Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение. Готовность к школьному обучению – что это такое

Анна Афанасьева
Готовность ребенка к обучению в школе

Проблема диагностирования тесным образом связана с задачами воспитательно-образовательной работы ДОУ. От психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка , вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой организации всей последующей воспитательной и учебной работы, а также опенки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Готовым к школе считается ребенок , который сможет без особых затруднений освоить школьную программу , находясь в коллективе сверстников. Психологическая это целый комплекс умений и психологических характеристик ребенка .

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации . Задача подготовки детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка . На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формы общения с окружающими - взрослыми и сверстниками - и коренным образом меняется отношение к самому себе. Основная черта этих новых форм общения - произвольность. Другая особенность заключается в том, что сиюминутные и непосредственные желания, а также ситуативные взаимоотношения ребенка , подчиняются логике и правилам всей ситуации в целом. Именно эти формы общения связаны с компонентами ведущей деятельности в младшем школьном возрасте , именно они обеспечивают ребенку безболезненный переход к новому периоду развития и создают условия для формирования полноценной учебной деятельности.

Основная цель психологической работы с детьми дошкольного возраста - выявление уровня готовности к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений , навыков для успешного усвоения учебного материала.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка . Это не разные виды готовности к школе , а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам ; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе . В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения . Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны , недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе .

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности . Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе , адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения : проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость - это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения .

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению . Выделяют следующие компоненты психологической готовности : интеллектуальная, личностная (или мотивационная, и эмоционально - волевая готовность к школе .

Личностная готовность ребенка к школе . Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника , имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками , особое положение в обществе. Готовность этого типа , личностная готовность , выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу . Как правило, детей привлекает следующие моменты : «Мне форму купят красивую» , «У меня будет новенький ранец и пенал» , «В школе Боря учится , он мой друг.» .

Внешние аксессуары школьной жизни , желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику . Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа» , «Люблю писать» , «Научусь читать» , «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать» , «В школе буду задачи решать » ). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника . Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх , к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе . Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе , а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе .

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть . Показатели интеллектуального развития. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.

Другой показатель интеллектуального развития ребенка - умение ориентироваться на систему признаков. Этот показатель позволит выявить, сколько признаков может одновременно учитывать ребенок при выполнении того или иного задания. Способность ориентироваться на ряд связанных признаков одновременно только складывается к началу школьного обучения , однако она принципиально важна для усвоения учебного содержания.

Тесно связано с интеллектуальным развитием развитие речи ребенка . Шести-семилетний ребенок должен не только уметь формулировать сложные высказывания, но и хорошо понимать смысл различных грамматических конструкций, в которых формулируются объяснения на уроке, даются инструкции к работе, иметь богатый словарный запас.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности » к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности

Многие родители шестилеток очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными нагрузками.

Раздел нашего сайта «Подготовка детей к школе» предназначен для определения готовности ребёнка к школе. Использовать его могут как специалисты, так и родители. Кроме того вы найдете материалы для подготовки детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:

1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.

2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.

4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».

5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.

6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.

7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.

8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.

9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.

Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина, Г.Витцлак, Й.Шванцара и другие предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.

Немецкий психолог Г.Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Эту точку зрения разделял А.В.Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.

Таким образом, психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е.Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе.

Психомоторную (функциональную);

Интеллектуальную;

Эмоционально-волевую;

Мотивационную;

Личностную;

Социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций - создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1. запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2. представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3. достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания.

4. определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия - умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

е) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

1. произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

3. новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами.

4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность - является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

2. мотивационная готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению - произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям. В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования - важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. вне ситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность - общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками - формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Известно, что семилетние (а особенно шестилетние) дети обладают целым рядом морфологических, физиологических и психологических особенностей, которые определяют их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость. Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»).

Специальные исследования показали, что «неготовыми» к школе оказываются дети с некоторыми заболеваниями или функциональными отклонениями в состоянии здоровья, с отставанием биологического возраста или недостаточным развитием некоторых психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью (уровнем развития психики, речи и моторики - координации движений пальцев рук). Недостаточный уровень готовности к школе детей по психофизиологическим показателям часто сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение, связанное с выполнением школьных требований, может приводить к переутомлению и ухудшению здоровья детей за счет функциональных нарушений, обострения имеющихся или возникновения новых хронических заболеваний. Все это диктует необходимость определения готовности детей к обучению в школе.

Оценка готовности к обучению проводится комплексно и предусматривает тщательное медицинское обследование (в сентябре- октябре года, предшествующего поступлению в школу) с проведением психофизиологического исследования для определения функциональной готовности детей. Всех детей должны осмотреть педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург (ортопед) и по показаниям - другие специалисты. Результаты медицинского обследования заносятся в форму № 026/у.

