Мозжечок головного мозга заболевания симптомы лечение. Мозжечковые нарушения: причины, симптомы, признаки, лечение. Атаксия мозжечка: симптомы и лечение нарушения координации движений

Образование – один из главных козырей, чтобы найти хорошую, высокооплачиваемую работу. Любая мать понимает, как важно чтобы у её детей всё было хорошо при сдаче экзаменов в школе, когда они усердно учатся, для сдачи экзаменов для поступления в ВУЗ. Но всегда есть одно но. Сколько бы ребёнок ни ходил на учёбу, сколько бы он ни готовился для сдачи экзаменов, перед любым предметом, он всегда нуждается в помощи, и кто, как не родители это понимают.

Помимо полноценного питания, хорошего отдыха, тренировки памяти родители могут сделать ещё больше, чтобы их дети лучше успевали и добились большего. Помощником станет заговор и молитва, которую можно читать для улучшения ума, перед сдачей экзамена в школе, или для успешного прохождения экзамена в ВУЗ. Заговор или молитва поможет чтобы ребёнок лучше и легче учился.

Заговоры на учёбу

Чтобы понять, как работают заговоры и молитвы на учёбу, почему перед походом в ВУЗ или школу, перед сдачей экзаменов, для лучшей работы ума можно пользоваться такими методами, рассмотрим, почему они работают и как:

  • улучшается работа мозга, учебный материал легче и быстрее усваивается;
  • появляется больше свободного времени, благодаря чему больше времени можно потратить чтобы отдохнуть и получить эмоциональную разрядку;
  • победы в учёбе дают возможность, чтобы ребёнок почувствовал собственные возможности.

Стоит учитывать, что ваш ребёнок всегда почувствует, когда вы о нём заботитесь и переживаете. Читая заговор и молитву, чтобы он лучше учился, он на уровне интуиции получит вашу заботу, ведь поддержка придаёт много сил и приносит счастье.

Молитва на поступление в вуз

Напряжённая работа перед сдачей экзаменов в ВУЗ истощает нервную систему и утомляет ум. Поэтому на помощь может прийти молитва, которая облегчит процесс подготовки.

Если вы просите за ребёнка, подберите слова под себя, но лучше всего дать прочитать молитву ребёнку, чтобы он просил Господа, Святых и небеса за себя лично, ведь поступление в ВУЗ серьёзный шаг.

Скажите, пусть милостивый Господь Бог наш, услышал ваше прошение и снизошла милость его в поддержке подготовки к экзаменам, к дальнейшей учебе и пребыванию в ВУЗе. Чтобы перед поступлением, все полезное и спасительное наполнило душу, пришло для пополнения ума и знаний раба\ы Божьего (имя). Чтобы Бог и Спаситель помог в учёбе, чтобы молитва о милости Его перед испытанием была спасительной и дала свои плоды. Чтобы милость небес пришла вовремя, и раб\а Божий ощутил всю заботу ангелов и святых, чтобы все старания воздались. Во имя Отца, и Сына и Святого духа. Аминь.

Молитва перед экзаменом на получение хорошей оценки

Молить перед экзаменом можно Ангела-Хранителя:

Пресвятой воин Божий, умоли Господа обо мне. Небесная благодать, снизойди ко мне, рабу\е Божьему (имя). Взываю к тебе, чтобы силы небесные не покинули меня и даровали вразумление и дали ума. Чтобы понимание всего не прошло мимо меня и учение дало свои плоды. Будь справедлив, дабы экзамен грядущий, прошёл успешно. Аминь.

Николая Чудотворца:

Святой угодник Божий Николай! Молю тебя о милости твоей и патронату твоему. Чту тебя и молю тебя, чтобы ты очистил раба\у Божьего перед экзаменом. Не оставь мене перед ним, ведь уповаю я на снисходительность твою, дабы ума моего хватило и сообразительности. Верую и прошу Господа нашего, через Святого Чудотворца Его, чтобы справедливость и сила его поддержали меня, чтобы милость его наполнила и уберегла меня. Аминь.

А также Матрону Московскую:

Матрона Московская, Праведница Божья, моли Господа обо мне. Помощи молю тебя, чтобы прошел мой экзамен благополучно, чтобы смогла вразумить и послать ума мне. Будь возле меня, пусть защитит меня небо перед лицом проблем мирских. Заступись за меня, раба\у Божьего (имя), чтобы Господь помиловал меня, и благодать Его помогла мне. Аминь.

Заговор на хорошую оценку от учителя

Если учитель является главным оценщиком ученика. Если вы точно уверены, что вы заслужили за вашу работу и старания хорошую, позитивную оценку, следует прибегнуть к заговору. Но оценивать степень его необходимости следует объективно:

  • Хороший и действенный ритуал получается на заговорённую пуговицу.
  • Возьмите неношеную, или купите новую пуговицу. Но лучше всего взять пуговицу с одежды, которую ученик\студент носит ежедневно.
  • Запалите свечу белого цвета. В комнате вы должны быть одни, и чтобы вас никто не беспокоил.
  • Нагрейте осторожно пуговицу над свечой, а затем, ещё горячую, бросьте в прозрачный стакан с водой.
  • Теперь начинайте читать заговор. Скажите:

Пусть пуговица защитит раба Божьего (имя), да умилит учителя его. Как освятил её огонь всепоглощающий как остудила её вода живущая, так и рабу Божьему учитель (имя) будет помощником и спасителем. Чтобы перед каждым вопросом ответ нужный находился, чтобы учитель не нашёл к чему прицепиться. Не будет ему вопросов ненужных, лишних. Пусть как ты рядом, будет ему все легко проходить. Все удачно ему будет, пусть легко переносится.

  • Теперь прикрепите её к одежде, которую ребёнок носить чаще всего. Вы заметите результат.

Молитва о прибавлении умственных способностей

Такая молитва посвящается всем святым угодникам Божьим. Чтобы они даровали ума и усидчивости учащемуся. Были помощниками в учёбе и вознаградили за старания.

Молитесь перед иконой святых:

Пусть Божьи посланники и Ангел-Хранитель услышат воспевание им. Да благословят они раба\у Божьего и вознаградят за старания его\её. Пусть святым духом небесным снизойдут дарования церкви Божьей Иисуса Христа и матери Его Девы Марии. Чтобы свершились таинства Его. Дабы в радости и благодати готовы были снизойти слуги его и преподнести святость и силу присутствия своего. Восхваляю все воспоминания и житие о чудесах святых Твоих. Пусть снизойдёт милость Твоя и царствия небесного на раба Божьего (имя). Даже грешный смог последовать учениям вашим, и получить благодать и прощение ваше. Святость славы небесной пусть снизойдёт на нас. Хвалю имена Ваши пресвятые. Во имя Отца, и Сына и Святого духа. Аминь.

Молитва на хорошую учёбу в школе

Школа – один из самых важных периодов в жизни человека. В это время формируется множество черт личности, формируется самооценка. Поэтому важно внушить чувство собственного достоинства, силу характера и работоспособность ребёнка. А получить это, во многом может успешная учёба. Ведь когда ребёнок знает, что его работа даёт результат, он чувствует свою значимость и находится в хорошем настроении.

Молить для этого следует Богородицу. Попросите её от чистого сердца:

Благодарю тебя, Матерь Божья за всю благодать, посланную и даруемую тобою. Прошу внимать ученику Божьему (имя) за все старания его, и помочь в даровании ума и вразумления ему. Веди его к истине, к познанию благодати и милости твоей. Дай силы телу и разуму его. Укрепи его на его пути его. Пусть не предстанет он недостойным перед тобой.

Умоли сына Твоего, создателя всего видимого и невидимого, даровать ему благодать совладать над умом и мудростью. Будь ему наставником, чтобы совладал он собой перед ликом проблем насущных. Хвалю имя Твоё доброе, восхваляю чудеса и милость Твою. Услышь молитву и просьбу мою, которой благодарю Тебя и воспеваю всех святых угодников Божьих. Аминь».

