Исследование костной и воздушной проводимости звука. Слуховой анализатор. Аудиометрия у детей

Воздушные звуковые волны от источника звука, распространяясь, по наружному слуховому проходу достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания, которые через систему слуховых косточек передаются на овальное окно. Смещение стремени в полость лестницы преддверия вызывает колебания перилимфы, которые через геликотрему передаются перилимфе барабанной лестницы, и происходит смещение мембраны круглого окна в сторону барабанной полости среднего уха (рис. 56).

Рис. 56. Схема распространения звуковых колебаний в улитке:

1 - наружное ухо, 2 - среднее ухо, 3 - улитка

Упругость мембраны круглого окна позволяет перилимфе смещаться между овальным и круглым окнами при воздействии звуковых волн. Колебания перилимфы верхнего канала улитки через тонкую вестибулярную мембрану передаются на эндолимфу улиткового протока. В результате перемещений перилимфы и эндолимфы приводится в движение основная мембрана с расположенным на ней кортиевым органом, что вызывает колебание волосковых клеток . Волоски этих клеток, касаясь покровной мембраны,деформируются , что является причиной возникновения возбуждения (потенциала действия) в рецепторных слуховых клетках. Таким образом, во внутреннем ухе происходит преобразование физической энергии звуковых колебаний в возбуждение слуховых клеток, возникающие нервные импульсы по волокнам слухового нерва и проводящим нервным путям поступают в подкорковые отделы, а затем – в слуховую сенсорную зону коры головного мозга. Экспериментально установлено, что в улитке при звуковом раздражении возникают переменные электрические токи, которые по своему ритму и величине полностью повторяют частоту и силу звуковых колебаний. Улитка как бы играет роль микрофона, преобразующего механические колебания в электрические потенциалы.


4. Слуховые косточки. Строение и участие в формировании слуха.

СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ - комплекс из мелких косточек в среднем ухе. Находятся в барабанной полости три маленькие слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремя. Колебания барабанной перепонки (в барабанной полости) улавливаются молоточком, усиливаютсядвижениями наковальни и передаются на стремечко,

которое соединено с овальным окном в УЛИТКЕ внутреннего уха.

1.Молоточек снабжен округлой головкой, которая при посредстве шейки, соединяется с рукояткой.

2. Наковальня, имеет тело, и два расходящихся отростка, из которых один более короткий, направлен назад и упирается в ямку, а другой - длинный отросток, идет параллельно рукоятке молоточка медиально и кзади от нее и на своем конце имеет небольшое овальное утолщение, сочленяющееся со стременем.

3. Стремя, по своей форме оправдывает свое название и состоит из маленькой головки, несущей сочленовную поверхность для наковальни и двух ножек: передней, более прямой, и задней, более изогнутой, которые соединяются с овальной пластинкой, вставленной в окно преддверия. В местах сочленений слуховых косточек между собой образуются два настоящих сустава с ограниченной подвижностью. Пластинка стремени соединяется с краями при посредстве соединительной ткани.

Слуховые косточки укреплены, кроме того, еще несколькими отдельными связками. В целом все три слуховые косточки представляют более или менее подвижную цепь, идущую поперек барабанной полости от барабанной перепонки к лабиринту. Подвижность косточек постепенно уменьшается в направлении от молоточка к стремечку, что предохраняет спиральный орган, расположенный во внутреннем ухе, от чрезмерных сотрясений и резких звуков.

Цепь косточек выполняет две функции:

1) костную проводимость звука

2) механическую передачу звуковых колебаний к овальному окну преддверия.


5. Строение внутреннего уха. Звуковой и вестибулярный анализатор. Анатомия, физиология. Ототопика.

Внутреннее ухо, или лабиринт, располагается в толще пирамиды височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом, через который выходит из лабиринта.

Костный лабиринт состоит из: вестибулярный лабиринта, костного лабиринта, перепончатого лабиринта, улитки; преддверия; полукружных каналов.

