Игры на слуховое восприятие. «вспомним разные слова»

Игры на развитие слухового восприятия Развитие речи ребенка является длительным и разносторонним процессом. Давайте сегодня поговорим о развитии слухового восприятия. Для того чтобы ребенок правильно произносил звуки, он должен их хорошо и четко слышать. Поэтому нужно развивать у малыша слуховое внимание и способность распознавать различные звуки. Ниже представлены игры на развитие слухового восприятия дошкольников.
  • Угадай, на чем играю
Приготовьте различные музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, бубен, дудочку, гармошку, деревянные ложки. Пусть малыш отвернется и попробует угадать, на каком инструменте вы сейчас играете.
  • Игра «Солнышко или дождик»
Пусть малыш прогуливается по комнате «под солнышком». А когда вы заиграете в бубен – пойдет дождь. Услышав звуки бубна, ребенок должен спрятаться от дождя, например, под столом.
  • Игра «Громко или тихо»
Теперь играйте в бубен то громко, то тихо. При громком звучании ребенку надо хлопать в ладоши, а при тихом – топать ножками. Игра на развитие слухового восприятия
  • Игра «Черепаха и зайка»
Эта игра научит дошкольника менять темп своего движения в зависимости от изменения темпа звучания. Когда вы бьете в бубен медленно, ребенок должен идти медленно, как черепаха. А когда быстро – бегать быстро, как зайка.
  • Игра «Близко или далеко»
Дайте ребенку две картинки с изображением поезда. Крупное изображение будет означать, что поезд близко, а мелкое, что далеко. Теперь погудите то громко, то тихо. При громком звуке дошкольник должен показать крупную картинку, а при тихом – мелкую.
  • Угадай, кто так кричит
Возьмите несколько мягких игрушек или картинки с изображениями животных. Изобразите крик одного из этих животных. (Вам в помощь – статья «Какие звуки издают животные») А малыш пусть покажет, какое животное так кричит.
  • Угадай, что звучит
Это аналог первой игры, только вместо инструментов используйте любые предметы. Например, постучите ложечкой о стакан, молотком по деревяшке или гвоздю, карандашом по столу.

Придумывайте свои игры на развитие слухового восприятия ребенка и играйте в них со своим чадом.

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки – наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их “тренировки” часто не достигают нужного уровня развития.

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

У умственно отсталых детей способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Дети затрудняются в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слова из речевого потока. Дети нечётко различают на слух фонемы (звуки) в собственной и чужой речи. У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения.

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия.

– Расширить рамки слухового восприятия.

– Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.

– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.

Приёмы коррекционной работы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Игры и игровые упражнения

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там , по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди , слева, справа ) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель:развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

4. “Найди картинку”

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются ).

5. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

6. “Кто летит”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит ). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит ). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

7. “Кто внимательный?”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

8. “Угадай, что делать”.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

9. “Угадай, кто идет”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

10. “Запомни слова”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

11. “Назови звук” (в кругу с мя чом).

Логопед. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например , “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.

12. “Угадай, кто сказал”.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

13. “Кто придумает конец, тот и будет молодец”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

а) Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя – … (петушок ).

б) Ясегодня утром рано
Умывался из-под…(крана ).

в) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко ).

г) Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния…(сверкнула ).

14. “Телефон”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

15. “Найди нужные слова”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

16. “Делай правильно”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки ), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки ), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

17. “Пчёлы”

Логопед. Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди (показ картинки ). Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют ). Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты ). А там (показ на противоположную сторону комнаты ) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз” (дети произносят звуки ). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребёнка ) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты ).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз –зззз” (дети имитируют полёт и произносят звуки).

18. “Назови первый звук слова”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.

Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их ). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

19. “Волшебная палочка”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т.п.).

Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.

20. “Игрушка ошибается”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

21. “Так ли это звучит?”

На столе две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Логопед предлагает детям разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляется с заданием, логопед помогает, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, логопед и дети вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

22. Игры со звуковыми символами

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Для этихигр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10x10 см. Символы рисуются красным фломастером, так как пока мы будем знакомить детей только с гласными звуками. Впоследствии при обучении грамоте дети познакомятся с делением звуков на гласные и согласные. Таким образом, наши занятия будут иметь пропедевтическую направленность. Цвет звуков отложится у детей, и они без труда смогут отличать гласные звуки от согласных.

Рекомендуется познакомить детей со звуками а, у, о, и в той последовательности, как они перечислены. Звук а обозначается большим полым кругом, звук у - маленьким полым кругом, звук о - полым овалом и звук и - узким красным прямоугольником. Знакомьте детей со звуками постепенно. Не переходите к следующему звуку, пока не убедитесь, что усвоен предыдущий.

При показе детям символа называйте звук, четко артикулируя. Дети должны хорошо видеть ваши губы. Демонстрируя символ, можно соотнести его с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет “ааа”; паровоз гудит “ууу”; девочка охает “ооо”; лошадка кричит “иии”). Затем произнесите звук вместе с детьми перед зеркалом, обращая его внимание на движение губ. При произношении звука а рот широко открыт, при артикуляции у губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук о губы выглядят, как овал, при воспроизведении и - они вытянуты в улыбку, зубы обнажены.

