Игры на разгрузку. Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения

Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым”.

Пояснительная записка

Основная цель комплекса

Игра лечит от агрессивности.

- о казание помощи детям дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) в развитии и в адаптационных возможностях.

Задачи:

Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности;

Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Оптимизация мышечного тонуса

Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;

Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки;

Повышение функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов);

Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;

Формирование позитивных установок.

Ожидаемые результаты

При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.

Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.

У детей при прослушивании музыки происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих паттернов у детей и формированию позитивных установок.

С помощью упражнений произойдет специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей.

Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой, сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.

Агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, но и отстаивание.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Содержание:


Пояснительная записка ……………………………………………..……2-4

I младшая группа


«Муха» игры с руками………………………………………….…….….…..9

«Кулачек» игры с руками…………………………………………………..10

«Лебедь белая» игры с руками…………………………………….….…...11

«Указочка» игры с руками………………………………………………….12

«Веселый котенок» стимулирующее упражнение………………………..13

«Ветерок» дыхательная гимнастика………………………………….…...13

«Повтори ка!» упражнение драматизация ……………………….…… ….…..13

«Шишки» гимнастика для рук……………………………………..………13

«Чижик - пыжик» игры с руками……………………………………….....14

«Мальчик с пальчик» игры с руками……………………………………..15

«Грека и рак» игры с руками………………………………………………16

«Про бабку» игры с руками…………………………………………..........17

«Совушка сова» игры с руками………………………………………….....18

«Колпак» игры с руками…………………………………..……………….19

«Одуванчик» дыхательная гимнастика………………..………….….......19

II младшая группа


«Лентяи» стимулирующее упражнение………………………………..…21

«Спящий котёнок» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики………………………………………………………………..….21

«Холодно – жарко» ирга инсценирование……………………………...…21

«Солнышко и тучка» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики…………………………………...……………….22

«Веселые животные» игра драматизация…………...……………………...22

«Бабочка» дыхательная гимнастика……...……………………………….22

«Догони овощи» с тимулирующее упражнение…………………………..22

«Прикрой глазки» инсценирование……………………………………….22

Средняя группа


"Прикосновение» игра на тактильное восприятие …………...…………...24
«Повтори кА!» и гра–пантомима ………………………………...…….……24

«Драгоценность» игры для рук…………………………...………………...24

«Игра с песком» упражнение на тактильное восприятие………………...24

«Муравей» гимнастика с элементами дыхательных упражнений……….25

«Полные паруса» дыхательная гимнастика …………………....………….25

«Летит пчела» игра драматизация…………………………...……………..25

«Падают листочки» и гра драматизация с элементами дыхательной гимнастики……………………………………………………………………25

Старшая группа


«Молчу - шепчу – кричу» упражнение на внимание ……………………27
«Облака» упражнение релакс……………………………………………...27

«Водопад» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………………..28

«Улыбка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица…………………………………………………………………...28

«Солнечный зайчик» релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица…………………………………………………...28

«Пчелка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………..............29

«Бабочка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица с элементами дыхательной гимнастики…………………..…29

«Качели» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………………..29

Подготовительная

группа


«Скульптура» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………….……..31

«Шар» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………….……..31

«Тише» игра –драматизация………………………………………………32

«Пальчик - мальчик» игры с руками…………………………………...…32

«Белка» игры с руками…………………………………………………….32

«Орешек» и гры с руками…………………………………………………..33

«Мыльные пузыри» дыхательная гимнастика………………………...…33

Стимулирующее упражнение………………………………………………33

(1-3 лет)

«Муха»

(игры с руками)

Вот летела муха, (пальцами правой руки

машем в разные стороны)

На варенье села, (Левой рукой хлопнуть по

правой)

Вымазала брюхо- (Ладони трут друг о друга,

направляя в разные стороны)

изображая полет )

«Кулачок»

(игры с руками)

Как сожму я кулачок (сжимаем руки в кулаки)

Да поставлю на бочок (ставим кулачки боком на

коленках)

Разожму ладошку (разжимаем кулаки)

Положу на ножку (руки кладем на колени)

«Лебедь белая»

(игры с руками)

Лебедь белая плывет (рука изображает лебедь)

шею изгибает. (руки соединены между

А захочется в полет

Крылья расправляет (пальцы расправлены

в разные стороны,

изображая

изображая крылья)

«Указочка»

(игры с пальцами)

Ротик мой умеет кушать (указательным пальцем

показать на губы)

нос- дышать, а уши- слушать. (показываем на нос, уши…)

могут глазками –моргать (поморгать)

руки – все хватать, хватать (показываем руками

захватывающие

движения)

Игра «Веселый котенок»

(стимулирующее упражнение)

(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).

