Люди с инвалидностью кто они эссе. Конкурс эссе на тему «Особенные люди. Сочинение на тему: «ребенок-инвалид полноценный член общества

Сразу хочу обговорить, что каждое тяжелое заболевание и травма – это чья-то личная трагедия и трагедия его близких, - один из видов трагедий, которые случаются с нами в этом мире.
Вопрос, скорее, стоит таким образом: «Прятать ли инвалидов, чтобы они не мешали жить «здоровым» людям, или же направлять свои силы и средства, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными возможностями более полноценной?» Не все считают приличным это озвучить, но сейчас у многих людей остается вопрос о целесообразности таких трат. А в историческом прошлом возникали вопросы о целесообразности сохранения жизни инвалидам.

Выскажу свое мнение, выработанное годами работы в организациях, занимающихся реабилитацией инвалидов. При этом, я имею редкую возможность дополнить свое мнение десятилетним опытом работы со «здоровыми» людьми в рамках психологической . Это дает мне возможность понимать более глубокие вещи и видеть мир более правдиво, чем это доступно среднему человеку. Потому что средний человек редко услышит то, что рассказывают клиенты во время психологической консультации. 1. Влияние гуманистических ценностей на состояние жизни в обществе. Положение самой незащищенной части нашего общества (речь не только о инвалидах) является лакмусовой бумажкой благополучия, или неблагополучия, общества. В менее благополучных обществах, живущих по законам джунглей, чаще происходят социальные потрясения (войны, конфликты, революции). Жизни людей в таких обществах имеет меньшую ценность. Можно сказать, что практически не имеет ценности, кроме практической и рациональной, в виде способности приносить обществу доход. О каких гуманистических ценностях можно говорить в таких обществах?
Между тем, гуманистические ценности крайне важны для благополучия самого общества. Потому что человек не сможет нормально существовать вне таких ценностей, а сможет только выживать, да и то не долгое время. В ненормальном, обделенном гуманистическими ценностями обществе, чаще происходят негативные явления: депрессии, алкоголизм, суициды, конфликты и насильственные преступления против личности. Общий эмоциональный фон в таких обществах более напряженный, враждебный и подозрительный.
Поэтому, даже для любителей все измерять материальными ценностями, станет многое понятным при более глубоком анализе того, сколько средств тратится на нездоровые вещи в обществе, и охрану самого общества от этого, и ликвидацию последствий от этого.
Вывод в том, что, если бы люди тратили свои силы немного в другом направлении (не в деструктивном направлении враждебности и жесткой конкуренции), то жизнь была бы лучше.
2. Поиск новых ресурсов для полноты жизни. Человек, как известно, стремится к полноте жизни. И те люди, которые, по независящим от них причинам оказались в категории лиц с ограниченными возможностями, так же стремятся к реализации полноты человеческой жизни. И их усилия направлены на поиск новых ресурсов, новых возможностей, на которые обычный человек не обращает внимания. Человеческий потенциал огромен и способность жить полноценной жизнью не измеряется мерой тренированности тела и олимпийским принципом «быстрее, выше, сильнее». Есть еще много других измерений в потенциале человека. Инвалидность – это часто не та проблема, которую можно решить. Это тот требующий большей внешней помощи образ жизни, особенности которого нужно учитывать.
С учетом того, что средний человек использует лишь небольшую часть своих возможностей, в том числе, возможностей мозга, делаем вывод:Возможно, поиск того, как можно использовать и другие возможности, очень сильно поможет людям.

3. Напоминание о собственной хрупкости и бренности.

