Инструкция для учащихся меры профилактики инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний в школе. Задания к зачету по дисциплине

bn Приложение 1

Анкета

Анонимно (не подписывай себя)

    Моешь ли ты руки с мылом всегда перед едой в столовой? ДА НЕТ

    Употребляешь ли ты еду на переменах, не помыв руки? ДА НЕТ

    Есть ли у тебя в сумке своё средство для обработки рук? ДА НЕТ

    Грызешь ли ты ногти или ручку? ДА НЕТ

    Сделал ли ты в этом году прививку от гриппа? ДА НЕТ

    Что такое педикулёз? _____________________________________________________________________

    Назови самые опасные места в школе,где можно встретиться с инфекцией?____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какими инфекционными заболеваниями ты можешь заболеть в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение.

Актуальность темы .

Среди всех заболеваний, встречающихся у детей младшего школьного возраста, наиболее частые - инфекционные заболевания. Этому способствуют скопление большого числа детей в школьном помещении и несоблюдение учениками правил личной гигиены. Ведь школьные книги, тетради, наглядный материал и другие учебные предметы могут стать источниками инфекции. К тому же они самые труднодоступные для обработки.

Я выбрала тему «Почему болеют дети?», потому что считаю эту проблему очень важной, потому что такие инфекции как грипп, приводят к ежегодным массовым вспышкам. Не от всех инфекций можно сделать прививку, например, защититься от кишечной инфекции можно лишь, соблюдая гигиенические правила.

Цель моей исследовательской работы : выявить знают ли и соблюдают ли меры профилактики инфекционных заболеваний мои сверстники - ученики младших классов.

Гипотеза : Соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний зависит от уровня их знаний.

Задачи :

1.Найти в литературе информацию о самых распространенных инфекционных заболеваниях в школе.

2.Изучить их пути передачи.

3.Выявить эффективные методы профилактики инфекционных заболеваний в школе.

Методы исследования :

анкетирование учеников 2-хи 3-х классов моей школы.

Основное содержание.

По данным статистики, взятой из журнала «Педиатрия» за 2015 год, наиболее часто встречаются среди школьников младших классов следующие инфекции:

Острые респираторные заболевания и грипп

Педикулез

Острые кишечные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и грипп.

Причиной этих инфекций являются многочисленные вирусы.

Заразиться этими вирусами можно от больного ученика или сотрудника школы, если они придут в школу с температурой, насморком, кашлем, чиханием. При чихании вирусы распространяются до 3 метров вокруг. При кашле и чихании выделяется частички мокроты с вирусами, которые оседают на ладонях чихающего. Именно их он переносит на дверные ручки, школьные предметы, мебель.

Поэтому самым эффективным методом профилактики ОРЗ и ГРИППА являются:

Частое мытье рук с мылом;

Не дотрагиваться грязными руками до своих глаз;

Не грызть ручки, карандаши и др. предметы;

Не слюнявить пальцы при перелистывании учебника;

Проветривание классов на переменах;

Ежегодно делать вакцину от гриппа.

По результатам моего анкетирования, проведенного среди учеников 2-гои 3-его классов,

на вопрос «Сделал ли ты прививку от гриппа?» из 45 учеников только 16 учеников ответили, что они привились.

Вывод: больше половины моих одноклассников могут заболеть гриппом.

На вопрос «Что необходимо делать, чтобы не болеть гриппом?» из 45 учеников

9-не знают ответа,

17-ответили, что надо мыть руки,

13-ответили, что надо прививаться,

21-ответили, что надо теплее одеваться.

Вывод: не все ученики знают, основной путь передачи гриппа через грязные руки.

Педикулез (вшивость) - это заболевание, при котором на волосистой части головы заселяются вши и питаются кровью человека.

Вши передаются от больного ученика при касании волос, при использовании чужих расчески, резинки, ободка, заколок, при использовании чужой одежды.

В целях профилактики педикулеза:

1.нельзя меняться шапками и шарфами с одноклассниками;

2.нельзя пользоваться чужими заколками, резинками, расческами и не давать никому свои;

3.девочкам с длинными волосами необходимо туго заплетать косы или делать пучок.

