План конспект первая помощь при кровотечении. III. Воспитательные задачи

Опасность кровопотери

В организме взрослого человека около 5 л крови и потеря около 2 л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен - венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, - накладывая жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и б ьёт фонтаном из раны.

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения , при венозном - жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения .

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через 10-15 минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые 30-40 минут, независимо от времени года, следует снимать жгут на 20-30 секунд (до порозовнения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом, можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Внутренние кровотечения

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений - это синяки , возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения (в брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Травмы головы

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет меньше.

За пострадавшем при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение 3-5 секунд.

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

Кровотечение, внешнее, или внутреннее, довольно часто приводит к тяжелым состояниям человеческого организма, нередко становясь причиной летального исхода. Несмотря на то, что современная медицина научилась успешно бороться с данным явлением, различные виды кровотечений ежегодно уносят тысячи жизней. Ка правило, причина этому – неправильно оказанная первая помощь, по причине того, что не все люди могут правильно распознать тот или иной вид кровотечения.

Классификация

Классификация кровотечений – необходимая мера, которая позволяет быстро оказать правильную помощь для остановки крови.

Основные виды кровотечения и методы его остановки должны быть известны каждому человеку, а необходимо запомнить на всю оставшуюся жизнь. Порой заминка в действиях, или неправильное выполнение перевязки раны может стать причиной смерти.

Капиллярное

  • Сильное чувство слабости. Пациент испытывает головокружение.
  • Учащенный пульс.
  • Бледные кожные покровы.
  • Кровавая рвота, или рвота массами коричневого цвета.
  • Каловые массы густые, черного цвета, или появление водянистого кровавого кала.

Основные причины, которые вызывают кровотечение в желудочно–кишечном тракте – различные заболевания пищеварительной системы – язвы, опухоли. При наличии в организме данных заболеваний, пациенты с такими диагнозами должны быть четко осведомлены о симптомах кровотечения и методах первой помощи.

Методы временной остановки

Зависят от его вида. Первая помощь при кровотечении должна быть экстренной, ошибаться нельзя.

Общие меры при любом кровотечении:

  • Помочь больному принять горизонтальное положение тела.
  • Постоянно следить за тем, чтобы человек находился в сознании, измерять частоту пульса, фиксировать изменения в показателях артериального давления.
  • Обработать место травмы антисептическим средством, зафиксировать повязку.
  • Если есть возможность, приложить к ране лед, либо любой другой источник холода.
  • В кратчайшее время доставить пациента в медицинское учреждение.

Алгоритм действий при оказании первой помощи во время кровотечений, таблица согласно их видам:

Кровотечение Алгоритм действий
Оказание первой помощи, направленное на временную остановку кровопотери Медицинская помощь
Капиллярное кровотечение Обработка раны антисептическим раствором.

Наложение повязки их сухой, или смоченной в антисептике марли.

Накладывание швов (если присутствует такая необходимость)
Венозный тип Выполнение действий, характерных для капиллярного кровотечения.

Наложение повязки на расстоянии от 10 до 15 сантиметров выше и ниже места ранения.

Перевязка или наложение швов на неглубокую рану.

При наличии повреждения глубоких вен, проводится зашивание вены и места повреждения кожи.

Артериальное кровотечение Выполнение общих мероприятий.

Сдавливание пальцами сосуда в ране, который был поврежден.

Установка тампона из ваты или марли в рану.

Наложение медицинского жгута на расстоянии от 10 до 15 сантиметров выше места травмы.

Зашивание поврежденной артерии, или установка протеза.
Кровотечение желудочно-кишечного тракта, внутренние кровопотери Выполнение общих действий, которые входят в алгоритм доврачебной помощи. Введение пациенту препаратов, которые останавливают кровь.

Методы инфузионной терапии, помогающие восполнить потери крови.

Постоянное наблюдение за пациентом.

При наличии вновь образовавшегося кровотечения, проводятся дополнительные меры оперативного лечения.

Как правильно наложить жгут при кровотечениях:

  • Накладывается жгут строго ниже на 10 – 20 сантиметров от места повреждения артерии. Накладывать жгут ниже можно только в том случае, если характеристика ранения не позволяет сделать это на указанном расстоянии.
  • В случае отсутствия медицинского жгута, его можно заменить куском чистой ткани. Это может быть полотенце, любая тряпка, оторванный рукав от рубашки, штанина.
  • Под жгутом в обязательном порядке необходимо проложить повязку из ткани.
  • Первые несколько витков жгута не должны быть сильно тугими. При последующих наложениях кругов жгута их необходимо максимально затягивать.
  • Если все правила по наложению жгута были соблюдены, интенсивность кровотечения должна уменьшиться. Если этого не отмечается, значит, были допущены ошибки при его наложении, либо характер кровотечения не артериальный.
  • Жгут можно держать на конечности не более одного часа в зимний период, и не более двух часов летом.
  • При необходимости держать жгут дольше указанного времени, его необходимо ослабить через час (зимой), и два часа (летом), тампонировать рану, и повторно туго затянуть жгут.
  • При невозможности зафиксировать жгут ниже места ранения, например, при повреждениях шеи, высокой части плечевого пояса, его можно заменить простым зажатием кровоточащей артерии пальцами, опуская их глубоко в рану.