У современного человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы - преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью - перилимфой.

Улитка. Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен Кортиев орган - скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток, которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепных нервов - преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

Преддверие и полукружные каналы - органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва - в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях - например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где - низ.

Различают костный и перепончатый лабиринты, причем последний лежит внутри первого. Костный лабиринт, представляет ряд мелких сообщающихся между собой полостей, стенки которых состоят из компактной кости. В нем различают три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку; улитка лежит спереди, медиально и несколько книзу от преддверия, а полукружные каналы - кзади, латерально и кверху от него.

Преддверие , образующее среднюю часть лабиринта, - небольшая, приблизительно овальной формы полость, сообщающаяся сзади пятью отверстиями с полукружными каналами, а спереди - более широким отверстием с каналом улитки. На латеральной стенке преддверия, обращенной к барабанной полости, имеется отверстие, занятое пластинкой стремени. Другое отверстие, затянутое находится у начала улитки. Посредством гребешка, проходящего на внутренней поверхности медиальной стенкипреддверия, полость последнего делится на два углубления, из которых заднее, соединяющееся с полукружными каналами. Под задним концом гребешка на нижней стенке преддверия находится небольшая ямка, соответствующая началу перепончатого хода улитки.

Костные полукружные каналы , - три дугообразных костных хода, располагающихся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Передний полукружный канал, расположен вертикально под прямым углом к оси пирамиды височной кости, задний полукружный канал, также вертикальный, располагается почти параллельно задней поверхности пирамиды, а латеральный канал, лежит горизонтально, вдаваясь в сторону барабанной полости. У каждого канала две ножки, которые, однако, открываются в преддверии только пятью отверстиями, так как соседние концы переднего и заднего каналов соединяются в одну общую ножку. Одна из ножек каждого канала перед своим впадением в преддверие образует расширение, называемое ампулой.

Перепончатый лабиринт, лежит внутри костного и повторяет более или менее точно его очертания. Он содержит в себе периферические отделы анализаторов слуха и гравитации. Стенкиего образованы тонкой полупрозрачной соединительнотканной перепонкой. Внутри перепончатый лабиринт наполнен прозрачной жидкостью - эндолимфой.Т.К.перепончатый лабиринт несколько меньше костного, то между стенками того и другого остается промежуток - перилимфатическое пространство, наполненное перилимфой. В преддверии костного лабиринта заложены две части перепончатого лабиринта: эллиптический мешочек и сферический мешочек. Перепончатый лабиринт в области полукружных протоков подвешен на плотной стенке костного лабиринта сложной системой нитей и мембран. Этим предотвращается смещение перепончатого лабиринта при значительных движениях. Ни перилимфатическое, ни эндолимфатическое пространства «не закрыты намертво» от окружающей среды. Перилимфатическое пространство имеет связь со средним ухом через окна улитки и преддверия, которые эластичны и податливы. Эндолимфатическое пространство связано через эндолимфатический проток с эндолимфатическим мешочком, лежащим в полости черепа; он является эластичным резервуаром, который сообщается с внутренним пространством полукружных протоков и остальным лабиринтом.

Для исследования костной проводимости костный телефон приставляется либо к срединной линии черепа, либо к области сосцевидного отростка. Следует по возможности прижимать вибратор с одинаковой силой с таким расчетом, чтобы получить оптимальное звучание.

Для исследования костной проводимости с сосцевидного отростка выбирают участок в области проекции антрума, откуда звук проводится лучше всего, но при этом следует избегать соприкосновения телефона с ушной раковиной. Ввиду множества возможных ошибок получение правильной костной аудиограммы представляет собой сложную задачу. Первое затруднение возникает при необходимости изолированного исследования одного уха; звук костного телефона практически всегда достигает противоположного лабиринта, и в результате получается суммация эффекта. Установлено, что звук костного телефона, приставленного к одному сосцевидному отростку, проводится к противоположному лабиринту очень мало изменившимся в силе (интенсивность звука падает обычно на 5 -8 дб).

