Психические нарушения у детей младшего возраста. Виды и симптомы психических расстройств у детей

Заболевания психики характеризуются изменениями сознания, мышления личности. При этом значительно нарушаются поведение человека, его восприятие окружающего мира, эмоциональные реакции на происходящее. Список​ ​распространенных​ ​психических​ ​заболеваний​ ​с​ ​описанием освещает возможные причины возникновения патологий, основные их клинические проявления и методы терапии.

Агорафобия

Заболевание относится к тревожно-фобическим расстройствам. Характеризуется страхом открытого пространства, общественных мест, толпы людей. Часто фобия сопровождается вегетативной симптоматикой (тахикардия, потливость, затрудненное дыхание, боль в груди, тремор и прочее). Возможны панические атаки, которые вынуждают пациента отказываться от привычного уклада жизни из страха повторного возникновения приступа. Лечится агорафобия психотерапевтическими методами и медикаментозно.

Алкогольное​ ​слабоумие

Выступает осложнением хронического алкоголизма. На последней стадии без терапии может привести к смерти больного. Патология развивается постепенно с прогрессированием симптомов. Отмечаются нарушение памяти, в том числе ее провалы, замкнутость, утрата интеллектуальных способностей, контроля своих действий. Без медицинской помощи наблюдаются распад личности, нарушения речи, мышления, сознания. Лечение проводится в наркологических стационарах. Обязателен отказ от спиртного.

Аллотриофагия

Расстройство психики, при котором человек стремится употреблять в пищу несъедобные вещи (мел, грязь, бумагу, химические вещества и другие). Такое явление встречается у пациентов с различными психическими заболеваниями (психопатиями, шизофренией и прочее), иногда у здоровых людей (в период беременности), у детей (в возрасте 1-6 лет). Причинами патологии могут служить недостаток минералов в организме, культурные традиции, желание привлечь внимание. Лечение проводится с применением техник психотерапии.

Анорексия

Психическое расстройство, возникающее в результате нарушения функционирования пищевого центра мозга. Проявляется патологическим стремлением к похудению (даже при низком весе), отсутствием аппетита, страхом ожирения. Больной отказывается от еды, использует всевозможные способы снизить массу тела (диеты, клизмы, вызов рвоты, чрезмерную нагрузку). Наблюдаются аритмии, нарушения менструального цикла, спазмы, слабость и другие симптомы. При тяжелом течении возможны необратимые изменения в организме и смерть.

Аутизм

Детское ​психическое заболевание. Характеризуется нарушением социального взаимодействия, моторики, речевыми дисфункциями. Большинство ученых относят аутизм к наследственным​ ​психическим ​заболеваниям. Диагноз ставится на основании наблюдения за поведением ребенка. Проявления патологии: невосприимчивость больного к речи, указаниям других людей, плохой визуальный контакт с ними, отсутствие мимики, улыбок, задержка речевых навыков, отстраненность. Для лечения используются методики логопедии, поведенческой коррекции, медикаментозная терапия.

Белая​ ​горячка

Алкогольный психоз, проявляющийся нарушением поведения, беспокойством больного, зрительными, слуховыми, тактильными галлюцинациями, вследствие дисфункции обменных процессов в мозге. Причинами делирия служат резкое прерывание длительного запоя, большой разовый объем выпитого спиртного, некачественный алкоголь. У больного отмечаются тремор тела, высокая температура, бледность кожных покровов. Лечение проводится в психиатрическом стационаре, включает дезинтоксикационную терапию, прием психотропных средств, витаминов и прочее.

Болезнь​ ​Альцгеймера

Относится к неизлечимым психическим заболеваниям, характеризуется дегенерацией нервной системы, постепенной утратой умственных способностей. Патология является одной из причин слабоумия у людей пожилого возраста (старше 65 лет). Проявляется прогрессирующими нарушениями памяти, дезориентацией, апатией. На поздних стадиях наблюдаются галлюцинации, утрата самостоятельных мыслительных и двигательных способностей, иногда судороги. Возможно, оформление инвалидности по психическому заболеванию Альцгеймера пожизненно.

Болезнь​ ​Пика

Редкое​ ​психическое​ ​заболевание с преимущественной локализацией в лобно-височных долях мозга. Клинические проявления патологии проходят 3 этапа. На первом отмечается асоциальное поведение (прилюдная реализация физиологических потребностей, гиперсексуальность и подобное), снижение критики и контроля поступков, повтор слов, фраз. Вторая стадия проявляется когнитивными дисфункциями, утратой навыков чтения, письма, счета, сенсомоторной афазией. Третий этап - глубокая деменция (обездвиженность, дезориентация), приводящая к гибели человека.

Булимия

Расстройство психики, для которого характерно неконтролируемое чрезмерное потребление пищи. Больной сосредоточен на еде, диетах (срывы сопровождаются обжорством и чувством вины), своем весе, страдает приступами голода, который не может утолить. При тяжелой форме отмечаются значительные скачки веса (5-10 кг вверх и вниз), припухлость околоушной железы, усталость, выпадение зубов, раздражение в горле. Данное психическое​ ​заболевание зачастую встречается​ ​у​ ​подростков, лиц до 30 лет, преимущественно у женщин.

Галлюциноз

Расстройство психики, характеризующееся наличием у человека различных видов галлюцинаций без нарушений сознания. Они могут быть вербальными (больной слышит монолог или диалог), зрительными (видения), обонятельными (ощущение запахов), тактильными (чувство ползания под кожей или по ней насекомых, червей и прочее). Причиной патологии служат экзогенные факторы (инфекции, травмы, интоксикации), органические поражения мозга, шизофрения.

Деменция

Тяжелое​ ​психическое​ ​заболевание, для которого характерна прогрессирующая деградация когнитивной функции. Происходит постепенная утрата памяти (вплоть до полной потери), мыслительных способностей, речи. Отмечаются дезориентация, потеря контроля над поступками. Возникновение патологии характерно для лиц пожилого возраста, однако не является нормальным состоянием старения. Терапия направлена на замедление процесса распада личности, оптимизацию когнитивных функций.

Деперсонализация

Согласно медицинским справочникам и международной классификации болезней, патологию относят к невротическим расстройствам. Состояние характеризуется нарушением самосознания, отчуждением личности. Пациент воспринимает окружающий мир, свое тело, деятельность, мышление нереальным, существующим автономно от него. Могут отмечаться нарушения вкуса, слуха, болевой чувствительности и прочее. Периодические подобные ощущения не считаются патологией, однако лечение (медикаментозное и психотерапия) требуется при затяжном, упорном состоянии дереализации.