Неправильно наложенный жгут для остановки артериального кровотечения, также может стать причиной усиления крови. Фиксация жгута понадобиться только во время артериального вида кровотечения. Во время венозных кровопотерь использование данного медицинского средства экстренной помощи может привести только усилению потока крови.

Только при четком следовании алгоритму действий, которые направлены на оказание первой доврачебной помощи, можно помочь человеку, и доставить его в медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.

Урок Первая помощь при кровотечениях

Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;

оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;

развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки

Ход урока:

I . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

В: Из каких частей состоит кровеносная система?

(Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)

В: Какие виды сосудов вы знаете ?

(артерии, вены, капиляры)

В: Давайте вспомним, какие сосуды называют а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)

б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)

в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями)

На прошлом уроке мы говорили о гигиене сердечно-сосудистой системы и мерах первой пормощи при заболеваниях сердца и сосудов.

Однако любой человек не застрахован от травм. При травмах нарушается целостность кожи и мягких тканей, повреждаются кровеносные сосуды и возникают кровотечения. Они опасны в первую очередь значительными потерями крови, что приводит к угрозе жизни.

В: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке .

Запишем в тетрадях число и тему урока «Первая помощь при кровотечениях».

Цель нашего урока ознакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.

2. Внешнее и внутреннее кровотечение. Образование гематомы и способы ослабления внутреннего кровотечения.

Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях

В: Как вы считаете что такое кровотечение?

(кровотечение – выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)

В: Какие типы кровотечений вы знаете? (внешние и внутренние)

Задание: составьте в тетради схему «Типы кровотечений»

«Типы кровотечений»

Кровотечения

внутренние внешние

капиллярные венозные артериальные

В: Как вы считаете, какие кровотечения называют внешними? (когда кровь изливается наружу)

А внутренними? (когда целостности кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межклеточные промежутки)

О внутренних кровотечениях мы с вами говорили при изучении мер доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и закрытых переломах. При небольших поверхностных поражениях сосудов кровь обычно вытекает в подкожную клетчатку, при этом возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин – разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно узнать о времени ушиба. Это широко используется в криминалистике.

При ушибе головы излившая из сосудов кровь скапливается над надкостницей, образуя «шишку».

В: Какую помощь надо оказать пострадавшему в этом случае?

(Она станет меньше, если к ушибленному месту прижать холодный металлический предмет, например монету. Этим способом удается механически сжать капилляры и уменьшить кровотечение. Холод способствует уменьшению боли и сужению сосудов.)

В результате травмы или заболевания может возникнуть сильное внутреннее кровотечение.

В: Каковы признаки внутреннего кровотечения?

Признаки внутреннего кровотечения : бледность кожи, липкий холодный пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс.

В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу. До прихода врача больного укладывают или придают ему полусидячее положение, обеспечивают полный покой. К предполагаемой области кровотечения прикладывают мешок со льдом или бутылку с холодной водой.

3. Внешние кровотечения, их виды.

Рассмотрим внешние кровотечения.

В: Какие кровотечения мы называем внешними?

В: Врезультате чего возникают внешние кровотечения?

(Внешние кровотечения возникают в результате повреждения кровеносных сосудов)

В: Зная это назовите виды внешних кровотечений.

Дополните в тетрадях схему «Типы кровотечений»

В: Какова цель доврачебной помощи при внешних кровотечениях?

(При внешних кровотечениях необходимо попытаться их остановить, предохранить рану от возможных инфекций и уменьшить боль)

Капиллярные кровотечения .

В: Какие кровотечения называют капилярными?

(кровотечения которые возникают в результате повреждения капиляров)

В: Каковы признаки капилярных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при капилярных кровотечениях?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», второй абзац.(можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки капиллярного кровотечения?

(Рана небольшая и кровь слегка сочится.)

В: Почему?

(Скорость движения крови в этих сосудах низкая, кровь медленно сочиться из ранки)

2. Перечислите меры доврачебной помощи при капиллярном кровотечении.

(Промыть рану перикисью водорода, смазать пораженное место йодом или зеленкой, после чего зажать рану ватным тампоном, если кровь остановилась повязку можно не накладывать. А если кровь продолжает сочиться нужно наложить марлевую повязку или заклеить рану пластырем)

Венозные кровотечения.

В: Какие кровотечения называют венозными?

В: Каковы признаки венозных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при венозных кровотечениях?

Найдите ответы на вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», третий абзац, (можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки венозного кровотечения?

(При венозном кровотечении кровь из раны вытекает довольно сильной струей. Она вишневого цвета, идет ровно без толчков.)

В: Почему?

2. Перечислите меры доврачебной помощи при венозном кровотечении.