Как правильно читать заговоры на учёбу

  • Медитация – в процессе своей жизни, человек получает огромное количество информации. Большая её часть ему не нужна, нигде не пригодится и никак не повлияет на его жизнь. Но она, по факту просто мусор в его голове. Чтобы очиститься от него, улучшить память и расширить её резерв, нужно очистить память с помощью медитации.
  • Работа, усидчивость и учёба. Вы ничего не получите взамен, если ничего не отдадите миру и вселенной. Нельзя не учиться перед экзаменом или другим важным событием в учёбе, и просто выпросить удачу, чтобы все прошло гладко. Если вы не работаете – вы ничего не получаете. Даже крупица полученных знаний ранее, вам обязательно пригодится, и заговор все сделает для этого.
  • Читайте заговоры на вещи, которые будут с вами или вашим ребёнком чаще всего. Заговор для успешной сдачи экзамена лучше читать за три дня перед самым событием.

Механизм воздействия заговора и последствия магического вмешательства

Например, есть хороший заговор, где упоминается мудрейший царь Соломон. Скажите:

Как ума небывалого был Соломон, как мудрость жила в нём, так пусть и раб Божий (имя) получит силу знаний. Как можно с высоты увидеть все светила, на небе или земле, так пусть и ему всё будет ведомо. Знаниями не чурается, силами всеми старается, в наставников восхищении пусть искупается. Благодати ума пусть на него распространяется.

Кажется странным, что заговор может влиять на такую важную часть жизни человека, как учёба. Но тут, по сути, нет ничего сверхтяжёлого. Если вы хорошо и усердно учитесь, не ленитесь, понимаете всю важность учёбы, верите в силу заговора и ритуала или молитвы, вы получите запрашиваемый успех. Даже если мать просить за ребёнка, а не он просит лично.

9111 просмотров

Заговоры на хорошую учёбу ребёнка

Созвездия неба Господнева
не оставляют своего места
без веда Вседержителя.
Так и разум раба Божьего (имя)
не оставит здравый смысл
и да пополнятся силы его ума.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Заговор на успех в спорте и других состязаниях

Ещё один оберег поможет ребёнку или даже студенту быть успешным не только в учёбе, но и, например, в спорте, к каких-то иных состязаниях. Нужно взять тазик с чистой водой, наклониться над водой и читать вот эти слова:

На себя смотрю. Я над водой, я и в воде.
Везде я первая. И в школе - тоже.

Заговор на хорошую учёбу и успешную сдачу экзамена

Собираясь на экзамен, даже, если материал усвоен, всегда есть волнение, неуверенность. Чтобы настроить себя на лучшее и заручиться поддержкой небесных сил, нужно проделать следующее: 3 раза встряхнуть платье, прежде чем его надеть, со словами:

Кто за Господом шел, его учениками стали. И я иду за Господом. Господи, пошли мне удачу в учении, Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Часто так случается, что ребёнка невзлюбит учительница. Считает его неспособным, хуже других. Чтобы избежать таких ситуаций, чтобы ребёнку сопутствовала удача, пусть ваш школьник читает вот такие слова каждый раз, когда открывает двери школы или учебного заведения:

Истина в том, что за этим порогом моя сила! Аминь!

Этот же заговор способствует удачи для взрослых людей, например на работе.

Заговор на успешную сдачу экзамена для студентов

На листке бумаги напишите синими чернилами следующий текст:

Как светло небо в ясное утро,
Так ясны и светлы мои мысли.
Как любят и жалеют меня отец и мать,
Так пожалейте меня, учителя.
Аминь.

Листочек никому нельзя показывать, сложить в 2 раза и положить в левый карман, предварительно утром 3 раза прочитав перед выходом из дома.

Перед входом на экзамен нужно тихонько прочесть заговор ещё три раза. Успех обеспечен!

Почитайте ещё молитвы, обращенные к Святым старцам и к Господу нашему .

Заговор на учебу может значительно помочь ребенку. Может показаться странным, но у малышей и деток постарше бывают такие же (по уровню) проблемы, что и у взрослых. Они сталкиваются с завистью и неуверенностью, ложью и непониманием во время учебы. Обстоятельства разные, причины тоже, а вот решать их можно, в том числе, и . Почему бы не пустить родительскую любовь (пока малыш еще мал), а потом и его силы на привлечение внешних покровителей, которые будут ему устраивать «благоприятные условия» для получения знаний.

Заговор ребенку на учебу

«Человек в руке огонь не удержит, обожжется и бросает. Так пусть моего ребенка никто не обижает и не тревожит, не то руки обожжет и беду наживет. Запрещаю на него давить и ругаться, клясть и проклинать, обижать и ругать. И сегодня, и завтра и третьего дня, всегда, пусть его не коснется беда! Своего ребенка Ангела крылом накрываю, учиться отправляю. Пусть его таланты развиваются, а все вокруг радуются! Аминь!»

Этот заговор на учебу обязательно нужно читать в первый школьный день. Говорят его вслед маленькому ученику, глядя, когда он отправляется на свою «работу». Если начинаются проблемы, то опять его произносите, пусть будет ему оберегом. Родительское слово, чаще всего, сильнее любых внешних воздействий, не забывайте об этом.

Заговор сыну на учебу

Ежели шалопай стал отвлекаться и на него жалуются, то проведите следующий обряд. Он и для девочек слишком озорных подходит. Наговаривать необходимо на напиток, который малыш пьет за завтраком.

«Сыночка своего заговариваю от озорства и шалопайства, от лени и упрямства, от слез горючих, от слов болючих, от угроз напрасных, от деяний опасных. Запираю словами своими, защищаю делами добрыми! Пусть будет так! Аминь!»

Обряд проводят семь дней подряд. Даже в выходные обязательно сделайте такой наговор на напиток. Увидите его поведение станет более спокойным. Со временем появятся увлечения, которые уведут его в сторону от обидного и ненужного озорства.

Заговор на хорошую учебу

Данный обряд проводится в полдень четверга. Только не девятого числа. Необходимо пойти в плодоносящий сад. Если в нем не будет ягод или фруктов, то просто представьте их на ветках. Только обязательно убедитесь, что эти деревья плодоносны. Смотрите на ветви и говорите такие слова:

«Сок по веткам идет, плоды (назвать, какие именно) наполняет. Солнышко их светом наливает. Вся земля для них цветет. Пчел свои трудом им рожденье дарит, завязи дождь влагой благословляет. Так ученику (имя) пусть знания идут, как соки в плод, как солнцу в листья, чтоб радовал своим уменьем и учителей и друзей. Чтоб родители гордились, а люди разные дивились! Для жизни радости, для достатка, чтоб не было в знаниях недостатка! Аминь!»

Сорвите листик или веточку с дерева и принесите домой. Ее необходимо в комнате своего ребенка положить. А если будете проводить обряд во время плодоношения, то обязательно фруктов (ягод) наберите и своего ученика покормите.

Заговор на отличную учебу

Необходимо написать на белом листке данные ниже слова и спрятать в комнате ученика. Еще желательно купить Икону Святого Евстафия и тоже в помещении ее повесить. Тогда заговор можно примостить за Святым Ликом. А слова такие:

«Звезды в небесах движутся, не стоят, на землю с удивлением глядят. Там ученик (имя) знания штурмом берет, не устает, не отстает! Свои таланты превращает в опыт, свои способности умножает, всех опережает. Волею Господа дается дар, он развивается только трудом. Ученику (имя) это в радость. Господа он сын любимый, для него учеба – праздник, станет его талант непобедимым! Волею Богоматери и Сына Его. Аминь!»

