Как перестать быть рассеянным забывчивым. Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Невнимательность часто приводит к серьезным ошибкам, а в деятельности водителей, машинистов поездов, авиадиспетчеров она может стать причиной непоправимых последствий.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Когда причиной рассеянности становится усталость – необходимо сделать паузу и отдохнуть. Помогает в таком случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.

Во время работы сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать витать в облаках, иначе рассеянность и невнимательность станут нормой вашей жизни. Придумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, оказавшись в нужном месте, вы будете помнить, что необходимо сделать.

Если вас ждут дела – начинайте, не откладывая на потом. Множество незаконченных дел, которые вы накопили, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на самой важной проблеме. Грамотно расставляйте приоритеты и занимайтесь в первую очередь актуальными делами.

Используйте визуальные и «напоминалки». Это могут быть , будильники, липкие листочки, специальные компьютерные программы. В нужный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым необходимо заняться.

Избегайте хаоса и беспорядка. Все не относящееся к делу на вашем рабочем столе и постоянно отвлекает вас, не позволяет полностью сосредоточиться на работе. Уберите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и прочие вещи, на которые рассеивается ваше внимание.

Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите важные дела на несколько часов или дней. К тому времени вы успеете успокоиться и отдохнуть, поэтому серьезных ошибок не совершите.

Рассеянность — неприятное свойство, оказывающее на человека негативное действие. Избавиться от забывчивости и невнимательности можно с помощью действенных лекарств, а так же регулярным выполнением упражнений, ориентированных на улучшение мозговой деятельности.

Прежде всего, рассеянность — это невнимательность и постоянная забывчивость, регулярно сопровождающая человека. Однако, не стоит считать это пороком, ведь рассеянность — это не отсутствие памяти, а невозможность концентрации на важных вещах. Человек не рождается рассеянным, а становится им в течении своей жизни.

Существует несколько разновидностей этого недостатка, которые приобретаются человеком по различным причинам:

  • рассеянность функциональная
  • рассеянность поэтическая
  • рассеянность минимальная

Функциональная рассеянность

Функциональная рассеянность способна возникать на фоне монотонной и однообразной работы у каждого человека. Так же она усиливается тогда, когда человек имеет нарушения сна, регулярные головные боли или определенные заболевания.

Не редко страдающий может чувствовать упадок сил и полную незаинтересованность в происходящих вокруг него событиях. Такую рассеянность можно приобрести с возрастом и часто мысли человека обретают расплывчатость, а ощущения не яркие.



Минимальная рассеянность характеризуется неумением сосредоточить свое внимание на важных вещах, в следствии глубокого погружения в личные мысли. Такая рассеянность появляется из-за того, что человек не в силах отвлечься от внутренних переживаний. Личные чувства отвлекают его от того, что он делает и поэтому он не способен замечать все происходящее вокруг него. Рассеянным стать может абсолютно любой человек, который погружается в личные переживания.



Рассеянность поэтическая

Данный вид рассеянность говорит о том, что человек способен постоянно находится в состоянии мечтательности и фантазии. Такой вид рассеянности не имеет возрастных ограничений и присущ творческим личностям, находящихся в постоянной задумчивости, поиске, осмыслению. Как правило, все происходящее вокруг теряет четкую картинку и человек концентрируется только на своих мыслях.



Рассеянность симптомы

Основное преимущество человека не страдающего рассеянностью — умение сконцентрировать внимание на чем-то одном и удерживать его в течении необходимого времени. В противоположном случае, вся суть происходящего теряется, так как предпочтение отдается другим мыслительным процессам.



Основными симптомами рассеянности являются:

  • поверхностное невнимание, не позволяющее уделять внимание только одной деятельности
  • периодический упадок сил
  • отсутствие интереса ко всему происходящему
  • бессонница
  • мигрени
  • постоянные отвлекания
  • не активная концентрация
  • тревожность
  • депрессия
  • психические расстройства
  • отсутствие полноценного отдыха


Как преодолеть рассеянность?

Конечно же рассеянность мешает человеку жить. Еще можно стерпеть излишнюю невнимательность, находясь дома: расставание вещей не по своим местам, забывчивость и не своевременное выполнение домашней работы. Куда хуже, если рассеянность мешает вашей профессиональной работе, мешая ставить четкие цели и качественно выполнять порученные задания. К счастью, бороться с ней можно и нужно! Существует ряд важных рекомендаций, соблюдая которые любой человек способен преодолеть свои недостатки.



Как научиться концентрироваться?

