Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Поможем бельчонку. Конспект коррекционного занятия по совершенствованию лексико-гра

Коррекционно- образовательные задачи: -учить завершать предложение по смыслу;

Учить составлять предложения по двум опорным словам;

— активизировать и расширить словарь детей по теме « Осень»;

Закреплять умения детей подбирать несколько действий к названию предмета;

Коррекционно- воспитательные задачи: развитие координации движений, пространственной ориентировки, мелкой моторики пальцев рук, развитие мышления.

Оборудование: картинки времен года, почтовый ящик, конверты, предметные картинки по изучаемым темам, мяч, дерево из картона, предметные картинки с изображениями от1до 10 признаков осени.

Ход занятия:

1.Организационный момент . Построение друг за другом по указанию логопеда. Влад встанет за Машей. Настя перед Ростиславом. Арина за Артемом. И т.д. Затем логопед задает вопросы: Влад за кем ты стоишь? Впереди кого Настя ты стоишь? Между кем Вадим ты стоишь? Позади кого Маша ты стоишь? Рядом с кем Рома ты стоишь? И т.д.

2.Основная часть .

Логопед: Вспомните ребята, какие времена года вы знаете?(Правильно) . Сейчас мы с вами поиграем в игру « Закрой картинку» Перед вами картинки, на которых изображены времена года. Зиму будем закрывать белыми квадратами, весну –зелеными, лето- красными, осень- желтыми. В каждом ряду вы должны найти одну картинку, которая не подходит по смыслу. И поставить её на наборное полотно.

Логопед: Посмотрите на панно. Все картинки, с каким временем года?

(Дети: Осень). Вот сегодня мы с вами будем, говорит об осени.

Игра « Почта».

Логопед: Сегодня утром пришла почта и вам надо получить каждому конверт. На ваших стульях наклеены картинки. Почтальон вам раздаст конверты с письмами в соответствии с наклейками на ваших стульях.(Почтальон достает из почтового ящика конверты с наклейками и называет улицу по изображению конверта(Улица Кленовая и т.д. улицы по названию листьев с деревьев и кустарников.) и отдает конверт по адресу, ребенок открывает конверт, достает предметную картинку по теме « Осень».

Логопед: Кому почтальон отдает конверт, тот ребенок достает картинку и говорит что делает его предмет.(В конвертах лежат картинки: солнце, облака, дождь, ветер, трава, листья, медведь, заяц, еж, ласточка, белка) Например: солнце осенью (что делает?)- светит, поднимается, блестит, опускается, освещает, не греет.

Игра « Волшебное дерево».

Логопед: Вспомните, ребята мы с вами читали, произведение К. Чуковского

« Чудо- дерево». И у нас то же есть чудо- дерево на нем будут расти разные предметы. Все они относятся к теме осень. (Перед детьми раскладываются картинки. Логопед загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Дети отгадывают и находят соответствующую картинку и « вешают» эту картинку на дерево и называют количество:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе.

Ребенок.Туча (Берет картинку и считает: одна туча, две тучи, три тучи, четыре туч, пять туч)

Логопед загадывает загадки о зонтике, солнце, гриб, дереве, листочке, белке, ежике, медведе, плаще, галошах, рябине.

Физминутка. Игра « Завершение предложения».

Логопед: Ребята сейчас будем играть с мячом. Кому я бросаю, мяч тот заканчивает, предложение.

Птицы улетают на юг(когда?.)…..Солнце скрылось за тучами,стало…(как?)После дождя стало (как?)…Поднялся сильный ветер, с тало (как?)….Животные меняют цвет своей шубки (когда?)…. И т.д.

Логопед: У вас есть картинки, которые пришли в конвертах. Я вам раздам еще по одной картинке и вы составите предложения используя эти два слова: ветер- листья, солнце-небо, листья- ветки, лед- лужа, ветер- листья, яблоки- деревья, овощи- грядка, резиновые сапоги- лужи и т.д.

