семьей, медицинским персона­лом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни -бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т.д.

На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.

2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестрин­ского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестрин­ской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменя­ется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медсестру, и пациента.

Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита вре­мени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадра­ми, большим количеством пациентов в отделении и т.п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене. Осуществление плана сестринской помощи не означает, что следует придерживаться какой-то опреде­ленной системы ее оказания. Именно на этой стадии «оживают» все этапы сестринского процесса, и результаты планирования сес­тринской помощи наглядно проявляются во взаимодействии с па­циентом. Критическое мышление и личностный подход, являю­щиеся необходимыми условиями при подготовке плана ухода, имеют столь же важное значение и для его осуществления. Хотя план сестринской помощи уже подробно разработан, это не означает, что сестринская помощь будет оказываться автоматически. Именно при осуществлении запланированных действий потребность в про­фессиональном суждении и критическом мышлении наиболее ве­лика, поскольку может возникнуть необходимость пересмотра пла­на сестринских вмешательств, и сестра должна будет постоянно оценивать и переоценивать свои действия в процессе оказания помощи. На данном этапе возможно делегирование оказания по­мощи другим членам бригады медицинской помощи. Оно необхо­димо для осуществления непрерывного ухода (например, в течение суток) и для гарантирования максимально эффективного использо­вания различных уровней знаний и навыков в сестринской бригаде.

Ответственность за осуществление сестринского ухода возлага­ется обычно на сестру, которая проводила оценку состояния па­циента и была инициатором разработки плана ухода.

Заключительный этап процесса - оценка эффективности сестрин­ского процесса (схема 5). Его целью является оценка реакции па­циента на сестринский уход, оценка качества оказанной помощи, сравнение достигнутого прогресса и результатов с запланированны­ми результатами ухода, оценка эффективности запланированного сестринского вмешательства, дальнейшая оценка и планирование, если ожидаемые результаты не были достигнуты, критический анализ всех стадий сестринского процесса и внесение необходимых попра­вок. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестрин­ского процесса и для того, чтобы проанализировать:

успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;

достижение желаемых результатов или наоборот;

необходимость в дополнительной помощи.

Схема 19


Итоговая оценка также важна для того, чтобы узнать о влиянии различных видов сестринского вмешательства на достижение кон­кретных результатов и о применении на практике различных эта­пов сестринского процесса и использование выбранной модели сестринского ухода.

По определению Всемирной организации здравоохранения ито­говая оценка состоит: «... в исследовании и принятии решений с точки зрения определенных критериев, имеющих отношение к поставленной цели. С помощью итоговой оценки осуществляется обратная связь, которая может использоваться для определения других потребностей человека. Цель итоговой оценки - определить результат, т.е. состояние пациента, достигнутое в результате сест­ринского вмешательства, определенного целями сестринского ухо­да».

Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медсестрами постоянно и самой медицинской сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Если работает бригада медицинских сестер, то оценка проводится сестрой, которая выполняет функции сестры-координатора. Систе­матический процесс оценки требует от медсестры знаний, умения мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна сделать соответствующую за­пись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринско­го процесса производится в том случае, если пациент выписывает­ся, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скон­чался или в случае длительного наблюдения.

При необходимости план сестринских мероприятий пересмат­ривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, меша­ющие их достижению. Если конечный результат сестринского про­цесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сес­тринских вмешательств. Часто причины невыполнения поставлен­ных задач кроются в проблемах, связанных с осуществлением пла­на. Практической реализации плана может препятствовать недостаточное снабжение медикаментами, оборудованием, перевя­зочным материалом. Успешное выполнение плана ухода зависит от медперсонала, его профессиональной подготовки и компетентнос­ти, от окружающей обстановки.

Качество итоговой оценки, а в конечном итоге качество сестринского ухода, зависит от того, насколько хорошо функцио­нируют другие этапы сестринского процесса, т.е. каждый этап обеспечивает основу для итоговой оценки.

Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и сла­бые стороны в своей профессиональной деятельности.

Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз - это формализм, «лишние бумага». Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная меди­цинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой ме­дицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицин­ской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение за успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно-юридически и экономичес­ки. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болез­ни - документе, отражающем квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит уровень и качество оказываемой ею помощи.