  • Избавиться от рассеянности поможет правильно организованное рабочее место, вас не должны отвлекать лишние предметы: фоторамки, декоративные элементы, еда, игрушки и прочее
  • Постарайтесь исключить весь шум: музыку, телеэкраны, разговоры, крики
  • Если чувствуете мгновенную усталость — сделайте в работе небольшой перерыв: прогулку, кофе, разговор по телефону
  • Очень помогает зарядка: пара упражнений и несколько глубоких вдохов способны эффективно усилить приток крови к головному мозгу и сделать вашу работу качественнее
  • Выбирайте только те задания, которые вызывают у вас позитивное настроение, тогда вы будете заинтересованы в процессе и с удовольствием станете выполнять задания
  • Если вы слушаете человека, не спешите его перебить и выразить личные мысли, дослушайте до конца, улавливая суть
  • Научиться концентрироваться можно самостоятельно. Для этого достаточно «ловить» себя каждый раз на отвлечении и возвращать в «рабочее русло»
  • Не ленитесь завести блокнот, который будет содержать все ваши задачи, мысли и действия. Органайзер — признак серьезного человека
  • Выделите определенное место важным вещам и тогда вам не придется тратить силы и время на поиски флешки, важной папки или ключей
  • Если вы постараетесь наладить режим дня, исправите погрешности отдыха, устраните бессонницу и психологические недостатки, вам станет легче концентрироваться на работе
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе, спорт, пробежки и физические упражнения способны улучшать мыслительные процессы
  • Старайтесь в свободное время увлекать себя кроссвордами, логическими играми и головоломками

Лекарство от рассеянности

Избавление от рассеянности с помощью медикаментозного лечения требуется лишь на 4-5 десятке человеческой жизни. В более раннем возрасте советуется выполнять постоянные тренировки памяти и упражнения.



Тем не менее медицинский рынок полниться различными препаратами, улучшающими работу мозга, а значит, избавляя его от рассеянности:

Препарат комплексного действия . Лекарство основано на вытяжке полезных свойств из листьев дерева Гинкго Билоба. Препарат улучшает кровообращение, улучшая работу кровеносных сосудов, питающих нервные клетки. В следствии этого работа мозга улучшается: отсутствует тревожность, нарушения сна и даже повышается настроение.



Это лекарство считается самым безопасным и имеет минимум противопоказаний. Аминокислота глицин способна мягко вливаться в обменные процессы головного мозга. Препарат разрешен даже здоровым людям и способен оказывать профилактику бессонницы, эмоциональной утомляемости, исключать излишнюю раздраженность и стрессы. Вещество не накапливается в организме, не вызывает привыкания и полностью выводится.



Входящая в состав гамма-аминомасляная кислота способна влиять на качественное усвоение организмом глюкозы — источника энергии для нервных клеток. Препарат существенно улучшает память, устраняет утомляемость и обеспечивает мышлению лучшую работу.



Экстракт элеутерококка. Оказывает общее тонизирующее действие. Препарат способен полностью восстанавливать нарушения умственной работы, снимает нервное напряжение и устраняет переутомление.



Элеутерококка экстракт от рассеянности внимания

Упражнения для преодоления рассеянности

Есть некоторые упражнения,которые способны значительно улучшить работу мозга. Если вы чувствуете переутомление, усталость и отсутствие концентрации, попробуйте на себе такие действия:

  1. Интенсивно потрите ладошками уши. Такую работу нужно выполнять с силой и не менее одной минуты. Секрет упражнения в том, что в ушной раковине находятся специальные нервные окончания и «энергетические точки», способные улучшить работу мозга за счет активного кровообращения
  2. Выполните самомассаж плечей. Правой рукой промассируйте левое плечо, а левой правое. Старайтесь кончиками пальцев наносить сильные нажатия и выполнять круговые движения
  3. Постарайтесь учить наизусть стихи, это позволяет тренировать и улучшать память, а так же развивать мышление
  4. Нарисуйте перед собой черную точку любого размера. Уделите 10 минут времени просто глядя на нее. Старайтесь отвлекаться от любых мыслей и концентрировать внимание только на точке
  5. Поиграйте в игру на запоминание. Попросите напарника разложить на столе 10 разных предметов и в то время как вы отвернетесь, он будет менять предметы местами, а так же их наименовании. Такой игрой вы тренируете память и активизируете внимание
  6. Развить внимание помогут рекламные плакаты. По дороге домой, старайтесь «фотографировать» глазами некоторые изображения в течении 2-3 секунд и «воспроизводить» их потом в памяти
  7. Лежа в кровати перед сном вспоминайте весь прожитый день до самых деталей

Видео: Как победить рассеянность?

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Инструкция

Начиная какую-либо работу, постарайтесь создать для этого соответствующие условия: от нее не должны отвлекать посторонние разговоры, музыка, шум и т.п. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам не приходилось заниматься поиском необходимых вещей.

При появлении усталости старайтесь сделать небольшой перерыв в работе: сделайте несколько физических упражнений, переключите внимание на какой-то другой предмет – посмотрите в зеркальце, в окно, закройте глаза, наведите порядок на полочке или в ящике стола и т.п. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы усилился приток кислорода в мозг – эффективность вашей работы только возрастет.

Не всякая работа выполняется с удовольствием. И если вы на подсознательном уровне ей сопротивляетесь, следствием этого тоже может быть отсутствие концентрации внимания. Значит, или меняйте работу, или поставьте перед собой конкретные цели, мотивируйте ее и контролируйте процесс выполнения.