Обычно при определении костной проводимости маскирующей звук (проведенный при помощи воздушной проводимости в неисследуемое ухо) должен иметь интенсивность на 20 дб больше, чем звук, которым исследуют. Некоторые авторы предпочитают индивидуально подбирать силу маскирующего звука, усиливая его до такой степени, чтобы звук костного телефона слышался в исследуемом ухе.

В этих условиях маскирующий звук, как правило, не искажает данные, получаемые от исследуемого уха. При некоторых формах тугоухости, однако, очень трудно получить вполне надежные результаты.

Наиболее неблагоприятны условия в тех случаях, когда неисследуемое ухо обладает хорошей костной и плохой воздушной проводимостью (поражение звукопроводящего аппарата). Тогда маскировочный тон должен иметь очень большую интенсивность, а это, как указывалось выше, может искажать костные пороги исследуемого уха.

При исследовании костной проводимости, кроме того, всегда нужно помнить, что звук от костного телефона (особенно при высоких частотах) может проводиться через воздух как к исследуемому, так и к неисследуемому уху (переслушивание через воздух). Переслушивание неисследуемым ухом устраняют путем заглушения его маскирующим звуком; труднее бороться с проведением звука костного телефона через воздух в одноименное (исследуемое) ухо можно на момент закрывать слуховой проход исследуемого уха. Целесообразно также во время опыта приподнимать костный телефон над поверхностью сосцевидного отростка, и если нет переслушивания через воздух, то звук должен замирать.

Необходимо иметь в виду, что при исследовании костной проводимости уровень окружающего шума имеет большее значение, чем при исследовании воздушной проводимости. В последнем случае закрывание уха подушкой воздушного телефона защищает его от окружающего шума. Так как слух на исследуемое ухо понижен, то им плохо воспринимается и окружающий шум; поэтому не требуется, чтобы воздушная аудиометрия обязательно проводилась в звукоизолированной камере - она может быть выполнена в тихом помещении, где уровень шумового фона не превышает 25 дб.

Исследование же костной проводимости нормального уха в такой обстановке приведет к искусственному повышению порогов вследствие маскирующего действия окружающего шума. Это доказывается тем, что в заглушенной камере пороги костной проводимости для здорового уха оказываются ниже. Целесообразно поэтому исследовать костную проводимость либо в заглушенной камере, либо в обычной обстановке, но при открытых ушах и с закрытыми ушами.

Сравнение кривых костной проводимости при открытых и закрытых ушах имеет диагностическое значение, так как в норме и при поражении звуковоспринимающего аппарата между ними имеется известное расхождение, особенно в области низких частот, при поражении же звукопроводящего аппарата они совпадают друг с другом (Бинг - Bing, А. А. Князева и др.). При исследовании костной проводимости суммарно со средины черепа Г. И. Гринберг предлагает закрывать уши коробками-боксами объемом в 3000 см 3 . По его мнению, они создают достаточную изоляцию от окружающего шума и исключают переслушивание через воздух. Относительно большой объем боксов в очень малой степени меняет акустическое сопротивление и поэтому не сказывается на величине костных порогов. Для костной аудиометрии пользуются тем же аудиометром, что и для воздушной. После включения телефона костной проводимости определяют пороги для частот от 100 до 4000 гц и более в зависимости от качества и характеристики костного телефона.

Нулевая линия аудиограмм для костной проводимости соответствует средней норме слышимости нормальных ушей при исследовании костным телефоном с «оптимального» участка сосцевидного отростка (при открытых ушах). Нормальные пороги костной проводимости примерно на 40 дб выше воздушных. Разница на аудиограмме между высотой кривой костной проводимости и нулевой линией соответствует данным опыта Швабаха, а сравнение воздушной и костной кривых - результатам опыта Ринне.

