Не пошел в школу что сказать маме. ТОП-причин не пойти в школу: раскрываем все секреты

Наверное, только самый занудный и дотошный ученик никогда не прогуливал школу. Да и то наверняка хотелось денек-другой поваляться в кровати, поиграть в компьютер, а не сидеть на неинтересных уроках. Лодыри и совсем безответственные ученики просто уходят утром из дома, но до учебного заведения так и не доходят. В результате родителей вызывают в школу, ученику пишут выговор и ставят под особый контроль. И только грамотные и умные дети сначала узнают, как не пойти в школу, а потом применяют действия на практике. Конечно, советы вредные, а значит использовать их нужно очень редко, потому что обманывать родителей нехорошо.

Притворись больным

Итак, проще всего симулировать болезнь. Какой родитель заставит своего больного ребенка пойти в школу? Если твои мама и папа не обладают медицинским образованием, то просто скажи, что у тебя болит горло, голова, и поднялась температура. Это один из самых действенных способов, как не пойти в школу. Как минимум день, но ты сможешь остаться дома. Только готовься к тому, что мама будет тебя отпаивать молоком с медом, заставит пропотеть под одеялом и запретит гулять. А на следующий день не забудь сказать, что тебе лучше, иначе на дом придет врач и обнаружит обман. Еще можно симулировать зубную боль, тошноту и даже рвоту. Главное, делай грустное лицо, чтобы выглядело правдоподобно.

Обмани преподавателя

Если у тебя хватит совести, то ты можешь попробовать обмануть преподавателя. К примеру, пусть твой друг напишет записку от родителей. Или попроси старшую сестру позвонить классному руководителю. Пусть она скажет, что ты болен. Еще один способ, как не пойти в школу, — сказать учителю о необходимости посещения врача, например, стоматолога. Включай фантазию, только не переусердствуй.

Прекрасный способ не идти на занятия — проспать их. Поставь в будильник старые батарейки, или поменяй время на телефоне. Школьникам трудно самостоятельно вставать по утрам, поэтому они легко могут проспать. Только этот способ, как не пойти в школу, поможет лишь в том случае, если ты собираешься самостоятельно, а не с маминой помощью.

Поговори с родителями

Лучший способ прогулять школу один день — это поговорить с родителями. Объясни им, что хочется немного отдохнуть. Если твоя мама понимающая, то она разрешит тебе не учиться. Только не проявляй наглость. Такой способ действует не часто. И не забывай хорошо учиться, чтобы родители разрешали такому прилежному ребенку иногда отдыхать от надоевшей школы. Но на следующий день тебе придется решить, в чем пойти в школу. Два дня подряд пропускать учебу никто не позволит.

Иди учиться

А лучше всего никого не обманывать и не пропускать занятия. Знания обязательно пригодятся тебе в будущем, поэтому не стоит прогуливать школу. Если же у тебя постоянно возникают такие мысли: «Ненавижу школу, чтоб она сгорела и т.д.» - то тебе требуется помощь психолога. Проблему нужно искоренить, а не бежать от нее. Если тебя что-то беспокоит, поговори с родителями, расскажи все. Пусть они помогут тебе, чтобы в школу ты начал ходить без ненависти.

Прогуливать учебу может быть достаточно сложно. Если вы собираетесь притворяться больным, то свободный от учебы день потребует от вас подготовки и немалых актерских способностей. Даже если вы пропускаете занятия по уважительной причине, невыполненные задания будут накапливаться. Но бывают такие дни, когда совершенно нет сил, чтобы идти на учебу! Именно для таких случаев вам пригодятся наши подсказки о том, как убедить родителей оставить вас дома – по реальным или выдуманным причинам.

Шаги

Часть 1

Притворяемся

    Спланируйте все заранее. Более вероятно, что ваши родители поверят вам, когда вы встанете утром и скажете, что вам плохо, если вы подготовите почву предыдущим вечером.

    • Чем раньше вы начнете изображать болезнь, тем больше у вас будет времени показать ухудшение вашего состояния. Продемонстрируйте небольшую усталость накануне вечером. Например, вместо прогулок по улице после школы останьтесь дома и лежите в своей комнате.
    • Будьте вялым в присутствии родителей. У них должно создаться впечатление, что вы устали и у вас нет сил. Вечером не придерживайтесь вашего обычного режима. Если вы смотрите телевизор, то лягте и не проявляйте ни к чему интереса. Вам также стоит раньше лечь спать и убедиться, что ваши родители заметили это.
    • Добавьте представлению огня – съешьте совсем мало за ужином или сделайте попытку съесть что-то, но схватитесь за живот, как будто вы испытали резкую боль. Говорите, что вам нехорошо. Естественно, откажитесь от десерта. Вы также можете попросить родителей дать вам горячего чая, чтобы успокоить желудок.
    • Расскажите родителям, что вашего одноклассника тошнило в школе или что друг пропустил учебу. Убедитесь, что это друг, которого не знают ваши родители. Эта информация подольет масла в огонь.
  1. Продемонстрируйте симптомы. Внешне видимые симптомы, например, сыпь, сложно изобразить убедительно, поэтому в большинстве случаев вам стоит демонстрировать внешние признаки внутренней боли.

    Будьте ненавязчивым, но убедительным. Одна из грубейших ошибок – это переигрывание. Если вы разыгрываете свою воображаемую болезнь слишком драматично, ваши родители могут уловить фальш.

    • Лучше всего разыгрывать простое недомогание, вместо того чтобы притворяться, что у вас какая-то болезнь, для которой нужны доказательства. Попытки издать звук рвоты могут быть достаточно рискованными, так как ваши родители могут подловить вас на лжи. Точно также, если вы захотите разыграть высокую температуру и окунете градусник во что-то горячее, это может выйти вам боком.
    • Не протестуйте слишком сильно, когда родители предложат вам не пойти на учебу. Вам может показаться, что разыгрывание беспокойства по поводу пропущенного урока может выглядеть более убедительно, а слишком сильное стремление остаться дома может вызвать подозрение. Но не забывайте, что если бы вы действительно чувствовали себя так ужасно, как разыгрываете, вашим родителям не пришлось бы убеждать вас остаться дома. Посомневайтесь перед тем, как согласиться, но не ведите себя так, будто вы слишком сильно обеспокоены пропуском учебы, особенно, если это беспокойство не подходит к вашей роли.
  2. Не выздоравливайте слишком быстро. Никогда не забывайте, что ваши родители могут отвести вас в школу позже, если поймут, что вы выздоровели или что вы притворялись. Если вы хотите пропустить учебу, разыграв болезнь, вам стоит поддерживать эту воображаемую болезнь весь школьный день.

    • Вам стоит выздоравливать постепенно на протяжении всего дня. Отдыхайте и будьте расслаблены. К обеду вы можете упомянуть, что вам начинает становиться лучше, но вы еще не выздоровели. К позднему вечеру ваше выздоровление должно практически завершиться.
  3. Не притворяйтесь больным слишком часто. Если вы будете притворяться больным слишком часто, ваши родители могут не поверить вам, когда вам на самом деле будет плохо и вам необходимо будет остаться дома.

    Часть 2

    Не притворяемся
    1. Расскажите родителям, если вы заболели. Это самая распространенная причина, по которой ученики пропускают учебу. Если вы действительно плохо себя чувствуете или считаете, что заболеваете, расскажите об этом родителям и попросите, чтобы вас оставили дома.

      Останьтесь дома, если пережили какое-то потрясение. Например, если вы недавно потеряли члена семьи, друга или другого человека, с которым вы были близки, ваше горе – это уважительная причина, чтобы остаться дома и не идти в школу. Будьте честны со своими родителями о том, насколько сильно на вас повлияла потеря.

      • Если трагедия постигла вас, но не ваших родителей, вы можете подумать, что им будет сложно понять вас. Горе – универсальное чувство, и большинство людей может поставить себя на ваше место, и дать вам время пережить утрату.
      • Однако вам стоит понять, что период печали должен когда-то закончиться. Интенсивная печаль может длиться довольно долго, и вам может быть сложно выпутаться из этой ситуации самостоятельно. Если вы чувствуете, что по прошествии от нескольких дней до недели вы все еще не можете идти в школу, вам стоит пообщаться с психологом и попросить его помочь пережить ваше горе.
    2. Будьте честны, если над вами издеваются в школе. Если вы стали жертвой обидчика или группы обидчиков в школе, расскажите об этом с родителями или другим близким людям. Объясните, насколько тяжелой стала ваша школьная жизнь в результате издевательств, и попросите, чтобы вам позволили день-два не ходить в школу, пока все не утрясется.

      Попросите о том, чтобы пропустить учебу. Скажите маме и папе, что хотите провести особенный день с ними и пусть они возьмут на работе отгул. Этот план может сработать особенно, если вы скоро заканчиваете школу и поступаете в высшее учебное заведение в другой город, или если это будет легкий рабочий день для вас и ваших родителей (например, у вас нет никаких контрольных, а у родителей нет срочных заданий на работе).

      Получите разрешение на день “психологического здоровья”. Важно поговорить с родителями о тревоге и стрессе. Взрослые часто забывают, насколько трудной бывает школьная жизнь, хотя, на самом деле, уровень стресса во время учебы довольно высок. Если вы переживаете обыкновенный стресс, связанный со школой, вам может быть более полезно справиться с ним и пройти через все. Если стресс, беспокойство и депрессия становятся более серьезными проблемами, расскажите об этом одному из родителей или психологу и попросите о дне без школы.

      • Если вы подозреваете, что у вас могут развиваться серьезные проблемы с психическим состоянием, например, депрессия или тревожное расстройство, попросите родителей записать вас на прием к врачу. Это может стать сигналом серьезности вашей проблемы для родителей, и, если у вас все-таки есть какое-то расстройство, то поход к врачу поможет вам проконтролировать свое состояние.
    3. Оставайтесь дома, если погодные или природные условия этого требуют. В случае сильной бури, наводнения или других обстоятельств, которые делают дорогу в школу опасной, ваша школа может закрыться на какое-то время. Если погодные условия опасны, но школа не закрывается по каким-то причинам, вам все рано лучше остаться дома.

      • Обычно родители или педагоги помогут вам определить, насколько погодные условия суровы для того, чтобы остаться дома, поэтому вам, возможно, не придется никого ни в чем убеждать. Если родители остаются дома из-за погодных условий, они более охотно пойдут на то, чтобы и вас оставить дома.
    4. Учитывайте и другие особые обстоятельства. Семейный отдых или визит дальнего родственника может стать причиной того, чтобы не пойти в школу, но не стоит пропускать учебу по подобным причинам слишком часто. Сравните, что вы можете пропустить, если пойдете в школу, и что – если останетесь дома, и обсудите с родителями, стоит ли вам пропускать учебу.

      • Учтите, что школа обычно не считает подобные причины весомыми. Если ваша школа относится к таким, вам стоит сказать об этом родителям, чтобы они сообщили в школу, что вас не будет, без объяснения причины.
      • Обычно, если вы заранее знаете о том, что будете отсутствовать в школе, вашему родителю или опекуну стоит написать записку, которую вы сможете принести за несколько дней. Это даст время учителям подготовить для вас задания.

    Часть 3

    Тянем время
    1. Специально опаздывайте. Включите некоторые задержки в свой утренний режим, завершите утренние дела на несколько минут позже, чтобы у вас не было возможности прийти в школу вовремя.

      • Очень медленно одевайтесь. Заляпайтесь завтраком, чтобы вам пришлось переодеваться. Оденьтесь снова…очень медленно.
      • Притворитесь, что вы не можете найти чего-то, что вам необходимо, например, один ботинок или спортивную форму. Найдите это, в конце концов, но пусть это отнимет у вас 5-10 минут.
      • Громко жалуйтесь на то, что у вас плохой день; пустите слезу, если необходимо. Если вам повезет, родитель посочувствует вам и позволит остаться дома.
      • Поймите, что ваше опоздание влияет и на других, например, на ваших родителей, которые должны быть на работе вовремя. Осознайте, что вы ставите их работу под угрозу, и решите, стоит ли пропуск школы этого.
    2. Пропустите автобус. То, что вы пропустите автобус, может быть случайностью, а может стать и планом. В любом случае, если вы пропустите автобус, вы можете не попасть в школу, если ваши родители уезжают на работу рано утром или если у них нет времени подвезти вас в школу.

      Потеряйте вещь. Вы не можете отправиться в школу без учебников или флешки с домашним заданием, правильно? Ищите повсюду. Чем больший беспорядок обычно царит в вашем доме, тем проще вам будет затянуть время ваших поисков, чтобы опоздать в школу.

      • Чем меньше предмет, тем проще его “потерять”. Например, вашей маме будет сложно поверить, что вы потеряли свой рюкзак или ноутбук.
      • Чем более важным будет предмет, тем более правдоподобным будет выглядеть ваш пропуск учебы в случае, если вы не найдете его. Потеря очков или контактных линз, к примеру, более важна, чем потеря блокнота, так как она повлияет на ваши учебные возможности на протяжении всего рабочего дня (и в зависимости от того, насколько у вас плохое зрение, она может также повлиять на то, не будете ли вы наталкиваться на вещи).
      • Если вы сами добираетесь на машине в школу, вы можете потерять ключи. Однако, если это войдет у вас в привычку, последствия могут быть плохими (например, ваши родители могут не позволить вам ездить в школу на машине и заставят вас добираться туда на автобусе).

    Позвоните в школу сами, если это позволено. В большинстве учебных заведений необходимо, чтобы звонили родители или опекуны учащегося, независимо от его возраста, но в некоторых учебных заведениях учащемуся разрешено звонить самому.

  4. Получите справку от доктора. Если у вас длительная болезнь, ваша школа может потребовать у вас, у родителей, опекунов или у других членов семьи справку от доктора, в которой указано, что вы действительно болеете и вам необходимо время для выздоровления.

    • Справка от педиатра или терапевта будет обязательной, если ваша болезнь затягивается свыше определенного времени. Точное время может меняться в зависимости от школы, поэтому вам стоит просмотреть школьные правила, чтобы знать, на каком этапе справка от врача становится обязательной. Это время обычно варьируется от 3 до 10 дней, 10 дней обычно более распространенное явление.

Предупреждения

  • Посмотрите в лицо реальной причине. Спросите себя, почему вы не хотите идти в школу. Если вы хотите спрятаться от обидчика или избежать другой серьезной проблемы, вам стоит лучше поискать варианты решения проблемы, а не убегать от нее. Это сделает вашу жизнь счастливее и здоровее в будущем.
  • Не прогуливайте учебу. Пройдите через все варианты, которые предоставляет ваша школа для учета отсутствующих. Если вы прогуляете учебу без причины или звонка от родителей, вас будут считать прогульщиком, и вы можете иметь серьезные проблемы в результате.
  • Узнайте, что вы пропускаете. По одним предметам вам будет сложнее догнать класс, чем по другим. Прежде чем остаться дома и не пойти в школу, вам стоит подумать о том, насколько сложно вам будет догнать класс, когда вы вернетесь, а также определить, стоит ли пропуск учебы этих усилий. Это особенно важно, если вы притворяетесь больным или остаетесь дома по причине, которая не является очень важной.
  • Учитывайте последствия. Вы можете остаться дома по настоящей причине или притвориться больным, если такой настоящей причины для пропуска у вас нет. В любом случае, пропуск одного или нескольких учебных дней может усложнить вашу жизнь в дальнейшем.

Наверное, у всех в школьные годы были случаи, когда ужасно не хотелось идти в школу – или ты не подготовился к контрольной. Или тебя точно должны спросить, а ты не в зуб ногой, так что двойка обеспечена. Или на сегодня назначены разборки с директором после очередной твоей драки или разбитого стекла. Причин может быть миллион. Какие же отмазки придумать для учителей и родителей, чтобы избежать похода в школу?

Отмазки для учителей

Отмазка №1
Чтобы не пойти на первые 2-3 урока, достаточно просто прогулять, а потом подойти к учителю и сказать, что проходил диспансеризацию в поликлинике. Или ездил на прием к врачу-эндокринологу в Институт эндокринологии. Название специализации врача должно быть заковыристое и нетрадиционное, иначе не поверят. Точно так же можно уйти после первого урока, сказав, что тебе нужно ехать на прием к эндокринологу.

Отмазка №2
В наш век технологий у каждого школьника есть мобильный. После первого урока скажи учителю, что звонила мама и просила срочно забрать младшую сестру (брата) из детского сада, потому что у нее (него) высокая температура. Мама уйти с работы не может, папа тоже очень занят, а бабушка живет в другом городе. Поэтому сегодня присматривать за больным ребенком будешь ты.

Отмазка №3
Прячешь в школе свой рюкзак, а когда начинается урок, громко возмущаешься и кричишь, что пропал рюкзак со всеми учебниками и тетрадями, и ты предполагаешь, куда его могли спрятать. Уходишь искать и приходишь к концу урока. Не забудь слегка испачкать рюкзак, чтобы сказать, что нашел его на стадионе или в подсобке уборщиц. Главное, делать очень расстроенный вид.

Отмазка №4
Прийти с перемотанным бинтом пальцем (или пальцами) и сказать, что выбил их, играя в баскетбол (волейбол). Выбитые пальцы очень распухают и болят. Таким образом, можно не писать целую неделю, но это не избавит тебя от устных ответов.

Отмазка №5
Просиди всю ночь за компьютером. Утром у тебя покраснеют и опухнут глаза. Подойди к учителю с печальным видом и скажи, что очень плохо себя чувствуешь, болит голова и першит горло. Твой внешний вид будет тому подтверждением. Если тебя пошлют в медпункт и выяснится, что температуры нет, то скажи медсестре, что выше 37 температура у тебя поднимается крайне редко, но ты чувствуешь, что заболеваешь.

Отмазки для родителей

Отмазка №1
Самая простая и убедительная – ты заболел. Чтобы заболеть по-настоящему, достаточно помыть голову и с мокрыми волосами постоять на балконе, пока не замерзнешь. Еще можно стоять босыми ногами. Если мыть голову лень, то достаточно надеть мокрую футболку и провести на улице или балконе 20-30 минут, особенно в ветреную погоду. Но помни — за твое здоровье ответственность несешь только ты! Уже ночью у тебя будет болеть горло и начнется насморк, даже может подскочить температура. Однако не стоит болеть перед выходными или каникулами, а то есть шанс провести все свободное время, сморкаясь и глотая лекарства.

Отмазка №2
Если по-настоящему болеть неохота, то можно сыграть недомогание. Вечером откажись от ужина, скажи, что плохо себя чувствуешь, и пораньше уйди спать. Утром встань с грустным видом, пойти в туалет и изобрази рвоту. Скажи, что тебя тошнит, наверное, вчерашний пирожок из столовой был несвежим. Гарантировано – в этот день в школу тебя не пустят. Но не рекомендуем и завтра изображать то же самое – рискуешь попасть в больницу на обследование.

Отмазка №3
Недомогание можно изобразить, предварительно долго умываясь очень горячей водой и хорошо натерев щеки жестким полотенцем. Ты выходишь из ванной с красными горящими щеками и сообщаешь, что у тебя очень болит голова. Тебя заставляют мерить температуру. Берешь градусник и натираешь его тонкую часть (там, где ртуть) об штаны. Или прикладываешь к батарее. Только не переусердствуй! Смотри, чтобы температура была не больше 38, а то тебе вызовут «скорую» и обман раскроется, да еще и скандал выйдет.

Отмазка №4
Можно сказать, что завтра ваш класс едет на экскурсию. Утром слишком долго собираться, чтобы родители торопили и говорили «Опоздаешь!» Потом уйти и вскоре вернуться расстроенным, сказав, что ты действительно опоздал и автобус уже уехал.

Отмазка №5
Также можно уйти в школу и вернуться через 15-20 минут, сказав родителям, что в школе прорвало отопление, в классах холодина, ведутся ремонтные работы и всех распустили по домам.

Отмазка №6
Или сказать, что в школе проходит медосмотр всех школьников. Медики сказали, что сегодня осматривают только девочек (или только мальчиков), или только 1-4 классы, а остальных распустили по домам.

А вообще – мама тоже человек, и она тоже в школьные годы не всегда хотела идти в школу. Расскажи, как сильно ты устал, как хотел бы один день просто спать, а завтра обещаешь заниматься с удвоенной силой. И просто попроси ее один раз оставить тебя дома. Мы уверены – мама поймет и разрешит! И не нужно будет врать и придумывать отмазки, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным. А за прогулы придется отвечать и перед родителями, и перед учителями.

Все больше российских родителей выбирает форму семейного обучения. Несмотря на то, что в Москве перестали родителям выплачивать деньги, идущие за ребенком – а это было девять с половиной тысяч рублей в месяц, поменялась документальная база и школы опасаются работать в новом формате, число желающих управлять образованием своих детей продолжает расти.

Причины очевидны: школьная реформа, которая повысила ответственность учителей за успехи учеников, а, значит, усилила давление на последних; создание крупных образовательных комплексов с унифицированной схемой преподавания и уничтожение небольших, настроенных на определенные группы детей школ и центров образования.

И если раньше к альтернативным формам образования обращались по необходимости – когда возникали проблемы со здоровьем, семья на время меняла место жительства, родители мальчиков хотели увеличить шанс на поступление в вуз, чтобы избежать армии, или дополнительные занятия ребенка превращались в основные, то сегодня родители не хотят отдавать ребенка в школу даже в первый класс.

Как правило, это «сознательные» родители, действительно озабоченные здоровьем и образованием своих детей. Они готовы, если рядом с домом нет хорошей безопасной школы, рассматривать альтернативные формы обучения и непосредственно участвовать в процессе учебы. При принятии такого решения обычно выдвигаются два простых аргумента – при таком индивидуальном подходе снижается нагрузка на ребенка, а родителям, в любом случае, приходится дома восполнять недочеты школьных педагогов.

Для тех, кто не хочет ходить в школу каждый день, сегодня есть несколько возможностей не отстать от программы, в положенный срок сдать экзамены и получить аттестат.

Во-первых, ребенок может учиться самостоятельно дома с родителями, проходя необходимую аттестацию в ближайшей школе. Во-вторых, можно заниматься в семейном клубе, преподавателей которого нанимают сами родители. И третий путь – это заочное обучение, когда выбранная вами школа курирует и контролирует домашний процесс.

Об этих трех формах альтернативного образования Радио Свобода рассказали консультант по вопросам семейного образования Алексей Семенычев , руководитель семейного клуба «Ирис» Елена Свитова и администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня Наталья Чальцева .

Алексей Семенычев, консультант по вопросам семейного образования:

Откровенно говоря, многие родители скажут, что если бы школы были хорошими, мы бы отдавали своих детей туда. Тут нет никакого радикализма, учить детей самостоятельно - это тяжелый труд. Очень сложно организовать, у меня, например, трое детей, попробуй всем удели внимание! И если бы в России школы были бы разные, и практиковалось нормальное отношение к ученикам, скорее всего, мы отдали бы детей туда и не усложняли бы себе жизнь. Однако нынешняя реформа лишила нас такой возможности, поскольку сократила число хороших школ в Москве, и, откровенно говоря, снизила шансы на то, что государственная школа станет лучше.

в школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать

Существует одна важная вещь, кардинально отличающая школьные методы и подход в семейном образовании. В школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать. "Двойку" поставим, с хулиганами пообщается, и от этого его уровень стрессоустойчивости улучшится. Однако не факт, что ребенок такой стресс выдержит. В семейном образовании психологический подход совершенно другой: мы формируем социальную устойчивость через внутреннюю поддержку, через позитив, через положительные эмоции. Дома мы говорим: что бы ни произошло, какие бы плохие вещи ты ни делал, как бы ни косячил в своей жизни, у тебя есть семья, дом, друзья, которые тебя поддержат. И это позволяет уровень стресса, который по разным причинам возникает, у ребенка снять. Ты не прошел аттестацию - ничего страшного, сейчас что-нибудь придумаем, позанимаемся, сдадим... Это очень сложная вещь, потому что и для большинства родителей так реагировать трудно. Это непривычно! Потому что родители часто учат ровно так же, как учили их, а это неправильно.

На самом деле, когда ребенок учится в семье, меняются все отношения в принципе: между мужем и женой, между бабушкой и дедушкой, между братьями и сестрами... Вы узнаете о себе столько всего интересного, о своих ближайших родственниках, о своих друзьях, знакомых... Иной раз думаешь: лучше бы не знал. И еще страшные демоны, которые вас будут побуждать, например, наорать на ребенка... Иногда думаешь: господи, что же он такой тупой-то?! Мы все с высшим образованием, все такие умные, что же он-то не понимает ничего? А признать, что, на самом деле, это твой косяк, это ты недоучил, очень трудно.

Но когда ты признаешь какие-то вещи в себе, свои серьезные минусы, ты сам начинаешь развиваться. И я прекрасно понимаю, что очень сильно изменился как человек, когда стал заниматься домашним образованием. Начинаешь глубже понимать детей, лучше на них реагировать, совершенно по-другому общаться. Это совершенно другой семейный мир! И мне бы хотелось, чтобы люди помнили, что семейное образование - это именно семейное, а не школьное, не дошкольное, не заочное, не дистанционное, не какое-то еще. Главное - что происходит в вашей жизни, в семье.

Елена Свитов а, руководитель семейного клуба «Ирис»:

Родители к нам в клуб приходят из той точки, что они знают, что плохо, но совершенно не знают, как нужно. Когда я начинала, у меня были и педагогические амбиции, и возмущение многими процессами в средней школе, в которой тогда учился мой сын. Я сама педагог, воспитатель, и сейчас в нашем семейном клубе преподаю музыку. А тогда хотелось найти интересных людей, действительно интересных, которые смогут инициировать какие-то яркие процессы, а не борьбу за симулякры, искусственные вещи, типа успеваемости, оценок.

Вчера я задала вопрос нашим детям, детям семейной школы "Ирис": "Почему вы здесь?" И они так возбудились по поводу "двоек"! То есть, ничто не волновало их больше, чем угроза плохой оценки. Они абсолютно забыли про свои "пятерки", а ведь дети пришли к нам с хорошей успеваемостью, это не те дети, которые выплюнула школа, в большинстве своем. Но возникла просто минута молчания после того, как один мальчик сказал: "А потом "двойка" в году - и все!" Учиться и образовываться из точки угрозы - по-моему, это неправильный акцент.

нам проще самим контролировать то, что происходит с детьми, это дает ощущение безопасности

Я бы хотела выступить в защиту тех родителей, которые сами не могут учить. Я, например, не из тех ресурсных родителей, которые смогли организовать детям обучение на дому. И поэтому я могу понять тех родителей, которые мечутся и ищут семейные клубы. Кроме того, я не уверена, что всем семьям нужна такая дидактическая составляющая между родителем и ребенком. Мама должна быть мамой, но не училкой. И тут мы часто попадаем в ситуацию сапожника без сапог. У меня, например, трое детей, но мне гораздо легче, когда они учатся в семейном клубе, чем дома со мной.

Здесь надо еще сказать про психологическую составляющую: кто мы, те люди, которые идут в такие альтернативные проекты? Вы обратили внимание на глаза? Основная особенность этих людей - гипертревожность. Это очень оправдано ситуацией в стране, которая находится в условиях перманентного кризиса. Мы ощущаем тотальную нехватку безопасности, ее дефицит. И нам проще самим контролировать то, что происходит с нашими детьми, это дает ощущение безопасности. Поэтому я бы сказала, что основная точка, из которой выходят люди из государственной школьной системы, это точка тревоги. А мы создаем безопасное пространство, где становится проще. Потому что родители не вынуждены отпускать детей в безграничный, хронический стресс и ретравматизацию, говоря психологическим языком. Ведь это совершенно не необходимо. Многие говорят, что мы воспитываем детей в оранжерейных условиях, что наши дети менее социализированы, что условия обычной школы - это про выживание, про тренировку, способность справляться. Но если в этом акцент, то где здесь образование?

Наталья Чальцева, администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня:

Мы взяли схему и вообще самую идею семейного обучения из американского опыта. Те дети, которые учатся очно в нашей школе, получают два образования - российское государственное и осваивают национальную американскую программу, которая разработана, в том числе, и для семейного обучения. Все выстроено таким образом, что ребенок, работая в рабочих тетрадях и имея тьютора, (в этой роли может выступать родитель, учитель) самообразовывается, находит знания.

Я думаю, из-за того, что в Москве все-таки выплачивались деньги, и довольно немалая сумма, на семейное обучение, родители имели возможность объединиться, собраться в какие-то кружки и нанять профессиональных педагогов. Поэтому семейная форма обучения здесь трансформировалась в некую альтернативную форму. Но таких родителей - убежденных «семейников», которые от А до Я все понимают и берут ответственность на себя, очень мало.

Есть школы, и государственные, и частные, которые стараются создать комфортную психологическую среду. И, кстати, частное образование нередко принимает детей, которые не выдержали стресс в большой государственной школе. Давайте не будем скрывать и того, что в альтернативные формы обучения также приходят дети с проблемами, часто психологического, физического характера, с трудностями адаптации. И все это решается альтернативными формами образования.

в альтернативные формы обучения часто приходят дети с проблемами психологического характера

Да, наше государство в постоянном кризисе, тем не менее, закон об образовании один из самых либеральных законов. Заочное обучение поддерживается государством, и москвичи, которые прописаны или зарегистрированы в Москве, обучаются заочно, как и все дети, за счет Департамента образования города. И эти ребята находятся под постоянным, так сказать, неусыпным контролем школы. Мы договариваемся с родителями, по какой программе ребенок учится, какие конкретные ежемесячные требования должны удовлетворяться. То есть, заочная форма обучения отличается от семейной именно тем, что школа включается как методическая составляющая.

У нас на заочном отделении много родителей, которые с помощью педагогов отлично справляются с образованием своих детей. Ситуации, конечно, разные, но если это начальная школа, родитель способен, изучив материал, выдать его своему ребенку так, чтобы это было понятно. Мы уже второй год ведем интернет-уроки, созданы целые виртуальные классы. То есть каждый ученик, сидя в своем доме, (причем они могут жить даже в разных странах), получает живой урок, общение в классе. И в этом случае даже при очном тестировании, когда ребята приходят к нам в школу, стрессовой ситуации не возникает, потому что лица уже знакомые. Поэтому сегодня многие родители способны самостоятельно, без всяких объединений, справляться с этой проблемой и переходить на альтернативную форму обучения.

"Классный час Свободы"

«). Сегодня у нас статья «Как не ходить в школу и получить аттетстат «, где мы опишем ещё один вариант, как можно справиться со школой, не выкидывать силы и время впустую, но следовать школьной программе и получить аттестат об образовании.

Не ходим в школу! — это выдержки из отличной статьи Ксении Подоровой. Мы выбрали самые моменты и именно по заявленной теме 🙂

Итак, переходим к тому, как не ходить в школу и получить аттестат. Как видите, вопрос распадается на 2 части, которые мы по очереди и опишем.

Как не ходить в школу

Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид вполне нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. «А Вы почему не записываете?!» грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет;-).)

А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу «что у меня сегодня было интересного»). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: «Я сегодня такую интересную книгу начал читать на математике.» Или: «Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии на истории.» Или: «А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет мы с ним на географии пару партий успели сыграть.» Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.

И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ;-)!!! Я подумала: «А может, ему вообще не стоит ходить в школу?» Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу.

Скажу честно: решение уже было «выстрадано», поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: «Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась » да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.)

Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы «выдающихся» способностей) в качестве «эксперимента» будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе.

В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе 😉 почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на «живых» инструментах, а ночами сидел за компьютером обустраивал свою BBS (если среди читателей есть «фидошники» они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был «114-й нод» в Питере «для тех, кто понимает» 😉). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей 😉 приходилось приглашать «умельца»), развлекать младших детей В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным;-).

В апреле мы вспомнили: «Ой, пора готовиться к экзаменам!» Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно «отлавливал» учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить «экзамен» или это было просто «собеседование», или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету «5» хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала «4». (Но нас это нисколько не огорчало такова была цена свободы;-).)

В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь «каникулы» (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все «переиграть» и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек они были уверены, что ребенок скоро «одумается» ;-), не будет слушать эту «ненормальную» мамашу (меня то есть) и вернется в школу;-). Увы. Не вернулся.)

Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была «социализированным» ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу это очень «престижно» ;-))). А я, будучи сторонницей «свободного» воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела внести свою лепту в «копилку» семейных легенд с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.)

У меня просто камень с души упал;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят в школу.

Как учиться дома, чтобы получить аттестат

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.

А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда 😉 удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект» ;-). Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка например, русский язык с его запутанными правилами;-).) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)

Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей;-). И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать А если даже что-то не будет получаться можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

Как видите, процесс не то, чтобы прост. Основное давление — со стороны общества. Причём обучение детей — вообще второстепенно, поскольку они обычно хотят учиться (если ещё не поняли, что учение — зло).

Но, само собой, не ходить в школу и получить аттестат — требует намного больше внимания, терпения, способностей как от детей, так и от родителей. Что, собственно говоря, хорошо — ведь эти качества весьма важны в реальной жизни 🙂

Итак, не ходить в школу и получить аттестат можно — но придётся поработать.

И побольше, чем в школе. Но — оно того стоит 🙂