Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Значение «репродуктивный метод обучения

Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы. Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах. Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.

. Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.

Он имеет следующие характерные признаки:

2) учитель организует восприятие знаний различными способами;

3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;

4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.

При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление. Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время. Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способноститі.

. Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом

Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение

Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.

Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения

. Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий

Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи

Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков. Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.

Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения

. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя

Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьников, формируют критическое отношение к учебной информации в использовании методов этой группы сли ид соблюдать меру и обоснование рациональности их применения в каждой ситуации. Эффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обученияня.

Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы. Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах. Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.

. Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.

Он имеет следующие характерные признаки:

2) учитель организует восприятие знаний различными способами;

3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;

4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.

При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление. Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время. Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способноститі.

. Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом

Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение

Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.

Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения

. Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий

Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи

Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков. Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.

Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения

. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя

Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьников, формируют критическое отношение к учебной информации в использовании методов этой группы сли ид соблюдать меру и обоснование рациональности их применения в каждой ситуации. Эффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обученияня.

Характер познавательной деятельности традиционно рассматривают как уровень мыслительной активности учащихся. Классификацию методов обучения на основании именно этого критерия предложили видные советские педагоги И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Данная классификация выделяет следующие методы обучения :

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский.

Когда познавательная работа под руководством учителя приводит только к запоминанию готовых знаний и последующему их точному воспроизведению, которое может быть как осознанным, так и неосознанным, то наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной активности школьников и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряжения мышления учащихся, когда знания добываются посредством самостоятельной деятельности, имеет место эвристический или даже исследовательский метод обучения.

Такая классификация получила широкую поддержку в педагогических кругах и повсеместное распространение на практике.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Объяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков:

  1. знания учащимся предлагаются в готовом виде;
  2. педагог использует разнообразные приемы по восприятию детьми учебной информации;
  3. учащиеся воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в собственной памяти и впоследствии применяют их, реализуя на практике.

При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом. Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми.

Репродуктивный метод обучения во многом схож с предыдущим, поскольку знания учащимся предлагаются также уже в готовом виде, а учитель раскрывает их и дает необходимые пояснения. Однако отличительной особенностью считается то, что аспектом усвоения знаний здесь считается их верное воссоздание или репродукция. Кроме того, для упрочнения полученных знаний применяется регулярное их повторение.

Главным преимуществом данных методов является экономность, так как обеспечивается возможность передачи большого объема знаний и умений за короткий промежуток времени и с небольшими расходами усилий.

Усвоение же знаний, особенно за счет периодического повторения, становится весьма прочным.

Репродуктивная работа, как известно, предшествует творческой, поэтому пренебрегать ею в обучении невозможно, но также и не стоит заниматься ею с излишеством. В целом данные методы успешно могут сочетаться на уроке и с другими методами обучения.

Проблемное изложение

Метод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей.

Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы.

Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности.

Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы

Специфику частично-поискового (эвристического) метода обучения составляют такие черты:

  1. знания учащимся не предлагаются в готовой форме, их необходимо добывать самостоятельно;
  2. учитель организует не изложение новых знаний, а их поиск при помощи различных средств;
  3. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют проблемные ситуации, сопоставляют, обобщают, делают выводы, вследствие чего у них формируются осознанные крепкие знания.

Метод называется частично-поисковым потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить трудоемкую учебную задачу от начала и до конца. В связи с этим в работе их направляет учитель. Иногда часть знаний предоставляет учитель, а часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или же решая проблемные задания. Одной из вариаций данного метода считается эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

  1. преподаватель совместно с учащимися определяет проблему, которую необходимо решить за определенный отрезок учебного времени;
  2. знания учащимся не сообщаются, они должны сами добывать их в ходе разрешения (исследования) проблемы;
  3. работа учителя сводится к оперативному управлению ходом решения проблемных задач;
  4. учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение совмещается с познавательным интересом, приобретенные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения рассчитан на творческое усвоение знаний. Его недочетами могут считаться большие затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, его применение в учебном процессе требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки.

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают но инструкции на станке, воспроизводят химический и физический опыт. От того, насколько трудно задание, от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками ученик должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению - гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Само название характеризует деятельность только ученика, но по описанию метода видно, что он предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Его и можно было бы назвать побуждающе-репродуктивным. Учитель пользуется для предъявления заданий устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а учащиеся пользуются теми же средствами для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Для повышения эффективности репродуктивного метода ди-дакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь).

Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся. Помимо устных объяснений и показа приемов работы, для этой цели используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов и др., а на уроках труда - различные тренажеры, позволяющие быстро овладеть -правильными действиями.

По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Так, указав какое-либо действие ученику, обеспечивающее восприятие им изучаемого материала (например, рассмотри растение и выясни, из каких частей оно состоит), учитель одновременно обеспечивает восприятие нового знания (совокупность частей растений), и репродуцирование действия анализа (определение частей) и абстрагирования (отделение одной части от другой). Но из этого не следует правомерность признания репродуктивного метода непременной частью объяснительно-иллюстративного или сопутствующим ему. Ведь прежде чем отделить разные части растения друг от друга или узнать о совокупности их, у ученика должны уже быть знания о признаках каждой части в отдельности, полученных ранее в готовом виде (корень, стебель, листья, цветок и т. д.). Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму. Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация, идею которой в СССР разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов - информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами.