Такое напоминание людям тяжело, но, например, проработка темы смертности человека является необходимым условием психологического благополучия. Это долго объяснять, но сие является признанным в психологии фактом. Соответственно, и реалистичное представление о возможной вероятности заболеть, получить травму и умереть, является необходимым условием для того, чтобы наслаждаться красотой этого мира, здесь и сейчас. Вывод в том, что, общаясь с инвалидами, люди начинают больше ценить жизнь и понимать ценность простых мелочей.
Для многих людей было бы удобнее, чтобы инвалиды не напоминали о себе, оставались где-то там на периферии сознания. Существование инвалидов напоминает нам о многих наших страхах и огорчает нас. Существует немало страхов, которые связаны с инвалидами у обычного человека. Вот опровержение самых популярных из них:

  1. Если Вы будете помогать инвалидам, то Ваша вероятность стать инвалидом не увеличивается, а немного уменьшается.
  2. Если Вы будете помогать инвалидам, то вероятность рождения у Вас детей-инвалидов не увеличивается, а немного уменьшается.
  3. Вы не пропустите хорошее в своей жизни, потратив время на инвалидов.
  4. Вы не впадете в отчаяние от того, как ужасен и несправедлив мир. Но сможете более реалистично видеть наш, местами, ужасный и несправедливый мир. Не боясь видеть ужасное, человек награждается привилегией ценить прекрасное и мудрое, существующее в нашем мире.
  5. И, да, существуют проблемы, которые мы не можем решить, даже если очень захотеть.

И, напоследок, несколько вопросов для размышления тем, у кого в голове иногда звучит вопрос: «Зачем обществу нужны инвалиды?» Задумайтесь, а зачем обществу нужны лично Вы и в чем смысл Вашей жизни?

Вопросы остаются и у меня, но направление, указанное в данной статье, кажется мне очень правильным.

Харабурдина Алла

Скачать:

Предварительный просмотр:

МАОУ Домодедовский лицей № 3

Муниципальный конкурс

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Сочинение на тему:

«РЕБЕНОК-ИНВАЛИД ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА»

Выполнила: ученица 6 «А» класса

Харабурдина Алла

Учитель: Петрова Наталья Владимировна.

« Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умале-ние или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или иной любой области. »

(ст.2 Конвенции о правах инвалидов)

РЕБЕНОК–ИНВАЛИД ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА

Все говорят, что детство – это счастливая пора, потому что не надо принимать никаких решений, не надо решать сложные проблемы или взваливать на себя груз ответственности, а надо смело смотреть в будущее, радоваться жизни и мечтать. А я вдруг выбираю тему творческой работы – « Ребенок-инвалид полноценный член общества ».

Наверное, это потому, что в любой семье, в любой точке мира может родиться ребенок-инвалид, а может быть потому, что с каждым годом число родившихся детей-инвалидов растет, а проблемы остаются те же? А ответ мой очень простой, я сама ребенок-инвалид, поэтому мне и моей семье, как многим другим семьям, которых в России около 561 тысячи человек, постоянно приходится доказывать, что мы такие же дети, как наши сверстники, не имеющие такого статуса.

Ребенок-инвалид… в толковом словаре дается определение таким детям: инвалидами считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». Человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья. К таким нарушениям можно отнести: способность передвижения, физическую координацию, ловкость; подвижность рук; умение владеть собой (сдержанность); способность поднимать, переносить или передвигать объекты в повседневной жизни; речь; слух; зрение; память и способность к обучению; концентрации или пониманию, способность определения риска и физической опасности.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы дети-инвалиды чувствуем себя в обществе физически и умственно здоровых людей? Пренебрежение, предрассудки, непонимание, невежество и страх – вот те социальные факторы, которые на протяжении долгого времени являются препятствием для развития способностей детей-инвалидов и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе или в лучшем случае, в кругу людей таких же, как они сами. А ведь многие из нас очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: мы поем, рисуем, пишем стихи, играем на музыкальных инструментах, занимаемся спортом. В общем, делаем то, что многие полноценные и здоровые люди считают бесполезной тратой времени, ведь эти занятия не приносят прибыль.