Заговор на отличную учебу (самостоятельно)

Молодым людям постарше можно и самим к простой магии приобщиться. Для этого есть несколько ритуалов, что помогают справляться с трудностями в обучении, вырабатывать оптимистичное к нему отношение. Нужно в понедельник поутру говорить на любимую ручку такие слова:

«Господи, помоги, терпеньем меня награди. Господи, позволь мне спокойно учиться, радостно трудиться, задания выполнять, не отлынивать, не бояться, а со всеми трудностями справляться! Аминь!»

Заговор на подкову, чтоб учиться отлично

Если есть возможность, то приобретите именно конскую подкову, которая с копыта упала. А коли пока такого не предвидится, то купите сувенирную. Ее нудно обязательно помыть в соленом растворе. Пусть полежит дома несколько дней. А в воскресенье поутру положите ее на чисто белый платок, скажите такие слова:

«Как конь трудится, не ленится, так мне работать, не знать заботы. Пусть новое понимается, ум опытом наполняется, пусть не будет трудностей или бед, пусть узнаю я весь белый свет! Радостно иду на урок, знаю, в нем будет толк! Экзамен сдам на отлично, будет все отлично! Сказано, как стальной подковой о землю, не разбить, не отвернуть. Будет добрым знаний путь! Аминь!»

Подкову завязывают в платок семью узлами. Хранить ее необходимо в том месте, где обычно занимаетесь. К примеру, в уголок ящика письменного стола суньте. Пусть лежит и оберегает ваши будущие успехи.

Заговор на учебу для неуспевающих

Если в учебе сплошной завал, то нужно, конечно, подтягиваться. А для этого необходимо создавать все условия, в том числе, и магическими способами. Ведь порой трудно догнать программу не потому, что это крайне сложно, а ввиду собственных страхов и неуверенности в своих силах. Купите чечевицу черного цвета. Отсчитайте тридцать три зернышка и прочтите на них такой заговор:

«Христа дело продолжу смело! Буду работать, не зная заботы, буду трудиться, да не веселиться. Будут успехи всем на потеху, будет радость от знаний, будет свет от заданий! Аминь!»

Зернышки необходимо разложить в разные места по одному. Не забудьте ту сумку, с которой ходите на учебу и другие важные для процесса получения знаний места. Только из дому их не выносите. Чтобы не лениться и не уставать, обязательно поутру, когда умываетесь, говорите такие слова:

«Христос создал мир для нас, детей своих. Чтобы мы изучали, его План воплощали! Я Христа завет исполняю, лени не знаю! Аминь!»

Мозжечок участвует практически во всех движениях, он помогает человеку бросить мяч или ходить по комнате. Проблемы мозжечка встречаются редко и в основном связаны нарушением движений и координации.

Анатомия головного мозга


(c) Shutterstock

Головной мозг состоит из четырех долей, каждая доля выполняет свою функцию.

Лобная доля расположена в передней и верхней части головного мозга. Она отвечает за высокий уровень человеческого мышления и поведения, такой как планирование, суждения, принятие решений, контроль и внимание.

Теменная доля находится в верхней части головного мозга, позади лобной доли. Она несет ответственность за принятие сенсорной информации. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание чьей-то позиции в их среде.

Височная доля находится в нижней передней части головного мозга. Она связана с визуальной памятью, языком и эмоциями.

И, наконец, затылочная доля расположена в задней части головного мозга и обрабатывает то, что человек видит.

Наряду с долями головной мозг включает мозжечок и ствол головного мозга.

Ствол головного мозга управляет жизненно важными функциями, такими как дыхание, кровообращение, сон, пищеварение и глотание. Эти непроизвольные функции находятся под контролем вегетативной нервной системы. Ствол мозга также контролирует рефлексы.

Мозжечок находится в задней нижней части головного мозга, позади ствола головного мозга.

Функции мозжечка:

Координация движения . Большинство движений тела требуют координации нескольких групп мышц. Мозжечок позволяет телу двигаться плавно.

Поддержание баланса . Мозжечок обнаруживает изменения в балансе движения. Он посылает сигналы телу, чтобы приспособиться к движению.

Координация движения глаз .

Мозжечок помогает организму научиться движениям, которые требуют практики и тонкой настройки. Например, мозжечок играет определенную роль в изучении движений, необходимых для езды на велосипеде.

Исследователи полагают, что мозжечок влияет на мышление и связан с языком и настроением, но эти функции еще достаточно не изучены.

Симптомы поражения мозжечка

Наиболее распространенными признаками расстройства мозжечка является нарушение мышечного контроля. Это происходит потому, что мозжечок отвечает за контроль баланса и произвольных движений.

Симптомы и признаки расстройства мозжечка включают:

Отсутствие мышечного контроля и координации;

Трудности при ходьбе;

Трудности с речью;

Патологические движения глаз;

Головные боли.

Мозжечковая атаксия


Изменение походки женщины с поражением мозжечка

МКБ-10:

G11.1 Ранняя мозжечковая атаксия

G11.2 Поздняя мозжечковая атаксия

G11.3 Мозжечковая атаксия с нарушением репарации ДНК

Расстройством мозжечка является атаксия. Атаксия — это потеря мышечной координации и контроля из-за проблемы с мозжечком. Она может быть вызвана вирусом или опухолью головного мозга. Потеря координации часто является начальным признаком атаксии. Другие симптомы включают расплывчатое зрение, затрудненное глотание, усталость, трудности с точным контролем мышц, а также изменения в настроении и мышлении.

Есть несколько заболеваний, которые вызывают симптомы атаксии. Это наследственность, яды, инсульт, опухоли, травмы головы, рассеянный склероз, церебральный паралич, вирусные инфекции.

Генетическая или наследственная атаксия обусловлена генетической мутацией. Есть несколько различных мутаций и типов наследственной атаксии. Эти нарушения являются редкими, наиболее распространенным типом является атаксия Фридрейха, которая наблюдается у 1 из 50000 человек. Симптомы атаксии Фридрейха обычно проявляются уже в детстве.

Идиопатическая (спорадическая) атаксия представляет собой группу дегенеративных расстройств движения при отсутствии доказательства наследования. Нарушение координации и речи являются первыми симптомами. Идиопатическая атаксия обычно прогрессирует медленно и может сопровождаться обмороками, нарушениями сердечных сокращений, эректильными дисфункциями и потерей контроля над мочевым пузырем.

Пока нет никакого специального лечения, чтобы облегчить или устранить симптомы заболевания, за исключением случаев атаксии, где причиной является недостаток витамина Е.

Встречается атаксия, вызванная токсинами. Яды повреждают нервные клетки головного мозга — мозжечка, что приводит к атаксии.

Токсины, вызывающие мозжечковую атаксию:

Алкоголь;

Лекарственные препараты, особенно барбитураты и бензодиазепины;

Тяжелые металлы, такие как ртуть и свинец;

Растворители красок.

Лечение и восстановление зависит от токсина, вызвавшего повреждение головного мозга.

Атаксия вирусной этиологии . Это расстройство называется острой мозжечковой атаксией и чаще всего поражает детей. Редким осложнением ветряной оспы является атаксия.

Острую мозжечковую атаксию также могут вызвать вирус Коксаки, вирус Эпштейна-Барра и ВИЧ. Болезнь Лайма, вызванная бактериями, также связана с этим состояниям.

Атаксия обычно исчезает через несколько месяцев после исчезновения вирусной инфекции.

Инсульт может поражать любую область головного мозга. Мозжечок является менее распространенным местом для инсульта. Тромб или кровоизлияние в мозжечке может вызвать атаксию, при этом возникает головная боль, головокружение, тошнота и рвота. Лечение инсульта может уменьшить симптомы атаксии.

Опухоли головного мозга бывают доброкачественными, когда они не распространяются по всему телу, и злокачественные, когда опухоли дают метастазы.

