Русские народные сказки "заячья избушка". Заюшкина избушка, сказка заюшкина избушка скачать бесплатно, иллюстрации

Все с детства помнят сказку «Зайкина избушка». Нам ее когда-то читали мамы и бабушки, а теперь мы сами рассказываем детям и внукам. И что греха таить, часто нас ставит в тупик вопрос ребенка: «Лубяная избушка… Из чего сделана она?»

Загадки русских сказок

Народные русские сказки, которые слушали многие поколения детей, пришли к нам из глубокой древности. Известный русский филолог считал, что корни сказки уходят в первобытную мифологию, а смысл их намного глубже, нежели незамысловатый сюжет.

Эти произведения устного народного творчества эмоционально насыщены, поучительны, они заставляют сопереживать героям, пробуждают фантазию. Воспитательная функция их огромна. Но подчас сказки содержат слова, понятия и выражения, которые непонятны не только маленьким детям, но и современным взрослым. Это затрудняет восприятие текста, а ведь ребенок стремится удовлетворить свое любопытство, разобраться, понять.

Например, что это за «сусеки», по которым старуха наскребла муки для Колобка? Почему у избушки Бабы-Яги куриные ноги и на какой такой ступе летала сама хозяйка? Или почему вредная старуха Ивана-Царевича сажала в печь на лопате? Ею же землю копают...

К таким не до конца понятным старым байкам относится и детская сказка о Зайкиной избушке. «Жили в лесу Лиса и Заяц. И была у Лисы избушка ледяная, а у Зайки - лубяная…» Лубяная избушка из чего сделана?

Что такое луб

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, что это за материал — луб.

На спиле дерева или на свежем пне хорошо заметны три разных по цвету слоя: темный внешний - это кора, самый светлый и плотный внутренний - древесина, а между ними прослойка довольно мягкого, светло-коричневого или желтоватого цвета. Это и есть луб - внутренняя часть коры, или, как писал В. Даль — «подкорье», «исподняя кора».

Снятый с древесного ствола, очищенный от коры и высушенный луб представляет собой довольно грубое и в то же время гибкое полотнище. У некоторых деревьев, например, у липы, луб легко разъединяется на отдельные волокна, которые называются лыко.

Так вот что такое лубяная избушка! Сделанная из луба — мягкого «подкорья».

В прошлом словом «луб» часто называли также грубые волокна из крапивы и конопли, идущие на изготовление рогож. Но это значение к Зайкиной избушке отношения не имеет.

Что делали из луба

Материал, который Зайка выбрал для своего домика, только современному неосведомленному человеку может показаться необычным. В прошлом из луба делали множество нужных в хозяйстве вещей, да и сейчас он широко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Чаще всего использовали подкорье липы. Оно хорошо гнется и разделяется на волокна, имеет приятный золотистый цвет и ароматно пахнет медом.

Из липового луба делали короба всех размеров - в них в старину хранили разнообразные вещи и продукты питания; корзинки, туеса, лукошки, хлебницы и даже люльки-колыбели. Из более тонких волокон луба - лыка - плели самую распространенную обувь - лапти, делали мочалки, веревки, на особых станках ткали рогожи для хозяйственных нужд.

Иногда лубом крыли крыши, вместо дранки. Но что означает лубяная избушка?

Почему именно лубяная?

Пытливый и любознательный малыш, слушая сказку и объяснения взрослого, обязательно спросит, почему Зайка не построил себе дом, например, из бревен, досок или из глины. Кстати, в одном из современных вариантов сказки избушка у зайца из песка. Наверное, чтобы родители не ломали голову над объяснением.

Разобравшись, откуда у зайки лубяная избушка, из чего сделана, остается выяснить, почему именно из луба, а не из другого, более пригодного для постройки жилища материала.

Сказка, как известно, ложь, да в ней намек. Несмотря на всю фантастичность ситуаций, сказки по-своему логичны. Дети вообще реалисты, их мышление конкретное, и крестьянская детвора явно бы засомневалась в наличии у Зайки топора и пилы. Заяц просто не мог построить себе избушку из бревен и досок, а глины в лесу нет, и норы этот зверек не роет.

А кору с деревьев он обдирает, особенно зимой. Мягкая кора и луб молодых деревьев - это основная зимняя пища этих зверей в лесу. Даже есть старинная детская считалочка, в которой заяц «лыко драл… под колоду клал».

Вот и получается, что у Зайки могла быть только лубяная избушка. Из чего сделана и почему именно из этого материала, объясняется с точки зрения логики и житейского опыта. Но есть и еще один важный момент.

Поэтика сказки

У народных сказок особый поэтичный язык. Речь рассказчика течет неторопливо, как лесной ручей, каждое слово в ней на своем месте, наполнено не только смыслом, но и звучанием. Ведь недаром и у лисы избушка не снежная, а ледяная. «Избушка лубяная, избушка ледяная» — эти определения одновременно противоположны по значению и очень близки по звучанию. Мягкие ласковые фразы прекрасно вплетаются в кружево сказки, делают ее почти стихотворным произведением. Да и дети такие мягкие убаюкивающие слова лучше воспринимают и запоминают.

Старинная русская сказка Заюшкина избушка в картинках, доступна теперь и в интернете. Наш портал предлагает познакомить родителей с этой сказкой своих малышей.

Сюжет истории повествует о лисе и зайце, решивших построить дом. Лиса построила себе ледяную избушку, а заяц дом из луба. Пришла весна, и домик лисы растаял. Попросилась лиса к зайчику в домик, да и выгнала косого. То уши у него длинные, то глаза косые. И сам он весь маленький и не красивый.