Наконец, производится опыт с костной латерализацией (опыт Вебера). При помещении костного телефона на средней линии черепа в норме звук слышен посредине головы, не латерализован; если имеется заболевание одного уха, звук латерализуется, т. е. он будет слышен в одном из ушей. Латерализация в здоровое или, лучше, слышащее ухо говорит, как правило, о поражении звуковоспринимающего аппарата; при нарушении звукопроведения звук обычно латерализуется в больное ухо.

Очень большое значение имеет уровень кривой костной проводимости по отношению к нулевой линии и к кривой воздушной проводимости. Пороги костной проводимости при поражении звуковоспринимающего аппарата повышены особенно в области высоких частот. Поэтому при этой форме тугоухости обе кривые как воздушной, так и костной проводимости идут параллельно друг другу и сильно отходят от нулевой линии на уровне высоких частот. Наоборот, при поражении звукопроводящего аппарата костная проводимость обычно страдает мало, и кривая ее находится близ нулевой линии; в тех случаях, когда отмечается понижение костной проводимости, ее кривая оказывается все же выше кривой воздушной проводимости (отрицательный опыт Ринне). Таким образом, перцептивная глухота всегда сопровождается падением костной проводимости; при поражении же звукопроводящего аппарата мы обычно наблюдаем малоизмененную костную проводимость.

Однако следует помнить, что некоторые формы поражения звукопроводящего аппарата также могут повести к понижению костной проводимости. Решающим здесь является состояние лабиринтных окон. Так, при сильной тугоподвижности обоих окон, а также при малой разнице в их подвижности костная проводимость нарушается.

Поэтому по костной проводимости не всегда можно судить о состоянии нервного аппарата уха. Бывают случаи, когда костная проводимость резко понижена, а возбудимость нервного аппарата еще сохранена (резерв сохранен).

РЕЧЕВАЯ АУДИОМЕТРИЯ

Обычная методика исследования речью имеет ряд недостатков. Главный из них состоит в невозможности стандартизировать речь в отношении силы и качества. Речь представляет собой очень сложное сочетание быстро сменяющихся звуков различной частоты и силы. Пользование шепотной речью несколько уравнивает интенсивность звуков, но зато мы здесь сталкиваемся с новым обстоятельством: в обычной жизни (особенно тугоухому) приходится разбирать разговорную речь, которая в фонетическом отношении сильно отличается от шепотной. Измерение остроты речевого слуха по расстоянию также является нередко источником ошибок, так как в комнате, благодаря отражению звуков от стен, сила звука падает не пропорционально квадрату расстояния. Наконец, при этом способе не определяется степень разборчивости, что особенно важно для речевого слуха. Принимая во внимание указанные недостатки исследования слуха разговорной и шепотной речью, новой методике речевой аудиометрии в настоящее время придается большое значение.

С усовершенствованием техники записи и воспроизведения звуков человеческой речи разработана речевая аудиометрия, которая позволяет устранить недостатки, свойственные шепотной и разговорной речи.

Речевая аудиометрия обеспечивает постоянство речевого материала и дикции; возможность регулировки и регистрации интенсивности передаваемых слов; определение потери слуха в сравнимых единицах (децибелах). Этот метод дает возможность количественного определения слуховой функции по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора.

Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофона), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого. Группы слов должны быть фонетически однородными и соответствовать словесной и ритмико-динамической структуре русского языка. Все слова при записи на магнитофон произносятся диктором одинаково громко, что контролируется при помощи вольтметра. Каждая запись - таблица - содержит 50 слов. Сила, с которой слова передаются к уху испытуемого, регулируется при помощи аттенюатора.

В настоящее время для речевой аудиометрии предложены различные виды артикуляционных таблиц: слоговые (составленные из звуков, лишенных смысла), словесные и фразовые. Попытки исследовать слуховую функцию больных слоговыми таблицами не увенчались успехом, так как использование лишенных смысла звукосочетаний затрудняет и усложняет методику исследования. Фразовые артикуляционные таблицы тоже не получили применения в речевой аудиометрии, так как их составление затруднено из-за бесчисленного множества всевозможных фраз в языке и отсутствия возможности конкретно представить с их помощью фонетические особенности данного языка. При исследовании слуха у больных наиболее пригодными оказались артикуляционные таблицы, составленные из отдельных 30-50 слов.