Документирование сестринского процесса важно по целому ряду причин:

· помогает создать ценные базовые данные о пациенте и ис­пользовать их вместе с пациентом в процессе ухода;

· помогает сформировать динамичный и всеобъемлющий блок информации о потребностях пациента, целях и задачах ухода, планируемом уходе, достигнутых результатах и их эффектив­ности;

· это средство, обеспечивающее последовательность сестринс­кого ухода;

· это хронологическое изложение сестринских действий и их результатов, что играет важную роль в определенных ситуа­циях;

· это материал для оценки эффективности или неэффективно­сти различных видов сестринского вмешательства;

· это средство обучения медперсонала;

· это предоставление надежной информации для медико-пра­вового обследования;

· это банк объективных данных для использования в сестрин­ских исследованиях;

· это предоставление необходимой информации другим колле­гам, помогающим данному пациенту.

Кроме вышеизложенных причин документирование должно выдерживать определенные принципы ведения записей: четкость в

выборе слов, краткое и недвусмысленное изложение информации, охват всей основной информации, недопустимость использования сокращений (кроме общепризнанных), каждая запись должна со­провождаться датой, временем и подписью медицинской сестры.

Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедре­ние сестринского процесса в работу медицинских учреждений обес­печит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.

Сестринский процесс имеет ряд преимуществ:

сестринский уход планируется индивидуально для каждого пациента;

совершенствуется непрерывность ухода;

план сестринского ухода содержит информацию, необходимую для всего медперсонала, задействованного в уходе;

пациенты предпочитают, чтобы к ним относились как к лич­ностям, а не как к медицинскому диагнозу или больному;

сестринский процесс способствует непосредственному участию пациента и его семьи в осуществлении ухода;

медицинские сестры находятся в процессе постоянного обуче­ния, что помогает им повысить качество оказываемой помощи;

он помогает сестрам понять причины эффективности или неэффективности различных видов сестринского вмешательства;

сестринский персонал получает большее удовлетворение от своей деятельности («ЛЕМОН», 1996 г.)

Темы для контрольных работ:

1. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль медицинской сестры в орга­низации и проведении сестринского процесса.

2. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль рядовой медицинской сес­тры в организации и проведении сестринского процесса.

3. Организация сестринского процесса в... отделении (например, в хирургическом). Роль сестры-руководителя.

4. Сестринский процесс при... (например, бронхиальной астме). Роль медицинской сестры и пациента при организации сестрин­ского процесса.

В первой половине 50-х гг. XX в. в США впервые появилось понятие «сестринский процесс». В 1955 г. в журнале «Новости общественного здравоохранения» была опубликована статья Лидии Холл «Качество сестринского ухода», в которой исследовательница привела свое описание сестринского процесса. Предложенное ею толкование не встретило всеобщего одобрения медицинских сестер, и в специальной литературе все чаще стали появляться его новые трактовки.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Сестринский уход за больными в послеоперационном периоде

    ✪ Сестринский уход при заболеваниях педиатрического профиля Тема сестринский уход при ОРВИ

Субтитры

Цели сестринского процесса

  1. Обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния.
  2. Предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента.
  3. Помощь пациенту и его семье по поводу дизадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
  4. Поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей или в обеспечении спокойной смерти.

Преимущество использования сестринского процесса

  1. Индивидуальность, учёт клинических, личностных и социальных потребностей пациента.
  2. Возможность широкого использования стандартов сестринского ухода.
  3. Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

Этапы сестринского процесса

Сестринское обследование

Установление нарушенных потребностей пациента (сестринский диагноз)

На данном этапе медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна устранить в силу своей профессиональной компетенции. Настоящие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, В других странах этот этап называется сестринский диагноз, что не может быть оправдано в России, поскольку диагностикой и лечением занимается врач.

Планирование сестринского ухода

На третьем этапе сестринского процесса медсестра составляет план сестринского ухода с мотивацией своих действий. При этом медицинская сестра должна руководствоваться стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не с отдельным пациентом. От медсестры требуется умение гибко применять стандарт в реальной ситуации. Она имеет право аргументировано дополнять план действий.

