Непосредственно образовательная деятельность. Чтение сказки М. Горького «Воробьишко. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все. Кто такой воробей
Горький Максим
Воробьишко
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали чудо!"
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Чем, чем? - спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
Что, что?
Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза-и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Рассказ Максима Горького, знаменитого русского писателя, "Воробьишко" был написан в 1912 году. Известно, что писатель сочинил его для своего сына. "Воробьишко" относится к жанру "рассказы о животных" и адресован детской аудитории.
В этой статье мы приведем краткое содержание "Воробьишки" Горького и перечислим основных героев.
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они - существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого - вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: "Смотри, не упади!"
Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди - существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя - ведь в воздухе лучше, чем на земле.
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании "Воробьишки" Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
Лети, - кричит, - Пудик, прочь! Скорей!
Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: "Ну и что ж, всему сразу не научишься!"
Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.
И вот каким может быть краткое содержание "Воробьишки" Горького для читательского дневника:
"Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся".
Кто такой воробей?
Это хорошо нам всем известная обычная птица. Воробьи живут и в лесах, и поблизости от человека - в городах и поселках. Это довольно мелкая, с непритязательным серо-пестрым оперением пичуга, шустрая, суетливая, вороватая, любопытная.
Питаются воробьи семенами растений, червячками, мелкими букашками. В теплые края, когда приходит зима, они не улетают, зимуют рядом с нами.
Воробей в русском народном творчестве
Даже в кратком содержании "Воробьишки" Горького видно, что эта птаха у писателя словно олицетворяет собой человека - активного, веселого, но с хитрецой. Он весь открыт, всегда на виду, но если рядом с тобой такой, не зевай - не успеешь оглянуться, стянет какую-нибудь мелочь из-под носа и упорхнет.
Множество пословиц и поговорок сложено в народе об этих маленьких птичках. И неслучайно, ведь "у воробьев все так же, как и у людей" - говорит Горький.
Вот какие поговорки известны нам про них:
Где просо, там и воробей.
Старого воробья на мякине не проведешь.
И воробей не живет без людей.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
И воробей на кошку чирикает.
Одним камнем двух воробьев не убьешь.
Есть и русские народные сказки про этих птиц.
Персонажи и их речевые характеристики
Действующих лиц в рассказе совсем немного: желторотик Пудик, его родители-воробьи - папа и мама, кошка и проходящий по двору мужик.
Только по словам, которые произносят персонажи, уже понятно, кто это говорит. С помощью речи персонажей автор раскрывает нам их образы. Так, в словах воробьев преобладает буква "ч" - почему? Потому что птица эта в природе издает звуки, похожие на сочетания "чик-чирик" или "чив-чив". Отсюда и появились в рассказе такие реплики:
— Чересчур черна, чересчур! - восклицает воробьишко, глядя на землю.
А вот так предостерегает от падения на землю неразумного сыночка его мать:
— Чадо, чадо, смотри — чебурахнешься!
— Чив ли я? - а это спрашивает хвастливый папаша, принеся добычу в гнездо.
А как сожалеет об упущенной птичке кошка? Вспомним, что эти животные мяукают.
— Мяа-аконький такой воробушек, - тянет дворовая хищница, - словно мы-ышка… мя-увы…
Таков талант писателя - мы словно видим и этих воробьев, и кошку.
Мы привели краткое содержание рассказа Горького "Воробьишко".
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали чудо!"
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Чем, чем? - спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
Что, что?
Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза-и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Ольга Семехина
Непосредственно образовательная деятельность. Чтение сказки М. Горького «Воробьишко»
Чтение сказки М . Горького “ Воробьишко”
(подготовительная группа) .
Цель : Формировать целостности восприятие художественного текста в единстве содержания и художественного текста. Проанализировать сказку . Помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими. Воспитывать любовь к природе.
Интеграция областей : «Познание ФЦКМ» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Социализация» , «Художественное творчество»
Ход занятия
В. Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители : в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слушать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
Вы спросите, где же эта страна?
Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! (открыть стенд с книгами) . Вот в этих чудесных книгах.
Некоторые из них мы уже прочитали и узнали много интересного. (примеры детей) .
В. Ребята, кто пишет книги?
Д. Писатели, поэты.
В. Назовите писателей, поэтов которых вы знаете.
В. А можно ли посмотрев на обложку, предположить, о чем написано в книге?
В. Ребята кто рисует иллюстрации к книгам?
Д. Художники-оформители.
В. Какие жанры художественных произведений вы знаете?
(Садятся на стульчики.)
B. Послушайте внимательно стихотворение “ Дом весны”
Среди травы
Густой и влажной
Дом поднялся многоэтажный.
Тут есть балконы и беседки
Столовые на каждой ветке
И спальни посреди сучков,
Но нет замков
И не крючков.
