Коррекция заикания у детей дошкольного возраста упражнения. Заикание у детей, известные методы лечения

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

Заикание или логоневроз - нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи. Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи - судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет. Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу. Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры. Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе. Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них. Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку - все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания - общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша. Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания. Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.

Родители, глядя на своих детей, радуются их успехам и достижениям. Вроде все идет своим путем, и вдруг ребенок начал заикаться. Первое, что сразу приходит в голову: малыш просто балуется. Хорошо, если это так, а если это первые «ласточки» большой проблемы?

Виды заикания

Но сначала о том, что это такое. Логоневроз - дефект речи, который проявляется в нарушении ритма, темпа дыхания. Данная патология связана с пережатием различных частей Чаще всего наблюдается у детей от двух до пяти лет. Именно этот период является пиком развития речи.

Виды логоневроза зависят от причин:

  • Физиологическое заикание. Связано с перенесенными заболеваниями: осложнениями, вызванными энцефалитом, родовыми травмами, органическими нарушениями подкорковых отделов мозга, переутомлениями, истощением нервной системы.
  • Психическое. Является следствием испуга, страха, травмирования психики, стресса, исправления леворукости.
  • Социальный. Этот вид чаще всего является причиной того, что ребенок начал заикаться в 4 года. К факторам, способствующим появлению логоневроза, можно отнести: перегрузку речевым материалом, невнимание родителей, излишние суровость и строгость в воспитании, подражание сверстникам.

Формы заикания

Чтобы понимать, от чего и как нужно избавляться, следует изучить своего «врага». Узнаем, какие бывают формы заикания.

  1. По типу судорог речевых.
  • Клоническое - повторение отдельных звуков, слогов или слов.
  • Тоническое - длительные паузы в разговоре, растягивание звуков. Лицо ребенка очень напряжено, рот плотно закрыт или полуоткрыт.

Клонические и тонические формы могут наблюдаться у одного и того же человека.

Инспираторное заикание появляется на вдохе. Экспираторное - на выдохе.

2. По причине появления патологии.

  • Эволюционное. Появляется у детей от двух до шести лет.
  • Симптоматическое. Может возникнуть в любом возрасте. Причиной являются заболевания центральной нервной системы, такие как травмы черепно-мозговые, эпилепсия и другие.

О типах эволюционного заикания поговорим более подробно и начнем с…

Невротического

Если ребенок в 2 года начал заикаться, скорее всего, на него повлияли факторы невротического характера. Конечно, не только в этом возрасте дети подвержены данной патологии по невротическим причинам. Возраст этот длится до шести лет.

В этот период развитие речи двигательные функции соответствуют возрасту или могут чуть-чуть опережать его. Во время эмоций, в начале разговора, у детишек можно заметить клонические судороги. Малыш отказывается от общения или очень волнуется перед выступлением. Кроме этого, присутствует такая симптоматика, как тревога, капризность, страх, изменчивость настроения, впечатлительность.

Усиление этих признаков происходит при переутомлении.

Такие дети очень трудно осваиваются в новом коллективе, особенно в детском саду. Но это не мешает им общаться со сверстниками и взрослыми.

Дети с невротическим типом заикания всегда суетливо и неточно выполняют небольшие движения. Они прекрасно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита мелкая моторика.

Неврозоподобное

Причина - нарушение работы мозга. Такие детишки очень быстро устают, они раздражаются по пустякам и выглядят «несобранными». У некоторых из них может быть нарушение движения.

Если ребенок в 3 года начал заикаться, и поведение его соответствует вышеперечисленным симптомам, можно связывать это с психологической травмой, которая возникла во время интенсивного развития речи.

Постепенно заикание усиливается. Особенно это заметно, если ребенок перенес заболевание или сильно устал. Речь и двигательные функции развиваются в срок или с небольшим опозданием.

О своем недуге дети не переживают. Ситуация, в которую они могут попасть или окружение на частоту заикания не оказывают никакого влияния.