Итог. Наше путешествие заканчивается. Исправьте меня, если это суждение не верное, а если верное то скажите, что оно правильное: Солнце круглое, а дубовый лист зеленый. Осенью ветер сильный, а солнце теплое и т.д.

Название: Конспект НОД учителя- логопеда в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексико- грамматическому строю речи на тему «Осень»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / занятия логопеда


Должность: учитель- логопед
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развитие ребенка детский сад № 36 г. Курганинск
Месторасположение: Краснодарский край,город Курганинск, улица Розы Люксембург

Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».

Звук О. Средняя группа.

« Осенний листопад » .

Занятие проводится в парке им агарина

Активизировать и обогащать словарь по теме «Осень».

Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.

Совершенствование грамматических навыков словоизменения.

Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.

Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.

Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.

Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.

Двигательные упражнения «Прогулка в парк е ».

В парк отправились гулять,маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке идем«змейкой» между деревьями

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят взмахи кистями рук

И летят, летят, летят

Ответы на вопросы

Вот мы в нашем любимом парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Расскажите чего много в нашем парке? (много деревьев, листьев, травы, пней, веток, шишек,.)

Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)

– Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые, багряные)

На что похож лист клена?

– Какая березка? (стройная с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).

– Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой. Какой ствол у вяза? (шершавый)

Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)

Подбор слов-действий.

Деревья - качаются, стоят, шумят, растут. Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».

Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад? Ответы детей.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

Речевая игра «Осенние листочки»

Дети берут по два осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево – вправо)

На веточках сидели, (присели)

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок. Логопед показывает детям листочки, загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)

Упражнение «Услышь звук» .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как дети зовется? (осень)

Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.

Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.

Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….

Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Литература:

Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство-пресс» 2004

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.

Оксана Иванникова

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия

Учитель-логопед: Иванникова О. А.

Тема: «В гости к осени».

Программное содержание: Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень». Обучающие задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.

Методическое обеспечение: Слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы».

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку – переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет …

Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).

Логопед:

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети:

В этом стихотворении говорится об осени. Слайд 1.

Логопед:

Как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?

Дети:

Солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.

Логопед:

Вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.

Дети:

Солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:

Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц.

3. Изучение нового материала.

1) Логопед:

Первая станции нашего путешествия «Лесная». Слайд 2.


Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:

Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Логопед:

Как вы догадались, что это лес?

Дети:

Летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Слайд 3.


2) Логопед:

Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.

Логопед:

Как называется явление, когда листья падают?

Дети:

Листопад. Логопед:

Из каких двух простых слов образовано слово листопад?

Дети:

Листья падают.

Логопед:

Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.

3) Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал,

Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева.

4) Логопед размещает на наборном полотне картинки деревьев.

Логопед:

Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.

Логопед:

А вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.

Дети:

Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.

Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.

5) Логопед:

Подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?

Дети:

Листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.

Логопед:

Вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -

6) Игра «Похожие слова». Слайд 4. На слайде появляется «дерево родственных слов».


Логопед:

Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.

Логопед:

Подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.

Логопед:

Что это? (Лес.)

Логопед:

Большой лес, а маленький … (лесок.)

Логопед:

Человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)

Логопед:

Тропинка в лесу, какая … (лесная.)

Логопед:

Человек, который лес рубит … (лесоруб.)

Логопед:

Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.) Логопед:

Техника, которая лес возит? (Лесовоз.)

Логопед:

Вы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».

Дети:

Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.

7) Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно. Слайд 5. Логопед:

Мы прибыли на станцию «Лесных обитателей».


Логопед:

Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.

Логопед:

Назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?

Дети:

Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.

Логопед:

Про кого говорят, что его «ноги кормят».

Дети:

Волка зимой «ноги кормят».

Логопед:

Что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.

Дети:

Если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным.


Логопед:

Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?

Дети:

Заяц и белка меняют цвет шубки.

