И повышения сопротивляемости организма различным. Как повысить сопротивляемость организма без помощи лекарств? Профилактика и восстановление


Повышение сопротивляемости организма Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Как предупредить инфекционное заболевание

Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно-ограничительные мероприятия (см.раздел «Изоляция»). В ряде случаев необходимо наблюдение за контактными лицами (обсервация) и даже введение карантина (см. раздел «Карантин»). В отношении части больных может оказаться необходимой госпитализация.

Каждый человек должен помнить, что при появлении первых признаков инфекционного заболевания необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Утаивание инфекционного заболевания наносит вред, иногда непоправимый, не только заболевшему, но и окружающим. Вспышка инфекционного заболевания может вывести из строя родственников и целый коллектив на работе.

Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.

Выявление бактерионосителей среди окружающих проводится специальной службой. Уклонение от медицинского обследования должно рассматриваться как грубое нарушение мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями.

Иммунизация

Что касается личной профилактики, то самым надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация. Необходимо повысить специфическую сопротивляемость организма к тем или иным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. Воздействие на иммунитет – иммунизация, которая может быть активной и пассивной.

Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент – введенную вакцину.

Вакцины производятся из убитых или ослабленных микроорганизмов, вызывающих легкие формы заболевания. При снижении иммунитета вакцину можно вводить повторно. Последующее воздействие того же агента приводит к быстрому повышению резистентности с образованием необходимых иммунных клеток.

При некоторых заболеваниях создание вакцин пока не осуществлено (сальмонеллез, заразный насморк, СПИД и др.).

Пассивная иммунизация – это введение готовых антител (белков-иммуноглобулинов, образующихся в ответ на введение микроорганизмов или их части-антигена), полученных от человека или животного после активной иммунизации. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

Химиопрофилактика инфекций

С целью предупреждения некоторых заболеваний проводится профилактическое применение антибиотиков или химиопрепаратов.

Примером может служить профилактика реинфекции при ангине, когда больным после курса пенициллина вводят бициллин-5, что предупреждает осложнение ревматизмом. Употребление мефлохина целесообразно при выезде в климатические зоны, где распространена малярия. Эффективной химиопрофилактикой гриппа является применение ремантадина.

Антибиотики неэффективны при профилактическом использовании с целью предупреждения бактериальных осложнений при гриппе, других острых респираторных заболеваниях, вирусных болезнях с высыпаниями на коже (корь, краснуха, ветряная оспа и др.).

Повышение сопротивляемости организма

Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.

Что делать при присасывании клеща

Методика удаления клеща. При обнаружении клеща, пострадавшие, чаще всего, пытаются тут же его удалить. При этом брюшко часто отрывается, а ротовой аппарат остается в коже. В этом случае нередко происходит нарушение целостности хитиновых покровов членистоногого и содержимое кишечной трубки может попасть в ранку.

Для правильного удаления клеща поверхность кожи с присосавшимся членистоногим обрабатывают дезинфицирующим раствором (спиртом или одеколоном) и, захватив клеща пинцетом, как можно ближе к ротовому аппарату, осторожными качательными движениями (без усилий) извлекают из кожных покровов. В случае отрыва брюшка, остатки ротового аппарата удаляют при помощи стерильной иглы, а ранка обрабатывается йодом.

Удаленного клеща помещают во флакончик или заворачивают в бумагу для исследования на зараженность его боррелиями и вирусами.

Профилактические прививки

В Российской Федерации в последние годы отмечается ухудшение эпидемической обстановки в отношении инфекционных заболеваний, против которых имеются эффективные средства профилактики – вакцины. Так заболеваемость дифтерией за период с 1980 по 1992 годы возросла в 13 раз. В 1993 году в России и других странах СНГ было зарегистрировано около 400 смертельных исходов от этой инфекции. Ежегодно регистрируется 25-30 тыс. больных корью, не снижается число больных эпидемическим паротитом, коклюшем, краснухой. Сложившаяся в России эпидемическая обстановка является следствием серьезных недостатков в системе вакцинопрофилактики, в преодолении которых и состоит один из основных путей снижения инфекционной заболеваемости, особенно у детей.

Для создания коллективной (в школе, в закрытых воинских коллективах) невосприимчивости необходима вакцинация от 85% (коклюш) до 97% (корь) от общей численности наблюдаемого контингента. В нашей стране в 1993 г во время эпидеми дифтерии охват детей прививками АКДС составил лишь 45%.

Этому в значительной степени способствовала слабо поставленная просветительная работа с населением, неоправданно расширенное число противопоказаний для вакцинации. Отмечено, что формирование специфического противоинфекционного иммунитета к одной инфекции сопровождается повышением резистентности (сопротивляемости) детей и к другим инфекционным заболеваниям. Существенно уменьшается также заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями.

