Минойская цивилизация (2700—1400 гг. до н. э.). История и гибель. Минойская цивилизация крита Особенности политического развития минойской цивилизации

Легенда гласит, что у царя Агенора, правителя города Тира в Финикии, была красавица дочь по имени Европа. Её заметил с Олимпа царь богов Зевс и влюбился в неё. Он обернулся громадным белым быком и похитил царевну, когда она направлялась с подругами на морское побережье. Бык бросился в воду и быстро скрылся из глаз испуганных девушек. Через несколько дней Зевс с Европой на спине достиг необитаемого острова. Выйдя на берег, он принял облик бога и поселился с прекрасной возлюбленной вдали от человеческих глаз. Европа родила Зевсу трёх сыновей: Миноса, Сарпедона и Радамента. Старший из них стал первым царём цивилизации Крита . Впоследствии его имя превратилось в титул минос значило у критян то же, что у египтян фараон, а у греков басилевс.

Много позднее, начав раскопки на Крите, археологи подтвердили правдивость некоторых сторон мифа о Европе. Остров действительно заселили выходцы из Передней Азии. Племена финикийцев пришли сюда около шести тысяч лет до новой эры. Они завезли на Крит крупный рогатый скот, но главным их занятием было земледелие. Именно здесь учёные обнаружили самые древние в Европе следы сельского хозяйства. Первые раскопки были начаты в 1900 г. британским археологом Артуром Эвансом, ему принадлежат самые важные открытия на острове Крит, и он же дал название - миной по имени первого царя Миноса .

За четыре тысячелетия жители Крито-Микенской цивилизации создали на острове процветающую империю, самую древнюю в Европе. Её центрами были несколько крупных дворцовых комплексов, фактически переросших в города. Обнаружены дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Только Кноссий с самого начала строился именно как резиденция правителя и был обособлен от остального города. Другие дворцы, открытые на Крите позднее, стенами срастались с окружавшими их городскими кварталами. Таков, например, дворец в Маллии.

Обычно критяне возводили дворцы на побережье, чтобы было удобно добираться до моря. Минойцы считали себя морским народом. На фресках в их дворцах часто встречаются изображения кораблей, рыб, играющих дельфинов и осьминогов. Греческий историк V в. до н. э.

Фукидид сообщал, что царь Минос создал могущественный флот, который позволил ему править на море. Археологи заметили, что ни один из дворцовых комплексов не имеет укреплений. Это значит, что жители острова чувствовали себя в безопасности, не боялись соседей и считали флот самой надёжной защитой для Крита. Рыбная ловля была важной статьёй в хозяйстве острова. На одной из фресок можно увидеть мальчика рыбака со связками пойманной рыбы.

Первые дворцы появились во II тысячелетии до н. э., однако от них остались только фрагменты фундаментов. Землетрясения на Крите были не редкостью, учёным удалось обнаружить, что ранние постройки простояли лишь 300 лет и обрушились. Принято выделять два основных строительных периода - период Старых дворцов(II тысячелетие - XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII-XV вв.до н. э.). Почти тотчас же на обломках разрушенных зданий начинали возводить новые - еще более роскошные. Однако и «первые» дворцы возникали не на пустом месте. Под Кносским, например, открыт деся-тиметровый слой, в котором найдены предметы, рассказывающие об истории Крита на протяжении нескольких тысячелетий.

Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по мнению учёных, мог жить легендарный царь Минос. Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий - примерно с 1900 до 1450 г. до н. э. Он занимал площадь около 16 тыс. кв. м и включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Неудивительно, что на чужеземцев он производил неизгладимое впечатление.

С этим дворцом связана легенда о Минотавре. Она гласит, что жена царя Миноса Пасифая полюбила быка и от него родила чудовище - получеловека полубыка Минотавра. Он был так страшен, что царь построил специальный лабиринт, где спрятал ужасного сына Пасифаи. Минотавр питался людьми, и критяне приносили ему в жертву пленников. В это время Афины Крита. Однажды на остров вместе с партией пленников прибыл афинский царевич Тесей. Он сумел убить Минотавра и выбраться из лабиринта с помощью путеводной нити, которую дала герою полюбившая его дочь Миноса - Ариадна.

Учёные считают, что миф о Минотавре был навеян реальными событиями. Огромный дворец, где можно легко заблудиться, стал прообразом мрачного лабиринта. А критский культ быка лёг в основу истории о чудовище, которому приносились человеческие жертвы. Высказано предположение, что во время особо важных ритуалов царь надевал маску священного быка и как бы становился Минотавром «на час». На одной из печатей видно изображение пляшущего Минотавра, из-за рогов которого развеваются человеческие волосы. Перед нами ритуальный танец с маской. Тот факт, что царь на Крите символизировал быка, которого приносили в жертву Земле для вечного возрождения жизни, говорит о сложности и даже драматичности положения правителя острова. У древнегреческих авторов найдено выражение «девятилетний Минос», это не означает, что царём был ребёнок. Учёные расшифровывают его так: Минос имел право занимать трон только восемь лет. Каждый девятый год он направлялся в священную Диктейскую пещеру, где, согласно мифу, родился Зевс, и беседовал там с отцом богов, возобновляя силу и получая от него законы.

Минойская цивилизация - эгейская цивилизация бронзового века, которая возникла на острове Крит и процветала в 2700-1450 гг. до н.э. В начале 20-ого века её вновь открыли благодаря работе британского археолога Артура Эванса. Уильям Дюрант именовал минойскую цивилизацию «первым звеном в европейской цепи».

Первые жители поселились на Крите еще в 128 000 году до н.э., в эпоху среднего палеолита. Цивилизация не существовала до 5000 г. до н.э., о чём свидетельствуют первые признаки развитого сельского хозяйства, положившие начало цивилизации. Минойская культура датируется 27 веком до нашей эры.