Вот как примерно должно звучать ваше пояснение к самому первому символу а: “Человека повсюду окружают звуки. Шумит за окном ветер, скрипит дверь, поют птицы. Но самыми важными для человека являются звуки, при помощи которых он говорит. Сегодня мы познакомимся со звуком а. Давай произнесем этот звук вместе перед зеркалом (произносят звук длительно). Этот звук похож на тот, который издают люди, когда плачут. Девочка упала, она плачет: “А-а-а”. Давай еще раз вместе произнесем этот звук (длительно произносят перед зеркалом). Посмотри, как широко открыт рот, когда мы произносим а. Произнесите звук и посмотрите на себя в зеркало дети самостоятельно произносят звук а). Звук а мы будем обозначать большим красным кружком (демонстрирует символ), таким же большим, как и наш ротик при произнесении этого звука. Давай еще раз вместе пропоем звук, который нарисован у нас на карточке. (Смотрят на символ звука и длительно произносят его).

Аналогично строится пояснение к другим звукам. После знакомства с первым звуком можно познакомить детей с игрой “Кто внимательный?”.

23. “Кто внимательный?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе один символ звука или несколько. Логопед называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.

24. “Звуковые песенки”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Перед детьми звуковые символы. Логопед предлагает детям составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет ребенок УА, как мы удивляемся 00 и другие. Сначала дети определяют первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом дети с помощью логопеда выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого “прочитывает” составленную им схему.

25. “Кто первый?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

26. “Сломанный телевизор”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе символы звуков, перед логопедом плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Логопед объясняет детям, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем логопед беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующий символ. Затем дети могут сами “поработать в качестве диктора” в сломанном телевизоре.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14г. Амурск Амурского муниципального района Хабаровского края

Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия у детей 2-4 лет (ранний и младший дошкольный возраст)

Составитель:

Дербенёва

Светлана

Петровна,

воспитатель

2015г

Г. Амурск

Пояснительная записка

В последнее время всё большую тревогу вызывает неуклонный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Причин, приводящих к этому,очень много, и одной из них является недостаточное развитие слухового восприятия у детей. Дети в семье растут в атмосфере чрезмерной, избыточной зрительной стимуляции (телевизоры, компьютеры ит.п.), их окружает огромное количество посторонних звуков, которые сливаются для малыша в сплошной, привычный, фоновый шум, в котором он без посторонней помощине научается вычленять необходимые для его речевого развития звуки, сосредотачиваться на них, различать из характерные особенности. Такие дети в будущем могут составить группу риска по развитию фонематического слуха, а в дальнейшембудут испытывать трудности в школьном обучении.

Учитывая, чторанний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена,что начинать целенаправленную работу по развитию слухового восприятия важно именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это станет прочной базой для развития фонематического слуха, да и всегопсихического развития ребёнка в целом.

В свое группе я регулярно вставляю в разные режимныемоменты игры, развивающие слуховое восприятие малышей, используя известные разработки, придумываю свои игры, соответствующие лексической теме недели.

Вашему вниманию представляю перспективный план и картотекуигр, развивающих слуховое внимание малышей, подобранных по лексическим темам.

Разработано: ДербенёвойСветланойПетровной,

воспитателем МБДОУ №14 г. Амурск

1 младшая группа

Тематика недели

Примерные игры

Сентябрь

1 неделя

Моя группа в детском саду

2 неделя

Здравствуй, осень!

3 неделя

4 неделя

Что ты слышишь?

Солнышко и дождик

Едем и стоим

Самолёты

Октябрь

1 неделя

Мои игрушки

2 неделя

Овощи

3 неделя

Фрукты

4 неделя

Кто живёт в воде?

5 неделя

Кто живёт в лесу?

Кубик стучит, мячик прыгает.

Поливаем огород

Тихо- громко

Зайка прыгает, а мишка топает

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

2 неделя

Домашние животные

3 неделя

Одежда

4 неделя

Труд взрослых

Наседка и цыплята

Кто в гости пришёл?

Изготовление шумелок из пуговиц, нанизанных на проволоку.

Постучим и погремим

В больнице

Декабрь

1 неделя

Здравствуй, зимушка-зима!

2 неделя

Посуда

3 неделя

Мебель

4 неделя

Скоро, скоро Новый год!

Большие ноги идут по дороге…

Слышим звон и знаем, где он

В каком шкафчике спрятался бубенчик?

Угадай, где позвонили?

Январь

2 неделя

Зимние забавы

3 неделя

Животные и их детёныши

4 неделя

Моя семья

Где вы, детки?

Февраль

1 неделя

Дикие животные

2 неделя

Дикие птицы

3 неделя

Мои папа и дедушка

4 неделя

Мой родной город

Медвежонок маму потерял (тихо-громко)

Птички летают и прыгают

Или Сидит ворон на дубу

Что делает дедушка?

Мы по улице идём

Март

1 неделя

Мои мама и бабушка

2 неделя

Мои любимые сказки

3 неделя

Транспорт (грузовой и легковой)

4 неделя

Транспорт (водный и воздушный)

Маленький музыкант

Кого встретил колобок?

Машины за машинами,

Шуршат своими шинами

Апрель

1 неделя

Первые цветы

2 неделя

Растительный мир

3 неделя

Насекомые

4 неделя

Мебель, посуда

Травушка-муравушка зелёненькая.

«Дарики-дарики,

злые комарики»

Ложки весело играют (деревянные и металлические)

2 Младшая группа

СЕНТЯБРЬ

1неделя

Воспоминания о лете

2 неделя

Настроение и характер

3 неделя

Предметы вокруг нас

4 неделя

Наш любимый детский сад

«Скажи, что ты слышишь?»

Хлопаем и топаем

Забиваем гвозди

Угадай, что надо делать

ОКТЯБРЬ

1неделя

Уж небо осенью дышало

2 неделя

Средства передвижения

3 неделя

На бабушкином дворе (домашние животные)

4 неделя

Хочу всё знать

Трещит, шуршит

Какой транспорт проехал?