То же касается и программированных пособий разного рода.

Следует, видимо, различать программированное обучение и программирование обучения. Последнее означает, что ученика следует обучать шаг за шагом, не допуская таких разрывов в логике предъявления учебного материала, который делает его непонятным. Такое обучение всегда было и остается целью и условием эффективно организованного обучения. Если же учитель сознательно создает разрывы в логике раскрытия учебного материала, то он это делает для того, чтобы побудить учащихся к самостоятельному заполнению недостающих связей.

Программированное обучение в его прямой и разветвленной форме, машинное и безмашинное, соблюдая нормы пошагового обучения, вместе с тем является формой и средством реализации информационно-рецептивного и репродуктивного методов. Ученик получает определенную порцию информации, а затем использует ее для определения среди разных вариантов ответа на поставленные вопросы. Для этого он должен хорошо осознать признаки явлений, изложенных в объяснениях, а затем опознать эти признаки в соответствии с поставленным вопросом. Чем точнее объяснение, тем легче определение ответа. Программированное обучение оказывается средством и формой проявления обоих методов. Для применения других методов оно пока не дало материала, хотя это, вероятно, и возможно.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

А сейчас повторим пройденный материал – наверняка, такие слова в школьные и студенческие годы слышали практически все, при этом задаваясь вопросом «Зачем? Мы же это недавно учили».

Но задача любого преподавателя – не просто передать информацию своим ученикам, но и сделать так чтобы ее запомнили и смогли в дальнейшем применять.

Для этого существуют десятки способов в педагогике. Один из них – метод обучения репродуктивный. Это метод, который применяется с прочими средствами и позволяет освоить и закрепить знания и умения в самый короткий срок.

Репродуктивный в переводе с французского означает «воспроизведение». В педагогических словарях и пособиях можно найти различные определения для метода.

Его сущность заключается в повторении учениками полученных от учителя знаний или умений. Репродуктивный метод всегда осуществляется по определенному алгоритму, выполнению упражнений. Реализовываться он может несколькими способами:

  • Использование схем, иллюстраций, цифр, видеоматериалов, словесных методов;
  • В виде лекций, содержащих те понятия и факты, которые уже известны ученикам;
  • Беседы по пройденным темам с минимальной возможностью рассуждений и выдвижения гипотез;
  • Практическое оттачивание умений при помощи выполнения упражнений.

Применение метода

Репродуктивный метод является экономичным и эффективным для дисциплин, в которых предусмотрено большое количество точной информации, формул, правил, определений, тезисов. Он позволяет в самые короткие сроки усвоить теоретические знания и закрепить их. Например, учитель решает уравнение и задает учащимся подобное, но с другими цифрами.

Данный метод прекрасно тренирует внимание и память. При этом исключена возможность рассуждений, поисковой деятельности, гибкости мышления и возможности самостоятельных действий.

Важно также помнить о том, что постоянное решение однотипных задач, выполнений повторяющихся действий, ведет к ослаблению интереса к предмету в целом и может перерасти в «зазубрежку», не дающую впоследствии возможности применения знаний на практике.

В чем отличия от продуктивного метода

Репродуктивный метод относится к познавательной деятельности. К этому же виду деятельности относится продуктивный метод обучения. В чем же заключаются их отличия.

Характер репродуктивного обучения предполагает закрепление изученного путем выполнения упражнений согласно определенному алгоритму.

Задача учителя при применении продуктивного метода – поставить перед аудиторией основную проблему и мотивировать найти способы ее решения. Особенностью его реализации в отличии от репродуктивного метода является то, что он не предполагает наличия точного механизма действий.

Сочетание с другими методами

Одного репродуктивного метода обучения, конечно же недостаточно. Эффективность образовательного процесса зависит от грамотно выстроенного сочетания нескольких методов обучения.

В дошкольных и школьных программах вместе с репродуктивным методом применяются продуктивные, творческие, проблемно – поисковые, иллюстративные методы.

Сочетание нескольких методов зависит от дисциплины, темы урока, а также от категории учащихся или дошкольников.

Современный образовательный стандарт больше ориентирован на проектную деятельность, постановку задач, достижение поставленных целей. В процессе обучения ребенок должен не просто получить новые знания и навыки, но и научиться применять их в смоделированных ситуациях. Такой подход способствует развитию личности учащегося, раскрытию его способностей и творческого потенциала.


Сегодня многие говорят о том, что репродуктивный метод обучения давно себя изжил. Но все же, организацию образовательного процесса без него представить сложно. Ведь любая деятельность ребенка основывается на фундаментальных знаниях. Открыть самостоятельно формулы химии, основы биологии, законы физики и математики, правила правописания дети вряд ли смогут. Их возможно лишь приобрести через репродуктивные методы обучения.

Как мы говорили в самом начале статьи, репродуктивный метод знаком педагогам очень давно. Работа в учреждениях образования советского времени была построена на активном его использовании. В условиях формирования новых образовательных стандартов репродуктивный метод заменяется прочими формами обучения.

Возможно поэтому, наше образование сегодня не заменяет лидирующие позиции в мире.