Депрессия

Серьезное​ ​психическое​ ​заболевание, для которого характерны угнетенное настроение, отсутствие радости, позитивного мышления. Помимо эмоциональных признаков депрессии (тоски, отчаяния, чувства вины и прочее), отмечаются физиологическая симптоматика (нарушение аппетита, сна, болевые и другие неприятные ощущения в теле, дисфункция пищеварения, утомляемость) и поведенческие проявления (пассивность, апатия, стремление к уединению, алкоголизм и прочее). Лечение включает медикаментозные средства и психотерапию.

Диссоциативная​ ​фуга

Острое расстройство психики, при котором больной под воздействием травмирующих происшествий внезапно отказывается от своей личности (полностью утрачивая о ней воспоминания), придумывая себе новую. Обязательно присутствует отъезд пациента из дома, при этом умственные способности, профессиональные навыки, характер сохраняются. Новая жизнь может быть краткой (несколько часов) или продолжаться длительное время (месяцы и годы). Далее происходит внезапный (редко - постепенный) возврат к прежней личности, при этом воспоминания о новой полностью утрачиваются.

Заикание

Совершение судорожных действий артикуляционной и гортанной мускулатур при произношении речи, искажая ее и затрудняя процесс выговаривания слов. Обычно заикание возникает в самом начале фраз, реже - в середине, при этом больной задерживается на одном или группе звуков. Патология может редко повторяться (приступообразно) или быть постоянной. Выделяют невротическую (у здоровых детей под воздействием стрессов) и неврозоподобную (при заболеваниях центральной нервной системы) формы болезни. В лечении применяются психотерапия, логопедические коррекции заикания, медикаментозная терапия.

Игромания

Нарушение психики, характеризующееся зависимостью от игр, стремлением к азарту. Среди видов игромании различают патологическую приверженность к азартным играм в казино, компьютерным, сетевым играм, игровым автоматам, тотализаторам, лотереям, продажам на валютных, фондовых рынках. Проявлениями патологии служат непреодолимое постоянное желание играть, больной замыкается, обманывает близких, отмечаются психические нарушения, раздражительность. Нередко данное явление приводит к депрессии.

Идиотия

Врожденное психическое заболевание, характеризующееся умственной отсталостью тяжелого течения. Наблюдается уже с первых недель жизни новорожденного, проявляется значительным прогрессирующим отставанием психомоторного развития. У пациентов отсутствуют речь и ее понимание, способности к мышлению, эмоциональным реакциям. Дети не узнают родителей, не могут овладеть примитивными навыками, вырастают абсолютно беспомощными. Зачастую патология сочетается с аномалиями физического развития ребенка. Лечение основано на симптоматической терапии.

Имбецильность

Значительное отставание умственного развития (олигофрения средней тяжести). У больных наблюдаются слабые способности к обучению (примитивная речь, однако, возможно чтение по слогам и понимание счета), плохая память, примитивное мышление. Отмечается чрезмерное проявление бессознательных инстинктов (сексуальных, к еде), асоциальное поведение. Возможно обучение навыкам самообслуживания (путем повторов), однако жить самостоятельно такие пациенты не в состоянии. Лечение основано на симптоматической терапии.

Ипохондрия

Нервно-психическое расстройство, основанное на чрезмерных переживаниях больного о своем здоровье. При этом проявления патологии могут быть сенсорными (преувеличение ощущений) или идеогенными (ложные представления об ощущениях в организме, способные вызвать в нем изменения: кашель, расстройства стула и другие). Расстройство основано на самовнушении, главной его причиной выступает невроз, иногда органические патологии. Эффективным способом лечения служит психотерапия с применением медикаментозных препаратов.

Истерия

Сложный невроз, для которого характерны состояния аффекта, выраженные эмоциональные реакции, соматовегетативные проявления. Органическое поражение центральной нервной системы отсутствует, расстройства считаются обратимыми. Больной стремится обратить на себя внимание, обладает неустойчивым настроением, могут наблюдаться нарушения двигательных функций (параличи, парезы, шаткость походки, подергивание головы). Истерический припадок сопровождается каскадом выразительных движений (падение на пол и катание по нему, вырывание волос, сучение конечностями и подобное).

Клептомания

Непреодолимое влечение к совершению кражи чужого имущества. При этом преступление совершается не с целью материального обогащения, а машинально, при сиюминутном порыве. Больной осознает незаконность и ненормальность зависимости, иногда пытается ей противостоять, действует один и не разрабатывает планов, не крадет из мести или по аналогичным мотивам. Перед кражей пациент испытывает чувство напряжения и предвкушения удовольствия, после преступления чувство эйфории какое-то время сохраняется.

Кретинизм

Патология, возникающая при дисфункции щитовидной железы, характеризуется отсталостью умственного и физического развития. Все причины кретинизма основаны на гипотиреозе. Может быть врожденной или приобретенной в процессе развития ребенка патологией. Проявляется заболевание задержкой роста тела (карликовость), зубов (и их смены), не пропорциональностью строения, недоразвитостью вторичных половых признаков. Отмечаются нарушения слуха, речи, интеллекта разной степени тяжести. Лечение заключается в пожизненном приеме гормонов.

«Культурный»​ ​шок

Негативные эмоциональные и физические реакции, спровоцированные сменой культурной среды человека. При этом столкновение с иной культурой, незнакомым местом вызывает у личности дискомфорт, дезориентацию. Состояние развивается постепенно. Сначала человеком положительно и оптимистично воспринимаются новые условия, затем наступает этап «культурного» шока с осознанием определенных проблем. Постепенно личность смиряется с обстановкой, и депрессия отступает. Последняя стадия характеризуется успешной адаптацией к новой культуре.

Мания​ ​преследования

Расстройство психики, при котором пациент ощущает слежку за собой и угрозу нанесения вреда. Преследователями выступают люди, животные, нереальные существа, неживые предметы и прочее. Патология проходит 3 этапа формирования: изначально больного беспокоит тревога, он становится замкнутым. Далее признаки приобретают большую выраженность, пациент отказывается от посещения работы, близкого окружения. На третьей стадии возникает тяжелое расстройство, сопровождается агрессией, депрессией, попытками суицида и прочее.

Мизантропия

Нарушение психики, связанное с отчуждением от общества, неприятием, ненавистью к людям. Проявляется нелюдимостью, подозрительностью, недоверием, злобой, наслаждением своим состоянием человеконенавистничества. Данное психофизиологическое свойство личности может перейти в антрофобию (страх человека). К патологии склонны люди, страдающие психопатиями, бредом преследования, после перенесенных приступов шизофрении.