Термин «минойский» создал Артуром Эвансом в честь мифического «царя» Миноса. В греческом мифе он связан с лабиринтом, который Эванс связывал с местом в Кноссе. Учёные временами приводили аргументы в пользу того, что египетский «Keftiu», семитский «Kaftor» или «Caphtor» и «Kaptara» в архивах Мари относятся к острову Крит, но Джон Стрэйндж утверждает, что: «С другой стороны, многие признанные факты о Caphtor/Keftiu только с трудом можно связать с Критом». В «Одиссее», написанной через несколько столетий после разрушения минойской цивилизации, Гомер называет уроженцев острова Крит «этеокритянами» («истинными критянами»); возможно именно они были потомками минойцев.
Дворцы (anaktora) - самый известный вид минойский зданий выкопанных на острове. Как свидетельствуют большие архивы выкопанные археологами, дворцы были монументальными зданиями, предназначенными для административных целей. Каждый из дворцов, раскопанных на сегодняшний день, имеет собственные уникальные черты, а также объединены особенностями, которые выделяют их среди других построек. Они зачастую были многоэтажными, с внутренними и внешними лестницами, чистыми колодцами, массивными колонами, погребами, и внутренним двором.

Хронология и история

Вместо того чтобы связывать основные календарные даты с минойским периодом, археологи используют две системы относительной хронологии. Первая, созданная Эвансом, и усовершенствована более поздними археологами, основана на видах глиняной посуды и на присутствии ввезенных египетских артефактов, которые можно сопоставить с хронологией Древнего Египта. Схема Эванса разделяет минойскую цивилизацию на три главные периоды: раннеминойский (РМ), среднеминойский (СМ), и позднеминойский (ПМ). Эти периоды в свою очередь тоже делятся, например раннеминойский период на I, II, III (РМI), (РМII), (РМIII).

Другая хронологическая система, предложенная греческим археологом Николасом Платоном, основана на развитии архитектурных комплексов, именуемых «дворцами» в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе. Система делит цивилизацию на додворцовый, раннедворцовый (протодворцовый), новодворцовый (новый дворцовый) и последворцовый (в Кноссе - финальный дворцовый период) периоды. Отношения между этими двумя системами даются в приведённой ниже таблице, с приблизительными календарными датами, выведанной у Уоррена и Хэнки (1989).

предметов в культурных слоях других цивилизаций, например Древнего Египта.

Минойская хронология
3650-3000 до н. э. PMI Додворцовый период
2900-2300 до н. э. PMII
2300-2160 до н. э. PMIII
2160-1900 до н. э. CMIA
1900-1800 до н. э. CMIB Раннедворцовый период
(Протодворцовый период)
1800-1700 до н. э. CMII
1700-1640 до н. э. CMIIIA Новодворцовый период
(Новый дворцовый период)
1640-1600 до н. э. CMIIIB
1600-1480 до н. э. ПMIA
1480-1425 до н. э. ПMIB
1425-1390 до н. э. ПMII Последворцовый период
(В Кноссе - Финальный дворцовый период)
1390-1370 до н. э. ПMIIIA1
1370-1340 до н. э. ПMIIIA2
1340-1190 до н. э. ПMIIIB
1190-1170 до н. э. ПMIIIC
1100 до н. э. Субминойский период

Извержение Тира произошло во время зрелой стадии ПМIA периода. Усилия по установлению даты извержения вулкана были чрезвычайно спорны. Радиоуглеродное датирование указало на конец 17 века до н.э.; однако, радиоуглеродная датировка, противоречила оценкам археологов, которые синхронизировали вспышки с обычной египетской хронологией и получить дату около 1525 - 1500 гг. до н.э.

История


Наидревнейшие доказательства о жителях Крита - остатки сельской общины эпохи докерамического неолита, которые датируются примерно 7000 годом до н.э. Сравнительное исследование гаплогрупп ДНК современных критян показало, что мужчины составляющие группу из Анатолии и Леванта, совместимы с греками. Неолитическое население жило в открытых селениях. Хижины рыбаков строились на берегах, в то время как плодородные земли Месары использовали для сельского хозяйства.

Бронзовый век на Крите начался около 2700 г. до н.э. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры, несколько местностей на острове превратились в центры торговли и ручного труда. Это позволило высшему сословию непрерывно практиковаться в управлении и расширить своё влияние. Вполне вероятно, что первоначальную иерархию местной элиты заменила монархическая структура власти, ставшие предпосылкой для создания великих дворцов. С раннего бронзового века (3500 – 2600 гг. до н.э.), минойская цивилизация на Крите показала обещанное величие.

Минойский слиток меди, фото: Wizard191, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

В конце СМII периода (1700 г. до н.э.), Крит охватило большое волнение, вероятно из-за землетрясения, или вторжения из Анатолии. Дворцы в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе были разрушены. Но с началом новодворцового периода, население снова увеличилось. Дворцы восстановили в более крупном масштабе, а по всему острову построили новые поселения. Этот период (17-ый и 16-ый век до н.э., СМIII/новодворцовый период) представляет собой вершину минойской цивилизации. Приблизительно в 16 веке до н.э. на острове произошла еще одна природная катастрофа, возможно извержение вулкана Тира. Минойцы восстановили дворцы, сделав их ещё величественнее, чем прежде.

Влияние минойской цивилизации за пределами Крита признано в виду ценных минойских ремесленных изделий найденных на материковой Греции. Вполне вероятно, что правящие дома микейцев были связаны с минойской торговой сетью. После 1700 года до н.э. под влиянием минойской культуры материальная культура материковой Греции достигла нового уровня. Значительную роль сыграли и связи между Египтом и Критом. В египетских городах найдена минойская керамика. Минойцы импортировали некоторые изделия из Египта, особенно папирус, а также архитектурные и художественные идеи. Египетские иероглифы послужили моделью для минойского пиктографического письма, из которого впоследствии развилось знаменитое линейное письмо А и линейное письмо Б. Бенгтсон также доказал минойское влияние через ханаанские артефакты.

Приблизительно в 1450 году до н.э. минойская культура испытала кризис вследствие природной катастрофы, возможно землетрясения. Другое извержение вулкана Тира было связано с этим разрушением, но установление его даты и обстоятельства остаются спорными. Были разрушены несколько важных дворцов в окрестностях Малии, Тилиссоса, Феста, Агии Триады так же как и жилые кварталы Кносса. Дворец в Кноссе, как представляется, остались практически неповреждённым. Эти события привели к зарождению династии в Кноссе, которая распространила свое влияние на большую часть Крита, до тех пор, пока остров не захватили микенцы.

Около 1420 год до н.э. (по другим источникам 1375 год до н.э.) окрестности минойского дворца оккупировали микенцы, которые адаптировали минойское линейное письмо А к потребностям микенского языка. Это была форма греческого языка, которая записывалась линейным письмом Б. Первый такой архив найден в «Комнате линейных табличек» ПМII периода. Микенцы в целом были склонны не разрушать, а адаптироваться к минойской культуре, религии и искусству. Они продолжали управлять в экономической системе и бюрократии минойской цивилизации.