(Прежде всего края раны нужно обработать йодом. Ни в коем случае нельзя лить йод в рану. Затем наложить на рану антисептическую повязку. Сверху наложить слой ваты и туго забинтовать. Тугая повязка сдавливает мягкие стенки вен и кровь через рану не проходит).

Артериальные кровотечения.

Наиболее опасны артериальные кровотечения.

В: Как вы считаете почему?

(по артериям кровь движется от сердца под большим давлением, и за короткое время человек может потерять много крови, а большие потери опасны для жизни. При потере около 50% крови, это 2-2,5 л, наступает смерть)

В: Как распознать артериальное кровотечение?

Если затрудняетесь ответить используйте текст учебника на странице 126 раздел «Внешние кровотечения» и подсказку на вашем столе

(Из раны ярко – алая кровь будет бить фонтаном.)

В: Каковы меры доврачебной помощи при артериальном кровотечении?

Артериальное кровотечение опасно тем, что пострадавший может быстро потерять много крови. Поэтому прежде всего надо остановить кровотечение. Вначале это достигается зажатием артерии в тех местах, где прощупывается пульс. Точки пальцевого прижатия артерий показаны на рис. 58 (А). Затем необходимо наложить жгут или закрутку на 5-7 см выше раненого участка.

В: Почему?

(Т.к. по артериям кровь движется от сердца)

Потом следует обработать рану антисептическими препаратами и наложить повязку. Если помощь оказывают несколько человек, это можно делать одновременно.

Как же правильно наложить жгут или закрутку?

(Правила наложения закрутки).

1. Конечность приподнять вверх

2. На место наложения закрутки подкладывают мягкую ткань

3. Конечность объвязывают веревкой (или чем-то ее заменяющим) и свободно завязывают узлом

4. В образовавшееся кольцо вставляем палку (или любой прочный предмет) и вращаем, пока круговое сдавливание не остановит кровотечение

5. После этого закрепляем палку

6. Под закрутку подкладываем записку с указанием времени наложения: в теплое время года закрутку или жгут можно не сниматьв течение двух часов, а в холодное – в течение одного часа. Если за это время пострадавшего не удалось доставить в больницу, закрутку или жгут надо ослабить на несколько минут.

В: Почему?

Затем необходимо вновь затянуть жгут.

Затягивать закрутку или жгут слишком сильно нельзя , т.к. можно повредить нервы.

4. Лечение раны, образование струпа, смена повязок, рубцовая ткань.

После свертывания крови образуется струп, коричневая корочка, которая защищает раневую поверхность. Под струпом образуется зернистая соединительная ткань. Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима. При перевязках надо стараться не повредить струп, так как в противном случае может возобновиться кровотечение. Прилипший бинт нужно размочить перекисью водорода или раствором перманганата калия и снимать послойно. При повторной перевязке к ране необходимо приложить содержащую антибиотики мазь. Ее наносят на марлевую салфетку и прикладывают к ране. Сверху накладывают слой ваты и забинтовывают. Держать долго рану под повязкой не рекомендуется, так как она начнет мокнуть. Если образовалась сухая корочка, повязку лучше не накладывать. Важно чтобы к заживающей ране был доступ воздуха.

При глубоких порезах образуются шрамы из грубой соединительной ткани, ее разрастание приводит к тому, что она выступает над поверхностью кожи.В быту наросты соединительной ткани называют «диким мясом», но к мышцам эти образования никакого отношения не имеют. Рубцовая ткань не способна выполнять функцию той ткани, которую заменила.

5. Носовые кровотечения. Меры доврачебной помощи.

Бывает так, что у человека открывается носовое кровотечение. Каковы причины носовых кровотечений? Какую первую помощь можно оказать такому человеку?

Найдите ответы на вопросы на странице 128 в разделе «Носовые кровотечения»

В: Каковы причины носовых кровотечений?

Причины носовых кровотечений. (в тетрадь)

    травмы головы

    гипертония

    перегрев тела.

В: Каковы меры доврачебной помощипри носовых кровотечениях?

Меры доврачебной помощи.

    На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.

    В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.

    Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад.

    При продолжительном кровотечении обе ноздри прижать к носовой перегородке.

II . Задание на дом.

Параграф 25, ответить на вопросы к параграфу, прочитать «Основные положения главы».

III . Закрепление изученного материала.

В: О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

Решение практических задач

Задача №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №2

Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №3

Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.

Задача №4

Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?

Оказание первой помощи.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как?

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте схему -подсказку.

Итог урока . Различают внутренние и внешние кровотечения. К внешним кровотечениям относят капиллярное, венозное и артериальное кровотечения. При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном кровотечении она вытекает равномерной струёй, имеет тёмно-вишнёвую окраску. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-алый цвет, она бьёт сильной прерывистой струёй (фонтаном). Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном – можно ограничиться давящей повязкой.

Выставление оценок.

Вашему вниманию тестовая работа

Заполните графы таблицы:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

Капиллярное

Венозное

Артериальное

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.