Мономания

Чрезмерная навязчивая приверженность идее, субъекту. Представляет собой однопредметное помешательство, единичное расстройство психики. При этом отмечается сохранность психического здоровья у пациентов. В современных классификаторах болезней данный термин отсутствует, поскольку считается пережитком психиатрии. Иногда применяется для обозначения психоза, характеризующегося единичным расстройством (галлюцинациями или бредом).

Навязчивые​ ​состояния

Психическое заболевание, для которого характерно присутствие упорных мыслей, страхов, действий вне зависимости от воли больного. Пациент вполне осознает проблему, однако преодолеть свое состояние не может. Патология проявляется в навязчивых мыслях (абсурдных, страшных), счете (непроизвольное пересчитывание), воспоминаниях (обычно неприятных), страхах, действиях (их бессмысленный повтор), ритуалах и прочее. В лечении используются психотерапия, медикаментозные средства, физиотерапия.

Нарциссическое​ ​расстройство​ ​личности

Чрезмерное переживание личности своей значимости. Сочетается с требованием повышенного внимания к себе, восхищения. Расстройство основано на страхе провала, боязни оказаться малоценным, беззащитным. Поведение личности направлено на подтверждение собственной ценности, человек постоянно говорит о своих достоинствах, социальном, материальном статусе или умственных, физических способностях и прочее. Для коррекции расстройства требуется длительная психотерапия.

Невроз

Собирательный термин, характеризующий группу психогенных расстройств обратимого, обычно не тяжелого, течения. Основной причиной состояния выступают стресс, чрезмерные психические нагрузки. Пациенты осознают ненормальность своего состояния. Клиническими признаками патологии являются эмоциональные (перепады настроения, ранимость, раздражительность, плаксивость и прочее) и физические (дисфункции сердечной деятельности, пищеварения, тремор, головная боль, затруднение дыхания и другие) проявления.

Олигофрения

Врожденное или приобретенное в раннем возрасте умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга. Является распространенной патологией, проявляется нарушениями интеллекта, речи, памяти, воли, эмоциональных реакций, двигательными дисфункциями разной степени выраженности, соматическими расстройствами. Мышление у больных остается на уровне детей младшего возраста. Способности к самообслуживанию присутствуют, но снижены.

Панические​ ​атаки

Приступ паники, сопровождающийся выраженными страхом, тревогой, вегетативной симптоматикой. Причинами патологии выступают стресс, сложные жизненные обстоятельства, хроническая усталость, употребление некоторых лекарств, психические и соматические заболевания или состояния (беременность, послеродовой период, менопауза, подростковый возраст). Помимо эмоциональных проявлений (страх, паника), присутствуют вегетативные: аритмии, тремор, затруднение дыхания, болевые ощущения в различных частях тела (груди, животе), дереализация и прочее.

Паранойя

Расстройство психики, для которого характерна чрезмерная подозрительность. Больные патологически видят заговор, злой умысел, направленные против них. При этом в иных сферах деятельности, мышления адекватность пациента сохраняется в полной мере. Паранойя может быть следствием некоторых психических заболеваний, дегенерации мозга, приема лекарств. Лечение преимущественно медикаментозное (нейролептики с антибредовым эффектом). Психотерапия малоэффективна, поскольку врач воспринимается участником заговора.

Пиромания

Нарушение психики, для которого характерна непреодолимая тяга больного к поджигательству. Поджог производится импульсивно, при отсутствии в полной мере осознания поступка. Пациент испытывает наслаждение от совершения действия и наблюдения за огнем. При этом отсутствует материальная выгода от поджога, он совершается уверенно, пироман напряжен, зациклен на теме о пожарах. При наблюдении за пламенем возможно сексуальное возбуждение. Лечение комплексное, поскольку часто пироманы имеют серьезные психические нарушения.

Психозы

Выраженное расстройство психики, сопровождается бредовыми состояниями, перепадами настроения, галлюцинациями (слуховыми, обонятельными, зрительными, тактильными, вкусовыми), возбуждением или апатией, депрессией, агрессией. При этом у пациента отсутствуют контроль за своими поступками, критика. К причинам патологии относят инфекции, алкоголизм и наркоманию, стрессы, психотравмы, возрастные изменения (старческий психоз), дисфункции центральной нервной и эндокринной системы.

Самоповреждающее​ ​поведение​ ​(Патомимия)

Нарушение психики, при котором человек намеренно наносит себе повреждения (раны, порезы, укусы, ожоги), однако их следы определяет как заболевание кожи. При этом может отмечаться тяга к травмированию кожных, слизистых покровов, повреждению ногтей, волос, губ. Часто в психиатрической практике встречается невротическая экскориация (расчесывание кожи). Для патологии характерна систематичность нанесения повреждений одним и тем же методом. Для лечения патологии используют психотерапию с применением медикаментозных средств.

Сезонная​ ​депрессия

Расстройство настроения, его угнетение, особенностью которого является сезонная периодичность патологии. Встречаются 2 формы заболевания: «зимняя» и «летняя» депрессии. Наибольшую распространенность патология приобретает в регионах с короткой продолжительностью светового дня. К проявлениям относятся подавленное настроение, усталость, ангедония, пессимизм, снижение полового влечения, мысли о суициде, смерти, вегетативная симптоматика. Лечение включает психотерапию и применение медикаментов.

Сексуальные​ ​извращения

Патологические формы полового влечения и искажение его реализации. К половым извращениям относят садизм, мазохизм, эксгибиционизм, педо-, зоофилию, гомосексуализм и прочее. При истинных перверсиях извращенный способ реализации полового влечения становится для больного единственно возможным для получения удовлетворения, полностью замещая нормальную сексуальную жизнь. Патология может формироваться при психопатиях, олигофрениях, органических поражениях центральной нервной системы и прочее.

Сенестопатия

Неприятные ощущения разного содержания и степени выраженности на поверхности тела или в области внутренних органов. Больной чувствует жжение, скручивание, пульсацию, жар, холод, жгучую боль, сверление и прочее. Обычно ощущения локализуются в области головы, реже - в животе, груди, конечностях. При этом отсутствует объективная причина, патологический процесс, который мог бы вызвать подобные чувства. Состояние обычно возникает на фоне расстройств психики (невроза, психоза, депрессии). В терапии требуется лечение основного заболевания.