На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.

После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.

«Ветерок»

(дыхательная гимнастика)

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

«Повтори ка!»

(Упражнение драматизация)

Брови вверх-вниз.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

«Шишки»

(Гимнастика для рук)

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

«Чижик -пыжик»

(игры с руками)

-Чижик – пыжик где ты был? (грозим пальцем)

-Я на речке руки мыл (моим руки)

Ветер дунул, я упал расставляем пальцы и

обдуваем себя ветром

В луже руки замарал отряхиваем руки

друг о друга

«Мальчик с пальчик»

(игры с руками)

-мальчик с пальчик, где ты был? (перебираем

пальцы

-с этим братом в лес ходил… ребенка по

одному

-с этим братом щи варил… на каждую сторону

-с этим кашу ел слегка потирая

-с этим братцем песни пел… каждую фалангу)

«Грека и рак»

(игры с руками)

Ехал Грека через реку. (кисти сжаты в кулаки

обе руки рисуют в воздухе круги

Видит Грека: в реке – рак. руки вытянуты вперед

большой палец направляем вниз

Сунул Грука в реку руку. одну руку напрвляем вниз

Рак за руку Греку цап другой рукой –схватить

опущенную руку

«Про бабку»

(игры с руками)

Да жила у речки (разводим руками, как бы

поглаживая водную гладь)

Захотелось бабке (опять руки в боки)

Искупаться в речке (изображаем плавание)

И купила бабка (руки в боки)

Мыло и мочало (руки вперед – обтираем руки)

Эта сказка хороша, (правая рука вперед

Я начну сначала большой палец вверх)

«Жила – была бабка» (руки в боки)

«Совушка - сова»

(игры с руками)

Совушка – сова, большая голова (ребенок берется

за голову руками)

На суку сидит (присаживается на

корточки)

Во все стороны глядит (поворачивает голову)

(руками вправо и влево)

Да вдруг как полетит (взмахивает руками)

«Колпак»

(игры с руками)

Колпак под колпаком (ребенок вытягивает ладонь)

Под колпаком колпак (накрывая ее другой ладонью)

«ОДУВАНЧИК»

(дыхательное упражнение)

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)

(3-4 года)

Лентяи”

(стимулирующее упражнение)

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Холодно – жарко”

(ирга инсценирование)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Солнышко и тучка”

(стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

«Веселые животные»

(игра драмматизация)

Дети представляют возле себя названное педагогомживотное и эмоционально реагируют на него.

Упражнение «БАБОЧКА»

(дыхательная гимнастика)

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Догони овощи»

(стимулирующее упражнение)

Как-то вечером на грядке(Дети идут по кругу, взявшись за руки в центре круга – водящий с завязанными глазами.)Репа, свекла, редька, лук.

Поиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.Рассчитались чётко тут же:(Останавливаются, крутят водящего.)Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,(Разбегаются, приседают,водящий ищет.)Ну а ты иди искать.

Упражнение «Прикрой глазки»

(инсценирование)

Спросите ребенка: а ты пробовал щурить глаза перед сном? Что ты видел? Нарисуй. Попросите детей повторить данное упражнение.

(4-5 лет)

"Прикосновение"

(Игра на тактильное восприятие)
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Повтори кА!»

Игра–пантомима

Звучит музыка из серии «Звуки природы».– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:– распустились цветы

пчелы полетели собирать мед– подул ветерок – закачались деревья

солнышко улыбнулось из-за тучи– в траве прыгают кузнечики

паучок плетет паутинку– птицы перелетают с ветки на ветку

и поют песни

Драгоценность”

(Игры для рук)

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Игра с песком”

(упражнение на тактильное восприятие)

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Муравей”

(гимнастика с элементами дыхательных упражнений)

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Полные паруса»

(дыхательная гимнастика)

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Летит пчела»

(игра драматизация)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.Подлетает к ней комар – Что ты ищешь там?– Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом, Просто некогда скучать.

