Египетский фараон эхнатон и единобожие. Атон - солнечный диск, единый бог

Единый бог Египта при фараоне-реформаторе

Религиозный реформатор фараон Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом единственного бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.

Первоначально Атон изображался как человек с головой сокола и диска солнца с уреем (змеей). Но вскоре стал изображаться в виде диска самого солнца с многочисленными солнечными лучами, каждое из которых оканчивалось кистью руки. Некоторые из этих рук держат знаки анха и протягивают их к носу фараона и членам его семьи. Нос - проводник дыхания, а значит, и самой жизни в понимании египтян. То есть такой жест означает и благословение, и наделение жизнью, и защиту и покровительство.

Молитвы и гимны к Aтону были найдены в могилах в эль-Амарне. Там они заменяли обычные погребальные тексты. Самым известным является так называемый Большой Гимн к Aтону, возможно, написанный непосредственно фараоном. Гимн хвалит славу Атона. Хотя мотивы гимна не были новы, но теперь они использовались без любых мифологических намеков и упоминания других богов. Исследователи отмечают, что текст гимна имеет много общего с Псалмом 104 из Библии.

Культ, не завоевавший прочные позиции

Официальный культ Атона не смог вытеснить веру в других традиционных богов. Например, в деревне рабочих в восточном районе Амарны были раскопаны многочисленные амулеты традиционных богов, так же как и небольшие частные молельни, посвященные вероисповеданию предков, но не показывающих следов официальной религии.

После смерти Эхнатона и отказа от Атона, храмы, посвященные Атону, были демонтированы, а камни были использованы в качестве строительного материала для других храмов и сооружений. Имя религиозного реформатора старательно стиралось и вымарывалось, чтобы искоренить малейшие основания для памяти об этом человеке. Однако, не смотря на все старания жрецов Амона, вернувших себе былое положение, это им сделать в полном объеме не удалось.

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца.

Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон...

"Поскольку время не имеет начала, вредоносные духи жили в непрерывном кружении иллюзий и страданий, которые происходили в силу их собственных злых действий и неблагоприятных обстоятельств, несущих их подобно ветру. Когда они умирали, то неизбежно погружались в самые глубины низших сфер.

Крюком сострадания я вылавливаю этих злых духов, поднося им мою тёплую кровь и плоть как пищу. Посредством добродетели и сострадания бодхичитты я преобразую способ, которым они видят всё, и делаю их своими...

УЧЕНИЯ МЕЛХИСЕДЕКА В ЛЕВАНТЕ

Подобно тому, как Индия породила многие религии и философии восточной Азии, так Левант стал родиной вероучений Запада. Салимские миссионеры распространились на всю юго-западную Азию - Палестину, Месопотамию, Египет, Иран и Аравию, повсюду провозглашая благую весть евангелия Макивенты Мелхиседека.

В некоторых из этих стран их учения принесли плоды; в других миссионерская деятельность протекала с переменным успехом. В одних случаях неудачи объяснялись...

Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю изложения, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VI - VI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов.

В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытыным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики...

Ислам - последняя великая религия в истории человечества, настоящая “седьмая печать” эры духовного спасения, явившаяся по-настоящему глубоким и всеобъемлющим синтезом многотысячелетней культуры Востока. Ислам вобрал в себя и переработал все основные мифы и архетипы предшествующих культур, за исключением религий Индии и Китая.

Поэтому совершенно оправданными являются попытки различных исследователей найти в мусульманской традиции иудейские, зороастрийские, античные, христианские и гностические...

На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который первым из правителей, задумался над тем, почему люди поклоняются многим богам. Это был фараон 18-й династии Аменофис IV, сын Аменофиса III и Тий (Тейе). Он родился в 1378 году до н.э.

Отцом фараона-реформатора был фараон-солнце Аменхотепа III и "великая царская супруга" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного...

В наш ВЕК ДЕГРАДАЦИИ (Кали Югу) и невежества для человечества существует множество искушений и извращений. Люди превращаются в планетарных вампиров, которые вырубают леса, уничтожают растения и животных, насилуют Землю-Матушку, выкачивая из её недр нефть, газ и полезные ископаемые.

Если в XIX веке человечество добывало уголь, в ХХ веке нефть, то в XXI веке наилучшим сырьём для топлива будет уран. Атомоходы уже существуют, и возможно, что появятся атомовозы (заменители тепловозов) и автомобили...

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

  • его женой была известная Нефертити , чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
  • его сыном был Тутанхамон , чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
  • он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу — ввёл единобожие (монотеизм). Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Ранние годы

Cын фараона Аменхотепа III и царицы Тейе с рождения получил имя Аменхотеп IV, и ещё в свои ранние годы он стал соправителем отца. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра. Став самостоятельным правителем после смерти отца, Аменхотеп IV первое время, видимо, также почитал Амона, на первых памятниках он изображен молящимся Амону-Ра. Однако вскоре фараон Аменхотеп IV начал проводить религиозные реформы.

Единобожие в древнем Египте — культ бога Атона.

Причины, заставившие нового фараона ввести монотеизм (единобожие) в древнем Египте, в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. В то время народы Египта почитали великое множество богов, каждый город мог поклоняться своему божеству. Посредниками между людьми и многочисленными богами служили очень влиятельные жрецы, замена всего пантеона богов на одного, единого для всех бога, могла ослабить власть жрецов и усилить власть фараона Аменхотепа IV , как проводника новой религии единобожия. Введение в стране единобожия (монотеизма) могло объединить народ и усилить государство.