Для многих из нас не является преградой даже отсутствие каких-либо конечностей, отсутствие зрения или умственная отсталость. Например, девочка без кистей рук рисует ногами, а мальчик без ног пишет замечательные стихи или танцует, как Виктор и Даниил – победители программы «Минута Славы». Мой друг Пашка Котельников, сидящий в инвалидной коляске, отлично владеет компьютером. Я сама успешно занимаюсь в музыкальной школе и свою дальнейшую жизнь хочу связать с музыкой. Может быть я стану учителем музыки, чтобы таким образом: как мои учителя, помогать таким детям как я, быть ближе к своим сверстникам. А может быть я стану музыкальным руководителем, например, в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. Я знаю, что сейчас у нас в стране, в соответствии с федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» таких центров много. У нас в городе - это центр «Надежда», а в Домодедовском районе знаменитый на всю страну Российский реабилитационный центр «Детство». А сама я, благодаря социальным службам города Домодедово, постоянно получаю лечение в реабилитационном центре «Коломна», который находится на территории одного из старейших городов не только Московской области, но и России.

Кроме того, дети-инвалиды наделены способностями сопереживать чужую боль и радость как свою собственную, они восприимчивы как к добру, так и к злу, они могут дружить и ценить дружбу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни и какое отношение чувствуют к себе.

«Инвалид»… мне кажется это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не применимо. Наверное, поэтому в европейских странах, например, таких как Англия и Германия никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких как мы, там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно ведь в первую очередь мы дети. … Но, к сожалению, с некоторыми ограничениями умственного или физического развития и нам очень неприятно, когда нам постоянно напоминают об этом. Наверное, можно постараться найти другие слова, и тогда, я думаю, мы будем чувствовать себя полноценными и равноправными членами нашего общества. У нас появится любовь к жизни, к окружающему нас миру, наладится взаимоотношения с ровесниками, появятся новые друзья.

Я знаю, бытует такая фраза: « Не мы такие - жизнь такая » , и на нее многие списывают свои проблемы, недостатки и поведение. Я с этой фразой не могу согласиться, потому что никто кроме нас самих не устраивает нашу жизнь, поэтому мой девиз – « Ничего не возможного в жизни нет! »

Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь о том, что может быть инвалидность это испытание, посланное нам свыше для того, чтобы испытать силу и слабость человека. Ведь инвалидам постоянно надо работать над собой, чтобы доказать окружающим их людям, что он может быть таким как все, а может быть сильнее многих. Некоторые люди ломаются и не переносят таких испытаний, я думаю это не из-за того, что они слабы душой или физически, в основном, это происходит от того, что они не нужны обществу и в первую очередь своим близким. Семьи, в которых появляется больной ребенок, испытывают сильный эмоциональный стресс. Родители тяжело переживают дефект своего ребенка, а некоторые, узнав, от врача, что их ребенок инвалид, отказываются от него, оставляя на попечении государства. «Зачем вам нужен больной ребенок», – говорит такой врач, - «у вас еще будут красивые и здоровые дети, а для таких детей есть специальные заведения, где для них созданы все условия». Какие условия? Как в приютах и богадельнях дореволюционной России! Лично мне не понятно, как можно отказаться от своего родного человечка, да еще тогда, когда ему необходима ваша помощь. Может быть, не стоит делать поспешных выводов о том, что ребенок навсегда останется инвалидом. А попытаться помочь ему быть таким как все, ведь нередки такие случаи, когда такие дети выздоравливали и становились обычными людьми, и это происходило не только от медицинской помощи, а в большинстве случаев из-за того, что они росли в своей семье, окруженные любовью, заботой, лаской и вниманием близких людей.

Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено в статье 54 «Семейного кодекса Российской Федерации» и распространяется на детей - инвалидов, лишенных попечения родителей.