Сроки, последовательность и разновидность проведения плановой вакцинации детей против различных инфекций определяются возрастными особенностями иммунной системы ребенка, уровнем инфекционной заболеваемости, а также наличием профилактических препаратов. С учетом этих факторов разрабатывается календарь профилактических прививок. Особенностью российского календаря является проведение вакцинации против туберкулеза всем новорожденным детям (в связи с высокой заболеваемостью туберкулезом) и отсутствие прививок против гемофильной инфекции и краснухи (отечественные вакцины находятся в стадии разработки).

Календарь профилактических прививок (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки начала проведения вакцинации Наименование вакцины 4-7 дней БЦЖ или БЦЖ-М 3 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 4 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 5 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 12-15 месяцев Вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи* 18 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) – однократно 24 месяца Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) + однократно 6 лет АДСМ, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), вакцина против кори, эпидемического паротита, краснухи* 7 лет БЦЖ** 11 лет АД-М 14 лет БЦЖ*** 16-17 лет АДС-М Взрослые однократно каждые 10 лет АДС-М (АД-М) Примечания:

* – вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи проводится моновакцинами или тривакциной (корь, краснуха и эпидемический паротит) при условии осуществления производства отечественных препаратов или закупок зарубежных вакцин, зарегистрированных в установленном порядке; ** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом; *** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом и не получивших прививку в 7 лет Календарь прививок против вирусного гепатита В (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки вакцинации 1-я схема 2-я схема Первая вакцинация Новорожденные в первые 24 часа жизни (перед прививкой БЦЖ) +4 + 5-й месяц жизни ребенка Вторая вакцинация 1-й месяц жизни ребенка +5 + 6-й месяц жизни ребенка Третья вакцинация 5 – 6-й месяц жизни ребенка +12 + 13-й месяц жизни ребенка Учитывая эпидемиологические особенности гепатита В, вакцинации в первую очередь подлежат дети раннего возраста и взрослые, относящиеся к группам высокого риска заражения Реакции и осложнения после прививок Различают общие и местные послепрививочные реакции. Общие реакции выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием. При введении вакцины подкожно появляется болезненность, реже припухлость в месте иньекции (местная реакция). Как общая, так и местная реакции после прививок переносятся легко и продолжаются не более 3-х дней.

Отводы от прививок Нередко принимаются решения о невозможности вакцинации детей с ослабленным здоровьем. Однако по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения именно ослабленные дети должны прививаться в первую очередь, так как они наиболее тяжело болеют инфекциями. В последнее время перечень заболеваний, считавшихся противопоказаниями для вакцинации, существенно сужен.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок Состояния В анамнезе Перинатальная энцефалопатия Недоношенность Стабильные неврологические состояния Сепсис Увеличение тени вилочковой железы Болезнь гиалиновых мембран Аллергия, астма, экзема Гемолитическая болезнь новорожденных Врожденные пороки Осложнения после вакцинации в семье Дисбактериоз Аллергия в семье Поддерживающая терапия Эпилепсия Стероиды местно применяющиеся Внезапная смерть в семье Календарь профилактических прививок ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ Календарь профилактических прививок (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки начала проведения вакцинации Наименование вакцины 4-7 дней БЦЖ или БЦЖ-М 3 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 4 месяца АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 5 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) 12-15 месяцев Вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи* 18 месяцев АКДС, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) – однократно 24 месяца Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) + однократно 6 лет АДСМ, оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ), вакцина против кори, эпидемического паротита, краснухи* 7 лет БЦЖ** 11 лет АД-М 14 лет БЦЖ*** 16-17 лет АДС-М Взрослые однократно каждые 10 лет АДС-М (АД-М) Примечания:

* – вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи проводится моновакцинами или тривакциной (корь, краснуха и эпидемический паротит) при условии осуществления производства отечественных препаратов или закупок зарубежных вакцин, зарегистрированных в установленном порядке; ** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом; *** – ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом и не получивших прививку в 7 лет Календарь прививок против вирусного гепатита В (из приказа щ375 МЗ РФ 18.12.97) Сроки вакцинации 1-я схема 2-я схема Первая вакцинация Новорожденные в первые 24 часа жизни (перед прививкой БЦЖ) +4 + 5-й месяц жизни ребенка Вторая вакцинация 1-й месяц жизни ребенка +5 + 6-й месяц жизни ребенка Третья вакцинация 5 – 6-й месяц жизни ребенка +12 + 13-й месяц жизни ребенка Учитывая эпидемиологические особенности гепатита В, вакцинации в первую очередь подлежат дети раннего возраста и взрослые, относящиеся к группам высокого риска заражения

Реакции и осложнения после прививок

Различают общие и местные послепрививочные реакции. Общие реакции выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием. При введении вакцины подкожно появляется болезненность, реже припухлость в месте иньекции (местная реакция). Как общая, так и местная реакции после прививок переносятся легко и продолжаются не более 3-х дней.