Открытый солнцу и ветрам,
Дом ждет гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы
Сороки, иволги, скворцы.
В. Ребята, о каких домах идет речь в этом стихотворении?
В. Правильно, о птичьих гнездах. О таких как на этих картинках.
(Выставляются картинки с изображением птичьих гнезд ) .
Какие гости прилетают из дальних стран?
Правильно, перелетные птицы. Грачи, скворцы, журавли, кукушки, дикие утки, гуси…
(дети называют птицу и берут картинку, лежащую на стульчике)
Наверное, их обратно зовет любовь к родному краю, родному дому.
П/и «Найди свой дом»
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей ,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
В. Ребята, отгадайте, кто сегодня будет героем Зеленой страны?.
Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый…
Д. Воробей .
В. Правильно, а точнее целая семья : воробей…
Д. Воробьиха , воробьята , (воробьишки , воробушки , воробьенок ) .
В. Сегодня мы познакомимся с произведением Максима Горького «Воробьишко » . Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Наверное он был очень маленький, а может быть, Горький очень любил его и восторгался им.
В. Верны ли ваши предположения, мы сейчас узнаем.
(Высказывания детей )
В. Слушайте, что же случилось; сейчас вы поймете, чье предположение было верным.
(Дочитывается произведения до конца)
В. Где жил воробьишко ? (картинка)
Д. Жил он над окошком бани, за верхним наличником.
В. Как звали героя сказки ?
В. Что же произошло?
Д. Воробьишко доигрался , не слушал маму, и вот – встреча с кошкой.
В. Значит, Горький назвал Пудика воробьишкой потому , что он был маленький и глупый.
В. Какие в сказке слова указывают на то, что Пудик действительно маленький?
Д. «…Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда : хотел узнать, что такое мир и годится ли он для него».
В. Как вы думаете, что думал воробьишко об окружающем мире ?
Д. Он мало знал но все критиковал.
В. Что он чирикал, глядя на землю?
Д. Чересчур темна, чересчур…
В. Когда папа приносил ему букашек, о чем думал Пудик?
Д. Чем чванятся, червячка с ножками дали – вот чудо!
В. А разве легко добывать пищу?
Д. Нет. Необходимо целый день трудиться.
В. Что ответил Пудик на предупреждение мамы об опасности при сильном ветре?
Д. Пусть перестанут качаться деревья, тогда и ветра не будет.
В. Он был прав?
В. А еще он посмотрел на мужчину и сказал ?.
Д. Чушь, чушь! Все должны иметь крылья. Чай на земле хуже, чем в воздухе!
В. Его ответ подтверждает то, что он еще глупенький и мало знает об окружающем мире.
В. Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший, мама и папа его любят, они заботятся о нем, значит и все должны его любить.
В. Какой был Пудик? Давайте охарактеризуем его.
Дети передают игрушечного воробья и называют слова .
(Маленький, серенький, желторотый, пушистый, любопытный, жизнерадостный, веселый, смешной).
В. А еще, ребята, Пудик был САМОНАДЕЯННЫМ. Что значит -самонадеянность?
(Ответы детей)
В. Это, ребята, лишнее доверие к своим силам и способностям, пренебрежение к чужой опытности, советам и помощи. А ведь Горький писал : «У воробьев совсем так же , как у людей…»
Вы слушаете советы своих родителей? Почему?
В. Правильно, родители своим детям плохого не пожелают. Вот и мама воробьиха предупреждала Пудика об опасности. А верил ли он своим родителям?
Д. Пудик не верил маме : он еще не знал, что если маме не верить, то это плохо кончится…
В. И какие последствия непослушания воробьишки ?
(Картинка – встреча с кошкой)
Д. Он вывалился из гнезда, а воробьиха за ним , а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут. И мама осталась без хвоста.
В. Испугался Пудик?
В. А какое чувство испытывали вы, во время чтения сценки встречи Пудика с кошкой?
В. Как вела себя мама?
Д. Храбро защищала Пудика.
В. Да, она храбро защищала своего детеныша, не боясь умереть, лишь бы защитить его.
Как вы думаете, научила ли чему Пудика встреча с кошкой?
(Высказывание детей )
В. Я тоже думаю, что воробьишко исправится . Он повзрослеет, и будет ценить и уважать родителей, будет гордиться своей мамой.
Ребята, понравилось вам путешествие в удивительную Зеленую страну?
Я предлагаю вам нарисовать свои рисунки к этой сказке , побыть самим художниками оформителями.
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
- Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
- Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
- Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся - червяка с ножками дали - чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
- Чем, чем? - спрашивал Пудик.
- Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер Пудик спрашивает:
- Что, что?
- Ветер. Дунет он на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик, - одни косточки остались!
- Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
- Почему?
- У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
- Зачем?
- Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
- Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
- Что, что?
- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них - рыжая, зеленые глаза - и сожалительно мяукает:
- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…