Как сделать панорамное фото. Панорамная съемка: основы техники

Как сделать так чтобы ваша фотография вместила целый город? Или как передать всю красоту зимнего леса? Всё это возможно в таком жанре как панорамная фотография. Главное качество присущее панорамной фотографии — большой угол обзора. В зависимости от способа съёмки панорама может быть планарной, цилиндрической, кубической и сферической.

Планарная панорама проецируется на плоскость и может быть воспроизведена как на фотобумаге, так и на мониторе компьютера. Создаются планарные панорамы с помощью специальных панорамных фотоаппаратов, которые имеют угол обзора более 120 градусов, что делает возможным получение вытянутых кадров с большим охватом горизонта. Это качество достигается за счёт подвижного объектива, который может вращаться вокруг нодальной точки с одновременным направлением светового потока вслед за щелевым затвором. При этом панорамные фотокамеры могут использовать узкую плёнку (тип 135), широкую (тип 120), а также иметь цифровую матрицу.

В принципе, панорамную фотографию можно получить и с помощью обычного фотоаппарата, путём последующего «сшивания» нескольких кадров, но в этом случае желательно задействовать панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.

Панорама грозы

Цилиндрическая панорама, или циклорама получается путём проецирования на боковую часть цилиндра и охватывает все 360 градусов. Получить цилиндрическую панораму можно «сшиванием» кадров, полученных как с обычного, так и панорамного фотоаппарата.

Кубическая и сферическая панорамы создаются проекциями окружения на куб или сферу.

По сюжетному наполнению панорамная фотография очень многогранна, но различают такие основные типы: сельская и городская, природная и промышленная, дневная и ночная, ландшафтная и макро-, интерьерная и уличная, вертикальная и горизонтальная, с параллельным сдвигом и круговая. Создавая панораму, перед фотографом стоит задача не только правильно снять, но и правильно обработать полученный результат, в том числе и на компьютере.

В качестве инструмента для получения хорошей панорамы может послужить как панорамный фотоаппарат, так и непримечательная цифровая «мыльница», для этого в них предусмотрен специальный панорамный режим, который делает возможным съёмку нескольких кадров, с дальнейшим «сшиванием» в соответствующем графическом редакторе. Одним из самых популярных инструментов для сшивания панорамных элементов на компьютере считается бесплатная программа Panorama Tools, недостатком которой, правда, является сложность для неподготовленного пользователя. Поэтому рекомендуется воспользоваться какой-нибудь бесплатной оболочкой, например, «hugin». Конечно, склеить красивую панораму можно и с помощью PhotoShop, но это потребует определённых навыков и времени. И запомните главное правило — чем меньше усилий вы приложите во время фотосъёмки, тем больше вы их приложите в процессе сборки панорамы.

Панорама. Склейка из восьми фрагментов.

Ещё одним аксессуаром, являющимся непременным условием в панорамостроении является штатив, особенно приветствуется штатив с встроенным уровнем, поскольку одно из главнх требований в панорамной фотосъёмке — вертикально-горизонтальное положение всех осей, должно строго выполняться.

Также имейте в виду что съёмка отдельных фрагментов выполняется со штатива, в портретно-ориентированном виде кадров, и с перекрытием не меньше четверти кадра. Производя серию кадров, все параметры фотосъёмки должны быть одинаковыми, автоматические режимы должны быть отключены, не забудьте контролировать и возможное изменение условий освещения и расположения объектов в кадре.

Итак, вы решили действовать, нашли подходящий сюжет и время, подготовили соответствующее оборудование.

Рассмотрим основные этапы панорамной фотосъёмки, а их два — съёмка отдельных кадров и их последующее соединение (склейка, сшивание, называйте как удобно) на компьютере.

Сначала охарактеризуем процесс съёмки панорамы.

Ваши действия должны выглядеть таким образом:

Устанавливаете фотоаппарат на штатив, с учётом точного горизонтального положения оптической оси, совпадающей с центром кадра, относительно настоящей или мысленно выстроенной линии горизонта с помощью видоискателя.

Выверяете степень вертикальности оси вращения центральной колонки вращения, методом разворотов камеры направо и налево, при этом горизонт в видоискателе не должен выходить за пределы центра кадра.