Во время ПMIIIA1 периода Аменхотеп III записал «k-f-t-w» (Кафтор) в Ком эль-Хэттан в качестве «Секретных земель в Северной Азии». Он также упомянул такие критские города как: Ἀμνισός (Амнис), Φαιστός (Фест), Κυδωνία (Кидония), Kνωσσός (Кносс) и некоторые восстановленные топонимы, как принадлежащие к Кикладам или материковой Греции. Если значения этих египетских названий правильные, значит, фараон не отдавал больше привилегий Кноссу ПМIII периода, чем других государствам в регионе.

После почти столетия частичного восстановления, в 13-м веке до н.э. (позднеэлладский IIIB период/позднеминойский IIIB период) большинство критских городов и дворцов пришли в упадок. Последний из архивов датируется ПМIIIA периодом (одновременно с ПЭIIIA).

Кносс оставался административным центром до 1200 года до н.э. Последней минойской территорией было оборонительное горное поселение Карфи, которое отображает остатки минойской цивилизации уже почти железного века.

Географическое расположение

Крит – гористый остров с природным заливом. На минойской территории обнаружены признаки повреждения землетрясением, а также явные признаки обоих поднятий земли и погружения прибрежных участков в результате тектонических процессов вдоль побережья.

Гомер традиционно записал, что на Крите было 90 городов. Если судить по окрестностям дворцов в период расцвета минойской цивилизации остров, был разделен, по меньшей мере, на восемь политических округов. Считается, что Кносс управлял севером, Фест - югом, Малия – центрально-восточной частью, Закрос – восточной, а Ханья - западной. В других местах найдены меньшие дворцы.

Некоторые из главных минойских археологических памятников:

· Дворцы:
· Кноссо – крупнейший археологический памятник бронзового века на Крите; был приобретен для раскопок Эвансом 16 марта 1900 года.
· Фест – второй крупнейший дворец на острове; раскопки проводила Итальянская археологическая школа вскоре после Кносса.
· Малиа – объект французских раскопок, центральный дворец, который дает возможность взглянуть на развитие дворцов в раннедворцовый период.
· Закрос – роскошное место, выкопанное греческими археологами на дальнем востоке острова. В археологической литературе оно также упоминается как «Закро».
· Галата – совсем недавно подтверждённое место дворца.
· Агия Триада – административный центр рядом с Фестом.
· Гурния – город, в котором раскопки проводила американская археологическая школа в первой четверти XX века.
· Пиргос – памятник раннеминойского периода на юге острова.
· Василики - памятник раннеминойского периода на востоке острова, который дал своё имя великолепной керамике.
· Форно Корфи – местность на юге острова.
· Псира – город-остров с ритуальными местами.
· Гора Луктас – величайший из минойский храмов из-за её связи с дворцом в Кноссе.
· Аркалохори – место находки знаменитой секиры из Аркалохори.
· Карфи – памятник позднеминойского периода, одно из последних поселений минойцев.
· Акротири - поселение на острове Санторини (Тира), недалеко от вулкана Тира.
· Зоминтос - горный город у подножья Иды.

Минойцы за пределами Крита

Минойцы были торговцами, а их культурные связи замечены далеко за пределами острова Крит, в Древнем царстве Египта, меденосном Кипре, Ханаане, далеко от Левантийских берегов, и в Анатолии. В конце 2009 года при раскопках ханаанского дворца в Телль-Кабри (Израиль) обнаружили минойские фрески и другие артефакты. Ведущие археологи пришли к заключению, что минойское влияние было сильнейшим иностранным влиянием на город-государство Ханаан. Это единственные следы минойской культуры, когда-либо найденные в Израиле.

Минойские техники и стили керамики также оказывали переменное влияние и на элладскую Грецию. Наряду с хорошо знакомым примером Тиры, минойские «колонии» нашли сначала в Кастри на Китире – острове недалеко он материковой Греции, который попал под влияние минойцев в середине 3 века до н.э. (РМII период) и пребывал под ним тысячу лет вплоть до микенской оккупации в 13 веке. Использование термина «колония», впрочем, как и «талассократия», в последние годы подверглось критике. В результате исследования минойского яруса были выявлены первые минойские поселения за пределами Крита, что изменило материковую культуру раннего бронзового века.

Цикладские острова, располагающееся вблизи Крита, острова Карпатос, Сария и Касос, находились под влиянием минойской культуры. С середины бронзового века (СМI-II) на них также размещались минойские колонии, или поселения минойских торговцев. Большинство из этих поселений стали заброшенными к ПМI периоду, но минойский Карпатос восстановился и продолжил существование минойской культуры до конца бронзового века. Другие предполагаемые колонии минойцев такие как Эгина, выдвинутые в качестве гипотезы Адольфом Фуртвенглером, позже были отклонены учеными. На острове Родос в Ялисос также была минойская колония.

Влияние минойской культуры распространялось не только на все Цикладские острова, но и на территорию Египта и Кипра. На рисунках датируемых 15 веком до н.э. в Фивах изображено множество людей, внешне напоминающие минойцев, которые несут дары. Согласно надписям эти люди прибыли из Кефтиу или с «островов посреди моря», и возможно относились к приносящим дары купцам или официальным лицам из Крита.

Определенные места в пределах Крита указывают на минойцев как на «общество заинтересованное в поддержании контактов с другими народами». Территория Закроса новодворцового периода, например, расположена в пределах 100 метров от современного побережья залива. Большое количество мастерских и богатство этой местности сырьём свидетельствует о потенциале для импорта и экспорта.

Общество и культура

Минойцы главным образом были купцами, занимающееся внешней торговлей. С 1700 года до н.э. их культура показывает высокую степень организации.

Фреска из Кносского дворца с изображением женщин, Показаны три женщины, которые были, возможно, королевами, фото: Hardwigg, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

Минойцы торговали шафраном, о чём свидетельствуют незначительные остатки известной фрески с изображением собирателей шафрана в Санторини. Как правило, археологи склонны выделять более прочные предметы торговли: керамику, медь, олово, и впечатляюще роскошные находки из золота и серебра.

Изделия минойского производства реализовывались через налаженную торговлю с материковой Грецией, Кипром, Сирией, Анатолией, Египтом, Месопотамией и государствами на запад до самого побережья Испании.