«Падают листочки»

( игра драматизация с элементами дыхательной гимнастики )

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Техника выполнения упражнения: воздух набирать через нос, плечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению.

(5-6 лет)

"Молчу - шепчу - кричу"
(упражнение на внимание)
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Облака”

(упражнение релакс)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие.все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Водопад”

с мышц туловища, рук, ног)

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове

. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Солнечный зайчик”

(релаксационные упражнения для снятиянапряжения с мышц лица)

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Бабочка”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Качели”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

(6-7 лет)

Игра «Скульптура»

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

"Шар"

(релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног)

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

«Тише»

(игра -драматизация)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, тоостанавливаются и знаком показывают друг другу:«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок» Верлина – выразительные движения,выпячивание, указательный палец к губам.

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

(игры с руками)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать

большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Белка»

(игры с руками)

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать

все пальчики,

начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Орешек”.

(игры с руками)

Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Мыльные пузыри”

(дыхательная гимнастика)

научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
Инструкция: Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

Стимулирующее упражнение

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз

Балалардың психологиялық

жеңілденуіне арналған ойындар

Игры для психологической разгрузки


.

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия социального работника требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми социальный работник испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Социальный работник находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что социальные работники современных социальных служб нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе всех специалистов.

Основная часть.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья социального работника.

Задачи:

Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции; - создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой; - совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга : группа социальных работников от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 45 минут.

Ведущий тренинга : социальный работник, психолог (тренер)

Ход проведения тренинга

Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: в нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время вас что-то тревожит?

– Или вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят вас из равновесия?

Если вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у вас преобладает. Тренер комментирует значение выбранного цвета.

Карточки «значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

2. Упражнение «визитка»

Участники группы на первую букву своего полного имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

3. Игра «ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение: все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «ветер дует на того, у кого... (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)... И игра продолжается.

Аутотренинг

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова ведущего.

Звучит музыка. Тренер проговаривает слова.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя. Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен. Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.3-2-1 откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

5. Упражнение «оранжевые очки»

Материалы: желательны – очки с оранжевыми стеклами.

Время упражнение – 10 мин.

Инструкция: «если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о...

Посещении ресторана

Разговоре с другом

Нашем тренинге

Своей зарплате

Вашей квартире

Себе самом (самой)

Ваших близких и т.д.

Используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?"

Обсуждение. Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.

Испорченный видеотелефон

Аналог испорченного телефона. Подготовка: Участники игры садятся спиной к сцене.

Игра: Первый и второй участники выходят на сцену и становятся в противоположных ее концах. Теперь первый с помощью жестов и мимики должен передать свое сообщение второму. Например, о том, что в воскресенье они приглашены на день рождения к знакомой девушке к двум часам дня и с утра надо купить цветы. Когда второй участник подтверждает, что он все понял, первый садится на место, и на сцену выходит следующий. И так до тех пор, пока последний участник не получит информацию. После этого он оглашает сообщение. Можно так же произвести опрос всех участников в обратном порядке. Победителей нет - главное настроение.

Пеленгатор

Инвенарь: Повязка. Подготовка: Все участники рассаживаются по кругу на максимальном расстоянии друг от друга. Один из них приглашается на сцену круга и становится водящим, которому предстоит стать "пеленгатором".

Игра: Задание заключается в следующем: Участники, сидящие по кругу, разбиваются на условные пары и вслух в течение минуты договариваются о выполнении какого - нибудь совместного действия.Поскольку все пары говорят одновременно, разобраться в содержании их разговоров довольно трудно. Шум, производимый ими, условно можно назвать "шумом в эфире". Вот тут-то и должен проявить свои способности водящий: во-первых, " запеленговать" партнеров каждой пары и, во-вторых, прослушать и понять содержание их разговора. Победитель: "Пеленгатор", лучше выполнивший задание.

Наводчики

Инвенарь: Пронумерованные карточки в количестве, соответствующем числу участников. Подготовка: Карточки с номерами раскладываются на столе цифрами вниз. Участники игры тянут жребий. Дается следующая инструкция по распределению ролей. Тот, кто вытащил карточку с №-1, становится водящим. Остальные участники (их должно быть 15-25 человек) распределяются на две группы. Четные номера играют роль " наводчиков", нечетные-"перехватчиков".

Игра: Водящий - выходит из помещения, остальные прячут какой - либо небольшой предмет, например записку. После этого приглашается водящий, и ему предлагают найти спрятанный предмет.

"Наводчики" должны бессловесно помогать водящему, но так, чтобы никто, кроме него самого, этого не заметил. "Перехватчики" недолжны, во-первых,сбивать входящего дезинформацией, а во-вторых, они должны обнаружить и устранить "наводчиков". Учитывая, что играющие не знают номеров друг друга, внимание их должно быть особенно тонким и искусным."Перехватчики", используя только им данною право, могут хлопком останавливать игру. Водящий в это время должен отвернуться и встать спиной ко всем, а "перехватчик" - встать и попросить у обнаруженного им участника его номер. Если предположение подтвердилось и обнаружен действительно "наводчик то он выбывает из игры. Если же оказалось, что "перехватчик" ошибся и обнаружил "своего", из игры выбывают оба обнаруживающих себя игрока из команды "перехватчиков". В первом случае обнаруживший себя "перехватчик" продолжает игру, но уже "легально".

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет спрятанный предмет или не будут обнаружены и выведены из игры "наводчики". Победитель: "Наводчики", если предмет найден, в противном случае "перехватчики"

Роддом

Играют два человека. Один - только что родившая жена, а другой - верный ее муж. Задача мужа - как можно подробнее распросить все о ребенке, а задача жены объяснить все это мужу знаками, т.к. толстые двойные стекла больничной палаты не пропускают звуки наружу. Увидите, какие жесты будет делать жена! Главное - неожиданные и разнообразные вопросы.

Кто быстрее?

Эту игру помню еще с детского садика, только использовались кегли. В круг ставятся пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно немного наполнить водой) в количестве N-1, где N - это количество участников. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из дальнейшей игры. Каждый раз количество уменьшается на одну.

Полез на елку за укропом, а его арбузами завалило...

Всем участникам выдаются чистые листы бумаги, где они будут писать свои "шедевры", и ручки. Участники пишут имена своих героев, загибают листок так, чтобы написанного не было видно. А затем передают листок соседу. Далее пишут ответы на вопросы типа "куда пошел герой, что с ним случилось и пр." Вопросов можно придумать множество, лишь бы бумаги хватило. После каждого написанного ответа листок загибается и передается соседу. Должно получится нечно вроде "полезла красная шапочка на елку за уропом, а ее арбузами завалило. " Уверен, что прочтение этих "шедевров" вызовет у вас бурю веселых эмоций. :)))

Разведчики

Игрокам прицепляются на спины по табличке с заранее написанным на них словом. Задача играющих - прочитать, что написано на спине соперника, но при это не показать своей надписи.

Взломщики

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

"Папа, мама, пушистое чудо."

Всем играющим нужно разбиться в групки по трое. Потом каждые в своей групке распределяют кто будет папой, кто мамой, кто пушистым чудом. После этого все папы загадывают по два желания (желательно выполнимых в данный момент). Одно желание выполняет мама, а другое пушистое чудо. Выполнив желания, пушистое чудо загадывает свои два папе и маме. А затем загадывает мама.

Например: Алёна - папа, Оля - мама, Зауре - пушистое чудо. Алёна говорит: "Мама, залезь на стол и спрыгни оттуда. Пушистое чудо, громко крикни Ку-ка-ре-ку." Оля прыгает со стола, а Зауре кричит. После этого Оля говорит: "Папа иди поцелуй в щёчку всех мам (всех мам, которые играют). Пушистое чудо поцелуй всех пап." Алёна подходит к каждой групке и целует мам, а Зауре - пап. Потом Зауре загадывает свои желания. Очень весело, не правда ли?