Тяжелая общая интоксикация, припухлость, нагноение в месте введения вакцины расцениваются как поствакцинальное осложнение. Необходимо учитывать сроки и характер возможных осложнений после прививок:

общие тяжелые реакции с повышением температуры, иногда судорожные подергивания мышц возникают не позже 48 ч после прививок АКДС, АДС и АДС-м и не раньше 4-5 дней на вакцины против кори и эпидемического паротита (свинки); появление признаков менингита возможно на 3-4 неделе после введения вакцины против эпидемического паротита; аллергические реакции на коже могут появляться не позже 24 ч после введения любой вакцины; катар дыхательных путей после введения вакцины против кори возможен на второй неделе после прививки.

Отводы от прививок

Нередко принимаются решения о невозможности вакцинации детей с ослабленным здоровьем. Однако по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения именно ослабленные дети должны прививаться в первую очередь, так как они наиболее тяжело болеют инфекциями. В последнее время перечень заболеваний, считавшихся противопоказаниями для вакцинации, существенно сужен.

Абсолютными противопоказаниями для прививки являются: тяжелая реакция на предшествующее введение данного препарата, злокачественное заболевание, СПИД.

Временными противопоказаниями для прививок всеми вакцинами служат острые лихорадочные заболевания в периоде разгара или обострение хронических болезней. Минимальные сроки медицинских отводов после острых и обострения хронических заболеваний у детей апробированы в Научно-исследовательском институте детских инфекций и представлены в таблице.

Сроки медотводов от прививок после обострения заболеваний, мес.

Заболевания Сроки медотводов при применении вакцин АКДС АДС Полиомиелитная Коревая Паротитная Аллергодерматозы 1 1 1 1 1 Анафилактический шок *** 3 1 3 6 Бронхиальная астма *** 1 1 1 6 Фебрильные судороги *** 1 1 1 1 Афебрильные судороги *** 3 1 3 6 Гидроцефалия *** 1 1 1 1 Нейроинфекции *** 6 1 6 12 Травмы мозга *** 1 1 1 1-3 Острые инфекции 1 1 1 1 1 Обострение хронических заболеваний 1 1 1 1 1 Системные болезни *** 1 1 12 12 Тромбоцитопения *** 1 1 6 6 Сахарный диабет *** 1 1 1 6 Туберкулез *** 1 1 1 6 Хронический гепатит *** 1 1 1 6 *** – постоянный медотвод.

Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при заражении инфекционными заболеваниями.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок (из Приказа N375 МЗ РФ от 18.12.97) Вакцина Противопоказания Все вакцины Сильная реакция или осложнение на предыдущую дозу Все живыеВакцины Иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность БЦЖ вакцина Вес ребенка менее 2000 г, коллоидный рубец после предудущей дозы ОПВ (оральная полиомиелитная вакцина) Абсолютных противопоказаний нет АКДС Прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе (вместо АКДС вводят АДС) АДС, АДСМ Абсолютных противопоказаний нет ЖКВ (живая коревая вакцина), Тяжелые реакции на аминогликозиды ЖПВ (живая паротитная вакцина) Анафилактические реакции на яичный белок Примечания: Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострения хронических заболеваний. При нетяжелых ОРЗ, острых кишечных заболеваниях и др. прививки проводятся сразу же после нормализации температуры тела.

* – сильной реакцией является наличие температуры выше 40 градусов, в месте введения вакцины – отек, покраснение больше 8 см в диаметре, наличие реакции анафилактического шока.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок Состояния В анамнезе Перинатальная энцефалопатия Недоношенность Стабильные неврологические состояния Сепсис Увеличение тени вилочковой железы Болезнь гиалиновых мембран Аллергия, астма, экзема Гемолитическая болезнь новорожденных Врожденные пороки Осложнения после вакцинации в семье Дисбактериоз Аллергия в семье Поддерживающая терапия Эпилепсия Стероиды местно применяющиеся Внезапная смерть в семье

Если вы собрались в путешествие

Вы запланировали путешествие, или Вам предстоит командировка в страну, о которой имеете сведения, полученные из школьного учебника по географии и телепередачи «Клуб путешественников». Определились сроки убытия и пребывания в этой стране. Одно из первых дел, которое вы должны выполнить – обратиться к врачу. Не откладывайте этот визит, т.к. могут возникнуть препятствия к вашей поездке, о которых вы и не подозреваете. Медицинское обследование, объем которого определит ваш врач, за несколько месяцев до отъезда поможет выявить противопоказания к предстоящим вакцинациям, а также хронические заболевания, которые могут обостриться в некоторых климатических зонах. Кроме того ряд хронических заболеваний являются прямым противопоказанием к поездкам в некоторые регионы земного шара. Это вы должны знать заранее


Далее:

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА (лат. resistentia сопротивление, противодействие) устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.