Реализация плана сестринских диагнозов

Цель медицинской сестры на данном этапе обеспечить соответствующий уход за пациентом, провести обучение и консультирование по необходимым вопросам. Медицинская сестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны:

  1. На знании цели.
  2. На индивидуальном подходе и безопасности.
  3. Уважении к личности.
  4. Поощрения пациента к самостоятельности.

Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов. предписаний врача и под его наблюдением.Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др. Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. Зависимое сестринское вмешательство, такие как выполнение назначений врача. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

Оценка эффективности и коррекция

Данный этап включает реакции пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии со стандартами.

Лекция

Тема: «Сестринский процесс, степени сестринского процесса»

Сестринский процесс – это современный, научно – обоснованный и экономически эффективный метод организации и практического осуществления м/с-ой своих обязанностей по обслуживанию пациента.

СП – это новое понятие в медицине по уходу и обследованию пациента. Это последовательность шагов и компонентов, направленных на повышение результатов обслуживания, выздоровления больного или улучшения их самочувствия.

СП имеет 3 характеристики:

1) он должен быть направлен конкретно на пациента ;

2) он должен быть ориентирован на конкретную цель (выздоровление или улучшение состояния);

3) все шаги должны быть взаимосвязаны .

Целью СД является повышение роли м/с, повышение ответственности.

Сестринский процесс имеет 5 этапов:

1) обследование пациента;

2) постановка сестринского диагноза или выявление проблем пациента;

4) вмешательство или реализация планов;

5) оценка.

1 – ый этап - Обследование пациента.

Источником информации может быть сам больной, родственники или окружающие люди.

Информация должна быть точной и полной. Обследование осуществляют по потребностям.

1) Физиологические потребности

· субъективные

· объективные

Субъективная – это то, что сами жалуются больные или ощущение больных испытывает сам больной.

Объективная – это то, что м/с видит и выявляет.

2) Психологическая потребность – это внутренние переживания больного, страх, беспокойство, выявление отношения больных к своему заболеванию, настроение больных тоже делится на:

· субъективные

· объективные

3) Социальная потребность – это социальные условия больных, быт, условия труда, данные об окружающей среде, финансы, наличие вредных привычек (курение, алкоголь, загрязнение окружающей среды).

4) Духовная потребность – это мышление, убеждения, образование, интересы, хобби, культура, обычаи и т. д.

Эти данные м/с систематизирует, кратко и четко заносит в лист сестринского обслуживания пациента.

2 - ой этап – Выявление проблемы пациента.

Это анализ всей информации, полученной от больного.

Проблем несколько.

Проблема – это все, что мы находим у пациента вне нормы (жалобы, симптомы, отклонения).

3 - й этап – Планирование.

Устанавливается приоритет первоочередных задач , которые нужно устранить в соответствии серьезности проблем.

Приоритеты классифицируются :

1) первичные – которые, если не устранить, могут оказать пагубное влияние пациенту (все виды неотложной помощи, высокая температура и сердечный приступ, остановка дыхания, кровотечение);

2) промежуточные – не экстренные и неопасные для жизни больного;

3) вторичные – не имеющие прямого отношения к заболеванию и прогнозу.

Планирование бывает краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное - это те мероприятия, которые проводятся за короткий промежуток времени (до первой недели).

Долгосрочные направлены на предотвращение осложнений болезни (недели, месяцы).

Планы могут передвигаться, пересматриваться, если нет изменений или результатов проведенной работы.

4-ый этап – Вмешательство или реализация плана.

Все мероприятия направлены на обеспечение полного ухода за больным, укрепление здоровья и профилактики заболевания (любое поведение или действие сестры все это направлено на выполнение плана).

Вмешательство бывает зависимое, взаимозависимое, независимое.

· Зависимое - это выполнение врачебных назначений.

· Взаимозависимое - зависит от врача и м/с (совместная работа).

· Независимое - включает те манипуляции, которые м/с выполняет самостоятельно (профилактика).

5-ый этап – Оценка.

Это результат сестринских действий или как отреагировал больной на вмешательство. Была ли достигнута цель, каково было качество ухода.

