Почему возникает неврозоподобный синдром и как с ним бороться? Неврозы Неврозоподобное состояние у детей лечение

Неврозоподобный синдром — очень распространенное заболевание, которое обусловлено и стрессом, и соматическими нарушениями. Фактор стресса оказывает дополнительное провоцирующее воздействие, а основное ухудшение состояния человека происходит на органическом фоне. Заболевание встречается как у взрослых, так и у детей.

Как проявляется неврозоподобный синдром?

Деятельность психики тесно связана с работой нейронов головного мозга, поэтому любые отклонения от нормальной деятельности гипоталамуса и лимбических зон немедленно сказываются на эмоциональном фоне пострадавшего. Какие физические заболевания увеличивают вероятность неврозоподобного синдрома?

  • аллергические реакции: кожная аллергия, пищевая аллергия, бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания: ишемия, вегетососудистая дистония и др.;
  • желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язва, дисбактериоз кишечника;
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчного пузыря;
  • резидуально-органические пороки головного мозга;
  • психические заболевания: эпилепсия, параноидальный синдром, шизофрения и др.;
  • эндокринные нарушения: гипертиреоз, сахарный диабет и др.

Практически все тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться неврозоподобным синдромом. У некоторых людей возможности психики позволяют избежать этого осложнения, но в основном не удается устранить все симптомы за счет собственных ресурсов. Какие симптомы позволяют предположить неврозоподобное состояние?

  • резкие перепады настроения, преобладают негативно-окрашенные эмоции: тревога, раздражительность, злость;
  • сложности с контролем над своим поведением, вспыльчивость, агрессивные поступки;
  • тошнота и рвота в стрессовых ситуациях;
  • жидкий стул, запоры;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, сонливость;
  • отсутствие аппетита, отказ от пищи;
  • скачки артериального давления и пульса;
  • большое количество необоснованных страхов, тревожность, мнительность;
  • повышенное потоотделение и слезливость;
  • недержание мочи, особенно в ночное время у детей.

Конкретные проявления могут различаться по степени интенсивности в каждом клиническом случае: некоторые пациенты страдают всем списком симптомов, а у кого-то проявляется 2-3 признака.

Так как характер заболевания в основном невротический, в первую очередь нужно обращаться к невропатологу. При необходимости могут быть подключены и другие специалисты:

  • психотерапевт или психиатр;
  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог.

Для того чтобы ребенку была оказана комплексная и эффективная помощь, родителям не следует скрывать симптомы нарушения. Часто из-за ложных опасений родителей дети вынуждены страдать из-за своего плохого самочувствия. Без должных оснований никто не вправе ставить ребенка на учет в психдиспансер, госпитализировать или выписывать ему сильнодействующие и опасные медикаменты.

Если родители опасаются государственных медицинских учреждений, можно обратиться в частные, но никуда не обращаться нельзя. Категорически нельзя лечить неврозоподобный синдром методами народной медицины — это является потерей времени и продлевает страдания ребенка.

Лечение неврозоподобного состояния должен проводить квалифицированный невролог, а не бабки, колдуны и шаманы с бубном.

Вернуться к оглавлению

Что такое неврозоподобный синдром?

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют несколько разнообразных по своим проявлениям расстройств, для каждого из которых характерны специфические нарушения. Что входит в эту категорию? Астенический синдром. Пострадавший испытывает головные боли, мигрени неясного происхождения. Появляется быстрая утомляемость даже без адекватной нагрузки. Поведение становится неконтролируемым, человек эмоционально неуравновешен, ведет себя резко и несдержанно.

В течение дня имеется сонливость, в ночное время — бессонница, поверхностный сон, неприятные и кошмарные сновидения. Периоды раздражительности сменяются периодами апатии и безразличия к происходящему. Человек остро реагирует на внешние стимулы: на громкие звуки, яркий свет, контакты с другими людьми, запахи и прикосновения. Со стороны соматики наблюдается расстройство сердечного ритма, потливость, нарушения пищеварения, отсутствие аппетита и переедание. Астенический синдром без лечения прогрессирует и приводит к более тяжелым недомоганиям.

Обсессивно-компульсивный синдром. Появляется характерное поведение для пострадавшего: чтобы избавиться от тревоги, человек совершает действия, которые временно его успокаивают. Это может быть мытье рук, покупки ненужных вещей, употребление алкоголя, занятия сексом с посторонними людьми. Патологическое нарушение поведения проявляется в том, что пострадавший повторяет эти действия вновь и вновь, даже если они не дают устойчивого облегчения его состояния. У человека появляются навязчивые мысли, страхи приобретают нереальную форму. Пациент начинает верить в знаки, приметы, гороскопы и предзнаменования, обзаводится личными ритуалами на удачу.