Кто пришёл в гости?

Изготовление бутылок-шумелок

Найди пару

НОЯБРЬ

1неделя

Как хорошо уметь дружить

2 неделя

Бытовые приборы

3 неделя

Безопасность в быту

4 неделя

Праздник день матери

Весёлые подружки– Неваляшки-игрушки

Изготовление метёлочек из обёрточной бумаги.

Кто позвал тебя, узнай.

Где музыка?

ДЕКАБРЬ

1неделя

Что нам нравится зимой.Зимние забавы

2 неделя

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Одежда, головные уборы.

3 неделя

Наш город

4 неделя

К нам приходит Новый год

Эхо

Помоги одеться Мишутке

Беги в свой домик

Наряжаем ёлку

ЯНВАРЬ

3 неделя

Театрально-книжная неделя

4 неделя

Животные дальних стран

Весёлые Петрушки

Гонки слонов

ФЕВРАЛЬ

1неделя

Зимняя сказка

2 неделя

Куроча-пеструшка

3 неделя

Транспорт

4 неделя

Папин праздник

Вьюга воет, а ветерок помогает

Курочка-пеструшка зёрнышки клюёт

Что стоит у светофора

Папа – мастер на все руки

МАРТ

1неделя

Мамин праздник

2 неделя

Весна-красна

3 неделя

Животные и их детёныши

4 неделя

Весна пришла – верба расцвела Деревья и кустарники

Дождик льёт и капает

Три медведя

Звуки леса или

кто Мишутку разбудил?

Высокие-низкие

АПРЕЛЬ

1неделя

Перелётные птицы. Международный день птиц

2 неделя

Шестиногий народец. Насекомые.

3 неделя

Цирк, цирк, цирк

4 неделя

Разноцветные цветы небывалой красоты.

Птицы летят

Ловим, ловим комара

Цирковые лошадки

Цветочки хотят пить

МАЙ

1неделя

Овощи

2 неделя

Фрукты

3 неделя

4 неделя

Овощной магазин

Какие детки падают с ветки? (виноградинка и яблоко)

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

«Что ты слышишь?»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.

Оборудование: предметы, находящиеся в группе.

Описание игры: Детям предлагается посидеть тихо,сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

«Солнышко и дождик?»

1 вариант.

Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий, установить эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.

Оборудование: игрушка для каждого ребёнка, аудиозапись танцевальной мелодии.

Описание игры:Пока звучит музыка, каждый танцует со своей игрушкой по всему пространству группы. Музыка резко прекращается - налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли - ребенок прячется в объятиях воспитателя.

2 вариант.

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Описание игры: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите ко мне, в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

«Едем и стоим»

Цель:

Оборудование: аудиозапись со звуками проезжающей машины, обручи-рули для детей.

Описание игры:

У нас машины разные,

Би-би-би.

Зелёные и красные,

Би-би-би.

Машины за машинами.

Би-би-би.

Шуршат своими шинами.

Би-би-би.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на машинах. Дети, поворачивая «руль», передвигаются по группе, пока звучит звук мотора. Когда мотор замолчал, машина остановилась.

«Самолёты»

Цель: Развивать речевой слух, умение реагировать на словесный сигнал.

Оборудование: игрушка-самолётик.

Описание игры: Воспитатель показывает детям самолётик, рассказывает, что он живёт на аэродроме. Каждый день самолётик отправляется в полёт, но как только услышит команду: «На посадку» - сразу возвращается домой. Хотите ли вы подружиться с нашим самолётиком и вместе с ним отправиться в полёт? Тогда полетели. Дети «расправляют крылья» и летят вслед за самолётиком.Огда воспитатель командует «Самолёты, на посадку», все присаживаются на ковёр.

ОКТЯБРЬ

«Кубик стучит, мячик прыгает»

Цель: Развивать переключаемость внимания, умение различать неречевые звуки, разные по характеру звучанияи выполнять соответствующие движения.

Оборудование: кубики, мяч, мишка, зайка.

Описание игры: в гости к детям приходят мишка и зайка и предлагают поиграть. Мишка хочет строить дом из кубиков, а зайке нравится играть с мячом. Воспитатель с детьми слушает, как стучат друг о друга кубики (дети стучат одним кулачком о другой), и как прыгает мячик (дети подпрыгивают). Затем просит послушать, с кем они сейчас будут играть. За ширмой извлекает звук, а дети показывают соответствующее движение. Воспитатель выносит игрушку к детям, чтобы они убедились в правильности догадки.

«Поливаем огород»

Цель: развивать восприятие неречевых звуков, учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий.

Оборудование: ширма, лейка с водой, пустая миска, муляжи фруктов, обручи-грядки, маленькие леечки для детей.

Описание игры: Воспитатель приглашает детей на огород.

Мы пришли на огород,

Там капустка растёт.

Капуста очень любит пить водичку, но дождика давно не было. Давайте поможем капусте, польём её грядку из леечки. Раздаёт детям маленькие леечки и просит послушать, когда она включит кран с водичкой, тогда и поливать грядку. За ширмой начинает переливать воду из лейки в миску, делая паузы (кран закрылся, водичка не льётся). Так же можно полить грядки с другими овощами. В конце благодарит детей за помощь.


«Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Описание игры: Воспитатель играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся».Можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

«Зайка прыгает, а мишка топает»

Цель: дифференциация неречевых звуков по темпу звучания, развивать переключаемость слухового внимания,умениевоспроизводить движения в соответствие с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений.