По результатам моего анкетирования из 45 учеников младших классов только 6 учеников знают, что такое педикулез и как он переносится.

Вывод : ученики младших классов могут заболеть педикулезом,так как не знают меры профилактики.

Острые кишечные инфекции - очень опасные инфекции, вызываются разными бактериями.

Пути передачи:

    При употреблении зараженной бактериями пищи, которую неправильно хранили или не помыли, например фрукты.

    Через грязные руки, особенно при приеме пищи.

    При употреблении грязной водопроводной воды.

Для профилактики острых кишечных заболеваний необходимо:

    Не пить водопроводную воду, пить только из кулера или из бутылки.

    Всегда мыть руки с мылом перед едой.

    Не грызть ногти.

    Обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

По результатам моего исследования на вопрос «Моешь ли ты руки перед едой в столовой?» из 45 учеников 40-ответили «ДА» и лишь 5 учеников не моют руки.

А вот на следующий вопрос «Моешь ли ты руки перед перекусами на переменах и на улице?» уже 17 учеников ответили, что не моют руки.

Вывод: без контроля со стороны учителей, не моют руки перед едой больше учеников.

На вопрос «Грызешь ли ты ногти или карандаш?» из 45 учеников 10 имеют такую привычку.

На вопрос «Носишь ли ты с собой средства для обработки рук (гель, влажные салфетки) только 12 учеников дали положительный ответ.

Вывод : среди учеников младших классов имеется риск развития кишечной инфекции.

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза, что соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний, зависит от уровня их знаний, подтвердилась.

Это доказывают результаты моего опроса, на мой вопрос «С какими инфекционными заболеваниями ты можешь заразиться в школе?» из 45 учеников только

1 ученик ответил - острые кишечные инфекции,

40 учеников написали - грипп,

5 учеников не знают ни одной болезни.

Исходя из результатов моего исследования, предлагаю: повысить уровень знаний учеников младших классов об эффективных методах профилактики инфекционных заболеваний:

1.Повесить большой плакат с изображением кишечной палочки на дверях туалета с вопросом: «А ТЫ СМЫЛ С РУК КИШЕЧНУЮ ПАЛОЧКУ?»

2.Предложить родителям на родительских собраниях обеспечить своим детям собственные средства для обработки рук.

3. В целях повышения уровня знаний учащихся об инфекционных заболеваниях, которыми можно заразиться в школе, и мерах их профилактики провести наглядное выступление в классах начальной школы.

Список литературы .

2.Журнал «Педиатрия»/под ред.А.А.Баранова,В.К.Таточенко,М.К.Бакрадзе.-М.,Союз педиатров России.2015.

Школьная научно-практическая конференция школьников

Секция: Биология

Подсекция: Медицина

Название работы:

Гайнанова Аделя Анваровна

г.о.Тольятти, МБУ «Школа№ 79», 2 «В» класс

Научный руководитель:

Чернова Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

Тольятти

Введение:

Актуальность________________________________________________________3

Цель исследования___________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Задачи______________________________________________________________3

Метод исследования__________________________________________________3

Основная часть:

Острые респираторные заболевания и грипп_____________________________4

Педикулез__________________________________________________________5

Острые кишечные инфекции__________________________________________5

Заключение___________________________________________________________6

Список литературы_____________________________________________________7

Приложение __________________________________________________________8

Одной из основных причин распространения заразных болезней является несоблюдение требований гигиены. Далее играет роль то обстоятельство, что тесное и продолжительное общение между собой детей происходит в закрытом помещении, тогда как восприимчивость к заразным болезням значительно понижается при общении людей на открытом воздухе.

Вот почему особенно важно проведение гигиенических мероприятий в школе. Школа должна проводить меры профилактики инфекционных болезней.