Поочерёдно снимаете расчётное количество кадров с перекрытием примерно на половину кадра. Рекомендуется продублировать некоторые кадры, или вообще произвести несколько проходов, чтобы подстраховать себя от неожиданных просчётов.

Как видите, методика простая и доступная.

Остров на Ладожском озере.

В качестве объектива для панорамостроения лучше использовать модели с фокусным расстоянием 24-80 мм, более короткофокусные объективы грешат геометрическими искажениями.

Процесс собирания панорамы на компьютере занимает гораздо больше времени чем сама фотосъёмка, при этом на количество потраченного времени влияет то, насколько качественно изготовлены составные фрагменты. Поэтому, лучше тщательно подготовиться к процессу съёмки и произвести безупречные снимки, чем тратить в два-три раза больше времени на сглаживание допущенных ошибок. В контексте сказанного, озвучим несколько важных советов как правильно проводить съёмку.

Первое правило — встроенный уровень на штативе позволит вам потратить меньше времени на сборку отдельных снимков в единую панораму. Не забываете про соблюдение строгого вертикально-горизонтального расположения всех осей. В идеале, в собранном комплексе «штатив-фотоаппарат» все его элементы должны быть расположены или вертикально и горизонтально, в зависимости от их предназначения. Другие углы неприемлимы. Оптическая ось в процессе съёмки каждого фрагмента, должна быть строго горизонтальной.

Второе правило — необходимо помнить что параметры каждого кадра панорамы должны быть максимально похожими, что минимизирует риск появления нестыкующихся фрагментов, различающихся цветом, освещённостью, резкосью, глубиной и т.д. Чтобы этого не произошло, забудьте про автоматические настройки и режимы, даже если они показывают самый замечательный результат. Все основные детали экспозиции — фокусировку, выдержку, диафрагму, для каждого фрагмента, вам придётся доверить себе. Отсюда подробнее.

Например специалисты рекомендуют устанавливать дистанцию фокусировки на бесконечность. Выбирая оптимальную диафрагму, исходите из того что глубина резкости должна охватывать все визуально-активные объекты, скорее всего f8 и меньше будет достаточно. Настраивая экспозицию, определите экспозицию самого яркого и самого тёмного фрагментов, а в процессе съёмке используйте усреднённую экспозицию.

Снимая архитектуру, пейзажи и даже людей, фотографы часто желают повысить детализацию и разрешение изображения, захватить широкий угол или создать уникальную фотографию, которую невозможно получить с помощью стандартного фотооборудования. В такие моменты на помощь приходит панорамная съёмка – эта техника отлично подходит для достижения таких целей. Хотя концепция и техника панорамной съёмки достаточно проста, она смущает многих фотографов. Наиболее часто у фотолюбителей возникают вопросы о том, какое конкретно оборудование стоит приобрести для съёмки отличных панорам. И это, безусловно, один из самых больших мифов о панорамной фотографии — ведь такое оборудование вам редко когда понадобится! Большинство панорам, что я снял к настоящему времени, я отснял без специализированного панорамного оборудования. И, хотя у меня есть панорамная штативная головка, я редко её использую. Ниже вы узнаете почему.

Панорама Забриски-пойнт. Это самая крупная панорама, отснятая мной к настоящему времени. С разрешением в 400 Мп это изображение настолько детализировано, что его можно распечатать на всю стену с довольно хорошим dpi. Даже с современной цифровой камерой с высоким разрешением я не смог бы создать подобное изображение за один кадр. Кстати, данный снимок был сделан с использованием обычного штатива.

Нужна ли панорамная головка?

Давайте начнём с самого главного мифа, связанного с панорамой – необходимости использования панорамной головки. Многие фотографы утверждают, что её наличие для съёмки панорам просто необходимо. Это, конечно же, не так, и я стараюсь держаться подальше от таких утверждений. Фактически, панорамная головка требуется только в том случае, когда на переднем плане сцены присутствуют объекты близко расположенные к камере, или если вы используете технику съёмки, отличающуюся от поворота или наклона объектива. Когда вы фотографируете с высокой точки или точки, объекты переднего плана которой расположены в зоне фокуса на бесконечности, у вас не должно возникнуть никаких проблем с параллаксом. Таким образом, можно легко снять большую панораму без специального оборудования. Например, фотография, которую вы видели в начале статьи, также была отснята без использования панорамной головки.