Оборудование: бубен, игрушечные зайка и мишка.

Описание игры: воспитатель предлагает детям потанцевать с мишкой и зайкой. Когда бубениграет быстро, танцует зайка, он прыгает на полянке.Когда бубен играет медленно, то танцует мишка, он топает ногами.

НОЯБРЬ

«Наседка и цыплята»

Цель: развивать речевой слух, учить определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: игрушечные курочка и цыплята

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с курочкой и её детками-цыплятками. Предлагает поиграть с ними. Раздаёт цыплят детям и предлагает поуютней устроиться в гнёздышках, поспать. Пока цыплята спят, мама-курочкаходит по двору, ищет зёрнышки, а когда найдёт, позовёт цыплят к себе. Дети закрывают глаза, а воспитатель воспроизводит звукоподражаниес разных сторон от детей. Дети«просыпаются» и спешат клевать зёрнышки в ту сторону, откуда слышался зов курочки.

«Кто в гости пришёл?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: изображения домашних животных или игрушки.

Описание игры: Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

«Постучим и погремим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издаютпредметы, ударяясь о разные поверхности.

Оборудование: самодельные шумелки из пуговиц.

Описание игры: Воспитательдетьми знакомятся с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с шумелками: стучат о деревянный и пластиковый стол, металлический таз, гремятв воздухе. Затем предлагают послушать, что делает воспитатель и сделать то же самое.

«В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: воспитатель показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох, а мальчик тоненьким голоском: ох, ох. Логопед предлагает внимательно послушать, определить, кто вздохнул и пожалеть его.

ДЕКАБРЬ

«Большие ноги идут по дороге».

Цель: Развивать речевой слух, учить различать речь по темпу и интонации.

Описание игры: Воспитатель в соответствии с текстом потешки говорит то медленно, то быстро, то грубым голосом, то ласковым.


Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ, топ-топ.
Можно «ходить» по ручкам, ножкам малыша. Важно играть эмоционально.

«Слышим звон и знаем, где он».

Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу.

Оборудование: Колокольчик.

Описание игры: Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик спереди, сзади, сверху, снизу от ребёнка. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление

«В каком шкафчике спрятался бубенчик»

Цель:

Оборудование: 2 коробки, или шкафчика, бубенчик

Описание игры: Хитрый кот спрятал в шкафу бубенчик и думает, что дети его ни за что не найдут. Воспитатель предлагает детям перехитрить кота и покачать шкафчики. Что дети услышали? В каком шкафчике бубенчик?

«Угадай, где позвонили?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Писание игры: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади, спереди) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

ЯНВАРЬ

Где вы, детки?

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний, производимых высоким и низким голосом.

Оборудование: картинки или игрушки-муляжи домашних животных и их детёнышей

Описание игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

ФЕВРАЛЬ

«Медвежонок маму потерял»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса, дифференциация звукоподражаний, производимых высоким и низким голосом.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: воспитатель показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

«Птички летают и прыгают»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация музыкальных звуков.

Оборудование: металлофон, деревянные ложки, игрушки-птички, ширма.

Описание игры: воспитатель читает потешку, отстукиваяс детьми ритм деревянными ложками.

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Просит показать, как скачет дроздок. Потом играет на металлофоне фрагмент песенкиМ. Лазарева «Птички и Мишка», дети имитируют полёт птички.

Птички прилетели. Радостно запели:

Чик-чирик, чик-чирик.

Радостно летали, песни распевали:

Чик-чирик, чик-чирик.

Затем просит послушать и угадать, что делают сейчас птички.

«Сидит ворон на дубу»

Цель: развитие речевого слуха, умение различать речь по темпу звучания и реагировать на неё сменой действия.

Оборудование: дудочки, Иллюстрация к потешке «Сидит ворон на дубу»

Описание игры: Воспитатель показывает иллюстрацию и читает потешку.

Айду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
И играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Песня ладная, сказка складная!


Затем предлагает поиграть на дудочках с вороном.
Во время исполнения потешки дети имитируют игру на дудочке, при смене ритма (2 последние строки проговаривают в ускоренном темпе) дети хлопают в ладоши.

«Что делает дедушка?»

Цель: Учить распознавать несколько неречевых шумов, соотносить звук с предметом, его производящим.

Оборудование: газета, стакан с ложечкой, стул.

Описание игры: Дедушка хочет загадать детям загадку. Он за ширмой воспроизведёт «загадочный» звук, а дети должны угадать, что он в это время делает (разворачивает газету, Мешает чай в стакане, отодвигает стул.

«Мы по улице идём»

Цель: Учить сосредотачиваться на отдельных звуках улицы, выделять их из общего шумовогофона.

Описание игры: а прогулке обращать внимание на звуки улицы, описывать их, привлекая внимание детей: зачирикал воробей, каркнула ворона, проехала машина, дворник подметает дорожку, скрипит дверь.

МАРТ

«Маленький музыкант»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: 2 набора музыкальных инструментов барабан, бубен, дудочка и др.

Описание игры: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна» и сыграть на таком же инструменте.

«Кого встретил колобок?»

Цель: развиватьнеречевой слух, учить дифференциации однородных звуков по темпу воспроизведения, пониманию наречий медленно-быстро.

Оборудование: барабанчик, игрушки колобок, заяц, медведь.

Описание игры: Воспитатель показывает из-за ширмы колобка, который катится по дорожке. Колобок останавливается и просит ребят прислушаться: кажется, кто-то приближается. Воспитатель быстро стучит в барабан.

Да это зайчик! Как он прыгает? Дети имитируют прыжки зайчика.

