Можно ли вылечить нервный тик у ребенка. Тики у детей – что делать? Терапия лекарственными средствами

Тики (гиперкинезы) – быстрые повторяющиеся непроизвольные аритмичные движения, обычно вовлекающие определенную группу мышц. Как правило, возникают у детей и занимают одно из ведущих мест среди болезней нервной системы в детском возрасте. Данной патологией страдает около 20 % детей в возрасте до 10 лет, причем мальчики болеют чаще и тяжелее, чем девочки. Существуют критические возрастные периоды, когда вероятность возникновения тиков значительно возрастает. Это происходит в 3 года и 7-10 лет.

Виды тиков

По распространенности процесса тики бывают локальные (возникающие в одной области), множественные и генерализованные.

Выделяют вокальные и моторные (двигательные) тики, которые могут быть сложными и простыми.

Моторные простые гиперкинезы:

  • неритмичные насильственные движения головой (в виде подергиваний);
  • непроизвольное моргание, зажмуривание глаз;
  • движения плечами по типу пожимания;
  • напряжение мышц живота с последующим его втягиванием.

Моторные сложные гиперкинезы:

  • повторение определенных жестов (эхопраксия);
  • вульгарные жесты;
  • прыжки на месте;
  • нанесение ударов по частям собственного тела.

Простые вокальные тики:

  • фырканье, хрюканье;
  • насвистывание;
  • кашель.

Сложные вокальные тики:

  • эхолалия (повторение слов, фраз, звуков, которые услышал больной);
  • копролалия (неконтролируемое выкрикивание неприличных слов).

Причины заболевания


Стрессы и переутомление способствуют возникновению тиков у ребенка в период созревания нервной системы.

Нервные тики могут быть первичными и вторичными. Важная роль в происхождении первичных тиков отводится отягощенной наследственности. В основе их развития лежат расстройства созревания систем двигательного контроля, что связано с дисфункцией базальных ганглиев. Первичные тики подразделяют на преходящие (транзиторные) и хронические (симптомы которых сохраняются больше года).

Вторичные тики также возникают на фоне нарушения функционирования базальных ганглиев, но при этом имеется первичное патологическое состояние, которое к этому привело, а именно:

  • травма головы;
  • повреждение нервной системы во время родов;
  • прием некоторых медикаментов (нейролептиков, психостимуляторов);
  • воспалительные заболевания вещества головного мозга;
  • патология головного мозга сосудистого характера.

Определенную роль в проявлении тиков играют стрессы, психические перегрузки, неблагоприятная обстановка в семье.

Особенности течения тиков у детей

Данное заболевание у каждого ребенка может протекать по-разному. Оно может внезапно проявиться в какой-то период жизни ребенка и так же быстро исчезнуть даже без лечения. А может длиться годами с выраженными симптомами и изменением поведенческих реакций. У детей с тиками часто выявляется раздражительность, тревожность, неспособность сконцентрировать внимание, нарушение координации движений, и др.

Симптомы заболевания усиливаются при волнении и ослабляются при отвлечении внимания, концентрации на определенной деятельности. Если ребенок чем-то заинтересован или играет, тики обычно исчезают. Больные могут усилиями воли на небольшой промежуток времени подавить тики, но впоследствии они возникают с нарастающей силой. Выраженность таких непроизвольных движений может меняться в зависимости от настроения и психоэмоционального состояния ребенка, времени года и даже суток. Для этой патологии характерна стереотипность и возникновение проявлений болезни в определенной области тела, но с течением времени локализация тиков может меняться.


Синдром Туретта

Это заболевание нервной системы, которое характеризуется сочетанием моторных и вокальных тиков у ребенка. Начало болезни приходится на возраст от 5 до 15 лет. Первыми появляются тики на лице, потом в патологический процесс вовлекаются мышцы шеи, рук, ног, туловища. Данная патология имеет хроническое прогрессирующее течение и достигает максимального развития в подростковом периоде, затем выраженность симптомов ослабляется. У части больных тики исчезают бесследно, а у некоторых пациентов сохраняются на всю жизнь.

Для детей с проявлениями синдрома Туретта характерна рассеянность, неусидчивость, отвлекаемость, повышенная ранимость, а иногда агрессивность. У половины больных в подростковом возрасте развивается синдром навязчивости, который проявляется необоснованными страхами, навязчивыми мыслями и действиями. Эти явления возникают вопреки желанию больного, и он не в силах их подавить.

Диагностика

Диагноз базируется на жалобах больного или родителей, истории заболевания, неврологическом осмотре. Рекомендуется обследование пациента для исключения органической патологии. Проводится общеклиническое обследование, электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ, консультация психиатра и др.