Синдром​ ​отрицательного​ ​двойника

Психическое расстройство, при котором больной убежден, что его самого или близкого ему человека заменил абсолютный двойник. В первом варианте пациент утверждает, что в совершенных им плохих действиях виновата именно личность, в точности идентичная ему. Бред отрицательного двойника встречается аутоскопический (больной видит двойника) и синдром Капгра (двойник невидим). Патология часто сопровождает психические болезни (шизофрению) и неврологические заболевания.

Синдром​ ​раздраженного​ ​кишечника

Дисфункция толстого кишечника, характеризующаяся наличием симптоматики, которая беспокоит больного длительный период (более полугода). Патология проявляется болью в животе (обычно до дефекации и исчезающая после), расстройством стула (запорами, поносом или их чередованием), иногда вегетативными нарушениями. Отмечается психо-нейрогенный механизм формирования заболевания, также среди причин выделяются кишечные инфекции, гормональные колебания, висцеральная гипералгезия. Симптомы с течением времени обычно не прогрессируют, потеря массы тела не наблюдается.

Синдром​ ​хронической​ ​усталости

Постоянная, длительно продолжающаяся (более полугода) физическая и психическая усталость, которая сохраняется после сна и даже нескольких дней отдыха. Обычно начинается с инфекционного заболевания, однако наблюдается и после выздоровления. К проявлениям относятся слабость, периодические головные боли, бессонница (часто), нарушение работоспособности, возможно снижение веса, ипохондрия, депрессия. Лечение включает уменьшение нагрузки, психотерапию, методы релаксации.

Синдром​ ​эмоционального​ ​выгорания

Состояние умственного, морального и физического истощения. Основными причинами явления выступают регулярные стрессовые ситуации, однообразие действий, напряженный ритм, ощущение недооцененности, незаслуженная критика. Проявлениями состояния считаются хроническая усталость, раздражительность, слабость, мигрени, головокружения, бессонница. Лечение заключается в соблюдении режима труда и отдыха, рекомендуется взять отпуск, делать перерывы в работе.

Сосудистая​ ​деменция

Прогрессирующее снижение интеллекта и нарушение адаптации в социуме. Причиной выступает повреждение участков головного мозга при патологиях сосудов: гипертонии, атеросклерозе, инсульте и прочее. Проявляется патология нарушением познавательных способностей, памяти, контроля за поступками, ухудшением мышления, понимания обращенной речи. При сосудистой деменции отмечается сочетание когнитивных и неврологических расстройств. Прогноз заболевания зависит от выраженности поражений мозга.

Стресс​ ​и​ ​нарушение​ ​адаптации

Стрессом считаются реакции организма человека на чрезмерно сильные раздражители. При этом данное состояние может быть физиологическим и психологическим. Следует отметить, что при последнем варианте стресс вызывается как отрицательными, так и положительными эмоциями сильной степени выраженности. Нарушение адаптации наблюдается в период приспособления к меняющимся жизненным условиям под воздействием различных факторов (потеря близких, тяжелое заболевание и прочее). При этом отмечается связь между стрессом и расстройством адаптации (не более 3 месяцев).

Суицидальное​ ​поведение

Образ мыслей или действий, направленных на самоуничтожение с целью ухода от жизненных проблем. Суицидальное поведение включает 3 формы: завершенный суицид (оконченный смертью), попытку самоубийства (не завершившуюся по разным причинам), суицидальное действие (совершение действий с низкой вероятностью летальности). Последние 2 варианта зачастую становятся просьбой о помощи, а не реальным способом уйти из жизни. Больные должны находиться под постоянным контролем, лечение проводится в психиатрическом стационаре.

Сумасшествие

Термин означает тяжелое психическое заболевание (безумие). В психиатрии применяется редко, обычно используется в разговорной речи. По характеру воздействия на окружение сумасшествие может быть полезным (дар предвидения, вдохновение, экстаз и прочее) и опасным (ярость, агрессия, мания, истерия). По форме протекания патологии различают меланхолию (подавленность, апатия, душевные переживания), манию (гипервозбудимость, неоправданная эйфория, чрезмерная подвижность), истерию (реакции повышенной возбудимости, агрессивности).

Тафофилия

Расстройство влечения, характеризующееся патологическим интересом к кладбищу, его атрибутике и всему, что с этим связано: надгробиям, эпитафиям, историям о смерти, похоронам и прочее. Наблюдается различная степень тяги: от легкой заинтересованности до одержимости, проявляющейся в постоянном поиске информации, частом посещении кладбищ, похорон и так далее. В отличие от танатофилии и некрофилии, при данной патологии отсутствуют пристрастия к мертвому телу, половое возбуждение. Преимущественный интерес при тафофилии имеют погребальные обряды и их атрибутика.

Тревожность

Эмоциональная реакция организма, которая выражается озабоченностью, предчувствием неприятностей, страхом перед ними. Патологическая тревожность может возникать на фоне полного благополучия, может быть краткой по времени или являться устойчивой чертой личности. Проявляется напряжением, выраженным беспокойством, ощущением беспомощности, одиночества. Физически могут наблюдаться тахикардия, учащение дыхания, рост кровяного давления, гипервозбудимость, нарушения сна. В лечении эффективны психотерапевтические методики.

Трихотилломания

Расстройство психики, которое относится к неврозу навязчивых состояний. Проявляется тягой к вырыванию собственных волос, в некоторых случая к последующему их поеданию. Обычно появляется на фоне безделья, иногда при стрессе, чаще встречается у женщин и детей (2-6 лет). Вырывание волос сопровождается напряжением, которое затем сменяется удовлетворением. Акт выдергивания обычно производится неосознанно. В подавляющем большинстве случаев вырывание осуществляется с волосистой части головы, реже - в области ресниц, бровей и иных труднодоступных мест.

Хикикомори

Патологическое состояние, при котором личность отрекается от социальной жизни, прибегая к полной самоизоляции (в квартире, комнате) сроком более полугода. Такие люди отказываются от работы, общения с друзьями, родственниками, обычно находятся на иждивении у близких или получают пособие по безработице. Данное явление - частый признак депрессивного, обсессивно-компульсивного, аутистического расстройства. Самоизоляция развивается постепенно, при необходимости люди все же выходят во внешний мир.

Фобия

Патологический иррациональный страх, реакции на который обостряются при воздействии провоцирующих факторов. Фобии свойственно навязчивое упорное течение, при этом человек избегает пугающих объектов, видов деятельности и прочее. Патология может быть различной степени выраженности и наблюдается как при небольших невротических расстройствах, так и при серьезных психических заболеваниях (шизофрения). Лечение включает психотерапию с применением медикаментозных средств (транквилизаторы, антидепрессанты и прочее).