Слышатся медленные удары в барабан. Зайчик убегает. Колобок просит послушать, кто же сейчас идёт. Появляется медведь. Дети вместе с медведем медленно топают ногами.

Игра повторяется несколько раз, колобок каждый раз спрашивает у детей, кто это идёт? Быстро или медленно?

«Машины за машинами,

Шуршат своими шинами».

Цель: Развивать слуховое внимание, учить заканчивать движение с окончанием мелодии»

Оборудование: Аудиозапись песни «Машина», маленькие обручи-рули для детей.

Описание игры:Дети под музыку ездят свободно, не наталкиваясь по группе, с окончанием музыки они должны остановиться.

АПРЕЛЬ

«Солнце просыпается – цветочек распускается»

Цель: формировать звуковой образ металлофона, учить сравниватьвысоту звуков, направление движения мелодии и выполнять подходящие действия.

Оборудование: Игрушки или иллюстрации солнышка, цветка, металлофон.

Описание игры: Воспитатель обговаривает с детьми, что утром, когда поднимается солнышко, цветочки раскрывают свои головки, а вечером, когда солнце заходит, цветочки закрываются. Дети показывают ладошками раскрытый и закрытый цветок. Затем проигрывает на металлофоне глиссандо вверх или вниз, а дети показывают ладошками раскрытый и закрытый цветок.

«Травушка-муравушка зелёненькая»

Цель: Развивать умение менять характер движения со сменой музыки.

Оборудование: Коврик-«Травка», аудиозапись танцевальной и спокойной мелодии.

Описание игры:Воспитатель и дети весело танцуют под быструю музыку, а когда заиграет спокойнаямузыка- ложатся отдохнуть на травушку-муравушку.

Ах, как весело по травушке скакать,

Как приятно нам на травке отдыхать.

«Дарики-дарики, злые комарики»

Цель: Развивать речевой слух, умение быстро реагировать на слово.

Описание игры:Воспитатель собирает в щепотку пальцы и делает кистью круговые движения:

Дарики-дарики, злые комарики,

Вились, кружились, и в ушко вцепились!

Воспитатель пытается дотронуться до названной части тела у ребёнка, а тот старается прикрыть её руками.

То же, называя другую часть тела (носик, щёчку, шейку)

«Ложки весело играют»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать предметы на слух по их звучанию и отвечать соответствующим действием.

Оборудование:деревянные и металлические ложки. Вариант 1. Педагог читает ритмичнуюпотешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), Дети держат ложки в двух руках, спинками друг к другу и отстукивают ритм.

Вариант 2 (усложнение). Мишка и кукла Маша подружились и весело играют. Мишка играет на деревянных ложках, вот так (вкладывает в лапы медведя деревянные ложки, стучит ими) и топает ногами. Дети топают вместе с Мишей. А Маша играет на металлических ложках и приседает. Дети выполняют «Пружинку». Затем воспитатель убирает игрушки за ширму и просит угадать, кто играет и как танцует.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма, картинки с изображением детей, играющих с песком и водой, катающихся на велосипеде.

Описание игры: воспитатель напоминает детям, как летом они играли с водой, песком, катались на велосипеде, сопровождает каждое действие соответствующим звуком.Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Дети должны определить действие и показать соответствующую картинку.

«Хлопаем и топаем»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения. Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет еѐ имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза).) Затем предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослыйвыполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.

«Забиваем гвозди»

Цель:Развивать неречевой слух, дифференцировать звуки по темпу воспроизведения и силе звучания.

Оборудование:Большой молоток и маленький молоточек, предметы мебели.

Описание игры:Воспитатель сообщает, что несколько стульев в крупе расшаталось. Чтобы они вновь стали крепкими, нужно забить вылетевшие гвозди. У большого стула будем забивать большим молотком, а у маленьких кукольных стульчиков забьём маленьким молоточком. Большоймолоток стучит медленно, вот так. А маленький молоточек спешит, стучит быстро, вот так. За ширмой воспитатель воспроизводит звук, а дети отгадывают, какой молоточек готов к работе и какой стул нужно ему принести.

«Угадай, что нужно делать»

Цель: развивать остроту слуха, умение различать шёпотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Описание игры: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:


-Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить этипоручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

ОКТЯБРЬ

«Шуршит, трещит»

Цель: дифференцировать неречевые звуки, близкие по звучанию.

Оборудование: плащ сзастёжкой-молнией, зонтик, ширма, аудиозаписьзвука дождя, кукла, медвежонок.

Описание игры:Воспитатель беседует с детьми о том, что наступила осень, а осенью часто идут дожди. Наша знакомая кукла Маша защищается от дождя, надевая плащ. Дети рассматривают плащ, слушают, как трещит молния, когда плащ застёгивают. А медвежонок Миша прячется от дождя под зонтом. Слушают, как шуршит ткань на зонтике.

Затем включается аудиозапись звука дождя, игрушки убегают за ширму. Детям предлагают отгадать, кто собрался идти под дождиком гулять: Маша или Миша.

«Какой транспорт проехал»

Цель: Различать несколько неречевых шумов.

Оборудование: Аудиозапись звуков транспорта.

Описание игры:Воспитатель предлагает угадать, кто на каком транспорте сегодня поедет на прогулку. Включает какой-нибудь сигнал, ребёнок отгадывает и имитирует езду на этом транспорте.

«Кто пришёл в гости?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных, ширма, аудиозапись с весёлой музыкой.

Описание игры: Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

«Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: воспитатель ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослыйи ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем воспитатель перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

НОЯБРЬ

Цель: развивать речевой слух, ориентироваться на тембр голоса.