Организм человека и животных в процессе филогенеза приобрел морфофункциональные свойства, обеспечивающие его существование в условиях непрерывного взаимодействия со средой, многие факторы к-рой (физические, химические, биологические) могли бы вызвать нарушение жизнедеятельности, повреждение и даже гибель организма при недостаточной его устойчивости - недоразвитии или ослаблении защитных механизмов и приспособительных реакций.

Р. о. тесно связана с его реактивностью (см. Реактивность организма). Способность организма противостоять повреждающим воздействиям в конечном итоге определяется его реакцией как единого целого на эти воздействия. Р. о., таким образом, представляет собой одно из основных следствий и выражений его реактивности.

Понятие «резистентность организма» охватывает широкий круг явлений. В ряде случаев она зависит от свойств различных органов и систем, не связанных с активными реакциями на воздействия. Наир., барьерные свойства многих структур, препятствующие проникновению через них микроорганизмов, чужеродных веществ и др., в значительной мере обусловлены их физическими особенностями: подкожная клетчатка обладает хорошими теплоизоляционными свойствами; кости, сухожилия и другие ткани опорно-двигательного аппарата отличаются большой устойчивостью к механическим нагрузкам; череп имеет большое значение в защите головного мозга от повреждения и т. д.

Помимо таких, относительно пассивных, механизмов Р. о., исключительно большое значение имеют приспособительные реакции (см.Приспособление), направленные на сохранение гомеостаза (см.) при вредоносных воздействиях окружающей среды или при изменениях, наступающих в самом организме. Эти реакции, лежащие в основе Р. о., могут быть каждая в отдельности свойственны определенному биол. виду (видовая Р. о.). Так, различные виды млекопитающих обладают неодинаковой устойчивостью к ядам (морфину, гистамину и др.), инфекционным агентам, охлаждению. Высокая видовая Р. о. может быть связана либо с особой мощностью защитных систем (напр., высокая устойчивость к бактериальному фактору у крыс), либо отсутствием специализированных рецепторов, либо недоразвитостью механизмов, необходимых для реализации соответствующего патол. процесса (напр., слабая выраженность аллергических реакций у рыб и амфибий).

Р. о. к различным факторам может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей. Известно, что даже при эпидемиях, вызванных весьма вирулентными микроорганизмами (чума, холера и др.), заболевают не все люди, находившиеся в тесном контакте с больными, а у заболевших процесс протекает не одинаково. Нек-рые лица резистентны к кинетозам и не поддаются укачиванию; различна врожденная устойчивость к охлаждению, перегреванию, действию различных хим. веществ (лекарственных средств, ядов, токсинов) и к воздействию ионизирующего излучения.

Большие колебания индивидуальной Р. о. связаны не только с врожденными факторами, но и с особенностями Р. о. в момент его взаимодействия с повреждающим агентом. При этом многочисленные факторы, изменяющие индивидуальную реактивность, могут повышать или понижать Р. о. к тому или иному воздействию. Известны колебания Р. о. в зависимости от времени года, в течение суток. На Р. о. существенное влияние оказывают факторы окружающей среды. Наибольшей резистентностью организм обладает при адекватном его взаимоотношении с окружающей средой. Как недостаточные, так и избыточные влияния биологически значимых факторов окружающей среды понижают резистентность. Напр., голодание значительно ослабляет Р. о., способствуя повышению заболеваемости инфекционными и различными соматическими болезнями. Избыточное питание также способствует понижению Р. о. к факторам, вызывающим нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, системы кровообращения и др. В наст, время большое значение приобретает гипокинезия (см.), к-рая существенно понижает Р. о. Однако и перетренировка, напр, у спортсменов, также понижает Р. о. Правильно организованный общественно полезный труд, чередующийся с отдыхом, нормальные семейные и бытовые условия являются важными предпосылками нормального течения психических и физиол. процессов и способствуют повышению общей Р. о. В то же время отсутствие положительной мотивации трудовой деятельности, постоянная профессиональная перегрузка, нарушение биоритмов и другие факторы, способствующие нервно-психической травматизации, снижают Р. о. и предрасполагают к различным заболеваниям. В этом же направлении изменяется Р. о. под влиянием таких социально опосредованных вредных факторов, как алкоголизм, курение, наркомания и др.