Шизоидное​ ​расстройство

Расстройство психики, для которого характерны необщительность, замкнутость, низкая потребность в социальной жизни, аутистические черты личности. Такие люди эмоционально холодны, отличаются слабой способностью к сопереживанию, доверительным отношениям. Расстройство проявляется в раннем детстве и наблюдается на протяжении всей жизни. Для данной личности характерно наличие необычных увлечений (научные исследования, философия, йога, индивидуальные виды спорта и прочее). Лечение включает психотерапию и социальную адаптацию.

Шизотипическое​ ​расстройство

Расстройство психики, характеризующееся аномальным поведением, нарушением мышления, схожими с симптоматикой шизофрении, однако слабовыраженной и неясной. Присутствует генетическая предрасположенность к заболеванию. Патология проявляется эмоциональными (отрешенность, равнодушие), поведенческими (неадекватные реакции) нарушениями, социальной дезадаптацией, наличием навязчивых идей, странных убеждений, деперсонализацией, дезориентацией, галлюцинациями. Лечение комплексное, включает психотерапию и прием медикаментов.

Шизофрения

Тяжелое психическое заболевание хронического течения с нарушением мыслительных процессов, эмоциональных реакций, приводящее к распаду личности. К наиболее распространенным признакам болезни относятся слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред, расстройства речи и мышления, сопровождающиеся социальной дисфункцией. Отмечаются насильственный характер слуховых галлюцинаций (внушения), скрытность больного (посвящает только близких), избранность (пациент убежден, что его выбрали для миссии). Для лечения показана медикаментозная терапия (антипсихотические препараты) с целью корректировки симптоматики.

Элективный​ ​(избирательный)​ ​мутизм

Состояние, когда у ребенка наблюдается отсутствие речи в определенных ситуациях при исправном функционировании речевого аппарата. В иных обстоятельствах и условиях дети сохраняют способность говорить и понимать обращенную речь. В редких случаях расстройство встречается у взрослых людей. Обычно для возникновения патологии характерен период адаптации к детскому саду и школе. При нормальном развитии ребенка расстройство проходит самопроизвольно к возрасту 10 лет. Наиболее эффективным лечением считаются семейная, индивидуальная и поведенческая терапия.

Энкопрез

Заболевание, для которого характерны дисфункция, бесконтрольность акта дефекации, недержание кала. Наблюдается обычно у детей, у взрослых чаще имеет органическую природу. Энкопрез часто сочетается с задержкой стула, запором. Состояние может быть вызвано не только психическими, но и соматическими патологиями. Причинами заболевания выступают незрелость контроля акта дефекации, в анамнезе часто присутствуют внутриутробная гипоксия, инфекция, родовая травма. Чаще патология встречается у детей из социально-неблагополучных семей.

Энурез

Синдром бесконтрольного, непроизвольного мочеиспускания, преимущественно в ночной период. Недержание мочи чаще встречается у детей дошкольного и раннего школьного возраста, обычно в анамнезе присутствует неврологическая патология. Синдром способствует возникновению психотравм у ребенка, развитию замкнутости, нерешительности, неврозов, конфликтов со сверстниками, что еще больше усложняет течение болезни. Цель диагностики и лечения - в устранении причины патологии, психологическая коррекция состояния.

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также - материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное - своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.

Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве - обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

  • Пищевые расстройства.

Расстройства пищевого поведения - такие, как анорексия, и обжорство - достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

  • Расстройства настроения.

Расстройства аффекта, такие как депрессия и , способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

  • Шизофрения.

Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

Основные признаки психического заболевания у детей

Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием - серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

Нехарактерное поведение . Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

Сложность концентрации . Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

Физические симптомы . По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы - часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще - нет никакой панацеи в виде таблеток от .

Общие действия специалистов

Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку - одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

Общие терапевтические подходы

Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

  • Психотерапия.

Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

  • Фармакологическая терапия.
  • Сочетание подходов.

В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом - без лекарственных средств будет не обойтись.

Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

Помощь родителей

В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также - о том, как справиться с трудным поведением.

Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы , которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

Психические нарушения раннего детского возраста (первых 3 лет жизни) изучаются относительно недавно и недостаточно исследованы, что во многом связано с особой сложностью оценки ранней детской психики, ее незрелостью, абортивностью проявлений, трудностями в разграничении нормы и патологии. Существенный вклад в разработку этого направления детской психиатрии внесли работы Г.К.Ушакова, О.П.Парте (Юрьевой), Г.В.Козловской, А.В.Горюновой. Было показано, что у детей раннего возраста, начиная с младенческого, эпидемиологически выявляется широкий круг психических нарушений (эмоциональных, поведенческих, умственного развития, речевых, двигательных, психовегетативных, пароксизмальных и др.) на пограничном и психотическом уровне в виде реакций, фаз и процессуальных расстройств. Их частота незначительно отличается от распространенности у взрослых. По данным Г.В.Козловской, распространенность психической патологии (болезненность) у детей до 3 лет составила 9,6%, психическая заболеваемость - 2,1%. Накопленные знания о психической патологии У детей раннего возраста дают основания рассматривать микропсихиатрию (по терминологии известного детского психиатра Т.П.Симеон) как самостоятельную область детской психиатрии.

Психопатология раннего детства имеет ряд характерных особенностей: полиморфизм и рудиментарность симптоматики; сочетание психопатологических симптомов с теми или иными формами нарушенного развития психических функций; тесная спаянность психических расстройств с неврологическими; сосуществование начальных и конечных проявлений болезни.

Нарушения эмоций

Снижение общей эмоциональности в раннем возрасте может проявляться отсутствием комплекса оживления, улыбки при виде ухаживающих за ним; успокоения на руках у близких; реакции недовольства на несвоевременное кормление, невыполнение должного ухода. Снижение настроения часто сопровождается нарушением аппетита, сна, общим недомоганием, дискомфортом и нередко жалобами на боли в животе. Для первых лет жизни характерна анаклитическая депрессия возникающая при разлуке с матерью: ребенок часто плачет, не гулит, недостаточно активно берет грудь, отстает в прибавлении веса, склонен к частым срыгиваниям и другим проявлениям диспепсий, подвержен респираторным инфекциям, отворачивается к стене, вяло реагирует на игрушки, при появлении знакомых лиц не обнаруживает положительных эмоций.

У дошкольников часто встречаются жалобы на скуку, лень, снижение настроения, сопровождающиеся пассивностью, медлительностью, психопатоподобным поведением. Повышение эмоций в виде гипомании или эйфории обычно проявляется моторной гиперактивностью и нередко уменьшением продолжительности сна, ранними вставаниями и повышением аппетита. Встречаются и такие эмоциональные нарушения, как эмоциональная монотонность, тусклость и даже выхолощенность в качестве проявления эмоционального дефекта. Бывают и изменения эмоций смешанного типа.