Книги, тетради, игрушки, естественно, могут являться источниками заразы. Произведёнными бактериологическими исследованиями на страницах книг обнаружены самые разнообразные виды бактерий, как-то: туберкулёза , дифтерии , заразных болезней волос, кожи и др. А между тем как раз книги и тетради принадлежат к трудно дезинфицируемым предметам. Для дезинфекции книг в большом количестве, как, например, в школьных библиотеках, рекомендуется применять формалин или сухой жар.

В деле борьбы с детскими инфекционными заболеваниями должны принимать участие все работники школы - школьный врач, администрация, педагогический и технический персонал и детский актив.

От учителя, в силу близости его к детям и подросткам, не ускользают и самые незначительные колебания в их настроении, часто тесно связанные с состоянием их здоровья, с начинающимся заболеванием. Некоторые учителя имеют хорошее обыкновение перед началом занятий спрашивать детей о состоянии их здоровья и здоровья домашних.

Для ограждения школы от инфекционных заболеваний нужно проводить строгий учёт заболеваний. В случае отсутствия ребёнка или подростка в школе педагог должен в первые два-три дня выяснить причину неявки ученика. Лечащий врач должен извещать школу, или детское учреждение о заболевании школьника острозаразной болезнью. Лечащий врач обязан также ставить в известность и другие детские учреждения, которые посещают дети и подростки, проживающие в одной квартире с больным. Это же самое обязательно в отношении взрослых, работающих в детских учреждениях, в тех случаях, если в их квартире имеется заразный больной. Такого же извещения следует требовать и от родителей. Необходимо также разъяснять родителям о недопустимости посылки в школу самого выздоровевшего ученика или детей и подростков, соприкасавшихся с больным, без разрешения врача. Школьные же работники должны следить за точным исполнением установленного правила о недопущении ребёнка или подростка в школу даже после трёхдневного отсутствия его без записки врача, так как он мог быть болен инфекционной болезнью. Школа должна вести дневник отсутствующих детей.

В начале учебного года школьная медицинская сестра составляет персональный список всех вновь поступающих в школу детей с указанием (со слов родителей), какие острые инфекционные болезни и в каком возрасте перенёс ребёнок. В целях профилактики заноса инфекции в школу или иное детское учреждение необходим тесный контакт школьного врача и медицинской сестры с поликлиникой. Весьма желательно, чтобы медицинская сестра, идя на работу в школу, заходила в поликлинику для получения справки, не поступали ли в поликлинику сигналы в течение последних суток о заболевании кого-либо из учащихся школы или о наличии возможного контакта их с заразными больными.

В деле профилактики заразных болезней имеют большое значение правильные гигиенические навыки, как, например, тщательное мытьё рук, пользование отдельной посудой, привычка прикрывать рот и нос платком или рукой при кашле, чихании, забота о чистоте тела, белья и одежды, непосещение больных с невыясненным диагнозом, обращение к врачу при первом подозрении на заболевание и т. н. Основная роль в привитии этих навыков, в повседневном непосредственном проведении гигиенического воспитания принадлежит учителю; она предусмотрена и положением о классном руководителе.

Учитель помогает врачу при проведении массовых прививок. Ввиду проявляемого детьми страха перед уколом очень важно правильно организовать производство прививок: вначале прививать тем детям, которые не трусят и на своём примере убеждают других детей, что в производстве прививок нет ничего страшного. Учитель лучше знает детей и может оказать на них хорошее успокаивающее влияние, поэтому его присутствие на прививках необходимо.

Противоинфекционные мероприятия в учреждениях летней оздоровительной кампании, в пионерских лагерях, а также в санаторно-лесных школах и детских домах. Необходимо всеми способами добиться, чтобы лагерь или другое детское учреждение было укомплектовано в течение не более 2 дней со дня его открытия. Всякие позднейшие пополнения, иногда затягивающиеся на несколько дней, нередко являются источником заноса инфекции в лагерь.