Р. о. изменяется в процессе онтогенеза. Новорожденные, получившие от матери запас антител, нек-рое время оказываются высокорезистентными к ряду инф. болезней. Наряду с этим вследствие незрелости систем адаптации они отличаются повышенной чувствительностью к изменениям окружающей среды (охлаждению, перегреванию), к недоеданию, водному голоданию и др. В дальнейшем повышается чувствительность к определенным инф. факторам (детские инфекции). Юношескому возрасту свойственна неустойчивость нейроэндокринной системы, а при акселерации, характерной для промышленно развитых стран, нередко наблюдается дополнительное ослабление Р. о., что способствует возникновению ряда нервных и соматических заболеваний. В зрелом возрасте Р. о. наиболее высокая. В пожилом и старческом возрасте в связи с развитием атеросклероза, нарушений кровообращения, понижением функции эндокринных желез, атрофией тканей и другими процессами, приводящими к ограничению функциональных и структурных резервов организма, общая Р. о. понижается. Однако лица пожилого возраста могут оказаться более резистентными к действию факторов, осуществляющих свое патогенное действие через гиперреакции (аллергия и др.), т. к. способность к таким реакциям с возрастом ослабевает. В пожилом возрасте понижается обмен веществ, что может способствовать повышению Р. о. к пищевому и водному голоданию.

Нек-рые особенности Р. о. связаны с полом. Так, женщины отличаются большей резистентностью к гипоксии, кровопотере, травмам. У них реже наблюдается гиперхолестеринемия и позднее развивается атеросклероз. Биоритмы у женщин, связанные с менструальным циклом, существенно изменяют Р. о., поэтому в нек-рые периоды этого цикла женщины особенно чувствительны к психическим, инфекционным и другим факторам.

Различают неспецифическую и специфическую Р. о. Специфическая резистентность характеризует высокую переносимость только определенных факторов среды, как это наблюдается у людей, перенесших нек-рые инфекции (корь, оспа и др.), или специально иммунизированных вакцинами (Иммунитет, Инфекция). Повышенная резистентность к определенным факторам среды формируется в процессе адаптации (см.), напр, к условиям высокогорья, низким температурам, повышенным физическим нагрузкам и др. При этом адаптация и высокая Р. о. по отношению к какому-либо воздействию может сопровождаться повышением Р. о. и к другим факторам (напр., к физическим нагрузкам и к гипоксии). Возможно, однако, что успешная защита против одной категории воздействий сопровождается снижением Р. о. к другим; напр., при адаптации к мышечным нагрузкам может понижаться устойчивость организма к нек-рым инфекциям и ядам. Механизмы специфической резистентности к микробам и вирусам определяются в основном напряженностью гуморального и клеточного иммунитета (см.).

Под неспецифической Р. о. обычно понимают устойчивость к действию многих разнообразных по своей природе факторов, в т. ч. носящих экстремальный характер. Весьма высокая Р. о. такого рода характеризует, напр., космонавтов, летчиков, водолазов и представителей других специальностей, связанных с большими и подчас непредсказуемыми нагрузками.

Механизмы неспецифической резистентности пока не получили достаточно полного объяснения. Имеются в разной степени обоснованные гипотезы о роли нек-рых органов и систем в неспецифической резистентности. А. А. Богомолец, а позднее Г. Селье обратили внимание на значение в Р. о. коркового вещества надпочечников. Его гормоны (глюко-и минералокортикоиды) играют большую и разностороннюю роль в адаптации организма к действию на него многих повреждающих факторов среды. У эпинефрэктомированных животных, как и у людей с недостаточностью коркового вещества надпочечников, неспецифическая Р. о. оказывается пониженной, что связано гл. обр. с недостатком глюкокортикоидов, потребность в к-рых в условиях стресса (см.) значительно возрастает. При анализе Р. о. отчетливо выступает интегрирующая роль различных отделов ц. н. с. Л.А.Орбели привел убедительные доказательства адаптационно-трофической роли симпатического отдела нервной системы, А. Д. Сперанский показал участие различных нервных механизмов в формировании Р. о. к ядам, токсинам, травмам, а также роль нервной системы в развитии дистрофических процессов. Конкретные механизмы нервного контроля Р. о. во многих случаях недостаточно ясны. Однако несомненно, что ответ на действие повреждающего фактора независимо от уровня его непосредственной реализации формируется как реакция целостной системы, осуществляющей свое влияние на органы и ткани через эфферентные нервы и опосредованно, через эндокринные железы. Большую роль играют и физиологически активные вещества, образующиеся в процессе метаболизма при реакции напряжения и при повреждении тканей. Р. о. обеспечивается не каким-либо специальным органом или одной системой, а целенаправленным взаимодействием различных органов и физиологических систем. При этом большое значение имеет адекватность регуляции и состояние исполнительных систем (кровообращения, дыхания, выделения, крови и др.)* Система клеточного иммунитета, в к-рой большую роль играют Т- и В-лимфоциты (см. Иммунокомпетентные клетки), а также макрофаги (см.), имеет существенное значение не только в борьбе с инфекцией, но и в поддержании общей Р. о. В частности, выявлено, что соматические мутации, вызываемые онкогенными веществами (см.), при нормальном клеточном иммунитете часто не приводят к образованию опухолевого зачатка, т. к. мутантные клетки как чужеродные для организма подвергаются лизису.