Такие ребятишки много жестикулируют, у них плохо развито Во время разговора могут появиться необычные движения лицом.

Причины

Ребенок начал заикаться, что делать? Это первый вопрос, который волнует родителей. Но прежде чем ответить на него, следует разобраться в причине появления данного расстройства. Чаще всего это может быть нарушение взаимодействия между артикуляционными движениями и речевым центром. Иногда мысли малыша могут опережать двигательный аппарат. И причиной тому служат такие факторы:

  • Эмоциональное напряжение. Испуг, тревога, страх и даже положительные эмоции.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве. Такие как тиф, коклюш, корь, болезни горла, гортани, носа.
  • Травма головы или обычный ушиб.
  • Чрезмерная умственная активность.
  • Родовая травма или стресс, перенесенный беременной женщиной.
  • Ненормальная психоэмоциональная обстановка в семье.
  • Подражание сверстникам.

Теперь каждые из факторов, оказывающих воздействие на речь, рассмотрим по группам. Более подробно поговорим о том, почему ребенок начал заикаться. Рассмотрим внутренние и внешние факторы.

Нарушение функций головного мозга

По какой причине возникает данная патология? Чаще всего эти трудности связаны с генетическими изменениями. Если ребенок начал заикаться сразу, как только заговорил, скорее всего нужно искать проблемы в работе головного мозга. К факторам, вызывающим патологию, можно отнести:

  • инфекции во внутриутробном периоде;
  • наследственность;
  • кислородное голодание плода;
  • травма при родах;
  • преждевременные роды.

Внешние факторы

Если ребенок начал заикаться в 4 года или немножко раньше, то причины следует искать во внешней среде. Проблема могла появиться по вине следующих факторов:

  • Инфекции центральной нервной системы. Речь идет о менингите и энцефалите.
  • Травмы головного мозга. Это может быть сотрясение или ушиб.
  • Большие полушария у ребенка еще функционально не созрели. Заикание по этой причине проходит без вмешательства медицины.

  • Нехватка инсулина (сахарный диабет).
  • Проблемы с верхними дыхательными путями и ушами.
  • Заболевания, ведущие к ослаблению организма.
  • Сопутствующие недуги: ночные кошмары, энурез, утомляемость.
  • Психологическая травма: испуг, стресс и другие.
  • Родители говорят быстро, что способствует неправильному формированию речи ребенка.
  • Неправильное воспитание. Ребенка или слишком балуют, или много требуют от него.
  • Подражание сверстникам и взрослым.

К внешним факторам можно отнести обстановку в семье. Если малышу хорошо с мамой и папой, он чувствует заботу родителей, то и проблем с речью у него не будет. Если же все происходит наоборот, то ребенок от частых конфликтов будет зажиматься, и появится заикание.

Ребенок начал резко заикаться

Если вы обнаружили, что ребенок вдруг начал заикаться, скорее всего виной тому психологическая травма. Может быть, его кто-то испугал, а может быть, он получил большое количество информации, которую не смог «разложить по полочкам».

Если вы считаете, что причиной такого состояния малыша является посещение детского сада, то на несколько дней оставьте ребенка дома. Выполняйте вместе с ним дыхательные упражнения. Это способствует формированию плавной речи без перескоков. Обязательно посетите с чадом несколько сеансов массажа.

Если ребенок только иногда пытается при разговоре вставить в слово лишний слог или звук, то пока переживать не стоит. Малыш экспериментирует. Если же такие эксперименты стали частым явлением, то пора отправляться к специалисту.

Если с первого заикания прошло не более двух месяцев, то эффект от лечения наступит раньше. Этот период считается начальным этапом.