Симптомы опухоли в мозжечке включают:

Головную боль;

Рвоту без тошноты;

Трудности при ходьбе;

Диагностика и лечение будет варьироваться в зависимости от возраста, состояния здоровья, течения заболевания и других факторов.

Чтобы избежать повреждения мозжечка, необходимо сохранять общее состояние здоровья головного мозга. Снижение риска инсульта, черепно-мозговой травмы и воздействия ядов поможет избежать некоторых форм атаксии.

Используемая литература:

  1. De Smet, Hyo Jung, et al. « The cerebellum: its role in language and related cognitive and affective functions » Brain and language 127.3 (2013): 334-342.
  2. Lippard, Jim. «The Skeptics Society & Skeptic magazine

Понравилась новость? Читайте нас в Facebook


Оглавление [Показать]

Мозжечковая атаксия - это синдром, возникающий при поражении особой структуры головного мозга, именуемой мозжечком, или его связей с другими частями нервной системы. Мозжечковая атаксия встречается очень часто и может быть результатом самых различных заболеваний. Ее основными проявлениями являются расстройство координации движений, их плавности и соразмерности, нарушение равновесия и поддержания позы тела. Некоторые признаки наличия мозжечковой атаксии видны невооруженным глазом даже человеку без медицинского образования, а другие выявляются с помощью специальных проб. Лечение мозжечковой атаксии во многом зависит от причины ее возникновения, от того заболевания, следствием которого она является. О том, что может вызвать возникновение мозжечковой атаксии, какими симптомами она проявляется и как с ней бороться, вы узнаете, ознакомившись с данной статьей.

Мозжечок - это часть головного мозга, располагающаяся в задней черепной ямке внизу и сзади от основной части мозга. Мозжечок состоит из двух полушарий и червя, средней части, объединяющей полушария между собой. Вес мозжечка в среднем составляет 135 г, а размер 9-10 см × 3-4 см × 5-6 см, но, несмотря на столь малые параметры, функции его очень важны. Никто из нас не задумывается, какие мышцы необходимо напрячь, чтобы, например, просто сесть или встать, взять ложку в руку. Это как бы происходит автоматически, стоит лишь захотеть. Однако на самом деле для выполнения столь простых двигательных актов необходима слаженная и одновременная работа многих мышц, которая выполнима только при активном функционировании мозжечка.

Основными функциями мозжечка являются:

  • поддержание и перераспределение мышечного тонуса для удержания тела в равновесии;
  • координация движений в виде их точности, плавности и соразмерности;
  • поддержание и перераспределение мышечного тонуса в мышцах-синергистах (выполняющих одинаковое движение) и мышцах-антагонистах (выполняющих разнонаправленные движения). Например, чтобы согнуть ногу, необходимо одновременно напрячь сгибатели и расслабить разгибатели;
  • экономное раходование энергии в виде минимальных мышечных сокращений, необходимых для выполнения конкретного вида работы;
  • участие в процессах двигательного обучения (например, формирование профессиональных навыков, связанных с сокращением тех или иных мышц).

Если мозжечок здоров, то все эти функции осуществляются незаметно для нас, не требуя никаких мыслительных процессов. Если же какой-то участок мозжечка или его связей с другими структурами поражается, то выполнение этих функций становится затруднительным, а порой и попросту невозможным. Вот тогда и возникает так называемая мозжечковая атаксия.

Спектр неврологической патологии, протекающей с признаками мозжечковой атаксии, весьма разнообразен. Причинами мозжечковой атаксии могут быть:

  • нарушения мозгового кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне (ишемический и геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки, дисциркуляторная энцефалопатия);
  • рассеянный склероз;
  • опухоли мозжечка и мосто-мозжечкового угла;
  • черепно-мозговые травмы с поражением мозжечка и его связей;
  • менингиты, менингоэнцефалиты;
  • дегенеративные заболевания и аномалии нервной системы с поражением мозжечка и его связей (атаксия Фридрейха, аномалия Арнольда-Киари и другие);
  • интоксикации и метаболические поражения (например, употребление алкоголя и наркотиков, интоксикация свинцом, сахарный диабет и так далее);
  • передозировка антиконвульсантов;
  • дефицит витамина В12;
  • обструктивная гидроцефалия.

Симптомы мозжечковой атаксии

Принято выделять два вида мозжечковой атаксии: статическую (статико-локомоторную) и динамическую. Статическая мозжечковая атаксия развивается при поражении червя мозжечка, а динамическая - при патологии полушарий мозжечка и его связей. Каждая разновидность атаксии имеет свои особенности. Для мозжечковой атаксии любого вида характерно снижение мышечного тонуса.

Статико-локомоторная атаксия

Эта разновидность мозжечковой атаксии характеризуется нарушением антигравитационной функции мозжечка. В результате этого стояние и ходьба становятся слишком большой нагрузкой для организма. Симптомами статико-локомоторной атаксии могут быть:


  • невозможность ровно стоять в положении «пятки и носки вместе»;
  • падение вперед, назад или покачивание в стороны;
  • устоять больной может только широко расставив ноги и балансируя руками;
  • шаткая походка (как у пьяного);
  • при поворотах больного «заносит» в сторону, и он может упасть.

Для выявления статико-локомоторной атаксии используют несколько простых проб. Вот некоторые из них:

  • стояние в позе Ромберга. Поза заключается в следующем: носки и пятки сдвинуты вместе, руки вытянуты вперед до горизонтального уровня, ладони смотрят вниз с широко растопыренными пальцами. Вначале предлагают больному стоять с открытыми глазами, а затем с закрытыми. При статико-локомоторной атаксии больной неустойчив как с открытыми глазами, так и с закрытыми. Если в позе Ромберга не выявлено никаких отклонений, то тогда больному предлагают постоять в усложненной позе Ромберга, когда одну ногу необходимо поставить впереди другой так, чтобы пятка касалась носка (поддержание такой устойчивой позы возможно только при отсутствии патологии со стороны мозжечка);
  • больному предлагают пройтись по условной прямой линии. При статико-локомоторной атаксии это невозможно, больной неизбежно будет отклоняться в ту или иную сторону, широко расставлять ноги и даже может упасть. Также просят резко остановиться и повернуться на 90° налево или направо (при атаксии человек будет падать);
  • больному предлагают походить приставным шагом. Такая походка при статико-локомоторной атаксии становится как бы пританцовывающей, туловище отстает от конечностей;
  • проба «звездочки» или Панова. Эта проба позволяет выявить нарушения при нерезко выраженной статико-локомоторной атаксии. Методика заключается в следующем: больному необходимо последовательно сделать три шага вперед по прямой линии, а затем три шага назад тоже по прямой. Вначале пробу проводят с открытыми галзами, а затем с закрытыми. Если с открытыми глазами больной еще более-менее способен выполнить эту пробу, то с закрытыми неизбежно разворачивается (прямой линии не выходит).

Помимо нарушения стояния и ходьбы, статико-локомоторная атаксия проявляет себя нарушением координированного сокращения мышц при выполнении различных движений. Это называют в медицине мозжечковыми асинергиями. Для их выявления также используют несколько проб:

  • больного просят резко сесть из положения лежа со скрещенными на груди руками. В норме при этом синхронно сокращаются мышцы туловища и задней группы мышц бедра, у человека получается сесть. При статико-локомоторной атаксии синхронное сокращение обеих мышечных групп становится невозможным, в результате чего сесть без помощи рук не получается, больной падает назад и одновременно поднимается одна нога. Это так называемая асинергия Бабинского в положении лежа;
  • асинергия Бабинского в положении стоя заключается в следующем: в положении стоя больному предлагают прогнуться назад, запрокинув при этом голову. В норме для этого человеку придется непроизвольно немного согнуть колени и разогнуться в тазобедренных суставах. При статико-локомоторной атаксии ни сгибания, ни разгибания в соответствующих суставах не происходит, а попытка прогнуться заканчивается падением;
  • проба Ожеховского. Врач вытягивает свои руки ладонями вверх и предлагает стоящему или сидящему пациенту опереться на них своими ладонями. Затем врач внезапно убирает свои руки вниз. В норме молниеносное непроизвольное сокращение мышц у пациента способствует тому, что он либо отклонится назад, либо останется неподвижным. У больного со статико-локомоторной атаксией это не получится - он упадет вперед;
  • феномен отсутствия обратного толчка (положительная проба Стюарта-Холмса). Больному предлагают с силой согнуть руку в локтевом суставе, а врач оказывает этому противодействие, а затем внезапно прекращает противодействие. При статико-локомоторной атаксии рука больного с силой отбрасывается назад и ударяет в грудь больного.