При общей высокой неспецифической резистентности организм может быть недостаточно устойчив к определенным воздействиям. В экстремальных условиях, напр, у космонавтов, могут выявиться признаки недостаточной резистентности вестибулярного аппарата, что приводит к нарушению ряда вегетативных функций. Нек-рые лица с весьма высокой общей резистентностью не переносят алкоголь вследствие низкой активности алкогольдегидрогеназы.

Состояние и особенности Р. о. могут быть в известной степени выявлены с помощью функциональных проб и нагрузок, к-рые используются при проф. отборе и в клинике для оценки функциональных резервов органов и систем. В ряде случаев Р. о. по отношению к определенным воздействиям можно оценить прямыми исследованиями наиболее существенных компонентов систем, участвующих в формировании Р. о. (напр., показателей иммунитета). Направленное изменение Р. о. является одним из перспективных направлений профилактической и леч. медицины.

Библиография: Адо А. Д. Некоторые возрастные особенности аллергической реактивности организма, Труды Конф. по возрасти. изменениям обмена в-в и реактивности организма, с. 74, Киев, 1951; он же, Общая аллергология, с. 321, М., 1970; Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека, Л., 1969; Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975; Вернет Ф. М. Целостность организма и иммунитет, пер. с англ., М., 1964; он же, Клеточная иммунология, пер. с англ., М., 1971; Богомолец А. А. Избранные труды, т. 2, Киев, 1957; Бочков Н. П. Генетика человека, Наследственность и патология, М., 1978; Гомеостаз, под ред. П. Д. Гори-зонтова, М., 1976; Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации, Новосибирск, 1980, библиогр.; Л аза-р е в Н. В., Люблина Е. И. и Розин М. А. Состояние неспецифически повышенной сопротивляемости, Пат. фи-зиол. и эксперим. тер., т. 3, № 4, с. 16, 1959; Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика, М., 1981, библиогр.; Орбели Л. А. Вопросы эволюционной физиологии, Избранные труды, т. 1, М.-Л., 1961; Пархон К. И. Возрастная биология, пер. с румын., Бухарест, 1959; П и а н к а Э. Эволюционная экология, пер. с англ., М., 1981; С е л ь е П. Очерки об адаптационном синдроме, пер. с англ., М., 1960; о н ж е, Неспецифическая резистентность, Пат. фи-зиол. и эксперим. тер., т. 5, № 3, с. 3, № 4, с. 3, 1961, библиогр.; Сироти-н и н H. Н. Эволюция резистентности и реактивности организма, М., 1981, библиогр.; Сперанский А. Д. Нервная система в патологии, М.-Л., 1930; Cell biology and immunology of leukocyte function, ed. by М. B. Quastel, N. Y. a. o., 1979; The immune system, functions and therapy of dysfunction, ed. ByG. Doria, L. a. o., 1980.

В. К. Кулагин, H. И. Лосев.

На состояние иммунитета влияют следующие факторы:

1. Возраст

2. Питание

3. Сопутствующие заболевания

4. Состояние нервной системы

Возраст. Чаще болеют пожилые люди и дети, т.к. существует прямая зависимость между возрастом и состоянием иммунной системы. Но, как и везде есть исключения, и это связано с индивидуальными особенностями.

Питание. Если человека сравнить с чем – либо, то как нельзя лучше подойдет машина. Каждый знает, если машину заливать некачественным бензином, она может сломаться. Так и человек, если будет не правильно питаться, он тоже сломается, т.е. заболеет.

Под правильным питанием или рациональным питанием подразумевают, наличие в пище веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы. В состав пищи также должны входить витамины, минеральные элементы.

Организм человека не синтезирует витамины, поэтому если их будет недостаточно, развивается авитаминоз. Но, как всегда есть «но»…Например, кишечная палочка, которая обитает в кишечнике, вырабатывает витамины группы «В».

Витамин «С» повышает сопротивляемость организма. Нобелевский лауреат А. Поллинг рекомендовал употреблять до 1 грамма этого витамина в сутки. Но надо учитывать, что витамин «С» не накапливается в организме, излишки его выводятся, поэтому употребление больших доз не рекомендуется. Также при этом увеличивается нагрузка на почки.