Минойские мужчины носили набедренные повязки и килты. Женщины - халаты, короткие рукава и многослойные юбки с оборками. Халаты были открыты до пупка, оставляя грудь открытой. Женщины также носили лиф без бретелек. В узорах на одежде делался упор на симметричные геометрические рисунки. Учитывая хрупкость органических материалов, возможно, носили другие формы платьев, но этому нет никаких археологических доказательств.

Язык и письмо

Знания о разговорном и письменном языке минойцев скудные, в связи с небольшим количеством найденных записей. Глиняные таблички, датированные примерно 3000 г. до н.э. были найдены с различными критскими рукописями. Глиняные таблички, вероятно, использовались примерно с 3000 г. до н.э. или ранее. В двух глиняных чашах из Кноссоса обнаружены остатки чернил, а чернильницы аналогичны чернильницам из Месопотамии в форме животного.

Диск из Фаистоса (Phaistos Disc). На Крите есть руины древнего города Фаистос (Phaistos, Phaestus, Festos). В нём при раскопках был обнаружен глиняный диск с нанесёнными на него иероглифами, которые в отличие от самого города сохранился полностью. Он датируется вторым тысячелетием до нашей эры и содержит круговые начертания из 45 видов знаков. Его предназначение и место изготовления до сих пор является предметом дискуссии. Учитывая средиземноморское происхождение диска, его очень часто относят к артефактам погибшей Атлантиды, фото: Francois C, Общественное достояние

Критские иероглифы – наиболее ранние надписи, найденные на Крите. Не известно является ли этот язык минойским или нет, а его происхождение до сих пор вызывает дебаты. Эти иероглифы часто связывают с египетскими, но они также имеют отношение к несколько другим письменам из Месопотамии. Иероглифы вошли в употребление в СМI период; их использовали в одно время с новым линейным письмом A с 18 века до н.э. (СМII), однако в течение 17 века до нашей эры (ММIII) они исчезли.

В период микенской цивилизации линейное письмо A заменили линейным письмом Б, делая записи очень архаичной версией греческого языка. В 1952 году линейное письмо Б успешно расшифровал Майкл Вентрис, однако более ранние подлинники остаются тайной. Подавляющее большинство табличек написаны линейным письмом Б, очевидно были записями о товарах или средствах. Другие записи - надписи на религиозных объектах, связанные с культом. Поскольку большинство этих надписей были краткие экономические отчеты, а не посвятительные, перевод найденных остатков минойской цивилизации является серьёзной проблемой.

Искусство

Фреска - Игры с Быком (Кносский бык, Кносский дворец). Вероятно изображён спорт или ритуал "бычьих прыжков";краснокожая фигура мужчина и две светлокожие фигуры женщин. Общественное достояние

Самая большая коллекция минойского искусства находится в музее Ираклиона, около Кносса на северном берегу Крита. Археологи использовали минойское искусство, вместе с другими остатками материальной культуры, в особенности ряд стилей керамики, для определения трёх периодов минойской культуры (РМ, СМ, ПМ) рассмотренных выше.

Так как дерево и текстиль не дошли до наших дней из-за разложения, наиболее сохранившимися примерами минойского искусства были: керамика, дворцовая архитектура с фресками, включая ландшафт, резьба по камню и замысловатые резные камни.

Религия

"Богиня змей" или жрица, выполняющая ритуал (Кносский дворец), фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Минойцы, как представляется, поклонялись главным образом богиням, а их культура была основана на «матриархальной религии». Профессор Нанно Маринатос заявила: «Иерархию и взаимоотношения богов в пантеоне трудно расшифровать по одним только изображениям». Она отрицает раннее описание минойской религии как примитивной, заявляя, что это была "религия утончённой, городской дворцовой культуры со сложной социальной иерархией. У минойцев плодородие не доминировало больше, чем в любой другой религии, в прошлом или настоящем. Они придерживались гендерной идентичности, обрядов посвящения и смерти. Целесообразно предположить, что организация и ритуалы, и даже мифология, напоминают религию ближневосточных дворцовых цивилизаций». Хотя существуют некоторые свидетельства мужских богов, изображения минойских богинь значительно превосходят изображения всего, что можно счесть минойским божеством. Некоторые из этих изображений женщин, возможно, были образами поклонников и жриц при совершении обрядов во время религиозных церемоний. В отличие от божеств, несколько богинь, по-видимому, имели изображение: Богиня-мать плодородия, повелительница животных, покровительница городов, домашнего хозяйства, урожая, подземного мира, и др. Они часто отображались со змеями, птицами, маками, и с несколько расплывчатой формой животного на голове.

Боксирующие мальчики, фреска из Санторини (Выставка B1, корпус Б в Акротири.). Их темная кожа указывает пол. Мальчик слева является лучше экипированным и носит украшения (браслеты, ожерелья), которые указывают на более высокий социальный статус. То же художник, что и выполнил фрески антилоп.

Архитектура

В городах минойской цивилизации дороги были вымощены камнем, вырезанным из блоков бронзовыми пилами. Улицы осушали, а водопроводные и канализационные сооружения были доступны через гончарные трубы лишь для высшего сословия.

Крыши зданий зачастую покрывались плоской черепицей; применялась штукатурка, дерево и плетняк для полов, возводились в два-три этажа. Обычно низ стен строился из камня и бута, а верх - из глинобитного кирпича. Крышу поддерживали потолочные балки.

Материалы, используемые в строительстве вилл и дворцов, были разнообразными и могли включать песчаник, гипс и известняк. Помимо этого, способы строительства также варьировались зависимости от конструкции. При строительстве некоторых дворцов использовали кладку из белого камня, в то время как в других применяли грубо обтёсанные мегалитические блоки.

Минойская цивилизация - культура, архитектура - Руины Кносского дворца, фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Дворцы

Первые дворцы были построены в конце раннеминойского периода в третьем тысячелетии до нашей эры (Малия). Хотя ранее считалось, что создание первых дворцов проходило одновременно и они датировались среднеминойским периодом около 2000 г. до н.э. (дата постройки первого дворца в Кноссе), теперь учёные считают, что дворцы строились в течение более длительного периода, в разных местах, под влиянием местных событий. Главные первые дворцы находятся в Кноссе, Малии, и Фесте. Некоторые из элементов, отмеченные во дворцах среднеминойского периода (Кносс, Феста и Маллии, например) присутствовали в более ранних стилях строительства в раннеминойском периоде. К ним относятся неровный западный двор и специальная отделка западного фасада. Пример этого виден в «Доме на холме» в Василиках, датируемый РМII периодом.