Мне повезло, несмотря на все мои болячки, я любимый ребенок в семье и постоянно чувствую эту любовь, заботу родителей, брата, моих близких. Иногда мне даже надоедает их чрезмерная опека, ведь они все время боятся, что я могу столкнуться с нападками и издевательствами моих одноклассников или других людей, с которыми мне приходится общаться в повседневной жизни. Но мне очень нравится быть среди сверстников, я считаю, что инвалидам больше, чем другим нужно общение с людьми, для того, чтобы поверить в себя и стать полноценным членом общества. Один мудрец сказал, что « жить в обществе и быть свободным от общества нельзя ». Вот так и ребенок-инвалид должен постепенно отвыкать от опеки над собой.

Мы становимся взрослее, и нам предстоит работать и жить среди людей, а если физические данные не позволяют этого сделать в полной мере, то надо постараться переключить свое внимание и заботу на что-то или кого-то. Например, завести какое-нибудь животное и самому начать опекать его. Все знают, что преданнее животных нет существ на планете. Оно вас будет любить таким, какой вы есть, не притворяясь, что вы ему нравитесь. Я, к примеру, очень люблю кошек. У меня дома живут котик Ричард и кошечка Мурли, я их кормлю их, убираю за ними, чешу и глажу им шерстку, играю и даже разговариваю. Они очень преданны нашему дому. Писатель А.де Сент- Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Думаю, что это любовь животных к тому, кто их приручил и кто о них заботится…

23 статья «Конвенции о правах ребенка» - « ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию ». А может быть повзрослевшему человеку с ограниченными возможностями самому с помощью близких и друзей создать фонд помогающий, например, таким людям, как он, больным детям, малоимущим семьям или бездомным животным. Это может помочь ему самореализоваться, почувствовать себя нужным людям и обществу. А главное работа и забота о других отвлечет человека от дурных мыслей, возникающих в его голове.

3 декабря Международный день инвалидов. В этот день многие вспоминают о нас, дарят подарки, говорят хорошие слова, много обещают. Мне бы очень хотелось, чтобы это было не один день в году, а постоянно. В «Семейном кодексе Российской Федерации», в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в законе Российской Федерации «Об образовании», в федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах нашей страны закреплены права детей - инвалидов, мне бы очень хотелось, чтобы все они соблюдались и выполнялись. А еще мне очень хотелось, чтобы все люди были здоровы и счастливы. Чтобы больных детей было как можно меньше, а дети с ограниченными возможностями поверили в себя и стали счастливее. Пусть все будут добрыми и внимательными друг к другу и к окружающим их людям, ведь какими будут люди, таким будет и наше общество. Помните, что дети-инвалиды - это те же люди, только самые ранимые, самые чувствительные, самые внимательные и самые доброжелательные, самые верные и преданные друзья, и вообще, мы - самые, самые, самые…

А закончить свое сочинение я хочу стихотворением Сергея Ольгина «Сильные»:

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем.

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас трудная дорога

Лютуй зима, грозой гроза греми

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не смогут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь.

2014-12-22

С 01.12.2014 по 05.12.2014 в школе прошли конкурсы эссе для учеников 5-7-х классов на тему «Особенные люди» ко Всемирному дню инвалидов и для 8-11-х классов на тему «Пожалуйста, живи» ко Всемирному дню борьбы с ВИЧ.

Поздравляем победителей:

  • Кардаш Мария, 7-А класс
  • Калмыкова Екатерина, 7-А класс
  • Бесова Анна, 7-А класс
  • Полякова Ксения, 9-А класс

Вот их работы!