В настоящее время метод речевой аудиометрии разработан на английском, русском, немецком, финском, шведском, французском, итальянском, грузинском, туркменском и некоторых других языках.

Для исследования слуха речью составлены словесные артикуляционные таблицы, отражающие реальную речь. Группы слов фонетически однородны и соответствуют словесной и ритмико-динамической структуре русского языка.

Целью речевой аудиометрии является получение кривой разборчивости. Для этого необходимо определить по крайней мере три точки (уровня). Первая точка получается, когда интенсивность переданных магнитофоном слов достигает такой величины, что испытуемый слышит появление какого-то звука вообще. Этот уровень почти совпадает с уровнем слуха на чистые тона в диапазоне частот 300-3000 гц или превышает его на 3-8 дб.

Вторая точка получается при усилении речи до такой интенсивности, что испытуемый начинает правильно повторять (записывать) 50% переданных слов, т. е. 25 слов из таблицы. Обычно этот уровень находится примерно на 25-30 дб выше первого. Таким образом, чтобы понять половину слов, интенсивность их должна быть приблизительно на 30 дб выше порога слышимости слуховых частот (т. е. 300-3000 гц).

Третья точка определяется при такой интенсивности, когда будет достигнута уже максимальная разборчивость. В норме этот уровень соответствует интенсивности 40-45 дб выше тонального порога.

Максимальной разборчивостью считается такая, когда испытуемый повторяет 90% слов и больше, так как при этом он полностью воспринимает обычную разборчивую речь.

Таким образом, при речевой аудиометрии определяются в основном три величины:

1) порог речевого слуха - та интенсивность, при которой испытуемый слышит 50% поданных слов (порог отсчитывается по оси абсцисс);

2) максимальная разборчивость (отсчитывается по оси ординат);

3) потеря различения (дискриминация), что может быть при некоторых формах нарушения звуковосприятия, когда при усилении интенсивности звукового раздражителя разборчивость не достигает 100%.

Наконец, устанавливается разборчивость при максимальных интенсивностях (например, при 100 дб). При этом у больных невритом слухового нерва процент разборчивости не только не увеличивается, а даже уменьшается. При различных формах тугоухости кривые разборчивости имеют характерные особенности, и поэтому они имеют большое диагностическое значение.

Аудиограмма – это графическое изображение способности человека слышать звуки разных частот . Исследование, результатом которого является аудиограмма, называют аудиометрией. Пройти данную диагностическую процедуру можно в больницах, специализирующихся на проблемах слуха, у врача-аудиолога.

Основные показания для проведения аудиометрии:

  • снижение слуха;
  • частые воспаления уха у детей;
  • отосклероз (постепенное заполнение внутреннего уха костной тканью);
  • патологические состояния среднего уха у людей любого возраста;
  • профилактический медицинский осмотр (для некоторых профессий);
  • необходимость подбора слухового аппарата.

Что такое аудиограмма

Аудиограмма – это график, созданный в системе координат, в которой по горизонтали отмечены частоты звука, а по вертикали – пороги слышимости (величины звукового давления, то есть громкость звука). Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма. График правого уха обычно рисуется красным цветом, а точки пересечения частот и громкости – крестиками, левого – синим цветом и кружочками соответственно.

Чтобы получить более полную картину о состоянии слуха пациента, врачи проверяют и воздушную, и костную проводимость звука. Воздушная проводимость отображает прохождение звука обычным путем (через ухо), костная – через мягкие ткани и кости черепа, минуя слуховой проход и среднее ухо. По каждой из них составляется график. Причем воздушная проводимость обозначается непрерывной линией, костная – пунктиром.