Замечено, что число заболеваний, в частности, инфекционных, учащается после родительских посещений. Посещения родителей должны быть сокращены до минимума. Во время этих посещений необходимо следить, чтобы родители не ходили в спальни, не садились на детские кровати, чтобы они не кормили детей бесконтрольно привезёнными продуктами. Известно, что наибольшее число заболеваний в летнее время падает на желудочно-кишечные. При прогулках в лес нужно следить, чтобы дети не ели много всякой зелени, например, щавеля и ягод. Надо тщательно следить за состоянием здоровья детей, за состоянием их желудочно-кишечной деятельности и при малейших признаках расстройства последней нужно направлять ребёнка (подростка) к врачу или к медицинской сестре. В лагерях и колониях особо большое значение приобретает доброкачественная вода, защита продуктов от загрязнения и от мух и борьба о последними. В этом отношении педагоги должны оказывать повседневную помощь медицинскому персоналу по его указаниям.

Чтобы педагог мог практически осуществлять профилактические мероприятия в данной области, он должен иметь представление о наиболее важных инфекционных заболеваниях детей.

Описание.

Введение
1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика
2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация
2.1 Первичная профилактика
2.2 Вторичная профилактика
2.3 Третичная профилактика
2.4 Вакцинация
3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Введение……………………………………………… ……………………...3

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика… ..5

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация………8

2.1 Первичная профилактика…………………… ………………………….8

2.2 Вторичная профилактика…………………… …………………………..8

2.3 Третичная профилактика…………………… …………………………..8

2.4 Вакцинация…………………………………………………… …………9

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе………………...11

Заключение………………………………………… ………………………16

Список литературы…………………………………………………… ……18

Введение

Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов . Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью (ядовитостью; лат. virus - яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие - освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу .

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики.

Особую опасность инфекционные заболевания представляют в коллективах (общежитиях, лагерях, школах и т. д.).

Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы. Поэтому очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей.

Целью нашей работы является рассмотрение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю вопроса предупреждения инфекционных заболеваний;

Рассмотреть виды профилактики инфекционных заболеваний, вакцинацию, используемые в Российской Федерации;

Рассмотреть мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».

В разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными болезнями, важную роль сыграли отечественные ученые (П.Н. Бургасов, В.А. Башенин, В.Д. Беляков, Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, К.Н. Токаревич). Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости имеет большое значение в организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости трансмиссивными болезнями. Крупные успехи в изучении вирусологии (В.М. Жданов, Л.А. Зильбур, В.Д. Соловьев, АА. Смородинцев, В.Д. Тимаков, М.П. Чумаков) способствовали совершенствованию системы мероприятий по борьбе с вирусными инфекциями.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Основным принципом деятельности органов российского здравоохранения является профилактическое направление.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

  1. мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);
  2. мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;
  3. мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

В настоящее время все профилактические мероприятия разделяются на три основные группы: санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные.

1. При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня и санитарно-гигиенической культуры населения. А также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.

2. При инфекции дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.). Для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. В механизме передачи этих инфекций по воздуху принимают участие бактериальные аэрозоли (капельная и ядерная) и бактериальная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Дезинфекцию производят лишь при скарлатине и дифтерии.

Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

2.1 Первичная профилактика

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2.2 Вторичная профилактика

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

2.3 Третичная профилактика

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

2.4 Вакцинация

Вакцинация - введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия. Антигенным материалом могут служить: живые, но ослабленные штаммы микробов; убитые (инактивированные) микробы; очищенный материал, такой как белки микроорганизмов; существуют также синтетические вакцины.

Действенность вакцинации была впервые обнаружена народной интуицией. С древних времён в Индии и Китае практиковалась инокуляция - прививание жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой оспы. Недостатком инокуляции являлось то, что несмотря на меньшую патогенность вируса Variola minor, он всё же иногда вызывал летальные случаи. Кроме того, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус.

Французскому микробиологу Луи Пастеру удалось целенаправленно ослабить болезнетворность возбудителей других заболеваний и приготовить из них препараты для прививок. В 1881 он создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 -- против бешенства.

Именно Пастер предложил называть такие препараты вакцинами, а процедуру их применения - вакцинацией.

В настоящий момент жители России обеспечены бесплатной вакцинацией от многих болезней, однако имеют право отказаться от прививок.