Итак, почему я не использую штатив и панорамную головку, когда я мог бы их использовать? На то есть несколько причин – давайте рассмотрим их подробно.

Эта панорама была снята с рук. Условия освещения из-за ветра и облаков менялись очень быстро, так что времени на установку штатива не было. Хотя, во время съёмки было приложено максимум усилий для наиболее плавного поворота камеры и уменьшения вибраций, всё же при редактировании в Photoshop пришлось подчищать кое-какие нежелательные артефакты.

Отсутствие времени для подготовки к съёмке панорамы

Нехватка времени является одной из самых веских причин, чтобы отказаться от использования панорамной головки. Хотя, до начала съёмки я делаю всё возможное для подготовки к фотосъёмке (как правило, я заранее исследую место, где я планирую фотографировать), у меня не всегда есть время для полной установки и настройки оборудования для панорамы. К сожалению, как только вы начинаете снимать сложные панорамы, особенно, состоящие из нескольких линий, вы понимаете, что подготовка, установка и настройка оборудования занимает много времени. Кроме того, если вы снимаете панораму с объектами на переднем плане или на больших фокусных расстояниях, то параллакс может стать потенциальной проблемой, так что вам придётся убедиться, что вы вращаете камеру вокруг нодальной точки объектива (которую вам нужно узнать заранее). И не дай бог, если вы решите изменить первоначально выбранное фокусное расстояние, не найдя новую нодальную точку – это верный рецепт потенциальной катастрофы.

Короче говоря, съёмка и сшивание сложных панорам требует много времени и терпения, и вы должны быть готовы ко встречи с трудностями, поджидающими фотографа на этом пути.

Ветер — главный враг панорамной съёмки

Ветер – это еще одна причина, по которой стоит отказаться от съёмки панорам. Если погода ветреная – забудьте о панораме. Ветер не только раскачивает такие объекты, как деревья и трава, делая процесс сшивания крайне сложным, но и может вызывать вибрацию всей вашей установки, что потенциально может привести к размытию изображений. Одно из самых больших разочарований, поджидающих фотографа при съёмке панорам – обнаружить, что одно из последовательно отснятых изображений размыто! У меня есть немало замечательных панорам, которые остались незавершёнными только потому, что одно или пара изображений из серии были полностью непригодны для использования. Почему я не уделяю этому моменту достаточно внимания непосредственно при съёмке? Весь вопрос во времени, и об этом – ниже.

Кива Меса Верде. Панорама. Эта панорама была снята вручную, без какого-либо панорамного оборудования – для него просто не было места. Изображение нельзя назвать идеальным – если вы приглядитесь внимательно, то найдете некоторые ошибки параллакса. Кроме того, форма кивы (кива – ритуальное помещение у индейцев – прим..

Изменяющиеся условия освещения и облака – выдержка, сроки и темп при съёмке панорамы

При съёмке таких критических моментов, как восход и заход солнца, когда всё происходит слишком быстро, вы быстро можете испытать разочарование от рения снимать панораму. Почему? Потому что сцена слишком быстро изменяется, и вы не успеете заснять её при помощи панорамной установки, особенно если серия включает в себя больше, чем 5-6 кадров. Если вы фотографируете в условиях низкой освещённости – которые обычно сопровождают восход или закат – на длинной выдержке (например, дольше, чем 1/2 сек.), то съёмка панорамы может быть плохой идеей. Прежде всего, в такие пиковые моменты уровень освещённости меняется слишком быстро. Даже если вы снимаете в полностью ручном режиме или заблокировали экспозицию (это обязательное условие при съёмке панорам), к тому времени, как вы снимите всю серию кадров, яркость сцены может резко измениться, что сделает невозможным сшивание панорамы. Кроме того, слишком изменяют сцену! Например, если в кадре присутствуют облака, то даже выдержка в полсекунды может быть слишком длинной для съёмки панорамы, так как на последнем кадре серии будут в месте, совершенно отличающемся от того, в котором они были на первом.