Как делается аудиограмма

Пациент с направлением на аудиометрию приходит к врачу на назначенное время. Готовиться к данному исследованию не надо. Перед началом диагностической процедуры пациенту обязательно проводится отоскопия – осмотр уха. Если наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка находятся в нормальном состоянии, начинается аудиометрия. В случае нахождения в ушах серных пробок, сначала следует удалить их, а потом уже продолжать обследование.

Для проверки воздушной проводимости пациенту надевают наушники, костной – вибрирующий аппарат на участки за ушами . Сначала проверяют, как слышит человек звуки стандартных частот, затем, если есть необходимость, в расширенном частотном диапазоне (от 125 до 20 тыс. Гц).

Через наушники или вибрирующее устройство компьютером поочередно подаются звуки разной частоты и интенсивности. Задача пациента во время исследования – нажимать на специальную кнопку или говорить врачу, когда будет отчетливо расслышан звук. Каждый сигнал, который передает обследуемый, компьютер запоминает, а потом преобразует в графики – аудиограммы.

В целом вся процедура аудиометрии длится около 30 минут. Она не вредна для здоровья, поэтому обследоваться человек может столько раз, сколько будет необходимо в ходе диагностики и лечения.

Аудиометрия у детей

Изучение слуха у маленьких детей имеет свои особенности: малыши не всегда могут сосредоточиться, нажать кнопку или сказать, что слышат звук. Поэтому у них применяют не тональную аудиометрию, методика которой была описана выше, а другие разновидности этого обследования:

  • рефлекторную;
  • игровую .

С помощью рефлекторной аудиометрии проверяют слух у совсем маленьких деток. Малышам подают звуковые сигналы интенсивностью, соответствующей возрастным нормам порога слуховой чувствительности, и фиксируют визуальную реакцию на них. Игровая же аудиометрия применяется у детей 2-3 лет. В ходе такой процедуры врач просит маленького пациента, когда он услышит звук, либо выполнять какое-то движение, либо брать игрушку. Вариаций может быть много.

Аудиометрия: нормы

В норме взрослый здоровый человек имеет плоскую аудиограмму, расположенную на уровне не ниже 25 дБ. Такой графике говорить о том, что обследуемый хорошо слышит звуки всех частот.

Обратите внимание

С возрастом правый край графика начинает постепенно опускаться, это значит, что человек начинает хуже слышать высокочастотные звуки.

Что касается разницы между костной и воздушной проводимостью, то в норме она не должна составлять более 10 дБ (изображение костной проводимости обычно расположено выше), а графики по форме должны быть приблизительно одинаковыми . Если же расстояние между этими графиками становится более 20 дБ, врачи диагностируют кондуктивную тугоухость – нарушение проведения звука, которое происходит до внутреннего уха. Если же интервал, наоборот, исчезает совсем (графики накладываются друг на друга), диагностируют сенсорную тугоухость , то есть расстройство восприятия звука рецепторами внутреннего уха. Если есть нарушения и там, и там, говорят про смешанную тугоухость .

Также стоит отметить и тот факт, что аудиометрия является абсолютно субъективным обследованием, результаты которого всецело зависят от ощущений и самочувствия пациента. Поэтому повлиять на вид аудиограммы могут всевозможные факторы :

  • настроение обследуемого;
  • величина артериального давления;
  • наличие отвлекающих моментов (например, шума в кабинете врача);
  • атмосферные явления.

Какие заболевания можно выявить с помощью аудиометрии

Первое, что оценивает врач, – это костно-воздушный интервал. По его величине можно определить, каким нарушением слуха страдает пациент: когнитивным, сенсорным или смешанным. Далее специалист рассматривает сами аудиограммы, обращая особое внимание на частоты, которые важны для восприятия речи. Это от 500 до 4000 Гц. Если на этих частотах график опускается ниже отметки 25 дБ, диагностируют тугоухость. Она имеет 4 степени выраженности, крайняя степень – глухота.