Состав препарата вакцины:

· Антигенный материал;

· Вспомогательные лекарственные вещества (адъюванты), помогающие активировать иммунные клетки (обычно ионы алюминия)

· Консерванты

· Нежелательные примеси, могут вызывать аллергию.

Все вакцины подразделяются на живые, убитые и химические.

Живые вакцины готовят из микробов с ослабленной вирулентностью.

Убитые вакцины получают из культур микроорганизмов, убитых нагреванием, действием формалина или других химических веществ. Убитые (гретые) вакцины применяются против кишечных инфекций, коклюша, сыпного тифа, Ку-лихорадки, энцефалитов. Иммунность и эффективность убитых вакцин - значительно ниже, чем живых. Они создают иммунитет продолжительностью от 6 до 12 мес. И для длительного поддержания невосприимчивости организма к инфекции должны вводиться повторно.

Химические вакцины содержат специфические антигенные компоненты, извлеченные из микробных клеток различными способами. Химические вакцины, состоящие из полных антигенов возбудителей брюшного тифа и парафитов, применяются для специфической профилактики тифо-паратифозных инфекций.

Широкое применение получают ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких антигенов и позволяющие вакцинировать одновременно против нескольких инфекций. К ним относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно- столбнячная (АКДС) вакцина, тифо-паратифозно-столбнячная вакцина.

Прививки проводят в плановом порядке, независимо от наличия тех или иных инфекционных болезней. Они могут быть общими, и выборочными, которые делаются лицам профессиональных групп.

Очень важно установление противопоказаний к проведению прививок

Значение предохранительных прививок заключается в снижении заболеваемости среди привитых, а в случае заболевания - в более легком его течении и тем самым снижении летальности.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

3. Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Профилактика инфекционных заболеваний проводится по трем направлениям. Первое из них связано с выявлением и изоляцией источника инфекции, второе направлено на исключение механизмов передачи и третье — повышение устойчивости ребенка к инфекционным заболеваниям.

Особое место в профилактике инфекционных болезней занимает эпидемиологическое наблюдение за детскими учреждениями. Это диктуется заботой о здоровье детей, а также тем, что в детских коллективах вследствие тесного общения детей инфекционные заболевания могут приобретать эпидемический характер.

Для предупреждения распространения инфекции в дошкольном учреждении важно своевременно выявить заболевшего ребенка.

Большую помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующий, воспитатель, няня, которые, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и показать врачу для установления диагноза и изоляции.

В каждом дошкольном учреждении должен быть изолятор, куда временно помещают заболевшего ребенка, до отправления его домой или в больницу.

С целью предотвращения распространения инфекции проводят дезинфекцию — мероприятия, направленные на уничтожение возбудителя заболевания.

Дезинфекция отличается от стерилизации, при которой Уничтожаются не только активные формы микроорганизмов, но и их споры. Дезинфекция делится на профилактическую, текущую и заключительную.

Текущую дезинфекцию применяют в очагах заболевания до госпитализации ребенка, а при лечении в домашних условиях — до выздоровления.

Профилактическая дезинфекция осуществляется ежедневно и включает обеззараживание питьевой воды путем кипячения, влажную уборку помещений, проветривание и т.д.

Текущая дезинфекция проводится в окружении инфекционного больного или бактерионосителя до его изоляции.

Заключительная дезинфекция проводится после выздоровления ребенка.

В зависимости от условий и объекта, который надо обезвредить, дезинфекцию производят с помощью механических (влажная уборка, использование пылесоса, проветривание), физических (водяной пар, огонь и пр.) способов или с использованием химических средств («Лиолит», «Католит», «Белор», «Доместос», гипохлорид натрия и др.).

Для борьбы с инфекцией проводят дезинсекцию — уничтожение насекомых, переносчиков заболеваний (вши, мухи, комары, клещи) и дератизацию — уничтожение грызунов. С этой целью также применяют различные физические, химические, механические способы борьбы.