Так что, если вы решите снимать панораму с изменяющимися условиями, то вам следует заранее продумать, как всё сделать в очень быстром темпе. Если же снимаемая сцена изменяется очень быстро, то панорамная съёмка может стать пустой тратой времени.

Закат в песчаных дюнах. Панорама. Ещё одна панорама, которую я отснял с рук, без какого-либо панорамного оборудования. Во время съёмки я стоял на вершине дюны, так что я мог не беспокоиться об объектах на переднем плане и проблемах с параллаксом. Погода была холодной и ветреной, так что мне пришлось увеличить ISO, чтобы сократить выдержку.

Отвлекающие элементы и сцены, нежелательные для съёмки панорамы

Многим фотографам, в том числе и мне, с опытом приходит умение определять сцены, снимать панорамы которых не стоит. В одних случаях сама сцена не очень фотогенична или в ней присутствует слишком много отвлекающих элементов, в других – её освещение слишком плоское. У меня есть немало панорам, которые я не довёл до конца, потому, что не был доволен результатом. Одно дело, когда вы снимаете панораму для практики, и совсем другое – когда вы нацелены на какой-то результат, а в итоге получаете изображение, мало чем отличающееся от среднестатистической неудачной фотографии.

Иногда гораздо полезнее потратить время на поиски интересного места для съёмки, чем возиться с расчётом нодальной точки или потеть над сшиванием панорамы и удаления нежелательных артефактов.

А как насчет траты денег на дорогое панорамное оборудование, которое, к тому же слишком тяжёлое, чтобы постоянно таскать его с собой? Я ценю своё время и если я вижу сцену, абсолютно непригодную для съёмки, я не буду её снимать. Чем больше мусора вы снимаете, тем больше времени вы тратите.

Бессмысленная панорама. Это одна из первых моих панорам. Почему я её снял? Потому что в то время я понятия не имел, что делал.

Требования к накопителю и компьютеру при панорамной съёмке

Еще одна причина, по которой вы, возможно, захотите держаться от панорам подальше – требования к хранилищу и производительности компьютера. Хотите знать, сколько примерно весит 400-Мп панорама Забриски-пойнт? Почти 4 Гб! Да, это размер всего лишь одного файла. На самом деле, даже Lightroom не мог справиться с таким файлом, поэтому мне пришлось сохранить его в другом формате (PSB) – файлы более 2 Гб не могут быть сохранены в формате TIFF. Но это не самое худшее – процесс сшивания панорамы доставил немало хлопот. Поскольку для сшивания панорам я предпочитаю использовать Lightroom (так как, начиная с 6 версии, он способен создавать DNG файлы, которые могут быть обработаны, как RAW), то обработка многорядных панорам может занять много времени, а в некоторых случаях и вызвать зависание и вылет Lightroom. Процесс сшивания панорамы Забриски-пойнт мне пришлось повторить около 10 раз, прежде чем панорама, наконец-то, была сшита без проблем. Я пробовал работать с PTGui , и, хотя, в целом этот редактор показал очень хорошие результаты, он не может сохранять изображение в DNG.

Вторая волна неприятностей поджидала меня на стадии редактирования. И Photoshop, и Lightroom превратили мой в настоящее барахло. Я быстро понял, что 32 ГБ оперативной памяти для обработки такого изображения просто недостаточно. Всё, чего бы мне хотелось в тот момент – вернуться в прошлое и снять панораму с меньшим разрешением. Помните об этом. Если только вы не снимаете панораму, состоящую из нескольких кадров, то будьте готовы к тому, что загрузив изображения на компьютер, вы можете столкнуться со множеством трудностей. Мне даже сложно представить, через что проходят такие фотографы, как Аарон Прист, сшивая многорядные панорамы, отснятые в HDR (кстати, не забудьте познакомиться с его прекрасной статьёй

Дата публикации: 22.03.2016

В представлении большинства фотографов панорамный снимок - это вытянутый по горизонтали, «длинный» кадр, сделанный с очень широким (может даже 360°) углом обзора…

Панорама в представлении обычного человека

Однако в современной фотографии панорамами называют не только и не столько снимок, сделанный с большим углом обзора (какой-нибудь пейзаж, например), а изображение, последовательно собранное из нескольких отдельно снятых кадров. При этом каждый последующий кадр снимается «внахлёст» к предыдущему снимку для удобства последующей склейки итогового изображения. Получившаяся картинка необязательно должна иметь широкий угол обзора и вполне может сохранять стандартные соотношения сторон кадра.