"One up one down"

Эта игра заключается в том, что все участники садяться в круг на стулья и один стул ставиться посередине. Для этой игры необходимо, чтобы было несколько знающих разгадку. После этого ведущий объясняет правила или даже не правила, а саму игру.

Он говорит: Вам (всем играющим) нужно угадать, а лучше сказать расшифровать, три слова:

  • ONE UP ONE DOWN (одна вниз одна вверх),
  • TWO UP (две вверх),
  • TWO DOWN (две вниз)

Ведущие садятся между играющими, примерно через одного, смотря сколько ведущих. Каждому человеку предоставляется право высказать свое предположение, то есть одно из трех слов, а ведущие к тому времени говорят верно его предположение или нет. Человек должен наблюдать за остальными, присматривать и уловить закономерность. Когда человек думает, что расшифровал слава, он не встает и не кричит, а спокойно подходит к одному из ведущих и говорит то, что он придумал, тихонько и на ушко. И игра прдолжается до тех пор, пока все играющие не расшифруют таинственные слова.

НА САМОМ ДЕЛЕ - разгадка заключается в положении ног:

  • ONE UP ONE DOWN - это положение нога на ногу;
  • TWO DOWN - это положение, когда две ноги находятся на полу внизу;
  • TWO UP - это положение, когда ноги лежат на стуле или еще как нибудь, но только не на полу!

Уточка

Есть уточка. Летает, крякает - символизирует шум в данном случае. Тут охотник (вожатый), говорит, что утка мешает нашей работе, крича: "утка!". Дети стреляют в неё: "БАХ!" Тишина. Полная концентрация внимания и готовность к работе

УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ

«Волшебное перо»

Цели и описание: Эта поэтическая игра - прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.
Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.

Материалы: большое красивое перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его при­косновение будет вселять в вас бодрость и веселье. Поочередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».
(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.).

«Клубочек»

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Модификация: Воспитатель может предложить ребенку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) воображаемые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро­сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.

«Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения. Материал: одеяло или плед.

Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести.

«Тихий час для мышат»

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

«Из семечка - в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон­чиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ

Холмогорова В. «Школа добрых волшебников»

Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе.

«Прогулка с завязанными глазами»

Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары - ведомого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.

«Лабиринт»

Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.

Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или рас­цепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».

Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.

ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Разогрев-упражнение «Шум растет»

Ход: Ведущий говорит: «Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, где «разговаривать» будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!». Наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж. Давайте все вместе покажем, как рос Шумок.

Инструкция (педагог детям): «Скажите, кого из вас часто ругают за то, что он кричит? Для нашего упражнения как раз требуются такие ребята. Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся в крике. А один из вас отойдет в сторону, назначим его судьей - он будет решать, какая группа сумеет громче и дружнее крикнуть. Кричать будем так: сначала начнем на корточках и не очень громко. Затем будем постепенно подниматься на ноги, одновременно усиливая крик и поднимая вверх руки. По взмаху моей руки нужно мгновенно замолчать и опустить руки. Прежде чем начинать, я еще раз напом­ню, что побеждает не обязательно самая громкая, но самая дружная группа».

«Нехочухи»

Инструкция: «Ребята, большинство из вас умеют быть послушными детьми. Сегодня мы немного поучимся не слушаться, а точнее - говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу его вам сама. Начнем с головы. Сказать «нет» головой - значит интенсивно помотать ею в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать «нет, нет, нет». Теперь попробуем говорить «нет» руками, помашем перед собой сначала правой, по­том левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим от чего-то отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдем к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой, потом поочередно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» все громче и громче.

«Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Рвакля» (с 3 лет)

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек они отлично пружинят.

«Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка

Ход: Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

ДИНОЗАВРИКИ

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

ЛОВИ – ЛОВИ!

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4 – 5 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.

Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музы­ки. Первый участник игры сидит спокойно, он не дол жен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.

Рассмотри предмет

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно - остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

Воздушный шарик

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Семь свечей

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения "

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение

Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Абажур

Описание

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения

Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение

Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Грецов А., Бедарева Т.

Психологические игры для старшеклассников и студентов