Выраженное снижение аппетита у грудных детей и детей младшего возраста встречается при резких изменениях привычных условий жизни с периодическим отказом от еды и рвотой. У более старших детей известны однообразные предпочтения в еде, сохраняющиеся длительное время (едят только мороженое или картофельное пюре в течение ряда лет 3 раза в день), упорное избегание мясных продуктов или поедание несъедобных вещей (например, шариков поролона).

Задержка психомоторного развития или его неравномерность (задержанное или асинхронное умственное развитие) может быть неспецифической (доброкачественной), проявляющейся запаздыванием ста¬новления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Подобный тип задержки не связан с повреждением мозга, легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

При специфической задержке психомоторного развития нарушения становления двигательных, психических и речевых функций, связанные с повреждением мозговых структур, проявляются патологическими синдромами и не компенсируются самостоятельно. Специфическая за¬держка психомоторного развития может возникать в результате воздействия гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов, нарушения обмена веществ, наследственных заболеваний, раннего начала шизофренического процесса. Внача специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций.

Характерна повышенная общая нервность с чрезмерной возбудимостью, склонностью к вздрагиваниям, раздражительностью, непереносимостью резких звуков и яркого света, повышенной утомляемостью, легко возникающими колебаниями настроения с преобладанием гипотимных реакций, плаксивости и тревожности. При любых нагрузках легко возникают вялость и пассивность или беспокойство и суетливость.

Страх темноты часто бывает у маленьких детей, особенно нервных и впечатлительных. Обычно он возникает во время ночного сна и сопровождается кошмарными сновидениями. Если эпизоды страха повторяются с определенной периодичностью, наступают внезапно, во время них ребенок отчаянно кричит, не узнает близких, после внезапно засыпает, а проснувшись, ничего не помнит, то в таком случае необходимо исключить эпилепсию.

Дневные страхи очень разнообразны. Это страх животных, персона¬жей сказок и мультфильмов, одиночества и толпы, метро и автомобилей, молнии и воды, изменений в привычной обстановке и любых новых людей, посещения дошкольных учреждений, телесных наказаний и т.д. Чем более вычурны, нелепы, фантастичны и аутистичны страхи, тем более они подозрительны в плане их эндогенного происхождения.

Патологические привычки порой диктуются патологическими влечениями. Это упорное стремление грызть ногти (онихофагия), сосать палец, соску или кончик одеяла, подушку, раскачиваться, сидя на стульчике или в кровати перед сном (яктация), раздражать половые органы. Патология влечений может выражаться и в упорном поедании несъедобных вещей, игрушек, сосании грязного пальца, испачканного калом. В более выраженных случаях нарушение влечений проявляется в виде ауто- или гетероагрессивности уже с грудного возраста, например, в упорном стремлении биться головой о край кроватки или в постоянном кусании груди матери. У этих детей часто появляются потребность мучить насекомых или животных, агрессия и сексуальные игры с игрушками, стремление ко всему грязному, отвратительному, дурно пахнущему, мертвому и т.д.

Ранняя повышенная сексуальность может заключаться в стремлении к подглядыванию, желании касаться интимных мест у лиц противоположного пола. Для оценки психического состояния детей младшего возраста показательны особенности игровой деятельности, например, склонность к стереотипным, странным или аутичным играм или играм с бытовыми предметами. Дети могут часами перебирать или перекладывать из одной емкости в другую луковицы или пуговицы, рвать на мелкие кусочки бумажки и складывать из них кучки, шуршать бумажками, играть струей воды или переливать воду из одного стаканчика в другой, по многу раз выстраивать паровозик из обуви, делать башенку из кастрюль, сплетать и завязывать узлы на веревочках, катать взад и вперед одну и ту же машинку, рассаживать вокруг себя только мягких зайчиков разных размеров и цветов. Особую группу составляют игры с воображаемыми персонажами, и тогда они тесно спаяны с патологическими фантазиями. В таком случае дети оставляют на кухне корм или молочко «для динозавриков» или кладут на тумбочку около кровати конфету и мягкую тряпочку «для гномика».

Чрезмерная склонность к фантазированию возможна начиная с одного года и сопровождается яркими, но отрывочными образными представлениями. Она отличается особой охваченностью, затрудненным возвращением в реальность, стойкостью, фиксацией на одних и тех же персонажах или темах, аутистической загруженностью, отсутствием желания в свободное время рассказать о них родителям, перевоплощением не только в живые, но и в неодушевленные предметы (калитку, домик, фонарик), сочетанием с нелепым коллекционированием (например, экскрементов птичек, грязных целлофановых пакетов).

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка - он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах. Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период. Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки у подростков

Именно начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией. Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное. Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи. Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком - акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная. Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние - норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя. Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе.

В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту. Симптомами являются следующие изменения:


Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте. Главная опасность расстройства - преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто. Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором - на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии. Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным - крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы - сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия.

Отличие есть, и оно главное - при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы в подростковом возрасте - неотъемлемая часть взросления. Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

В детском возрасте могут проявляться самые различные заболевания - неврозы, шизофрения, эпилепсия, экзогенные поражения мозга. Хотя основные важнейшие для диагностики признаки данных заболеваний проявляются в любом возрасте, симптоматика у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Вместе с тем существует ряд расстройств, характерных именно для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. Данные расстройства отражают нарушения в естественном ходе развития организма, они относительно стойки, значительных колебаний состояния ребенка (ремиссий) обычно не наблюдается, как, впрочем, и резкого нарастания симптоматики. По мере развития часть аномалий может быть компенсирована или исчезает вовсе. Большинство из описанных ниже расстройств чаще возникает у мальчиков.

Детский аутизм

Детский аутизм (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02-0,05 %. У мальчиков отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года - 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства [Кан-нер Л., 1943] включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Указанные расстройства сочетаются с прекрасной механической памятью и навязчивым желанием поддерживать все в неизменном виде, страхом перед изменениями, стремлением достигнуть завершенности в любом действии, предпочтением общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусание, вырывание волос, удары головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующая задержка умственного развития наблюдается у 2 / 3 пациентов. Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Эти факты свидетельствуют в пользу органической природы заболевания. Похожий синдром, но без нарушений интеллекта описан X. Аспергером (1944), который рассматривал его как наследственное заболевание (конкордантность у однояйцевых близнецо в до 35 %). Дифференцировать данное расстройство приходится от олигофрений и детской шизофрении. Прогноз зависит от выраженности органического дефекта. У большинства пациентов с возрастом отмечается некоторое улучшение поведения. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

Детское гиперкинетическое расстройство

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12-20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства - пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты - имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

Изолированные задержки в формировании навыков

Нередко у детей отмечается изолированная задержка развития какого-либо навыка: речи , чтения, письма или счета , двигательных функций . В отличие от олигофрений, которые характеризуются равномерным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдаются существенное улучшение состояния и сглаживание имеющегося отставания, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяются педагогические методы.

