Правила поведения в обществе: что отличает воспитанного человека? Формирование поведения личности

Человек вынужден ежеминутно отдавать предпочтение определенному поведению. Выбор диктуется подсознанием. Увеличивает вариативность текущего поведения большая энергетика сознания. При различных пограничных психических расстройствах, нестабильном психоэмоциональном состоянии, переживая негативные эмоции человек, сам того не осознавая, направляет все усилия на то, чтобы выйти из некомфортного состояния .

Позитивный настрой располагает к тому, что индивидуум способен выполнить множество действий. Но и они ограничены рамками его сознания. Окружение и обстановка, в которой происходит закладка фундаментальных личностных качеств, способствует впитыванию индивидуумом определенных ограничений. О генезисе таких ограничений можно и не догадываться, но они изображают некий вид внушения, исходящего от окружающих.

Факторы определяющие поведение человека

Окружающий мир, внешняя и предметная среда, общественно выработанный опыт взаимозависимые и принимают косвенное участие в становлении характера индивидуума и его поведения. Социум – это люди, материальные и духовные ценности, которыми они окружают себя. Внутренние необъяснимые запреты и основополагающие принципы поведения неотделимы от социальной группы, национальности, от принадлежности личности к определенной группе людей. Например, поведение индивидуума на улице, в домашней обстановке разительно отличается от поведения на работе, в учебном заведении.

Чем детерминирован образ действий человека:

1) национальностью (в этнопсихологии выделяется система отношений этнической общности, именуемая национальным характером), проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, и установленной манере поведения:

  • японцы славятся своим трудоголизмом, им присуще обостренное чувство прекрасного;
  • немцы всегда организованы и экономны;
  • французы находят время для наслаждения красивым видом, хорошей едой или интересным фильмом;
  • финнам свойственна чрезмерная любовь к чистоте;

2) религией, способствующей самоидентификации и противопоставлению «свой» — «чужой»;

3) индивидуальной психологической характеристикой личности (склонность к конфликтам, спокойный и уравновешенный характер или агрессивный по отношению к окружающим);

4) характерные черты группы людей, в окружении которой находится индивидуум (семья, сотрудники, одногруппники);

5) положением в обществе (начальник, сотрудник, подчиненный, лидер);

6) референтной группой или группой людей, взгляды и установки которой являются ориентиром для конкретного человека;

7) самооценкой и уровнем развития мышления (высокая самооценка и позитивный настрой исключают агрессию и неадекватное поведение, а при низкой самооценке вероятность проявления раздражения, агрессии возрастает).

8) эстетическая составляющая или то, как человек воспринимает литературу, живопись, музыку, красоту природы.

Присутствуя в определенной среде, людям присуще демонстрировать эмоции, жесты, позы, понятные и привычные для этой среды. Так, подражая взрослым, дети перенимают опыт своих родителей, их язык, имитируют манеру вести себя и реагировать на внешние обстоятельства. Появившись в кругу незнакомых людей, человек неосознанно повторяет их движения и позы, пытаясь таким образом адаптироваться к новым условиям. Подобное поведение психологи называют эффектом хамелеона: личность будто сливается с окружением.

В произведении «Мы боги» автором Бернаром Вербером описан интересный эксперимент. Суть его заключается в следующем: в клетке находится 5 приматов, а на потолке подвязаны бананы. Как только одно из животных пытается достать банан, всех приматов тут же опрыскивают холодной водой. Так повторяется несколько раз. На каждого примата, который в дальнейшем будет пытаться достать лакомство, остальные животные будут бросаться со злостью. Постепенно заменив по очереди всех приматов, которых водой не обливали в клетке и они не видели, чем заканчивались попытки достать банан, оказывалось, что обезьяны агрессивно реагируют на каждого собрата, который решается достать еду. Подобное поведение присуще и людям: мы действуем чаще соответственно тому, как заведено.

Людям свойственны некие стандарты поведения. Психологи выделяют несколько положений, которые дают представление о поведении личности:

  1. понятие о теории личностных черт, согласно которой поведение человека обусловлено личностными характеристиками;
  2. понятие о бихевиоризме, которое заключается в различных способах реакции личности на внешние воздействия;
  3. социальное научение или подражание (родителям, учителям, коллегам);
  4. психоаналитический подход при анализе поведения, при котором акцент ставится на подсознание;
  5. когнитивная методология заключается в возможности человека интерпретировать происходящее вокруг него в соответствии с полученным опытом;
  6. гештальт — психология – восприятие окружающего мира как целостного объекта;
  7. теория групповой динамики – как человек воспринимает себя в кругу других людей или коллективный разум.

Поведение человека – это преднамеренное деяние, на которое он способен оказывать влияние как автор. Это сознательный выбор индивидуума. Но существует множество факторов, причастных в различной мере к поведенческим реакциям и преднамеренным действиям. Привычки, ценностные ориентиры могут изменяться при смене окружения, ситуации, даже времени суток. Отдельно стоит упомянуть о влиянии культуры, СМИ, традиций народа на складывание поведенческой парадигмы личности.

Поведение человека продиктовано принадлежностью к конкретной социальной категории, которая ложиться в основу неких действий и предсказуемости поведения.

Огромнейшее значение в современной имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Массовое поведение

Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.

Групповое поведение

Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Просоциальное поведение

Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением .

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A , согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B , согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Послушное поведение

Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.

Девиантное поведение

Девиантным поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.

Противоправное поведение

Противоправное поведение представляет собой поведение, нарушающее установленные социальные нормы. Данная форма поведения предполагает осуждение судом – человек за него может получить наказание, исходя из действующего законодательства.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Поведение типа привязанности

Поведение типа привязанности выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти , если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и .

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением , и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Заключение

В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу.

Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность. Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению.

А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его . Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки. И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью . Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот .

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие.

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Но никто не спорит, что общество вырабатывает определенные нормы поведения, которые считаются нормальными в данное время, многие из них закрепляются законодательно, другие превращаются в нравственные ценности, в правила поведения, этикет и т.п. Но в то же время в любом обществе находятся люди, которые отличаются нестандартным, отклоняющимся от привычных норм поведением.

В данной работе я рассмотрю понятие социального поведение человека в обществе. Каковы нормы такого поведения, и что называют отклоняющимся поведением.

Социальное поведение

Поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет, прежде всего, об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.

Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего, орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

Социальное поведение - внешнее проявление деятельности и, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач (экономических, социальных, развития духовной жизни). В этом смысле они выступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий. Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к "Я" как источнику и субъекту действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации.

Поступок - социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами.

В отличие от импульсивных действий поступок совершается в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и целям человека. В нем проявляется личность человека - его ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент.

Совокупность поступков составляет деяние. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности.

Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.

Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, люди должны следовать определенным правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам.

Соблюдение норм осуществляется с помощью социального контроля.

Социальный контроль - это совокупность методов, определяющих соответствие поведения людей нормам общества.

Общество изобрело множество приемов контроля. Одна из первых - школьные оценки. В них закрепляется мнение значимых представителей общества. В ответственных социальных процессах применяется другой, еще более важный инструмент - экспертные оценки. Они выносятся коллективно специально обученными людьми по специально составленным методикам.

Основными видами социального контроля являются обычаи и традиции, мораль, религия, право. Каждый вид социального контроля условно можно подразделить на две составляющие: нормативную и институциональную. Нормативная сторона социального контроля представлена системой норм, заключающих в себе требования общества, группы, государства, иного социального субъекта к поведению личности.

Социальная норма - это образец, стандарт, модель требуемого (должного, желаемого) поведения. Социальные нормы усваиваются индивидом в процессе социализации.

Все социальные нормы по способу социального контроля делят на три группы:

  • 1) дозволяющие нормы предоставляют определенные права (например, право на владение собственностью);
  • 2) обязывающие {предписывающие) нормы налагают обязанности (например, обязанность родителей материально поддерживать своих детей);
  • 3) запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение каких-то конкретных действий, например: «не убей», «не укради» и т.п.

Норма должна быть социально обусловлена, т.е. общественно полезна. Она должна способствовать удовлетворению какой-нибудь социальной потребности, отвечать социальным интересам какой-либо большой группы. Если норма теряет общественную полезность, она отмирает, как правило, заменяется другой социальной нормой.

По масштабу нормы делят на нормы, существующие в малых группах, и нормы, существующие в больших группах. К ним относятся групповые привычки, обычаи, традиции, нравы, этикет, законы. Есть светский этикет, есть молодежные манеры, есть общенациональные нравы и религиозные традиции.

Институциональная сторона социального контроля заключается в том, что сама по себе норма автоматически не может стать на практике моделью поведения. Для реализации социальных норм необходимы определенные субъекты социального контроля, наделенные правом и возможностями применять санкции. Существуют официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) субъекты контроля. К первым можно отнести, например: религиозные учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы. Вторыми являются семья, дружеская компания и т.п. Формальные санкции устанавливаются нормативными актами (выговор, штраф, лишение свободы и т. д.), неформальные санкции применяются непосредственно (демонстративное молчание, бойкот, общественное порицание и т.д.).

В зависимости от строгости наказания нормы располагаются в следующем порядке: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу. Нормы - это стражники ценностей. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Охранники норм - санкции.

Цель социального контроля - обеспечение конформного поведения людей, т.е. соответствующего социальным нормам. Конформизм - внешнее согласие с общественными требованиями.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Формальные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, фирмы и т.д.) - награды, почетные звания, премии.

Неформальные позитивные санкции : публичная дружеская похвала, комплименты, улыбки, аплодисменты и т.п.

Формальные негативные санкции : тюремное заключение, арест, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции : порицание, насмешка, издевка, бойкот и другие. Эти санкции применяются в малых группах. Их совокупное действие называют групповым давлением.

Применение каких-либо санкций к самому себе называется самоконтролем. Его проявлением выступает совесть. Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотями, характерное для детей, называется инфантилизмом (от лат. - младенчество).

Одним из важных средств социального контроля в большой группе выступает общественное мнение.

Общественное мнение - это совокупность оценок и суждений здравого смысла (рассудочных идей), разделяемых какой-то частью общества.

В первобытном обществе единственной формой социального контроля был обычай. Позже к обычаям добавились нормы религии , которые постепенно занимают как вид социального контроля главенствующую роль. В современном обществе наиболее эффективным видом социального контроля является право: правовые нормы и государственно-правовые институты. Все виды социального контроля взаимосвязаны, поддерживают друг друга, взаимно укрепляют друг друга.

Социальный контроль вознаграждает удачно прошедших социализацию и наказывает неудачников. Неудачник оказываются на «социальном дне», пополняют ряды малоимущих слоев населения. Преступники, нищие, безработные, бомжи - группы населения неудачно прошедшие социализацию.

Отклонение от нормы называется - девиация, или девиантное поведение. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

Девиантное поведение подразумевает любые поступки, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. К максимально не одобряемому поведению относятся поступки революционеров, террористов, предателей, преступников, вандалов, нищих и т.п. К максимально одобряемому поведению относятся поступки национальных героев, выдающихся артистов и спортсменов, учёных, политических лидеров и т.д.

В нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп приходится примерно по 10-15% населения. А примерно 70% населения составляют люди с несущественными отклонениями.

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

  • врожденное;
  • приобретенное;
  • творческое.

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна