Мультидисциплинарный подход в медицине. Мультидисциплинарный принцип организации реабилитационного лечения больных инсультом. Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

  1. Заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Сидя дома на диване или в кресле, принимая ванну или лёжа в кровати, в транспорте, прогуляваясь по улице… Эти и подобные внешние условия способствуют вашей внутренней работе, когда вы можете на чём угодно сосредоточиться: на своих мыслях или воспоминаниях, на окружающих вещах, на собственном дыхании, ощущениях тела… Сосредотачивая своё внимание на чём угодно, вы получаете возможность войти в состояние, по-научному называемое трансом. Это природное состояние пассивной сосредоточености (не надо напрягаться на объекте внимания). Транс сопровождается телесным расслаблением, приятной усталостью, грёзами, спонтанностью движений. Это позволяет снизить сознательную работу и усилить работу бессознательной части вашей личности. Именно в этих последних предложениях кроется секрет любого гипноза. Это доказал знаменитый "мистер гипноз", американский гипнотерапевт Милтон Эриксон. Итак, заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая. Почти ничего.
  2. Психосинтез можно использовать и без трансового состояния. Многие техники психосинтеза направлены на работу с бессознательным в состоянии сознательного и волевого действия: в процессе преодоления любых трудностей, при решении логических и творческих задач, в процессе неинтересной, требующей усилий работе и т.д. Итак, трансовое состояние — необязательное условие практикования психосинтеза. Вы просто научитесь включать состояние транса, когда захотите, и выключать — когда захотите. В любом случае, это будет практика психосинтеза. Ваш новый навык.
  3. Всё что вы можете делать со своим опытом — это наблюдать за ним (отслеживать его), принимать и трансформировать его. Остальное делают за вас другие части вашей личности: они его проявляют и используют! Внешне это похоже на "ничегонеделание": человек сидит и задумчиво анализирует или обобщает своё прошлое, мечтает о будущем, возвращается в настоящее и тому подобное. На самом деле, во время практикования психосинтеза вы как бы "промываете" свой опыт, делая его прозрачным, ясным, полезным для дальнейшего использования. Это не всегда приятно, но крайне необходимо для лучшего познания своих прошлых травм. Если вы отвергаете свой опыт или предпочитаете думать, что его у вас нет — это работа той части вашей личности, которая мало осознается. Она как бы самоуправляемая, автономная и независимая от вашего "Я". В психосинтезе такие части называют субличностями. Именно они используют ваш прошлый опыт нежелательным для вас образом: в ваших действиях, поведении и эмоциях. Итак, психосинтез — это работа с опытом, со своей личностью, с её сознательной и бессознательной частями.
  4. Психосинтез направлен на усиление сознательного "Я" — центра вашей личности, который может собрать ваше тело, мысли и эмоции в гармоничного человека благодаря сознательной регуляции бессознательных процессов. Основная функция вашего "Я" — это воля. Развивая волю, вы получаете навык синтезировать новую личность, объединяя то, что у вас уже есть, в целостность. Эта целостность использует все ваши ресурсы (в том числе и бессознательные), в центре которых — ваше "Я" и его воля. Вначале необходимо себя детально изучить, различая в себе все личностные элементы. Потом происходит работа с каждым элементом отдельно. Она направлена на его автотрансформацию, то есть на поиск и использование его позитивных возможностей. Затем все элементы собираются вашим "Я" в единую целостность, соотношение между которыми качественно изменяет личность в целом. Разобравшись в себе, не забудьте собраться!
  5. Сознательное "Я" — это отражение высшего "Я". Основатель психосинтеза, мудрый доктор и философ Роберто Ассаджиоли интересовался, куда же пропадает наше "Я", когда мы засыпаем и спим, напиваемся, получаем обморок или уходим в глубокий транс. Почему, когда мы просыпаемся или приходим в себя, сознательное "Я" тут же откуда-то появляется? Его ответ был таков: в сфере бессознательного существует наша сущность — настоящее, истинное, высшее "Я", которое всегда было, есть и будет. Я полагаю, что высшее "Я" — это наша душа в том смысле, который вы лично вкладываете в слово "душа". Это именно то, что вы понимаете под понятиями высшего, духовного, находящегося сверх вашего "Я", за его пределами. Высшее "Я" имеет своё призвание, жизненный смысл и влияет на реальную жизнь с помощью своего отражения — сознательного "Я". Таким образом нет двух "Я". Есть одно (истинное) "Я", которое отражается в нашей повседневности, когда мы бодрствуем, делая свои дела и совершая поступки. То есть сознательное "Я" — это отражение высшего "Я".
  6. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем. Это не супер-пупер технология лёгкого достижения счастья и успеха. В психологии есть множество методов оказания срочной психологической помощи. Следствия психосинтеза происходят с течением времени (это доказал Пьеро Феруччи, исследуя психосинтетические техники в разных культурах). Вначале это могут быть небольшие качественные изменения (например, умение быстро снять стресс), на основании которых происходят более важные перемены в жизни (например, отказ от вредных привычек). Именно таким образом психосинтез объединяет краткосрочную и долгосрочную помощь. В современном обществе существует множество псевдопсихологических услуг, которые обещают нам золотые горы, акцентируя внимания на золотых формулах успеха и счастья. Хотите верьте, хотите — нет. Психосинтез — это не панацея от болезней и проблем.
  7. Это — практика оказания себе психологической помощи и метод саморазвития. В психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. В процессе психосинтеза человек может приобрести (а может и нет) опыт переживания различных состояний, в котором взаимоотношения сознательного и бессознательного имеют необычное сочетание. Это тоже транс. Транс без всякой мистики: новые переживания мы, как правило, необычно объясняем, ориентируясь на собственные установки. Верующий человек может наполнить этот опыт религиозным содержанием, эзотерик — древними учениями, и только психолог-учёный знает: необычные переживания — это нормальное свойство нашей психики. Для психосинтеза как метода психотерапии трансперсональные (внеличностные) переживания могут быть эффективными для тех, кто занимается реализацией своих духовных запросов. Но помните, в психосинтезе нет никакой идеологии, никаких культов, религиозных или эзотерических идей и практик. Есть только вы и ваш опыт. В том числе и духовный опыт.
  8. Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. На это обратил своё внимание великий украинский учёный Владимир Роменец. Как только ваше сознательное "Я" начинает использовать воображение, именно тогда вы получаете навыки изучения, принятия, трансформации и даже использования своего опыта! Это совсем не значит, что практика психосинтеза создаёт для человека мир иллюзий и грёз. Сознание способно не только включить мечтание, но и переключить вас в реальную жизнь, в которой оно сможет по-новому действовать, изменяя её к лучшему. Как только сознание перестаёт использовать воображение, оно начинает управлять другими психологическими процессами — эмоциями, поведением, действиями, речью, телом, мыслями, памятью. В психосинтезе сознание человека принято называть сознательным "Я". Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым. Начинается и продолжается!
  9. Развитие личности предусматривает переживание кризисов, которые являются признаком этого развития. Это нормально. Без них не происходят перемены, ведущие к целостности. Мировой опыт использования психосинтеза свидетельствует о том, что каждый человек переживает четыре кризиса личностного и духовного развития, к которым он может быть готов, если узнает о них подробней. По мнению Р. Ассаджиоли, первый кризис происходит перед качественным скачком в саморазвитии. Второй кризис связан непосредственно с этим скачком. Третий кризис — это реакции человека и окружающих на явное развитие. Четвёртый кризис связан с качественной перестройкой личности вследствие обретения целостности, то есть реализации психосинтеза.
  10. Практика психосинтеза не заканчивается конкретными результатами в конкретное время: навыки саморазвития имеют свойство развиваться самостоятельно с течением жизни. Это происходит в вашем бессознательном. Психосинтез похож на многолетнее растение, которое вы посадили весной, оно расцвело летом, пока вы его поливали, а следующей весной оно снова дало ростки, но уже гораздо больше и без вашей помощи. Растение — это приобретённый или развитый вами навык, земля — это бессознательное, а вы — это вы.

Литература:

  1. Пеллерен М. Психосинтез / М. Пеллерен, М. Брес; пер. с фр. Ю.В. Крижевской. — М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004. — 160 с.
  2. Руффлер М. Игры внутри нас / М. Руффлер. — [пер. с англ. Т. Чхеидзе]. — М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. — 208 c.
  3. Ассаджоли Р. Психосинтез: принципы и техники / Роберто Ассаджоли. — [пер. с англ] — М.: Психотерапия, 2008. — 384 с.
  4. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика / Ассаджоли Роберто. — М.: "REFL-book", 1994. — 314 с.
  5. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2004. — 352 с.
  6. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста / Сост. и ред. Дж. Томас. — [пер. с англ. Г.П. Хлуновской]. — СПб.; МНПО "Жизнь", "Ферро-Логос", 1992. — 32 с.
  7. Кучеренко Є. В. Інтегративні методи психосинтезу особистості: [навчальний посібник] / Єгор Валерійович Кучеренко. — Ужгород, 2013. — 120 с.

Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Он развивал свои идеи и соединил в практической деятельности различные приемы психотерапии, высказывая эти взгляды в лекциях, публикуемых статьях и брошюрах, одна из которых была издана на английском языке в 1927 г. под названием «Новый метод лечения - психосинтез».

В 1926 г. в Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по П. читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г. Индийский институт психосинтеза.

Слово «психосинтез» и такое выражение, как «ментальный синтез», использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о synthese mentale. Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию «Я». Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е. восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер (Kretschmer W.) и др. использовали слова «синтез», «психосинтез», «синтез бытия», «синтетическая психотерапия» в более глубоком и широком смысле - как развитие цельной и гармоничной личности. Главной целью психосинтез является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности. В свою очередь, это рождает много проблем и психосинтетических задач, связанных с межличностными отношениями и специальной интеграцией (психосинтез мужчины и женщины, психосинтез человека с различными группами людей, психосинтез между группами, психосинтез между нациями, психосинтез всего человечества).

Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в первую очередь в психологической или психической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования. Особенно полезно применение П. при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются и их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза - межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Наконец, психосинтез может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого. Таким психосинтезом должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей).

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Начинается оно с создания динамичного центра, на котором основан весь процесс синтезирования психологического многообразия в органическое целое. Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все, с чем наше "Я" идентифицировало себя. Мы управляем всем, от чего мы себя дисидентифицировали».

Интересно, что каждый человек имеет определенный тип самоидентификации, и тем не менее очень немногие когда-либо спрашивали себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно осуществить и какие последствия это влечет. «Самоидентификация», или «аутоидентификация», - достаточно неопределенный термин, и поэтому следует выделять три его различных значения.

Первое значение: индивидуум идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, а с другой - главной функцией или ролью, играемой в жизни. Например, девушка, которая участвует в конкурсе красоты, идентифицирует себя со своим телом и его совершенством. В этом ее фокус и точка самоидентификации, она прилагает всевозможные усилия для улучшения и сохранения своего тела. Спортсмен также идентифицирует себя со своим телом, но с иных позиций - с его мышечной силой и управляемостью. Группа интеллектуалов идентифицирует себя с умом, с мощью своего мозга и рассматривает себя в основном как мыслителей. У других более заметна самоидентификация с ролью. Например, многие женщины идентифицируют себя с ролью матери, а потому действуют и живут только как матери. Этот тип самоидентификации не дает переживания чистого «Я». Последнее, чувство собственной личности, тесно связано и почти сливается с фокусом оценки или ролью. Это приводит к тяжелым последствиям:
1) индивидуум не знает и не реализует себя на самом деле;
2) идентификация с одной частью своей личности исключает или значительно уменьшает способность к самоидентификации с другими частями и составляет камень преткновения в П.;
3) отношение как к ролевому, так и к доминантному типу самоидентификации; сам жизненный процесс делает их поддержание невозможным, например, старение прекрасной женщины, потеря силы атлетом, разрушение роли матери, взросление или смерть детей.

Все это может привести к серьезному кризису: индивидуум чувствует себя потерянным, и это трагедия многих людей, которая зачастую приводит к крайнему самоотрицанию - самоубийству.

Второе значение, которое дают термину «самоидентификация», - это внутреннее ощущение чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности. Переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования.

Третье значение «самоидентификации» - осуществление высшего, или духовного, «Я». Оно отличается от переживания чистого «Я», но неотделимо от него полностью, так как существует одно «Я». Выделяют лишь различные уровни самоосуществления. Между самосознанием нормального уровня и полным духовным самоосуществлением имеются промежуточные стадии, или уровни.

Процесс достижения чистого самосознания на уровне личности не прямой. Здесь все время присутствует «Я», но прямого осознания его присутствия нет. Поэтому необходимо устранение всех частичных идентификаций. Эту процедуру можно выразить одним словом - интроспекция, что означает направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических фактов, психологических событий, которые мы можем осознавать.

С помощью интроспекции мы приобретаем более сфокусированное, ясное осознание того, что Джеймс (James W.) назвал потоком разума, непрестанно текущим в нас. Это именуют также и позицией внутреннего наблюдателя.

Первая область внутреннего наблюдения, или интроспекции, - это ощущения, возникающие в теле; вторая - калейдоскоп эмоций и чувств; третья - сфера умственной деятельности, ментального содержания.

На практике существует постоянное взаимодействие между ощущениями, эмоциями и умственной деятельностью. Различие обусловлено лишь фокусированием внимания наблюдателя. Имеется отличие между этими тремя взаимосвязанными областями психологической деятельности и наблюдателем как таковым. Объективное наблюдение спонтанно и неизбежно вызывает чувство дисидентификации от любого содержания этих областей. Напротив, осознается стабильность и неизменность наблюдателя, который начинает понимать, что он может не только пассивно следить, но и в разной степени влиять на спонтанный поток, последовательность различных психологических состояний. Таким образом, он осознает себя отличным, дисидентифицированным от психологического содержания. Иными словами, человек должен активно различать содержание поля сознания и его центр, то, что его творит, - «Я». Здесь необходимо использовать метод последовательных дисидентификации от различных групп или слоев этого содержания - физических, эмоциональных и ментальных - с учетом адаптации метода в терминологии и языке к культурному уровню пациента.