Динамическая мозжечковая атаксия

В целом ее суть заключается в нарушении плавности и соразмерности, точности и ловкости движений. Она может быть двусторонней (при поражении обоих полушарий мозжечка) и односторонней (при патологии одного полушария мозжечка). Односторонняя динамическая атаксия встречается значительно чаще.

Часть симптомов динамической мозжечковой атаксии перекликается с таковыми при статико-локомоторной атаксии. Так, например, это касается наличия мозжечковых асинергий (асинергия Бабинского лежа и стоя, пробы Ожеховского и Стюарта-Холмса). Есть только небольшое отличие: поскольку динамическая мозжечковая атаксия связана с поражением полушарий мозжечка, то эти пробы преобладают на стороне поражения (например, при поражении левого полушария мозжечка «проблемы» будут с левыми конечностями и наоборот).


Также динамическая мозжечковая атаксия проявляет себя:

  • интенионным дрожанием (тремором) в конечностях. Так называется дрожание, которое возникает или усиливается к концу выполняемого движения. В покое дрожание не наблюдается. Например, если попросить больного взять шариковую ручку со стола, то поначалу движение будет обычным, а к моменту непосредственного взятия ручки появится подрагивание пальцев;
  • промахиванием и мимопопаданием. Эти явления становятся результатом несоразмерного сокращения мышц: например, сгибатели сокращаются сильнее, чем необходимо для выполнения конкретного движения, а разгибатели не расслабляются должным образом. В результате становится трудно выполнить самые привычные действия: донести ложку до рта, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, побриться и так далее;
  • нарушением почерка. Для динамической атаксии характерны крупные неровные буквы, зигзагообразная направленность написанного;
  • скандированной речью. Под этим термином подразумевается прерывистость и толчкообразность речи, разделение фраз на отдельные фрагменты. Речь больного выглядит так, как будто бы он выступает с трибуны с какими-то лозунгами;
  • нистагмом. Нистагм - это непроизвольные дрожательные движения глазных яблок. По сути, это результат дискоординации сокращения глазных мышц. Глаза как бы подергиваются, особенно это выражено при взгляде в сторону;
  • адиадохокинезом. Адиадохокинез - это патологическое двигательное расстройство, возникающее в процессе быстрого повторения разнонаправленных движений. Например, если попросить больного быстро поворачивать ладони против своей оси (как бы вкручивая лампочку), то при динамической атаксии пораженная рука будет делать это медленнее и неловко по сравнению со здоровой;
  • маятникообразным характером коленных рефлексов. В норме удар неврологическим молоточком под коленной чашечкой вызывает однократное движение ноги той или иной степени выраженности. При динамической мозжечковой атаксии колебания ногой производятся несколько раз после одного удара (то есть нога качается, как маятник).

Для выявления динамической атаксии принято использовать ряд проб, поскольку не всегда степень ее выраженности достигает значительных пределов и сразу заметна. При минимальных поражениях мозжечка ее можно выявить только при пробах:

  • пальценосовая проба. Выпрямленной и поднятой до горизонтального уровня рукой с небольшим отведением в сторону с открытыми, а затем с закрытыми глазами попросить больного попасть кончиком указательного пальца в нос. Если человек здоров, то сможет выполнить это без особого труда. При динамической мозжечковой атаксии указательный палец промахивается, при приближении к носу появляется интенционное дрожание;
  • пальцепальцевая проба. С закрытыми глазами больному предлагают попасть кончиками указательных пальцев немного расставленных рук друг в друга. Аналогично предыдущей пробе при наличии динамической атаксии попадания не происходит, может наблюдаться дрожание;
  • пальцемолоточковая проба. Врач перемещает неврологический молоточек перед глазами больного, а тот должен попадать указательным пальцем точно в резинку молоточка;
  • проба с молоточком А.Г. Панова. Больному дают в одну руку неврологический молоточек и предлагают пальцами другой руки поочередно и быстро сжимать молоточек то за узкую часть (рукоятку), то за широкую (резинку);
  • пяточно-коленная проба. Ее проводят в положении лежа на спине. Необходимо поднять выпрямленную ногу приблизительно на 50-60°, попасть пяткой в колено другой ноги и как бы «проехать» пяткой по передней поверхности голени до стопы. Пробу проводят с открытыми глазами, а затем с закрытыми;
  • проба на избыточность и несоразмерность движений. Больного просят вытянуть вперед руки до горизонтального уровня ладонями вверх, а затем по команде врача - повернуть ладонями вниз, то есть осуществить разворот четко на 180°. При наличии динамической мозжечковой атаксии одна из рук избыточно поворачивается, то есть больше, чем на 180°;
  • проба на диадохокинез. Больной должен согнуть руки в локтях и как будто бы взять в кисти по яблоку, а затем необходимо быстро совершать вкручивающие движения кистями;
  • пальцевой феномен Дойникова. В положении сидя расслабленные кисти рук больной располагает на коленях ладонями вверх. На пораженной стороне возможно сгибание пальцев и поворот кисти с связи с дисбалансом тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.

Такое большое количество проб на динамическую атаксию обусловлено тем, что не всегда она выявляется только с помощью одного теста. Все зависит от масштабности поражения ткани мозжечка. Поэтому для более углубленного анализа обычно проводят несколько проб одновременно.

Лечение мозжечковой атаксии

Не существует единой стратегии лечения мозжечковой атаксии. Это связано с большим количеством возможных причин ее возникновения. Поэтому в первую очередь необходимо установить то патологическое состояние (например, инсульт или рассеянный склероз), которое привело к мозжечковой атаксии, а затем уже строится стратегия лечения.

К симптоматическим средствам, наиболее часто используемым при мозжечковой атаксии, можно отнести:

  • препараты группы Бетагистина (Бетасерк, Вестибо, Вестинорм и другие);
  • ноотропы и антиоксиданты (Пирацетам, Фенотропил, Пикамилон, Фенибут, Цитофлавин, Церебролизин, Актовегин, Мексидол и другие);
  • препараты, улучшающие кровоток (Кавинтон, Пентоксифиллин, Сермион и другие);
  • витамины группы В и их комплексы (Мильгамма, Неуробекс и другие);
  • средства, влияющие на мышечный тонус (Мидокалм, Баклофен, Сирдалуд);
  • противосудорожные средства (Карбамазепин, Прегабалин).

Подспорьем в борьбе с мозжечковой атаксией является лечебная физкультура и массаж. Выполнение тех или иных упражнений позволяет нормализовать мышечный тонус, скоординировать сокращение и расслабление сгибателей и разгибателей, а также помогает больному адаптироваться к новым условиям передвижения.


В лечении мозжечковой атаксии могут быть использованы физиотерапевтические методы, в частности электростимуляция, гидротерапия (ванны), магнитотерапия. Нормализовать речевые расстройства помогут занятия с логопедом.

Для того чтобы облегчить процесс передвижения, больному с выраженными проявлениями мозжечковой атаксии рекомендуется использовать дополнительные средства: трости, ходунки и даже кресла-каталки.