У обсессивного синдрома возможны рецидивы в стрессовых ситуациях и ремиссии в относительно спокойное время.

Ипохондрический синдром. Человека чрезмерно тревожит состояние его здоровья, в любом незначительном недомогании он склонен видеть приближение смерти. На этой почве обостряются все хронические соматические заболевания, усиливаются мигрени, расстройство пищеварения и раздражительность. Страдающие ипохондрическим синдромом часто упрекают врачей в некомпетентности, поскольку обнаружить смертельный недуг медицина не в силах. Пациенты с ипохондрическим синдромом верят в то, что их прокляли, наложили на них порчу, испортили им карму какие-то посторонние колдуны или недоброжелатели, соответственно, они обращаются к другим адептам магии и шарлатанства для того, чтобы нейтрализовать этот магический урон. Лечить пострадавших методами официальной медицины очень сложно, поскольку они не выполняют рекомендаций врача, ведут себя агрессивно и самовольно.

Гиперкинетический синдром. Чаще появляется у детей, чем у взрослых. Сопровождается беспорядочной и деструктивной двигательной активностью. Ребенок постоянно испытывает желание рвать бумагу, поджигать вещи, убегать, ломать и портить игрушки, крутить в руках какие-то вещи. Со стороны соматических нарушений проявляются нервные тики, подергивания конечностей, тремор, повторяющиеся и избыточные движения, например, очень частое моргание. У взрослых обычно достигается некоторый контроль над поведением, но в стрессовых ситуациях пациентам сложно избавиться от лишней активности.

Истерический синдром. Отличительной чертой является эмоциональная несдержанность, гипертрофированные проявления эмоций. Часто пациенты изображают падения в обморок, вселенскую скорбь, плачут напоказ, симулируют судороги и припадки. На нервной почве возможно ухудшение зрения и слуха, появление параличей и парезов. Формы, в которых выражается неврозоподобный синдром, могут свободно перетекать друг в друга при определенных обстоятельствах, однако чаще всего больной останавливается на одной форме и придерживается ее в течение длительного времени.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.


Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

неуверенность в себе;

Повышенные:ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

Повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

Завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
- непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
- «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:


1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, частоболеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтомуведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Неврозы (в других источниках вы можете также встретить термины «невротическое расстройство» или «психоневроз») – это группа функциональных расстройств психогенного характера. Не смотря на то, что такие расстройства являются полностью излечимыми, они имеют тенденцию к затяжному течению. Психогенный – значит генезис (происхождение, причина появления) данного заболевания лежит в области психики человека, поэтому основной причиной неврозов считаются психические травмы, которые пережил человек. Такая травма может быть одномоментной (развод, смерть близкого человека) или длительной (конфликтные отношения в семье, неблагоприятный психологический климат на работе). Но, конечно, это далеко не единственные причины возникновения неврозов.

Итак, основной причиной служит одномоментное или длительное воздействие на психику человека различного рода травмирующих ситуаций. Тем не менее, неврозом страдает далеко не каждый человек, хотя все мы на протяжении жизни обязательно сталкиваемся с психотравмирующими обстоятельствами. Соответственно, есть тип людей, более подверженных такому недугу.

Не причиной, но предпосылкой является сам психотип человека – как правило это люди с неустойчивой и слабой нервной системой, подвержены перепадам настроения, могут быть склонны к истерикам, или напротив – к ипохондрии. Физиологически эта слабость выражается в том, что человек быстро утомляется и при умственной, и при физической работе. В какой-то мере такой психотип может быть и наследуемым – подобные свойства нервной системы обнаруживаются у некоторых других членов семьи.

Ранимый, уязвимый, сверхчувствительный, тревожный – такие особенности присущи этому типу людей. Тем не менее, говорить о том, что невроз может возникнуть только у такого человека – некорректно. Воздействие сильного стресса (например, смерть любимого человека) может вызвать неврозы и невротические состояния и у обладателя самой крепкой нервной системы.

Для человека, подверженного неврозам, обычно характерно тесное переплетение физического и психического. При психологической травме, эти люди ощущают боль на уровне физики тела, очень быстро возникают соматические симптомы (боль в сердце, тремор конечностей, потливость, нарушения сердцебиения и дыхания, мышечные спазмы).

И наоборот, перенесенное заболевание, а порой даже просто переутомление тела – ведет к снижению настроения, появлению истерик или депрессивных состояний, и.т.д. Поэтому одной из причин возникновения неврозов – можно считать и перенесенные тяжелые заболевания, операции, длительные перегрузки.