Классический пример панорамы, склеенной из трёх отдельно снятых кадров

Панорамная съёмка очень часто применяется в пейзажной фотографии, однако ею не ограничивается. Панорамы делают и в архитектурной, и в интерьерной съёмке, и даже при съёмке портретов!

Технически этот кадр тоже является панорамой. Как и предыдущий снимок, он сделан из трёх вертикальных кадров.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 S

В чём же плюсы панорамной съёмки для фотографа и почему этой техникой стоит овладеть?

  • Контроль угла обзора. С помощью панорамной съёмки мы легко можем увеличить угол обзора нашего объектива. Нехватка угла обзора - проблема, знакомая каждому фотографу. Простая жизненная ситуация: во время экскурсии вы оказались в красивом, но тесном храме и хотите запечатлеть всё его убранство, весь интерьер. Отойти подальше, чтобы взять общий план, не получится, так как будут мешать стены здания, а из объективов у вас лишь «полтинник»… Что делать? Снимать панораму! Так угол обзора можно увеличить во много раз!

Разумеется, не всегда можно использовать вместо широкоугольного объектива панорамную съёмку. Если у вас в кадре много движения или вы сами двигаетесь (едете в поезде, например), склеить панораму просто не получится - положение объектов на снимке от кадра к кадру будет совершенно различным.

  • Контроль перспективы и перспективных искажений. Простое свойство перспективы: чем ближе к нам предмет, тем он кажется крупнее. Во многих видах съёмки это может сыграть с нами злую шутку, ведь объекты будут терять свои изначальные пропорции, наклоняться набок и тому подобное. Особенно это заметно при съёмке архитектуры. Например, дом хочется снять не каким-то кособоким из-за перспективных искажений, а вполне прямым. При склейке панорамы на компьютере мы можем эффективно и без серьёзных потерь в качестве итогового кадра работать с перспективой на фото.

  • Увеличение детализации и разрешения снимка. Опытные фотографы знают, что разрешение лишним не бывает! Да, современные зеркальные аппараты обладают серьёзным разрешением: при грамотной работе фотографа даже с самой простой зеркалки можно печатать изображения форматом 30х45 см. Однако бывают ситуации, когда требуется ещё большее разрешение. К примеру, пейзажи часто печатаются большими форматами. Снимки высокого разрешения удобнее редактировать - у вас всегда есть запас для манёвра, кадрирования. Хотите увеличить разрешение своих кадров в несколько раз? Снимайте панорамы. Очевидно, что, сложив несколько отдельных кадров в один, мы увеличим разрешение итогового изображения. Чем из большего количества кадров состоит панорама, тем больше итоговое разрешение! И разумеется, чем выше разрешение ваших кадров, тем более мощный компьютер понадобится для их обработки, да и сами они будут занимать много места на жёстком диске. Если вам не нужно высокое разрешение, при желании вы всегда можете убавить его, уменьшив снимки при обработке. Как видите, этот пункт я поставил на третье, а не на первое место, так как считаю, что в общем итоге контроль угла обзора и перспективы гораздо важнее в работе фотографа. Особенно сегодня, когда есть камеры, с разрешением 36 мегапикселей (Nikon D810) и более.

  • Контроль глубины резкости. Ещё одна не совсем очевидная возможность панорамной съёмки. Мы можем делать кадры с очень малой глубиной резкости, сильно размывать фон. Как сделать снимок с достаточно широким углом обзора, но с малой глубиной резкости, характерной для телевика? Для этого необходимо всего лишь снимать панораму на телеобъектив на открытой диафрагме. Если у вас нет портретного объектива, который сильно размывает фон, то один из рецептов для вас - снять панораму на открытой диафрагме и при максимальном зуме тем объективом, который у вас есть. Этот метод отлично работает при съёмке статичных объектов - всевозможных деталей. К примеру, цветов. При должной сноровке так можно снимать даже постановочные портреты, главное - попросить вашу модель не шевелиться, пока вы делаете серию кадров для панорамы.