Стандарты выполнения практических навыков по оториноларингологии "камертоннальные пробы"

Исследование слуха камертонами. Это исследование отличается простотой проведения и портативностью инструментария, что позволяет проводить его в любой обстановке

В настоящее время пользуются как камертонами, так и электрическими генераторами звуков - аудиометрами

Исследование слуха камертонами
Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.

а). Исследование воздушной проводимости :

1. Возьмите набор ка­мертонов С128 (128 колебаний в секунду - низкочастотный) и С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Ка­мертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, под­несите к наружному слуховому проходу обследуемого на расстоянии 1,0-1,5 см., секундомером измерьте время, втечение которого обследуемый слышит звучание этого камертона. Отсчет времени начинается с момента возбуждения камертона. После того, как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после отдаления от уха пациент еще несколько секунд слышит звук. Оконча­тельное время отмечается по последнему ответу пациента – «не слышу».

б). Исследование костной проводимости :

1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.

2. Продолжительность восприя­тия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента удара камертона о тенор ладони до фразы пациента «не слышу».

18.3. Опыты с камертоном

1. Опыт Вебера (W)- оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слухо­вом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) на­блюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализа­ции звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

2. Опыт Ринне (R)- сравнение длительности восприятия костной и воздушной про­водимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне ). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

3. Опыт Швабаха (Sch)измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит ка­мертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследу­емого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

4. Опыт Федеричи (F)- сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопрове­дения - отрицательный .

5. Опыт Бинга (Вi)- сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.

6. Опыт Желле (G)- определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт :

Акуметрия

1. Периферический отдел – это рецепторный аппарат со вставочными образованиями.

2. Проводниковый отдел: от рецепторов нервные импульсы передаются на 1-й нейрон – спиральный ганглий, который залегает в базальной мембране. Аксоны этих клеток идут в составе предверно - улиткового нерва (YIII пара) и заканчиваются синапсами на клетках 2-го нейрона, который залегает вы продолговатом мозге (дно 4-го желудочка мозга – ромбовилная ямка). Из продолговатого мозга аксоны 2-х нейронов идут в средний мозг (нижние бугры четверохолмия) и медиальное коленчатое тело. До коленчатого тела происходит перекрест части волокон. Часть информации дальше не идет, а замыкается на двигательном пути безусловных рефлексов слуховой системы (двигательные реакции на слуховые раздражения).

3-й нейрон находится в таламусе (замыкаются простейшие рефлексы, выделяется главное, группируется информация).

3. Корковый отдел слухового анализатора – кора височной доли больших полушарий. Поступившие нервные импульсы преобразуются в виде звуковых ощущений.

КОСТНАЯ И ВОЗДУШНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ ЗВУКОВ. АУДИОМЕТРИЯ

Воздушная и костная проводимость

Барабанная перепонка включается в звуковые колебания и передает их энергию по цепи косточек среднего уха перилимфе вестибулярной лестницы. Звук, передаваемый по этому пути, распространяется в воздушной среде – это воздушная проводимость.

Ощущение звука возникает и тогда, когда колеблющийся предмет, например камертон, помещен непосредственно на череп; в этом случае основная часть энергии передается через кости черепа – это костная проводимость. Для возбуждения внутреннего уха необходимо движение жидкости внутреннего уха. Звук, передаваемый через кости, вызывает такое движение двумя путями:

1. Области сжатия и разрежения, проходящие по костям черепа, перемещают жидкость из объемистого вестибулярного лабиринта в улитку и обратно («компрессионная теория»).

2. Косточки среднего уха обладают некоторой массой, и поэтому колебания косточек из-за инерции задерживаются по сравнению с колебаниями костей черепа.



Тестирование нарушений слуха

Наиболее важным клиническим тестом является пороговая аудиометрия (рис. 32) .