Симптомы

Теперь становится понятно, почему неврозы и невротические состояния имеют 2 вида симптомов – физические и психические.

К психическим симптомам можно отнести: ожидание тревожного события, страхи, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, фобии, проблемы в общении с другими людьми, сниженное настроение без видимых на то причин, противоречия в собственной системе ценностей, а также в представлениях о мире, людях. Сюда также можно отнести состояния беспричинной паники, необусловленные перепады настроения, и.т.д.

В качестве физических симптомов выступают: боли в сердце и головные боли, нарушения питания (булимия и анорексия), боли в области живота, бессонница ночью (при этом чаще всего хроническая усталость и желание спать днем), перепады давления, потливость, головокружения, снижение либидо и потенции.

В дальнейшем, когда речь пойдет о лечении, важно помнить об этих двух категориях симптомов. Именно поэтому неврозы и невротические состояния следует лечить по двум направлениям – психическое (работа с психотерапевтом), и физическое (прием медикаментов или лекарственных трав, гомеопатия или рефлексотерапия, то есть лечение, которое направлено на тело).

Виды неврозов: классификация

Отечественные специалисты выделяют 3 основные категории.

Неврастения

Для этого состояния характерны раздражительность, высокая возбудимость. При этом у человека быстро наступает физическое и эмоциональное истощение. Начало заболевания характеризуется высокой раздражительностью: больной очень тяжело воспринимает яркий свет, громкие звуки и речь, перепады температуры, неадекватно реагирует на внешние раздражители.

Параллельно появляются и физические симптомы: головные боли или шумы и пульсация в голове, нарушается сон, возникают вегетативные реакции (ощущения холода в конечностях, повышается потливость). Со временем раздражительность сменяется ощущением слабости и утомляемости.

При неврастении редко требуется медикаментозное лечение. Чаще всего достаточно работы с психотерапевтом, а иногда заболевание само сходит на «нет» при исчезновении психотравмирующих факторов.


Истерические неврозы

Чаще всего возникают у людей, имеющих склонность к истерическим реакциям. У больных могут возникать судорожные истерические припадки, в ходе которых движения становятся хаотичными, тело может выгибаться, ноги и руки вытягиваются. Припадок может выражаться как гипертонический или сердечный криз, человек ощущает удушье или рыдает.

Такие состояния чаще возникают у женщин. Как правило, припадки носят демонстративный характер, человек пытается продемонстрировать окружающим насколько ему плохо.

Истерические расстройства могут быть и короткими, и длительными. При длительных периодически происходит обострение заболевания.

Неврозы навязчивых состояний

Характеризуются в первую очередь возникновением у больного различных навязчивых мыслей и идей. Могут появляться фобии (фобический невроз). Чаще всего больной испытывает страх перед повторением какой-либо травмирующей ситуации, которая имела место в его жизни. Например, если ему стало плохо однажды в каком-то общественном месте – он может испытывать страх перед этим местом, избегать посещения таких мест.

Со временем количество страхов растет – больной начинает бояться различных инфекционных болезней (носит с собой антисептик и постоянно обрабатывает руки и все к чему прикасается), может возникать страх смерти, высоты, страх закрытого или наоборот , и.т.п. Может возникнуть невроз навязчивых движений (больной дергается, моргает). При попытках сдерживать эти движения больному удается это ненадолго.

При истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний лечение требуется комплексное (и психотерапевтическое, и медикаментозное). При этом, основное внимание все-таки должно уделяться психотерапии, т.к. препараты лишь позволяют снять симптомы.

Кроме классификации отечественных врачей, существует и международная классификация таких заболеваний, там разновидностей невроза намного больше. Перечислим только некоторые и них:

  • депрессивный невроз (у больного постоянно наблюдаются депрессивные состояния, сниженный тонус, вялость). В физиологическом плане этот невроз обычно сопровождается ВСД (вегетососудистой дистонией),
  • ипохондрический невроз (как правило является следствием длительного течения какого-либо другого вида невроза), когда человек обуреваем идеей о своем нездоровье, постоянно ищет симптомы неблагополучия, бегает по врачам,
  • невроз сердца и невроз желудка (болевые ощущения в области сердца, или, соответственно, желудка).

Лечение и профилактика неврозов

Основное лечение при неврозе – качественная психотерапия. Ведь причины недуга – в первую очередь, психологические. Специалист может применять гипноз, аутогенные тренировки, множество других современных методов.

Но, как мы уже определились, у страдающих неврозами очень сильно переплетено физическое и психическое, и одно тесно зависит от другого. Поэтому, в лечение заболевания необходимо включать и помощь физическому телу. Другое дело, что в зависимости от тяжести заболевания, в этом могут помочь:

  • фитотерапия (настои успокоительных трав) и аромотерапия,
  • иглорефлексотерапия,
  • техники мышечного расслабления,
  • расслабляющий массаж,
  • витаминные комплексы и соблюдение режима,
  • и наконец медикаменты (если без них никак не обойтись).