Оборудование: пустой стул

Описание игры: Воспитатель спрашивает детей: -Как можно позвать человека?

Дети предлагают разные варианты. В итоги все приходят к выводу, что звать человека нужно по имени. Можно использовать ласкательную форму: Оля - Оленька, Серёжа - Серёженька.

Это положение закрепляется – педагог просит детей позвать кого-то из своих друзей, предупреждая, что голос изменять нельзя (нужно звать своим голосом) и произносить имя нужно громко (чтобы тот, кого позвали, услышал)

Выбирается водящий. Он садится спиной к детям и (для надёжности!)зажмуривает глаза. Проговариваются слова:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Педагог неслышно передвигается за спинами сидящих на стульчиках детей. Тот ребёнок, которому положат на плечо руку, окликает по имени водящего.

«Весёлые подружки – неваляшки-игрушки»

Цель: развивать восприятие и дифференциацию неречевых звуков по их высоте.

Оборудование: ширма, 2 неваляшки разного размера, запись клипа «Неваляшки»

Описание игры: Воспитатель представляет детям двух подржек – неваляшек (большую Машу-неваляшу и маленькую Дашу-неваляшу). Они очень весёлые и, когда встрется, всегда танцуют. Воспитатель с детьми прослушивает песню «Неваляшки», подтанцовывая как большая Маша-неваляша (стоя раскачиваясь из стороны в сторону), прислушиваясь, какие звуки она издаёт, и как Даша-неваляша, сидя на стуле наклонятьтуловище влево-вправо, прислушиваясь, какой тоненький звук у неё. Затем подружки предлагают поиграть и прячутся за ширму. Дети должны угадать, кто сейчас танцует, и показать её движение.

«Кто позвал тебя, узнай».

Цель: различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Оборудование: пустой стул

Описание игры:

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

«Где музыка?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.

Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).

Описание игры. Педагог показывает музыкальную шкатулку, знакомит детей с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подаритьсвоей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и забыла, под какой коробкой она лежит.Просит детей помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку. Три коробки располагают в разных доступных местах. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

ДЕКАБРЬ

«Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу. Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).

«Помоги одеться Мишутке»

Цель: развивать остроту слуха, умение вслушиваться в шёпотную речь, выполнять словесные указания взрослого, не сопровождаемые жестами.

Оборудование: предметы кукольной одежды, кукла Мишутка.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с малышом Мишуткой, сообщает, что ему очень хочется выйти с детьми на прогулку, узнать, в какие игры они играют зимой.

Дети приглашают малыша на прогулку, тот сразу жеспешит к выходу. Дети с воспитателем останавливают его и говорят, что на улице холодно нужно одеться, предлагают свою помощь. Воспитатель шёпотом просит детей принести ту или иную вещь и надеть на Мишутку. Закончив одевание, дети отправляются на прогулку, играют с Мишуткой.

«Беги в свой домик»

Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся звуковому сигналу.

Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условные дома для детей (стульчики, обручи, постройки из крупного конструктора).

Описание игры: Воспитатель беседует с детьми, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка,изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.

«Наряжаем ёлку»

Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение действовать по звуковому сигналу.

Оборудование: 2 комплекта ёлочныхигрушек из разных материалов (стеклянные, пластиковые, мягкие), кукла, ёлочка, ширма.

Описание игры: Воспитатель рассказывает, что кукла Маша готовится к Новому году, наряжает ёлку. Но до верхних веточек она не дотягивается, не может хорошо повесить,и игрушки всё время сверху падают. Маша просит помощи у ребят, ведь они такие высокие, до самой макушки достанут.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, слушает, какой звук они издают, затем уносит один комплект за ширму. Дети прислушиваются, какая игрушка упала у Маши, и приносят к её ёлочке такую же, помогают прочно повесить на ветку. После любуемся ёлочкой, выполняем движения в соответствии со словами игры:

Мы развесили игрушки

ОТ подставки, до макушки.

Шарики цветные,

рыбки золотые,

Разноцветные флажки,

расписные петушки.

Громко хлопнула хлопушка:

БА-АХ!

Зазвенели все игрушки: -Ах! Ах!

ЯНВАРЬ

«весёлые Петрушки!»

Цель: Развивать неречевой слух, умение распознавать звуки по звучанию.

Оборудование: Погремушка большая и маленькая, бубенчики, игрушка Би-ба-боПетрушка.

Описание игры:Тили-тили-бом, Пришёл Петрушка,

Тили-тили-бом, как весел он.

Тили-тили –бом, гремит погремушкой,

Тили-тили-бои, бубенчиков трезвон.

Петрушка показывает детям свои игрушки и просит ребёнка поиграть и потанцевать с ним. Он издаёт звук, а дети отгадывают, нас какой игрушкой играет Петрушка.

«Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: взрослый предлагает детям «превратить руки в слонов» и предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Воспитатель произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон,слон

ФЕВРАЛЬ

«Вьюга воет,а ветерок помогает?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков подлительности: учить слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).

Оборудование: картинки с изображением длинной и короткой дорожки.

Описание игры: воспитатель показывает по очереди картинки, объясняя, что вьюга поет долго: «У-У-У» и проводит вместе с ребёнком пальцем по длинной дорожке, а сынок-ветерок коротко: «у» и проводит пальцем по короткой дорожке. Затем предлагает послушать и определить, кто поет: вьюга или ветерок и показать их дорожку.

«Курочка пеструшка зёрнышки клюёт»

Цель: развивать неречевой слух, учить различать звуки по громкости звучания, ориентироваться в пространстве, употреблять наречия далеко-близко.