Во многом прогноз для выздоровления определяется причиной мозжечковой атаксии. Так, при наличии доброкачественной опухоли мозжечка после ее хирургического удаления возможно полное восстановление. Успешно лечатся мозжечковые атаксии, связанные с нетяжелыми нарушениями кровообращения и черепно-мозговыми травмами, менингитами, менингоэнцефалитами. Дегенеративные заболевания, рассеянный склероз хуже поддаются терапии.

Таким образом, мозжечковая атаксия – это всегда следствие какого-то заболевания, причем не всегда неврологического. Ее симптомы не так уж и многочисленны, а выявить ее наличие можно с помощью простых проб. Очень важно установить истинную причину мозжечковой атаксии, чтобы максимально быстро и эффективно справиться с симптомами. Тактика ведения больного определяется в каждом конкретном случае.

Врач-невролог М. М. Шперлинг рассказывает об атаксии:

Нарушение Координации - Атаксия. Лечение Атаксии (рекомендации врача).

Мозжечок – часть центральной нервной системы, находящаяся под большими полушариями мозга. Имеет следующие образования: два полушария, ножки и червь. Отвечает за координацию движений и работу мышц. При поражениях мозжечка симптомы проявляются двигательными нарушениями, изменениями в речи, почерке человека, походке, потере тонуса мышц.

Причины заболеваний мозжечка

Причинами болезней мозжечка могут быть травмы, врожденное недоразвитие этой структуры, а также нарушение кровообращения, последствия наркомании, токсикомании, нейроинфекции, интоксикации. Существует врожденный дефект развития мозжечка, обусловленный генетической патологией, называемый атаксией Мари.


Важно! К повреждению мозжечка могут привести инсульты, травмы, онкологические заболевания, инфекции нервной системы, интоксикации.

Травмы мозжечка наблюдаются при переломах основания черепа, повреждениях затылочной части головы. Нарушение кровоснабжения мозжечка возникает при атеросклеротическом поражении сосудов, а также при ишемическом, геморрагическом инсульте мозжечка.

Атеросклероз сосудов, непосредственно питающих мозжечок, а также склеротическое поражение сонных артерий в сочетание со спазмом сосудов могут вызывать преходящую гипоксию (транзиторные ишемические атаки). Ишемический инсульт вызван, как правило, закупоркой сосуда тромбом или эмболами различного происхождения (воздушным, холестериновой бляшкой). Также проявляется нарушением функции мозжечка.

Геморрагический инсульт мозжечка, т.е. кровоизлияние вследствие нарушения целостности сосуда является распространенной причиной нарушения координации движений, речи, симптомов со стороны глаз. Геморрагии в вещество мозжечка возникают при повышенном давлении и гипертонических кризах.

У пожилых людей сосуды не эластичные, поражены атеросклерозом и покрыты обызвествленными холестериновыми бляшками, поэтому не выдерживают высокого давления и стенка их рвется. Результатом кровоизлияния является ишемия тканей, получавших питание от разорвавшегося сосуда, а также отложение гемосидерина в межклеточном веществе мозга и формирование гематомы.

Онкологические заболевания, связанные непосредственно с мозжечком, либо с метастазами, также вызывают расстройства со стороны этой структуры. Иногда поражения мозжечка вызваны нарушением оттока мозговой жидкости.

Симптомы поражения мозжечка

Ключевым симптомом поражения мозжечка является мозжечковая атаксия. Проявляется в дрожании головы и всего тела в покое и при движении, дискоординации движений, слабости мышц. Симптомы при заболеваниях мозжечка могут быть асимметричны при повреждениях одного из полушарий. Выделяют основные проявления патологии у пациентов:

  1. Интенционный тремор, один из симптомов поражения мозжечка, проявляется в размашистых движениях и чрезмерной их амплитуде в конце.
  2. Постуральный тремор – дрожание головы и корпуса тела в покое.
  3. Дисдиадохокинез проявляется в невозможности быстрых противоположных движений мышц – сгибания и разгибания, пронации и супинации, приведения и отведения.
  4. Гипометрия – остановка моторного акта без достижения его цели. Гиперметрия – нарастание маятникообразных движений при приближении к достижению цели движения.
  5. Нистагм – непроизвольное движение глаз.
  6. Гипотония мышц. У пациента уменьшается сила мускулатуры.
  7. Гипорефлексия.
  8. Дизартрия. Скандированная речь, т.е. пациенты делают ударение в словах ритмичное, а не соответствующее правилам орфоэпии.
  9. Нарушение походки. Шаткие движения туловища не позволяют пациенту проходить по прямой траектории.
  10. Нарушения почерка.

Диагностика и лечение расстройств мозжечка

Невролог проводит осмотр и проверку поверхностных и глубоких рефлексов. Выполняется электронистагмография, вестибулометрия. Назначают общий анализ крови. Люмбальную пункцию выполняют для определения в ликворе инфекции, а также маркеров инсульта или воспаления. Проводится магнитно-резонансная томография головы. Определение состояния мозжечковых сосудов осуществляется при помощи доплерографии.

Лечение заболеваний мозжечка при ишемическом инсульте проводится при помощи лизиса тромбов. Назначают фибринолитики (стрептокиназу, алтеплазу, урокиназу). Для предотвращения образования новых тромбов используют антиагреганты (аспирин, клопидогрел).

При ишемическом и геморрагическом инсультах метаболические препараты (мексидол, церебролизин, цитофлавин) улучшают обмен веществ в мозговой ткани. Для профилактики повторных инсультов назначают препараты, снижающие холестерин в крови, а при геморрагическом кровоизлиянии – антигипертензивные средства.

Нейроинфекции (энцефалиты, менингиты) требуют терапии антибиотиками. Патологии мозжечка, вызванные интоксикациями, требуют детоксикационной терапии, в зависимости от характера ядов. Проводится форсированный диурез, перитонеальный диализ и гемодиализ. В случае пищевого отравления – промывание желудка, назначения сорбентов.

При онкологических поражениях мозжечка лечение проводится в соответствие с типом патологии. Назначается химио- и лучевая терапия, или хирургическое лечение. При нарушении оттока ликвора, вызвавшего мозжечковый синдром, проводят операцию с трепанацией черепа и шунтированием путей для оттока ликвора.

Заключение

Поражение мозжечка, последствием которого может быть инвалидность, потребность больного в уходе, требует своевременного и тщательного лечения, а также ухода и реабилитации пациента. При внезапном нарушении походки, расстройстве речи необходимо нанести визит невропатологу.

Мозжечок представляет собой отдел головного мозга, который отвечает за координацию движений, также за возможность обеспечивать равновесие тела и регуляцию мышечного тонуса.

Основные функции и нарушения мозжечка

Само строение мозжечка похоже на строение полушарий головного мозга. Мозжечок имеет кору и белое под ней вещество, которое состоит из волокон с мозжечковыми ядрами.

Сам по себе мозжечок тесно связан со всеми отделами головного мозга, а также со спинным мозгом. Преимущественно мозжечок отвечает за тонус мышц-разгибателей. Когда функция мозжечка нарушается, появляются характерные изменения, которые принято называть «мозжечковый синдром». На данном этапе развития медицины выявлено, что мозжечок имеет отношение к воздействию на многие важные функции организма.

При поражении мозжечка могут развиться различные нарушения двигательной активности, появиться вегетативные расстройства, а также нарушается мышечный тонус. Это происходит вследствие тесной связи мозжечка со стволом мозга. Потому мозжечок является центром координации движений.