Дворцы выполняли множество функций: они служили центрами правительства, административным органом, храмом, мастерскими и складскими помещениями (например, для зерна).

Использование термина «дворец» для старых дворцов, означающий династическую резиденцию и центр власти, недавно попал под критику, и вместо него предложили термин «здание суда». Однако, первоначальный термин, вероятно, слишком хорошо укоренился, чтобы его заменить. Дворцовую архитектуру определяли такие архитектурные особенности как: кладка белым камнем, oртостаты, колонны, открытые дворы, лестницы и наличие разнообразных водоёмом.

Поздние дворцы характеризуются многоэтажными зданиями. Западные фасады строили из белого песчаника. Кносский дворец представляет собой наиболее яркий пример. Дворцовая архитектура первого дворцового периода определяется стилем «квадрат в квадрате», в то время как, конструкции второго дворцового периода включали больше внутренних делений и коридоров.

Общий архитектурный стандарт дворцов среднеминойского периода зависел от окружающей местности. Строения Феста этого периода сооружались в соответствии с горой Ида, а Кносса - с горой Юкта.

Колонны

Одним из наиболее значимых вкладов минойцев архитектуру были уникальные колонны, которые в верхней части шире, чем в нижней. Их назвали «перевернутыми», потому что большинство греческих колон шире внизу, создавая иллюзию большей высоты. Колоны изготовлялись из дерева, и как правило окрашивались в красный цвет. Их устанавливали на каменное основание и увенчивали подушкообразной, круглой деталью в качестве капителя.

Виллы

На Крите в результате раскопок были выявлены ряд соединений истолкованные как «виллы». Эти постройки имеют много общего с центральными дворцами новодворцового периода (например, выраженный западный фасад складских помещений, и «минойский зал»). Эти особенности могут означать, что либо они выполняли туже роль, либо эти сооружения были художественной имитацией, предполагая о знакомстве жителей с дворцовой культурой. Виллы часто богато украшали (например, фрески виллы в Агия Триада).

Сельское хозяйство

Минойцы разводили скот, овец, свиней, коз, выращивали пшеницу, ячмень, горошек и нут. Они также культивировали виноград, инжир, маслины, мак (ради семян, и возможно опиума). Минойцы одомашнили пчёл.

На Крите зерновые культуры, включая салат, сельдерей, спаржу и морковь оставались дикорастущими. Груша, айва, и оливковые деревья также были присущи этой местности. Местные жители импортировали деревья финиковой пальмы, и котов (предположительно для охоты) из Египта. Они переняли гранаты из Ближнего Востока, а не лимоны и апельсины, как часто полагают.

Минойцы разработали средиземноморскую поликультуру, практику выращивания нескольких культур одновременно. Их разнообразная и здоровая диета привела к росту населения. Теоретически этот метод земледелия позволил сохранить плодородие почвы, а также защищал от низкой урожайности любой культуры. Таблички линейной системы B указывают на важность фруктового сада (т.е., инжир, оливки и виноград) в выращивании урожая на переработку.

Фермеры использовали деревянные плуги, связанные кожей с деревянными ручками, которые парами тянули ослы или волы.

Морские ресурсы также имели важное значение для критской диеты. Среди местных продуктов были распространёнными съедобные моллюсков, морская рыба и животные. Но ученые считают, что эти ресурсы не были столь значительны относительно зерна, оливок и продуктов животноводства. На усиление сельскохозяйственной деятельности указывает строительство террас и дамб на острове Псира в позднеминойский период.

Критская диета включала в себя дичь. Критяне охотился и ели дикого оленя и кабана наряду с мясом домашнего скота. Дичь больше не водится на Крите.

Теории гибели минойской цивилизации

Между 1935 г. и 1939 г. греческий археолог Спиридон Маринатос выдвинул теорию о минойском извержении. Оно произошло на острове Тира (современный Санторини, находится приблизительно в 100 км от Крита) в ПМIA период. Это извержение было крупнейшим среди вулканических взрывов в истории цивилизации, выбросив около 60 км³ продуктов и оценён в 6 балов по шкале VEI (показатель вулканической эксплозивности). Извержение опустошило ближайшее минойское поселение Акротири, похоронив его под слоем пемзы. Кроме того ученые предполагают, что извержение и его последствия для минойской цивилизации возможно породили миф об Атлантиде.

Извержение, как полагают, серьезно отразилось на минойской культуре Крита, хотя размеры последствий ещё обсуждаются. Согласно ранним теориям выброс вулканического пепла из Теры на восточной половине острова Крит задушил растения, что в последствии вызвало голод местного населения. Более тщательный осмотр места привёл к заключению, что по всему Криту выпало не более 5 мм (0,20 дюйма) пепла. Основываясь на археологических доказательствах, найденных на Крите, исследования XXI века показывают, что огромное цунами, порожденное извержением Тира, опустошило прибрежные районы Крита и разрушило множество минойских поселений.
ПМIIIA (позднеминойский) период характеризуется богатством (т.е., богатые гробницы, погребения и искусство) и повсеместным распространением кносских стилей керамики. Однако, важность Кносса как региональный центр и его материальных «богатств» в ПМIIIB период сократилась.

Существенные остатки минойской цивилизации нашли в слое вулканического пепла ПМI периода, а это означает, что извержение Тира не привело к немедленной гибели минойской цивилизации. Поскольку минойское государство было морским и зависело от морских и торговых судов, скорее всего извержение Тира привело к значительным экономическим трудностям. Были ли эти последствия достаточными, чтобы вызвать падение цивилизации - интенсивно обсуждается. Микенское завоевание минойцев произошло в ПМII период. Микенцы были военной цивилизацией. С помощью функционального военно-морского флота и хорошо оснащённой армии они были готовы к вторжению. В погребениях на Крите нашли микенское вооружение, что демонстрирует микенское военное влияния в течение недолгого периода после извержения. Многие археологи предполагают, что оно вызвало кризис минойской цивилизации, что сделало её уязвимой для завоевания микенцами.