Особенные люди

Особенные люди - это люди, лишенные права и возможности жить полной жизнью. Это забытые Богом люди, нуждающиеся в заботе и защите. Меценаты стараются помогать им, но все равно тысячи особенных людей остаются без крова над головой и медицинского вмешательства, если таковое возможно. Чаще всего, особенные люди добрые, отзывчивые, они рады помочь, если бы не страшное клеймо - болезнь. У некоторых отказали руки и ноги, кто-то с рождения слепой... Наш долг помогать и уважать особенных людей, ведь ежедневно они терпят такое, о чем мы понятия не имеем. Не приходится сомневаться в том, что если бы не болезнь, они были бы самими обычными людьми. Но болезнь часто ломает человеческие жизни, превращая людей в калек. Уважение к особенным людям должно восприниматься обществом, как само собой разумеющееся, как правило. Однако молодежь позволяет себе проявлять неуважение к особенным людям, насмехаться над их немощью, над тем, что они не такие как все. Не следует сторониться калек, ведь они не по собственной воле стали такими. Общество считает их белыми воронами, изгоняет их из своего круга. Люди осознанно причиняют им боль, думая, что под обезображенными лицами скрывается черная душа. А ведь легче умереть в кругу родных и друзей, чем влачить жалкое существование вдали от цивилизации, осознавая, что люди тебя отвергли...

Калмыкова Екатерина, 7-А

Особенные люди

Бесова Анна 7-А класс

Мой рассказ будет о людях. Каждый человек нуждается в пище, воде, любви, понимании, уважении. Я хочу сказать, что даже, если человек с физическими недостатками, он не перестает быть человеком. Эти люди такие же, как и мы с вами. Они не требуют особенных прав, они хотят добиться равноправия с нами. Это требует определенных усилий с нашей стороны. Нужно сделать так, чтобы они перестали замечать свою инвалидность. Например: сделать комфортным их передвижение. Обеспечить их инвалидными колясками, протезами, оборудовать пандусами подъезды жилых домов, лечебные учреждения, метро, магазины, учебные заведения...

Недавно по телевизору я услышала, что директор оной из транспортных компаний, приобрел маршрутку, оборудованную для перевозки инвалидов. Стоимость машины составляет 600000 грн. Я считаю, что поступок этого человека заслуживает уважения, ведь он сделал жизнь «особенных людей» чуть комфортнее.

Я, конечно, не директор компании, но тоже могу кое-чем помочь такими людям. Моя помощь может заключаться в моральной поддержке, общении, понимании, заботе, помощи по дому, сопровождении при передвижениях.

Пытаясь доказать, что они ничем не хуже нас, люди-инвалиды бьют все рекорды по силе духа. Вот пример одного спортсмена.

Алессанро Дзанарди (родился 22 октября 1966 игода) - итальянский автогонщик международных серий Формула I, Indycar, ETCC, WTCCи других. В сентябре 2001 года Алессандро Дзанарди попал в автокатастрофу во время соревнований на трассе Лаузитцринг в Германии. Дзанарди потерял управление болидом, после чего машину спортсмена на огромной скорости врезался болид Алекса Тальяни. от сокрушительного удара от болида итальянца ничего не осталось, а пилот потерял обе ноги выше колена. Дзанарди сумел восстановиться после аварии. Уже к концу года он смог ходить на специальных протезах, а в 2003 году смог вернуться в автоспорт. В марте 2012 Дзанарди был подтвержден в качестве участника Параолимпийских игр в соревнованиях на ручных велосипедах.

Таких людей я уважаю и ценю. Они шли к своей цели, идут к ней и ее добиваются, несмотря ни на что.

Если мы будем воспринимать этих людей, как равных, ценить и понимать их, обеспечивать их нужды, жизнь станет интереснее, добрее, красочнее и ярче. Для всех.

Кардаш Мария, 7-А

ПОЖАЛУЙСТА, ЖИВИ!

СПИД… Болезнь, разрушившая множество человеческих жизней, погубившая миллионы людей. Инфекция, которую все еще не лечат, как хотелось бы. И каждый, кто проходил тест на ВИЧ, кто сидел в приемной, дрожа от тревоги и надеясь на лучшее, каждый, кто видел перед собою бледное лицо врача, готового вынести приговор, подобно судье, хотел услышать: «Отрицательный результат». Но какова же участь тех, кто видел на лице врача сожаление, чья душа замирала от страха при слове «положительный»?