Основные симптомы поражения мозжечка

При повреждении мозжечка происходит нарушение работы мускулов, трудно больному удерживать тело в равновесии. На сегодняшний день существуют основные признаки мозжечковых расстройств координации движений:

  • интенционный тремор
  • движения произвольные и речь замедлены
  • плавность движений рук и ног потеряна
  • меняется почерк
  • речь становится скандированной, расстановка ударений в словах больше ритмическая, нежели смысловая

Мозжечковые расстройства координаций движений выражены в нарушении походки и головокружениях - атаксии. Трудности могут возникнуть и при попытках подняться с лежачего положения. Нарушается сочетание простых движений и сложных двигательных актов, так как поражена мозжечковая система. Мозжечковая атаксия вызывает у больного шаткую походку, которая характеризуется пошатыванием из стороны в сторону. Также при отведении взгляда в крайнее положение может наблюдаться ритмическое подергивание глазных яблок, так проявляется нарушение движения глазодвигательных мускул.

Атаксия бывает разных видов, однако все они схожи по одному основному признаку, а именно нарушению движений. Больной имеет статистические нарушения, даже если его подтолкнуть он упадет, не заметив, что падает.
Мозжечковая атаксия наблюдается при многих заболеваниях: кровоизлияниях различного происхождения, при опухоли, наследственных дефектах, отравлениях.

Мозжечковые врожденные и приобретенные заболевания

Заболевания связаны с мозжечком бывают врожденными и приобретенными. Врожденным генетическим заболеванием доминантного типа является наследственная мозжечковая атаксия Мари. Начинает свое проявление болезнь с нарушения координации движений. Это связано с гипоплазией мозжечка и его связей с периферией. Часто такая болезнь сопровождается постепенным проявлением снижения интеллекта, нарушается память.

Во время лечения учитывается тип наследования данного заболевания, в каком возрасте возникли первые симптомы, изменения, деформации скелета и стоп. Существуют также еще несколько вариантов хронической атрофии мозжечковой системы.

Обычно врачи больному с таким диагнозом назначают консервативное лечение. Благодаря такому лечению можно значительно снизить тяжесть симптомов. Во время лечения можно значительно усилить питание нервных клеток, а также улучшить кровоснабжение.

К приобретенному мозжечковому заболеванию может привести черепно-мозговая травма, когда возникает травматическая гематома. Установив такой диагноз, врачи проводят хирургическую операцию по удалению гематомы. Также поражение мозжечка могут вызвать злокачественные опухоли, наиболее частые из них это медуллобластомы, а также саркомы. Инсульт-инфаркт мозжечка также могут быть причиной кровоизлияния, который возникает при атеросклерозе кровеносных сосудов или же гипертонического криза. При таких диагнозах обычно назначают оперативное лечение мозжечка.

В настоящее время трансплантация отдельных участков головного мозга невозможна. Это обусловлено этическими соображениями, так как смерть человека констатируется по факту смерти головного мозга потому, когда хозяин мозга еще жив он не может быть донором органов.

Мозжечковый инсульт: причины возникновения и лечение

Мозжечковый инсульт возникает тогда, когда на данную область мозга кровоснабжение прерывается. Ткань мозга, на которую не поступает из крови кислород и питательные вещества быстро погибает и это приводит к потере некоторых функций организма. Потому инсульт является опасным состоянием для жизни человека и требует неотложной медицинской помощи.

Существует два вида инсульта мозжечкового:

  • ишемический
  • геморрагический

Наиболее частой формой является ишемический мозжечковый инсульт, который наступает вследствие резкого уменьшения притока крови к области мозга. В свою очередь такое состояние может вызвать:

  • сгусток, который блокирует поступление крови в кровеносный сосуд
  • сгусток (тромб), который сформировался в артерии, что переносит кровь к мозгу
  • когда происходит разрыв кровеносного сосуда и наступает кровоизлияние в мозг

Последствиями инсульта мозжечка являются: высокая потливость неровное дыхание чрезмерная бледность учащенное сердцебиение нестабильный пульс покраснение лица. Чтобы растворить тромб, который вызвал ишемический инсульт, проводят экстренное лечение. Также медицинская помощь необходима чтобы остановить кровотечение во время геморрагического инсульта.

Во время лечения ишемического мозжечкового инсульта назначают лекарственные препараты, которые помогают растворить тромбы и предотвратить их формирование, назначают лекарства, которые разжижают кровь, для контроля кровяного давления, для лечения нерегулярного сердечного ритма. Для лечения ишемического мозжечкового инсульта врач может провести операцию. Категорически запрещено проводить самолечение, ведь неправильный подход к проблеме может вызвать ухудшение состояния.

Координация движений – естественное и необходимое качество любого живого существа, обладающего подвижностью, или способностью произвольно менять свое положение в пространстве. Этой функцией должны заниматься специальные нервные клетки.

В случае червей, которые перемещаются на плоскости, не нужно выделять для этого специальный орган. Но уже у примитивных земноводных и у рыб появляется обособленная структура, которая называется мозжечком. У млекопитающих этот орган, в связи с разнообразием движений совершенствуется, но наибольшее развитие он получил у птиц, поскольку птица в совершенстве владеет всеми степенями свободы.

У человека существует специфика движений, которая связана с пользованием руками как орудиями труда. В результате координация движений оказалась немыслимой без овладения мелкой моторикой кистей рук и пальцев. Кроме того, единственный способ перемещения человека – это прямохождение. Поэтому координация положения тела человека в пространстве немыслима без постоянного сохранения равновесия.

Именно эти функции и отличают мозжечок человека от, казалось бы, похожего органа у других высших приматов, а у ребенка он должен еще созреть и обучиться правильной регуляции. Но, как и любой отдельный орган или структура, мозжечок может поражаться различными заболеваниями. В результате нарушаются вышеописанные функции, и развивается состояние, которое называется мозжечковой атаксией.

Как работает «нормальный» мозжечок?

Прежде, чем подойти к описанию заболеваний мозжечка, необходимо кратко рассказать о том, как устроен и как функционирует мозжечок.

Мозжечок расположен внизу головного мозга, под затылочными долями больших полушарий .

Он состоит из небольшого среднего отдела, червя, и полушарий. Червь является древним отделом, и его функция – обеспечение равновесия и статики, а полушария развились вместе с корой головного мозга, и обеспечивают сложные двигательные акты, например, процесс набора этой статьи на клавиатуре компьютера.

Мозжечок тесно связан со всеми сухожилиями и мышцами тела. В них заложены специальные рецепторы, которые «говорят» мозжечку, в каком состоянии находятся мышцы. Это чувство называется проприорецепцией. Например, каждый из нас знает, не глядя, в каком положении и где находится его нога или рука, даже в темноте и в покое. Это ощущение достигает мозжечка по спиноцеребеллярным путям, поднимающимся в спинном мозге.

Кроме этого, мозжечок связан с системой полукружных каналов, или вестибулярным аппаратом, а также с проводниками суставно-мышечного чувства.

Через нижние ножки мозжечка проходит оливоцеребеллярный путь, который связывает его с экстрапирамидной системой бессознательных движений. Обратный, эфферентный путь – это путь от мозжечка к красным ядрам.

Именно этот путь блестяще срабатывает, когда, поскользнувшись, человек «танцует» на льду. Не успев сообразить, что происходит, и, не успев испугаться, человек восстанавливает равновесие. Это сработало «реле», переключившее информацию от вестибулярного аппарата об изменении положения тела сразу, через червь мозжечка на базальные ганглии, и далее, на мышцы. Поскольку это происходило «на автомате», без участия коры мозга, то процесс восстановления равновесия происходит неосознанно.

Мозжечок тесно связан с корой мозга, регулируя сознательные движения конечностей. Эта регуляция происходит в полушариях мозжечка

Что такое мозжечковая атаксия?

В переводе с греческого, taxis – это движение, таксис. А приставка «а» означает отрицание. В широком смысле слова, атаксия - это расстройство произвольных движений. Но ведь это нарушение может возникнуть, например, при инсульте. Поэтому к определению добавляют прилагательное. В результате термин «мозжечковая атаксия» обозначает комплекс симптомов, которые говорят о нарушении координации движений, причиной которого является нарушение функции мозжечка.

