Ротовирусная у детей лечение. Лечение ротавирусной инфекции у детей. Различают несколько форм данной патологии у детей

Такой народный промысел, как гжельская роспись берет свое начало с 17 века. Возникновение ремесла было вызвано жизненной необходимостью. Несколько деревень было построено на глинистых землях. От ведения сельского хозяйства они получали скудный урожай. Отдельным источником дохода было гончарное дело, но изделия надо было приукрасить, чтобы повысить привлекательность и спрос на товар. Местные умельцы начали применять рисунки с фигурками животных и контурами растений. Так, жители 27 деревень, которые начали зарабатывать подобным образом, объединились.

Место в Подмосковье получило название Гжель. Роспись первых гончарных изделий производилась с использованием разноцветных оттенков: красного, зеленого, желтого, лилового, синего. Сами предметы изготавливали из цветной глины, получалась гжельская майолика. С появлением новых видов материала с другими качествами, стали делать фаянс. Но когда была найдена особая глина удивительно белого цвета, мастера стали делать фарфор и расписывать изделия только синей краской, что положило начало истории такого народного промысла, как гжельская роспись, о которой знает весь мир.

Технология изготовления

Она неизменна уже 200 лет. Основные условия производства: особая глина, кобальтовые краски, грунтовка под глазурь, нанесенная специальным способом, высокотемпературный режим обжига при 1400 градусах по Цельсию. И вот изделие, которое украшает гжельская роспись, готово. Особую трудность составляет нанесение кобальтовых красок. Дело в том, что до процедуры обжига они все темного цвета, не имеющие оттенков, мастер должен чувствовать, какой будет результат. Это приходит с опытом. Ремеслотребует внимания, точного нанесения рисунка, терпения. Все предметы расписываются вручную. Один неправильный мазок - изделие подлежит отбраковке. Поэтому таким ремеслом занимаются профессионалы, мастера своего дела.

Расцвет ремесла

Наибольший подъем гжельского искусства приходится на период царствования Николая 1. Возможно, это было связано с модой на все русское, которая царила в стране после победы над Наполеоном. Мастера Гжели делали предметы быта на уровне европейских. Их фарфоровые сервизы, статуэтки, бытовые мелочи свободно могли конкурировать и с отечественными аналогами. Изделия часто сравнивали и сравнивают с кузнецовским, императорским, поповским, гарднеровским фарфорами. Они находятся абсолютно на одном уровне по качеству и мастерству исполнения. Главная особенность заключается в том, что гжельская роспись сохранила свою обособленность от европейских стандартов и глубину русской души.

«Старое» ремесло - новый взлет

В наше время создано

целое объединение «Гжель», которое собрало в свою команду профессионалов высокого уровня, настоящих знатоков народного ремесла. Новая жизнь этого вида промысла началась в послевоенные годы. После революции и до окончания Великой Отечественной войны гжельское искусство переживало не лучшие времена, вплоть до полной остановки производства. К счастью, сейчас отрасль полностью возродили и вдохнули новую жизнь. Вновь приносит радость людям гжельская роспись. Картинки, которыми украшены изделия, как будто уносят в сказочный мир, дарят спокойствие, ощущение нежности и воздушности. Такая красота не может оставить равнодушным ни одного человека, хотя бы раз в жизни прикоснувшегося к шедеврам этого русского народного творчества.

Алена Чуприна

Мастер -класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка » .

Место проведения : МДОУ д/с №10 г. Подольск.

Целевая аудитория : Воспитатели всех групп МДОУ д/с №10.

Количество участников : 11 человек.

Цели : повышение профессионального уровня педагогов .

Задачи : - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель ;

Ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель ;

Повышение профессионального уровня педагогов ;

Формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование : белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.

Гжель

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Ход занятия : Уважаемые коллеги, Гжель - село , название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства . Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее) . Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке - кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа,Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.

Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров . Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промыш­ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая , а не глиняная.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н . Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем , что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание - премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели - синей сказки .

(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер -классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.

Упражнение 1. Полоски.

Набрав краску, проводим полоску от себя.

Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

Упражнение 3. Лепесток вниз.

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.

Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.

Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.

Упражнение 5. Розан

С помощью изученных элементов собираем розан.

Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.

Упражнение 6 - элементы декора Гжель и орнаменты , которые использует роспись .

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс , давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно , важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство . Вы, как педагоги , сможете научить детей сине-белой росписи , прекрасной гжельской сказке . Спасибо!

С инее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель - не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание - во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, - перешли на фарфор.

Гжельская глина - стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете - для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х - начало 60-х годов XVIII века

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла - справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Все секреты росписи - в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе - коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге

Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель - да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

Любимый узор гжельских мастеров - роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

Агитфарфор - главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе - до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор - откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» - посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором .