Научное мировоззрение понятие и типы. Мировоззрение: определение, уровни и формы
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззрения
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:
мифологическое;
религиозное;
философское;
обыденное;
гуманистическое.
Мифологическое
Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]
Гуманистическое
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.
Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.
Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.
Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.
В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.
Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.
Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.
мировоззрение. Его виды и формы
Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.
Теоретический аспект
Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет человека, делает его кем-то в обществе, одним словом - играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.
Примеры мировоззрения
Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.
Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.
Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.
Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.
Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .
Определение понятий
Основные типы и их краткая характеристика: таблица
Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:
Тип мировоззрения |
Функции |
|
|
Религиозный |
|
Мифологический |
|
Философский |
|
|
От чего зависит наше настроение? узнайте прямо сейчас.
Как поменять свое мировоззрение?
Мировоззрение имеет два уровня:
- чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
- понятийный или теоретический (миропонимание)
Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .
- Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
- Найдите аргументы
. После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.
Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.
- Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
- Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
- Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
- Откажитесь от опыта.
Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.
Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.
Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.
- Вызовите чувства на серьезный разговор
. Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.
Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.
- Правило присутствия.
Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.
В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.
- Откажитесь от зависимости в любой ее форме.
Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.
Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.
- Множественность ориентиров.
В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.
Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».
- «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.
Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).
Большую роль играет также и личный опыт.
Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .
В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.
Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.
Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.
Понятие и типы мировоззрения:
Новосибирский колледж электроники
По курсу “Обществознание”
Мировоззрение человека
Выполнил
студент 122 группы
Прудников С.Г.
Проверила
Черепанова Е.В.
Новосибирск 2003
Введение..............................................................3
1.Что такое мировоззрение? .......................................4
2.Каким бывает мировоззрение? ................................4
3.Три основных типа мировоззрения.........................5
3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5
3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6
3.3 Научное мировоззрение..........................................7
4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8
5.Общество и формирование мировоззрения..............8
5.2 Тоталитарное общество...........................................8
5.1 Демократическое общество....................................9
6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9
7.Вывод………………………………………………..10
8.Список используемой литературы...........................13
Введение.
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже
пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек
с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что
его ничто не объединяет с другим?
Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,
место жительства, положение в обществе, язык, возраст.
Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может
быть разное место жительства, различное место в жизни
общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть
объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –
ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень
знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов
развития человечества, так же как и анализ духовного мира
наших современников, показывает, что одним из важней –
ших элементов является мировоззрение.
1.Что такое мировоззрение?
В самом простом, наиболее распространённом понимании
мировоззрение – это совокупность взглядов человека на
мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они
предполагают, с одной стороны, мир, который окружает
человека, а с другой – то, что связано с деятельностью
человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –
зрения, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного
мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –
бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону
мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение
представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он
живёт в ладу, в гармонии с ним?
Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –
ного мира человека.
2.Каким бывает мировоззрение?
Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –
сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –
тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,
стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,
своими духовными ценностями.
Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.
Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –
дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность
родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –
венного положения. Людей объединяют школа, характер
образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –
тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –
щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –
Классификация типов мировоззрения может быть раз –
личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
3.Три типа мировоззрения
Распространено выделение следующих типов мировоз –
зрения: обыденное, религиозная, научное.
3.1 Обыденное мировоззрение
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в
процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды
человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,
особенно если человек не интересовался мировоззренчес –
кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –
тельно философию, не знакомился с содержанием религи –
озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –
яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –
но общается с различными людьми; ощутимо и влияние
общедоступных средств массовой информации. Но преоб –
ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –
зрение опирается на непосредственный жизненный опыт
человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт
других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного
сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –
Обыденное мировоззрение распространено очень широко,
поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви
зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –
ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный
3.2 Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в
таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,
Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.
Напомним, в религии содержится и определенная картина
мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –
вленные на формирование его определенного образа жизни,
на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет
сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно
отнести тесную связь с мировым культурным наследием,
ориентацию на решение проблем, связанных с духовными
потребностями человека, стремление дать человеку веру в
возможность достижения поставленных целей.
Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –
ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –
достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их
игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –
словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит
задача выработки нового пути мышления,
“о соразмерности
Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –
ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой
именно тип согласия может быть установлен между лабо –
раторной табуреткой и церковной скамьей”.
3.3 Научное мировоззрение
Является законным наследником того направления мировой
Философской мысли, которое в своем развитии постоянно
Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения
человека с естественной и искусственной средой обитания.
Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –
статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –
ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём
целей и идеалов, органическую связь с производственной и
социальной практической деятельностью людей. Но нельзя
закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –
обладающего места. Человек, человечество, человечность –
это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.
Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –
черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –
тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –
ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он
примет всеобъемлющий характер, может стать решающим
облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –
ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая
направленность.
Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –
ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –
кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –
чале пути к широкому овладению его основами.
Сознательно формируемое мировоззрение
В обществе издавна существовало и сознательное стремле –
ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,
в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –
чества, его познавательная и преобразовательная деятель –
ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –
ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,
опираясь на то или иное направление в философии. Созна –
тельное стремление выработать целостное мировоззрение
проявляют различные социальные группы людей, полити –
ческие партии, которые видят в нем основу не только своего
духовного единения, но и программ конкретных действий
по преобразованию общества.
Мировоззрение такого типа может строиться на самых
разных философских основаниях.
Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –
чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –
Знание философии необходимо специалисту для квалифицированной ориентации в своей специальности (методология), но главное – для понимания жизни во всей ее сложности, многогранности, противоречивости. Специалистам различного профиля требуется широкий кругозор (наличие знаний: профессиональных, обыденных и научных), умение видеть закономерности развития мира, понять сущность всего, что происходит с людьми, понять смысл и цели действий человека, четко определить свое место в этом мире.
Все это и составляет мировоззрение человека.
В настоящее время мировоззренческие проблемы являются объектом пристального внимания ученых и политиков.
Мировоззрение в современной философской литературе рассматривается как совокупность взглядов человека (социальной группы, класса, общества в целом) на мир и определение места человека в этом мире.
Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает, оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое место, предназначение и участие в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о смысле человеческого бытия, исторических судьбах человечества, система принципов, идеалов по устройству и переустройству мира.
Но это далеко не всегда так. Роль концепта или структуры системы мировоззрения может выполнять любой его содержательный компонент, и это зависит от конкретных исторических условий.
В научной литературе существует множество определений понятия мировоззрение.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, а также жизненная позиция, программа поведения и действия людей.
Мировоззрение - совокупность знаний, убеждений, взглядов, оценок, норм и принципов, определяющих отношение человека к самому себе, к окружающему миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его деятельности.
В структуре мировоззрения выделяют два уровня:
1. эмпирический (жизненно-практический) уровень – мироощущение;
2. теоретический уровень – миропонимание.
Эмпирический уровень – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Он включает в себя мироощущение, умонастроения различных слоев общества.
Данный уровень мировоззрения характеризуется неоднородностью по содержанию, зависит от образования, культуры людей, от национальных, религиозных и других традиций, носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, логичностью, обоснованностью. Он формируется в зависимости от специфики деятельности человека: выделяют мировоззрение ученого, инженера, политического деятеля и т. д.
Теоретический уровень мировоззрениявключает в себя миропонимание, в том числе и философию.
В структуре мировоззрения выделяют три подсистемы:
1. познавательную - совокупность знаний (политических, экономических) на теоретическом и эмпирическом уровнях; ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, теории.
2. ценностную - совокупность идеалов (политических, нравственных).
3. поведенческую – чувства, воля.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нём формируется индивидом, живущим в определенное время, в определенном обществе и социальной среде. Каждый человек вырабатывает свое мировоззрение деятельно «присваивая» окружающий его мир, человеческую культуру.
В силу этого индивидуальное мировоззрение глубоко социально по своей сущности, детерминировано общественно выработанными и закрепленными в культуре: способами материальной и духовной деятельности, традициями, нормами, общественными ценностями, господствующими в обществе парадигмами, стереотипами и мифами, социально-классовыми интересами. Таким образом, в формировании мировоззрения личности участвуют как сам человек, так и социальная среда, духовное состояние общества.
Человек, как творчески активное существо, не всегда безоговорочно принимает господствующее в обществе мировоззрение, но под влиянием всей совокупности факторов материальной и духовной культуры стремится выработать свое отношение к миру и самому себе, свою жизненную позицию, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и жизнедеятельности.
В то же время мировоззрение отдельного человека в известном смысле инвариантно групповому мировоззрению (общественно значимому) и, в конечном счете, оно определяется уровнем развития культуры, включенностью в нее субъекта.
Мировоззрение формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира не только таким, каков он есть, но и таким, каким он должен быть с точки зрения его желаемого видения человеком.
В мировоззрении окружающий человека мир раскрывается в своем культурном, человеческом бытии, т. е. как человеческий мир. В силу этого мировоззрение не может быть полностью сведено к научной картине мира, к объективно-истинному отражению.
Причины глубоких изменений в содержании мировоззрения в современных условиях:
1. Переход от промышленной цивилизации XIX века к новому технологическому, информационному обществу привел к вытеснению научным мировоззрением традиционных видов мировоззрения: обыденного, религиозного. В составе мировоззрения ведущее место начинает обретать научная картина мира, т. е. представления о мире, полученные фундаментальными науками: знания о Земле, о природе жизни, о сущности общества.
2. Стиль мышления и в целом мировоззрение рационализируется и интеллектуализируется, избавляясь постепенно от мифов и заблуждений прежних цивилизаций.
3. Научно-техническая революция обострила глобальные проблемы выживания, экологической безопасности, численности населения Земли и др. Эти проблемы требуют глубокого мировоззренческого осмысления.
4. К числу новых мировоззренческих проблем следует отнести по-новому осмысленную проблему гуманизма: представления о человеке и обществе, проблеме терроризма, международной безопасности.
5. Ориентирующая функция мировоззрения, проблема выбора. Роль мировоззрения проявляется в качестве социальной программы общества, ориентира высших жизненных смыслов. Эта роль проявляется через ориентирующую функцию, определяющую выбор жизненного пути, социальных приоритетов, а для отдельной личности – даже выбор поступков.
Конечно, ориентирующая функция дает о себе знать в деятельности мировоззренчески, духовно развитой личности.
Особенно наглядно эта функция проявляет себя в нравственной сфере, где мировоззренческие установки, нормы и ценности играют роль жизненного компаса. Очевидно, что отдельные поступки могут совершаться и вопреки убеждениям, но тогда нравственно чуткая личность начинает терзаться угрызениями совести, и остается надежда на раскаяние и изменение поведения в лучшую сторону.
ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Проблема типологии мировоззрения недостаточно разработана в философской литературе, однако существует его классификация по следующим основаниям:
1. по философскому базису : материалистическое, идеалистическое, метафизическое, диалектическое;
2. по отношению к прогрессу: прогрессивное, реакционное, консервативное;
3. по субъекту: индивидуальное, групповое, партийное, классовое;
4. по познавательному содержанию: наивный реализм, здравый смысл;
5. по отношению к науке: научное, ненаучное;
6. по системным основаниям : мифологическое, религиозное, научное, философское.
Кратко охарактеризуем основные формы мировоззрения, наиболее полно отражающие вышеперечисленные особенности.
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Мифология - донаучное отражение действительности в сознании человека.
Миф- предсказание, сказание.Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
Д.И. Грядовой определяет данный тип мировоззрения как обыденное мировоззрение - т.е. совокупность взглядов человека, сложившаяся под непосредственным влиянием повседневных, жизненных условий его существования.
Оно характеризуется здравым смыслом, практицизмом, житейской мудростью, традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение.
Мифология - наиболее древний тип мировоззрения. Оно объясняет мир не расчленяя его на «Я» и «не - Я», на природу и человека. На субъект и объект.
Миф обладает универсальной областью применимости: с его помощью можно объяснить все, что угодно.
Отличительной чертой содержания мифологии является сказочность, иррациональность, а ее структурной особенностью – неверифицированность в данных условиях.
Мифология основана на вере, а не на знании. В познавательном плане в структуре мифа чувственная сторона, мироощущение доминирует над рациональной стороной, что делает миф психологически привлекательным.
Наконец, миф прибегает к простым и наглядным способам объяснения мира, используя в основном описательные структуры при систематизации знаний, убеждений, взглядов, настроений и т.п.
Мировоззрение мифологического типа встречается и в современных условиях. Примером может служить мировоззрение, присущее нашему общественному сознанию в доперестроечный период: утопическое понятие «развитого социализма», «коммунизма в ближайшей перспективе», а марксистско-ленинская философия обслуживала этот мифологический контент.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Научное мировоззрение, в отличие от других форм мировоззрения, раскрывает фундаментальные принципы, законы и категории, охватывающие все сферы природного и социального бытия и познавательного процесса.
Научное мировоззрение решает мировоззренческие вопросы, исходя из обобщения и систематизации знаний, добытых философией, отдельными естественными и общественными науками, что обеспечивает ему объективность, стройность, целостность, логичность и высокую доказательность.
Данный тип мировоззрения имеет в качестве системообразующего отношения человека к миру - познавательное отношение: наука стремится открыть объективные законы бытия.
Большим достоинством научного мировоззрения является его практическая направленность.
Научное мировоззрение существует в двух формах:
Естественнонаучное (направлено на познание законов природы);
Гуманитарное (направлено на познание сущности человека и его места в мире).
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Религиозное мировоззрение - это уяснение смысловой основы человеческой жизни посредством признания сверхъестественного мирового начала (Бога), выраженное в иррациональной, эмоционально-чувственной и образной формах.
Религия- иллюзорный взгляд на мир. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Религия - это явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.
Функции религии:
Мировоззренческая;
Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
Культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Религия также формирует сознание единства человеческого рода (важно для современного общества), показывает значимость общечеловеческих нравственных норм как в жизни отдельной личности, так и общества в целом. Однако религиозное мировоззрение может формировать и другие настроения: фанатизм, вражду к людям чужой веры.
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Философское мировоззрение – это не простая совокупность отдельных знаний об окружающем мире, а определенная система теоретических принципов и идей, формирующихся и развивающихся на базе фундаментальных концепций естественнонаучного и социального знания.
На основе философского мировоззрения создается общая научная картина мира. В свою очередь, картина мира является мировоззренческой моделью, предполагающей определенное отношение человека к окружающему миру, понимание им этого мира и своего места в нем. Философское знание достаточно жестко систематизировано.
Предмет философии четко определен со времен И. Канта, Г. Гегеля: философия – знание о всеобщем, которое исторически осваивается постепенно, сначала субстрактно, затем структурно и, наконец, концептуально.
Отличительные признаки философского мировоззрения:
Основано на знании, а не на вере и вымысле;
Оно рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
Оно логично (имеет внутреннее единство и систему);
Опирается на четкие понятия (категории).