Ребенку три года

Ребенок начал заикаться в 3 года, что делать в этом случае? Главное - не паниковать и следовать следующим рекомендациям:

  • Постарайтесь сделать так, чтобы малыш меньше говорил. На его вопросы отвечайте обязательно, но сами ему их не задавайте.
  • Если есть возможность, откажитесь от посещения детского садика. Не водите своего малыша в гости, избегайте большого скопления людей, запретите чаду смотреть мультфильмы.
  • Отдайте предпочтение настольным играм, рисованию. Эти занятия помогут развивать мелкую моторику. Для успокоения нервной системы ребенок может петь под медленную музыку и танцевать.
  • Обратитесь к специалистам. Занятия с логопедом и визит к невропатологу будут кстати.
  • Не указывайте малышу на неправильность произношения того или иного слова. Он может зажаться, и ситуация выйдет из-под контроля. Сами же постарайтесь говорить плавно и не допускать ошибок в словах во время разговора.

Малышу четыре года

Ребенку 4 года. Начал заикаться, что делать? И снова тот же совет - никакой паники. Малыш будет смотреть на вас, понимать, что с ним что-то не так, начнет переживать. В данный период это совсем не нужно.

В дошкольных учреждениях уже с четырех лет дают столько информации, что мозг маленького ребенка "лопается" от перегрузок. Малыш из детского садика приходит сильно уставшим. Итогом ситуации является нарушение речи. Если появилась проблема, постарайтесь:

  • Каждый день гулять с ребенком на свежем воздухе.
  • Не разрешайте ему смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  • Желательно не водить его в детский сад.
  • Соблюдайте режим. Малыш должен вовремя ложиться спать вечером и обязательно отдыхать днем.
  • Создайте чаду нормальную атмосферу в семье. Заикание может вернуться после любой стрессовой ситуации.
  • Обязательно посетите специалистов: логопеда и невропатолога.

Ребенок начал заикаться? Не переживайте, еще все можно исправить. Прислушайтесь к советам психолога:

  • Если малышу трудно говорить, обязательно поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Ни в коем случае не перебивайте малыша. Пусть он закончит свою речь.
  • Сами постарайтесь говорить медленно. Останавливайтесь после каждого заданного вами вопроса.
  • Разговаривайте с ребенком только короткими и простыми предложениями.
  • Постарайтесь чаду не задавать много вопросов. Так он не будет ощущать большого давления, которое исходит от вас.
  • Не балуйте его и не давайте ему никаких привилегий. Он не должен чувствовать, что его жалеют.
  • Жизнь в семье должна соответствовать правилам и нормам. Никакой хаотичности и суетливости.
  • Ребенок не должен сильно уставать и перевозбуждаться.
  • Старайтесь не показывать свои переживания. Дети это хорошо чувствуют. Это чувство их начинает угнетать. При таком состоянии малыша эффективность лечения снижается.

Лечение

Проведено полное обследование. Установлена причина, почему ребенок начал заикаться. Пора заняться лечением. Полное выздоровление может наступить только при:

  • регулярных занятиях;
  • упорстве;
  • желании;
  • выполнении всех рекомендаций.

Лечение должно быть комплексным.

  • Профессиональная коррекция. С использованием определенных программ логопед-дефектолог может устранить первичные и вторичные нарушения речи. Коррекционная программа для каждого ребенка подбирается индивидуально.
  • Массаж. Для этих целей нужен опытный детский массажист. К основным правилам проведения массажа можно отнести медленный темп, атмосферу спокойствия и комфорта, успокаивающую музыку, теплые руки специалиста. Основная цель процедуры - расслабление мышц.
  • Медикаменты. Они назначаются только в тяжелых случаях (расстройство нервной системы и психики). Используются успокоительные, противосудорожные препараты.
  • Народная медицина. Применяются успокоительные отвары. Поможет снять напряжение пустырник, валериана, сок крапивы и другие.
  • Игровые занятия в домашних условиях. Они тренируют и закрепляют полученные от специалистов навыки.
  • Дыхательная гимнастика - развивает правильное дыхание. Состоит из упражнений, которые сочетают короткий, резкий вдох и движения.

Родители должны знать, что только комплексное лечение поможет малышу избавиться от нарушения речи. И если ребенок начал заикаться, надо приложить все усилия, чтобы помочь своему чаду.