Постановка звука ш конспект занятия с презентацией. Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида «Подготовка к постановке звука »

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Постановка звука [ш]

Программное содержание:

1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

Организация: индивидуальное занятие.

Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

Ход занятия:

I. Психологический настрой на правильную речь:

Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

III.Объявление темы занятия:

Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

IV. Постановка звука [ш].

а) По подражанию.

б) От артикуляционного уклада.

в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

г) От слога са.

д) От звука р.

V. Анализ артикуляции: положение язык

Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

VI. Закрепление изолированного звука [ш].

Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

VII. Развитие фонематического слуха.

а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).

г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

VIII.Закрепление [ш] в слоге.

Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

IX.Закрепление [ш] в слове.

Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

X. Закрепление [ш] в предложении.

Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

XI. Домашнее задание:

нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

XII. Итог:

какой звук отрабатывался, его анализ.

Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

выбор настроения на экране.

Занятие окончено!

Приложение

Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
Крона состоит из веток

листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая

поза рук

Движения или статическая

поза языка

Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

Докшина А.А.,
учитель-логопед

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

Провела: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание.

Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память, самостоятельность, уверенность.

Формировать умение слушать логопеда.

Формировать усидчивость на занятии.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Кто же это?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

А когда приходит снеговик, в какое время года?

Ребенок: Зимой.

Логопед:- Правильно, зимой.

Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

Как подует ветерок, так закружится снежок.

Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

2. Основная часть.

Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

Круговые растирающие движения.

Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

Убирай язычок в ротик, ты молодец.

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

(Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

Ребенок: Весёлые снежинки.

Логопед: А снежинки какие?

Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

1. Физминутка.

Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

Итог занятия.

Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

До свидания!

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

  • Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

Задачи:

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

  • развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – предметные картинки;
  • индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика. — А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.