Лечение

В большинстве случаев заболевание имеет доброкачественное течение и не требует специального лечения. Детям нужно создать благоприятную психологическую обстановку в семье, избегать психических и физических перегрузок. Определенное значение имеет рациональное питание и полноценный сон. Родителям не следует акцентировать внимание ребенка на симптомах болезни. Детям с тиками рекомендуется ограничить пребывание за компьютером (особенно компьютерные игры), прослушивание громкой музыки, длительный просмотр телевизионных передач, чтение книг при плохом освещении и в положении лежа.

Основные лечебные мероприятия:

  1. Психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Физиотерапия.
  3. Медикаментозное лечение:
  • нейролептики (эглонил, галоперидол);
  • антидепрессанты (анафранил);
  • ноотропные препараты (ноофен, фенибут, глицин);
  • препараты магния (магне В6);
  • витамины.

Лечение физическими факторами


Лечебный массаж помогает ребенку расслабиться и уменьшает его возбудимость.

Помогает успокоить ребенка, нормализовать работу его нервной системы, уменьшает проявления болезни.

Основные физические методы лечения детей с тиками:

  • (оказывает седативное действие, нормализует эмоциональное состояние больных, улучшает кровоснабжение мозговой ткани и обмен веществ; длительность процедуры около часа, при этом ребенок находится в состоянии дремоты, курс лечения составляет 10-12 процедур);
  • на шейно-воротниковую зону (оказывает опосредованное действие на нервную систему, снижает общую возбудимость);
  • (повышает устойчивость организма к стрессовым влияниям, улучшает настроение и работу нервной системы; длительность сеанса 20-30 минут, рекомендуется проведение 10-12 таких сеансов);
  • (успокаивают, расслабляют, улучшают сон; принимать такие ванны нужно через день).

Заключение

Появление тиков у ребенка служит поводом для тщательного медицинского обследования, так как тики могут быть начальным проявлением более серьезного заболевания. Прогноз относительно выздоровления у большинства пациентов благоприятный. Однако у части больных заболевание полностью не регрессирует. Существует мнение, что при раннем дебюте болезни (особенно в возрасте до 3 лет) она имеет более тяжелое и длительное течение.

Врач-невролог Николай Заваденко рассказывает о нервных тиках у детей:

Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Тики у детей»:

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту...

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс , провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.


Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

– внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы , нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии , инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы . Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , церебрастеническим синдромом , тревожными расстройствами . Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта . Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом , психиатром , психологом . Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ , МРТ головного мозга . Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия . Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция. направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон , гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж , электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны .
  • БОС-терапия . Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.


Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.


В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.



Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.


Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.


Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика , которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.



Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.


Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);



  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).


Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).



Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).


Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.




Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.



История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.


Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.



Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.


Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.


Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.



  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.




Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.



  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.




Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.


Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.




Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.


Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.


Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.


Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга . Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • рентгенографию и компьютерную томографию мозга;
  • электроэнцефалографию.



О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.


Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.


Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.


Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).


Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «Пантогам », «Глицин ». Они требуют систематического и длительного применения, поскольку обладают накопительным свойством действия. Для улучшения мозгового кровообращения назначают «

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.


При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.


Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.


  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.


  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Ваш ребенок начал постоянно невольно моргать глазами и подергивать плечами? При проявлении данных симптомов вполне вероятен нервный тик у ребенка . Проанализируйте, что послужило причиной заболевания. Может ребенок чего-то испугался или незадолго до этого переболел простудным заболеванием? В любом случае необходимо показать его специалисту — нервный тик у детей лечение будет наиболее эффективным при своевременном обращении к врачу. Поговорим подробно об этом заболевании и причинах, его вызывающих.

Определение

Тиком называют мгновенное рефлекторное сокращение определенной группы мышц, которое всегда внезапно и повторяется многократно. Заболевание характерно присутствием навязчивого и непреодолимого желания произвести конкретное действие.

Тик не возникает при целенаправленном движении, например, при взятии стакана с водой или подношения ложки ко рту. Данный факт является отличительным признаком нервного тика от иного заболевания, связанного с сокращением мышц.

Из детских неврологических заболеваний нервный тик является самым распространенным, особенно, нервный тик глаза у ребенка . Тиком болеют дети от 2 до 18 лет. В процентном выражении, число детей, страдающих тиком, составляет 10-14%. Наиболее подвержены данному заболеванию дети трехлетнего возраста и от 7-и до 11-и лет. В эти периоды происходят особо ответственные процессы формирования нервной системы.