В МКБ-10 включено несколько редких синдромов, предположительно органической природы, возникающих в детском возрасте и сопровождающихся изолированным расстройством некоторых навыков.

Синдром Ландау-Клеффнера проявляется катастрофическим нарушением произношения и понимания речи в возрасте 3-7 лет после периода нормального развития. У большинства больных возникают эпилептиформные припадки, практически у всех наблюдаются нарушения на ЭЭГ с моно- или билатеральной височной патологической эпиактивностью. Выздоровление наблюдается в 1 / 3 случаев.

Синдром Ретта встречается только у девочек. Он проявляется потерей мануальных навыков и речи, сочетающейся с задержкой роста головы, энурезом, энкопрезом и приступами одышки, иногда эпилептическими припадками. Возникает заболевание в возрасте 7-24 мес на фоне относительно благоприятного развития. В более позднем возрасте присоединяются атаксия, сколиоз и кифосколиоз. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.

Расстройства некоторых физиологических функций у детей

Энурез , энкопрез , поедание несъедобного (пика) , заикание могут возникать как самостоятельные расстройства или (чаще) являются симптомами детских неврозов и органических поражений мозга. Нередко у одного и того же ребенка в различные возрастные периоды можно наблюдать несколько из указанных расстройств или их сочетание с тиками.

Заикание у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4 %, а стойкое - у 1 % детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивается от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4 года - 5 лет на фоне нормального психического развития. У 17 % пациентов отмечается наследственная отя-гощенность заиканием. Выделяют невротические варианты заикания с психогенным началом (после испуга, на фоне тяжелых внутрисемейных конфликтов) и органически обусловленные (дизонтогенетические) варианты. Прогноз при невротическом заикании значительно более благоприятен, по миновании пубертатного возраста исчезновение симптоматики или сглаживание отмечается у 90 % пациентов. Невротическое заикание тесно связано с психотравмирующими событиями и личностными особенностями пациентов (преобладают тревожно-мнительные черты). Характерны усиление симптоматики в ситуации большой ответственности, тяжелое переживание своей болезни. Довольно часто такому типу заикания сопутствуют и другие симптомы невроза (логоневроз): нарушения сна, плаксивость, раздражительность, утомляемость, боязнь публичных выступлений (логофобия). Длительное существование симптоматики может приводить к патологическому развитию личности с нарастанием астенических и псевдошизоидных черт. Органически обусловленный (дизонтогенетический) вариант заикания постепенно развивается вне зависимости от психотравмирующих ситуаций, меньше выражены психологические переживания по поводу имеющегося дефекта речи. Часто наблюдаются другие признаки органической патологии (рассеянная неврологическая симптоматика, изменения на ЭЭГ). Само заикание имеет более стереотипный, монотонный характер, напоминающий тикообразные гиперкинезы. Усиление симптоматики связано больше с дополнительными экзогенными вредностями (травмами, инфекциями, интоксикациями), чем с психоэмоциональным стрессом. Лечение заикания должно проводиться в сотрудничестве с логопедом. При невротическом варианте логопедическим занятиям должна предшествовать релаксирующая психотерапия («режим молчания», семейная психотерапия, гипноз, аутотренинг и другие варианты суггестии, групповая психотерапия). В лечении органических вариантов большое значение придается назначению ноотропов и средств, расслабляющих мускулатуру (мидокалм).

Энурез на различных этапах развития отмечается у 12 % мальчиков и 7 % девочек. Диагноз энуреза ставится детям старше 4 лет, у взрослых данное расстройство отмечается редко (до 18 лет энурез сохраняется только у 1 % юношей, у девушек не наблюдается). Некоторые исследователи отмечают участие наследственных факторов в возникновении данной патологии. Предлагается выделять первичный (дизонтогенетический) энурез, который проявляется тем, что нормальный ритм мочеиспускания не устанавливается с младенчества, и вторичный (невротический) энурез, который возникает у детей на фоне психотравм после нескольких лет нормальной регуляции мочеиспускания. Последний вариант энуреза протекает более благоприятно и к концу пубертата в большинстве случаев исчезает. Невротический (вторичный) энурез, как правило, сопровождается другими симптомами невроза - страхами, боязливостью. Данные больные часто остро эмоционально реагируют на имеющееся расстройство, дополнительные психические травмы провоцируют усиление симптоматики. Первичный (дизонтогенетический) энурез часто сочетается с мягкой неврологической симптоматикой и признаками дизон-тогенеза (spina bifida, прогнатия, эпикантус и пр.), нередко наблюдается парциальный психический инфантилизм. Отмечаются более спокойное отношение к своему дефекту, строгая периодичность, не связанная с сиюминутной психологической ситуацией. От неорганического энуреза следует отличать мочеиспускание во время ночных приступов эпилепсии. Для дифференциальной диагностики исследуют ЭЭГ. Некоторые авторы рассматривают первичный энурез как признак, предрасполагающий к возникновению эпилепсии [Шпрехер Б.Л., 1975]. Для лечения невротического (вторичного) энуреза применяются успокаивающая психотерапия, гипноз и аутотренинг. Больным с энурезом рекомендуется сокращать потребление жидкости перед сном, а также употреблять продукты, способствующие задержке воды в организме (соленые и сладкие блюда).

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитрипти-лин) при энурезе у детей оказывают хороший эффект в большинстве случаев. Часто энурез проходит без специального лечения.