Что нужно для панорамной съёмки?

Какое оборудование необходимо для панорамной съёмки? Давайте узнаем.

    Любой фотоаппарат , имеющий ручные настройки. Желательно зеркальный. Именно с ним вы будете чувствовать себя уверенно при съёмке: он позволит настроить все параметры и даст высокое качество картинки. Кроме того, у зеркалок нет задержки при срабатывании затвора (так называемого лага затвора), а значит съёмка панорамы пройдёт гораздо быстрее и будет меньше шансов допустить ошибку. Для панорамной съёмки одинаково хорошо подойдут как «кропнутые» аппараты (например, Nikon D5300 или Nikon D7200), так и полнокадровые камеры типа Nikon D750, Nikon D610, Nikon D810. Отметим, что в зеркалках Nikon нет встроенного автоматического режима панорамной съёмки (серьёзным фотографам он неинтересен, ведь если разобраться с зеркальным аппаратом, панораму можно собрать самому). А вот в компактных аппаратах от Nikon этот режим имеется. Если вы фотолюбитель и хотите побаловаться с панорамами, то можете обратить внимание на гиперзумы типа Nikon COOLPIX P900 или водонепроницаемый компакт Nikon COOLPIX AW130.

    Любой объектив . Существует стереотип, что панорамы можно снимать только объективами с фокусным расстоянием порядка 50 мм, так как на таких изображениях меньше всего перспективных искажений и их проще потом собрать. Это справедливо лишь в том случае, если вы собрались склеивать панорамы вручную. Однако сегодня так никто не делает (это такое же редкое явление, как лечение пиявками). Для автоматизированной склейки панорам создано множество компьютерных программ. Объектив для съёмки панорамы стоит выбирать исходя из того, в каком жанре вы будете снимать. Тут всё как обычно: для пейзажа больше подойдут широкоугольные объективы, а для портрета лучше использовать специальные портретные линзы. И требования к оптике при съёмке панорам предъявляются всё те же, что и при съёмке обычных одиночных кадров. Она не должна давать виньетирования, дисторсии, хроматических аберраций. Важное требование к объективу, который будет использоваться при съёмке панорам, - резкость по всему полю кадра (хотя бы на закрытых диафрагмах). Многие объективы грешат тем, что дают резкое изображение лишь в центре кадра, а по краям начинают «мылить». Такие объективы плохо подойдут для панорамной съёмки, ведь то, что являлось краем на одном из склеиваемых снимков, вполне может оказаться центром вашей будущей панорамы.

Ввиду всего вышесказанного, я рекомендую пользоваться при съёмке панорам оптикой, оптимизированной под современные стандарты качества. Монокли и «гелиосы» оставьте для других видов съёмок! В основном я снимаю панорамы объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, иногда пользуюсь портретником Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor и лёгким телевиком Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Кроме того, прекрасным выбором для съёмки панорам станут недавно появившиеся широкоугольные фикс-объективы от Nikon AF-S 28mm F/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor, Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor. Конечно же, панорамы очень удобно снимать и универсальным зум-объективом Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED VR Nikkor. Выше перечислены объективы для полнокадровых аппаратов, но они подойдут и для «кропнутых» камер с матрицей формата APS-C. Однако если вы хотите иметь широкоугольный объектив для «кропнутого» аппарата, лучше использовать специально разработанную для них модель - она даст больший угол обзора и при прочих равных будет гораздо компактнее. Среди широкоугольных объективов, созданных специально для «кропа», можно отметить Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor.

29.06.2016

Панорамная фотография - это очень обобщенное понятие, но, по сути, это съемка любых панорам (сюда относят как фотографии с б`ольшим, чем у обычных объективов, углом обзора, так и фотографии «длинного» формата, имеющие соотношение сторон 1*2 и т.д., и фотографии, созданные при помощи соединения нескольких кадров в одном).

Разновидности панорамной фотографии

Планарная панорамная фотография

Планарная панорама (т.е. спроецированная на плоскости) получается при использовании фотоаппаратов, объектив которых обладает углом обзора либо 120 градусов, либо больше, - так можно получить кадры с более широким углом обзора, вытянутые. Это возможно благодаря подвижности объектива, вращающегося вокруг так называемой «нодальной» точки. Такой объектив «отправляет» свет вслед за затвором, что и позволяет создать необходимый эффект при съемке.