Типы тиков

Различают тики:

  • Моторные — движение бровями, щеками, уголками рта, крыльями носа, моргание глазами, подергивание плечами;
  • Вокальные — рефлекторное произношение простейших или сложно характерных звуков. Это может быть покашливание, сопение, запинание, всхлипывание и пр.;
  • Ритуальные — монотонное передвижение по кругу, обгрызание ногтей, вырывание волос с целью намотать их на палец;
  • Обобщенные формы — одновременное присутствие нескольких форм тиков.

Тики также бывают:

  • Простые — распространяющиеся лишь на определенные мышцы (рук, ног, лица);
  • Сложные — присутствующие одновременно в нескольких различных группах мышц.

Причины заболевания

Как правило, нервный тик у детей провоцируют присутствующие одновременно три причины :

  1. Наследственность. Данное заболевание у детей проявляется гораздо раньше, нежели у родителей. Тик легче передается мальчикам и они его переносят тяжелее;
  2. Поведение родителей. Моральная атмосфера в неблагополучных семьях является благоприятной для аномального развития нервной системы у детей. Степень тяжести последствий такого воспитания зависит от темперамента ребенка и способности его нервной системы противостоять неблагоприятным условиям. Например, окрики и излишняя строгость может стать причиной подавленности поведения ребенка, а другая крайность — вседозволенность — ведет к инфантильности. Все это, в конечном итоге, может привести к возникновению тиков и различных навязчивостей;
  3. Провокация стрессовой ситуацией. Ребенок, имеющий наследственную предрасположенность к тикам и неправильно воспитанный, столкнувшись с серьезной проблемой, рискует приобрести тик. Как правило, он замыкается в себе и не делится с домашними своими проблемами. У ребенка происходит активизация невербального общения — появление характерной мимики и жестов. В этот момент очень важно вовремя заметить это, окружить его теплотой и вниманием. Если родителям удается “отогреть” ребенка, то возникшие симптомы постепенно пройдут сами собой. В противном случае, ребенок может долго страдать тиком.

Протекание заболевания

У ребенка, страдающего тиком нарушается внимание и восприятие. У таких детей труднее вырабатываются навыки и координация движения. В случаях тяжелого протекания заболевания нарушается реальность восприятия пространства. Ребенок с тиком плохо переносит езду в общественном транспорте, духоту, быстро утомляется, плохо засыпает и сон его беспокоен.

  • Длительность заболевания варьируется от 2-3-х минут до нескольких лет;
  • Интенсивность внешнего проявления бывает настолько сильной, что невозможно показаться в общественном месте, а может быть и незаметной для окружающих;
  • Периодичность возникновения тика в течение дня переменчива;
  • Успешность лечения заболевания непредсказуема — от окончательного выздоровления до нулевого результата. Нервные тики у детей успешно лечит доктор Комаровский по специальной разработанной им методике;
  • Степень нарушения поведения ребенка возможна от ярко выраженной до внешне незаметной.

Степень проявления заболевания зависит от:

  • Времени года. Как правило, весной наблюдается обострение заболевания;
  • Времени суток;
  • Эмоционального настроя. Хорошее настроение помогает ребенку легче справляться с проявлениями тика;
  • Рода . Если ребенку интересно то, чем он занимается — игра захватывает полностью его внимание и отключает рефлекс непроизвольных движений. По мере потери интереса к занятию симптомы заболевания появляются вновь;
  • Переутомления. Долгое занятие чем-либо или длительное нахождение в неудобной позе может вызвать усиление проявления симптомов или появления нескольких одновременно.

Лечение

Чтобы вылечить нервный тик у ребенка — нужно вовремя увидеть симптомы и назначить правильное лечение . Для этого необходима помощь врача-невролога. Методика лечения заключается в следующем:

  1. Исключение из окружающей обстановки ребенка провоцирующих факторов. Соблюдение режима, правильного питания. Нельзя допускать сильных физических нагрузок и переутомления;
  2. Создание теплого семейного климата. Важно побольше беседовать с детьми, чтобы понять их проблемы и вовремя поддержать. Нужно организовывать прогулки и походы всей семьей, заниматься совместным приготовлением вкусных блюд и пр.;
  3. Полезно взять за правило , развивающие сообразительность, внимание, общительность;
  4. Необходимо прививать ребенку любовь к чтению, рисованию, музыке, спорту, технике и пр;
  5. В тяжелых случаях, когда вышеперечисленные методы не действуют — назначают медикаментозное лечение. Оно основано на применении антидепрессантов, ноотропных препаратов для нормализации обменных процессов, витаминов и прочее. Медицинские препараты применяют до полного исчезновения симптомов и затем еще на протяжении полугода. Далее постепенно уменьшают дозировки до полной отмены приема лекарств.

Всем удачи, до встрече в следующей статье.