Тики

Тики возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей. Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша-Нихена, малой хореи и др.). В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта , Заболевание начинается в детском возрасте (обычно между 2 и 10 годами); у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Вначале возникают тики в виде моргания, подергивания головой, гримас. Через несколько лет в подростковом возрасте присоединяются голосовые и сложные двигательные тики, часто меняющие локализацию, иногда имеющие агрессивный или сексуальный компонент. В 1 / 3 случаев наблюдается копролалия (бранные слова). Для больных характерны сочетание импульсивности и навязчивостей, снижение способности концентрировать внимание. Заболевание имеет наследственную природу. Наблюдается накопление среди родственников больных пациентов с хроническими тиками и неврозом навязчивости. Отмечается высокая конкордантность у однояйцевых близнецов (50-90 %), у разнояйцевых - около 10 %. Лечение основано на применении нейролептиков (галоперидола, пимозида) и клофелина в минимальных дозах. Наличие обильных навязчивостей требует также назначения антидепрессантов (флюоксетина, кломипрамина). Фармакотерапия позволяет контролировать состояние больных, но не излечивает болезнь. Иногда эффективность лекарственного лечения со временем уменьшается.

Особенности проявления основных психических заболеваний у детей

Шизофрения с дебютом в детском возрасте отличается от типичных вариантов заболевания более злокачественным течением, значительным преобладанием негативной симптоматики над продуктивными расстройствами. Ранние дебюты заболевания чаще наблюдаются у мальчиков (соотношение полов составляет 3,5:1). У детей очень редко можно видеть такие типичные проявления шизофрении, как бред воздействия и псевдогаллюцинации. Преобладают расстройства двигательной сферы и поведения: кататоническая и гебефреническая симптоматика, расторможенность влечений или, наоборот, пассивность и равнодушие. Вся симптоматика характеризуется простотой и стереотипностью. Обращают на себя внимание монотонный характер игр, их стереотипность и схематизм. Нередко дети подбирают для игр особые предметы (провода, вилки, обувь), пренебрегают игрушками. Иногда отмечается удивительная односторонность интересов (см. клинический пример, иллюстрирующий дисморфоманический синдром, в разделе 5.3).

Хотя типичные признаки шизофренического дефекта (отсутствие инициативы, аутизм, безразличное или неприязненное отношение к родителям) можно наблюдать практически у всех больных, они нередко сочетаются со своеобразной задержкой психического развития, напоминающей олигофрению. Э. Крепелин (1913) выделял в качестве самостоятельной формы пфропфшизофрению , сочетающую в себе черты олигофрении и шизофрении с преобладанием гебефренической симптоматики. Изредка отмечаются формы заболевания, при которых предшествующее манифестации шизофрении психическое развитие происходит, наоборот, ускоренными темпами: дети рано начинают читать и считать, интересуются книгами, не соответствующими их возрасту. В частности, замечено, что параноидной форме шизофрении нередко предшествует преждевременное интеллектуальное развитие.

В пубертатном возрасте частыми признаками дебюта шизофрении является дисморфоманический синдром и симптомы деперсонализации. Медленное прогрессирование симптоматики, отсутствие очевидных галлюцинаций и бреда могут напоминать невроз. Однако в отличие от неврозов такая симптоматика никак не зависит от имеющихся стрессовых ситуаций, развивается аутохтонно. К типичной для неврозов симптоматике (страхам, навязчивостям) рано присоединяются ритуалы и сенестопатии.

Маниакально-депрессивный психоз в раннем детском возрасте не возникает. Отчетливые аффективные приступы можно наблюдать у детей не моложе 12-14 лет. Довольно редко дети могут пожаловаться на чувство тоски. Чаще депрессия проявляется соматовегетативными расстройствами, нарушениями сна и аппетита, запором. О депрессии могут свидетельствовать стойкая вялость, медлительность, неприятные ощущения в теле, капризность, плаксивость, отказ от игр и общения со сверстниками, чувство никчемности. Гипоманиакальные состояния более заметны для окружающих. Они проявляются неожиданной активностью, говорливостью, непоседливостью, непослушностью, снижением внимания, неспособностью соизмерить действия со своими силами и возможностями. У подростков чаще, чем у взрослых больных, наблюдается континуальное течение заболевания с постоянной сменой аффективных фаз.

У маленьких детей редко наблюдаются очерченные картины невроза . Чаще отмечаются кратковременные невротические реакции вследствие испуга, неприятного для ребенка запрета со стороны родителей. Вероятность таких реакций выше у детей с явлениями резидуальной органической недостаточности. Четко выделить характерные для взрослых варианты неврозов (неврастению, истерию, обсессивно-фобический невроз) у детей не всегда представляется возможным. Обращают на себя внимание незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств (энуреза, заикания, тиков). Г.Е. Сухарева (1955) подчеркивала, что закономерностью является то, что чем младше ребенок, тем однообразнее, монотоннее симптоматика невроза.

Довольно частым проявлением детских неврозов являются самые различные страхи. В раннем детстве это боязнь животных, сказочных персонажей, героев кинофильмов, в дошкольном и младшем школьном возрасте - страх темноты, одиночества, разлуки с родителями, смерти родителей, тревожное ожидание предстоящей учебы в школе, у подростков - ипохондрические и дисморфофобические мысли, иногда страх смерти. Фобии чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. Появлению страхов способствует гиперпротекция со стороны родителей, заключающаяся в постоянных тревожных опасениях за ребенка. В отличие от навязчивостей у взрослых детские фобии не сопровождаются сознанием чуждости, болезненности. Как правило, нет целенаправленного стремления избавиться от страхов. Навязчивые мысли, воспоминания, навязчивый счет для детей не характерны. Обильные идеаторные эмоционально не окрашенные навязчивости, сопровождающиеся ритуалами и замкнутостью, требуют проведения дифференциальной диагностики с шизофренией.

Развернутых картин истерического невроза у детей также не наблюдается. Чаще можно видеть аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развиваются остановка дыхания и цианоз. Иногда отмечается психогенный избирательный мутизм. Причиной таких реакций может быть запрет родителей. В отличие от истерии у взрослых детские истерические психогенные реакции возникают у мальчиков и девочек с одинаковой частотой.

Основные принципы лечения психических расстройств в детском возрасте существенно не отличаются от методов, применяемых у взрослых. Ведущим в лечении эндогенных заболеваний является психофармакотерапия. При лечении неврозов психотропные средства сочетают с психотерапией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - 2-е изд. - М.: Медицина, 1989. - 256 с.
  • Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.
  • Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. - JL: Медицина, 1988.
  • Каган В.Е. Аутизм у детей. - М.: Медицина, 1981. - 206 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. - Т. 2. - М.: Медицина, 1994. - 528 с.
  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1979. - 607 с.
  • Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с.
  • Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: Пер. с нидер-ланд. / Под ред. И.Я. Гуровича. - М., 1993. - 319 с.
  • Психиатрия: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шейдера. - М.: Практика, 1998. - 485 с.
  • Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. - М.: Медгиз, 1948. — 134 с.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.
  • Ушаков Т.К. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 1973. - 392 с.