Фотокамеры для панорамной фотосъемки могут быть оснащены как цифровой матрицей, так и использовать для запечатления кадра узкую (135) или широкую (120) фотопленку.

Второй способ создания такой панорамной фотографии - это так называемая «склейка» ряда кадров в один снимок. Этот способ также достаточно популярен среди фотографов.

Цилиндрическая панорамная фотография

Получить цилиндрическую панораму (по-другому, циклограмму) возможно только путем «сшивки» нескольких кадров, поскольку охватываются все 360 градусов, что и позволяет создать «полную картину». Для человека считается наиболее удобным угол обзора в 90 градусов, поэтому циклограмма может запутать зрителя или даже дезориентировать. Такая панорама может быть создана из десятков обычных фотографий, привычных глазу. Особенностью этого вида панорамы является то, что горизонтальные линии становятся чуть изогнутыми.

Сферическая панорамная фотография

Распространенный вид панорамного фото - сферическая (другими словами, кубическая) - создается благодаря проекции окружающей среды на грани куба. Это создает удивительное впечатление, словно вы наблюдаете поверхность шара или сферы, находясь внутри нее самой. Часто фотографы применяют для создания подобных снимков объектив «рыбий глаз», который дает картинку в круге с охватом в 180 градусов.

Виды фотопанорам и особенности их создания

Существует очень много видов панорам: природная, городская, сельская, уличная, ночная, а также интерьерная, горизонтальная или же вертикальная, круговая и далее, практически до бесконечности. Практически все, окружающее нас, может стать тем или иным типом панорамного фото.

Любой качественный снимок показывает и истинную картину изображаемого, и его красоту, и отношение фотографа, его восхищение местностью или предметами. Поэтому, чтобы получить хорошую панораму не обязательно иметь профессиональную панорамную камеру, можно использовать и обычную «мыльницу», главное - постараться увидеть и передать на фото особенности окружающей панорамы.

Также любому фотографу полезно знать, что большинство современных цифровых фотокамер имеют специальный режим съемки, склеивающий несколько кадров в один снимок, что значительно облегчает работы с панорамной фотосъемкой.

Интересные публикации на сайте

Панорамная фотография представляет собой особый жанр фотосъемки, предусматривающий получение вытянутых в длину изображений. Такие панорамные снимки могут собираться из более десятка фотографий в одно композиционное изображение. Панорамная съемка открывает перед фотографом совершенно новые возможности для воплощения его творческих идей. Сегодня этот вид фотографии пользуется большой популярностью при съемках пейзажей, внутренних интерьеров здания или значительных архитектурных сооружений.

Что представляет собой панорамная съемка? При панорамной фотосъемке получается изображение, которое дает возможность лицезреть угол обзора в 180 и более градусов. Благодаря этому панорамная съемка позволяет фотографу уместить на одном снимке гораздо больше пространства, чем можно увидеть невооруженным глазом. Ведь на обычной фотографии мы можем увидеть лишь небольшой кусочек пространства, занимающий в поле зрения человека угол в менее 30 градусов.

Панорамная съемка дает возможность добиться максимальной целостности в визуальном восприятии красивого архитектурного сооружения или пейзажа. Фотография в виде панорамы может приобрести совершенно уникальный вид и наполниться новым смыслом. Оригинальные панорамные снимки позволяют зрителю смотреть во все стороны вокруг точки съемки. Такие фотоизображения имеют высокое разрешение и могут печататься практически на любых форматах. С помощью панорамной съемки фотограф может манипулировать перспективой и демонстрировать свое умение видеть «широко».

Панорама использовалась еще задолго до фотографии. Для того, чтобы расширить пределы своей картины, художники делали изображение полукруглым или в виде цилиндра. Таким образом, в частности, была создана знаменитая панорама «Бородинская битва». Для демонстрации такого художественного полотна приходилось строить отдельное сооружение. Художники также могли развернуть своеобразный цилиндр с изображением на всю стену выставочного зала.