1. Испытуемому через один телефонный наушник предъявляются различные тоны. Врач, начиная с некоторой интенсивности звука, которая определена как подпороговая, постепенно увеличивает звуковое давление до тех пор, пока испытуемый не сообщит, что он слышит звук. Это звуковое давление наносится на график. На аудиографических бланках уровень нормального слухового порога выделяется жирной чертой и помечается «О дБ». В противоположность графику на рис. 31 более высокие значения слухового порога наносятся ниже нулевой линии (что характеризует степень утраты слуха); таким образом, демонстрируется, насколько поро­говый уровень для данного больного (в дБ) отличается от нормального. Отметим, что в этом случае речь идет не об уровне звуко­вого давления, который измеряется в деци­белах УЗД. Когда определено, на сколько дБ слуховой порог у больного ниже нормы, говорят, что утрата слуха составляет столь­ко-то дБ. Например, если заткнуть пальца­ми оба уха, снижение слуха составит при­близительно 20 дБ (при выполнении этого эксперимента не следует, по возможности, создавать шум самими пальцами). С по­мощью телефонных наушников тестируется восприятие звука при воздушной проводимо­сти . Костная проводимость тестируется сходным образом, но вместо наушников ис­пользуется камертон, который помещают на сосцевидный отросток височной кости с проверяемой стороны, так что колебания распространяются через кости черепа. Срав­нивая пороговые кривые для костной и воз­душной проводимости, можно отличить глухоту, связанную с повреждением средне­го уха, от вызванной нарушениями внутрен­него уха.

ОПЫТЫ РИННЕ И ВЕБЕРА

2. С помощью камертонов (с частотой 256 Гц) нарушения проведения очень легко отличить от повреждения внутреннего уха или от ретрокохлеарных повреждений в случае, если известно, какое ухо повреждено.

А. Опыт Вебера.

Ножка звучащего камертона помещается по средней линии черепа; в этом случае больной с поражением внутреннего уха сообщает, что он слышит тон здоровым ухом; у больного с поражением среднего уха ощущение тона смещается на поврежденную сторону.

Существует простое объяснение:

В случае повреждения внутреннего уха: поврежденные рецепторы вызывают более слабое возбуждение в слуховом нерве, поэтому тон кажется более громким в здоровом ухе.

В случае поражения среднего уха: во-первых, пораженное ухо подвергается изменениям вследствие воспаления, при этом вес слуховых косточек увеличивается. Это улучшает условия возбуждения внутреннего уха за счет костной проводимости. Во-вторых, т.к. при нарушениях проведения меньше звуков достигают внутреннего уха и оно адаптируется к более низкому уровню шума, рецепторы становятся более чувствительными, чем на здоровой стороне.

Б. Тест Ринне.

Позволяет сравнить воздушную и костную проводимость в одном и том же ухе. Звучащий камертон помещают на сосцевидный отросток (костная проводимость) и держат там, пока больной не перестанет слышать звук, после этого переносят камертон непосредственно к наружному уху (воздушная проводимость). Люди с нормальным слухом и те, у кого нарушено восприятие. Снова слышат тон (тест Ринне положительный), а те, у кого нарушено проведение – не слышат (тест Ринне отрицательный).

46. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Глухота – частая патология. Причины ухудшения слуха:

1. Нарушение проведения звука. Повреждение среднего уха – аппарата проведения звука. Например, при воспалении слуховые косточки не передают нормального количества звуковой энергии на внутреннее ухо.

2. Нарушение восприятия звука (нейросенсорная утрата слуха). В этом случае повреждены волосковые рецепторы кортиева органа. В результате нарушается передача информации из улитки в ЦНС. Такое поражение может произойти при звуковой травме при действии звука высокой интенсивности (более 130 дБ) или при действии ототоксических веществ (происходит поражение ионного аппарата внутреннего уха) – это антибиотики, некоторые диуретики.

3. Ретрокохлеарные повреждения. При этом внутреннее и среднее ухо не повреждены. Поражены либо центральная часть первичных афферентных слуховых волокон, либо другие компоненты слухового тракта (например, при опухоли мозга).