Медицинское обследование позволяет выделить группу риска детей, не готовых к обучению в школе по состоянию здоровья. В нее входят дети с отставанием биологического развития, функциональными отклонениями (невротическими реакциями, логоневрозом, гипертрофией небных миндалин), часто болеющие (более 4 раз в год), длительно болеющие (25 дней и более), с хроническими заболеваниями. Им назначают оздоровительные и лечебные мероприятия и повторно (в феврале-марте) обследуют. Заключение о степени готовности ребенка к школе дает по совокупности данных медико-педагогическая комиссия при детской поликлинике, в которую входят педиатр, врач школы, педагог, логопед.

В первый класс можно принимать детей, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, с согласия родителей и при наличии заключения медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению (СанПиН 2/4/2/782-99).

Существуют следующие медицинские критерии при обследовании ребенка:

    уровень биологического развития;

    состояние здоровья перед поступлением в школу;

    острая заболеваемость за предшествующий год.

Существует два психофизиологических критерия при обследовании ребенка:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека;

    качество звукопроизношения.

Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга (тест Керна-Ирасека) и речи (качество звукопроизношения).

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских показаний к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста, отстающие в биологическом развитии, выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 баллов и более, а также имеющие дефекты звукопроизношения.

Существуют следующие медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста:

1) заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

    инфекционный гепатит;

    пиелонефрит;

    миокардит неревматический;

    менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

    туберкулез;

    ревматизм в активной форме;

    болезни крови;

    острые респираторные вирусные заболевания 4 раз и более;

2) хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

    вегетососудистая дистония: по гипотоническому (артериальное давление - 80 мм рт. ст.) или гипертоническому (артериальное давление - 115 мм рт. ст.) типу;

    ревматический или врожденный порок сердца;

    хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года);

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

    анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г%);

    гипертрофия небных миндалин IIIстепени;

    аденоидные вегетации IIIстепени, хронический аденоидит;

    тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

    эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);

    неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.);

    задержка психического развития;

    детский церебральный паралич;

    травма черепа, перенесенная в текущем году;

    эпилепсия, эпилептиформный синдром;

    экзема, нейродермит (при распространении кожных изменений);

    миопия с наклонностью прогрессировать (более 2,0 диоптрий).

Методические рекомендации к проведению теста Керна -Ирасека. Тест Керна-Ирасека - ориентировочный тест «школьной зрелости» - может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Рис. 5.7. Результаты теста Керна-Ирасека:

а - первое задание; б - второе задание; в - третье задание (цифрами указаны баллы)

Тест состоит из трех заданий:

    рисунок человека;

    срисовывание короткой фразы из трех слов («он ел суп»);

    срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания. К первому заданию дается следующая инструкция: здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как сумеешь. Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунков запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается подбодрить ребенка, если он не может начать работу, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал, рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать «тетю», необходимо объяснить, что все рисуют «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее нарисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру. После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Для выполнения второго задания необходимо приготовить карточки размером 7-8 см на 13-14 см, на которых пишется рукописная фраза «Он ел суп». Вертикальный размер строчных букв составляет 1 см, заглавных - 1,5 см. Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, то следует подсказать ребенку, что нужно написать его выше или ниже.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения третьего задания. После выполнения ребенком второго задания первую карточку у него отбирают и на ее место кладут вторую, на которой изображено 10 точек, расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - составляет 1 см, диаметр точек - 2 мм.

К третьему заданию дается следующая инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа (показать, где)».

Каждое задание оценивается от 1 балла (наилучшая оценка) до 5 баллов (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 5.7.

При первом задании:

1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. Она должна быть не больше, чем туловище. На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды;

    2 балла - выполнены все требования, как при оценке 1 балл. Могут отсутствовать три части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица;

    3 балла - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног;

    4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией;

    5 баллов - отсутствует ясное изображение туловище и конечности. Каракули.

При втором задании ориентируются на следующие критерии:

    1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза. Они образуют три слова. Строка отклоняется от прямой линии не более чем на 30°;

    3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы;

    4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма;

    5 баллов - каракули.

При оценке третьего задания применяют следующие критерии:

    1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры. Увеличение возможно не более чем вдвое;

    2 балла - возможно незначительное уменьшение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек;

    3 балла - группа точек похожа на образец. Может быть нарушена симметрия всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Может быть меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20);

    4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественно. Другие изображения (например, линии) недопустимы;

    5 баллов - каракули.

Сумма баллов при выполнении трех заданий представляет общий результат исследований.

Исследование качества звукопроизношения (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислить вслух предметы, в названии которых встречаются буквы «Р», «Л», «С», «3», «Ц», «Ж», «Ч», «Щ» в начале, середине и конце слова, например:

    «рак, ведро, топор»;

    «лопата, белка, стул»;

    «заяц, коза, воз»;

    «цапля, яйцо, огурец»;

    «жук, лыжи, нож»;

    «шишка, кошка, мышь»;

    «чай, бабочка, ключ»;

    «щетка, ящерица, плащ».

Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь .

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Консультация для родителей подготовительной группы.

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки» в Центре детского творчества.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.