Важно знать, что кроме атаксии, мозжечковый синдром сопровождается асинергией, то есть нарушением содружественности выполняемых движений относительно друг друга.

Некоторые считают, что мозжечковая атаксия – это болезнь, которая поражает взрослых и детей. На самом деле это не болезнь, а синдром, который может иметь различные причины, и встречаться при опухолях, травмах, рассеянном склерозе и других заболеваниях. Как проявляется это поражение мозжечка? Это расстройство проявляется в виде статической атаксии и динамической атаксии. Что это такое?

Статическая атаксия – это нарушение координации движений в покое, а динамическая – нарушение их в движении . Но врачи при осмотре пациента, который страдает мозжечковой атаксией, не выделяют такие формы. Гораздо важнее симптомы, которые указывают на локализацию поражения.

Симптоматика мозжечковых расстройств

Функция этого органа заключается в следующем:

  • поддержание мышечного тонуса с помощью рефлексов;
  • сохранение равновесия;
  • координация движений;
  • их согласованность, то есть синергия.

Поэтому все симптомы поражения мозжечка в той или иной мере являются расстройством вышеприведенных функций. Перечислим и поясним самые важные из них.

Атактическая походка

Все видели мозжечковую атаксию алкогольного генеза, когда перед вами идет сильно выпивший человек. Так же выглядит и «мозжечковая» походка. Ноги широко расставлены, больной пошатывается, и его «заносит» на поворотах. Также при походке возможно различное отклонение в сторону, и падение. И отклонение, чаще всего происходит на сторону поражения, поскольку мозжечковые пути проходят ипсилатерально, не перекрещиваясь, в отличие от пирамидного тракта.

Интенционный тремор

Этот симптом появляется при движении, и почти не наблюдается в покое. Его смысл состоит в появлении и усилении амплитуды колебаний дистальных отделов конечностей при достижении цели. Если вы попросите больного человека коснуться указательным пальцем собственного носа, то чем ближе палец к носу, тем больше он начнет дрожать и описывать различные круги . Интенция возможна не только в руках, но и в ногах. Это выявляется при пяточно-коленной пробе, когда пациенту предлагают пяткой одной ноги попасть в колено другой, вытянутой ноги.

Нистагм

Нистагмом называют интенционный тремор, который возникает в мышцах глазных яблок. Если пациента попросить отвести глаза в сторону, то возникает равномерное, ритмичное подёргивание глазных яблок. Нистагм бывает горизонтальным, реже – вертикальным или ротаторным (вращательным).

Адиадохокинез

Этот феномен можно проверить следующим образом. Попросите сидящего пациента положить руки на колени ладонями вверх. Затем нужно быстро перевернуть их ладонями вниз, и снова вверх. В результате должно получиться серия «отряхивающих» движений, синхронное в обеих кистях. При положительной пробе пациент сбивается, и синхронность нарушается.

Мимопопадание, или гиперметрия

Этот симптом проявляется, если попросить больного попасть указательным пальцем быстро в какой-либо предмет (например, в молоточек невролога), положение которого все время меняется. Второй вариант – попасть в статическую, неподвижную цель, но сначала с открытыми, а затем – с закрытыми глазами.

Скандированная речь

Симптомы речевых расстройств есть не что иное, как интенционный тремор вокального аппарата. В результате речь приобретает взрывной, эксплозивный характер, теряет мягкость и плавность.

Диффузная гипотония мышц

Поскольку мозжечок регулирует мышечный тонус, то причиной его диффузного снижения может быть признаки атаксии. В данном случае, мышцы становятся дряблыми, вялыми. Суставы становятся «вихлястыми», поскольку мышцы не ограничивают объем движений, возможно появление привычных и хронических подвывихов.

Кроме этих симптомов, которые легко проверить, мозжечковые расстройства могут проявляться изменениями почерка, и другими признаками.

Причины заболевания

Следует сказать, что не всегда в развитии атаксии виноват мозжечок, и задача врача – разобраться, на каком уровне произошло поражение. Вот наиболее характерные причины развития, как мозжечковой формы, так и атаксии вне мозжечка:

  • Поражение задних канатиков спинного мозга. Это вызывает сенситивную атаксию. Сенситивная атаксия названа так потому, что у пациента нарушено суставно-мышечное чувство в ногах, и он не способен нормально ходить в темноте, пока не увидит собственные ноги. Это состояние характерно для фуникулярного миелоза, который развивается при болезни, связанной с нехваткой витамина В12.
  • Внемозжечковая атаксия может развиться при болезнях лабиринта. Так, вестибулярные нарушения и болезнь Меньера может вызывать головокружение, падение, хотя мозжечок не вовлечен в патологический процесс;
  • Появление невриномы преддверно-улиткового нерва. Эта доброкачественная опухоль может проявиться односторонней мозжечковой симптоматикой.

Собственно мозжечковые причины атаксии у взрослых и детей могут возникать при травмах головного мозга, сосудистых заболеваниях, а также по причине опухоли мозжечка . Но эти изолированные поражения бывают редко. Чаще атаксия сопровождается другими симптомами, например, гемипарезом, расстройством функции тазовых органов. Так бывает при рассеянном склерозе. Если успешно лечить процесс демиелинизации, то и симптомы поражения мозжечка регрессируют.

Наследственные формы

Однако существует целая группа наследственных болезней, при которых преимущественно поражается система координации движений. К таким заболеваниям относят:

  • спинальную атаксию Фридрейха;
  • наследственная мозжечковая атаксия Пьера Мари.

Мозжечковая атаксия Пьера Мари раньше считалась единым заболеванием, но сейчас в ней различают несколько вариантов течения. Какие признаки у этого заболевания? Эта атаксия начинается поздно, на 3 или 4 десятке лет, а вовсе не у ребенка, как многие думают. Несмотря на позднее начало, к симптомам мозжечковой атаксии присоединяются нарушение речи по типу дизартрии, повышение сухожильных рефлексов. Симптоматика сопровождается спастикой скелетной мускулатуры.

Обычно болезнь начинается с нарушения походки, а затем начинается нистагм, нарушается координация в руках, возникает оживление глубоких рефлексов, развивается повышение мышечного тонуса. Неблагоприятный прогноз возникает при атрофии зрительных нервов .

Для этого заболевания характерным является снижение памяти, интеллекта, а также нарушения контроля эмоций и волевой сферы. Течение неуклонно прогрессирующее, прогноз неблагоприятный.

Иногда эту наследственную атаксию трудно дифференцировать с опухолью задней черепной ямки. Но отсутствие застоя на глазном дне и синдрома внутричерепной гипертензии, позволяют поставить правильный диагноз.

О лечении

Лечение мозжечковой атаксии, как вторичного синдрома, почти всегда зависит от успехов в лечении основного заболевания. В том случае, если болезнь прогрессирует, например, как наследственные атаксии, то на поздних стадиях развития заболевания прогноз неутешителен.

Если, например, вследствие ушиба мозга в области затылка возникли выраженные нарушения координации движений, то лечение мозжечковой атаксии может быть успешным, в том случае, если нет кровоизлияния в мозжечок, и отсутствует некроз клеток.

Очень важным компонентом лечения является вестибулярная гимнастика, которую нужно регулярно выполнять. Мозжечок, как и другие ткани, способен «обучаться», и восстанавливать новые ассоциативные связи. Это значит, что тренировать координацию движений нужно не только при поражении мозжечка, но и при инсультах, заболеваниях внутреннего уха, и прочих поражениях.

Народных средств от мозжечковой атаксии не существует, поскольку народная медицина не имела никакого понятия о мозжечке. Максимум, что можно здесь найти – это средства от головокружения, тошноты и рвоты, то есть чисто симптоматические средства.

Поэтому, если у вас возникли проблемы с походкой, тремором, тонкой моторикой – то нужно не откладывать визит к неврологу: болезнь легче предупредить, чем лечить.