Медикаментозное лечение при неврозе включает ноотропы, антидепрессанты, нейролептики. Прием транквилизаторов целесообразен на недолгий период – в более длительном промежутке возникает привыкание к этим препаратам, у больного может ухудшаться память и внимание.

Особое внимание следует уделять профилактике неврозов. Особенно тем людям, у которых есть предрасположенность к этому в силу особенностей их нервной системы. Им крайне необходимо владеть техниками релаксации, иметь стабильный режим, достаточно спать, не допускать физического и эмоционального переутомления. Также важно своевременное лечение соматических заболеваний, если таковые возникают.

Вам также может быть интересно

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) - группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как "органоиды".

В основе Н. с. лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже - субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология - очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

Н. с. подразделяются на две группы: 1) процессуальные неврозоподобные расстройства при текущих нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующие органические заболевания головного мозга); 2) непроцессуальные Н. с. при резидуально-органической патологии головного мозга и при общесоматических заболеваниях. Детскому неврологу преимущественно приходится наблюдать вторую группу Н.с, которая может проявляться в виде следующих синдромов: астенического (псевдоневрастенического), истероформного, сенестопатически-ипохондрического, фобического, депрессивно-дистимического, моносимптоматического двигательного и сомато-вегетативного.

Клиническая картина. Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза. В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. с. характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.

Н. с. необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи Н. с. с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные Н. с, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.

Неврозы представляют собой функциональные расстройства нервной системы, характеризующиеся временным нарушением основных процессов нервной системы (торможения и возбуждения). При неврозах нет органического повреждения ни со стороны нервной системы, ни со стороны внутренних органов, а имеются функциональные расстройства их, в развитии которых основную роль играют функциональные психогенные расстройства нервной деятельности.

Неврозы - обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами, т.е. раздражителями, действие которых определяется их информационным значением.

В тех случаях, когда заболевание нервной системы, не имеющее органической основы, возникает в результате травм, инфекций и интоксикаций, эндокринных нарушений, говорят не о неврозе, а неврозоподобных состояниях.

Психотравмирующие раздражители несут различную информацию: о семейных или служебных неприятностях, потере близких, крахе надежд, угрозе жизни, здоровью или благополучию.

Психической травмой является то, что угрожает человеку в будущем, порождает неопределенную ситуацию и требует принятия решения. Причинами развития неврозов могут быть события, ведушие к возникновению неразрешимого конфликта (между долгом и желанием, влечением и ситуацией, когда потребность не может быть удовлетворена, борьба противоречивых чувств любовь и ненависть). Причиной развития неврозов может быть также отсутствие информации, особенно имеющей большое значение для иного лица (сведения о близких, родных или любимых людях). Ожидание неприятного события вызывает большую нервную напряженность, чем само событие.

Психотравмирующие раздражители могут быть слуховыми (слова), зрительными (горящий дом), письменными (знаки, образы). Чтобы привести к развитию невроза, психогенный фактор должен быть либо чрезмерной силы, либо продолжительного действия.

В развитии невроза также имеет значение наследственная отягощенность .

Способствуют возникновению неврозов слабость нервной вегетативной системы, которая может быть конституционно обусловленной или является следствием различных заболеваний, травм, интоксикаций.

Неврозы могут возникнуть у лиц с любым типом нервной деятельности. Но при прочих равных условиях неврозы легче возникают у людей, отличающихся определенными личностными особенностями -повышенной возбудимостью, эмоциональностью, склонностью к мнительности, демонстративности и т.д.

Не последнюю роль в возникновении неврозов играют отрицательные моральные факторы, действовавшие в раннем детстве: жестокое обращение, унизительные наказания, прозвища, запугивания. Поэтому, большое значение в формировании личности имеют условия воспитания в детском возрасте. Наличие или отсутствие травмирующих психику обстоятельств, взаимоотношения между родителями и ребёнком, условия жизни, общение с окружающими также могут способствовать возникновению неврозов.

Значение имеют условия жизни, работы, общения с окружающими и в более поздние периоды жизни. Неврозы могут возникнуть в различном возрасте, но наиболее типичный возраст для проявления - 25-40 лет.

Неврозы являются наиболее частым видом нервно-психических расстройств. Их распространенность в развитых странах составляет 5-15%.

К неврозам относятся : неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний (психастения) и прочие неврозы (энурез, логоневроз, тики, писчий спазм).