· Улучшение

· Выздоровление

· Без изменений

· Затягивание

· Ухудшение

· Смерть больного (летальный исход)

Цель м/б достигнута частично или не достигнута.

2. Реформы СД. На практике (разбор)

2) Появились ВСО более 22 ВУЗах России.

Медсестры с высшим образованием могут работать главными врачами больниц сестринского ухода, главными и старшими медсестрами крупных больниц.

3) Изменилось качество выполняемой медсестрами работы (сейчас медсестры получили больше самостоятельности).

4) Благодаря реформе появились общественные сестринские организации.

В связи с тем, что СД в России отставала в темпах и уровнях развития от зарубежных стран с 90 – х г. в России идет реформа СД.

Дипломы медсестер окончивших двух летнее образование в зарубежных странах не признавались.

Сущность реформы:

1) Внедрены новые программы в подготовке медсестер – 3 года обучения в колледжах.

2) ВСО более 20 ВУЗах России.

3) Была организована ассоциация медицинских сестер России, как общественная организация медсестер.

4) В настоящее время сестры получили большую самостоятельность и ответственность за свою работу.

5) Благодаря реформе Российские медсестры имеют международные связи с другими странами и с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

В нашей Республике с 1993 г. существует колледжное обучение.

В МЗ существует должность главного специалиста по работе со средними медицинскими кадрами.

С 1995 года – Журнал «СД», 2000 г. – «Медицинская сестра», «Медицинская помощь».

Лекция

Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины»

1. Введение.

Термин «Сестринский процесс» впервые ввела Лидия Холл в 1955г. в США.

Понятие «процесс» (от лат. Processus – продвижение) означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата.

Сестринский процесс – это научно-обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного и этапного решения возникающих у него проблем.

Цель сестринского процесса способствовать в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента.

Сестринский процесс состоит и 5 этапов:

1 этап – сестринское обследование

2 этап – сестринская диагностика (выявление проблем и постановка сестринского диагноза)

3 этап – определение целей и планирование ухода

4 этап – реализация плана ухода

5 этап – оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно-важных потребностях. Потребность есть физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон, которая все их многообразие свела к 14 наиболее важным. К российским условиям адаптированы Мухиной и Тарновской 10 потребностей:

1. нормально дышать

3. физиологические отправления

4. движение

5. сон и отдых

6. одежда: одеваться, раздеваться, выбирать. Личная гигиена

7. поддерживать температуру тела в нормальных пределах

8. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

9. поддерживать общение с другими людьми

10. труд и отдых.

2. 1 этап – обследование пациента

Цель этапа получение информации для оценки состояния пациента или сбор и анализ объективных и субъективных данных о здоровье пациента.

Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса (беседы). Источник такой информации, в первую очередь сам пациент, который делится собственными представлениями о состоянии здоровья и связанных с ним проблемах. Субъективные данные зависят от эмоции и чувств пациента.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования. К объективным данным относятся результаты физикального обследования пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), показатели измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания. Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам обследования.

Данные о пациенте должны быть описательными, точными и полными; они не должны содержать спорных положений. Полученные данные медсестра заносит в лист сестринского обслуживания (сестринскую историю пациента).

3. 2 этап – сестринская диагностика

Цель этапа установит существующие и потенциальные проблемы пациент как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе и на болезнь;

Выявить причины, вызывающие развитие этих проблем, а также сильные стороны пациента, которые помогли бы их предупреждению или разрешению.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

1 этап - Сестринское обследование

2 этап - Сестринская диагностика

3 этап - Планирование

4 этап - Реализация плана ухода

5 этап - Оценка

Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

Суть сестринского процесса заключается в:

конкретизации проблем пациента,

определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и

оценке результатов сестринского вмешательства.

На сегодняшний день в России необходимость внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытой. Поэтому учебно-методический центр по научным исследованиям в сестринском деле при ФВСО ММА им. И.М. Сеченова совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация медсестер России» провели исследование с целью выяснения отношения медицинских работников к сестринскому процессу и возможности его внедрения в практическое здравоохранение. Исследование проводилось методом анкетирования.

Из 451 опрошенных 208 (46,1%) являются медицинскими сестрами, из которых 176 (84,4%) респондентов работают в Москве и Московской области, а 32 (15,6%) – в Санкт-Петербурге. 57 (12,7%) опрошенных – менеджеры сестринского дела; 129 (28,6%) – врачи; 5 (1,1%) – преподаватели высших и средних медицинских образовательных учреждений; 37 (8,2%) – студенты; 15 (3,3%) – другие специалисты системы здравоохранения, 13 (86,7%) из которых работают в Москве и Московской области, а 2 (13,3%) работают в Санкт-Петербурге.

На вопрос «Имеете ли вы представление о сестринском процессе?» основная часть всех респондентов (64,5%) ответили, что имеют полное представление, и только 1,6% участников анкетирования ответили, что не имеют представления о сестринском процессе.

Дальнейший анализ результатов анкетирования показал, что большая часть респондентов (65,0%) считает, что сестринский процесс организует деятельность медицинских сестер, но нужен он, по мнению 72,7% респондентов, в первую очередь для повышения качества ухода за пациентом.

По мнению 65,6% респондентов наиболее важным этапом сестринского процесса является 4-й этап – реализация плана.

На вопрос о том, кто должен проводить оценку деятельности медицинской сестры, больше половины всех респондентов (55,0%) назвали старшую медицинскую сестру. Однако 41,7% всех респондентов считают, что оценку деятельности медицинской сестры должен проводить врач. Именно так считает основная часть опрашиваемых врачей (69,8%). Больше половины группы медицинских сестер (55,3%) и основная часть группы менеджеров сестринского дела (70,2%), напротив, считают, что оценку деятельности медицинской сестры должна проводить старшая медицинская сестра. Также большое внимание в группе менеджеров сестринского дела уделяется оценке пациента и самой медицинской сестры (43,9% и 42,1% соответственно).

На вопрос о степени внедрения сестринского процесса в их учреждении 37,5% респондентов указали, что сестринский процесс внедрен частично; 27,9% – внедрен достаточно; 30,6% респондентов отметили, что в их медицинской организации сестринский процесс ни в каком виде не внедрен.

При выяснении возможности и необходимости внедрения сестринского процесса для дальнейшего развития сестринского дела в России было выявлено, что 32,4% респондентов считают внедрение необходимым, 30,8% – возможным, 28,6% – обязательным. Некоторые опрошенные (две медицинские сестры и один менеджер сестринского дела) считают, что внедрение сестринского процесса является вредным для развития сестринского дела в РФ.

Таким образом, по предварительным результатам исследования можно сделать следующие выводы:

основная часть респондентов имеет представление о сестринском процессе и участвует в его внедрении в своих учреждениях здравоохранения;

внедрение сестринского процесса является неотъемлемым элементом качества сестринской помощи;

большинство респондентов признают целесообразность внедрения сестринского процесса.

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента.

Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:

сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

физическое исследование пациента по органам и системам;

знакомство с медицинской историей болезни.

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

общее состояние больного;

положение больного в постели;

состояние сознания больного;

антропометрические данные.

Второй этап сестринского процесса - сестринская диагностика

Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

существующие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времнени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты - неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса, сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

действие;

критерии: дата, время, расстояние;

условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

Цели должны быть реальными.

Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.

Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.

Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

  1. Сестринский процесс (1)

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Эмоциональное. Главным понятием в сестринском деле является сестринский процесс . Эта реформаторская концепция родилась... свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики, создавая научную...

  2. Сестринский процесс при сахарном диабете причины, приоритетные проблемы, план реализации

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Давления. Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание... 1996 №3 С. 17-19. Иванова Л. Ф. с соавторами «Сестринский процесс в геронтологии и гериатрии» г. Чебоксары 1996-1999гг...

  3. Сестринский процесс при ангинах

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Медицинский колледж» Тема: «Сестринский процесс при ангинах» РЕФЕРАТ Дисциплина: «Сестринское дело» Подготовила: Шевченко... с преимущественным поражением небных миндалин. Воспалительный процесс может локализоваться и в других скоплениях лимфаденоидной...