История же панорамной фотосъемки началась в 1843 году, когда была создана первая панорамная фотокамера. Эта камера снимала на плоские фотопластины. Однако благодаря применению специальных объективов она позволяла фотографу получать угол обзора до 150 градусов. Использование плоских пленок в тоже время приводило к падению оптических характеристик объективов по краям кадра.

С появлением пленочных фотоаппаратов проблема получения качественных панорамных снимков также не была полностью решена. Для этого приходилось использовать во время съемки штатив со специальной головкой, а сами панорамные снимки просто склеивать между собой. Это был сложный и трудоемкий процесс, отнимающий немало времени. Подлинная революция в жанре панорамной фотографии произошла только с появлением цифровых камер. Отснятые в цифровом виде кадры теперь можно легко состыковать в графическом редакторе и распечатать получившийся панорамный снимок на обычном принтере.

Назначение панорамной съемки в наши дни может быть самым разнообразным. Панорамная фотосъемка часто используется для продвижения земельных участков и объектов недвижимости, а также получения обзорных изображений поселков или промышленных предприятий. Панорамные снимки сегодня делаются сверху посредством авиатехники, при полетах на низких скоростях, что гарантирует высокую детализацию изображения и идеальное качество фотографий. Современная панорамная фотосъемка позволила изменить подход к продвижению объектов недвижимости благодаря созданию эффектных снимков зданий, которые могут использоваться в качестве рекламных баннеров или изображений в каталогах.

С помощью уникальных 3D технологий и панорамных снимков можно создавать объемные модели поселков, жилых комплексов и целых районов. Объединение таких изображений позволяет организовать настоящий виртуальный тур, с помощью которого зрители могут знакомиться с внутренними интерьерами помещения или определенным участком местности. Фотографии интерьеров – также популярная область применения панорамной съемки. Именно такая съемка дает возможность показать широкое помещение в полном объеме при условии, что фотографу просто некуда отойти. Панорамные изображения создают эффект присутствия в точке съемки. Кроме того, панорамная съемка широко используется строителями и архитекторами на этапе возведения объекта. Ведь с помощью обзорных снимков они могут легко выявить какие-либо отклонения от проекта и своевременно скорректировать проведение тех или иных строительных работ.

Для получения панорамных фотоснимков сегодня используются цифровые камеры со специальным режимом панорамной съемки и объективы с фокусными расстояниями от 24 до 80 мм. Создание панорамных снимков состоит из двух основных этапов – это съемка отдельных фрагментов обзорного изображения и их последующая сборка с помощью программного обеспечения. Для получения фрагментов фотоаппарат устанавливают на штатив, контролируя строго горизонтальное положение оптической оси по настоящей или воображаемой линии горизонта через видоискатель. Выверяют вертикальность оси вращения и производят вертикально расположенные кадры.

Для сборки панорамного изображения придется снять необходимое количество кадров с «перекрытием» размером примерно в полкадра. При осуществлении съемки важно выдерживать абсолютную горизонтальность оптической оси и максимально возможную идентичность параметров съемки от фрагмента к фрагменту. В противном случае получатся куски изображения, которые просто невозможно будет состыковать в единый панорамный снимок. Съемку фрагментов обычно не затягивают, чтобы не столкнуться с изменением условий освещенности.

После получения фрагментов начинается процесс сборки панорамного изображения на компьютере. Для этой цели сегодня используются различные графические редакторы вроде Adobe Photoshop, которые также позволяют устранить некоторые ошибки, допущенные во время съемки. Получение единого композиционного решения из отдельных фрагментов должно осуществляться по принципу: одинаковое расстояние от оптической оси — одинаковые искажения. При сборке панорамного снимка важно обеспечить максимальную точность совпадения всех деталей изображения по освещенности, цвету, резкости и глубине. При наличии небольших несостыковок применяются графические средства для ретуширования или размытия границ отдельных фрагментов. В результате таких манипуляций получается качественное и интересное панорамное изображение.

Современные цифровые технологии значительно расширяют возможности панорамной съемки для создания неповторимых и оригинальных изображений. Панорамные снимки позволяют порой посмотреть по-новому на привычные нам объекты и пейзажи. Поэтому панорамная фотосъемка открывает для фотографа широкое поле для экспериментов и демонстрирования своего художественного вкуса.