Витамин «С» - это всем известная аскорбиновая кислота. Возможно, действие витамина «С» на микрофлору связано с тем, что этот витамин обладает кислотными свойствами. Как известно, большинство патогенных микроорганизмов хорошо развиваются в слабощелочной среде, поэтому кислая среда создает неблагоприятные условия для их размножения. Есть и исключения, например, возбудитель туберкулеза, размножается в кислой среде, а возбудитель холеры при рН 8-9, то есть в щелочной среде.

Чистая аскорбиновая кислота менее эффективна, ее действие проявляется сильнее в комплексе с другими витаминами, поэтому лучше употреблять продукты, где больше всего содержится этот и другие витамины.

Много аскорбиновой кислоты в плодах шиповника, черной смородине, красной смородине, облепихе, сладком перце. Высокое содержание витамина «С»: в укропе, петрушке, цветной капусте, апельсинах, клубнике, рябине. Достаточно много (50мг%) в белокочанной капусте, причем в квашенной капусте сохраняются значительные количества витамина «С». Довольно высокое содержание в мандаринах, щавеле, шпинате.

При простуде хорошо помогают лимоны. Кислотность лимона создает неблагоприятные условия для размножения микроорганизмов в ротовой полости, и конечно, лимоны содержат витамин «С».

Сопутствующие заболевания. Например, сахарный диабет, эндемический зоб снижают резистентность организма. Это связано с тем, что организм ослаблен различными заболеваниями, и бороться против инфекции ему сложно.

Состояние нервной системы. Утомления, стрессы понижают сопротивляемость организма. Слово «стресс» было предложено в 1935 году биологом с мировым именем Гансом Селье. Жизнь любого человека это история непрерывной борьбы со стрессом. Ганс Селье говорил: « Полная свобода от стресса означает смерть», далее он отмечает «способность к приспособлениям является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни человека…и возможно, что существует даже определенный параллелизм между жизненностью и способностью к адаптации».

2.3. Адаптация и сопротивляемость организма

Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления .

Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.) .

Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

Детям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма детей, а значит улучшает состояние их здоровья.

У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.


Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств

Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься от простудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма – закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях: ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде. Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гие любят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеются особые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Если постепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) на природе или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошей подготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересных при­мерах с закаливанием.)

Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказать ученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровый образ жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервы человеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­сти регулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиям здорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите - не дышите». Цель: Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние в зависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранение и расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­кого организма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении и состоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови в минуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­ном повышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человек умирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системами организма.

Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильности выбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяется сразу после окончания бега и через 1 мин.

Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хватало воздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха и его приходится прихватывать, открывая рот, - надо немедленно снизить скорость бега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом. Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыхание носовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половине бега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бега за 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.

Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязаная шапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», а летом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие дни необходима светлая шапочка с козырьком.

При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежать медленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогрева занимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зона сказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это время занимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любое дуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную, ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстро проделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осенью сразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться в открытом водоеме. При этом чем "горячее" спортсмен, тем лучше. Если уже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купаться очень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейся среде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколько раз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсем холодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. При затруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде, постепенно увеличивая время пребывания в ней.


Заключение

Особенностью использования естественных средств природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

Улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

Оптимизм;

Стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

Живость ума и улучшение памяти;

Творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

Морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

Радость общения с людьми.

Необходимо научить школьников сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.


Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3. занятия должны осуществляться систематически;

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);


В игровой или соревновательной форме. Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение двигательной активности детей с нарушением интеллекта и влияния игр в оздоровительной работе с младшими школьниками. К основным методам исследования отнесли: Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время занятий физической культурой, прогулок...

Подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31) Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников 2.1 Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, ...

Их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования Целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния родителей на физическое воспитание школьников. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить освещенность данного вопроса в...

С эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986). 1.3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи...

Осень принесла с собой не только похолодание и желтые листья, но и как уже мы привыкли наблюдать простуды , различного рода ОРЗ и конечно грипп . Всем известно, что профилактика какого-то ни было заболевания всегда проще, чем лечение. Не является исключением в этом списке и грипп. Какие меры профилактики помогут вам уберечься от этого неприятного недуга и повысить иммунитет рассказываем ниже.

Предотвращение гриппа предусматривает проведение широким фронтом общих гигиенических, а также специальных профилактических мероприятий. С чего же состоят эти меры? Начнем с самых простых, которые должны выполнять все заботящиеся о своем здоровье люди. Прежде всего, необходимо закалять организм. Ведь закаленные люди устойчивы к инфекционным заболеваниям, особенно простуд. Если они и заболевают, то переносят болезнь гораздо легче. Закалку достигают тренировкой, путем применения системы мер, направленных на приспособление организма к колебаниям температуры воздуха, влажности, атмосферного давления. У людей, которые недооценивают прогулки на свежем воздухе, недостаточно проветривают помещение, чаще возникает повторное заболевание дыхательных путей.