На третий год своего правления новый фараон Аменхотеп IV начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск.

Бог Атон изображался в виде человека с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

На пятом году своего правления Аменхотеп IV изменил своё прежнее имя, переводящееся как «Амон доволен». Себя фараон Аменхотеп IV объявил сыном бога Солнца – ЭхнАтоном - «живой дух Атона».

Имена его ближайших родственников также были изменены. Г лавная жена фараона получила новое имя «Нефер-Неферу-Атон Неферт-ити» (др.-егип. Nfr-nfrw-Jtn-Nfr.t-jty), что означает - «Прекраснейшая из красавиц Атона. Красавица пришла». Учёные считают слово «Ити» - «пришла» в её имени свидетельствует о том, что царица Нефертити была чужестранкой , достигшей вершин власти. Нефертити пришла из другой страны и получила имя «Красавица пришла» - «Неферт-ити ». Будущая царица родилась примерно в 1370 году до н. э. в Митаннийском царстве.

Нефертити не была по рождению египтянкой, она была белокожей и принадлежала жителей древнего царства Митанни, расположенного в Малой Азии.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы Ахет-Атона . Позже мумия Эхнатона была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Ещё в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетическая и генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона.

После смерти Эхнатона новая столица Ахет-Атон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.

Невозможно описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

В качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, - результат длительного существования...

О религии додинастического периода известно очень мало. Необходимо учитывать, что письменности в то время не было, уяснить все нюансы того времени мы не в состоянии. Поэтому большую часть информации мы получаем из современной этнографии, в частности африканистики - эта дисциплина помогает понять, каким могло быть мышление древних египтян.

Поэтому я полагаю, что такой сравнительный метод правомерен.

Боги и цари Древнего Египта

Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является...

Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем - Pa - отождествлялись главные местные божества.

В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или...

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца.

Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон...

Слово бог, по-египетски нетер, в древнем Египте имело совсем иное значение, чему нас или у греков и римлян. Нетер значило возвышенный, достопочтенный; небо, солнце, земля, Нил - были петеры, точно так же, - герои прошедших времен.

Основатели и строители государства; даже каждый царь был петер, если он в самом деле был тем, чем должен был быть, - защитником и попечителем страны; и ему воздвигались алтари, точно так как добрый сын молился, ежедневно перед идолом своего отца и приносил жертвы на...

Перейдем теперь к центральному культу скифской-славянской - арийской религии. Все перечисленные выше божественные сущности, обладающие различными свойствами, отражающими реальное многообразие мира, были все же второстепенными ипостасями единого верховного божества, символом которого служило бесконечное голубое Небо.

Его главная ипостась, "сын божий", Первопричина, творческая сила, создающая мир, обозначалась как "Солнце", неиссякаемый источник энергии.

Активное начало божественной сущности...

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду.

Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра...

Даждьбог

Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как - Щедрый бог. Символ - Солнечный диск.

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он - веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является...

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра.

Около 1375 г. до н. э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек.

Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?

Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.

Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Атоном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.

О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворен!

На небосклоне восточном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой.

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.

Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.

На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.

Когда исчезаешь, покинув западный небосклон

Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.

Очи не видят очей.

В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.

Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.

Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.

Тьмой вместо света повита немая земля,

Ибо создатель ее покоится за горизонтом.

Только с Заходом твоим вновь расцветает она.

Подобно Атону, сияешь на небосклоне,

Мрак разгоняя лучами.

Празднуют Верхний и Нижний Египет

Свое пробужденье.

На ноги поднял ты обе страны.

Тела освежив омовеньем, одежды надев

И воздев молитвенно руки,

Люди восход славословят.

Верхний и Нижний Египет берутся за труд.

Пастбищам рады стада.

Зеленеют деревья и травы.

Птицы из гнезд вылетают,

Взмахом крыла явленье твое прославляя.

Скачут, резвятся четвероногие твари земные.

Оживают пернатые с каждым восходом твоим.

Корабельщики правят на север, плывут и на юг.

Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.

Перед лицом твоим рыба играет в реке.

Пронизал ты лучами пучину морскую.

Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М. Э. Матье:

Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,

Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.

О бог единый,

Нет другого, подобного ему!

Ты создал землю по своему желанию, ты один,

Людей, всякий крупный и мелкий скот,

Все, что ходит по земле ногами,

Все, что в вышине летает на своих крыльях…

Ты творишь миллионы образов из одного себя,

Города, селения, поля, дорогу и поток…

Ты в сердце моем,

Нет другого, познавшего тебя…

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано:

«Ты в сердце моем,

Нет другого, познавшего тебя».

Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.

Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.

И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»

Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.

Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.

Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой истории - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.

Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:

«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».

Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь… когда я не обладал имуществом… И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам… хотя я и был на последнем месте… (раньше) я просил хлеба».

Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.

…Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.

Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 1 Атон – истинный бог Оказавшись среди прекрасных дворцов и пышной зелени своего нового города, Эхнатон, которому теперь исполнилось двадцать два года, полностью посвятил себя разработке своей религиозной системы. Соответственно, нам необходимо ознакомиться с

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 2 Атон – милосердный отец всего сущего Амон-Ра и все старые боги Египта являлись не кем иным, как обожествленными смертными, наделенными необычайной, хотя и ограниченной властью, и сохраняли во многом человеческие привычки и черты характера. Другие боги, как мы

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Атон - личный бог царя и источник абсолютной истины Бог Атон, в отличие от традиционных египетских богов, не имел человеческого облика (либо облика человека с головой животного): он изображается непосредственно как солнечный диск, устремленные к земле лучи которого