Логопед:

Почему это происходит?

Дети:

Заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.


Логопед:

Молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».

Дети:

Животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.

Логопед:

Лесные обитатели приготовили для вас загадку:

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.

Логопед:

На полянку выходите, С дождём игры заводите.

III. Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Логопед выручает детям картинку - символ («дождь») Логопед:

Подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?

Дети:

Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».

Дети:

Осенью часто идёт моросящий дождь.

8) Д/игра «Кто и где спрятался?» Слайд 8.


Логопед:

Пошёл дождь в лесу. Лесные звери испугались дождя и решили спрятаться в свои домики. Скажите, кто из зверей, где прятался.

Дети:

Медведь спрятался в берлоге. Белка пряталась в дупле. Лиса спряталась в норе. Волк спрятался в логове. Заяц спрятался под кустиком.

9) Станция «Пернатых друзей». Слайд 8.

Логопед:

Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.


Логопед:

Назовите птиц?

Дети:

Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.

Логопед:

Кто из этих птиц не улетает на юг?

Дети:

Сорока не улетает на юг.

Логопед:

Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?

Дети:

Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.

Логопед:

Как называются птицы, которые остаются с нами?

Дети: С нами остаются зимующие птицы.

Логопед:

Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы». Дети:

Перелётные птицы улетают на юг.

10) Д/и «Осень, ты какая?»


Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая? Дети:

Осень – красивая, золотая, холодная …

Логопед: Если на улице холодно, то осень …

Дети:

Холодная.

Материал: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.

11) Рассказы детей «Осень наступила». Дети составляют рассказы об осень по опорным картинкам-символам.

Логопед:

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: Калинина Надежда Александровна, ГБОУ Школа 1566, Москва 2018г.

Цели:

  1. Активизация и накопление словаря по теме «Продукты питания» .
  2. Совершенствование навыков словообразования.
  3. Закрепление навыков практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
  4. Обучение согласованию относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  5. Упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже с предлогами в творительном падеже с предлогами.
  6. Развитие познавательной деятельности детей: зрительного восприятия и логического мышления.
  7. Воспитание и уточнение навыков культурного поведения в общественных местах.

Оборудование: Баночки с крупами, горшочки с разными продуктами, плоскостное изображение тарелок с овощами, плоскостное изображение банок и бутылок с фруктами, фрагментарное изображение чашек с компотами, персонаж «Веселый повар» .

Форма занятия: нетрадиционная.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Сегодня мы с вами побываем в кафе. Кто из вас уже бывал в кафе? Что делают люди в кафе? (пьют, едят, кушают)

2. Подумайте, чтобы вы хотели заказать на обед. Давайте подойдем к витрине и посмотрим: какие салаты есть в меню.

Подойдите и возьмите тарелочку с салатом. Салат из каких продуктов будете есть? (Я буду есть салат из моркови. А я буду есть салат из свеклы. А я буду есть салат из капусты (из лука, из помидоров, из огурцов, из чеснока, из баклажанов)

Как называется салат из капусты? – салат капустный.

Как называется салат из моркови? – морковный салат.

Как называется салат из свеклы? – свекольный салат.

Как называется салат из лука? – луковый салат.

Как называется салат из огурцов? – огуречный салат.

Как называется салат из помидоров? – помидорный салат и т.д.

Как одним словом можно назвать огурцы, помидоры, капусту, лук, чеснок, баклажаны? – Овощи.

Мы едим салаты из овощей. Это салаты какие? – Овощные.

3. А теперь мы будем есть суп, а какой суп вы будете есть – догадайтесь?

У меня горох. Я буду есть суп гороховый.

У меня в кастрюльке вермишель. Я буду есть вермишелевый суп.

У меня фасоль. Я буду есть суп фасолевый.

У меня свекла. Я буду есть суп свекольный.

У меня картофель. Я буду есть суп картофельный.