Не спешите высказываться и не давайте хода эмоциям в то время, когда вы слушаете, что вам говорят. Всегда пытайтесь уловить смысл поступающей информации. Возможно, стоит формулировать и задавать уточняющие вопросы, чтобы вы осознали все услышанное.

Вырабатывайте в себе привычку сосредоточиваться. Для этого необходимо постоянно следить, чтобы мысли не «соскальзывали» на посторонние вещи. Одергивайте себя и возвращайтесь к тому, что действительно важно.

Чтобы не забывать что-то сделать, попробуйте записывать наиболее важные задачи в блокнот и контролировать их выполнение. Неплохо приобрести специальные листики-липучки: записывайте на них то, что нужно, и расклеивайте на видном месте, а после того, как это выполнили, выбрасывайте.

Попробуйте довести некоторые действия до автоматизма. Так, например, если вы постоянно ищете, куда положили свою флешку, документы и т.п., выделите для этих предметов конкретное место и выработайте в себе привычку складывать их туда постоянно. Через какое-то время ваши действия станут автоматическими.

Нередко рассеянность усиливается в результате переутомления. В этом случае обычно проявляются и другие усталости, например, бессонница, нервные срывы, постоянное чувство тревоги. Если вы обнаружили у себя такие , в первую очередь нормализуйте свой режим дня – выделите время не только для работы, но и для отдыха. Приступайте к выполнению серьезных дел после основательного отдыха.

Чтобы избавиться от , запланируйте ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой или легкие пробежки. По утрам старайтесь больше разминать мышцы плеч и шеи.

Найдите в книгах или в интернете специальные упражнения, которые помогают развить внимательность и способность к сосредоточению. Играйте в логические игры и такие компьютерные игры, в которых необходима внимательность. Тренируйте свою память. Для этого что-то изучайте, читайте и усваивайте.

Видео по теме

На некотором этапе развития своего малыша вы начинаете замечать, что он не может сконцентрировать свое внимание на тех вещах, которые вы от него требуете. К примеру, вы можете несколько раз позвать ребенка, а он делает вид, будто и вовсе вас не слышит. Или вы можете неоднократно напомнить малышу, что он должен убрать игрушки в своей комнате, однако все так и останется на своем месте. Что это значит? Малыш игнорирует вас или не может справиться с чувством рассеянности?

Конечно, не исключены оба варианта. Но мы остановимся на частой детской проблеме – рассеянность внимания. В этом случае ребенок не выполняет ваши просьбы, как бы не специально. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, это может свидетельствовать о врожденных особенностях нервной системы. Во-вторых, малыш может таким образом адаптироваться к нормальным условиям после перенесенной болезни. В-третьих, рассеянность может особенно прогрессировать у тех детей, кто ведет малоподвижный образ жизни.

Для того чтобы помочь своему чаду преодолеть рассеянность, попробуйте воспользоваться следующими советами психологов. Для начала родителям полезно будет знать, что способность концентрирования внимания появляется у малышей не сразу. Как правило, это происходит в возрасте от четырех до пяти лет. Именно в этот период ребенок может выполнять несколько дел одновременно, уделяя им столько внимания сколько необходимо. Иными словами, будьте уверены, что, занимаясь лепкой, ваш малыш прекрасно слышит и адекватно воспринимает вашу «дополнительную» просьбу.

Ребенок способен удерживать свое внимание длительное время на том, что ему интересно. Это важное условие при борьбе с рассеянностью. Постарайтесь сделать занятия и игры малыша увлекательными и необычными. Так он самостоятельно будет следить за происходящим. Однако не все бытовые задания малыша можно считать увлекательными. К примеру, какие бы уловки не придумали мамы для уборки с пола игрушек, детям может это надоедать. Здесь может помочь способ отвлечения внимания или переключения его на другую деятельность. Иными словами, если вы видите, что ваш ребенок устал от лепки, просмотра мультиков, игры в куклы – почитайте вместе книгу.

И еще один действенный способ борьбы с рассеянностью. Старайтесь как можно чаще в присутствии ребенка комментировать свои действия. Так вы составляете мини план для себя и малыша на определенные временные промежутки. Впоследствии малыш будет привыкать к такому планированию и проговариванию про себя важных дел. Благодаря такому способу малыш станет меньше забывать и пропускать выполнение важных заданий.

Если вы чувствуете, что рассеянность у вашего малыша возрастает, и предложенные методы не имеют никакого действия, значит все намного сложнее. В таком случае вам необходимо обратиться к хорошему специалисту, который поможет вам справиться с этой проблемой.

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются , обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не , а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Психологи выделяют три типа невнимательности

1. «Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после , во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

2. «Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» - ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

3. Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

  • на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
  • при переутомлении , головной боли, усталости и т. п.;
  • во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
  • при попытке делать несколько дел одновременно . О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
  • при органических поражениях головного мозга ;
  • при некоторых психических заболеваниях ( , тревожных расстройствах).

Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы , рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками . Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы , чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.