Синклер Худ пишет, что уничтожение минойской цивилизации, скорее всего, связано с вторжением. Хотя окончанию процветания цивилизации поспособствовало извержение вулкана Тира, итоговый конец наступил из-за внешнего завоевания. Археологические данные свидетельствуют об уничтожении острова из-за пожара. Худ отмечает, что дворец в Кноссе, по-видимому, испытал меньше ущерба, чем другие места на острове. Поскольку стихийное бедствие не выбирает цель, неравномерные разрушения, скорее всего, нанесли захватчики. Они, по-видимому, видели полезность сохранения такого дворца как Кносс для собственного использования.

Некоторые авторы указывают на доказательства того, что минойская цивилизация превысила ассимиляционный потенциал окружающей среды. К примеру, археологические восстановления в Кноссе показывают вырубку лесов в этой части Крита на поздних стадиях развития минойского развития.

Charlesraw    Август 27, 2014

Графика сайт

Как прекрасна, трогательна традиция посещать музеи и выставки современных талантов, творивших несколько веков назад.

Рисунки карандашом

Однако, не каждому доступна подобная возможность. Причины могут быть различными: отсутствие времени, территориальная удаленность от музеев, галерей и выставочных комплексов или же какие-либо иные, бытовые причины. Для таких, кто не представляет себя без красивых, уникальных, талантливых картин мы открыли портал

Это, в некотором роде, уникальный вебресурс. Интернет галерея, где таланты могут продать собственный шедевр, а фанаты живописи приобрести еще одну великолепную картину для своей коллекции. Кроме того, остальные элементы искусства также могут быть предложены к продаже и демонстрироваться на нашем портале как и картины.

Рисунки карандашом

Сайт не берет денег за наши услуги ни с тех, кто реализует картины, ни с тех, кто их приобретает. Обсудить понравившиеся шедевры искусства вы можете на форуме ресурса,

пройдя необходимую – быструю и простую – регистрацию. Свой собственный, неповторимый мир, множество единомышленников, ответы на вопросы, интересные публикации и полезные контакты – все это виртуальная галерея на вебсайте



ASRAvatism    Октябрь 21, 2014

Система учета АИСТ используется для точного сбора и обработки информации,поступающей от разнообразных энрегоресурсов.

Система АИСТ обладает автоматизированным функционалом и реализует честный контроль в сфере ЖКХ. За счет отсутствия человеческого ресурса в процессе вычислений система АИСТ позволяет свести риск предоставления недобросовестных данных по количеству потраченных ресурсов.

Основное преимущество системы АИСТ в возможности осуществления цифровой скоростной передачи информации посредством PLC-технологии. В состав системы АИСТ входят все счетчики энергоресурсов: тепловые счетчики,водные счетчики, газа, электрические счетчики.

Данные счетчики применяются для расчетов в таких системах, как СДИУ, АИИСКУЭ.Все счетчики подают, информацию о потраченных ресурсах за нужный период времени в концентратор, где происходит их централизованная обработка и хранение. Кроме того, в в систему АИСТ входят такие приборы, как RF-mesh регистратор и конвертер портов.

Вы можете

приобрести приборы системы АИСТ, позвонив на номер 8-800-775-19-75.

Aist-System,Ru - Система АИСТ



Александр    Июнь 10, 2015

Текст Фестского диска - это перечень посвящений основных правителей Крита, вероятнее всего, лунному божеству, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырёхлезвийная, возможно, использовалась и как своеобразный лунный календарь. Сам диск, - Луна в полнолуние, - своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение этого бога. Количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение диска - оберег в виде клубка змеи для этих строений и для всех живущих в них, т. к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение.
Подробнее смотри сайт: phaestos-disk,at,ua

Древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: кикладская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых Кикладских островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации. Она получила своё название от имени царя Миноса , который жил в городе Кноссе .

Как узнали о существовании минойской культуры?

Лишь в 1900 году состоялось археологическое открытие минойской цивилизации, несмотря на то, что мифы Древней Греции и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В Илиаде Гомера на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший за несколько поколений до Троянской войны в городе Кноссе. Согласно греческому мифу, Минос был сыном принцессы Европы из Финикии и бога Зевса , который, похитил ее, превратившись в белого быка, и доставил на Крит. Минос в ту эпоху был самым могущественным правителем. Он заставил Афины регулярно платить ему дань, присылая девушек и юношей, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра. Афины освободил от этой повинности герой Тесей , который убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны . Хитроумный мастер Дедал построил лабиринт, где Минос скрывал Минотавра.

Немногие серьезные ученые в XIX веке верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был не историком, а поэтом, и считалось, что войны, большие города, герои – всецело плод его воображения. Всё изменилось после того, как Генрих Шлиман в 1873 обнаружил развалины Трои в Малой Азии как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 обнаружил и Микены . Престиж Гомера был восстановлен. Открытия Шлимана вдохновили Артура Эванса – состоятельного английского любителя древностей и журналиста. В 1900 Эванс начал раскопки на Крите . В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие керамики, росписей, драгоценностей и текстов. Однако блестящая цивилизация, обнаруженная на Крите, явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса. Затем были ещё раскопки, и археологи смогли собрать информацию о том, как возникла эта одна из древнейших цивилизаций.

Возникновение минойской цивилизации.

Юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря в силу своего географического положения стали уже на заре цивилизации тем мостом, который соединял европейский континент с опережавшим его в социально-экономическом и культурном развитии Ближним Востоком. В этом регионе прежде, чем в других областях Европы, примерно с рубежа VII-VI тыс. до н.э., установилось в неолите (новом каменном веке) господство производящей экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. С наступлением эпохи бронзы (в начале III тыс. до н.э.) уже можно представить с достаточной определённостью этническую ситуацию в материковой Греции и на острове Крит, самом большом в Архипелаге.

Основную территорию будущей Эллады населяли в то время племена пеласгов, родственные фракийцам северо-востока Балкан носители одного из индоевропейских языков.

Остров Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции . Крит представляет из себя узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, плодородной почвой и удобными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега.

Первыми обитателями острова Крит, которые оставили по себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э. Неолитические поселенцы изготавливали красиво отполированную и украшенную керамику. Они пользовались топорами и теслами из шлифованного камня. Эти древние жители Крита выращивали пшеницу и разводили коров, овец и свиней. До 2500 г. до н.э. появились деревни, и жившие здесь люди занимались торговлей (как по морю, так и по суше) со своими соседями. Вероятно, около 2500 до н.э. соседи научили их пользоваться бронзой.

Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Период приблизительно с 3000 по 2000 до н.э. Эванс назвал ранним минойским. Есть ученые, которые продолжают следовать Эвансу. Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Маллии, Фесте и Като-Закро) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры.

На Крите первые дворцы вместе с новой культурой внезапно возникли около 1950 г. до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 года до н.э., а по поводу т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.

Но как произошла эта городская революция около 1950 г. до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация возникла благодаря пришельцам извне – могущественным народам-мореплавателям, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, то есть, державу, опиравшуюся на господство на морях.

Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до того момента, когда было расшифровано минойское письмо, известное как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаружилось по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях.

Что мы знаем о минойской культуре?

Около 4000 лет назад на острове Крит зародилась и достигла блестящего расцвета первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции - минойская цивилизация.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев, на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам - от них происходит название города Кидония).

Минойцы были народом мореплавателей. В эпоху, когда цивилизация минойцев достигла максимального могущества, они совершали морские походы на остров Сицилия и в Южную Италию, где основывали опорные пункты и торговые фактории, установили тесные связи с Угаритом (в Сирии) и Египтом, колонизовали остров Кипр. Критский флот господствовал в Восточном Средиземноморье, очистив его от пиратов и установив там свободу судоходства. Успехи минойцев в области военного дела не ограничивались флотом. Долгое время критяне славились как искусные лучники и пращники. Их составной лук был так хорошо известен, что в текстах из Угарита говорится, что его изготовил бог Котар-ва-Хасис на Крите.

Минойцы вели активную торговлю, их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом - керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото.

Минойские ремесленники умели производить керамику с изумительными по красоте росписями. Этот народ имел высокоразвитую и сложную систему религиозного культа, до наших дней дошли чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей. Критяне строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.

Первые государства на Крите появились в начале II тыс. до н.э.

Тогда же на острове появилась собственная письменность, не похожая ни на какую другую. Первой была изобретена «критская иероглифика» (названная так учёными за сходство с египетскими иероглифами). Затем появился её упрощённый вариант - «линейное письмо А». Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях. Особенное и единственное в своем роде пиктографическое письмо, скорее всего более позднего типа, было найдено на так называемом Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Этот диск происходит из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н.э. столицей всего острова. В дальнейшем власть кносских царей распространилась на многие острова и прибрежные области по обеим сторонам Эгейского моря.

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н.э. За это время остров покрылся сетью мощёных дорог со сторожевыми пунктами и постоялыми дворами. Появились новые города, перестраивались и благоустраивались старые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Быт минойцев

Судя по их изобразительному искусству, минойцы были изящными и жизнерадостными людьми. И мужчины, и женщины носили длинные волосы, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая завитками и локонами. Одежда мужчин состояла практически лишь из широкого кожаного поясного ремня и кожаного же гульфика. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными грудь и руки.

По положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.

У минойцев были популярны танцы и занятия атлетикой, например, кулачным боем.

Земледельцы выращивали ячмень и пшеницу, а также оливки, миндаль и виноград. Они вырабатывали шерсть и лен для производства тканей.

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. В городах имелись утонченные мастера, живописцы, резчики по драгоценным камням и по слоновой кости, златокузнецы, изготовители каменных ваз и кубков.

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Некоторые верования, распространенные на минойском Крите, просуществовали вплоть до античности.

Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным источникам, деревьям и каменным столбам. Минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов, в отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока. Совместные культовые действия совершались ими в пещерных святилищах, на дворцовых площадках, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах.

Минойское искусство - наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. Фрески минойцев неизменно поражают свежестью и естественностью. Важной художественной условностью, введенной минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и на керамике, изготовлявшейся на гончарном круге. Минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, каменные сосуды, печати, металлические орудия и ювелирные изделия.

Минойцы, по сути, не занимались городской планировкой. Глава общины для своего дворца выбирал лучшее место, а его свита и родичи отстраивали дома вокруг дворца. Города имели по этой причине радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.

Обычно дворцовые города располагались в глубине суши, а с портовыми городами их соединяли мощеные дороги. Маллия является исключением из этого правила: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Среди минойских дворцов самый знаменитый - Кносский (Дворец царя Миноса).

Минойская держава находилась в зените своего могущества, когда в середине XV века до н.э. её могущество было подорвано: извержение на острове Фера (нынешний Санторин) покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем вулканических отложений, что сделало почву бесплодной. Извержение вызвало также опустошительную приливную волну, разрушившую и уничтожившую многое не только на близком Крите, но и во всем восточном Средиземноморье.

За этой катастрофой последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н.э. многочисленных греков-ахейцев с близлежащего материка. Из передового центра Средиземноморья Крит превратился в отсталую провинцию ахейской Греции.

Открытие Крито - микенской (эгейской) цивилизации

Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на острове Крит (с 1899). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на острове Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.

Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил своё название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.

Крито - микенская (Эгейская) цивилизация (период) делится на 2 части:

1. Минойскую цивилизацию (делится на 3 периода)

2. Элладскую цивилизацию (Балканская Греция; Микенская цивилизация) (делится на 3 периода)

Минойская цивилизация — относится к бронзовому веку и является частью Крито - микенского периода (цивилизации) острова Крит (2600—1450 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были: т. н. «дворцы» — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с древним Египтом.

В Среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период Кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры , а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной Микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками не позднее 4-3 вв. до н.э.

Периодизация

Крито-микенский период (цивилизация) (Эгейская цивилизация) (конец III—II тыс. до н. э.), на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

1. Минойская цивилизация (Крит):

1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.

3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):

1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация (Ахейская Греция). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ

до XXX в. до н. э.

Доисторическая Греция

Эгейская цивилизация

(Крито - микенская )

XXX—XII до н. э.

Западноанатолийская цивилизация

Минойская цивилизация:

30 - 23 вв. - Раннеминойский период;

23 - 18 вв - Среднеминойский период;

17 - 12 вв - позднеминойский период.

Кикладская цивилизация

Элладская цивилизация:

30 -21 вв - Раннеэлладский период;

- 20 - 17 вв - Среднеэлладский период;

- 16 - 12 вв - Позднеэлладский период (Микенская цивилизация ) (Ахейская Греция)

Древняя Греция

Тёмные века

Архаический период

Классический период

Эллинистический период

Греция в составе Римской державы

146 до н. э. — 330 н. э.

