Римский бог добрых советов. Юпитер, верховный бог. Марс - бог войны

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов - они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета - «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег - money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон , а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет , к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон . Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.





очень клево но хочу добавить
римские; те же греческие;
юпитер зевс
плутон аид
юнона гера
диана артемида
феб апполон
минерва афина
венера афродита
церера деметра
либер дионис
вулкан гефест
меркурии гермес
марс арес
01.03.12 диана

– богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца – Гелиоса и Луны – Селены).

Артемида – дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии – Диана.

Афина – дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина – богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии – Минерва.

Афродита – дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она – богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии – Венера.

Венера – в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Геката – богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Грации – в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии – Хариты.

Диана – в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Ирида – олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней.

Кибела – дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.

Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.

Мнемозина – в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.

Мойры – Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.

Музы – богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.

Немезида – богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.

Персефона – дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии – Прозерпина.

Рея – в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.

Тефида – одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.

Фемида – богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры.

Хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").

Эвмениды – милостивые, благожелательные богини – одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

Эринии – дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии – Фурии.

На сайте Энциклопедия мифологии древнего мира размещено более 150 статей о богинях античности, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

В плане религии Рим много многообразен и изменчив, вместе с этим, менялась и преображалась, наряду с остальным и религия. Жители древнего Рима были язычниками и идолопоклонниками, широкое распространение имело поклонение греческим и этрусским богам. С течением времени римляне дальше и больше окунались в язычество.

Но с изменением обстоятельств и целей государства, в конце концов, главной религией было выбрано христианство, которое после распада Рима на Западную империю и Восточную приняло вид нынешнего католицизма. Исчезли Боги Древнего Рима. Культ предков и земли были основой верований языческого Рима.

Верования языческого Рима

Все ритуалы традиционно выполнялись главами семейства или общин. Развиваясь, государство, выработало для себя и своего населения официальную религию, и взяло на себя обязанности официальной организации и справления празднеств.

В первом пантеоне римлян господствовали Юпитер, Марс и Квирин, но со временем они были заменены на более удачное сочетание: Юпитер, Юнона и Минерва.
Эти божества считались защитниками и покровителями страны, а их святилища становились центрами государственного культа богов.

С развитием государства развивались и науки, а именно история. Узнавая историю своих предшественников греков, римляне все больше отождествляли своих богов с греческими.

Так Юпитера стали называть Зевсом, Юнону – Герой, Марса – Аресом. Перечитывались, переосмысливались и переделывались под стать государству и мифы. Излюбленным мифом стал миф «12 подвигов Геракла», где Геракла стали именовать Геркулесом. Помимо ассоциации своих богов с греческими , римляне добавили в свой пантеон тех, кого у них не было из греческой и египетской культур.

Очень рано и довольно быстро начинается заимствование других божеств, не только из греческой культуры. Очень сильно почиталась богиня Цаана – покровительница женского начала, нового цикла и новой жизни. Намного позже стали почитать другую латинскую богиню – Венеру. Ее покровительство, по преданию, распространялось на природу.

Тройственный пантеон римлян не был единственным. Римляне с большим успехом перенимали божеств и обряды у соседних цивилизаций. Так произошло и с Сатурном. Изначально Сатурну поклонялись люди из рода Сатриев, но с течением времени этот культ приобрел очертания общенационального. Сатурн был покровителем новых посевов. Считался первоотцом мира т.к. по легенде дал людям пищу. В его честь существовал праздник.

Во время этого праздника люди забывали про свой социальный статус и становились равными. Интересен тот факт, что римляне не закрывали свой пантеон божеств, и все время пытались осмыслить значение других божеств и прилечь их на свою сторону. Особенно ярко этот процесс выражался во время воин, когда римляне перенимали богов своих противников.

Посмотрите видео: Боги Древнего Рима