Бродил зайка по лесу и плакал. Первой ему повстречалась собака и спросила, почему же зайка так горько плачет. Узнав, что лиса выгнала его из собственного дома, собака решила прогнать ее. Но лиса на то она и хитрая, сама испугала собаку и та убежала.

С таким же плачевным результатом зайке пытались помочь и волк, и мишка косолапый. Но все они, услышав, что их раздерут на клочки, поспешили уйти. И лишь петушок не испугался и обхитрил рыжую, испугав ее первым. Услышав, что теперь ее хотят порубить, лиса убежала. А заяц и петушок остались жить в домике.

В сказке заюшкина избушка, текст написан доступным и понятным языком для малышей даже самого раннего возраста. Простое повествование знакомит юного читателя с миром сказочных персонажей лисой, медведем и другими, которых часто можно встретить в русских притчах.

Ну и сама сказка Заюшкина избушка с картинками:

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт зайчик, плачет.

Ему навстречу собака: «Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала». — «Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу».

Подошли они к избушке. Собака забрехала: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала.» — «Не плачь, я твоему горю помогу».

Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: «Поди, лиса, вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала». — «Пойдём, я твоему горю помогу». — «Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать». — «Нет, выгоню!» Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»

Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь…» Петух опять: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!» Лиса опять говорит: «Одеваюсь…» Петух в третий раз: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плеси, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!» Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной избушке.

«Заюшкина избушка» сказка, читать ее можно, не отрываясь от интернета. Создатели сайтов с детской тематикой постарались отредактировать каждый рассказ красивым оформлением. Так и на этот раз «заюшкина избушка», картинки которой крупные красочные и понятные для зрительного восприятия малыша, не стала исключением.
Наглядным примером для хороших и плохих поступков служит поведение лисы и зайца. Эта сказка – урок о том, что не красиво так поступать, как лисичка и нельзя быть таким добродушным, как заяц.

Если Вам понравился наш сайт или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми - нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.

Заюшкина избушка.

Цель : Развивать творческие и актёрские способности детей.

Пробуждать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания;

Создавать условия для положительных мотиваций к познанию, общению, творчеству.

Образовательная :

Активизировать и совершенствовать словарный

запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи,

мелодико-интонационная сторона речи, темп,

выразительность.

Развивающая:

Развивать психические процессы: внимание,

память, восприятие, воображение, стимулировать

мыслительные операции.

Совершенствовать исполнительское мастерство,

Выразительность в передаче образа героев сказок.

Воспитательная :

Обогащать эмоциональную сферу положительными, эмоциональными переживаниями.

Формировать положительные качества характера (доброжелательность, отзывчивость).

Воспитывать чувство сопереживания, помогать ближнему.

Сказочные герои :

Рассказчик.

Рассказчик : Жили-были лиса да заяц.

У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная.

Вот лиса и дразнит зайца:

Лиса : – У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная.

Рассказчик : Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Лиса : - Пусти меня, заинька, хоть на дворик к себе!

Заяц: – Нет, лиса, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик: Стала пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса : – Пусти меня, заинька, на крылечко.

Заяц: - Нет, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик : Упрашивала, упрашивала лиса,- согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

Лиса: - Пусти меня, заинька, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу, – зачем дразнилась?

Рассказчик : Просилась, просилась, – заяц пустил её и в избушку.

Сидит лиса на лавке, а заяц на печи.

На четвёртый день лиса опять просит:

Лиса : - Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

Заяц: – Нет, не пущу,- зачем дразнилась?

Рассказчик : Просила, просила лиса да и выпросила, – пустил её заяц на печку.

Прошёл день - другой, стала лиса зайца из дома гнать:

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает.

Рассказчик: Бегут мимо собаки:

Собаки: - Тяф, Тяф, Тяф! О чём, заинька, плачешь?

Заяц: – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы избушка растаяла.

Попросилась лиса ко мне да меня и выгнала.

Собаки : - Не плачь, зайчик,- мы её выгоним.

Заяц: - Нет, не выгоните!

Собаки: – Нет, выгоним!

Рассказчик: Пошли собаки к избушке:

Собаки: - Тяф, Тяф, Тяф! Пойди, лиса, вон!

Лиса: - Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик : Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

Волк : - О чём, заинька, плачешь?

Заяц : - Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы -ледяная.

Волк: - - Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц: - Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

Волк: - Нет, выгоню.

Рассказчик : Пошёл волк к избушке и завыл страшным голосом:

Волк: Уыыы… Уыыы…Ступай, лиса, вон!

Лиса: – Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик: Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь.

Медведь: - О чём,заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка

Лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла.

Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

Медведь : – Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц : – Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал.

И ты не выгонишь.

Медведь : - Нет, выгоню.

Рассказчик : Пошёл медведь к избушке и зарычал:

Рррр… Рррр… ступай, лиса, вон!

Лиса : - Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закаулочкам!

Рассказчик: Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух и несёт косу.

Петух : - Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

Заяц : – Как же мне, петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла.

Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

Петух: - Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Заяц: – Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал.

Старый медведь гнал, гнал - не выгнал.

А ты и подавно не выгонишь.

Петух: - Нет, выгоню.

– Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик: Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Лиса: - Одеваюсь…

Петух : – Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Лиса : - Шубу надеваю.

Петух: - Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Рассказчик : Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Заяц и петушок танцуют танец дружбы.

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…


Сказка Заюшкина избушка читать:

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна - красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака:

Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?

Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избёнке, собака забрехала:

Тяф - тяф - тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу - Медведь:

О чём, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь! Я твоему горю помогу!

Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать! - Нет, выгоню!- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:

Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!

Нет, бык, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!

Нет, выгоню! Подошли они к избёнке, бык как заревел:

Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал.

Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:

Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!

Пойдём, я твоему горю помогу!

Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!

Нет, выгоню! Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку-у!

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!