Римская Греция

Средневековье и Новое время

Византийская империя

Герцогство Афинское

Османская Греция

Современная Греция
(после 1821)

1. Предпосылки образования государств на Крите

Крит находился на перекрёстке морских путей М.Азии, Сирии, Северной Африки, Балканского полуострова, острова Эгеиды. В результате общения с разными народностями культура Крита испытывает влияние со стороны, и в том числе и от «речных» цивилизаций, живших на Ближнем Востоке (Египет, Месопотамия) и от раннеземледельческой культуры Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции.

Время возникновения Минойской цивилизации - рубеж 3 - 2 тысячелетия.

Произошёл скачок производства на Крите. Началось осваивание и производства меди, а затем и бронзы. Бронза вытесняет постепенно камень.

В сельском хозяйстве произошёл тоже скачок в обработке земли и выращивании культур. Стали выращивать три главные культуры: ячмень, виноград, оливы (т.н. «средиземноморская триада»). Появляются избыточные продукты. Которые можно было распределять людям в неурожайные годы, а также давать людям, которые не заняты были в сельском хозяйстве - ремесленникам. Таким образом, происходит отделение ремесла от с/х. Стал известен гончарный круг и производство керамики.

Начался обмен и торговля между племенами, а также морская торговля через морские пути в связи с развитием мореплавания.

Началось развитие рыболовства и пиратства.

Появился, в целом, прогресс в развитии экономики и как следствие началось увеличение народонаселения на острове Крит, которое селилось в плодородных местах. Появляются новые поселения, которые тоже увеличиваются территориально.

Начался социальный процесс расслоения населения . Выделяется знать, вожди, жрецы. Появляются рабы из захваченных в плен людей.

Более сильные и многолюдные общины подчиняют силой себе более слабых соседей и облагают их разными налогами и повинностями, а также объединяются в союзы для общей какой - то выгоды.

В результате всех этих процессов появляются первые т.н. «дворцовые государства», которые появляются почти одновременно в разных местах Крита.

2. Первые классовые общества и государства

На острове сложилось несколько самостоятельных государств, в которые входили несколько десятков поселений.

По археологии известно несколько дворцов: Кносс, Фест, Малия, Като .

Государственность на острове развивалась и это породило письменность, сначала пиктографическое письмо, а потом появилась слоговая письменность (линейное письмо А)

3. Расцвет Критской цивилизации. Дворец Кносса

Предположительно в 1700-х годах на Крите было сильное землетрясение, которое разрушило все дворцы и постройки, в результате, чего началось новое более грандиозное строительство зданий. Произошёл скачок в развитии дворцовых государств, т.н. «период новых дворцов » или позднеминойский период.

Самое замечательное архитектурное сооружение этого периода - открытый А. Эвансом - дворец Миноса в Кноссе (лабиринт).

Раскопки А. Эванса дворца Миноса показали культуру того периода. Сохранилось много ваз, драгоценностей орудий труда, архитектура и убранство помещений. Дворец был построен в виде лабиринта, что породило мифологию о быке (чудовище) Минотавре и Тесее.

Архитектура дворцов на Крите сложна и запутана. Она отличается от греческой архитектуры. В ней также нет тяжеловесности от египетской и ассиро - вавилонской архитектуры. Внутри дворцов была некая бессистемность, но во дворцах уже были водопроводы и канализация.

Дворцы были не укреплёнными на всём протяжении цивилизации, т.к. население Крита чувствовало себя в безопасности из - за того, что нападать на них было некому. Рядом не было ни одной морской державы. Были надёжно защищены морем.

Практиковалась тавромахия - игры (бой) с быками, прыжки через быков.

4. Создание морской державы. Упадок критской цивилизации

Расцвет Минойской цивилизации приходится на 16 - 15 века до н.э.

В это время отстраиваются дворцы в своём великолепии, создаются шедевры искусства и художественного ремесла. Крит объединён под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством.

Денег ещё не было.

Царя Миноса, считают историки, - властителем моря - талассократором . Он создал большой военный флот, искоренил пиратство, установил господство в Эгейском море.

Минойские колонии проникают в: М. Азии, на Кикладских островах, на Родосе, Сицилии, Южной Италии, на Пиренейском полуострове (совр. Испания).

Критяне завязывают оживлённые торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро - Финикийского побережья.

В 15 веке, в результате катастрофы (землетрясение; другие версии - извержение вулкана или вторжение греков - ахейцев ) все дворцы и поселения были разрушены, кроме Кносса. Людям пришлось покидать развалины и во многих случаях навсегда, многие места обитания были забыты на целые тысячелетия, например дворец Като - Закро.

Минойская культура не могла оправиться от катастрофы и начала приходить в упадок и вскоре утрачивает своё ведущее положение, как культурный центр всего Эгейского бассейна.

По одной из версий на Крит напали греки - ахейцы и разграбили весь Крит. Археология указывает, что на территории Крита обнаружены захоронения, которые были не свойственны культуре Крита. Наконечники стрел, мечи, кинжалы, доспехи, копья, шлемы были не критского происхождения; поменялось письмо, таблички были не минойские, а греческие; вазопись указывает на то, что культура появилась другая на Крите, вместо росписей с цветами стали росписи сухие и безжизненные, т.н. «дворцовый стиль ».

Из первенствующего культурного центра, каким был Крит более 5 столетий, он превращается в глухую и отсталую провинцию.

Главный очаг культуры перемещается на Север в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета так называемая Микенская культура .

Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Фрагменты Кносского дворца

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Минойская цивилизация. Древний Крит и его обитатели

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Наследие древних цивилизаций. Минойская культура

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Табличка с надписью кипро-минойскийм письмом.


Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Хронология

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Доминойский период Крита

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.

Пещеры на пляже Маталы


Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Цилиндрическая печать из Арслантепе


Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.

Лабрис как символ минойской культуры

За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IA периоду. (фото Harrieta171)


Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Культурные связи

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Фестский диск.


Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

«Рыбак». Минойская фреска с Тиры

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

РУИНЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо. Минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом «А»), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Наследие древних цивилизаций. Санторин и Тира

Государство

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.

Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).

Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка.

Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).

Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата.

"Pillar Shrine" within the Minoan palace of Cnossus, Crete. XVI век до н. э.


В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Культура и технологии

Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ванными и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков.

Минойская_цивилизация