Оборудование: игрушечные курочка и цыплята, деревянная палочка, ширма.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с курочкой и её детками-цыплятками. Рассказывает, что курочка ходит по лужочку, ищет зёрнышки, а потом зовёт цыплят, угощает их. Предлагает послушать, далеко или близко ходит курочка. За ширмой стучит палочкой о стол громко или тихо. Дети угадывают, далеко или близко курочка и идут с цыплятами клевать зёрнышки далеко от воспитателя, или остаются рядом.

«Что стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал:Аудиозапись с шумами улицы.

Описание игры: Воспитательвключает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, мотоцикл, трамвай, автобус).

«Папа – мастер на все руки»

Цель:дифференцировать неречевые шумы, соотносить звук с конкретным предметом, который его издаёт.

Оборудование: Детские ил настоящие инструменты.

Описание игры: Воспитатель сообщает детям, что у них поломался стульчик. Кто смог бы починить его? Помните, как Димин папа помог нам отремонтировать полочку?Подводит к выводу, что можно попросить папу о помощи, но ему нужны инструменты. Рассматривают инструменты, вслушиваются, какой звук они издают (молоток стучит, ножовка трещит, клещи щёлкают). Потом просит послушать, каким инструментом работает папа и показать, как он работает этим инструментом.

МАРТ

Цель: различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же слова.

Оборудование: букет цветов.

Описание игры:Перед маминым праздником дети должны потренироваться. Чтобы нежно и ласково поздравить свою маму. Выбирают девочку, которая будет мамой. Она становится спиной к детям. Воспитатель молча вручает кому-нибудь из детей букет, и тот произносит по возможности нежным, ласковым голосом: «С праздником, мамочка!» Девочка-водящая угадывает, кто поздравлял маму.

«Дождик льёт и капает»

1 вариант.

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: музыкальный треугольник или металлофон, картинка с изображением дождя.

Дождик лей, дождик лей,

На меня и на людей.

На меня - по крошечке,

На людей - по ложечке,

А на бабу Ягу –

Лей по целому ведру.

Описание игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку. Играя на треугольнике, предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося:«Кап – кап!»).Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!»).

2 вариант.

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения. Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.

Описание игры: воспитательговорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Игра «Три медведя»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация речевых звукокомплексовпо высоте звучания.

Оборудование: картинки трёх медведей на каждого ребёнка.
Описание игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Песни леса»

Цель: развитие фонематического восприятия. Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.

Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у- у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

«Кто Мишутку разбудил?»

Цель: развивать речевой слух, ориентироваться на индивидуальные особенности тембра, высоты, силыголоса других детей.

Оборудование: игрушечный медвежонок, стул, иллюстрация медведя, спящего в берлоге.

Описание игры: Главный герой игры – мягкая игрушка медвежонок. В игре участвуют все дети. Они садятся на стульчики полукругом. Напротив сидящих детей стоит свободный стул.

Воспитатель: Кто из вас, дети, знает, что делают зимой в лесу настоящие медведи?(Зимой медведи спят в берлоге.)

Выбирается ребенок, ему вручается игрушка. Ребёнок садится на отдельно стоящий стульчик и «укладывает» Мишутку спать. Чтобы не будить Мишутку, детям предлагают сидеть «тихо-тихо» - послушать тишину. Знаком педагог предлагает одному из детей «разбудить» Мишутку: «Мишутка, Мишутка, пора вставать!» Ребёнок, баюкавший игрушку, должен угадать, кто именно разбудил медвежонка. Если ребёнок правильно определит позвавшего, ему предоставляется право выбрать следующую «няню» для медвежонка.

«Высокие – низкие»

Цель: дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

Оборудование; иллюстрации деревьев и кустарников.

Описание игры: Воспитатель обговаривает с детьми, что деревья высокие, веточки на ветру качаются в вышине и поют песенки высоким голосом. Дети поднимают руки вверх и раскачиваются, как деревья.

А кустики низкие, они поют на ветру низким голосом. Дети приседают, разводят руки в стороны.

Предлагает определить, с кем поёт ветер: с деревьями или кустами?

АПРЕЛЬ

«Птицы летят»
Цель: Развитие речевого слуха,концентрации слухового внимания.

Оборудование; иллюстрации птиц, знакомых детям.
Описание игры: Перед детьми вывешиваютсяиллюстрации птиц. Воспитатель сообщает детям, что он будет называть птиц, которые летят к нам,но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны поднять руки вверх только тогда, когда услышат, что летит птица. Если скажут другое слово, то руки нужно спрятать за спину.Воспитатель медленно произносит фразы, делает паузы между ними (ласточки летят, утки летят, стулья летят).

«Начинается игра, ловим, ловим комара»

Цель: Выделение в звуковом потоке согласного звука «З». Описание игры: взрослый называет и многократно повторяет согласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Детям предлагают пойти на луг, полюбоваться, как пчёлки собирают с цветочков мёд. Но к нам пристают надоедливые комары, которых нужно поймать. Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

З – Ж – З – З – Ж – Ж – З – Ж – З – З.

«Цирковые лошадки»

Цель: Развивать слуховое внимание, ориентируясь на темп звучания.

Оборудование: Деревянные ложки, игрушки-лошадки.

Описание игры:Воспитатель приглашает детей на цирковое представление. Сегодня выступают цирковые лошадки. Когда ложки стучат быстро, лошадки резво скачут по круглой арене, а когда ложки стучат медленно, лошадки кивают головой.

«Цветочки хотят попить»

Цель: развивать слуховое внимание, учить выделять в звуковом потоке гласный «а».