Молодой человек лет двадцати пяти безвольно лежал на кровати, уткнувшись помутневшим взглядом в потолок. Он не мог поверить в произошедшее сегодня в больнице, хотя в голове его все еще звучало то проклятое слово. ВИЧ-инфицирован. Если бы еще несколько дней назад ему сказали об этом, он бы счел провидца довольно-таки скверным шутником. Вот только все это не шутка, к сожалению.

В комнату вошла бледная заплаканная мать, постаревшая, казалось, на несколько лет. На ее уставшем лице, на котором горе уже успело оставить свой отпечаток, играла нарочито бодрая улыбка.

Не волнуйся, - успокаивающе проговорила она, желая поддержать сына. - Как-никак, есть лекарства, они помогут… Мы с отцом денег не пожалеем. Только бы ты жил!

Юноша отвернулся и уткнулся лицом в подушку, не желая поддерживать беседу. Он услышал только тяжелый вздох и стук закрывающейся двери. Руки вцепились в мягкую подушку. Изгой, для всех изгой.

Разве можно назвать полноценной жизнь, когда ее поддерживают таблетки? Разве легко смириться с мыслью о том, что тебе нельзя будет иметь семью, нельзя будет устроиться на престижную высокооплачиваемую работу? Разве легко терпеть снисходительную жалость общества и насмешки бездушных людей? Нет. Никакие таблетки не вернут прежнюю жизнь. А сколько людей спохватились слишком поздно, заболели СПИДом, теперь страшатся любой, даже самой безобидной инфекции и живут с постоянной мыслью о том, что дни их сочтены?!.

Современная медицина творит чудеса. Есть надежда на то, что страшные вирусы вскоре перестанут быть угрозой для всего человечества. Но сколько людей еще будет страдать? И как долго? И разве заслужили они такую участь? Ведь они были полны надежд и стремлений, ждали от жизни лучшего. Неужели их мечтам не суждено сбыться из-за одной лишь случайности, одного несчастного случая, одного укола грязным шприцем или неудачного переливания крови?

Подумайте об этом, прежде чем сторониться тех, чей диагноз - СПИД или ВИЧ. Тысячу раз подумайте, прежде чем бросать на них презрительные и осуждающие взгляды. Разве есть душа у тех, кто отвергает больных друзей, жен, мужей, детей, увольняет инфицированных работников? Нет, нет и еще раз нет! Эти люди тоже больны, просто болезнь их - духовная, и она гораздо страшнее, хоть и не так заметна.

Красные ленточки на груди ничего не значат, если вы носите их без сострадания в сердце. Каждый из ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом должен знать, что ему есть ради чего жить. Каждый из них должен чувствовать любовь и поддержку, исходящие от других людей, и понимать, что, невзирая на свой недуг, он ничем не хуже других. Каждый из них должен услышать заветные слова: «Пожалуйста, живи!»

Полякова Ксения , 9-А

Недавно я прочитал слова одного очень хорошего священника о том, что «нам, людям внешне нормальным, как бы парадоксально и даже жестоко это ни звучало, нужны и инвалиды, и скорби для того, чтобы научиться состраданию и не превратиться в инвалидов духовных»

Нельзя сказать, что эта формулировка меня удовлетворила - очень не хочется осознавать, что Бог привел тебя в этот мир лишь в качестве тренажера для ближних.

Не слишком радостны и попытки объяснить врожденные физические недостатки родительскими грехами. Гораздо лучше звучит фраза апостола Павла о том, что «сила Божия в немощи свершается».

Сразу предупрежу читателя, что у меня нет одного ответа на этот вопрос, но есть размышления, возникавшие в голове на протяжении достаточно долгого времени.

Первое чувство, появляющееся у ребенка, который понимает свою ограниченность - это чувство несправедливости: «Почему я не могу бегать, прыгать, слышать или видеть также быстро, остро и далеко, как и мои сверстники». Жизнь воспринимается чередой упущенных возможностей - девочки влюбляются не в тебя, лучшим собеседником становятся книги.