Закалка организма основывается на систематическом выполнении физических упражнений при постепенном увеличении нагрузки под контролем врача. Очень хорошие результаты дают такие методы закаливания, как физические упражнения на свежем воздухе, утренняя гимнастика, прогулки, активные игры, хождение босиком, летом - по песку, траве, асфальте, гравие; зимой - по полу, мокром полотенце, резиновом коврике; влажные обтирания, контрастные обливания (чередование холодной воды с горячей), плавание в бассейне, открытых водоемах.

Организм приобретает способность сопротивляться болезни и другим вредным факторам окружающей среды, когда человек правильно сочетает работу и отдых, отказывается от вредных для здоровья привычек - употребления алкоголя, курения и т.д.. Начинать закаливание лучше по приему воздушных ванн при температуре воздуха не ниже 20 °С. Летом эту процедуру можно делать на открытом воздухе. Начинать прогулки рекомендуется в благоприятную погоду, а со временем их следует осуществлять при любых погодных условиях.

Очень полезны водные процедуры

Общеизвестно, что в результате постоянного обтирания полотенцем, смоченным холодной водой, человек становится менее восприимчивым к простуде. Ведь при охлаждении тела, особенно ног, происходит спазм сосудов носа, уменьшается кровоснабжение слизистой оболочки, и она теряет способность сопротивляться проникновению бактерий и вирусов. Чтобы предотвратить это, следует систематически приучать свое тело к воздействию холода.

Этому способствуют вышеупомянутые обтирания полотенцем утром после зарядки и мытья ног холодной водой перед сном. Водное закаливание лучше начинать в теплое время года с температуры воды около 30 °С, которую постепенно снизить до 10 °С. Особенно хорошие результаты дают постоянные занятия в открытых бассейнах, открытых водоемах, где водные процедуры можно сочетать с физическими упражнениями, которые назначает врач в соответствии с возрастом и состоянием здоровья человека. Большого внимания и терпения требует закалки детей. Начинают его в первые месяцы жизни ребенка с воздушных ванн температуры 18-20°С в течение 15-20 мин.

Летом рекомендуется максимальное пребывание ребенка на свежем воздухе, зимой - прогулки по 1-2 часа два раза в день. Для детей 1-2 лет воздушные ванны можно сочетать с обливанием ног водой с постепенным снижением температуры ее с 30 до 22 °С. Старшим детям полезны контрастные обливания ног теплой и прохладной водой: температуры от 38 до 28 °С в начале и от 38 до 18 °С потом.

Кроме того, надо приучать детей целый год спать при открытой форточке. Детей старше 4 лет, следует учить ходить на лыжах, кататься на коньках, санках, играть в бадминтон, настольный теннис. Эти спортивные упражнения способствуют улучшению вентиляции легких, активизации процесса дыхания, уменьшению заболевания так называемые «простудные» болезни. Оздоровление детей с хроническими заболеваниями носоглотки (хроническим тонзиллитом , гайморитом) включает небольшие курсы (продолжительностью 7-10 дней) полоскания горла настоями ромашки, шалфея, календулы, смазывание миндалин раствором Люголя и разведенным соком коланхоэ с медом. Во избежание сезонной простуде важное значение имеет заблаговременная подготовка жилых, детских (дошкольных), школьных учебных и производственных помещений к осенне-зимнему периоду.

Кроме вышеупомянутого, для сопротивления организма различным инфекциям и вирусам важное значение имеет правильное дыхание.

Правильное дыхание обеспечивает нормальную работу легких, максимальное насыщение крови кислородом, выведение вредных газов из организма. Метод коррекции дыхания применяется теперь в лечении многих легочных и сердечнососудистых болезней. Основным гигиеническим требованием к процессу дыхания является дыхание через нос. Воздух, попадая в нос, нагревается там, а реснички клеток слизистой оболочки носа очищают его. Вдыхание воздуха через нос, а выдыхание через рот настоятельно рекомендуется лечебной физкультурой.

Если ребенок не может дышать носом, это свидетельствует о заболевании носоглотки (аденоиды , хронический тонзиллит, гайморит). Такого ребенка следует показать врачу. Заложенность носа у взрослых также признак болезни, возможно, достаточно серьезной. В период повышенной сезонной заболеваемости гриппом и острой респираторной вирусной инфекцией часто больным детям, пожилым и тем, у кого есть болезни хронические, рекомендуется принимать поливитаминные препараты типа Гексавит двумя циклами - осенью и весной. Полезно в это время употреблять витаминные настои шиповника, блюда, обогащенные витаминами, микроэлементами за счет использования фруктов и овощей, соков.

Соблюдайте эти несложные советы профилактики, и вы будете всегда здоровы.