При возникновении инфекционных заболеваний осуществляют комплекс мероприятий с участием врача и районного эпидемиолога — устанавливают карантин. Он включает в себя ограничительные мероприятия: административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Применительно к дошкольным учреждениям это разобщение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, с остальными здоровыми детьми на срок, равный инкубационному периоду болезни, запрещение приема новых детей, перевод детей из одной группы в другую, а там, где это нужно, делают профилактические прививки и проводят пассивную иммунизацию (введение иммуноглобулина, сыворотки).

Временное закрытие детского учреждения является крайней мерой и показано в исключительных случаях, при повторных заболеваниях. Если предполагают, что заражение происходит в детском учреждении, его закрывают по согласованию с районными и городскими отделами здравоохранения и народного образования.

Одна из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах — несоблюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Поэтому в детских учреждениях, особенно закрытого типа, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия. Профилактика инфекций должна осуществляться не эпизодически, а путем планомер-ного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильные планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация

приема детей.

Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел.

На основе данных проведенного обследования врач выдает соответствующую справку. В детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих по соседству с ним нет заразных заболеваний.

В ДОУ необходимо проводить ежедневный «утренний фильтр». В дошкольных группах его осуществляют воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям производит осмотр зева, кожи, термометрию. В ясельных группах детей принимает медицинская сестра: ежедневно осматривает зев, кожный покров, измеряет температуру тела. Выявленные при утреннем «фильтре» больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие в течение дня изолируются. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуду об-рабатывают и кипятят отдельно, белье замачивают отдельно в дезинфекционных растворах). Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка - реконвалесцента на первые 10—14 дней. Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняют, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции). Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, при кашле и чиханье прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т.д.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологическая организация) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством, предупреждающим занесение инфекции в ясли и детские сады. Следует добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация.

Школа - это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

Регулярно проветриваются учебные помещения;

Ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

Проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

Проводится противобактериальная обработку туалетов;

Соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

Осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.- распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.- попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

Соблюдение чистоты учебных помещений;

Выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

Уничтожение мух;

Своевременное опорожнение мусорных ящиков;

Строгий контроль за личной гигиеной школьников;

Правильную организацию питьевого режима в школе;

Ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика гепатита.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

4. В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер) в общеобразовательных учреждениях, на случай их заболевания. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, в том случае, если им потребуется забрать больного ребенка. Для временного размещения заболевших в течение дня детей использовать изолятор, в котором в зависимости от состояния ребенок остается до прихода родителей или госпитализируется. Изолятор должен располагаться только в изолированном помещении и иметь выделенное место для раздачи пищи, мойки и хранения посуды. Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе. Дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала в изолятор для временного размещения больных, а затем отправлены домой. Изоляция лиц с лихорадкой на дому связана с тем, что при повышенной температуре вирус гриппа выделяется более интенсивно. Этот период изоляции рекомендуется независимо от применения противовирусных лекарственных препаратов, т.к. больные гриппом, проходящие курс лечения противовирусными препаратами, также выделяют вирусы гриппа, в том числе это могут быть вирусы, устойчивые к противовирусным лекарственным препаратам. Допуск детей после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10-14 дней. При возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение, они должны соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук, а также воздерживаться от близкого контакта с людьми, о которых известно, что они подвержены высокой степени риска возникновения осложнений, связанных с гриппом. Гигиена рук. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания, т.к. вирусы могут распространяться через загрязненные руки или контаминированные (загрязненные) вирусами, предметы. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, определить ответственных лиц. «Респираторный этикет». При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, а также мыть руки, т.к. вирусы гриппа распространяются, главным образом, от человека человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. Для соблюдения «респираторного этикета» дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и проинструктированы о важности его соблюдения. Влажная уборка. В общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить ежедневную влажную уборку с использованием соды, мыла или синтетических моющих и дезсредств, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), места скопления пыли (подоконники, радиаторы), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения. Уборку помещений проводят при открытых окнах или фрамугах. Активный скрининг на наличие заболевания. Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников, с признаками заболевания. При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, решение об этом принимается после консультации с участковым врачом. Лица, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

На каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

Проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

1. Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

2. Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

Проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!