Ребенок и подросток не слишком замечает, что судьба его может служить объектом зависти для других, поскольку хорошие оценки в школе, неплохой кругозор и способность связывать буквы в слова воспринимаются не как талант, следствие заслуг родителей и собственных усилий, а как данность, которой по умолчанию обладают все окружающие.

Иными словами, человек считает, что если бы у него было здоровое тело, то его интеллектуальные, эмоциональные и иные возможности раскрылись бы гораздо лучше. Эта гипотеза выдерживает даже испытание жизнью - сплошь и рядом люди со внешне нормальным телом проживают свою жизнь, не читая, не радуясь, не реализовывая себя в семье, работе или дружеском общении. Они спиваются, попадают под машины, разводятся, бросают семьи (число отрицательных глаголов можно продолжать до бесконечности), а ты (здесь можно найти много слов с положительным значением) наслаждаешься жизнью.

Аргумент от противного не самый лучший мотиватор, поскольку вокруг меня есть внешне здоровые люди с прекрасно сложившееся жизнью, а есть инвалиды со сломанной судьбой. В этот момент приходится искать другие оправдания для своего существования, а в голове впервые возникает ключевое слово, отравляющее жизнь многих инвалидов и их родственников, как и большинству жителей Земли.

Оправдание… Все претензии к Богу, соседу, родителям и мироустройству связаны с тем, что человек испытывает чувство вины за то, что он не такой как все. Некоторые при этом рассматривают собственную болезнь или участие в социальном служении как возможный карт-бланш для оправдания собственных проступков.

«Если я плохо хожу, я могу не выполнять собственных обещаний, поскольку люди все равно простят меня, убогого, поскольку им живется гораздо лучше, чем мне».

«Если я помогаю смертельно больным детям или перевожу старушек через дорогу, то я не обязан следить за состоянием сантехники в собственной квартире и могу заливать соседей, ибо я занимаюсь великим делом, и потому меня никто не осудит».

Набор мотиваторов у каждого свой, но скрывается за ним страх перед реальностью, стремление восстановить некую справедливость, компенсировать свои недостатки и неудачи.

У митрополита Антония Сурожского есть прекрасное толкование евангельской притчи о том, как Христос исцелил паралитика, который 38 лет лежал возле иерусалимской купели Вифезда. Прежде чем исцелить несчастного, Спаситель задает странный вопрос - хочет ли тот стать здоровым. Митрополит Антоний (Блум) поясняет, что 38 лет человек собирал подаяние, имел налаженную жизнь и не слишком отвечал за свои поступки. После же исцеления он должен был сам добывать себе хлеб насущный безо всяких скидок на состояние здоровья.

Эта иллюстрация и есть лучший ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Возможно, это прозвучит жестоко, но инвалиды, как и остальные люди при такой постановке вопроса, не нужны незачем и никому: мать ребенка с ДЦП или другой болезнью не воспитывает его как человека с ограниченными возможностями, но дарит ему свою любовь, стараясь раскрыть его таланты. Люди, создавая семью, не думают о том, что муж, жена или они оба являются неполноценными, поскольку любовь преображает человека, делая его совершенным в глазах влюбленного. Точно также и инвалид не смотрит на себя как на неполноценную человеческую особь: осознавая свои ограничения, он ищет возможности реализоваться в той сфере, где это возможно. Это бывает необычайно сложно, но после того, как самореализация состоялась, человек уже не задает вопрос о том «зачем нужны инвалиды». Он не оправдывает себя и свое существование, не обвиняет окружающих и даже не доказывает свою полноценность, а просто живет, не обращая внимания на косые взгляды за спиной, которых становится все меньше. Так что ответ на вопрос состоит в поиске смысла жизни, а он индивидуален и не зависит ни от физических или иных ограничений. Смысл в жизни у каждого свой, и каждый человек самостоятельно находит ответ на вопрос: для чего он пришел в этот мир.