Оборудование; леечка, цветок, нарядная слуховая трубочка (свёрнутый в цилиндр лист картона).

Описание игры: Воспитатель объясняет, что цветы не могут обходиться без воды. Когда цветы хотят пить, они очень-очень тихо просят «а-а-а». Они говорят так тихо, что люди не слышат их голоса. Но сегодня к нам в руки попала волшебная слуховая трубочка, которая поможет услышать звуки природы и понять. Когда цветочки захотят пить.

Воспитатель вызывает ребёнка, вручает ему трубочку и произносит цепочку гласных, выделяя голосом звук «а»: А-У-О-Ы-А-А. Услышав Звук «а», ребёнок «поливает» цветок из леечки.

МАЙ

«Овощной магазин»

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Муляжи овощей, витрина магазина.

Описание игры:Мама-зайчиха попросила своего зайчонка сходить в магазин за овощами (воспитатель называет 2 овоща), на зайка всё позабыл, что ему велели купить. Воспитатель спрашивает деток, не помогут ли они зайчонку? Нужно вспомнить, что попросила зайчиха и попроситьэти овощи в магазине у продавца – другого ребёнка..

«Какие детки падаютс ветки?»

Цель: различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

Оборудование: живые фрукты или муляжи яблока и винограда, изображение яблони, виноградной лозы.

Описание игры:Воспитатель показывает детям изображение яблони и виноградника со спелыми плодами. Посмотрите, какой урожай созрел в саду! Пролетал мимо сада шаловливый ветерок, подул на виноградную лозу, и упала на землю виноградинка. Демонстрирует детям, как легко падает виноградина.Понравилось это ветерку, решил он яблоню раскачать, яблоко сбить. Легонько подул, но яблоко большое, тяжёлое, непросто его с ветки уронить! Собрался с силами ветерок и подул, что есть мочи. И упало большое яблоко на землю, громко шлёпнулось. Вот так. Демонстрирует, как падает яблоко, сравнивает громкость звука.

Ветер по саду летал,

Ветер с фруктами играл.

Яблоко и виноград

Уронить на землю рад.

Послушайте, что упало с ветки? За ширмой воспитатель роняет поочерёдно то яблоко, то виноградину, а дети отгадывают.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Слухачи

Развиваем внимание, слуховую память

Предметы, изготовленные из разных материалов (деревянные и металлические ложки, фарфоровый чайник и др.).

Описание : эта игра должна проходить в помещении, знакомом ребятам. В игре лучше использовать предметы, которые ребята хорошо знают.

Дети должны узнать какой-нибудь предмет по звуку, который он издает. Во время игры участники закрывают глаза. В это время ведущий стучит по одному предмету. Это должен быть предмет определенного качества, металлический, деревянный, пластмассовый или из другого уже известного ребенку материала. Во время первых игр основная задача ребенка — определить это индивидуальное качество.

Можно даже ограничиться двумя предметами. Впоследствии можно просить точного определения предмета.

Рассказ по слуху

Развиваем слуховую память, внимание, творческое воображение, фантазию

Материалы и наглядные пособия для игры: Предметы, изготовленные из различных материалов.

Описание: в этой игре участнику предлагается сразу несколько предметов, которые необходимо угадать на слух. Это первая часть задания. Вторая часть включает сочинение рассказа, в котором должны упоминаться предметы или персонажи, издающие эти звуки.

Эта игра в определенной степени — разновидность предыдущей. Ее отличительной чертой является внесенный в нее творческий элемент. Она может проводиться, когда предыдущая уже будет вполне освоена.

Принеси

Развиваем слуховое восприятие, внимание, скорость реакции

Материалы и наглядные пособия для игры: Мягкие и пластмассовые игрушки, жетоны или пуговицы.

Описание : эта игра предназначена для самых маленьких. Проводить ее лучше в той комнате, где находятся все игрушки малыша. В игре также может участвовать несколько детей.

Ведущий должен сесть на стул у того места, где находятся все игрушки. Участники должны встать от ведущего на расстоянии не менее 2 метров. Теперь ведущий должен называть предметы, которые нужно принести. Если ребенок услышал название предмета правильно и принес нужную игрушку, он получает жетон (или пуговицу). Тот участник, который набрал большее количество жетонов, считается победителем.

Найди себе пару (первый вариант)

Материалы и наглядные пособия для игры : чистые листы бумаги и карандаши.

Описание: эта игра идеально подходит для праздников и любой веселой компании. Перед началом игры на отдельных листках бумаги записываются названия животных в 2 экземплярах. Затем участникам игры раздаются эти листочки, и через определенный промежуток времени выключается свет. В темноте все участники должны издавать звуки, которые характерны для животного, название которого записано на карточки. Главная задача участников — найти свою пару на слух, т. е. того игрока, который получил такую же карточку. Через минуту свет включается, и те участники, которые не смогли выполнить задание, считаются проигравшими. Эту игру можно повторять на протяжении вечера несколько раз.

Найди себе пару (второй вариант)

Развиваем внимание, слуховое восприятие, творческое мышление

Материалы и наглядные пособия для игры: п овязка на глаза, музыкальные инструменты.

Описание: сначала нужно выбрать двух участников и решить, кто из них будет искать другого. Тому участнику, который будет заниматься поисками, завязывают глаза. Теперь второй участник должен издавать какой-нибудь звук, по которому его и попытается найти первый игрок. Оставшиеся ребята могут активно мешать поискам, издавая свои или похожие звуки.

Примечание . Для игры можно использовать музыкальные и шумовые инструменты.