У меня рис. Я буду есть суп рисовый.

У меня мясо. Я буду есть суп мясной.

У меня рыба. Я буду есть суп рыбный.

4. На второе блюдо будет каша. Из чего варят кашу? По вашей крупе назовите кашу.

У меня манка, из неё каша манная. У меня гречка, из неё каша гречневая.

У меня рис, из неё каша рисовая. У меня перловка, из неё каша перловая.

У меня пшёнка, из неё каша пшённая. У меня овсянка, из неё каша овсяная.

У меня горох, из неё каша гороховая.

5. Физминутка или динамическая пауза.

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

В доме нашего Архипа

Что ни день, то просто смех

Заходите. Дверь открыта – угощенье есть для всех.

Прискакали две зайчихи –угостили облепихой.

Приходили петухи – поклевали колоски.

Прилетели мухи – съели хлебную краюху.

Вот притопали зайчихи – обобрали всю клубнику.

Черепахи ровно в три наконец-то приползли.

Им осталась только апельсина долька.

6. – Какой вкусный обед у нас получился. А что будет на третье? Компот.

У тебя какой компот?

Компот из яблок? – яблочный Компот из слив? - сливовый

Компот из груш? - грушевый Компот из вишни? – вишневый

Компот из клубники? – клубничный Компот из малины? – малиновый

7. А что бы вы хотели съесть на десерт?

Я бы хотел съесть вишневый пирог.

А я бы хотел съесть творожный торт.

Я бы хотел съесть клубничное желе.

8. Мы с вами отобедали в кафе. Вам понравился обед? А кто его приготовил? – Повар

Из чего повар приготовил обед? – Из продуктов. К нам гости пришёл весёлый повар и хочет с вами поиграть в разные игры.

А) Что можно приготовить из мяса? – суп, котлеты, тефтели, запеканку.

Суп из мяса какой? – мясной

А котлеты? – мясные

А запеканка? – мясная

Б) Что можно приготовить из творога? – сырники, торт, запеканку.

Сырники из творога какие? – творожные

А торт? – творожный

А запеканка? – творожная

В) А что можно приготовить из яблок? – компот, варенье, сок, пирог.

Компот из яблок какой? – яблочный

Варенье из яблок какое? – яблочное

Пирог из яблок какой? – яблочный

Г) А сейчас послушайте и назовите – что лишнее?

Грушевый сок, манная каша, вишневый компот.

Мясной суп, рыбный суп, клубничный торт.

Апельсиновый сок, гречневая каша, рисовая каша.

Д) Игра «Бывает – не бывает» .

Рыбный торт, мясной компот, картофельное пюре, гречневое варенье.

Е) Напиток из клюквы (какой?) – клюквенный напиток.

Пирог из яблок (какой?) – яблочный пирог.

Запеканка из творога (какая?) – творожная запеканка.

Котлеты из курицы (какие?) – куриные котлеты.

Оладьи из картофеля (какие?) – картофельные оладьи.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный суп.

Борщ из свеклы (какой?) – свекольный борщ.

Компот из сливы (какой?) – сливовый компот.

Сок из фруктов (какой?) – фруктовый сок.

Бульон из мяса (какой?) – мясной бульон.

9. Веселый повар приготовил вам сюрприз. Приподнимите край скатерти и достаньте то, что там лежит. Это варенье. С каким вареньем вы пойдете пить чай в группу?

(Я буду пить чай с абрикосовым, вишневым, малиновым, яблочным, грушевым, сливовым, клубничным, персиковым вареньем)

10. Итог занятия. – Где мы сегодня с вами побывали? _ чем мы угостились? Давайте попрощаемся с нашим весёлым поваром и скажем ему спасибо за угощения.

Литература.

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» М., 1991г.
  2. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Нарушение речи у детей» . М., 1993г.
  3. Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи» . С-П. 1999г.
  4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» . М.2004г.
  5. Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» М.2005г.

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.