При лечении самоидентификация должна быть использована как можно раньше, так как это облегчает применение и усиливает действие всех остальных приемов. Методы самоидентификации являются основными не только в лечении психосинтезом; в образовании и интеграции личности они могут играть роль защитного механизма против постоянного избыточного потока влияний, внутренних и внешних, которые пытаются захватить «Я» и требуют идентификации. Эти приемы рассматривают также как часть повседневной духовной гигиены, поэтому самоидентификацию рекомендуют использовать в психотерапии как можно чаще, минимум 1 раз в день.

Психосинтез может стать: 1) методом психологического развития и осуществления истинного «Я» (самоактуализации) для тех, кто отказывается быть рабом своих внутренних иллюзий или внешних влияний, кто не хочет пассивно подчиняться игре психологических сил и решил стать хозяином своей собственной жизни; 2) методом лечения психологических и психосоматических нарушений, когда причина беспокойства - бурный и осложненный конфликт между сознательными и бессознательными силами или когда нарушения обусловлены глубинными и мучительными кризисами (не вполне понимаемыми самим пациентом), часто предшествующими фазе самоактуализации; 3) методом интегрального обучения, который не только благоприятствует развитию способностей ребенка или подростка, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и создать на ее основе гармоничную, целесообразно живущую личность.

Психосинтез рассматривают и как индивидуальное выражение более широкого принципа - общего закона межличностного и космического синтеза. С более исчерпывающей, всеобъемлющей точки зрения всемирная жизнь сама по себе выступает для нас как борьба между разнообразием и единством - усиление и стремление к единению.

Выделяют личностный психосинтез и духовный психосинтез Личностный психосинтез помогает избавиться от избытка энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры. Такой психосинтез для многих пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.

Духовный психосинтез - более широкий и высокий тип П. по сравнению с личностным и ориентирован на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего, хотя другим и это может казаться значительным успехом.

В нашей стране психосинтез как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до недавнего времени практически не применялся, подобно другим психодинамически-ориентированным методам психотерапии.

Для тех, кто знаком с психологией и, в частности, с понятием психосинтез, фамилия Ассаджиоли говорит о многом. Этот человек является основателем методики реконструкции личности, получившей название «психосинтез».

В совершеннолетнем возрасте Роберто Ассаджиоли проходил обучение во Флорентийском университете и активно путешествовал по всему миру. Интересно, что среди стран, которые посетил юный полиглот, была и Россия. Успешно окончив обучение со степенью доктора наук, специализирующегося на неврологии и психиатрии, Ассаджиоли представил широкой публике свою теорию о (1910 год, г. Болонья, Международный конгресс).

Указав на узкий взгляд Фрейда в рамках его теории о психоанализе, Роберто предложил авторский метод изучения саморазвития человека, представив его под названием «психосинтез».

Дальнейшую биографию знаменитого врача-психолога, ученого и философа из Венеции изложим весьма кратко. Известно, что в 1922 году Роберто вступил в брак с Нелле Чапетти и вскоре в их семье появился на свет наследник, получивший имя Иларио Ассаджиоли.

Жизнь и работа ученого в период войны

В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis. A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли). Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.).

Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения. Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини). В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.

Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело. Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова. Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.

С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.

Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии. Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках. Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.

Знакомство с идеями и работами ученого

В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна. И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез. Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».

Помимо этого, проведя собственный анализ , опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли». В ней он продемонстрировал структуру воли, а также описал акты ее проявления. Благодаря этому в настоящее время ученые имеют уникальную возможность применять теорию врача-психолога на практике, изучая развитие воли и ее воспитание. Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.

Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.

Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:

  • Постижение внутреннего «Я».
  • Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
  • Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.

Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.

По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:

Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:

1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).

4 — сознательное.

5 — поле сознательного «Я».

6 — поле высшего «Я».

7 — коллективное бессознательное.

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда. К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Поле среднего бессознательного Ассаджиоли считает промежуточной зоной между сознанием и бессознательным. В ней преимущественно сосредоточены впечатления человека, его ощущения, эмоции и восприятие окружающего, из которых впоследствии формируются осознанные навыки, а также разные контролируемые психические состояния.

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

Индивидуальное бессознательное мастер психосинтеза рассматривает в составе личности, как неизолированный от окружения элемент, тесно взаимодействующий с коллективным бессознательным. При этом такая связь является не только пространственной, но и временной (связь с предыдущими поколениями, с опытом и воспоминаниями предшественников).

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Терапевт, используя приемы знаменитого врача-философа, способен помочь человеку обрести гармонию посредством познания истинного «Я». И сущность практической деятельности в психосинтезе заключается в умении гармонично взаимодействовать не только с самим собой, но и с окружающим миром и людьми в нем. Автор: Елена Суворова